4 Макарий (Булгаков), еп. Православно-догматическое богословие: в 5 т. СПб., 1849-1853. 5 Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. Переизд.: Вильнюс, 1991. С. 221-223. 6 Иннокентий (Борисов), архиеп. Разбор сочинения доктора богословия епископа Макария, под заглавием «Православно-догматическое богословие» //Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: в 2 т. Т. I. М., 1999. С. VI-XII. 7 Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 7. 8 Макарий (Булгаков), еп. История русского раскола, известного под именем старообрядства. СПб., 1855. 9 Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник (далее: Дневник). Т. 2: 1857-1858. Тверь, 2005. С. 443-444. 10 Там же. С. 443-444. 11 Моя жизнь во Христе: Дневник отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1893. С. 61. 12 Дневник. Т. 17: 1872-1873. Тверь, 2009. С. 487-488. 13 Дневник. Т. 16: 1871-1872. Тверь, 2008. С. 54. 14 Дневник. Т. 17. С. 27. 15 Дневник. Т. 16. С. 54. 16 Первое издание: Сергиев И., прот. О Кресте Христовом (против раскольников). СПб., 1896. Цит. по: Иоанн Кронштадтский, прав. О Кресте Христовом (против раскольников)//Ставрографический сборник. Кн. III: Крест как личная святыня. М., 2005. С. 3-80. 17 Иоанн Кронштадтский, прав. О Кресте Христовом. С. 5-9. 18 Хондзинский П., прот. Опытное богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского//Святой праведный Иоанн Кронштадтский: избранные сочинения, проповеди, материалы. М., 2011. С. 102. 19 Иоанн Кронштадтский, прав. Катехизические беседы. Кронштадт, 1859. С. 157-165 и др. 20 Дневник. Т. 15: 1870-1871. Тверь, 2006. С. 512. 21 Иоанн Кронштадтский, прав. Катехизические беседы. С. 44-46. 22 Там же. С. 51-105. 23 Дневник. Т. 2. С. 467-468. 24 Иоанн Кронштадтский, прав. Катехизические беседы. С. 4-5. 25 Хондзинский П., прот. Опытное богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского. С. 98-136. 26 Моя жизнь во Христе. С. 63. 27 Дневник. Т. 19: 1874-1876. Тверь, 2011. С. 187. 28 Моя жизнь во Христе. С. 355-356.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6102433...

Макарий (Булгаков), еп. Православно-догматическое богословие: в 5 т. СПб., 1849–1853. Цит. по: Завитневич В. З. Алексей Степанович Хомяков. Т. 1, кн. 1. Киев, 1902. С. 973. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. Переизд.: Вильнюс, 1991. С. 221–223. Иннокентий (Борисов), архиеп. Разбор сочинения доктора богослова, епископа Макария, под заглавием «Православно-догматическое богословие»//Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: в 2 т. Т. I. М., 1999. С. VI–XII. Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 7. Кирилл (Наумов), архим. Пастырское богословие. СПб., 1853. Там же. С. 5. «О христианских храмах», «О священных одеждах», «О священных сосудах», «О богослужебных книгах», «О чтении Священного Писания при богослужении», «О службах Месячной Минеи», «Об освящении храмов», «Об обрядах при совершении таинств и при погребении», «О чине оглашения в Древней Церкви», «О святой Великой Субботе», «О празднике Рождества Христова» и др. Макарий (Булгаков), еп. История русского раскола, известного под именем старообрядства. СПб., 1855. Об это см. подробнее: Сухова Н. Ю. К вопросу о педагогической подготовке выпускников высшей духовной школы в контексте реформ XVIII–XX вв.//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 70–91. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник (далее: Дневник). Т. 2: 1857–1858. Тверь, 2005. С. 467–468. Там же. С. 443–444. Дневник. Т. 2: 1857–1858. С. 443–444. Моя жизнь во Христе: Дневник отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1893. С. 61. Дневник. Т. 17: 1872–1873. Тверь, 2009. С. 487–488. Дневник. Т. 18: 1873–1874. Тверь, 2010. С. 303. Дневник. Т. 16: 1871–1872. Тверь, 2008. С. 54. Дневник. Т. 17: 1872–1873. С. 27. Дневник. Т. 16: 1871–1872. С. 54. Дневник. Т. 19: 1874–1876. Тверь, 2011. С. 302. Соколов В. А. Посещение Московской духовной академии отцом Иоанном Кронштадтским//Богословский вестник. 1895. Т. I, 2. С. 279–289 (отд. оттиск: М., 1895). См. также: Арсений (Стадницкий), митр. Дневник. Т. 1: 1880–1901. М., 2006. С. 292.

