2693 Монахи нередко были послами, руководителями военных и других предприятий. Пселл был монахом в то время, когда ездил послом от Стратиотика к Исааку Комнину. При Алексее Комнине, по желанию его матери, во всех походах находился монах Иоанникий (или Симеон), настоятель Ксенофонтова монастыря на Афоне; он сопровождал Комнина, между прочим, в походе против Никифора Василакия, присматривал за его палаткой, съестными припасами и другими принадлежностями домашнего обихода, во время неудачного ночного нападения Василакий одного его нашел в палатке Комнина, когда же затем Василакий заперся в Фессалонике, послом к нему от Комнина с предложением сдаться самому и сдать город был тот же монах. 2694 Кесарь Иоанн Дука, постригшийся при Парапинаке, принимал деятельное участие в восстании Алексея Комнина против Вотаниата, добыл ему денег, вместе с ним явился под стенами столицы, мимо ушей пропуская насмешки византийцев, которые со стен кричали ему «авва» и прибавляли еще какое-то словцо, о котором стыдливая Анна 2695 умалчивает; ему принадлежал план взятия Константинополя с помощью подкупа, он же, при содействии патриарха Косьмы, спас дело Комнина в последнюю и самую опасную минуту. Вмешиваясь в дела политические, монахи, понятно, должны были нести и все последствия своего вмешательства, а каковы иногда были эти последствия, можно судить по примеру монаха Захарии, которому при Константине VIII был отрезан язык за участие в политическом заговоре. 2696 Указанные особенности монашества находятся в противоречии с монашескими идеями и не найдут себе оправдания ни в одном монастырском уставе. Но если в этом отношении они являются аномалиями, то нельзя в то же время не согласиться, что рассматриваемые в связи со всем строем тогдашней жизни, они были в известной мере необходимыми, а именно стояли в зависимости от умножения монастырей и обстоятельств, обусловливавших умножение. Число монастырей было слишком велико, значительный контингент монашествующих состоял из людей, принявших монашество против воли, под давлением посторонней силы и внешних обстоятельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

С 1876 г. причт составляют священник и псаломщик. Церковь имеет 400 руб. капитала и церковный дом, в котором живет священник. Дом для священника деревянный, на каменном фундаменте, крытый железом, построенный на церковной земле священником Янусовым и в 1872 г. купленный церковью. Прочие члены причта имеют собственные дома на церковной земле. На отопление домов выдается от церкви 60 руб. сер. Кроме земледелия прихожане занимаются ловлею рыбы, особенно форели, сбытом масла, творога и сметаны в Петербург. Всех прихожан обоего пола 2694 души. Часовни находятся: в дер. Городне - во имя Тихвинской Божией Матери и в Ястребине, Недоблицах, Ветках и Среднем Селе – во имя св. Николая чудотв. Попечительство учредили в 1869 г. священник Врудский и помещики - князь Владимир Владимирович Оболенский, супруга его Лидия Александровна, Павел Александрович и Александр Федорович Веймарн и Наталия Ивановна Таптыкова. Попечительство имеет два дома: в одном – училище с ночлежным приютом, в другом – богадельня. При школе есть небольшая библиотека. Неприкосновенного капитала в попечительстве до 5000 руб. сер. Священник Александр Альбов «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, 1885 г. Усадьба Ястребино была создана в середине XVIII вице-адмиралом Захаром Даниловичем Мишуковым. Императрица Елизавета Петровна в 1747 году пожаловала ему деревни Петровскую и Ястребино, расположенные на левом берегу реки Хревицы. Усадьбу