17/30 ноября 1902 г. В Воскресенском храме Вилкесбарра «повторилась обычная торжественная и умилительная картина: при огромном стечении народа, при прекрасном трогательном пении, при прекрасных отеческих назиданиях Архипастыря – хранить в чистоте и неповрежденности св. православную веру, и о. прот. Товта – на евангельское чтение, благолепно и величественно прошло Архиерейское богослужение. Как обычно Преосвященный Владыка посетил школу приходскую и испытывал ребят (свыше 50 человек) в знании предметов школьной программы. Дети успевают и радуют своих родителей. Школьники, как обычно, не остались без Архипастырского гостинца. Посетил Преосвященный Владыка и кладбище, освященное в прежний приезд 524 и уже приютившее несколько отшедших в жизнь бесконечную краян. Простившись с прихожанами и гостеприимным хозяином, окружившим пребывание Владыки свойственным ему радушием, Преосвященный из Вилькесбарре отбыл в Шептон» 525 . 20 ноября/3 декабря 1902 г. «В Шептон Преосвященный прибыл накануне праздника Введения во храм пресвятой Богородицы из Вилькес-Барре, встречен же был местным свящ. Ф . Букетовым еще в Газлетоне 526 , ближайшем большом городе. Благодаря любезности о. пр. Товта с Преосвященным Владыкой прибыл и Вилькес-Баррский псаломщик 527 , что было весьма необходимо, так как шептонский приход, за скудостью средств, псаломщика не содержит, да и человека, сколько-нибудь грамотного, который бы исполнял хоть пополам с грехом его обязанности, не имеет. После тяжелой дороги Владыка немного отдохнул. Перед всенощной, по заведенному уже порядку, в школе собрались на спевку дети. Когда под управлением своего священника они пропели в два голоса всенощную и литургию, Владыка, все это время находившийся в соседней комнате 528 , вышел из неё к ним и начал спрашивать каждого молитвы, а потом, заметив на стенах иконы двунадесятых праздников, и содержание последних. Дети отвечали толково и бойко, за что Владыка тут же похвалил их. По втором звоне дети и сошедшиеся прихожане, во главе с Владыкой, отправились в церковь . Церковь , недавно обновленная, несмотря на процесс из-за неё, и украшенная зеленью, имела вполне праздничный вид.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

40 своей способности к головокружительным путешествиям по кровлям и полетам оттуда на землю, еп. Порфирий воспоминает и в других случаях. «В детстве, пишет он, бывало, играя с сестрами в закоулки, без всякого страха взбирался по бревнам избы и смежной бани на откосные кровли их, быстро взбегал по ним до труб и садился за ними, дабы не отмокали меня, и когда соскучился тут, спрыгивал с любой кровли прямо на землю». (Путеш. в метеорские и оссо-олимпийские мон. в Феслии, стр 145) 46 Первое путеш. в Афонск. мон. и скиты, ч. I, отд. I, стр. 17. «Не думал приснопамятный В.И. Груздев, что я, пишет арх. Порфирий, в виду Афона, в дремучем лесу Киссионском буду повторять стихи Виргилия, которые он приказал нам выучить твердо-на-твердо. Да и я, заучивая их, не помышлял, что они потешат меня когда-либо. А потешили! 0, сладчайший классицизм! Без тебя и в Холомунтском дремучем лесу мне было бы скучно или страшно». (Там же, 13). 52 Путешествие по Египту и в мон. св. Антония велик. и пр. Павла Фивейского в 1850 г., стр. 259. 59 Там же, VII, 349; Александрийская патриархия. Т. I, стр. 402. Спб. 1898. – Достойно замечания, что покойный митрополит московский Филарет по поводу этого издания еп. Порфирия выразился так: «Желательно было бы знать, знает ли он, чего просит?» (Арх. Савва. Собран. мнен. и отзыв. Филарета, м. московского по учебным и церковно-государств. вопросам. т. дополнительн., стр. 558. Сиб. 1887. 74 Там же, VIII, 523. Епископ Порфирий покровительствовал и юношам-грекам, ищущим образования в России. «Сегодня 4 дня (сент. 1846 г.), пишет он в своих дневниках, приехал из Константинополя благонамеренный о Христе юноша грек, Димитрий Гумаликов, и я представил его в здешнюю семинарию и поручил вниманию и руководству наставников. Слава Господу за сие доброе дело!» (Там же, III, 27, 48, 50, 107, 142; IV, 211; VIII, 283, 524: Первое путеш. в Афон. мон. и скиты, ч. II, отд. II, стр. 303. 76 П. А. Сырку. Опись бумаг епископа Порфирия Успенского , пожертвованных им в импер. Академию Наук по завещанию. Спб. 1891, стр. 291. Сам пр. Порфирий свои «прежние профессорские сведения, во время путешествия по Афону в 1846 году называет «скудными». (Первое путешеств. в Афон. мон. и скиты. М. 1880, ч. II, отд. II, стр. 129, 213).