http://bogoslov.ru/article/6172544

1870. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 27 декабря 1995 года: 1. Образовать Мурманскую епархию. 2. Преосвященным епархии носить титул “Мурманский и Мончегорский”. – 1996, 1, 14. 1871. ЖИЛКИНА М. Русский Север встречает Святейшего Патриарха. – 1997, 9, 18. 35. Нижегородская и Арзамасская (до 1990 г. – Горьковская и Арзамасская) 1872. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 1 октября 1990 года: Об именовании Преосвященных епархии “Нижегородский и Арзамасский”. – 1991, 1, 10. 1873. ИЗДАТЕЛЬСКОЕ дело в Нижегородской епархии. – 1995, 5, 56. 1874. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 26 декабря 1995 года: Считать приходы, находящиеся в Сокольском районе Ивановской области, приходами Нижегородской епархии. – 1996, 1, 9. 1875. ПОДРЕПНЫЙ Е. С помощью слова Божия. (Сотрудничество исправительных учреждений Нижегородской области с РПЦ). – 1999, 7, 46. 1876. ИЗ ЖИЗНИ епархии: 1986, 1, 25. 1988, 12, 28. 1989, 10, 30. 1991, 1, 42. 36. Новгородская и Старорусская 1877. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 16, 19 и 20 июля 1990 года: 1. Об образовании Новгородской епархии. 2. Об именование Преосвященных епархии “Новгородский и Старорусский”. – 1990, 10, 4. 1878. ТОРЖЕСТВА на берегах Волхова. – 1990, 11, 15. 1879. ИВАНОВ Е. Освящение новгородской Софии. – 1991, 12, 12. 1880. ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ Святейшего Патриарха Алексия II. – 1991, 12, 15. 37. Новосибирская и Бердская (до 1995 г. – Новосибирская и Барнаульская) 1881. ТОРЖЕСТВА в Томске. – 1987, 11, 23. 1882. ПОЕЗДКА Святейшего Патриарха Алексия II в Сибирь 11– 17 мая 1991 года: 1. Из выступлений Святейшего Патриарха Алексия II. – 1991, 9, 17. 2. Приветственное слово епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска 16 мая 1991 года. – 1991, 9, 20. 3. Комаров Е. На Сибирской земле. – 1991, 9, 21. 1883. ТИХОН, еп. II Сибирский Съезд православной молодежи 6–10 июля 1995 года. – 1995, 6–8, 49. 1884. ОБРАЩЕНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к съезду православной молодежи в г. Новосибирске. – 1995, 6–8, 48.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1997, 6, 39. 1937. САФОНОВ В. На Самарской земле. – 1999, 12, 38. 1938. ИЗ ЖИЗНИ епархии: 1986, 5, 16. 1987, 3, 27. 1988, 2, 27. 1988, 3, 30. 1990, 12, 40. 1991, 3, 42. 1995, 5, 48. 49. Санкт-Петербургская и Ладожская (до 1991 г. – Ленинградская и Ладожская; до 1990 г. – Ленинградская и Новгородская) 1939. ФЕОФИЛАКТ, иером. Празднование 600-летия явления Тихвинской иконы Божией Матери. – 1984, 3, 13. 1940. 60-ЛЕТИЕ митрополита Ленинградского и Новгородского Антония. (Празднование юбилея в Ленинграде). – 1984, 5, 26. 1941. ПРАЗДНОВАНИЕ 1000-летия Крещения Руси в Ленинграде. – 1988, 12, 13. 1942. ГАВРЮШИНА Л. Праздник в древнем Новгороде. – 1989, 3, 23. 1943. МИТРОПОЛИТУ Ленинградскому и Новгородскому Алексию-60 лет. Логачев К. Юбилей митрополита Алексия. – 1989, 8, 11. 1944. ЛОГАЧЕВ К. Передача мощей святого благоверного князя Александра Невского. – 1989, 9, 22. 1945. ЕГО ЖЕ. Выставка церковной старины в Ленинграде. – 1989, 9, 25. 1946. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 16, 19 и 20 июля 1990 года: О выделении из состава Ленинградской митрополии Новгородской епархии. – 1990, 10, 4. 1947. ПАРМЕНОВ Н. Прославление праведного Иоанна. – 1990, 10, 8. 1948. ПРАЗДНОВАНИЕ 750-летия Невской битвы в Ленинграде. – 1990, 11, 18. 