«Очерки...», с. 353). На самом деле крест в нимбе является принадлежностью исключительно Иисуса Христа, как указание на Его страдания по человечеству. Надпись же о оп — «Сущий» — (о — член и on — причастие глагола «быть») указывает на Его Божество: Этот «Сын Человеческий», изображенный на иконе, — Тот же Бог, Который говорил в Ветхом Завете с Моисеем (см. Исх. 3,14). «Этим именем, — говорит св. Григорий Богослов, — именует Он Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе: потому что сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится, как некое море сущности, неопределимое и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве» (Творения, СПб., 1898, Слово 38, с. 524). В этом же смысле поясняет эту надпись и преподобный Максим Грек в «Сказании о венце Спасове» (см.: Сочинения. Изд. Казанской Духовной Академии. Ч. 3,15//Православный собеседник, 1859—1860). . Наиболее ранние известные примеры выделения среднего Ангела находятся в греческой Библии X в. в Парижской Национальной библиотеке, где у Него крестчатый нимб, а также в каппадокийской фреске XI в. (см.: Alpatov M. La Trinitn dans I " art byzantin et I " йcoIe de Roublev//Echos d " Orient, avril-juin 1927.). . Изложение православной веры. СПб., 1913, с. 299; P.G. 94, 1112. . Лососий В. Спор о Софии. Париж, 1936, с. 77. . Канон 7-го гласа, песнь 9. . С. 212. Дословно такого текста у св. Иоанна Дамаскина мы не нашли. Но, как известно, Стоглавый Собор обращался довольно свободно с источниками. Митрополит Филарет Московский даже сомневался в том, " заслуживает ли имя церковного Собора такой Собор, который в подтверждение своих мнений употребляет ложь, приписывает святым Отцам или святым Апостолам учение и правила совсем небывалые " (см.: Сочинения. 1834—1835, т. II, с. 180—205. Цит. по: Никонов В. Стоглавый Собор 1551 г.//Журнал Московской Патриархии, 1959, 9, с. 46). Первая фраза приведенной цитаты представляет, по-видимому, пересказ, заимствованный из 2-го и 3-го Слова об иконах: " Если же кто осмелится сделать изображение Божества невещественного и бестелесного, и невидимого, и не имеющего формы и цвета, то мы отвергаем от себя, как ложное " (2-е Слово, параграф XI; 3-е Слово, параграф IX).

http://sedmitza.ru/lib/text/440359/

   Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937, с. 278.    Того же мнения был и Н.В. Малицкий (см.: К истории композиции ветхозаветной Троицы//Семинариум Кондаковианум. II. Прага, 1927, с. 43). Конечно, определение Собора способствовало упрочению иконографии Троицы Андрея Рублева, делая ее в известной степени «каноническим образцом » (Малицкий Н., там же). Но все же нет никаких оснований видеть в этом предписании установление не канонического образца, а незыблемого иконографического шаблона, как это иногда понимается.    Н. Покровский в разборе соборного решения по этому вопросу допустил неточность, толкуя крестчатый нимб как принадлежность Божества (см. «Очерки...», с. 353). На самом деле крест в нимбе является принадлежностью исключительно Иисуса Христа, как указание на Его страдания по человечеству. Надпись же о оп — «Сущий» — (о — член и on — причастие глагола «быть») указывает на Его Божество: Этот «Сын Человеческий», изображенный на иконе, — Тот же Бог, Который говорил в Ветхом Завете с Моисеем (см. Исх. 3:14). «Этим именем, — говорит св. Григорий Богослов, — именует Он Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе: потому что сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится, как некое море сущности, неопределимое и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве» (Творения, СПб., 1898, Слово 38, с. 524). В этом же смысле поясняет эту надпись и преподобный Максим Грек в «Сказании о венце Спасове» (см.: Сочинения. Изд. Казанской Духовной Академии. Ч. 3,15//Православный собеседник, 1859—1860).    Наиболее ранние известные примеры выделения среднего Ангела находятся в греческой Библии X в. в Парижской Национальной библиотеке, где у Него крестчатый нимб, а также в каппадокийской фреске XI в. (см.: Alpatov M. La Trinitn dans Iart byzantin et IйcoIe de Roublev//Echos d " Orient, avril-juin 1927.).    Изложение православной веры. СПб., 1913, с. 299; P.G. 94, 1112.    Лососий В. Спор о Софии. Париж, 1936, с. 77.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3576...