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Западнорусские православные школы XVI и начала XVII века, отношение их к инославным, религиозное обучение в них и заслуги их в деле защиты православной веры и Церкви Источник Данный труд профессора Константина Васильевича Харламповича пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Западнорусские православные школы XVI и начала XVII века, отношение их к инославным, религиозное обучение в них и заслуги их в деле защиты православной веры и церкви/К. Харлампович. - Казань : типо-лит. Имп. Ун-та, 1898. - XIV, 524, LXII с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Псалом 43 1. В конец. Сынам Кореевым 519 . В научение 520 . Боже! Ушами нашими мы слышали и отцы наши возвестили нам о деле, какое Ты сделал во дни их, во дни древние. Рука Твоя истребила народы, а их Ты насадил: поразил народы и изгнал их. Ибо они не мечом своим приобрели землю и не мышца их спасла их, но десница Твоя, и мышца Твоя, и светлое лице Твое 521 , ибо Ты благоволил к ним. Ты Сам Царь мой и Бог мой, дарующий 522 спасение Иакову. Тобою поразим 523 врагов наших и именем Твоим уничтожим восстающих на нас. Ибо не на лук мой уповаю, и меч мой не спасет меня. Ибо Ты спас нас от притеснителей наших и ненавидящих нас посрамил. О Боге будем хвалиться всякий день и имя Твое будем исповедывать во век. Но ныне Ты отринул и посрамил нас и не выходишь, Боже, с силами нашими. Обратил нас вспять пред врагами нашими, и ненавидящие нас расхищали себе: Ты отдал нас, как овец, на съедение и между язычниками рассеял нас. Отдал народ Свой даром, и не было множества (народа) при (радостных) восклицаниях 524 наших 525 . Ты отдал нас в поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас. Сделал нас притчею у язычников, кивают на нас 526 головою народы. Во весь день посрамление меня – предо мною 527 , и стыд лица моего покрыл меня От голоса обидчика и клеветника, от лица врага и гонителя. Все сие постигло нас, но мы не забыли Тебя и не нарушили 528 завета Твоего, И не отступило назад сердце наше, хотя Ты уклонил стези наши от пути Твоего 529 : Ибо смирил нас на месте озлобления и покрыла нас тень смертная. Если бы мы забыли имя Бога нашего и если бы простерли руки наши к богу чужому, То не взыскал ли бы сего Бог ? Ибо Он знает тайны сердца. Но Тебя ради нас умерщвляют каждый день, считают за овец закалаемых 530 . Восстань, почему спишь 531 , Господи? Восстань и не отринь до конца. Почему Ты отвращаешь лице Твое? Забываешь нищету нашу и скорбь нашу? Ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильпнула к земле. Восстань, Господи! Помоги нам и избавь нас ради имени Твоего!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Закрыть Пасха - основа веры человека 12.04.2012 524 Время на чтение 5 минут Близится Пасха. Для тех, кто не сможет пойти ночью в храм, будет организована прямая трансляция пасхального богослужения из храма Христа Спасителя. Клирик храма, протодиакон Александр Агейкин, рассказывает о том, каково служить под прицелом камер и как прошла его самая первая Пасха в священном сане. Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя. Протодиакон Александр Агейкин - крайний справа. Фото www.patriarchia.ru - Отец Александр, что такое для Вас в первую очередь Праздник Пасхи? - Основа веры человека. Можно смириться с тем, что существует смерть, привыкнуть к этому и просто ждать всеобщего воскресения. Как, например, ожидали его сестры умершего Лазаря Марфа и Мария. Когда Иисус Христос говорит Марфе: «Воскреснет брат твой», Марфа отвечает ему: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день».