1949. ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬСКИЙ визит в Ленинградскую и Олонецкую епархии. – 1990, 12, 11. 1950. ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬСКИЙ визит в Ленинградскую митрополию и Эстонскую епархию. – 1991, 1, 12. 1951. КОЛЫМАГИН Б. Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского . – 1991, 4, 16. 1952. СЛОВО Святейшего Патриарха Алексия II при возвращении Церкви честных мощей преподобного Серафима Саровского в Казанском соборе 11 января 1991 года. – 1991, 4, 15. 1953. КОЛЫМАГИН Б. Перенесение мощей преподобного Серафима в Москву. – 1991, 5, 16. 1954. ИВАНОВ Е. Возвращение двух святынь. – 1991, 11, 15. 1955. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 25 сентября 1991 года: Об именовании Преосвященных Ленинградской епархии “Санкт-Петербургский и Ладожский”. – 1992, 1, 10. 1956. ПАРМЕНОВ А. Град святого Петра. – 1992, 2, 4.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Успенский Б., 1987 – Успенский Б.А. О семиотике иконы//Символ. Париж, 1987, декабрь, 18 Успенский Б., 1991 – Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)//XVIII Международный конгресс византинистов 8–15 августа 1991 г. Резюме сообщений. М., 1991 Успенский Д., 1906 – Успенский Д. Народные верования в церковной живописи. СПб., 1906 Успенский Л., 1989 – Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. Париж-Москва, 1989 Успенский, Лосский, 1952 – Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. Boston, 1952 Успенский Н., 1970 – Успенский Н.Д. Спасающие и освящающие действия Божии через Святого Духа в богослужении и таинствах//Богословские труды. М., 1970, 5 Учебная иконописная мастерская, 1909 – Учебная иконописная мастерская Высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи в слободе Борисовке Курской губернии Грайворонского уезда. Харьков, 1909 Ушаков, 1906 – Ушаков Н.Н. Исторические сведения об иконописании и иконописцах Владимирской губернии. Владимир, 1906 Ушаков, 1908 – Ушаков Н.Н. Реставрация Крестовоздвиженского храма в селе Палехе Вязниковското уезда//ТВУАК, кн. 10, 1908 Февр, 1991 – Февр Л. Бои за историю. М., 1991 Федотов, 1990 – Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990 Федотов, 1991 (1) – Федотов Г.П. Стихи духовные. (Русская народная вера по духовным стихам.) М., 1991 Федотов, 1991 (2) – Федотов Г.П. Трагедия древнерусской святости//Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т. 1–2. СПб., 1991 Филарет, 1836 – Филарет. Ответ на вопросы глаголемого старообрядца по случаю беседы о Стоглавом соборе//ХЧ, 1836, т. 1 Филарет, 1887 – Собрание мнений и отзывов Филарета. митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Том дополнительный. СПб., 1887 Филарет, 1903 – Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского. Под ред. В.С. Маркова. М., 1903 Филимонов, 1863 – Филимонов Г.Д. Палех//День, 1863, 34–35 Филимонов, 1874 – Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г.Д. Филимонова . М., 1874

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

