О нем и святой Епифаний так отзывается: «Блаженнейший оный старец Ириней.... муж, исполненный всеми дарами Смятого Духа, уготованный Богом на брань, как мужественный подвижник, и снабженный, и украшенный небесным оружием для совершения великих подвигов, помощью истинной веры и познаний своих, низложил и опроверг все ложные еретические мудрования» 7 . О творениях святого Иринея блаженный Иероним 8 говорит, что на них Отцы Церкви опирались в спорах своих с еретиками; и называет Иринея 9 не только Епископом и Мучеником, но и мужем Апостольским. Святой Василий Великий воспользовался его авторитетом в доказательстве Божественности Святого Духа 10 . Им же пользовался и блаженный Августин в спорах своих с пелагианами, и называл Иринея древним человеком Божиим 11 . Сюда же можно отнести и то, что, по свидетельству Евсевия, Климент Александрийский 12 и святой Кирилл Иерусалимский 13 упоминают о Иринее с большим уважением и похвалой. Феодорит называет Иринея светилом западных Галлов 14 , а Тертуллиан поставляет его в числе мужей, знаменитых святостью и просвещением, кои опровергали все, появлявшиеся в их время, ереси, и называет сию любознательнейшим исследователем всех наук 15 . И, действительно, читая его творения, всякий легко может заметить, что сей блаженный Пастырь и учитель Церкви знал, не только все священные, но и светские науки, – знал всех древних поэтов и философов, мнения которых, нередко и приводил в своих сочинениях 16 . Боссюэт так, отзывается о святом Иринее: «Сей знаменитый Лионский Епископ был украшением Галликанской Церкви, которую он основал и утвердил, и своей кровью, и своим учением» 17 . Святой Ириней писал на Греческом языке. Впрочем, до нас дошли его творения на Латинском; Греческий же подлинник их почти весь затерян, исключая то, что Епифаний сохранил для нас из первой книги против ересей, и кроме некоторых незначительных отрывков, встречающихся у других ученых мужей древности. Известные мысли святого Иринея о Церкви суть извлечение из его творения, под именем книг против ересей. Мысли сии важны для Христиан, потому что они принадлежат одному из древнейших, просвещеннейших и благочестивейших Отцов и Учителей Христианской Церкви. Святого Иринея, Епископа Лионского о том, что при исследовании божественных таинств никогда не должно уклоняться от правила истины и от верного понятия о Боге, и что должно верить священному писанию, а не углубляться в исследование того, что превосходит пределы нашего разума

