Аптекарь Кушевич и его жена, вместо того, чтобы с февраля, то есть в течение шести месяцев, стараться довершить назначенное следствие или, сознавшись искренно в своей вине, просить Православное епархиальное начальство о повенчании их брака по чину Православной Церкви, обратились в Виленское губернское правление и в Святейший Синод об оставлении во всей силе прежнего их брака по тому поводу, что они в нём оставаться желают. Это заставляет думать, что Кушевичи по фанатизму или по другим причинам желают избежать брака по чину Православной Церкви. Засим я считаю необходимым предоставить это дело законному ходу, назначенному консисторией следственному раскрытию и дальнейшим последствиям незаконности брака и подлога по оному. О чём долгом поставляю донести Святейшему Синоду, с возвращением просьбы Кушевичей, приложенной при указе, мне данном, от 14 минувшего июня за 108. К сему мнению меня побуждают ещё следующие особые обстоятельства: 1) Передо мною объяснялись лично аптекарь Кушевич и священник Клодницкий, и объяснения эти показались мне недобросовестными. Самое нарушение Кушевичем моей доверенности, когда они осмелился разрешение моё благословить ему брак, данное священнику Маковельскому, передать другому священнику, предполагает в Кушевиче решимость и на другие подлоги. 2) Аптекарь Кушевич обнаружил уже и прежде неприверженность к Православной Церкви. Он, будучи сыном униатского священника, отказывался от принадлежности к Православной Церкви, и признал эту принадлежность уже в истекшем году, когда содержался в заключении по какому-то политическому преступлению. Сверх того, на его попечении воспитывались в Вильно в Римско-католическом исповедании дочери зятя его, священника Скабалановича, который по этому делу отрешён мною от прихода. 3) Священник Клодницкий, восчувствовав раскаяние в своём проступке, новою просьбою, от 10 истекшего июля ко мне поданною, сознаётся, что он действительно не благословил брака Кушевича с девицею Жондловскою, а только по неотступным их просьбам дал о том ложное удостоверение. Литовской консистории, от 25 августа за 2694, об устройстве Дегуцкой раскольнической молельни на Православную церковь

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Neapolis. 118). См. также слова Досифея Патриарха Иерусалимского в его «Истории епископии горы Синая»: «В 633 г. от Христа был рукоположен Патриархом в Иерусалиме Святый Софроний, который написал в своем «Лимонарии» вышеприведенный рассказ об авве Георгии Синаите, из которого явствует, что Синай был подчинен Престолу Иерусалимскому. Заметь, что этот «Лимонарий» называется и «Духовным Садом» (=«Πνευματις Κπος», Прав. Палест. Сборн., вып. 58, пол. 1, стр. VIII, прим.), как сказано. Составил его Иоанн Мосх , а дал общине церкви святый Софроний, и посему он называется Софрониевым»=περ συνγραψε μν ωννης Μσχος, δδωκε δ ες τ κοινν τς κκλησας γιος Σωφρνιος κα δι τοτο λγεται το Σωφρονου». – Материалы для истории Архиепископии Синайской горы, издав. с пред. А. И. Пападопуло-Керамевсом, с рус. перев. В. В. Латышева. Прав. Палест. Сборник, вып. 58 пол. 1., стр. VIII, прим.; 2 пол., стр. 454. – Ceillier (Histoire des auteurs sacrés et Ecclésiastigues. Paris, M. DCC. L, t. 17:611), Wagenmann (Herzog, R. – E., 102, 302.) принимают ту же причину (=издание), добавляя сюда еще соавторство Софрония. 2687 MPSL., t. 74, c. 119–122; MPSL, t. 73. Prolegom. prim., c. 17; cp. Ducaeus, В. V. P., t. II, p. 1053. 2692 Phil. Labbe, De scriptoribus ecclesiasticis, guos attigit Emin. S. R. E. Card. Robertus Bellarminus, duobus tomis, Parisiis, 1660, t. I, p. 594: «Ioannes Moschus, aliàs dictus Eviratus... obtulisse enim dicitur S. Sophronio Episcopo Hierosol. librum suum, qui inscribitur, Pratum Spirituale»; – цит. из книги Беллармина, стр. 235; у Лаббе см. также стр. 812. 826 (t. I); 358. 375. 410 (t. II).– 2693 Bandinius, Catalogus cod. manuscr. bibl. Med. Lavrentianae, p. 471, III cod., после титула IV, – «Hoc (т. е. Λειμωνριον) opus auctore Ioanne Moscho».