50. Дочь Человеческая [О празднике Рождества Богородицы]//Домострой. 24 сентября 1991. 37. С. 10. 51. Крестное Древо//Домострой. 1 октября 1991 г. 38. С. 8-9. 52. Троице-Сергиева Лавра//Домострой. 8 октября 1991. 39. С. 12 53. Под покровом Богородицы//Домострой. 15 октября 1991. 40. С. 8-9. - В соавторстве. 54. Огненный фокус. (К 100-летию со дня кончины святого старца Амвросия Оптинского)//Домострой. 22 октября 1991. 41. С. 8-9. 55. «Всели в себя Бога». Из жизни и заветов святого праведного Иоанна Кронштадтского//Домострой. 29 октября 1991. 42. С. 12-13. 56. Нестор Летописец: концепция будущего//Домострой. 12 ноября 1991 44. С. 8-9. 57. Два пророка: Достоевский и Леонтьев о «всемирной любви», России и Европе. (Два письма Татьяне Глушковой)//Домострой. 26 ноября 1991. 46. С. 12-13; То же//Глушкова Т.М. Встречи. СПб., 2004. С. 138-158. 58. Николин день//Домострой. 31 декабря 1991. 51. С. 12. 1992 59. Ключ к Вифлеему//Православный Палестинский Сборник. Вып. 31 (92). М., 1992. С. 3-6. 60. Воля к спасению//Иоанн Кронштадтский. (Сборник статей). М., 1992. С. 367-379; То же//«Берегите святыню нашу» (Сборник статей). М., 1993. С. 37-50; То же//Иоанн Кронштадтский. М., 1998. С. 9-20; То же//Молодая гвардия. 2003. 7-8. С. 80-92. 61. Богоявление и Крещение//Домострой. 14 января 1992. 2. С. 8-9. 62. Максим Грек//Домострой. 28 января 1992. 4. С. 8-9. 63. Димитрий Прилуцкий. К 600-летию со дня кончины//Домострой.18 февраля 1992. 7. С. 8-9. 64. Воспоминание о Страшном Суде//Домострой. 25 февраля 1992. 8. С. 8-9. 65. Таинство поста//Домострой. 24 марта 1992. 12. С. 7. 66. Святой Василько Ростовский//Домострой. 24 марта 1992. 12. С. 11. 67. Благовещение//Домострой. 7 апреля 1992. 14. С. 8. - Автор не указан. 68. Русские люди. К 80-летию со дня смерти А.С. Суворина//Домострой. 19 мая 1992. 20. С. 9; То же//Розанов В.В. Из припоминаний и мыслей об А.С.Суворине/Предисловие. М., 1992. С. 5-7. 69. Третий Всероссийский. (О III Всероссийском фестивале православных фильмов)//Домострой. 26 мая 1992. 21. С. 11.

http://bogoslov.ru/person/249099

590. ПОЕЗДКА Святейшего Патриарха Алексия II во Святую Землю. – 1991, 6, 2. 591. ПАЛОМНИЧЕСТВО Святейшего Патриарха Алексия II во Святую Землю. Слова и речи Патриархов Иерусалимского Диодора I и Московского Алексия II во время паломничества: 1. Слово Блаженнейшего Патриарха Диодора I после богослужения в храме Воскресения 31 марта 1991 г. – 1991, 8, 2. 2. Слово Святейшего Патриарха Алексия II после богослужения в храме Воскресения 31 марта 1991 г. – 1991, 8, 3. 3. Речь Блаженнейшего Патриарха Диодора I на официальном приеме 31 марта 1991 г. – 1991, 8, 4. 4. Речь Святейшего Патриарха Алексия II на официальном приеме 31 марта 1991г.1991, 8, 5. 592. ДЕРЖАВИН Н. У святынь Иерусалима. – 1991, 8, 6. 593. В СВЯЗИ с событиями в Иерусалиме. – 1992, 7, XII. 594. АЛЕКСИЙ II, патр. Телеграмма (в связи с событиями в Иерусалиме) Патриарху Иерусалимскомк Диодору I. – 1992, 7, XIII. 595. ИЗ выступлений Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во время его официального визита в Кипрскую и Иерусалимскую Православные Церкви. – 1992, 8, 15. 596. ДИОДОР I, патр. Отклик на избрание Митрополита Киевского и всей Украины Владимира. – 1992, 9, VII. 597. И.К. Возрожденное подворье Иерусалимской Церкви. – 1996, 3, 55. 598. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 17 апреля 1997года: 1. Известительное письмо Блаженнейшего Патриарха Диодора I о прославлении новых Синайских святых. 2. Включить в диптих святых, празднуемых РПЦ, сонм преподобных отцов, подвизавшихся на Богошественной Горе Синай, и совершать в честь них церковную память ежегодно в Среду Светлой Седьмицы. – 1997, 6, 4. 599. ПРИВЕТСТВЕННОЕ слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриарху Святого Града Иерусалима и всея Палестины Диодору I в день прибытия в Иерусалим 12 июня 1997 г. – 1997, 8, 27. ХРОНИКА: 1987, 8, 59. 