Письма преосвященного Михаила 1880–1898 гг. 1 Ваше Высокопреподобие, отец ректор. Устроившись и осмотревшись на новом месте, считаю непременным долгом от души поблагодарить Вас за данный мне совет ехать в Петербургскую академию. Из 95 человек я принят 2-м. 519 Как лучшему из волонтеров, мне назначена стипендия преосвященного Герасима, 520 по которой я буду жить наравне с казенными студентами, но без всяких обязательств; стипендия эта только с нынешнего года. Как видите, и болезнь пошла впрок. Из профессоров мне особенно понравились: Светилин, 521 Коялович, 522 Скабаланович 523 и Прилежаев. 524 Последние три примыкают к славянофильскому направлению, что как нельзя более соответствует моим симпатиям. Еще раз позвольте принести Вам величайшую мою благодарность. Остаюсь Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Михаил Грибановский . 14 сентября 1880 года 2 Ваше Высокопреподобие, многоуважаемый отец ректор. Простите ради Христа, что я так долго не сообщал Вам сведений о С. Миропольском. 525 Меня до сего часа водили за нос. Только сию минуту узнал, что он здесь, и спешу уведомить Вас, хотя может быть и поздно. Новостей у нас, кажется, нет. О юбилее М. О. Кояловича Вы знаете. Скажу только: здесь обнаружилось замечательное единодушие, воочию сказалось все его нравственное влияние на нас. Вечером совершилось единение всех курсов исторического отделения: единение в русском духе, даже с объятиями и поцелуями. Я, никогда ничего не пивший, не знаю каким образом, вдруг очутился чуть не пьяным, должно быть во имя идеи... Ждем к себе К. П. Победоносцева ; 526 давно все собирается приехать. Есть слух, что он прислал письмо И. Л. Янышеву 527 с предложением внушать студентам мысль о поступлении в монашество. По-моему, мысль великая, да не с того конца начата, а потому и прока не выйдет... Говорят также, что недавно в заседании шла речь о преобразовании Академии, и о ректор высказался в пользу устава до 1869 г. 528 У студентов этот слух вызвал неудовольствие. По-моему, православную догматику и нравственное богословие не мешало бы сделать общеобязательными. 529 Впрочем, если дело будет поставлено таким же внешним, а следовательно нехристианским, образом, как теперь, толку будет немного... Специальностью я себе, должно быть, выберу русскую историю: и всего родней, и всего необходимей. Здоровье мое великолепно; только теперь пост немного придется не по вкусу. Если можно, не благоволите ли мне прислать последнюю часть Ваших святцев, 530 когда покончите ее. Остаюсь Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Михаил Грибановский .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

1422 Во втором, также исправленном и дополненном, издании было 50 печатных листов; в 3-м – 52, а в последнем, пятом, почти 54 л. или XV+853. 1423 Впрочем, уже в начале предисловия автор ясно указывает, что под уставом у него разумеется отнюдь не одна лишь книга богослужебная, именуемая «Типиконом» или «Уставом» с её исключительным содержанием, а общий, уставом Церкви Христовой определенный, порядок богослужения, со всеми главнейшими принадлежностями последнего, как это видно и из приведенного выше оглавления содержания частей книги. 1425 Срав. также об антиминсе в примеч. 24 к стр. 18-й – «Обозрения богослужебных книгах» (изд. 1858 г.). 1426 Срав. также об антиминсе в примеч. 24 к стр. 18-й – «Обозрения богослужебных книг» (изд. 1858 г.). 1427 Чин православия и представляет собой молебны и благодарственное пение, совершаемое пред началом литургии. 