271. Святитель Григорий Нисский. Письмо 1, Флавиану.//Творения. Ч. 8, M., 1872. С. 439. 272. Преподобный Ефрем Сирин. Цит. по: Священномученик митрополит Владимир. Слово на литургии 5.7.1909 на слова «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный»//Первый съезд монашествующих 1909 года. Воспоминания участника. M., 1999. С. 99. 273. Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве//Творения. В 12-ти т. СПб., 1898. Т. 1. Кн. 2. С. 438. 274. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Второе послание к Коринфянам//Указ. соч. СПб., 1904,1. Т. 9. Кн. 2. 275. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам. 23,4//Творения святителя Иоанна Златоуста. Т. 10. Кн. 1, СПб., 1904. С. 229. 276. Святитель Иоанн Златоуст. Слово 44 О сокрушении, терпении и пожелании будущих благ и о втором пришествии//Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т.12.4.2. СПб., 1906. С. 869. 277. Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве//Т. 1. Кн. 2. С. 436, 436. 278. Святитель Иоанн Златоуст. Слово о лжепророках и лжеучителях//Там же. Т. 8. Кн. 2. С. 704. 279. Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве//Там же. С. 438. 280. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т.З. С. 643. 281. Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве//Там же. Т. 1. Кн. 2. С. 453. 282. Святитель Иоанн Златоуст. Слово в день Богоявления//Там же. Т. 2. Кн. 1. С. 412. 283. Святитель Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде, 14,4//Там же. Т.З. Кн.2. СПб., 1897. С. 413. 284. Святитель Григорий Богослов. Слово 5//Указ. соч. Т. 1. С. 134–135. 285. Цит. по: Новоселов М. А. Письма друзьям. M., 1994. С. 126. 286. Блаженный Иероним. Письмо 21 Евстохии о сохранении девства//Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 1. Киев, 1893. С. 111–112. 287. Цит. по: Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви… С. 278. 288. Блаженный Иероним Стридонский. Письмо 14. К монаху Илиодору//Творения. В 27 ч. 4.1. Киев, 1893. С. 39. 289. Исидор Пелусиот. Письмо 625. Пресвитеру Фесосию (Цит. по: Аксаков Н. Предание Церкви и предания школы//Богословский вестник. M., 1908. Т. 1. С. 523–524).