1992, 1, 57. (Об образовании Палестино-русского общества). 5. Русская Православная Церковь (см. отдел 23.) 6. Грузинская Церковь 600. ПИМЕН, патр. Поздравление (с 50– летием и правительственной наградой-орденом Дружбы народов) Патриарху-Католикосу всей Грузии Илие II. – 1984, 3, 2.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И егда той изрек, рече ми: «Рцы, отче, молитвы мнози! Се бо скоро братия наша подъемлют мя и ведут ко отцу нашему, тогда лютее мне будет». Аз же рече ему: «Рцы успешнее: Отче наш , Иже еси на небесех». 1038 Егда той начат пети слова сия, рече ми: «Отче, некрещении не поют». Аз же рече ему: «Пой со умилением – и узриши славу Божию». И егда той воспет паки, и прилетеша духове, яко галищ множество, 1039 возопиша: «Наш еси! Почто чюжаго отца прославляеши?» Той же единою поя, ни очима на них взирая. И видех: снидоша от восток два аггела и реша ему: «Уже молитвами сего святаго старца Бог прият твое раскаяние». И возложи на нь ризы белы, и пояс, и крылие, и венец на главу его возложиша, и возопиша: «Аллилуйя!» И вознесошася на небо. Аз же возопих: «Слава в вышних Богу!» 1040 И падох на землю, благодаря Бога. И, востав, иде в монастырь и поведа игумену. И возва братию, повеле ми пред всеми глаголати. Аз же поведах, и вси плакаху, прославиша милосердие Божие, приемше покаяние дияволе». 1026 Патерик Скитский – один из переводных греческих патериков, в основе которого лежит систематическое собрание «Изречений отцов», где все патериковые рассказы и изречения разделены на главы, представляющие главнейшие монашеские добродетели. С XV в. в древнерусской письменности название «Скитский патерик» применялось также к составленному в Болгарии в XIV в. Сводному патерику и другим патерикам, являясь по сути термином родовым (см.: Николаев Н. И. Патерик Скитский//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1: XI–nepbaя половина XIV в. С. 321–325). Автор повести вряд ли имел в виду какой-то конкретный патерик, а лишь использовал популярное в рукописной книжности название (ниже он называет этот патерик «Египетским»). 1028 ...в патерице Египетском. – Переведенный с греческого языка сборник патериковых рассказов, возникших в среде ближневосточного, прежде всего египетского, монашества IV–V вв. Патерик включает несколько произведений: «Историю египетских монахов», «О народах Индии и брахманах», «Лавсаик» Палладия Еленопольского , извлечение из алфавитной части «Изречений святых старцев» и др. (см.: Николаев Н. И. Патерик Египетский//Там же. С. 302–308).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2159. Книга Селивестр Римский. 2160. Книга Златая чепь. 2161. Книга Палейные очи, Нифонта Крутицкого владыки. 2162–2164. Три книги Василия нового. 2165. Книга Василия Великого, беседа о благодарении. 2166. Книга Георгия Писида. 2167–2168. Две книги Филона Карпафийского. 2169. Книга Пчела. 2170. Книга житие Димитрия Прилуцкого. 2171–2175. Пять книг Иоасафа Царевича. 2176. Книга Феодосия Архиепископа Новгородского о артусе и о Богородичне хлебе. 2177–2178. Две книги Нилова правила, одна письмо Исака Сумина. 2179–2181. Три книги Диопатры Беседословные. 2182. Книга Григория Синаита да Григория Беседовника. 2183. Книга новый перевод Иосифа Топоркова, в полдесть. 2184. Книга Шестоднев Златоустого, на Бытие. 2185. Книга Филофея, инока Синайского, дача Нила Полева. 