Захар Данилович устроил на противоположном берегу реки и здесь же выстроил на месте старой церкви новую деревянную. В 1767 г. священник Симеон Михаилов, диакон Иоанн Иоаннов и прихожане написали Санкт-Петербургскому архиепископу Гавриилу, что церковь сильно обветшала. Тот в свою очередь разрешил постройку, и уже через два года новая церковь была освящена во имя свт. Николая, покровителя моряков, а старая была разобрана в 1782 году и употреблена на печение просфор. В конце XVIII в. усадьба перешла во владение жены майора, Евгении Томасовны Михельсон. К этому же времени относится весьма подробное описание усадьбы, сделанное А.В. Хуппелем в 1787 году: «Встречаются такие поместья, где прекрасное расположение и приволье окружающей природы притягивают взгляд и вызывают желание посетить его. Примером этому служит усадьба Ястребино в Ямбургском уезде…»

http://sobory.ru/article/?object=00538

231об.) того повелваетъ 2681 преосвященный 2682 соборъ конечне 2683 от всякаго владния 2684 святителскаго отставить 2685 И не написали 2686 собору 2687 предания 2688 18–го 2689 то в себ содержаще 2690 : «Естьли который епископъ без вины будетъ 2691 низложенъ насилствомъ, или чрез умъ како 2692 , или для 2693 исповдания соборной церкви, или 2694 самой правды и неправду понести понужденъ будетъ, той 2695 яко истинный и безвинный 2696 въ 2697 иномъ град пребывати можеть чрез толико время, Дóндеже возвратится 2698 возможеть 2699 , [и обиды учиненой самъ удоволства не возметь] 2700 . А мы въ 2701 иныя узды 2702 и паствы не отходили 2703 по сие время, но в нашихъ, московскихъ, паствахъ 2704 живемъ, хотя недавно се есть великое гонение и жестокую грозу, от царскаго величества намъ общанную,//(л. 232) услышали есмы. Какъ намъ сказалъ по его, царскому, указу 2705 Матфеевичь Стрешневъ, околничей что царское величество не хочетъ терпть болши. мы пред царемъ никакой вины не знаем, опроче того, что пишемъ и говоримъ, постерегаючи 2706 неправды что святыя божия монастыри до болшаго убожества привелъ и церкви божии силною 2707 рукою своей разорилъ, разсердился противъ насъ, понеже то длать не годится. А онъ без нашего, архиерейскаго, благословения от святыхъ церквей и монастырей животы святыя и помстья отнимаетъ. И что ему оттуду прибыли, что без суда и повелния архиерейскаго 2708 ее 2709 под власть свою понуждает? И 2710 какъ самъ вижу 2711 , на Москв без архиерейскаго обрания 2712 епископы, архимандриты//(л. 232об.) по его велнию 2713 поставляются и по разсмотрению его посылаются. И какъ я сам 2714 вижю 2715 , что насъ самихъ и весь преосвященный собор ничейския 2716 люди судятъ, и называется 2717 тотъ судъ Монастырской приказъ. И 2718 которыхъ самыхъ от Святаго и Животворящаго Духа врученной 2719 намъ власти 2720 вяжем 2721 , тхъ царь уволняетъ 2722 и ни во что нашу связку 2723 и проклятие, почитаючи, велить ихъ розвязать 2724 , и сам с ними соединенъ 2725 на молитву приходитъ 2726 , преступаючи апостолскую 10–ю и 11–ю 2727 А что крутицкаго и Симеона Стрешнева 2728 , мужа думнаго, проклялъ есмь 2729 , и то 2730 не без 2731 причины 2732 учинил есмь 2733 , потому что перваго году отъзду нашего услышали есмы, что крутицкой митрополит, что 2734 233) отеческое ложе осквернилъ и опозорилъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Сенатским указом 22-го мая 1741-го года отданы в ведомство Военной Коллегии Новгородские и Старорусские луга, отданные было в 1739-м году Новгородскому Архмерейскому Дому, Новгородским, Троице-Сергиеву и Невскому Монастырям из платежа в казну 10.000 рублей. В 1740-м году на них кошено