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Одна из постоянных участниц этого семинара по собственной инициативе приносила с собой диктофон, и вот эти беседы перед нами. В переводе их с разговорного языка в письменную форму приняли участие батюшкины друзья и духовные чада: Ольга Меньшикова, Алексей Горбань, Анна Латушинская, Леонид Кондратьев и Дмитрий Татаренков. Руководил этой работой иерей Вадим Ружицкий. В выпуске книги помогли друзья отца Георгия по 2-й московской школе, друзья-коллеги времен работы его на научном поприще и духовные чада. Через полтора года после этого Великого поста батюшки не стало. Его отпевание в построенном им Успенском храме города Курчатова, не вместившем всех желающих соборно помолиться об упокоении души новопреставленного, совершил архиепископ Курский и Рыльский Герман в сослужении нескольких десятков священников и дьяконов. «Уже с первого разговора с отцом Георгием, – сказал владыка Герман в своем слове на отпевании, – я понял, что это добрый, ревностный, высокообразованный, культурный, просвещенный пастырь. Отец Георгий любил Бога, Святую Церковь , людей и отдавал пастырскому служению всего себя. Поэтому мы смеем надеяться, что Господь Бог упокоит его душу в селениях праведных и воздаст ему, как верному своему служителю, достойную награду. Аминь». Елена Нейфах   «Отцы составляли свои наставления, применяясь к обстоятельствам времени и к положению тех иноков, которым они посвящали труд свой. По этой причине почти все монашеские сочинения святых Отцов имеют свою особенную цель, свою односторонность. По этой причине и в цветущие времена монашества невозможно было каждому иноку приложить к себе сряду все, что написали Отцы: тем более такое приложение невозможно в наши времена, и многие, попытавшиеся сделать это, потрудившись много, приобрели очень мало. В наше время, когда мы отделены многими веками от обычаев и положения, в недре которых жительствовали и произносили свое учение Отцы, применение учения их к современному положению иночества в нашем отечестве представилось особенно нужным и обещающим принести пользу». Так обосновывал целесообразность своих трудов святитель Игнатий (Брянчанинов) (Поли. собр. творений. Т. V. Заключение. О удобоприменимости изложенных правил к положению современного монашества). С тех пор прошло полторы сотни лет. Вряд ли в истории человечества был период, когда условия жизни менялись бы столь стремительно, как за этот срок. Теперь очевидна необходимость, для удобовосприятия современными христианами, перелагать и растолковывать не только древних Отцов, но и самого святителя Игнатия, святителя Феофана Затворника , преподобных Оптинских старцев и иных великих подвижников XIX века. Для этой цели и был поднят труд по подготовке к изданию данной книги. Существенным ее отличием от трудов святителя Игнатия является то, что она обращена не к монашествующим (хотя надеемся, что и монахи смогут почерпнуть из нее много полезного), а к мирянам.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Первая рукопись сборника из Архива Синода (л. 1–45) является “беловым” 12 списком Похвального слова Сергия (Шелони­на), дошедшим до нас с небольшими утратами. От первоначального объема этого списка (составлявшего 49 листов) в нем сохранилось 45 листов 13 . Среди 4-х утраченных листов находился и первый лист этой рукописи, вместе с которым были утеряны заглавие Похвального слова и имя его автора 14 . Время создания “белового” списка Похвального слова русским преподобным относится к 40 м гг. XVII в. 15 . В его написании принимали участие два писца, одним из которых был сам Сергий (Шелонин), а вторым — его неизвестный помощник 16 . Одновременно с созданием этого списка Сергий (Шелонин) про­ставил на его полях множество разнообразных помет (ука­заний дней памяти святых, ссылок на литературные источники его Слова и т. д.), которые были сделаны им теми же чернилами, что и основной текст 17 . Итак, как показывает палеографический анализ обоих дошедших до нас списков Похвального слова русским преподобным (“черновика” и его “беловой” рукописи), оба они были написаны в 40 е гг. XVII в. 18 . По-видимому, и время работы Сергия (Шелонина) над этим произведением следует датировать 40-ми гг. XVII в. Однако замысел написать Похвалу преподобным отцам, просиявшим в его родной земле, по-видимому, возник у Сергия (Шелонина) еще раньше — в конце 1630-х гг., когда он занимался редактированием древних патериков (Египетского, Скитского, Синайского и др.) 19 и собственноручно переписал слова волоколамского писателя XVI в. Досифея Топоркова о том, что и в русской земле есть немало преподобных отцов, “иже не хуждьше зд å писанных” 20 . Впоследствии эта мысль (о равном достоинстве русских святых с великими подвижниками древности) нашла воплощение в созданном Сергием (Шелониным) Похвальном слове русским преподобным. Согласно замыслу его создателя, это сочинение должно было стать одним из уставных чтений в субботу “сыр­ную” (когда Церковь празднует память всех преподобных отцов), и тем самым дополнить ряд похвальных слов, посвященных древним преподобным отцам 21 , новым торжественным словом, написанным в честь русских преподобных.