– 2694 Lambecii, Comment, de Biblioth. Caes., Lib. VIII, c. 844: «Ioannis Moschi, Presbyteri et monachi... Opus de Vitis et Apophthegmatibus Sanctorum Patrum, quod Novus Paradisus, nec non Limonarium sive Pratum Spirituale appellator»; а так же см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поскольку роль заповедей заключается в том, чтобы позволить крестившемуся сохранить полученные дары и заставить их приносить плод, постольку они также могут позволить христианину обрести их вновь, если он от них отдалился, добровольно после Крещения отдав себя на волю греха и страстей. Преподобный Марк Подвижник объясняет, что человек, приняв Крещение, совершенно очищается от всякого греха и освобождается от всякой страсти и что если он падает вновь, то только в силу собственного небрежения в исполнении заповедей, которые одни только могли помочь ему соединиться с воспринятой благодатью и на деле приобрести чистоту, дарованную [в возможности] 2694 . И поэтому совершенно естественно, что, начиная исполнять заповеди, человек может вновь обрести чистоту, усвоить ее себе и вновь получить все дары, воспринятые в Крещении. В том же смысле, что и преподобный Марк, наставляют святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы: «Начало всего, что делается в Боге... – это понуждение себя всеми способами и ревностное стремление жить по законам всех обожи- вающих заповедей Спасителя. Итог и плод – возвращение совершенной благодати Духа, которая была дана нам в Крещении и которая в нас... Но благодать покрыта страстями. Она приоткрывается через действие Божественных заповедей. Через их исполнение, насколько это возможно, нам надлежит стараться всеми средствами высвободить в себе проявление Духа и увидеть его в полном свете» 2695 . В этой перспективе святые отцы подчеркивают очистительную роль заповедей по отношению к грехам и страстям 2696 . Авва Дорофей Газский пишет: «Зная нашу слабость и предвидя, что даже после Крещения мы еще будем совершать грехи. Бог по доброте Своей дал нам святые заповеди, нас очищающие. Поэтому мы можем, если хотим, вновь очиститься через их исполнение» 2697 . Заповеди, совлекая с человека всякое зло и заставляя вспомнить о благодати, пребывающей в нем, возвращают ему тем самым духовное здоровье его изначальной природы, которую Крещение в нем восстановило. «Ты знаешь, – говорит преподобный Исаак Сирин , – что зло вошло в нас через преступление заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Мы можем совершенно уверенно классифицировать такую позицию как учение о буквальном «воипостазировании» природы хлеба и вина Богом Словом. Неадекватным в контексте данной полемики является также аргумент о том, что, поскольку человек зачастую называется в святоотеческой литературе микрокосмосом, и его природа включает в себя все элементы вселенной, то якобы именно поэтому обожение человеческой природы предусматривает такое же по характеру и степени обожение всех составляющих тварного мира. Отсюда делается вывод о том, что воипостазирование в ипостась Сына Божьего евхаристических хлеба и вина – это лишь начало процесса воипостазирования Логосом всех тварных элементов: «В воплощении Бог Слово соединяется не просто с отдельно взятой человеческой природой, но через нее и в ней со всякой тварью, со всем творением в целом», «со всей тварью, которая в человеческой природе изначально сосредоточена» 2694 . В противовес идее о постепенном «становлении» всего творения в процессе обожения телом Христа как нельзя более уместны слова св. Иоанна Дамаскина , который подчеркивает, что Логос лишь по Божеству остается неограниченным, тогда как по своей плоти умаляется и ограничивается, так как плоть его не распространилась в меру беспредельности Божества его 2695 . А у преп. Максима Исповедника находим глагол «νυποστσας», выражающий мысль святого о воипостазировании как утверждении в полноценном само-ипостасном бытии всякой твари благодатью Бога в жизни будущего века 2696 . Все исполняя Собою, Бог одновременно не сливается с творением, не воипостазирует все в Свое Божественное ипостасное бытие, но утверждает ипостасность всего сотворенного Им. Богословская ошибка сторонников превращения всего творения в тело Христа коренится вновь в неразличении двух типов обожения – по энергии (благодати) и по ипостасному соединению. Правильное богословское понимание термина «νυπστατον» и его производных должно стать основой богословских рассуждений и в антропологическом плане. Человек, как ипостасно-природное единство, качественно отличающийся от всей твари тем, что был создан «по образу Божию», никогда не сможет быть по своей составной природе приравнен к составляющим его природу элементам.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