сена наряженными от полков драгунами и солдатами и уездными людьми. В октябре 1740-го года велено раздать на корм в духовные вотчины, в том числе и в Старорусские вотчины Александро-Невского Монастыря, лошадей двух стоявших в Новгороде и Старой Руссе полков 2689 . По сведениям за 1728-й год Монастырь имел в своих вотчинах следующие «заводы»: 8 мельниц, 37 рыбных ловель, 72 улья пчел, 9 садов фруктовых, 4 сада хмелевых, 11 соляных варниц 2690 . У Монастыря был небольшой пчельный завод в 20 ульев в Тверских и Новоторжских вотчинах 2691 . Монастырь имел свой конюшенный или конюший 2692 и скотный или скоцкий дворы. В 1729-м году у секретаря Ямской Канцелярии Семена Черкасова были куплены две Холмогорских коровы, бык и телка, за 50 рублей, и по приказу архимандрита Петра их содержат, велено было на монастырском конюшенном дворе в особых покоях под добрым смотрением 2693 . Для закупки лошадей вороно-пегих, орехов сырых, Олонецкого укладу (железа) посылали в Тихвин, на ярмарку, к первому сборному воскресенью, бывшему в 1730-м году 15-го февраля 2694 . В 1742-м году Монастырь сдавал свои 4 огорода исполу, о чем были вывешены в городе объявления 2695 . Было строго наказано не рубить при Монастыре и по Черной речке стоячего лесу. В апреле 1730-го года архимандрит Петр, будучи на конюшенном дворе, заметил, что против конюшеннего двора, по берегу Черной речки, срублены 3 березки. Архимандрит спросил ближайшего жителя – конюха, кто срубил березки, и тот сказал, что одну березку срубил в великий пост в стойло на метлу извощик, который теперь перешел в Старую Руссу. Тотчас же монастырская Канцелярия составила протокол, и в Старую Руссу пошел указ допросить оговоренного извощика и, если сознается в том, что срубил березку, бить плетьми нещадно, а если не сознается, то держать под караулом впредь до указа 2696 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

О волости Тверского епископа Олешне и о том, что он имел “слуги довольны”, упоминают летописи 2687 . После владык наибольшим уважением пользовались настоятели монастырей – архимандриты и игумены. И их приглашали князья в качестве свидетелей при написании своих договоров 2688 ; и их посылали друг к другу для заключения мира, как примирил (1386), например, преподобный Сергий Радонежский рязанского князя Олега с великим князем Димитрием Иоанновичем 2689 . И игумены позволяли иногда себе сами говорить смело князьям и убеждать их к справедливости и любви. “Слышал я, государь князь великий, – писал преподобный Кирилл Белоезерский к Василию Димитриевичу московскому, – что произошло великое несогласие между тобою и сродниками твоими, князьями суздальскими. Ты, государь, выставляешь на вид свою правду, а они свою, и из-за этого несогласия между вами открылось сильное кровопролитие в народе христианском. Но, государь, вникни без предубеждения в их дело и, в чем будет их правда пред тобою, уступи им со смирением; а в чем будет твоя правда пред ними, стой за свою правду. И если они будут просить у тебя, государь, милости. Бога ради окажи им милость по их мере. Я слышал, государь, что доселе они были в утеснении у тебя, и это было причиною всей брани между вами. Итак, Бога ради покажи на них свою любовь и милость” 2690 . При том всеобщем уважении, каким пользовалось у нас не только настоятели монастырей, но и вообще иноки, очень естественно, если не одни князья, а и бояре, и мужи служилые, и люди всех сословий делали на монастыри свои вклады, особенно пред смертию и в своих духовных завещаниях, и если монастыри наши владели разного рода угодиями и