И после того, как Его Тело было положено в гробницу, как и другие тела, как же обнаженное Божество сошло во ад спасти души? Тогда скорее Оно сошло погубить их, а не спасти. Потому что никто не может видеть божество в таком виде и спастись. Посему есть нужда в душе, чтобы через душу смогли быть спасены души. И опять же Сам Господь говорит: «Пастырь добрый полагает душу свою за овец; Я есмь пастырь добрый». И опять-таки: «Имею власть отдать» душу Мою, «и власть имею опять принять ее» ( Ин.10:11, 18 ). И опять-таки, является Ангел Иосифу в Египте и говорит ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» ( Мф.2:20 ). Итак, свидетельствуется несомненно в Божественных Писаниях о Пришествии Благого и человеколюбивого Бога Слова, что совершенный Храм Он принял на Себя, став Человеком, чтобы спасти весь наш род человеческий. Но ты скажешь, что через Исаию Он сказал иудеям: [Col. 524] «Новомесячия ваши и субботы ненавидит душа Моя» ( Ис.1:13 )? Неразумнейшие! Ибо через этого же великого пророка сказано: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис.7:14 ), и опять-таки: «Ибо младенец родился нам» ( Ис.9:6 ), и «Это человек», и «Кто познал Его?» ( Ис.53:8 ). И об этом выразил о Себе Господь, что во время Его Пришествия, когда Он собирался сотворить столь многие и великие чудеса и знамения в субботы, а они вместо того, чтобы благословить Его, по навету диавольскому оскорбляли Его. Как я уже говорил – и через это и то было предуказано. Что же ты на это скажешь, бездушный? И ты погиб вместе с другими ересями. 12 . Церковь же Кафолическая сия, правильно читающая и точно исследующая Божественные Писания, утвердила себя на камне – совершенная голубица, имеющая кормило правой и благочестивой веры в корабле апостольском. Волны же, накатывающие на неподвижную скалу и вспенивающиеся, в себя отражаясь, исчезают. Под треволнением понимай все ереси. Мы же, прошу, этой триплетеной и нераздельной вервью да будем вязать снопы, я имею в виду – да соблюдаем заповеди, чтобы достичь нам спасительной гавани, Царства Небесного и скажет нам Бог Слово, Сын, Премудрость Отчая: «Вот я и дети, которых Ты дал Мне» ( Ис.8:18 ), и удостоит нас такими словами: «Хорошо, рабы верные и добрые, в малом вы были верны, над многим вас поставлю, вой дите в уготованное вам Царство» ( Мф.25:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

По мысли святых Отцов, воскресшая и преображенная плоть Спасителя, была осязаема и видима для людей, в таком же виде Господь явится и во время Второго Своего пришествия – в видимой и осязаемой плоти. Пр. Иоанн Дамаскин писал: «Как восшествие от земли на небо, так и нисшествие обратно суть действия тела ограниченного, ибо «такожде приидет, – сказано, – к вам, им же образом видесте Его идуща на небо» ( Деян. 1:11 )» 523 . Халкидонский принцип «нераздельности» и «неразлучности» двух природ во Христе относится и к воскресшему состоянию Богочеловека. Святитель Григорий Богослов категорически отвергал любую мысль о том, что до Второго пришествия Господь «отложил» от Божества Свою воскресшую плоть: «Если кто говорит, что теперь отложена Им плоть, и Божество прерывает обнаженным от тела, а не признает, что с воспринятым человечеством и теперь пребывает Он, и придет; то да не узрит таковый славы Его пришествия! Ибо где теперь тело, если не с Воспринявшим оное? Оно не в солнце, как пустословят манихеи, положено, чтобы прославиться безславием; оно не разлилось и не разложилось в воздухе, как естество голоса и излияние запаха и полет неостанавливающейся молнии. Иначе как объяснить то, что Он был осязаем по воскресении ( Ин. 20:27 ), и некогда явится тем, которые Его прободали ( Ин. 19:37 )? Божество само по Себе невидимо. Но, как думаю, Христос придет, хотя с телом, впрочем, таким, каким явился, или показался, ученикам на горе, когда Божество препобедило плоть» 524 . Воскресшее тело Спасителя прообразует состояние воскресших тел человеческих во время Его славного Второго пришествия, как учил этому апостол Павел: «мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе все» ( Флп. 3:20–21 ). Имея такое славное обетование, каждый православный христианин в терпении ожидает это великое событие, исповедуя устами и сердцем: «чаю Воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь». Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