187. Рельеф врат церкви Сабины в Риме. Иисус Христос – молодой, стоит в круге, сделанном из лавровых ветвей; вокруг Него расположены символы евангелистов: орел, лев, человек, телец. Десница Его отведена в сторону (=жест беседы, поучения), в шуйце свиток, в котором написано: «I. Θ. X. С. Y. I. " 2694 ; по сторонам Иисуса Христа – «А. Ω.»; ниже под ореолом Иисуса Христа небесный свод с солнцем, луной и звездами; женщина с устремленным вверх к Иисусу Христу взором и два мужа, держащие над головой женщины крест в круге. Общая схема напоминает вознесение, как оно сложилось в памятниках VI в. По-видимому, на такое именно значение сюжета указывает и соседство его, на тех же дверях, с вознесением Илии на небо. Однако это не есть точное воспроизведение евангельского рассказа о вознесении. Момент взят другой. Иисус Христос уже вознесся на небеса; Он превыше солнца, луны и звезд; под Ним небесный свод. Он есть начало и конец всего; Иисус Христос Сын Божий Спаситель. Он есть глава церкви; а эта церковь представлена внизу в образе Богоматери 2695 рядом с двумя представителями церкви иудеев и язычников – апостолами Петром и Павлом. Над головой Богоматери-церкви крест, важнейший символ христианства, поддерживаемый первоверховными апостолами. Изъяснение этой подробности в смысле коронования церкви, допущенное проф. Кондаковым, отвергнуто Гарруччи, так как: а) трудно допустить, чтобы коронование могли совершить апостолы, б) тем более коронование церкви; в) крест в круге невозможно принять за корону 2696 . Проф. Крауз также не принимает мнения проф. Кондакова, считая его не согласным с художественно-историческими традициями 2697 . Прямой поворот в сторону исторического направления получает вознесение в кодексе Раввулы (л. 277; см. рис. 188) 2698 : Спаситель в глории, поддерживаемой двумя ангелами, возносится на небо. 188. Миниатюра сир. Евангелия Раввулы. Одежды Его – голубая туника с золотыми клавами и серый иматий. Десница благословляющая; в шуйце свиток. Внизу под ногами Его тетраморф, из-под которого выступает рука; тут же колесница Иезекииля огненного цвета ( Иез. 1:8; 10:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

1. Благословить открытие Свято-Георгиевского мужского монастыря в с. Злоць, Республика Молдова. 2. Утвердить настоятелем обители архим. Товию (Бобок). – 1998, 7, 6. -------- 2685. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 22 февраля 1996 года: Благословить открытие в г. Чирчике близ Ташкента мужского Свято-Георгиевского монастыря. – 1996, 3, 6. -------- 2686. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 29, 30 и 31 января 1991 года: Благословить открытие Герасимо-Болдинского Свято-Троицкого мужского монастыря в Смоленской епархии. – 1991, 5, 10. 2687. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 7 мая 1991 года: Утвердить игум. Антония (Мезенцева) настоятелем монастыря. – 1991, 8, 16. 2688. АЛФИМОВА А. Возрожденная обитель. – 1998, 3, 35. -------- 2689. БОСКИН С., протодиак. Последняя пустынь. – 1995, 1–4, 20. -------- 2690. ИЗ КНИГИ схиархимандрита Иоанна (Маслова) “Глинская пустынь”. – 1996, 9, 60. -------- 2691. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 6 октября 1999 года: 1. Благословить открытие Горицкого Воскресенского женского монастыря в Вологодской епархии. 2. Утвердить настоятельницей обители монахиню Евфимию (Лебедеву). – 1999, 11, 11. -------- 2692. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 22 февраля 1995 года: Благословить открытие Горноключского Свято-Троицкого мужского монастыря во Владивостокской епархии. – 1995, 1–4, 7. 2693. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 28 декабря 1998 года: Утвердить настоятелем обители иером. Феофана (Зиборова) с возведением в сан игумена. – 1999, 1, 13. -------- 2694. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 9 июня 1998 года: 1. Благословить открытие Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря в г.Кировское Московской области. 2. Назначить настоятелем обители иером. Георгия (Хлебникова) с возведением в сан игумена и возложением наперсного креста. – 1998, 7, 7. -------- 2695. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 5 мая 1995 года: 1. Благословить открытие Гырбовецкого Свято-Успенского мужского монастыря, Республика Молдова. 2. Утвердить наместником обители игум. Серафима (Гончара). – 1995, 5, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