1428 1766 год важен в истории чина православия, по крайней мере у нас в России, тем, что в этот год Св. Синод, в видах установления единообразия в сем чине, значительно изменил весь прежний чин православия, при чем главное изменение заключалось в том, что дотоле молебное пение чина православия совершалось вне храма, за алтарем, а с 1766 иода в самом храме. Этот измененный в 1766 г. чин, почти без всяких дальнейших изменений, совершается и доныне в соборных церквах архиереями. 1429 По древнему чину православия протодиакон, по прочтении Синодика, подносил архиерею для целования икону Св. Софии Премудрости Божией, находившуюся на переплете книги Новгородского Синодика 1632 года (стр. 28, ср. 60:291) 1431 Сокращенное изложение того же «чина» можно видеть и в статье тою же о. Никольского, помещенной в Прибавл. к Церк. Ведом. изд. при Св. Синоде, 1888 г., 11, стр. 284–288, т. I. 1432 Т. е. чин празднования Нового года, которое совершалось в старину главным образом 1 сентября, хотя не забывалось счисление и с 1 марта. 1433 В доказательство этого мы можем указать на следующие места из сочинений о. Никольского: «Пособие», стр. 524. Прим. 1 (5 изд.); «Анафематств.» стр. 60, прим. 1; «Службы», стр. 56–58 примеч.; 117, прим. 1; 173, 2; 176, 1 и др.; – «Материалы», стр. 22, прим. 2; 37, 1; 41, 1 и особенно стр. 53 и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Несмотря на свою занятость строительными делами по всей Вятской губернии, И.А. Чарушин несколько раз приезжал в Воткинск: в 1895, 1897, дважды в 1898, а затем еще в 1899гг. Он приезжал из Вятки в основном в Ижевск, в связи с возведением там тогда же грандиозного и великолепного Михайловского собора./1896-1906/. Но не забывал архитектор и воткинское храмовое строительство, дотошно вникая во все стадии процесса. Например, в акте осмотра от 17 декабря I899 г. зодчий указал на пять отступлений воткинцев от предписанного плана, но счел все же, что погрешности эти сделаны " не в ущерб красоте "/Гос.архив Кировской обл. Фонд 583, оп.524, д.201/. При возведении четвертого храма часть материалов была использована строителями от предшествовавшего церковного здания. Но " камень для пола и лестниц " выписывался строительным комитетом в 1897 из Кунгура, с доставкой на пароходах./ЦГА УР. фонд 245, оп.2, д.822/. Кладка велась лучшими мастерами из красного кирпича по типу " польской верстовой готической кладки с расшивкой швов " , Храм до сего времени является эталоном высокого качества строительных работ. Освящение новой Спасо-Преображенской церкви состоялось 10 сентября 1300г. Интересно, что прихожане и клирики иногда называли ее не новой, а " старой " только лишь перестроенной Преображенской церковью. Однако все же в архитектурном отношении это абсолютно разные объекты. Четвертый храм стал обладать более высокими архитектурно-художественными достоинствами, чем все предыдущие. В 1991-1996 гг. по северной и северо-западной сторонам церковной ограды по проекту воткинца Н.Л. Звирздыня было возведено монументальное двухэтажное здание с подклетом. В нем разместились обширная крестильная церковь, воскресная школа, трапезная, административные и хозяйственные службы. Красно-кирпичное сооружение это в основном гармонирует с памятником архитектуры, хотя главное завершение здания по своему силуэту не вполне выдержано в общем духе архитектурного ансамбля. АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДАНИЯ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ.