Но Христос говорит не об этом. Следующие Его слова такие: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». Он говорит о реальном воскресении человека и всего человечества, о полной победе над смертью, о том, что человек после Его Воскресения будет иметь вечную жизнь. Воскресение Христово - победа над смертью, и факт этой победы мы празднуем каждый год. То, что она преодолена, что после смерти и Воскресения Христова человечество получило совершенно новые возможности для вечной жизни, что людям было открыто Царство Небесное, недоступное ранее, - основа нашей веры. И апостол Павел пишет в Первом послании к коринфянам: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». - Помните Вашу первую Пасху в сане диакона? - Как не помнить! Она была очень сложной. Меня рукоположили 7 апреля, в Праздник Благовещения, который в тот год совпал с Вербным Воскресением. Богослужебная практика в кафедральном Елоховском соборе длилась вместо положенных сорока только три дня. В Великие Понедельник, Вторник и Среду я как практикант сослужил на литургиях Преждеосвященных даров, а про Великий Четверг мне сказали, что я уже должен быть на своем приходе, в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине. Храм был в руинах, приходская жизнь восстанавливалась с нуля, а кроме того, на приходе было всего два клирика - мой настоятель, который сам был недавно рукоположен, и новорукоположенный диакон - я. Оба мы не знали в полной мере церковную традицию, я понимал богослужение теоретически, но практического опыта не было никакого. И вот я был «брошен», можно сказать, в открытое море, и должен был как-то сам выплыть, это при том, что на нашем приходе я «отвечал» не только за организацию богослужения, но и за пение хора, и за подготовку облачений. Милостью Божией, та Пасха была очень запоминающейся, радостной, хотя и - от отсутствия опыта - сложной.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

(524) под рукою фараона в качестве рабов ( Быт.15:13 ). Христианство , от начала апостольской проповеди до Константина, первого царя христианского, более двухсот лет терпело жестокое гонение; последующие, хотя слабее, но также много лет были [гонимы], помимо гонения при Юлиане Отступнике. Великий Павел был гоним тридцать пять лет и ежедневно умирал ( 1Кор.15:31 ); а ты за пять лет 1060 теряешь мужество? Многострадальный Климент был мучим двадцать восемь лет 1061 ; а ты ослабеваешь в короткое время? И достанет ли мне времени исчислить деяния других мучеников? Разве ты не слыхал о терпении Иова? Не страдал ли он пятнадцать лет или еще более от дурной язвы, кроме других бедствий, постигших его, и притом не сознавая за собой никаких злых дел, а, напротив, весьма много добрых? Какое же было к нему изречение? «Чтобы тебе, сказано было, оказаться праведным» ( Иов.33:32 ). Так и ныне Промысл как бы просеивает нынешних людей, чтобы отбросить оставшиеся еще плевелы, чтобы осталась чистая пшеница (ср. Мф.13:25–40 ). Не слышишь ли, что говорит Он Иеремии? Вложи я в горнило, и смотри, аще искушено есть, имже образом искушен бых о них ( Зах. 11:13 ) 1062 . Потерпим еще, мужественные воины Христовы. Дние яко сень преходят ( Пс.143:4 ), хотя гонители и думают, что они ждут. Если Меня гнали, говорит Господь, будут гнать и вас; [Col. 1229] если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня ( Ин.15:20–21 ). Ибо поистине они не знают, что Бог и Отец послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных ( Гал.4:4 ), чтобы Он приобрел вселенную Отцу Своему. Иначе они не отвергали бы того, что он может быть изображаем. Ибо никто из рожденных от жены не бывает неизобразимым, если не будет выкидышем. (525) Так, братия, будем приготовлять себя и так будем утешать себя словами Спасителя нашего Иисуса Христа, ожидая воздаяния. Вы знаете, каков Леонтий: это род евнухов, не только бесчестный, как сказал некто из богоносных мужей 1063 , но и отрекшийся от Христа и не довольствующийся этим, но и жестоко терзающий братьев наших. Прежде ученик ныне иудействующий отступник; бывший в числе преимуществующих братьев ныне больше всех судий против братьев; называвший икону не просто, но святою иконою Христа ли, Богородицы или кого-либо из святых теперь сожигает их, истребляет, хулит, как неистовый зверь. Поэтому он и императору любезен, и над монастырями нашими 1064 начальствует, и всё делает, несчастный, к оскорблению Христа. Но увы мне! От меня постыдные дела его. Впрочем, он подобен родившему его по плоти; ибо и тот в прежние времена был начатком нечестия, сходного с Ермиевым 1065 . Оба они беснуются; и Бог не соединяет ворона с голубем, но подобное с подобным.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