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

С юных лет ощутив духовную ревность к подвижничеству, Петр (мирское имя преподобного) Величковский покинул стены Киевской духовной академии и устремился на поиски старца, в послушании которому он надеялся овладеть наукой из наук – духовному монашескому деланию – посту, молитве, и взойти на лествицу духовных добродетелей. Но надеждам его не суждено было сбыться: оскудение Церкви живыми сосудами благодати, духовное невежество, воцарившееся тогда во многих обителях, привели юного подвижника после длительных странствий по монастырям Малороссии, Молдавии и Афона к отшельничеству – по сути, к духовному одиночеству. И здесь, в святогорском уединении, преподобный обрел источник спасительного наставления и совета – писания богомудрых отцов-подвижников, запечатлевших опыт Богообщения в своих творениях. Открыв для себя значимость и животворную силу этих писаний, старец Паисий всю свою последующую жизнь посвятил собиранию этих произведений на языке подлинника (греческом) и духовно точному переводу на славянский, т. к. старые переводы были во многом неточны и порой искажали подлинный смысл текста. А поиск верных списков этих произведений был связан с огромными трудностями – к этому времени и на Афоне почти полностью угас интерес к духовному просвещению. Здесь важно отметить, что самоотверженные разыскания старца Паисия, не жалевшего ни сил, ни скудных средств для приобретения драгоценных рукописей, проложили дорогу к созданию выдающейся антологии святоотеческой аскетики, получившей название «Добротолюбие» – (греч. – «Филокалия»), которую несколько позже составил и издал преподобный Макарий Коринфский в 1782 году в Венеции 2 . Вокруг духоносного старца образовалось большое единомысленное и единодушное братство, последовавшее за ним из Афона в Молдовлахию. Там, в Драгомирне, Секуле, а затем Нямецкой лавре подвиг Преподобного по переводу святоотеческих творений и воспитанию верных учеников в духе и силе древних отцов достиг полноты и завершился кончиной старца в 1 794 году. Множество учеников старца вернулось в Россию, и здесь они стали духовной закваской, буквально преобразившей монашескую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Следующим аудитории был представлен доклад иеромонаха Никандра (Пилишина), благочинного монастырей Вологодской епархии , «Изучение Священного Писания и святоотеческих творений в духовной жизни монаха — опыт современных египетских монастырей». Доклад прочел игумен Игнатий (Молчанов). Автор подробно раскрыл тему, которая до этого уже неоднократно затрагивалась участниками конференции: роль Писания как одного из основополагающих элементов в жизни монаха, творческое применение Богодухновенных книг и святоотеческого наследия в аскетической практике. Призыв Евангелия к личному совершенству через отречение от привязанности к миру вдохновил некогда основоположника пустынножительства преподобного Антония Великого. И сегодня в коптских монастырях соблюдается традиция знания в совершенстве, наизусть текстов Евангелия и Псалтири. Священное Писание не только читают за богослужением и в келии, слышат в поучениях духовников — оно буквально растворено во всей жизни монашествующих. Помимо этого, одним из послушаний египетских монастырей является сегодня перевод, редактирование и издание на современный арабский язык ключевых святоотеческих текстов. Отец Никандр рассказал в своем докладе о подвижнике отце Матте Аль-Мискин (1919−2006), основавшем со своими учениками пустынножительство по традиции древних отцов, а затем восстановившем монастырь преподобного Макария Великого в Нитрийской пустыне. Последователи о. Матты в Коптской Церкви многочисленны. Как правило, это молодые люди с университетским образованием, продолжающие изучать в обители памятники аскетической литературы и труды современных богословов, а также духовное наследие других конфессий  и  особенно Православия. В Коптской Церкви сегодня поддерживается общежительная традиция, но не строго общинной жизни, а с элементами отшельничества — с меньшим числом общих трапез и братских молитв. В наше время это позволяет идти иноческим путем людям разного темперамента и разных способностей. Удивительным сегодня является тот факт, что монахам удается успешно совмещать духовные труды по изучению Писания и богословских текстов с активным социальным служением, заметил отец Никандр.

http://patriarchia.ru/db/text/5305492.ht...

Одушевляемые тою-же ревностью о распространении света истины, и последующие пастыри и руководители Церквей Славянских усердно передавали Отеческие творения на понятном для Славян языке. Им обязаны мы переводом: писаний св. Мефодия Патарского 16 , вопросов и ответов Сильвестра и Антония 17 , поучений Аввы Дорофея 18 , св. Нила 19 , Максима Исповедника 20 , Феодора Студита 21 , Диоптры инока Филиппа 22 , Маргарита Златоустого 23 , писаний Исаака Сирина 24 , Дионисия Ареопагита 25 , Петра Дамаскина 26 , Симеона нового Богослова 27 , Григория Синаита 28 . Большая часть сих творений принадлежит к аскетической литературе: к ним ещё должно присоединить писания св. Василия Великого , Ефрема Сирина , ещё не вошедшие в настоящее обозрение. Высокое достоинство духовных творений древних подвижников, распространение образования преимущественно из монастырей, чрез иноков, и общее уважение к жизни иноческой, как высшему проявлению на земле совершенства Христианского, были причиною, что более переводились творения иноческие: но искреннее благочестие всегда могло находить в них достаточно уроков и для общего назидания. Примечательное событие представляет история перевода Лествицы. По разнообразию её списков, в XIV столетии предпринято было в Сербии исправление древнего её перевода. Сам князь Георгий Бранковичь принял участие в этом деле: он не только собрал лучшие списки Лествицы, Греческие и Славянские, но и призвал многолетных старцев из монастырей Афонских в Смедерево, чтобы они пересмотрели разнообразные списки древнего перевода, сделали его яснее, и привели книгу в лучший порядок. Из этого видно, как и мирская власть дорожила делом иноческим 29 . Подобным образом, в переводе толкования на слова св. Григория Богослова , обращение переводчика к князю заставляет предполагать влияние князя на появление этого перевода, столь необходимого для разумная малопонятных, и по высоте Богомудрия и по древности языка, слов св. Григория 30 . Но были и другие потребности, которые побуждали знакомиться с писаниями Греческих просвещённых пастырей. Так нужда бороться с Латинянами вызвала к переводу полемических сочинений св. Григория Паламы и другого архиепископа Солунского Нила 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