В то время жил там святой епископ Тетрик, о котором мы упоминали в предыдущей книге 523 . Клирики, положив три книги на алтарь, то есть Пророчества, Апостол 524 и Евангелие, молили Господа открыть им, что ожидает Храмна: ждет ли его удача и действительно ли он получит королевство, и да пусть Господь явит сие божественной силой Своей; при этом они договорились о том, что каждый из них прочтет во время службы ту страницу, которую он наугад откроет. И вот когда вначале была раскрыта книга пророков, они нашли в ней следующие строки: «Отниму ограду его от него, и будет он опустошаем; вместо того чтобы принести виноград, принес он дикие ягоды» 525 . Затем открыли Апостол и обнаруружили в нем: «Ибо сами вы достоверно знаете, братия, что день Господень придет, как тать в ночи. Ибо когда будут говорить: «Мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно тому, как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» 526 . А в Евангелии устами Господа было сказано: «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке, и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое» 527 . Храмн же был принят в базилике упомянутым епископом, там он вкусил причастие 528 и затем устремился дальше к Хильдеберту. Однако в город Дижон ему не разрешили войти. В то время король Хлотарь храбро сражался с саксами. Ведь саксы, как утверждают, побуждаемые Хильдебертом и негодуя на франков, еще с прошлого года вышли из своей области, пришли во франкскую землю 529 и разорили все до самого города Дойца, и совершили весьма тяжкое преступление. 17. В то время Храмн, уже будучи женатым на дочери Вилиахара, приехал в Париж, заключил с Хильдебертом союз на верность и любовь и поклялся в том, что он самый злейший враг своему отцу. А король Хильдеберт, пока Хлотарь воевал с саксами, пришел в Реймскую Шампань, дошел до самого города Реймса, все опустошая грабежами и пожарами. Так как Хильдеберт услышал, что брат его убит саксами, и считая, что все теперь в его власти, он захватил все области, куда только мог дойти.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

524 Этот жест был характерен для участников языческих пиров, о чем свидетельствуют надгробные памятники (например, в Пальмире). Умерший изображен полулежащим на парадном ложе и держащим в левой руке кубок, покоящийся на кончике пальцев. Ладонь его повернута кверху. (См.: Dialogue. T. 1. Р. 233, n. 5.) 525 Домостроителем апостол Павел в послании к Титу называет епископа: «Ибо епископ должен бытъ непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец...» ( Тит. 1:7 ). 526 Для обоснования действий Златоуста Палладий обращается к отрывку из Деяний Апостолов ( Деян. 6:2–4 ), который свободно пересказывает. Ср.: «Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова». 528 Слово «святые» (γιοι) в давном контексте означает «члены народа Божиего», то есть члепы Церкви. В этом значении слово употребляется у апостола Павла: «Павел, волею Божией Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, Церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахайе» ( 2Кор. 1:1 ). Об обязанностях христиан оказывать гостеприимство «святым», то есть своим собратьям во Христе, неоднократно говорится в Священном Писании. См.: Рим. 12:13 : «В нуждах святых принимайте участие, ревнуйте о странноприимстве»; 2Кор. 9:12 : «Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу»; 1Тим. 5:10 : «..известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым». 531 Палладий указывает на то, что совершающему дела странноприимства нужнο обладать добродетелью рассудительности (φρνησις, σωφροσνη). Св. Иоанн Златоуст был против неразумной благотворительности, за что упрекал диакониссу Олимпиаду. (См.: прим. 308.) 533 Подобные сапоги носили на Востоке, в особенности в Персии. В подлиннике – σαρβαρα, В книге пророка Даниила это слово употреблено для описания одеяния трех отроков, брошенных по приказу Навуходоносора в раскаленную печь ( Дан. 3:21 ). (См.: Diaiogue. Т. 1. Р. 239, n. 5.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