11 . Кто весть державу гнева Твоего? И от страха Твоего ярость Твою исчести? С Евр.: «Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего»? Слово: державу – значит: силу; изчести – познать. «Симмах перевел, – говорит бл. Феодор., – так: «Кто знает силу ярости Твоей и по страху Твоему гнев Твой». – Если и умеренное негодование Твое положило на нас такое наказание (плен), кто в состоянии представить себе казнь, налагаемую гневом Твоим? Пророческое слово подразумевает вечное мучение», говорит бл. Феод. 12 . Десницу Твою тако скажи ми, и окованныя 524 сердцем в мудрости. Т.е. яви мне силу спасения Твоего и соделай нас умудренными сердцем. «Скажи нам десницу Твою или Христа, и скажи нам тех, у которых в сердце мудрость; а это св. Апостолы и Евангелисты, которые научили нас, как обратиться» (Св. Афан.). С Евр.: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое». Акила, Симмах, VI издание LXX так: «Покажи дни наши, дабы могли ходить мудрым сердцем» 525 . 13 . Обратися, Господи, доколе? Т.е. обратися милостиво к нам; доколе будешь наказывать нас? И умолен буди на рабы Твоя. «Приими молитву, и рабов Твоих сподоби человеколюбия» (Бл. Феод.). С Евр.: «Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими». 14 . Исполнихомся 526 заутра милости Твоея. «У семидесяти, – говорит бл. Феод., – переменено время; потому что Акила и другие выразили так: «исполни нас заутра милости Твоей». Утром и ранним временем называют перемену после бедствия». С Евр.: «Рано насыти нас милостию Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши». 15 . Во вся дни нашя возвелихомся, за дни в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая. Т.е. вознагради нас радостию и веселием за дни нашего плена, за те годы, в которые мы страдали и мучились. «И здесь, – говорит бл. Феод., – подобным образом переменено время: ибо Симмах и другие перевели: возвесели нас, т.е. вместо уныния дай веселие, и произведи перемену в настоящей нашей злой участи». С Евр.: «Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которыя мы видели бедствие».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

9 Ибо Ты, Всевышний, Господь всей земли, и высоко превознесен над всеми богами. 10 520 Любящие Господа, возненавидьте зло! Хранит Господь души праведников Своих, и от руки грешника избавит их. 11 521 Свет воссиял праведнику, и веселие – тем, кто чист сердцем. 12 Веселитесь, праведные, о Господе, помните и восхваляйте святыню Его! Слава: Псалом Давида, 97. 1 522 Воспойте Господу песнь новую, ибо дивное сотворил Господь; Спасла народ десница Его, рука святая Его. 2 523 Поведал Господь нам путь спасения; открыл народам правду Свою. 3 524 Вспомнил милость, что оказал Он Иакову, истину, что поведал Он дому Израилеву. Увидели все концы земли спасение, посланное Богом нашим. 4 525 Воззови к Богу, вся земля, воспойте, и радуйтесь, и пойте! 5 Пойте Господу, играя на гуслях и воспевая псалмы! 6 526 Трубами коваными и роговыми вострубите пред Царем Господом! 7 Да поколеблется море и все сущее в нем, вселенная и все живущие в ней! 8 527 Реки да восплещут руками, горы да возрадуются пред лицом Господним, 9 Ибо Он идет, ибо идет Он судить землю, судить вселенную праведно и народы – по правде Своей! Псалом Давида, 98. 1 528 Господь воцарился; да трепещут пред Ним народы! Воцарился Парящий на Херувимах; да содрогнется земля! 2 Велик Господь на Сионе, возвышен над всеми народами. 3 Да восхвалят имя Его великое, ибо грозно и свято оно! 4 529 Слава Царя Его суд правый. Ты утвердил правоту, суд и правду Иакову Ты сотворил. 5 530 Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножию ног Его, ибо свято оно! 6 531 Моисей и Аарон в сонме священников Его, и Самуил среди призывающих имя Его; призывали они Господа, и внимал Он им. 7 532 В столпе облачном говорил Он им, ибо хранили они откровения Его и повеления Его, которые Он им даровал. 8 533 Господи Боже наш, Ты внимал им; Боже, Ты милостив был к ним, а противников их подвергал каре. 9 534 Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь Ему на горе святой Его; ибо свят Господь Бог наш! Псалом Давида, хвалебный, 99. 535 1,2 536 Воззови к Богу, вся земля! Служите Господу в веселии, предстаньте пред Ним в радости!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак «последний Адам» – Сын Человеческий – Христос Иисус приходит в этот мир, чтобы, «истребив учением (то есть Светом евангельского учения о благодати. – О.С.) бывшее о нас рукописание, которое было против нас (то есть весь тот бесовский компромат, накопленный на нас. – О.С.), и Он взял его от среды (то есть вырвал из когтей бесов-«мытников». – О.