http://sobory.ru/article/?object=07161

625 В 1892 г. отмечалось 900-летие Волынской епархии (см.: Будилович А. С. 900-летне Волынской епархии//Славянское обозрение. 1899. Т. 1. Апрель. С. 511–524). – Ред. 626 Павел (Лебедев Петр Васильевич; 1827–1892) – один из выдающихся русских иерархов по своей административной деятельности. Закончил СПбДА магистром в 1853 г.; с 1859 г. был в ней инспектором и профессором догматического богословия; с 1868 г. – епископ Выборгский, затем Ладожский, с 1871 г. – Кишиневский, с 1879 г. – архиепископ, с 1882 г. экзарх Грузии и член Святейшего Синода, с 1887 г. – архиепископ Казанский. Архиепископ Павел был представительной наружности, обладал большим административным умом, твердой волей, решительным и крутым характером. Управление его церковными делами в Грузии было особенно тяжело для грузин, и его покушались там даже убить. Понятно, что он не особенно нравился современникам, и в заграничных изданиях, а в последнее время и в грузинских произведениях его не щадят. В 1885 г. он восстановил в Пицунде древний храм Успения Божией Матери, построенный в VI в. императором Юстинианом Великим ; храм этот несколько веков подряд был в развалинах, и православные кавказцы, кичащиеся своею любовью к древним христианским памятникам, не могли изыскать средств к его восстановлению, да едва ли знали и о самом существовании его. См.: Родосский А.С. Биографический словарь. С. 335–336. – Изд. 627 Вышеславцев Алексей Владимирович, если только о нем здесь упоминается, был известным путешественником, родился в 1831 г., окончил Московский университет, был врачом в Полтавском пехотном полку, во время крымской кампании был с полком на Малаховом кургане, результатом чего появилась целая серия его статей в «Современнике» и «Русском вестнике», вроде «Сутки на Малаховом кургане»; после был врачом на клипере «Пластун», на каковом (с 1857 по 1859 г.) плавал вокруг света и напечатал свои «Очерки пером и карандашом из кругосветного плавания», доставившие ему хорошую известность; многие страницы этой книги своим художественным описанием напоминают «Фрегат «Паллада» Гончарова. Вышеславцев много занимался искусством, особенно историей живописи; он много путешествовал по Италии и Греции, был в Константинополе. В 1861–1863 гг. был мировым посредником в Тамбовском уезде. Умер в 1888 г. См.: Брокгауз–Ефрон. Кн. 14. С. 587. – Изд. Данное письмо написано архимандритом Михаилом из Афин и может быть датировано 1891–1892 г. Следовательно, со времени смерти А. В. Вышеславцева прошло более трех лет и автор письма не мог говорить об этом как о новости. Вряд ли, таким образом, упоминаемый в письме Вышеславцев может быть отождествлен с известным путешественником и историком искусства А. В. Вышеславцевым. – Ред. 15 См. прим. 1, с. 539.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

По сообщению сербских газет, белградский университет короля Александра I будет иметь пять факультетов: богословский, юридический, философский, медицинский и технический. Фонды Коларца и Велимира Тодоровича будут употреблены на стипендии 776 . При обсуждении вопроса об открытии богословского факультета принимали участие также представители сербского митрополита: ректор и два профессора семинарии, и вопрос улажен согласно с предначертаниями представителей сербской церкви 777 . В «Веснике српске цркве» (1899, янв.–февраль, 157–158) обнародованы статистические сведения о сербских церквах, монастырях и школах в скопийской митрополии в Македонии, за 1898 год. Оказывается, что приходов всего 126, священников 127, в течение года в ведомство управляющего сербскою скопийской митрополией вновь поступило в разных уездах округа 524 дома. Монастырей 14 (в них всего 3 монаха) 778 , храмов всего 66, школ 83 при —543— 129 учителях. Открыты сербские основные школы в г. Битоле (имеются здесь и сербские гимназии, мужская и женская) и в битольском округе, в Прилепе, Крушеве, Кичеве, Охриде, Галичнике, Порече, Велесе