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

Осмысленность высшего порядка в «работе с материей и духом» как самого индивидуума, так и окружающей его человеческой и информационной среды –– это та категория, которая до сих пор остается крайне недооцененной в образовательных парадигмах современности. Кроме признания фундаментальных законов природы эта осмысленность подразумевает принятие неизменной основы этих законов (логосов промысла Божия) и постулирование бережного отношения при обращении к материи как физического космоса, так и психической энергии человека. В богословском контексте эта идея может быть озвучена как творчество в согласии с логосами/замыслами Божиими. Реализация творческого подхода к образовательным методикам должна с необходимостью включать приучение студентов к встрече с неудачами и продолжительному труду. Христианская антропология дает в этом смысле важнейшую мотивационную базу. Покаяние, по мысли святых отцов, это тоже искусство (τχνη) 43 , и именно оно не дает искусству не перерасти в псевдо-художественную саморекламу, но остаться подлинным творчеством. Литература и источники 1 . Бехтерев В. М. Мозг и его деятельность. Москва; Ленинград: Государственное изд-во, 1928. 2 . Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих/Пер. с греч., послесловие и комм. В. Вениаминова. М.: Канон, 1996. 3 . Игнатий Кавказский, свт. Письма к друзьям и знакомым. Письмо 31//Его же. Творения. В 8-ми т. М.: Паломник, 2007. Т. 8. С. 204–205. 4 . Иоанн Златоуст , свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 16//Его же. Полное собрание творений. В 12-ти т. Т. 4. Ч. 1. СПб.: Изд. СПбДА, 1898. С. 127–137. 5 . Киприан (Керн) , архим. Антропология св. Григория Паламы . Париж, 1950. 6 . Кирилл (Зинковский) , иером. Великие отцы Церкви о материи и теле человека. Александрийская и Каппадокийская школы. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2014. 7 . Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во МГУ, 1962. 8 . Макаренко А. С. Книга для родителей//Он же. Избранные произведения. В 3-х т. Киев: Изд-во Радянська школа, 1985. Т. 2. С. 321–524.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Он же. Беседа на Вознесение 17//ПСТ. Т. 3. Кн. 2. Ст. 16. СПб., 1897. С. 844. 518 Триодь Цветная. Неделя Пятидесятницы. Канон ямвический. Песнь 5. Ирмос. 519 Там же. Последование коленопреклонения, молитва 3. 520 Свт. Герман Константинопольский в «Слове на погребение Господа» говорит: «Ибо Бог увидел сверху страдания Своего народа и его горе там и сошел вывести его из мрачного жительства. И как сопротивную троицу — диавола, смерть и ад — наших тиранов и гонителей, потопил Своей алой кровью» (PG. 98, 284). 521 Свт. Иоанн Златоуст. Слово во Святую Пасху//ПСТ. Т. 3. Кн. 2. Ст. 2. СПб., 1897. С. 821. 522 Свт. Иоанн Златоуст. Слово во Святую Пасху. Ст. 1//ПСТ. Т. 3. Кн. 2. С. 821. 523 Свт. Иоанн Златоуст. Похвальная беседа о свв. мцц. Вернике и Просдоке девах и о матери их Домнине. Ст. 1//ПСТ. Т. 2. Кн. 2. Ст. 1. М., 1994. С. 675. 524 Он же. Беседа о Елеазаре и семи отроках. Ст. 2//ПСТ. Т. 12., Кн. 1. СПб., 1906. С. 359–360. 525 Он же. К Олимпиаде диакониссе. Письмо 3//ПСТ. Т. 3. Кн. 2. С. 595; Беседа на память свв. мцц. Вероники и Просдоки… С. 675–677; На кн. Бытия беседа 32, 5//ПСТ. Т. 4. Кн. 1. СПб., 1898. С. 346. 526 Свт. Иоанн Златоуст. Похвальная беседа о свв. мцц. Вернике и Просдоке… Ст. 2//ПСТ. Т. 2. Кн. 2. M., 1994. С. 678. 527 Там же. Ст. 3. С. 678. 528 Свт. Иоанн Златоуст. К Олимпиаде диакониссе. Письмо 3//ПСТ. Т. 3. Кн. 2. С. 594. 529 Свт. Василий Великий. Беседа 17. На день св. мч. Варлаама. Ст. 1//Творения. Ч. 4. С. 274. 530 Свт. Иоанн Златоуст. На кн. Бытия беседа 67. Ст. 4//ПСТ. Т. 4. Кн. 2. СПб., 1898. С. 722. 531 Он же. Беседа о Елеазаре и семи отроках 2. С. 359. 532 Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова… Ст. 27//Творения: В 4–х т. Ч. 1. С. 225. 533 Свт. Иоанн Златоуст. На Послание к Евреям беседа 4, 4//ПСТ. T. 12. Кн. 1. С. 44. 534 Он же. На кн. Бытия беседа 29. Ст. 7//ПСТ. Т. 4. Кн. 1. С. 308. 535 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа о кладбище и о кресте//ПСТ. Т. 2. Кн. 1. С. 438–439. 536 См.: Свт. Иоанн Златоуст. Похвальная беседа о свв. мцц. Вернике и Просдоке… С. 679. 537