... Во время протяжного трубного звука, (когда облако отойдёт от горы), могут они взойти на гору. (Ст. 13) Как точнее понять сие повеление Господне? В то время, когда будут только блестеть ещё одни молнии и греметь громы на Синае, народу под страхом смерти воспрещается удаляться от своих палаток и приближаться с поля к горе. Для внушения большего ужаса к нарушителям сего воспрещения, их повелевалось казнить, не прикасаясь к ним, через побиение камнями иди умерщвление стрелою, – человек то будет, или животное. Затем, когда послышатся протяжные звуки трубы, народ должен был подойти к горе для выслушивания заповедей, но не подниматься дальше проведённой черты 524 ; между прочим и потому, может быть, что гора была в пламени во время гласа Иеговы, и сильно колебалась 525 . Сошедши с горы, Моисей передал Израильтянам все эти предварительные распоряжения Иеговы. На третий день, при наступлении утра, спустилось густое облако на Синай, заблистали молнии, и раздались громы. Народ затрепетал. Несмотря на сие, – когда раздался сильный трубный звук, Моисей повёл народ из стана в сретение Богу и расположил его у подошвы горы. Вдруг гора была объята пламенем, и восходил от неё дым, как из печи, и началось сильное землетрясение. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом (Ст. 19). Что говорил Моисей Богу, и что Бог отвечал ему? Полагают, что Моисей излагал пред Богом свою молитву о даровании народу Израильскому определённого закона, и Господь вслух всего народа голосом человеческим обещал ему исполнить сию просьбу, но наперёд позвал его к себе на гору 526 . Священники же, приближающиеся к Господу (Богу), должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь (Ст. 22) Священство Аароново ещё не было учреждено, о каких же священниках здесь говорится? Конечно, о тех, которые по праву первородства в семьях, или по праву старейшинства в роде, отправляли священническую должность при жертвоприношениях 527 . После закона о первенцах, установленного Богом в Египте, таковыми священниками могли быть именно сии первенцы 528 . Они-то, по-видимому, и были те юноши, о которых говорится несколько ниже 529 , что их Моисей послал из всех сынов Израилевых, и принесли они всесожжение и заклали тельцов в мирную жертву Господу (Богу) – после синайского законодательства 530 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Св. Иоанн Златоуст в жертвоприношении Исаака видит прообразование креста Христова. «Потому и Христос говорил Иудеям: „Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел, и возрадовался” ( Ин.8, 56 ). Как это видел человек, живший за столько лет прежде? В прообразе, в тени, ибо истина должна была предызобразиться в тени. Там сын единородный, и здесь Единородный. Там возлюбленный и истинный сын, и здесь возлюбленный и Единородный Сын ( Мф.3, 7 ). Исаак приносим был отцом во всесожжение, и Христа „предал Отец за всех нас” ( Рим.8, 32 ) (его тв. т. 4, стр. 523–524 и ещё ср. т. 6, стр. 893) 72 . Гл.22. 3 Востáв же Авраáм ýтро, оседлá осля своé: поят же с собóю двá óтрочища и Исаáка сына своегó: и растнив дровá во всесожжéние, востáв иде, и прииде на место, éже речé емý Бóг, в трéтий дéнь Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошёл на место, о котором сказал ему Бог Св. Ириней Лионский : «Авраам с готовностью предал в жертву Богу единородного и возлюбленного сына своего, дабы и Бог благоволил за всё семя его представить Своего Единородного и возлюбленного Сына в жертву для нашего искупления» («Против ересей» кн. IV, гл. V, 4; стр. 417). Св. Ефрем Сирин: «За Исааком, идущим на заклание, следовали осёл и рабы его. И Христос, когда шествовал на страдание, воссел на жребя, предзнаменуя тем призвание язычников; следовали же за Ним ученики Его» (тв. ч. 3. стр. 140) 73 . Гл. 22, 5 И речé Авраáм отрокóм своим: сядите зде со ослятем: áз же и детищь пóйдем до óнде, и поклонившеся возвратимся к вáм И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам Он же: «Восходя на гору для принятия смерти, Исаак разлучён был со своими отроками; разлучён был и Христос с учениками, когда шёл на заклание за нас» (ibid. стр. 111). Гл. 22, 6 Взя же Авраáм дровá всесожжéния и возложи на Исаáка сына своегó: взя же в рýки и óгнь, и нóж, и идóста óба вкýпе

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

