-------- 3059. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 29, 30 и 31 января 1991 года: 1. Благословить открытие Спасо-Прилуцкого мужского монастыря в г. Вологде. 2. Утвердить наместником обители иером. Ефрема (Виноградова). – 1991, 5, 7. 3060. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 17 апреля 1997 года: Утвердить иером. Дионисия (Воздвиженского) наместником обители. – 1997, 6, 8. -------- 3061. ТИХОН, игум. Освящение храма во имя преподобномученика Корнилия в Псково-Печерском монастыре. – 1986, 10, 21. 3062. ТАВРИОН.игум. Дом Пречистой Богородицы. – 1989, 4, 14. 3063. APXINOB Г. Где паломнику главу приклонить?–1991, 6, 20. 3064. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 7 октября 1995 года: Освободить архим. Романа (Жеребцова) от обязанностей наместника монастыря. – 1995, 9–10, 6. -------- 3065. ЛЕХТОНЕН А. Юбилеи храмов в Пюхтицком Успенском монастыре. – 1986, 2, 18. 3066. А. Л. Гости из Финляндии в Пюхтицком Успенском монастыре. – 1986, 2, 20. 3067. ЛЕХТОНЕН А. Престольный праздник в Пюхтицком Успенском женском монастыре. – 1987, 3, 24. 3068. ЮСОВА О. Две ступени подвига. (Пюхтицкий Успенский женский монастырь). – 1990, 10, 27. 3069. К 100-ЛЕТИЮ Пюхтицкой обители: 1. Слово Святейшего Патриарха Алексия II в Пюхтицком Успенском монастыре 5 сентября 1991 года. – 1991, 12, 70. 2. Е. К. Празднование юбилея в Пюхтицах. – 1991, 12, 71. 3. Парменов А. Православные святыни на Журавлиной горе. – 1991, 12, 72. 4. Сидорина И. Дорогой наш батюшка. – 1991, 12, 76. -------- 3070. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 18 июля 1991 года: 1. Благословить открытие Раифского Богородичного мужского монастыря в г. Зеленодольске Казанской епархии. 2. Назначить наместником обители игум. Всеволода (Захарова). – 1991, 11, 11. -------- 3071. К 100-ЛЕТИЮ Рижской обители. – 1992, 3, XIV. 3072. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 16 июля 1993 года: День обнаружения чудесного мироточения икон, находящихся в Троицком соборе Троицко-Сергиева женского монастыря в г. Риге объявить днем местночтимого церковного праздника. – 1994, 2, 39.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Позднее к Патерику присоедили сказания о начале Киево-Печерского монастыря, об украшении обители, о первых подвижниках, а также статьи, имеющие отношение к предмету «Патерика», а иногда и без всякой связи с ним: ответ Феодосия на вопрос великого князя Изяслава о латинянах, сказания о происхождении и первоначальном состоянии русской церкви, о крещении славян и прочее.   Волокаламский патерик Волоколамский патерик — сборник рассказов о жизни святых иосифлянской школы русского монашества, прежде всего произведений о самом Иосифе Волоцком, его учителе Пафнутии Боровском, сподвижниках и учениках, а также сказаний, бытовавших в этой монашеской среде. По определению историка Георгия Федотов а, Волоколамский патерик — «единственный патерик Северной Руси».   «Новый эклогион» Никодим Святогорец «Новый Эклогион» — жития пятидесяти святых, выбранные и пересказанные преподобным Никодимом Святогорцем. «Новый Эклогион» — один из этапов большой «издательской программы» Никодима Святогорца, призванной возродить православие и дать миру необходимую литературу. Первым вышло «Добротолюбие», а потом — эта книга тоже. Никодим Святогорец выбрал неизданные жития из афонских библиотек и переложил их в современной, доступной манере.   Афонский патерик «Афонский патерик, или Жизнеописание Святых, на святой Афонской горе просиявших» — собрание житий афонских подвижников. Жития святых размещены в Афонском патерике в календарном порядке.   Соловецкий патерик Соловецкий патерик — собрание житий соловецких святых и не канонизированных подвижников неизвестного автора, от основания монастыря и до XIX века. « Наша цель — представить благосклонному вниманию читателя то, что сохранилось в письменных памятниках об особенно замечательных Соловецких отцах. Наше повествование, начинаясь с основателей и первоначальников Соловецкого иночества, продолжается чрез ряд веков до настоящего времени. Святое семя иночества, насажденное подвижническою рукою преподобных Зосимы и Савватия на дикий и необитаемый остров студеного моря, не переставало приносить плоды до ближайшей к нам современности. Надеемся, что оно, при благословении Божием, останется также плодоносно и на будущее время ».

http://blog.predanie.ru/article/20_pater...

78. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 1. M., 1898. 79. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 2. M., 1898. 80. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 3. M., 1898. 81. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 4. M., 1899. 82. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 5. M., 1899. 83. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 6. M., 1900. 84. Собрание писем святителя Феофана. Вьш. 7. M., 1900. 85. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 8. M., 1901. 86. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Письма епископа Феофана. 5-е изд. M., 1904. 87. Внутренняя жизнь. Слова епископа Феофана. Изд. Афонского Русского Пантелеимонова м-ря. M., 1893. 88. Добротолюбие. 2-е изд. Т.1. M., 1883; 3-еизд. M., 1895. 89. Добротолюбие. 2-е изд. Т.2. M., 1884. 90. Добротолюбие. 2-е изд. Т.3. M., 1888; 3-еизд. M., 1900. 91. Добротолюбие. 2-е изд. Т.4. M., 1889. 92. Добротолюбие. 2-е изд. Т.5. M., 1890; 3-е изд. M., 1900. 93. Писание мужей апоетольских. Ерм . Пастырь/Пер. прот. Петра Преображенского . 2-е изд. СПб., 1895. 94. Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской горе просиявших. 7-е изд. Ч. 1, 2. M., 1897. 95. Глинский патерик/Прил. к диссертации свящ. Александра Чеснокова «Глинская пустынь». (Машинопись. Ин. 200276). Загорск. 1990. 96. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. M., 1845. 97. Древний патерик. M., 1874. (Он же Скитский патерик). 98. Древний патерик: Избранные сказания. M., 1914. 99. Жизнь пустынных отцев/Творение пресв. Руфина. TCJI, 1898. 100. Киево-Печерский патерик/Сост. М. Викторова. Киев, 1893. 101. «Лавсаик» /Сост. Палладий, еп. Еленопольский. СПб., 1850. 102. Луг духовный/Творение блаж. Иоанна Мосха . Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1915. 103. Митерикон: Собрание наставлений аввы Исаии всечестной инокине Феодоре. 2-е изд./Пер. еп. Феофана. M., 1898. 104. Московский патерик/Сост. Е. Поселянин; Изд. Московского дворянства, M., 1912. 105. Оптинский патерик. (Машинопись. Б-ка Московской Духовной Академии. Инв. 123611, С. 493).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

М., 1888), Соловецкий (СПб., 1873) патерики. К 500-летию кончины прп. Сергия Радонежского был опубликован «Патерик Свято-Троицкой Сергиевой лавры» M. В. Толстого (М., 1892), издание было исправлено и дополнено архим. Никоном (Рождественским) и в 1896 г. вышло под названием «Троицкий патерик». В нач. XX в. вышли: Архангельский ( Никодим (Кононов), архим. Архангельский патерик. СПб., 1901), Тверской (Каз., 1907), Ярославский (Ярославль, 1912) патерики, Московский П., составленный Е. Поселянином (М., 1912). В 1885-1916 гг. увидели свет 22 выпуска «Палестинского патерика», издававшегося Имп. Палестинским православным обществом . В 1-й пол.- сер. XX в. создавались новые П., сохранявшиеся в рукописной традиции: Троицкий П., составленный прмч. Кронидом (Любимовым) (Троицкие цветки с луга духовного: Рассказы о явлениях силы Божией, собранные в обители прп. Сергия. М., 1996), Глинский и Оптинский патерики. Автором ряда рукописных П. (Нового Соловецкого, Серпуховского, Оренбургского, Бузулукского) был митр. Мануил (Лемешевский) . В XXI в. Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь опубликовал Валаамский П. (2003. 2 т.), ЦНЦ «Православная энциклопедия» подготовил новый вариант Московского П. (Московский патерик: Древнейшие святые Московской земли. М., 2003), в Троице-Сергиевой лавре был переработан и расширен состав Троицкого патерика, в к-рый вошли жизнеописания новомучеников и исповедников XX в. (Троицкий патерик. Серг. П., 2015). Во 2-й пол. XX в. в старообрядческом согласии часовенных сложился «Урало-Сибирский патерик» (М., 2014. Кн. 1. Т. 1, 2; 2016. Кн. 2. Т. 3). Патериковые рассказы служили источником для произведений рус. писателей: Н. С. Лескова , Л. Н. Толстого , В. М. Гаршина, М. А. Кузьмина, А. М. Ремизова, Б. К. Зайцева , И. С. Шмелёва. Жанровые формы, сюжеты и мотивы П. оказались востребованными в творчестве совр. российских писателей - М. А. Кучерской (Современный патерик. М., 2005), Е. Г. Водолазкина (Лавр. М., 2012), Н. В. Байтова (Ангел-вор: Рассказы о Церкви.