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

182 Ещё некоторые другие воззрения Св. Вас. Вел. на воспитание мы укажем в заключительных выводах из сего отдела. 191 О нем: а) Ист. уч. об Оо. Ц. Филар. Черн., т. II, стр. 190–252; б) Свято-отеч. Христ. Благораз., стр. 333–431; в) Жизнь и труды св. Оо. и уч. Ц. Фаррара, стр. 788–842; г) История педагогики К. Шмидта, т. II, стр. 26–32; д) Очерк истории воспит. и обуч. Модзалевск. т. I, стр. 207–211; е) Буш У. Жизнь св. Иоанна Златоуста и его время. Перев. с английского. Спб. 1898 г.; ж) Избранные творения св. И. Златоуста имеются и в русском переводе в различных изданиях; лучшее и полное СПБ., Дух. Ак., 199 О нем: а) Истор. уч. об Оо. Ц. Фил. Черн., т. II, стр. 163–174; б) Жизнь и труды Св. Оо. и учителей Церкви, Фаррара, стр. 524–573; в) Некоторые творения св. Амвросия имеются и в русском переводе, напр., «о должностях», «o покаянии». 200 О нем; а) Истор. уч. об Оо. Ц. Фил. Черн., т. II, стр. 259–285; б) Жизнь и труды св. Оо. и учит. Церкви, Фаррара, стр. 574–673; в) «История Педагогики» К. Шм. т. II, стр. 50–54; г) Очерк истории воспит. и обуч., Модзалевекого, ч. 1, стр. 215–219; д) Житие Святой Павлы, 1879 г.; е) Творения Бл. Иеронима Стридонского имеются в русском переводе, 14-ть частей, Киев, 1879–1898 г., Ц. 27 р. 50 к. 201 Твор. Блаж. Иерон. ч. V, стр. 303, 301 и 307. См. также журнал «Вера и Разум» 1899 г. Т. I, ч. II, стр. 60–74 и 123–140. 202 О нем: а) Истор. уч. об Оо. ц. Фил. Черн. т. III, стр. 17–35; б) Жизнь и труды св. Оо., и учит. Ц. Фаррар, стр. 694–787; в) Ист. пед. К. Шм., т. II, стр. 54–61; г) Модзал., ч. I, стр. 220–228; д) К. П. Победоносцев . Победа, победившая мир. М. 1895 г.; е) Блаженная Моника. Пример силы молитвы матери – христианки, Спб. 1897 г.; ж) Русское издание творений блаженного Августина , еп. Иппонийского, 8 частей. Киев, 1879–1895 г. Ц. 16 р. 208 По сему предмету: а) Буасье. «Падение язычества». Книга II. Христианство и римское воспитание; б) Историч. учение об Оо. Церкви, Филарета, архиеп. Черниговского, т. II, стр. 5–13. 220 См. наст. сочин. стр. 330 и 331. (В электронном виде, это – Отдел четвертый, Отцы и учители IV века, общие замечания – прим. электронной редакции).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

P., 1729. T. 13. Chap. III. P. 156–157. 11 Примером такой замены может служить переделка 3-й главы «Луга Духовного» Иоанна Мосха (MG. LXXXVIIb Зв. 2855; пер. Хитрова, С. 6–9) в нашем древнепечатном Прологе под 29 сентября. В «Луге духовном» говорится, что архиепископ Петр (524–546 или 550) во избежание соблазна желал поставить для крещения женщину-диакониссу, а в Прологе рассказывается, что он крещаемую девицу «восхоте пояти к себе за диакона», соблазнившись ее красотой. 12 Несомненно, Фесслер имеет в виду место: « τι πλησμον γαστρς, ρδεαν εσγει τν πογαστρων, ποικρος σπερ χετος τος κ το κρου φερομνοις ποτιζο– μνων πληννηροσι εθροις...» (Творения... С. 193; MG. LXXIX. 1057). Ср.: Луг Духовный, гл. 3; MG. LXXXVII. 3, 2855: « ποκτο το μφαλο». 14 MG. XXXIV. 1234–1235, cap. 135 (200); Butler C. The Lausiac History of Palladius. Cambridge, 1904 (в Texts and St. I. Armitage Robinson VI, 2). P. 163, 10–24, cap. 77; Lucot A. Palladius, Histoire Lausiaque (в Textes documents Hemmer et Legay). P., 1912. P. 384–387. 15 Основания эти: 1) тождество имени, сходство квалификации: Палладий – σεμνοττη, Нил – σεμνοπρεπεσεττη, 2) тождество местожительства – Анкира, 3) тождество времени – «Слово о нестяжательности» написано приблизительно в 425 г., (Butler С. Op. cit. Р. 235), «Лавсаик» – около 419–420 гг. (Butler С. Op. cit. Р. 246, not. XIV; Бронзов А. А. Преподобный Макарий Египетский , его жизнь, творения и нравственное мировоззрение. СПб., 1899. Т. 1. С. 85–86), в «Лавсаике» предполагается (вопреки Тильмону, XIV, 742), что Магна еще жива. 16 Например: Butler С. Op. cit. Р. 235: «There can be по doubt». Lucot A. Op. cit. P. 384–385, note. 17 См., например: Robinson C. The Ministry of Deaconesses. L., 1898. P. 237–241, где Магна не упомянута, и наш список в «Диакониссы в Православной Церкви», и С. 345–348, где Магна Анкирская хотя и упоминается, но не в числе диаконисе. 18 Архиеп. Владимирский Сергий (Спасский) в своем месяцеслове (II, 527, совр. изд.: Сергий (Спасский) , архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