В то время как язычник – равно, как и отступник – бросался на землю перед идолами 511 и тщетно простирал руки к «богу чужому» 512 , поскольку это немое изделие рук его могло помочь ему меньше, чем любой другой человек, верующий простирал руки «во имя» Бога 513 , Который «сотворил небо и землю», и «творит все, что хочет» 514 . Так он делал и «ночью», и когда «в день скорби» своей «искал Господа» 515 . Он не только «подымает» руки свои, но и «простирает» их 516 , когда душа его, «как жаждущая земля» 517 жаждет живой воды от Господа. И так как Бог целиком открылся человеку в Своем Слове, в Своих заповедях, то молящийся – молясь, умоляя – как бы простирает руки свои к этим выражениям божественной воли, которые он «возлюбил» 518 . Жест воздевания рук во время молитвы с древних времен 519 был обычным для человека Библии и потому Христос и апостолы молились, следуя этому обычаю. Так, Павел, например, желает, «чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» 520 . Подобная молитва уже в Ветхом Завете заменяла все материальные жертвы. Она «направлялась как фимиам» к Богу и «воздеяние рук» расценивалось как «жертва вечерняя» 521 . Как и возведение глаз к небу, о чем мы будем говорить позднее, так и простирание рук служит выражением доверительного и глубоко личностного отношения твари к своему Творцу. Кроме того, этот жест как бы задает определенное направление молитве, ибо молящийся простирает руки «к небу» как к символическому «месту» Божию, или же к храму, как к месту Его исторически спасительного присутствия среди Своего народа 522 . Христиане, как мы уже видели, сделали еще один шаг вперед, обращаясь не только к небу, но и к «востоку». Древние отцы хорошо сознавали символическое значение этого жеста, столь трогательного и с человеческой точки зрения. Вот что писал, например, Климент Александрийский в начале третьего века: Поэтому/во время молитвы/мы поднимаем голову, простираем руки к небу и встаем на цыпочки при произнесении заключительных слов молитвы, следуя порыву духа, который устремляется к горнему миру. После того, как мы пламенным желанием вознесли «крылатую душу» 523 , мы стремимся произносимыми словами освободить тело от земли и изо всех сил устремляемся к «святилищу» 524 , пренебрегая оковами плоти 525 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Ясно отсюда, что вышеприведенная ссылка А. Сергия на св. Иоанна Златоуста лишь свидетельствует о неправильности отрицательного отношения А. Сергия к правовому пониманию спасения и о неправильном его методе пользования святоотеческим учением. В виду этого, не правовое понимание спасения исполнено несообразностей, как заявляет А. Сергий 524 , а отрицание им этого правового понимания. Глава VIII. Несостоятельность утверждения, что правовое жизнепонимание не соответствует истинному представлению о Боге, как Боге любви. Исходя из своего одностороннего воззрения на спасение, А. Сергий заявляет: «только такое учение», т.е. утверждающее, что в деле нашего спасения действует одна благодать, одна Божественная любовь, «и мирится с тем понятием о Боге, которое открыл нам Сам же Бог; только при таком представлении о спасении мы поймем, что Бог есть Бог любви... Отец наш небесный, Который безразлично готов всех миловать, лишь бы только они обратились за этой милостью» 525 . Но если Господь готов миловать всех безразлично, то незачем обусловливать это милование обращением грешников к Богу. Ведь обращение к Богу за милостью знаменует собою стремление человека к Богу, с решимостью искать в Нем Одном источник своего спасения от всех бед. Следовательно, хотя А. Сергий и заявляет, что Бог готов безразлично всех миловать, но тут же противоречит своим словам, высказывая мысль, что Бог не безразлично милует, а только достойных, каковыми и являются люди, обратившиеся к Богу. Далее, для доказательства своего воззрения на Бога, что Он есть только Бог любви, А. Сергий приводит слова Спасителя: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас... и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:44–45 ). А. Сергий отмечает, что Господь это делает, не боясь наградить недостойного. «Соответствует ли, спрашивает он, такому представлению о Боге правовое понятие о Нем? Можно ли сказать, что Господь «благ есть на безблагодатныя и злыя» ( Лк.6:35 ), если Он воздает только равное, если Он милует только достойных?» 526