вотчинами 2691 . В числе белого духовенства видим протоиереев, которые находились в Москве, в Новгороде и, вероятно, при всех кафедральных соборах и которым владыки делали по временам разные епархиальные поручения 2692 . В других церквах, сельских и городских, даже в соборах некафедральных, служили только священники: по крайней мере, во всем Пскове, который считал у себя три соборных церкви, не было ни одного протоиерея. Причты церквей были немноголюдные, как можем заключать из того, что даже в главном псковском соборе – Троицком состояло, кажется, всего два священника, диакон и дьячок, да еще два старосты 2693 . И священники принимали иногда участие в делах общественных: бывали свидетелями при договорах князей, посылались в числе послов для заключения мира и других подобных дел 2694 . Есть основания думать, что и приходские церкви иногда владели землями и селами, которые то приобретали чрез покупку, то получали от православных по духовному завещанию 2695 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 1852 году Ястребино приобрел Александр Федорович Веймарн, крупнейший землевладелец в уезде. В 1856 году поместье было обмежевано и составлен новый план. Позднее владелец позаботился о новом оформлении усадьбы, выстроил каменное здание школы и каменную церковь с железной оградой по проекту К.И. Брандта и О.В. Бремера, которую 23 июня 1857 г. освятил благочинный Платон Янусов также во имя Свт. Николая. Храм выстроили просторный, однокупольный, с шатровой колокольней, в строгом «русско-византийском» стиле. Прихожан насчитывалось 2694 человек из 26 деревень. К церкви были приписаны 5 часовен, 2 кладбища; существовали два попечительства: училище с ночлежным домом и богадельня. В 1871 г. имение Ястребино перешло дочери А.Ф. Веймарна - Лидии Александровне Оболенской. Бывшего владельца похоронили у Николаевской церкви в 1882 г. На территории церкви также были похоронены жена Александра Федоровича - Ольга Павловна, сыновья Платон, Павел, Федор и зять Владимир Владимирович Оболенский. Над всеми могилами установлены надгробья - только по надписям на них и удалось установить даты жизни семьи Веймарна, т.к. кладбище не вошло в «Провинциальный некрополь», изданный в 1914 г. В 1905-1910 гг. состоялся раздел имений Ястребино и Пустомержа между детьми Лидии Александровны - Софьей Безобразовой и Михаилом Владимировичем Оболенским. Трагично сложилась их судьба - 23 февраля 1918 г. Михаил Владимирович был расстрелян матросами на станции Веймарн. Жителям соседней Пустомержи запретили трогать тело, которое провалялось в снегу дня три. Потом его тихо похоронили в церковной ограде в соседней деревне Ястребино. Жизненный путь сестры Софьи и старой княгини также обрывается в 1918 г. И нам еще предстоит узнать, какую мученическую смерть приняли они… Провидение позаботилось о жене Михаила Владимировича, Ирине Никитичне, и их сыне Всеволоде - в те дни они сидели под арестом в Орше, а когда их отпустили, уехали заграницу. Сейчас их дети и внуки живут в Москве. Церковь свт. Николая в Ястребино закрывалась дважды: на три года - с 1939 по 1942 г. и окончательно - 14 января 1962 г., в самый разгар хрущевских гонений. Последним настоятелем был отец Николай Ильяшенко. Сейчас церковь, к сожалению, превращена в развалины. Остались только стены без крыши и пола, верх колокольни наполовину " срезан " , внутри все заросло травой. Сохранилось кирпичное основание престола. Вокруг храма расположилось довольно крупное кладбище. Вблизи могилы Веймарнов и Оболенских (хозяйка усадьбы, княгиня Оболенская, была урожденной Веймарн).