2186. Книга Летописец Минасийский, в десть. 2187–2189. Три книги Летописцы один Греческий, два Русских. 2190. Книга Максима Грека. 2191–2194. Четыре книги на Новгородскую ересь, две в полдесть, а две в четверть. 2195–2196. Две книги Правила, письмо Васьяна, Фотиева ученика. 2197. Книга Лапсаик в десть. 2198–2199 Два Патерика Скитских, 2200–2201. Два Патерика Савинских. 2202. Патерик Скитский, в полдесть. 2203–2204. Два Патерика Синайских, в полдесть. 2205. Патерик Азбучный, письмо Пафнотия Карташа. 2206. Патерик Азбучный, Бориса Кутузова. 2207. Патерик Азбучный, Исаино письмо Белого. 2208–2209. Две книги Лимониса, в полдесть. 2210. Патерик Печерский. 2211. Патерик Савинский. 2212. Патерик Азбучный, в четверть. 2213–2215. Три книги Исака Сирина, в десть. 2216. Книга Люботрудное Собрание, в полдесть. 2217. Книга Соборник, на кратких словесех, в четверть. 2218–2219. Два Торжественника во весь год письменные, в десть. Отданы Благовещенскому протопопу Стефану. 2220–2221. Два Соборника, жития святых писаны 7045 году. 2222. Соборник месячный, старый. 2223. Соборник Иева праведного. 2224. Соборник Руских чудотворцев, 2225. Соборник, в полдесть. 2226. Соборник, толстый словет. 2227. Книга Григория Амиритского. 2228. Книга Симеона нового Богослова , письмо Дионисия Звенигородского; дача Даниила митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

В начале XX века были изданы Тверской Патерик (Казань, 1907), в который вошли сведения о жизни и подвигах 57 подвижников, подвизавшихся на Тверской земле, и Ярославский Патерик (Ярославль, 1912), содержащий жития 23 святых, подвизавшихся в Ярославской епархии. В 1912 году известный духовный писатель Е. Поселянин составил и издал в Москве «Московский Патерик». В сборнике помещено описание Владимирской иконы Божией Матери, «Троицы» преподобного Андрея Рублева и 26 святых Московского края. В более позднее время были составлены Глинский Патерик, содержащий сказания о чудотворной Глинской иконе Божией Матери и жизнеописания 34 глинских подвижников; Оптинский Патерик с краткой историей Оптиной пустыни и жизнеописанием 33 оптинских подвижников, начиная от настоятеля – игумена Авраамия и кончая последним оптинским старцем – схиархимандритом Севастианом; Отечник проповедника – 1221 пример из 30 Патериков и Пролога, расположенный в алфавитном порядке тем, и «Троицкие цветки с Луга Духовного». Последний труд содержит в основном описание отдельных событий из жизни иноков ТроицеСергиевой Лавры и её скитов, собранных наместником архимандритом Кронидом († 1922) и обработанных магистром богословия архимандритом Вениамином (Миловым) (скончался в сане епископа в 1956 году). Владыка Мануил (Лемешевский) (скончался в сане митрополита в 1965 году на Куйбышевской кафедре) составил следующие Патерики: Новый Соловецкий, Серпуховской, Оренбургский, Бузулукский и цветники: Оренбургский, Тамбовский, Серпуховской, Курский, Костромской, Калужский, Оптинский, Рязанский и Тульский 10 . Патерикам присущи краткость, ясность, простота изложения и глубокая назидательность. К сожалению, многие Патерики XIX века утратили эти прекрасные черты и прекратились в сборники житий святых описательного характера. Особая сухость и нецерковный тон повествования отличают Тверской Патерик. Ничего общего не имеет с древними Патериками и Пермский Патерик (M., 1904), содержащий стихотворения о жизни святых Пермского края.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010