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Диавол, отступлением своим от Бога обрекший себя на вечные муки, также служит доказательством первоначального блага творения Божия. Ср.: Manca I., II copmbattimento cristiano. Introduzione. Р. 81. Последнее утверждение особенно важно в контексте неустанной полемики Августина с маннхейским дуализмом. 18 Уже с первых строк произведения Августина прослеживается тематика одной из важнейших нравственно-аскетических аксиом Учителя христианского Запада: Uli, non frui – «Пользоваться, но не наслаждаться». Материальный мир любим человеком по самой его природе, и для сохранения духовной свободы во Христе необходимо постоянное соблюдение своего рода «дистанции неподчинения» но отношению к тому, что вокруг нас. 19 В греч. тексте, как и в Синод, пер., вместо «алчность» стоит «сребролюбие» ( θιλαργυρα). Используемое Августином слово cupiditas обладает более широким спектром значений и может означать не только «страсть к деньгам», но и «жадность», «алчность», «желание обладать», «вожделение». – Прим. ред. 20 В Синод, пер.: «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою». Вероятно, под словами «совлекшись плоти» имеется в виду временное различие души и тела Христа во время крестной смерти и схождение души во ад для триумфа над смсртью и диаволом. Ср. Августин. Ер. 149.2. – Прим. ред. 21 Говоря о власти сил зла над человеком, блаженный Августин одновременно подчеркивает относительность и ограниченность этой самой власти. Падшие ангелы всецело зависимы от воли Божией. Господь никогда не допускает, чтобы демонское искушение превосходило силы христианина. Диавольские внушения могут воздействовать на наши страсти, но не имеют доступа в святая святых человеческой свободы. Ср. Roland-Gossrlin B. Le combat chretien//Oeuvres de saint Augustin. La morale chretienne (I). Paris, 1949. P. 524. 23 В Синод пер.: «Наша брань не против крови и плоти, но против пачальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Сам в нужде и опасности от гонителя, он всегда готов был на помощь своим соотечественникам, как и помог жителям Кеиля во время нападения на них Филистимлян 521 , и при первой возможности спешит выразить им свое расположение, посылая напр. дары из добычи взятой у врагов Господних 522 . Напротив того, находясь среди Филистимлян и пользуясь их покровительством, он, как истинный Израильтянин, не мог победить своего отвращения к язычникам и сделаться, как полагал Анхус, слугою его во век 523 . Подобную мысль о своей привязанности к народу Божию и отвращении своем к язычникам выражает и псалмопевец, – и в Пс.15 выражает ее в таких словах, что в них слышится как бы ответ Давида на злобную, но бессильную насмешку врагов его, какую напоминает он в речи своей Саулу: «сыны человеческие изгнали меня ныне, чтобы не принадлежать мне к наследию Господа, говоря: ступай, служи богам чужим» 524 . Но это изгнание, как бы так отвечает на это псалмопевец, все-таки не изменило ни любви моей к Богу и привязанности к истинным чтителям Его, ни отвращения к идолам и нечестивым поклонникам их: «ненавижу почитателей суетных идолов» 525 . «Во святых, которые на земле, и в великих», т.е. верных почитателей Иеговы, которых Он благоволил возвеличить и возвысить в народ свой 526 , «все утешение мое. Пусть другие умножают идолов своих, бегут к богу чужому; я не возливаю им кровавых возлияния их и не положу имен их во уста мои. Господь есть моя доля наследия и чаши; Ты возносишь жребий мой» 527 . Подобным образом изъявление своего упования на Господа и Ему предоставления возмездия гонителям, встречающееся в каждом из рассматриваемых псалмов и высказываемое в более или менее сходных выражениях, в Пс. 34 доходит почти до совершенного тожества с словами Давида, которыми он в речи своей с Саулом призывает Господа стать судьей между ним и его гонителем. «Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отомстит тебе Господь за меня. Господь да будет судьей и рассудит между мною и тобою. Он рассмотрит, разберет дело мое и спасет меня от руки твоей» 528 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010