119), однако справедливость требует сказать, что автором не упущено из внимания ни одной, имеющей более или менее существенное значение стороны его. Труд проф. Корсунского впервые так обстоятельно и всесторонне раскрывает значение перевода LXX в истории греческого языка и словесности. После раскрытия общего характера самого языка перевода LXX, как κοιν διλεκτος, профес. Корсунский более всего дает места в своем исследовании лексикографии перевода LXX. И это не без основания. «Если словарь какого бы то ни было языка – говорит автор – справедливо признается сокровищницею, в которую прошедшие века внесли, с большим или меньшим изобилием, всё, что они собрали самого драгоценного, – многолетние плоды своей опытности, своих наблюдений и открытий, и если он таким образом есть истинная энци- клопедия, содержащая вполне науку народа, который говорит им: то словарь перевода LXX есть по преимуществу такая сокровищница, энциклопедия. Ибо лексикон перевода LXX-mu, представляя собою совокупность слов греческих не какого-нибудь определенного народа или племени, им говорившего, а слов, отчасти бывших в народном употреблении говоривших по-гречески жителей Александрии – Иудеев ли то или язычников времен Птоломеев, отчасти извлеченных из литературного (у древних классиков и современных LXX толковникам писателей греческих, а равным образом и в письменности эпиграфической), или народного устного их употребления, отчасти же вновь составленных на основании стихий, в греческом языке данных, служит выражением понятий и мыслей собственно чуждого греческому племени народа еврейского. Уже по этому самому он представляет собою особый состав слов и особый интерес научный. Если же мы примем во внимание то обстоятельство, что этот перевод не есть перевод какой-либо обыкновенной книги человеческого происхождения; а есть перевод Библии Ветхого Завета во всей совокупности её книг и её разнообразного содержания: то означенный особый состав получает еще большую важность в научном и других отношениях и означенный интерес еще более возвышается» (стр. 524–525). Сличая лексикон LXX с лексиконом классической литературы древней Греции, автор рассматриваемого труда провел, шаг за шагом, по существующим лексиконам и по самым памятникам библейской и древнегреческой языческой, в частности эпиграфической письменности, это сличение по наиболее характерным словам лексикона LXX, – отчего и выводы получились прочные и многосторонние (см. напр. стран. 180, 280, 524–526 и др.). Представленные им многочисленные примеры слов или исключительно или впервые употребленных у LXX дают науке греческого языка с его словесностью, а равно библейской, археологической и другим отраслям научного знания богатый материал для дальнейших суждений и выводов. И другие разряды слов лексикона LXX (слова поэтические и чужеземные), собранные проф. Корсунским, также важны для суждения об отношении языка сего перевода к клас-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