и в других местах 779 . С самого начала 1899 года сербский посланник в Константинополе прилагал все усилия, чтобы склонить Порту к назначению в Скопию митрополита серба 780 . Еще в 1897 году сербский архимандрит Фирмиллиан назначен был администратором скопийской митрополии. Обещано было тогда же со стороны патриарха, что Фирмиллиан избран будет и в митрополита. Но это обещание долго не исполнялось, к великому неудовольствию сербской паствы 781 . Наконец 19 октября 1899 года Св. Синод Константинопольской патриархии, под председательством патриарха Константина V, переместил скопийского митрополита грека Амвросия на битольскую епархию, а скопийским митрополитом и экзархом Нижней Мизии избрал (большинством 8 голосов против 3-х) архимандрита Фирмиллиана 782 . Понятен восторг сербов: немедленно послана была в Св. Синод патриархии телеграмма от сербо-православных общин в Скопии и Куманове с выражением благодарности 783 ...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—524— ние, задушевные и правдивые взгляды, что и как нужно делать, чтобы пастырство стояло на должной высоте, и с успехом могло выполнить предъявляемые ему жизнью новые задачи и требования. Страницы всех наших духовных периодических изданий обязательно должны быть открыты для вполне свободных, ничем не стесняемых заявлений и обсуждений всего, что касается как предстоящей церковной реформы, так и всех явлений современной жизни, поскольку они соприкасаются с пастырством. Прямая же обязанность всех епархиальных архиереев, подсказываемая самыми насущными интересами церкви и православия, требует от них не только не препятствовать или как-нибудь стеснять свободные собрания и обсуждения духовенством всех вопросов, относящихся к церковной реформе и новому положению церкви, а всячески поощрять их и поддерживать. Время замалчиваний, запрещений, утаиваний от пастырей жизненных и кровных для них вопросов, время недоверия, со стороны архипастырей, к пастырским собраниям и обсуждениям, должно прекратиться навсегда; пастыри во всей своей совокупности, а не в лице только случайных архиерейских избранников, должны быть открыто признаны архипастырями своими главными полноправными советчиками и сотрудниками в устроении как всех епархиальных дел, так и в решении общих церковных вопросов. Недоверия, разделения между архипастырями и пастырями, никак недолжно быть, – они должны составлять из себя одно, иметь одну душу, иначе между ними может произойти очень нежелательный по своим последствиям раскол. Н. Каптерев Воскресенский Г.А. Библиография. Книги пророков в древнеславянском переводе: [Рец. на:] Книга пр. Исайи. СПб., 1897; Евсеев И.Е. Книга пр. Даниила... Μ., 1905//Богословский вестник 1905. Т. 3. 11. С. 525–542 (2-я пагин.) Евсеев, И. а) Книга пророка Исаии в древнеславянском переводе. В двух частях. СПБ. 1897. – б) Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе. Введение и тексты. Издание Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. Μ. 1905. И.Е. Евсеев принадлежит к Числу плодовитых исследователей древнеславянского библейского текста. Кроме двух поставленных в заголовке сочинений ему принадлежит немало статей по критике ветхозаветного библейского текста, славянского и греческого. Таковы: „Лукиановская рецензия LXX в славянском переводе“ (Христ. Чт. 1894, III); „О древнеславянском переводе Ветхого Завета“ (там же, 1897, июнь); ряд статей под заглавием: „Заметки по древнеславянскому переводу Св. Писания“, а именно: а) „О греческом оригинале первоначального славянского перевода“; б) „О книге Есфирь“ (обе статьи – в Изв. Императорской Академии Наук, т. VIΙΙ, 5, 1898): в) „Следы утраченного первоначального полного перевода пророческих книг на славянский язык“ (там же, т. X, 4, 1899); г) „Толкования пророческих мест с обличениями жидовина“ (Известия Отд. рус. яз. и слов. Императорской Ак. Н., т. V, кн.3:1900); д) „Толкования на книгу пророка Даниила в древнеславянской и старинной русской