http://sobory.ru/article/?object=00538

Кроме земледелия прихожане занимаются ловлею рыбы, особенно форели, сбытом масла, творога и сметаны в Петербург. Всех прихожан обоего пола 2694 души. В пятидесятых годах были, в Ястребине, Выползове и Недоблицах, школы для питомцев воспит. дома. Ныне существуют: в Ястребине – двуклассное народное училище Министерства Народного просвещения; в деревне Беседе, Выползове и Смолеговицах школы воспит. дома и на мызе Ивановской школа, содержимая помещицею вдовою Н. И. Таптыковою. Во всех 5-ти школах учится 160 мальчиков и 84 девочки. За преподаванием Закона Божия в школах наблюдает священник; в министерской школе он преподает Закон Божий, совместно с диаконом. Попечитель этой школы помещик князь Вл. Вл. Оболенский. Ученики прежде пели в церкви, руководимые о. диаконом Померанцевым, но с 1878 г., когда Померанцев, за болезнью, прекратил обучение пению, они перестали участвовать в церковной службе. Из праздников особенно уважаются: два храмовых праздника (6-го декабря и 9-го мая) и день 1-го августа. По селам празднуют Георгию (23 апреля и 26 ноября) в Городне; Петру и Павлу – в Шуговицах и Выползове; Флору и Лавру – в Недоблицах, Юрке, Сяглах, Ветках и Среднем селе; Пр. Илии – в Имяницах; Иоанну Богослову – (26 сен.) в Старых и Новых Смолеговицах; Покрову – в Хревицах и Домашеве; Еванг. Луке – (18 окт.) в Ястребине, Петровске, Рагулове, Шугалове, Шуговицах и Кракове; Анастасии – (29 окт.) в Недоблицах; Косме и Дамиану – в Имяницах, Лопце и Муликове; Арх. Михаилу – в Торме, Беседе, Выползове и Поречье; Николаю Чудотворцу – в Юрке, Сяглах, Поречье; Ветках и Среднем Селе; Троице – в Торме, Беседе, Муликове и Домашеве; Крещению – в Имяницах и Торме; Рождеству Христову – в Петровске, Смолеговицах, Котине и Кракове. Крестные ходы, кроме обычных, совершаются: 23 апреля для окропления скота и 8-го июля – в память пожара, бывшего в 1874 г. Часовни находятся: в дер. Городне – во имя Тихвинской Божией Матери и в Ястребине, Недоблицах, Ветках и Среднем Селе – во имя св. Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

2690 ...князь-Ивановых грамоток Хованского... – Имеется в виду сопровождавший Никона в поездке на Соловки князь и боярин Иван Никитич Хованский (ум. в 1673 г.). 2691 ...заставливаеш с собою правила ежедень. – Речь идёт о том, что Никон заставляет князя И. Н. Хованского исполнять вместе с митрополитом келейное правило. 2693 ...на новой земле за Сибирью с князь-Иваном Ивановичем Лобановым пропасть... – В описываемое время готовилась отправка войска под началом князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовского (ум. 17 апреля 1664 г.) в Даурию, чтобы «всю даурскую землю досмотреть». 2694 ...диаку Гаврилу Леонтьеву... – Дьяк, сопровождавший Никона в поездке на Соловки, ранее участвовал в составлении Соборного уложения 1649 г. 2695 Одно из важных мест в эпистолярном наследии царя Алексея Михайловича занимают письма семье. Этикетные, выдержанные в соответствии с каноном, эти письма тем не менее в достаточной мере характеризуют своеобразную, живую манеру письма Алексея Михайловича. Эту манеру легко выявить при сравнении написанного лично царём с писарским текстом. Публикуемое письмо относится ко времени войны с Польшей и датируется 5 мая 1655 г. Вторая часть его (со слов «Многолетствуй, матушка моя...») написана собственноручно царём. Текст печатается по подлиннику: РГАДА, ф.27, 91; слова, которые невозможно прочитать из-за дефектов рукописи, восстанавливаются по изданию: Письма русских государей и других особ царского семейства. Вып. 5: Письма царя Алексея Михайловича. М., 1896. С. 2829. 2696 ...матери... – «Матерью» или (ниже) «матушкой» Алексей Михайлович называет старшую сестру Ирину Михайловну; мать же его Евдокия Лукьяновна (урожд. Стрешнева) умерла в 1645 г. 2697 ...и з детми нашими... Анною Алексеевною... – Дети Алексея Михайловича: Алексей (16541670), Евдокия (16501712), Марфа (16521707), Анна (16551659). 2698 ...