http://pravenc.ru/text/2579738.html

М., 2013) и др. О. В. Гладкова Изд.: Синайский П.: Синайский патерик/Изд.: В. С. Голышенко, В. Ф. Дубровин. М., 1967; Limon Pneimatikos - Pratum spirituale: Cod. florentinus mediceus laurentianus, Plut. X, 3/Изд.: Е. Зашев. София, 2005; Скитский П.: The Old Church Slavonic Translation of the Ανδρν γων ββλος/Ed. N. van Wijk. Hague, 1975 (фототип. изд.: Idem. B., 2018); Из Скитского патерика//БЛДР. Т. 2. 1999. С. 295-305; The Scete Paterikon/Patericon Sceticum=Скитский патерик: Слав. пер. в принятом тексте и реконструкции глаголического архетипа/Ed. W. R. Veder. Amst., 2012. 3 vol; Азбучно-Иерусалимский П.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов/Пер. с греч. еп. Евсевий (Орлинский). М., 18462; Caldarelli R. Il Paterik alfabetico-anonimo in traduzione anticoslava. R., 1996. Vol. 1: Parte alfabetica: Edizione del testo slavo e dell " originale greco; Египетский П.: Руфин. Жизнь пустынных отцов/Пер. с лат.: свящ. М. И. Хитров. Серг. П., 1898; Палладий, еп. Лавсаик. СПб., 18733; Федер В. Р. Патерик Египетский Краткий: Переделка Патерика Египетского до 1076 г.//Palaeobulgarica. София, 1979. 1. С. 8-34; Из Египетского патерика//БЛДР. 1999. Т. 2. С. 306-311; Римский П.: Birkfellner G. Das Römische Paterikon: Stud. zur serbischen, bulgarischen und russischen überlg. der Dialoge Gregors des Grossen mit einer Textedition. W., 1979. 2 Bde; Патерик Римский: Диалоги Григория Великого в древнеслав. переводе/Изд. К. Дидди. М., 2001; Сводный П.: ВМЧ. Вып. 14. Тетр. 1; Николова С. Патеричните разкази в бьлг. средневек. лит-ра. София, 1980. С. 145-384 новелл]. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Сведения о слав. и рус. переводах патериков различных наименований и обзор редакций оных//ЧОИДР. 1890. Кн. 4. Отд. 3. С. 1-3; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. 1892; Соболевский А. И. Римский патерик в древнем церковнослав. переводе. К., 1904. С. 1-28; Преображенский В. С. Славяно-русский Скитский патерик: Опыт ист.-библиогр. исслед. К., 1909; Смирнов И. М., свящ. Синайский патерик в древнеслав.

http://pravenc.ru/text/2579738.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Алфавитный патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцов. Это знаменитый Алфавитный патерик (Изречения Отцов, Апофтегмата Патрум или Геронтикон, или наконец просто Патерик), но изложенный не по персоналиям, а тематически. Одна из центральных книг Церкви, вобравшая в себя опыт величайших подвижников. Никая другая книга (кроме Библии) не переписывалась христианами так часто как Патерик. Это собрания крайне простых, лаконичных слов. Доступный всем, Патерик напоминает самые основы христианской этики — написанный огнём Духа, Патерик содержит величайшие Его откровения. Древний Патерик — по сути ряд коротеньких историй или высказываний Отцов Пустыни. Интересно, что эти Отцы — почти все копты (коренные жители Египта), часто просто безграмотные — однако именно к ним стремились попасть лучшие представител античной интеллигенции. Хаушер, исследователь восточнохристиаснкой духовности писал о значании Патерика: «если изучаете историю духовности или духовной жизни Церкви, увидете, что что каждый раз, когда в Церкви наступает духовное возрождение, отцы пустыни становятся заново актуальными, либо вследствии этого возрождения, либо как его причина, или и то, и другое одновременно».  ДРЕВНИЙ ПАТЕРИК К читателям Пути праведных, то есть их жизнь и учение, по слову Премудрого (Притч. 4, 18), подобно свету светятся: они предходят нам и просвещают путь к спасению. В особенности сие надо сказать о святых Церкви новозаветной, принявших от полноты Христа благодать на благодать (Иоан. 1, 16). Христианские подвижники хотя и скрывались от мира, подобно ветхозаветным, скитаясь в пустынях, и в горах, и вертепах и в пропастях земных (Евр. 11, 38): но как свет мира, как град величественный, поставленный на горе Божией, не могли укрыться от мира, тем менее от верующих (Матф. 5, 14). Свет подвигов и учения их так сияет, по изречению Спасителя, пред всеми человеками, что, видя добрые дела их, мы невольно прославляем Отца небеснаго, благоговеем к святым Его и соуслаждаемся им по внутреннему человеку (Римл. 7, 22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

77. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 1. М., 1898. 78. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 2. М., 1898. 79. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 3. М., 1898. 80. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 4. М., 1899. 81. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 5. М., 1899. 82. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 6. М., 1900. 83. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 7. М., 1900. 84. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Письма еп. Феофана. 5-е изд. М., 1904., 85. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 1. М., 1883; 3-е изд. М., 1895. 86. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. М., 1884. 87. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1888; 3-е изд. М., 1900. 88. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1889. 89. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1890; 3-е изд. М., 1900. 90. Писание мужей апостольских. Ерм . Пастырь/Пер. прот. Петра Преображенского . 2-е изд. СПб., 1895. 91. Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской горе просиявших. 7-е изд. Ч. 1 и 2. М., 1897. 92. Глинский патерик/Прил. к диссертации свящ. Александра Чеснокова «Глинская пустынь». (Машинопись. Ин. 200276). Загорск. 1990. 93. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. М., 1845. 94. Древний патерик. М., 1874. (Он же Скитский патерик). 95. Древний патерик: Избранные сказания. М., 1914. 96. Жизнь пустынных отцев/Творение пресвитера Руфина. ТСИ, 1898. 97. Киево-Печерский патерик/Сост. М. Викторова. Киев, 1893. 98. «Лавсаик» /Сост. Палладий, еп. Еленопольский. СПб., 1850. 99. Луг духовный/Творение блаженного Иоанна Мосха . Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1915. 100. Митерикон: Собрание наставлений аввы Исаии всечестной инокине Феодоре. 2-е изд./Пер. еп. Феофана. М., 1898. 101. Отечник/Еп. Игнатий(Брянчанинов). 4-е изд. СПб., 1903. 102. Палестинский патерик/И. Помяловский. Вып. 5. СПб., 1895. 103. Пролог в поучениях/Прот. В. Гурьев . М., 1912. 104. Соловецкий патерик. М., 1895. 105. Троицкие цветки с луга духовного/Сост. арх. Кронид (Любимов). ТСЛ, 1997. 106. Цветник духовный. В 2 ч. 5-е изд. М., 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1886. Ч. неофиц. 9. С. 249-259; 11. С. 301-310; Митропольский А. А. Очерк истории Савватьевского мон-ря ныне с. Савватьева Тверского у. с предварительным жизнеописанием основателя мон-ря Савватия, подвижника Тверского и Оршинского. Тверь, 1897; он же. Ист. сказание о подвижнической жизни прп. Савватия Тверского и Оршинского и об основанном им мон-ре, называвшемся его именем, где ныне с. Савватьево Тверского у. Тверь, 1899; Мат-лы для истории упраздненных мон-рей Тверской епархии. Тверь, 1903. С. 197-205; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Каз., 1907. Тверь, 1991р. С. 90; Озерская Е. А. Обитель прп. Савватия со сценами его жития//Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI вв.: Кат. ЦМиАР. М., 2000. С. 124-129; Гадалова Г. С. Лит. источники о святых Тверского княжества//Записки тверских краеведов. Тверь, 2005. Вып. 5. С. 27-48; Егоров А. В., свящ., Иванов П. С. Тверской мон-рь Савватьева пустынь, XIV-XXI вв.: Святыни, тексты, исследования. СПб., 2006; Иконы XIII-XVI вв. в собр. ЦМиАР. М., 2007. С. 450-453. П. С. Иванов Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/187850.html