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

См. также Очерк жизни Д.В. Поленова, составленный его зятем Ив. Петр. Хрущевым. Спб. 1879 г. 487 Алексей Александрович, тайный советник, ныне живущий на покое от дел. после долговременной службы в разных ведомствах. 496 Известный книгопродавец, которого книжный магазин (иностранных книг) и доселе существует в Москве, на Кузнецком мосту, в доме Варгина. 499 Лебедев, Александр Степанович, после окончания курса в академии со степенью кандидата, преподаватель в Московской духовной семинарии. 501 Николая, после кандидата Москов. университета, умершего на службе при русском посольстве в Персии. 502 Влад Иван., врач при Московской дух. семинарии, пользовавший и митрополита Филарета. Скончался в 1885 г. См о нем выше, стр. 329. 504 Второй по списку ученик Моск. дух. семинарии. Он принят был в академию, но умер студентом последней до окончания курса. 505 Петр Семенович, окончивший курс академии со степенью кандидата и после бывший смотрителем сначала Донского, а потом и Коломенского дух. училища. Сконч. 18 мая 1898 г. 506 Он все же, однако не только поступил в академию, но и окончил в ней курс со степенью кандидата богословия. 507 Константин Иванович, окончивший курс академии магистром, ныне протоиерей Покровского и Василия Блаженного, в Москве, собора и благочинный Китайского срока. 509 Разумеются две книги по части богослужения Англиканской церкви, подаренные архим. Савве Пюзеем. 510 Феодор Сергеевич Каптерев. Один из сыновей его. Николай Феодорович, состоит профессором в Московской духовной академии. Известен также, как писатель-педагог. Петр Феодорович, и др. 511 Евгений Михайлович. Он и поступили в Кленово во священники. Окончил семинарский курс по второму разряду. 516 Горский. С 30 декаб. – еписк. Старорусский, и 16 апр. 1856 – Саратовский, с 1860 – арх. Варшавский, с 1875 1 мая – Холмский и Варшавский, с 16 ноября 1875 – Херсонский; 1 марта 1877 г. 524 Протоиерей Запольский – двоюродный брат Изм. Иван. Срезневского. См. Русск. Старину, 1881 г, декабрь, стр. 916. 530 Владимира Григорьевича, выше упомянутого, товарища по академии и земляка архимандриту Сергию (оба магистры выпуска 1844 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Колокольня, кон. 17 в., 1-я пол. 19 в. Колокольня, поставленная перед южным входом в церковь Воздвижения и соединенная с ним, характерна для архитектуры классицизма. Сохранился лишь ее нижний кубообразный объем. Главный южный фасад, обращенный к Торговой пл., украшен портиком тосканского ордера, спаренные колонны которого фланкируют оконный проем (в настоящее время значительно растесанный). Над ним, в накладной доске под венчающим карнизом устроен прямоугольный киот для иконы. Сторожка с лавкой, кон. 19 - нач. 20 в. Небольшое сооружение с фасадным декором в формах неоклассицизма. Прямоугольный объем вытянут по оси север–юг и крыт на два ската. Главный, южный торцовый фасад завершен ступенчатым аттиком. Три прямоугольных окна здесь объединены общим плоским карнизом, в нижней части украшенным лепным орнаментом типа меандра. Углы фланкированы преувеличенно широкими филенчатыми лопатками. Большое среднее окно выделено легкой креповкой и увенчано развитым сандриком и треугольным антикизированным фронтоном с лепной пальметкой и волютами на углах. Библиография: Борисов В. Описание города Шуи и его окрестностей. М., 1851, с. 114–117; Гундобин П. Описание шуйской Крестовоздвиженской церкви.//ВГВ, 1860, 7–11, с. 34–50; Правдин Е. Описание города Шуи и шуйских церквей, Шуя, 1884, с. 81–93; Журов Ф. Исторический очерк Г. Шуи, Владимир, 1892, с. 104; Березин, Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии, вып. 5. Владимир, 1898, с. 1–38; Шлычков Л. Листая времени страницы. Ярославль, 1983, с. 106–107; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. М., 2000. С. 524-528. http://svodokn.ru/object/111501483?open=true Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=24286