в новой год... – Имеется в виду новый год жизни царевны Ирины, которая 5 мая была именинницей. Речь не может идти о календарном новом годе, который начинался с 1 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Императрица на время оставила все дело; усыпив подозрение, она могла спокойно распустить мятежных солдат и отправить их на родину, а в сентябре следующего года состоялся новый собор из 350 епископов, вместе со множеством монахов и другого духовенства, собравшихся в Никее, – том месте, которое было н безопаснее от смятений, чем столица, и пользовалось особенно почетным именем; как место заседаний первого вселенского собора 2690 Первые места по достоинству были предоставлены римским посланным, которые были отозваны назад после того, как они уже достигли Сицилии на своем обратном пути домой 2691 ; вслед за ними заседал Тарасий, действительный председатель собора, и после него два представителя (если только можно называть их так) Александрии, Антиохии и Иерусалима. Присутствовало также много и гражданских сановников 2692 . Первое заседание состоялось 24 сентября, и делопроизводство велось с большой быстротой. Шесть заседаний состоялось в течение тринадцати дней, седьмое последовало неделей позже, и последнее заседание состоялось в Константинополе 23 октября. Сначала предполагалось, чтобы целью собора было обсуждение вопроса не об иконопочитании, а о восстановлении их, как предметов поклонения; епископы, известные своим противодействием этой цели, не были приглашены на собор. Послание папы было прочитано на втором заседании, но с опущением вопроса о Тарасие и требования о восстановлении прав римской кафедры 2693 . Многие епископы, принимавшие участие в иконоборчестве прошлых царствований, выступили вперед для признания и анафематствования своих заблуждений, и смиренно добивались допущения к общению 2694 . В ответ на вопросы некоторые из них говорили, что они никогда до настоящего времени не имели возможности правильно обсудить этот предмет, что они были воспитаны в заблуждении, обмануты подложными и лживыми свидетельствами, или что они страдали слепотой разума 2695 . Естественно возник вопрос о допущении их к общению, о признании их в должностях, на которые они были посвящены еретиками, и в отношении к некоторым, хотя они сначала и были гонителями верных, постановлено было не относиться к ним с особенной суровостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

426 . (1350.) Стихирарь крюковый, полууст., исх. XVI века, в осьмую долю, 476 листов. л. 1. Ирмолог, начальная тетрадь утрачена. л. 149 об. Октоих. л. 220. Из обихода церковного. л. 266. Стихиры и славники на Владычни праздники и нарочитым Святым по порядку месяцеслова. В конце разные отрывки. л. 401. Ирмосы указны из Охтаиков и Троичны и Богородичны на 8 гласов, потом из Треоди и 12 месяцев. л. 475. Имена знамению. 427. (1322.) Стихирарь крюковый, полууст., XVI века, в большую четверть, 895 листов. л. 6. Заглавие: Книга глаголемая Стихераль, еже есть диячее око; бес тоя бо мнящеся пение исправляти, яко во тме шатаются. См. 414 л. 307, в начале и в конце с л. 246 дополнения. л. 389. Стихиры в двунадесятые праздники и некоторым Святым, напр. сент. 9, препод. Иосифу иже на Волоце на ламском. л. 483. Стихераль постный. С л. 521 постнаго стихираря оставшие стихи, кои в ряду не написаны. л. 646. Богородичны и крестобогородичны минейные. л. 685. Обиход церковный. л. 722. Светилны и стихиры евангельския, творение Лва премудраго деспота. С л. 733 до конца разные статьи под крюками, нач. догматиками на Господи возвах и на стиховне, оканч. часами царскими на Р. Христово и Крещение; некоторые из них повторены до двух и трех раз, напр., многолетие благоверному Царю В. Князю Феодору Ивановичу (л. 741, 790 и 853). Впереди на белом листе: (Лета) 7135 (1627) дал священник Юрьи Предтеченской (церкви г. Старицы, см. 2694 по стар. гл. 21), во иноцех Герман Тулупов, – книгописец, сконч. 1637 г. (см. 41). Он был учителем препод. Дионисия, а Дионисий сконч. 1633. г. около 60 годов отроду, след., Герман трудился в списывании книг в самых преклонных летах. (см. 700). Но владелец ркп. едва ли не отличное лице от книгописца старичинина; в кн. Вкладной гл. 640 записано: 135 г. октябра в 1 день дал вкладу с Москвы конюшенные слободы Власьевской священник Юрьи Иванов сын Тулубов (sic) книгу Стихараль в полдесть в цену за 9 рублев, да Евангелие печатное толковое в десть в цену за 3 рубли, да денег 10 рублев, и за тот вклад ево постригли, во иноцех Герман.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010