520 «Красота спасет мир» – слова князя Мышкина из романа Ф.М. Достоевского «Идиот» (1868): «Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет “красота”? Господа, – закричал он громко всем, – князь утверждает, что мир спасет красота!» (Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 10 т. М., 1957. Т. 6. С. 432–433). 524 ...тень неотступно стоит во время путешествия по Архипелагу в 1898 году. – Образ из стихотворения «Песня моря»: «И под небом другим, с неизбежностью споря,/Та же тень все стоит над мечтою моей». 525 «души заключавших в звонкие кристаллы». – неточно цитирована строка из стихотворения «На смерть А.Н. Майкова». 526 «Северный вестник» – ежемесячный литературный, научный и политический журнал (1885–1898). С 1891 издательницей журнала стала Л.Я. Гуревич, а редактором А.Л. Волынский (Флексер), привлекшие к сотрудничеству символистов (Н.М. Минский, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф. Сологуб, К.Д. Бальмонт и др.). 527 Стасюлевич продолжал печатать даже такие его стихотворения, как «Нильская дельта» ... – Стихотворение опубликовано в 6 «Вестника Европы» за 1898 г.; «Das Ewig-Weibliche» – Книжки недели. 1898. 7. Стихотворения посвящены воплощению вечно женственного начала в язычестве и христианстве («Афродита», «Дева радужных ворот») и могли вызвать нарекания духовной цензуры. 528 союз с группою «Мира искусства». – В журнале «Мир искусства» (1899. 9) В. С. Соловьев опубликовал статью «Идея сверхчеловека», которая наряду со статьей Соловьева «Особое чествование Пушкина. Письмо в редакцию» (Вестник Европы. 1899. 7. С. 432–440) вызвала полемический отклик Д.В. Философова: Философов Д.В. Серьезный разговор с нитчеанцами: (Ответ Вл. Соловьеву)//Мир искусства. 1899. 16–17. С. 25–28. 529 В ответе Философову. – Речь идет об ответе на статью Д.В. Философова «Серьезный разговор с нитчеанцами»: Соловьев В.С. Против исполнительного листа//Вестник Европы. 1899. С. 848–852. Далее цитируется указанная статья. 535 ...германский император Вильгельм. – Вильгельм II Гогенцоллерн (1859–1941), был императором Германии и королем Пруссии с 1888 по 1918 г.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

370, 499, л. I). В 1916 году композитор осуществил переложение кондака редакции 1903 года на малый хоровой состав. До сих пор неопубликованная рукопись хранится: РГАЛИ, ф. 952, оп. 1, 269, л. 1. 171 Переделка знаменных ектений, впервые опубликованных в 1898 году, была предпринята Кастальским в связи с концертом капеллы Л. С. Васильева в марте 1905 года с программой, состоящей из песнопений всенощного бдения Кастальского. 172 Действительно, из двух опубликованных в 1898 году «Милостей мира» Кастальского особую любовь слушателей, благодаря выразительному соло альтов, мастерски исполнявшемуся маленькими «синодалами», завоевала «Милость мира» 2. Анализу двух упомянутых сочинений посвящены специальные разделы материалов С. А. Шумского, помещенных в сборнике. 173 Детальный разбор этого сочинения, опубликованного в 1898 году под названием « " Бог Господь» и тропари в Великую Субботу на утрени», был сделан Н. И. Компанейским в статье «Современное демество» (РМГ, 1902, 49, стлб. 1228–1235). 174 Имеются в виду изданные в 1898 году Старо-симоновская херувимская песнь и «Милость мира» Ипатьевская, в основу которых Кастальский положил напевы московского Симонова и костромского Ипатьева монастырей. Согласно воспоминаниям «синодалов», Старо-симоновская херувимская входила в число излюбленных сочинений регентов Синодального хора. Этому произведению также уделено место в анализах С. А. Шумского. 175 «Достойно есть» роспева царя Феодора существует в двух редакциях, первая из которых опубликована в 1900 году, а вторая содержится в литографированных нотах Синодального хора 1906 года. Это произведение пользовалось заслуженной любовью многих хоров. Известен интересный и понравившийся автору опыт исполнения «Достойно» в 1914 году хором И. И. Юхова с «колокольным звоном», который имитировал тамтам. (Письмо А. Д. Кастальского к X. Н. Гроздову от 17 марта 1914 года. ГЦММК, ф. 370, 524, л. 2.) 176 Хор Кастальского «Отче наш» носит подзаголовок «мелодия по старой рукописи», Роспев, положенный в основу этого сочинения, действительно был заимствован из старинной рукописи библиотеки Синодального училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010