28-го же числа получена была мною из Ростова-на-Дону от Преосвященного Германа 2693 , Епископа Кавказского, отправлявшегося в Петербург на юбилей Митрополита 2694 , телеграмма следующего содержания: «Проездом надеюсь быть завтра в Харькове с почтовым поездом, причем считаю долгом засвидетельствовать почтение Вашему Преосвященству и помолиться на могиле Архиепископа Нектария». А на другой день, 29-го ч., от него же получаю из Таганрога другую телеграмму такого рода: «Произошла задержка: чрез Харьков придется проезжать ночью в такие часы, в которые я не осмелюсь беспокоить Вас». Таким образом, я не виделся на этот раз с Кавказским Владыкой; но он посетил меня на обратном пути из Петербурга, о чем речь впереди. 30-го числа получено было мною от Председателя Церковно-Археологического Общества при Киевской Дух. Академии Преосвященного Филарета 2695 , Епископа Уманского, официальное письмо от 17-го ч. за 129, следующего содержания: «Отношением от 28-го июня сего года за 45 Ваше Преосвященство изволили уведомить Церковно-Археологическое Общество при Киевской Дух. Акад. о согласии Вашем принять —182— 1875 г. на себя звание Почетного Члена Общества и вместе с тем препроводить для него означенные в том отношении издания Вашего Преосвященства. Принося от имени Общества глубочайшую и искреннюю благодарность за сие пожертвование, долг имею почтительнейше препроводить к Вашему Преосвященству 1) Устав Церковно-Археологического Общества и Музея и 2) Отчет Общества за 1874 г., с присовокуплением, что диплом на звание Почетного Члена Общества будет выслан Вашему Преосвященству по изготовлении его в типографии». 30-го же числа писал я в Петербург Наместнику Александро-Невской Лавры, Архимандриту Симеону: «Прежде всего приветствую Вас с новой должностью и желаю Вам успешного прохождения этой почтенной должности. Затем усердно благодарю Вас за удовлетворительный ответ на мою телеграмму, но при этом прошу Вас покорно исполнить следующее мое поручение. Вы получите с почты адресованную на Ваше имя посылку в ящике. В этом ящике вложена, в особой картонке, икона для Высокопреосвященнейшего Митрополита, и при ней письмо на имя Его Высокопреосвященства. Вынувши из ящика икону, потрудитесь представить ее, в запечатанной картонке, в самый День юбилея, Вашему Архипастырю с объяснением, разумеется, от кого эта икона.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во 2-й пол. XIX в. церковная археология, как и другие исторические дисциплины, изменялась и развивалась. В 1844 г. эта дисциплина была введена как обязательная в Московской духовной академии (МДА) на кафедре литургики и археологии. Такие же кафедры существовали и в других духовных академиях 2687 . По Уставу академий 1869 г. церковная археология становилась самостоятельной дисциплиной, хотя в действительности она еще оставалась дисциплиной вспомогательной. Кафедры литургики и церковной археологии обычно возглавлялись литургистами, каким в МДА был Иван Данилович Мансветов 2688 . В Киевской духовной академии (КДА) во главе кафедры церковной археологии и литургики стоял академик Алексей Афанасьевич Дмитриевский , выдающийся литургист, издатель литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Стамбула, Смирны, Трапезунда, Афона, Афин, Салоник, Патмоса, Каира, Александрии, Синая, Рима, Неаполя, Гроттаферраты, Флоренции, Турина, Милана, Венеции, Вены, Дрездена, Парижа 2689 . Он первым составил список икон ценнейшей коллекции синайского монастыря св. Екатерины 2690 . Главный труд Дмитриевского основан на анализе 160 греческих рукописей XIXVI вв. 2691 , его неопубликованный очерк о Евхологии издания Гоара находится в Российской национальной библиотеке 2692 . После 23 лет работы в Киевской академии Дмитриевский стал секретарем Православного Палестинского общества (1907), опубликовал ряд работ по истории и археологии Палестины, а также по истории Общества. Настоящий обновитель церковной археологии как академической дисциплины – историк искусства и археолог Николай Васильевич Покровский . Вся его жизнь связана с Петербургской духовной академией: выпускник в 1874 г., потом приват-доцент на кафедре церковной археологии и литургики, а после защиты капитальной диссертации об иконографии Евангелия 2693 – профессор по той же кафедре (1893) 2694 . Покровский, подобно Кондакову, считал своим учителем Ф.