На этом же капитуле был избран новый генеральный министр ордена, к-рым стал доктор теологии Герард Одонис (1285-1349). Сторонники Михаила из Чезены признали решение капитула недействительным и подвергли его обстоятельной критике в документе под названием «Ответ монахов» (Allegationes religiosorum virorum; текст см.: Bullarium Franciscanum. 1898. P. 388-396. Not. 3; Nicolaus Minorita. Chronica. 1996. P. 524-552). В преамбуле документа названы имена его составителей, 4 ближайших сподвижников Михаила из Чезены: магистры теологии Генрих из Тальхайма († после 1343), Франциск из Марке († после 1334) и О., а также канонист Бонаграция из Бергамо. О. принимал активное участие в работе над текстом, однако невозможно точно определить, какие именно разделы документа были написаны им. О. в Мюнхене (1330-1347) С 1330 г. до конца жизни О. находился при дворе имп. Людовика IV в Мюнхене. Смысл церковно-политического союза между императором и О. точно отражен в приписываемом О. изречении: «Император, защищай меня мечом, а я буду защищать тебя словом». Маловероятно, что О. действительно обращался к императору с такими словами, однако в многочисленных сочинениях 30-40-х гг. XIV в. он упорно отстаивал имперские политические интересы. Вместе с тем, подобно др. находившимся вместе с ним в Мюнхене францисканцам, своей главной задачей О. считал не столько политическую борьбу с чрезмерными властными притязаниями Римских понтификов, сколько защиту духовных идеалов францисканского ордена (см.: Miethke. 1969. S. 422-423). Несмотря на статус резиденции императора, Мюнхен в 1-й пол. XIV в. не был крупным учебным или религ. центром. В круг общения О. входили неск. францисканских теологов, к-рые ранее вместе с ним принимали участие в составлении «Ответа монахов», а также насельники францисканских мон-рей, расположенных в подчинявшихся имп. Людовику IV городах Германии. Вероятно, О. часто общался с Марсилием Падуанским († ок. 1343), который с сер. 20-х гг. XIV в. жил при дворе имп. Людовика IV и входил в число его наиболее доверенных советников.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

507 Речь идет о каком-то происшествии, связанном со швейной работой монахини Евпраксии. См. прим. к письму 56. 508 Поучение шестнадцатое к некоторым келлиотам, вопросившим преподобного авву Дорофея о посещении братии//Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Калуга, 1895. – С. 187–193. 512 Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче. – Октоих. Глас 8. Утреня воскресная, канон, песнь 4, ирмос. 513 По всей видимости, о. Игнатий вспоминает ответ о. Парфения на вопрос его знатной почитательницы: «“Чем могу я тебя утешить? Я не пожалею для тебя и миллиона”. “Вот нашла чем утешить, – отвечал он, – на что мне этот навоз? Единое мне утешение: не мешай мне никто пребывать с Богом и со всеутехою моею Пресвятою Богородицею”!». – Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения. Киев, 1898. – С. 30. 515 Ср. Пресвятая Дево, Мати Божия, и иже Слова самовидцы и слуги; пророк же и мученик вси лицы о всех молитеся прилежно, яко вси есмы в бедах. – Часослов. Повечерие великое. 516 То есть вместо о. Игнатия. Старец благословляет свою духовную дочь так ухаживать за посторонней старушкой, как она ухаживала бы за ним. 520 Ср. Весь еси желание, весь сладость, Слове Божий, Девы Сыне, Боже богов Господи, святых Пресвятый. Тем Тя вси с Рождшею величаем. – Октоих. Глас 2. В неделю утра, канон Пресвятой Богородице (3-й), песнь 9, ирмос; в понедельник утра, канон 2-й, песнь 9, ирмос. 522 17/30 января 1930 г., в день кончины схиигумена Германа, о. Игнатий был пострижен в великую схиму. 524 Монахиня Евфросиния (†ок. 1960) – монахиня закрытого московского Рождественского монастыря, некоторое время старшая в Знаменском «скиту». В 1930 г. была арестована и выслана, позднее жила в г. Данилове. См.: Монашество последних времен. – С. 95, 108, 118.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010