С.) и пригвоздил ко кресту» ( Кол.2:14 ). И когда потом, пройдя дверями затворенными, Он скажет ученикам: «мир вам!» (евр. шалом алейхем) ( Ин.20:19 ), – это и будет означать прекращение враждебных отношений с Богом, и установление мира между человеком и Богом. Сказано: «если же ходим во свете (то есть приняли верой евангельское учение о благодати. – О.С.), подобно как Он (то есть Он, Христос, и есть милость и благодать, дарованная человечеству от Бога Отца. – О.С.) во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ). И мы читаем 36-й стих 26-й главы Евангелия от Матфея: Мф.26:36 . «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там». Христианский историк Уильям Баркли пишет: «В самом Иерусалиме не было никаких больших садов, потому что в расположенном на вершине горы городе не было достаточно свободного места; каждый квадратный метр был нужен для строительства жилья. И вот поэтому состоятельные граждане имели свои частные сады на склонах Масличной горы. Слово “Гефсимания”, по-видимому, значит “пресс для оливкового масла” или “бочка для оливкового масла” или для маслин, и Иисус, несомненно, получил возможность входить в сад оливковых деревьев» 524 . По-видимому, это сад принадлежал одному из тайных учеников Иисуса Христа. Баркли утверждает, что таких тайных учеников могло быть много: «Кто-то дал Ему осла, на котором Он  въехал в Иерусалим; кто-то предоставил Ему верхнюю комнату, в которой состоялась Тайная вечеря, а вот теперь кто-то позволил Ему воспользоваться садом на Масличной горе» 525 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

(523, 227) 5. Было решено так: всякий, говорящий, что благодать оправдания дана нам для того, чтобы при ее содействии с большею легкостью совершать то, что мы должны совершать своей свободной волей, таким образом, что даже если бы благодать не была нам дана, мы все же могли бы, хотя и с меньшей легкостью, соблюдать и без нее заповеди Божии, да будет отлучен от сообщества верных. Ибо, говоря о плоде соблюдения заповедей, Господь не говорит: «Без Меня вам труднее делать», но говорит: «Без Меня не можете делать ничего» [ Ин 15, 5 ]. (524, 228) 6. Было решено так: Апостол святой Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» [ 1Ин 1,8 ]. Всякий, полагающий, что это следует понимать так: мы должны говорить, что имеем грех, из смирения, а не потому, что это истина, да будет отлучен от сообщества верных. Ибо Апостол тотчас добавляет: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» [ 1Ин 1,9 ]. Это место позволяет достаточно видеть, что сказанное говорится не только из смирения, но и в истине. Ибо Апостол мог сказать: «Если говорим, что не имеем греха, то хвалимся, и смирения нет в нас». Но сказав: «Обманываем себя, и истины нет в нас», он показывает вполне, что провозглашающий себя без греха говорит не истину, но ложь. (525, 229) 7. Было решено так: всякий, говорящий, что в молитве Господней святые говорят: «И прости нам долги наши» [ Мф 6, 12 ] не за себя, поскольку они не нуждаются в том, чтобы просить об этом, но за прочих из своего народа, которые согрешают, и что потому всякий святой не говорит: «Прости мне долги мои», а говорит: «Прости нам долги наши», что и подтверждает, что праведник просит более за других, чем за себя, да будет отлучен от сообщества верных. Апостол святой Иаков, быв свят и праведен, говорил: «Все мы много согрешаем» [ Иак 3, 2 ]. Для чего добавлять «все», как не для того, чтобы слова эти согласовались с тем, что сказано в псалме: «...и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих» [ Пс 143 (142), 2]; и в молитве премудрого Соломона: «Нет человека, который не грешил бы» [ 3Цар 8, 46 ]; ив книге святого человека Иова: «Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди познали слабость свою» [ Иов 37, 7 ]; а также святой и праведный Даниил, когда говорит во множественном числе: «Согрешили мы, поступали нечестиво» [ Дан 9, 5–15 ] и другие слова, которые он исповедует в истине и смирении; и чтобы не думали, как полагают некоторые, что он говорит не о своих грехах, а о грехах своего народа, он добавляет: «И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего» [ Дан 9, 20 ] Господу Богу моему. Он не сказал «наши грехи», но сказал: «грехи моего народа и мои грехи»; будучи пророком, он предвидел, что найдутся люди, которые дурно его поймут.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010