5 Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. Переизд.: Вильнюс, 1991. С. 221-223. 6 Иннокентий (Борисов), архиеп. Разбор сочинения доктора богословия епископа Макария, под заглавием «Православно-догматическое богословие»//Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: в 2 т. Т. I. М., 1999. С. VI-XII. 7 Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 7. 8 Макарий (Булгаков), еп. История русского раскола, известного под именем старообрядства. СПб., 1855. 9 Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник (далее: Дневник). Т. 2: 1857-1858. Тверь, 2005. С. 443-444. 10 Там же. С. 443-444. 11 Моя жизнь во Христе: Дневник отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1893. С. 61. 12 Дневник. Т. 17: 1872-1873. Тверь, 2009. С. 487-488. 13 Дневник. Т. 16: 1871-1872. Тверь, 2008. С. 54. 14 Дневник. Т. 17. С. 27. 15 Дневник. Т. 16. С. 54. 16 Первое издание: Сергиев И., прот. О Кресте Христовом (против раскольников). СПб., 1896. Цит. по: Иоанн Кронштадтский, прав. О Кресте Христовом (против раскольников)//Ставрографический сборник. Кн. III: Крест как личная святыня. М., 2005. С. 3-80. 17 Иоанн Кронштадтский, прав. О Кресте Христовом. С. 5-9. 18 Хондзинский П., прот. Опытное богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского//Святой праведный Иоанн Кронштадтский: избранные сочинения, проповеди, материалы. М., 2011. С. 102. 19 Иоанн Кронштадтский, прав. Катехизические беседы. Кронштадт, 1859. С. 157-165 и др. 20 Дневник. Т. 15: 1870-1871. Тверь, 2006. С. 512. 21 Иоанн Кронштадтский, прав. Катехизические беседы. С. 44-46. 22 Там же. С. 51-105. 23 Дневник. Т. 2. С. 467-468. 24 Иоанн Кронштадтский, прав. Катехизические беседы. С. 4-5. 25 Хондзинский П., прот. Опытное богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского. С. 98-136. 26 Моя жизнь во Христе. С. 63. 27 Дневник. Т. 19: 1874-1876. Тверь, 2011. С. 187. 28 Моя жизнь во Христе. С. 355-356. 29 Моя жизнь во Христе. С. 534-535 и др. 30 Дневник. Т. 19. С. 94; Моя жизнь во Христе. С. 48, 100 и др.

http://pravoslavie.ru/158667.html

Лит.: Илиодор, иером. Ист.-стат. описание г. Торжка. Тверь, 1860; он же. Ист.-стат. описание Новоторжского Борисоглебского мон-ря. Тверь, 1861. Торжок, 2006р; [Димитрий (Самбикин), архиеп.]. Мон-ри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. Тверь, 1903; Колосов И. М. Новоторжский Борисоглебский мон-рь. Тверь, 19133; Будовниц И. У. Повесть о разорении Торжка в 1315 г.//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 446-451; Будылина М. В., Брайцева О. И., Харламова А. М. Архитектор Н. А. Львов. М., 1961; Баталова А. Л., Касапенко А. Ф. Общественный водоем XVIII в. в Торжке//Архит. наследство. М., 1981. Вып. 29. С. 27-32; Дробленкова Н. Ф. Житие Ефрема Новоторжского//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 148-150; Малыгин П. Д. Древний Торжок (ист.-археол. очерки). Калинин, 1990; он же. Из ранней истории распространения христианства на территории Тверской обл.//Вестн. ТвГУ. Сер.: История. 2007. Вып. 1. С. 117-133; он же. О Михаиле Тверском - политике и святом//Точка зрения. Тверь, 2010. 7. С. 44-50; он же. О времени основания Новоторжского Борисоглебского мон-ря//Русь в IX-XII веках: общество, государство, культура. М.; Вологда, 2014. С. 413-420; Малыгин П. Д., Салимов А. М. Архит.-археол. исследование собора Борисоглебского мон-ря в Торжке//Памятники истории и культуры В. Поволжья. Н. Новг., 1991. С. 243-255; Савельев В. Новоторжский иконостас В. Л. Боровиковского//Тверская старина. 1992. 1. С. 107-110; Раппопорт П. А. Строительное производство Др. Руси (X-XIII вв.). СПб., 1994; Поппэ А. О зарождении культа свв. Бориса и Глеба и о посвященных им произведениях//RM. 1995. Vol. 8. N 1. P. 21-68; он же. Митрополиты и князья Киевской Руси// Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 19962. С. 442-499. (Subs. Byzantinorossica; 1); Никаноров А. Б., Старостенков С. А. Из истории благовестников Новоторжского Борисоглебского мон-ря//Сб. науч. тр. ВИЭМ. Торжок, 1997. Вып. 1. С. 34-35; Петров О. В. Борисоглебский мон-рь в XX в.: История в устных восп.//Там же. С. 28-30; Чичкина И.

http://pravenc.ru/text/2577887.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010