И. Буслаева . Покровский рассматривал древнерусское и византийское искусство как выражение духовной, нравственной и эстетической сущности восточного христианства, ментальности средневекового человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Rengstorf was hardly the first to recognize a connection between Christian apostles and the Jewish legal institution of agency; the latter as the former " s prototype was recognized at least as early as Jerome. 2691 The idea was also recognized by Lightfoot in the nineteenth century, in part through his vast knowledge of patristic sources. 2692 Lake recognized that αποστολ designated a mission in classical Greek, although απστολος means «messenger» only rarely. 2693 The LXX uses αποστλλω so frequently that it rarely employs πμπω, but normally renders «envoy» as γγελος, using απστολος for this only once. 2694 The one use of the term by Josephus, however, for the leader of a Jewish delegation, is significant. 2695 The strongest argument in favor of drawing the connection between apostleship and agency is that Jewish (and more broadly Greco-Roman) agency supplies the most obvious general cultural context for the Christian conception of a commissioned messenger: In every language there is a word to describe a person who is sent by the king or by the magistrates to act as their authorized representative. The Aramaic word for such persons is . There is nothing unusual about it, and if Jesus sent out authorized representatives as Mark says that he did, this is the name which he would naturally have used. In the New Testament this is generally rendered into Greek by απστολος, but this word, though etymologically correct, is not customary in non-Christian Greek. 2696 Having argued that the shaliach provides a general context for the nt idea of agency (particularly apostleship), however, it is also important to recognize the quite different conception of agency in the nt. Conzelmann and Bultmann, for instance, observe that the shaliach is often a temporary position, whereas that of nt apostles is permanent. 2697 While this need not affect the derivation of the image, it does affect the sense. Others also insist that the different nt usage qualifies the meaning, and they are right. 2698 The synthesis noted by J. A. Kirk is helpful; the rabbinic institution provides an analogy to apostleship, but

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

2694 ...на виселице, о нейже писано в книге Иовли: «Веселицу изволила душа моя»... – Страдающий Иов сожалеет, что не умер во чреве матери или после рождения, жаждет смерти (см.: Иов.3:11–13; 7:15–16 ), но упоминаний о виселице в его жалобах нет. 2703 как только это случится, ср. польск.: pirwej ni si to stanie: в рукоп. ошибочно, Дóндеже то не будет; 2704 ...королевство Дунское... – В латинском тексте – Дация. Очевидно, имеется в виду вторжение половцев (XI в.) в Дакию. 2710 О, Фортуно непостоянная... – Фортуна – в римской мифологии богиня изменчивой судьбы, счастливого случая, удачи. 2750 вероятно, искаженное «силами» (так в др. списках); на полях глосса: колесницами, в польск.: zastpem– отрядами; 2770 и глянул на кладбище некоей церкви, так же в польск., в лат.: тут рыцарь глянул в сторону кладбища; 2780 ...на роли дамасценстей сотворен есть. – На земле (почве) Дамасской (т. е. в Сирии). По одной из версий относительно локализации земного Рая (Эдема), он находился на территории Сирии. Согласно апокрифическому «Сказанию, как сотворил Бог Адама», отразившему дуалистический взгляд богомилов на происхождение человека, Бог создал Адама «в Мадиамской земле», затем «насади Господь Бог Рай на востоце и веле Адаму пребыти...». Согласно апокрифу «Об Адаме и Еве», после изгнания из Рая и 40-дневного покаяния (Адама – в реке Иордане, а Евы – в реке Тигр) прародители поселились в Мадиаме и здесь родили Каина и Авеля (Апокрифы об Адаме см.: наст. изд., т. 3, с. 94–98, 100–107). Земля Мадиамская – пустынная местность, лежащая на восточной побережье Чермного (т. е. Красного) моря, к востоку от Синайского полуострова, на котором, как предполагают, мадианитяне жили, когда сыны Израилевы расположились станом на равнинах Моавитских (см.: Мадиам, Мадианитяне, земля Мадиамская//Библейская энциклопедия. Труд и издание архимандрита Никифора. М., 1891. Репринтное издание. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1990). 2801 из польск. szabrowa – мародерствовать; иска женное польск. szafowa (так в С.) – распоряжаться; в Б.: zachowa – спрятать;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010