У нас есть возможность заимствовать из их сочинений прекрасные образцы пастырского служения и методы действования в различных житейских ситуациях. Вникая в творения богопросвещенных пастырей, их современный преемник приобретает духовную опытность, необходимую для руководства пасомых. В числе преподобных отцов, творения которых дошли до нас, много священников: Макарий Великий , Нил Синайский , Исидор Пелусиот , Иоанн Кассиан Римлянин , Исихий Иерусалимский , Зосима Палестинский . Среди подвижников древней Церкви были и пастыри, не имевшие иерейского сана: преподобные Антоний Великий , Аммон, Ефрем Сирин , Орсисий Тавенисиотский, Марк Подвижник , Исаия Отшельник, Иоанн Карпафский , блаженный Иперехий, Евагрий Понтийский и Стефан Фиваидский. Эти святые пастыри сумели освободиться от «внутренних уз, и преград, и от тьмы духов злобы, то есть от действий сокровенных страстей» 3 . Однажды загоревшись любовью к Богу, они не переставали пламенеть ею до самой смерти, зажигая этим пламенем многие человеческие души. Так, изречения преподобного Антония Великого «в неисчетном множестве переходили из уст в уста, составляя как бы ходячий устав подвижничества, и вошли, наконец, в сборники» 4 . Ими пользовались, по ним учились великие пастыри Церкви Христовой: святители Афанасий Великий , Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Григорий Палама , преподобные Исаак Сирин , Иоанн Дамаскин , Симеон Новый Богослов , Григорий Синаит , а также и наши русские подвижники благочестия: преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий Радонежский, Валаамские подвижники, преподобные Серафим Саровский , Паисий (Величковский) и его последователи в лице Оптинских старцев. В творениях древних подвижников IV-V веков мы находим ответы на такие вопросы, касающиеся пастырского служения, как отношение пастыря к миру, соблазнам и скорбям; молитвенное делание; самообразование; духовничество; совершение богослужения; духовное окормление; учительство; пастырские искушения; исповедание веры во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt...

29. Жизнь монаха должна быть подобна жизни ангельской и испепелять грех 887 . Жизнь монахов есть жертва всесожжения кающихся 888 . 30. Жизнь монаха должна ясно свидетельствовать, что члены его мертвы для греха. Пусть образцом для тебя, [монаше,] служит жизнь святого Иоанна [Предтечи]. 31. Да избежит монах бури бесовской; хоровод Ангелов пусть окружает монахов мирной тишиной 889 . 32. Когда [в душе] поднимается буря бесовская, тогда монах должен укрощать [в первую очередь] яростное начало души 890 . Ибо жизнь монаха познается через [его] терпение и кротость. 33. Монах, пламенеющий духом 891 , изгоняет прочь диавола, а монах, неправедно завидующий брату, наоборот, привлекает диавола к себе. Вместе с пятью неразумными девами вне [Царства Небесного] окажется он, не снабдивший маслом светильник свой 892 . 34. Закваска порока не должна даже и именоваться у монахов 893 . 35. «Солнце да не зайдет во гневе» ( Еф. 4, 26 ) «монаха» 894 . 36. Монах, сохраняющий [внутренний] покой, не приводит [никогда] в смятение братий; монах же крикливый приводит в смятение весь монастырь. 37. Не отказывайся, монаше, от звуков псалмопения, ибо оно есть песнь ангельская 895 . 38. Монах должен избегать звуков диавольских зрелищ, ибо они есть прелесть бесовская 896 . 39. Пусть на челе твоем, монаше, всегда будет Крест Христов, а в сердце твоем, подвижниче, пусть всегда будет страх Божий. 40. Безмолвие монаха, сопровождаемое чистотой сердечной, воздает [должное] почитание Святому Духу. 41. Добрый нрав монаха порождает братолюбие и изгоняет [из среды братий] всякие споры. 42. Монах, соединенный с Господом, не должен предавать себя диаволу, чтобы не быть посрамленным пред Брачным Чертогом. 43. Непобедимый щит монаха – ангельская песнь на устах его; но [и эта] песнь, любимая им сверх меры, является смертью для него 897 . 44. Сокровище монаха – добровольная нестяжательность; божественнейшим будет тот монах, который избрал ее 898 . 45. Собирай себе, монаше, сокровище «на небе» ( Мф. 6, 20 ); там – бесконечные века твоего отдохновения 899 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

II, 3. Задаток неизреченного благодеяния Духа мы, верующие, получили через святое и трижды блаженное призывание [Святой Троицы] в [Таинстве] Крещения 423 для возрастания и преуспеяния в совершенном наследии [Царства Небесного] и для приумножения таланта ( Мф. 25, 14–30 ; Лк. 19, 12–27 ), доверившись великому и чистому таинству. Ибо Божественный Дух Утешитель, данный апостолам, а через них – единственной и истинной Церкви Божией 424 для служения ей различным и многообразным способом, соразмерным вере, сопребывает от часа крещения с каждым, кто приступает к этому таинству, побуждаемый подлинной верой. Ведь, как говорится в Евангелии, каждый получает [свою] мину, чтобы пустить ее в оборот, приумножить и преувеличить ( Лк. 19, 12–27 ; Мф. 25, 14–30 ). II, 4. Подобно тому как рожденное в веке сем дитя не остается навсегда в младенческом состоянии, но ежедневно возрастает с необходимостью некоей последовательности по неизреченным законам природы до тех пор, пока не станет совершенным мужем и не достигнет полноты умственных сил, таким же образом рожденный свыше от воды и Духа ( Ин. 3, 3–5 ) не должен оставаться в младенческом состоянии духовного возраста, но ему следует, посредством многих усилий, трудов и терпения во время борения с духовным соперником, преуспевать и возрастать до тех пор, пока он не достигнет полноты духовного возмужания, согласно словам апостола: «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть Христос» ( Еф. 4, 13–15 ). В другом месте апостол еще говорит: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим. 12, 2 ). Он говорит, что пришедшим в меру возраста и достигшим разумного совершенства духа следует поспешать к [познанию] совершенной воли Божией 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

I, 3. Начать же должно со следующего: полностью доверяйте божественному и священнейшему определению истинного и благочестивого учения и веры, поскольку оно право догматствует о едином поклоняемом Божестве, единосущии Троицы, единой воле, единой славе и едином поклонении одному триипостасному Божеству, как благочестиво исповедывали мы благое исповедание пред лицом многих свидетелей во святом Таинстве Святого Крещения 420 . I, 4. Поэтому мы, видя ваше стремление к благу и желание [достигнуть] высоты добродетели, не стали медлить и в краткое время составили памятку 421 , беря за основу [своих] мыслей Богодухновенные Писания, а также приводя свидетельства их для полной удостоверенности в несомненности [нашей] веры, дабы никто не подумал, что мы говорим что-нибудь [только] от самих себя, или не заподозрил, что произносим мы «надутое пустословие» ( 2Пет. 2, 18 ). II, 1. Итак, все, посвящающие себя Богу и старающиеся представить тела свои «в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения» ( Рим. 12, 1 ), пусть прежде всего постоянно имеют пред очами своими цель и сияние благочестия для того, чтобы, предаваясь всякому благому делу и ревностно упражняясь во всякой добродетели, пребывать им в вере по священным обетованиям Евангелий и остальных Писаний. Им следует твердо верить, что через благодать Христову и силу Божию нам возможно достичь полного избавления и очищения от страстей бесчестия, которые деятельно осуществляются в душе и теле. Ибо что невозможно нам, то возможно дарующему обетования Богу ( Мф. 19, 26 ). Ведь греховные страсти возникли в душе и теле позже – через преступление [заповеди] первозданным человеком 422 . II, 2. Чтобы целиком и полностью удостоиться усыновления от Духа для освящения души и тела, следует веровать во всей полноте удостоверенности, согласно сказавшему: «потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете» ( 1Фес. 1, 5 ); и еще: «и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 5, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010