1034 Дочь покойного киевского князя Владимира Святославича и сестру правившего тогда Ярослава Владимировича (Ярослава Мудрого). Об этом браке сообщает как «Повесть временных лет», так и польский хронист Аноним Галл (хотя и глухо): см. 29, примеч. 815 (здесь же и о датировке брака). 1036 Это известие, как и дальнейшее, «Саксонский анналист» позаимствовал из «Чешской хроники» Козьмы Пражского (Cosm. II, 2), повторив и грубую ошибку своего источника: на самом деле Казимир I умер в 1058 г., когда его старшему сыну было уже 20 лет; см. также примеч. 1038. 1038 Чешский поход на Польшу и перенесение в Прагу мощей св. Адальберта-Войтеха, епископа пражского, которые покоились в польской столице Гнезне, состоялся действительно в 1038/9 г., но не после смерти Казимира I (см. примеч. 1036), а напротив – накануне его возвращения в Польшу. 1039 Подробное описание этого в целом неудачного похода у «Саксонского анналиста» основано на не дошедших до нас источниках. 1041 Альштедт, пфальц в Тюрингии, а не швейцарский город Альтштеттен, как думает М. Б. Свердлов (2. С. 235. Коммент. 32). Здесь король «держал совет» («placitum habuit») о неудачах в Чехии, а не «имел удовольствие», по забавному переводу М. Б. Свердлова (там же. С. 237). 1042 Германия в лице и умершего в июне 1039 г. Конрада II, и его сына Генриха III поддерживала Казимира I, и в этом отношении она была в то время союзницей с Русью. Вероятно, именно с этим союзом и было связано посольство 1040 г., хотя, возможно, обсуждались уже также и те брачные планы, о которых прямо сообщает Ламперт Херсфельдский применительно к русскому посольству к Генриху III на Рождество 1042 г. 21/3 и примеч. 542); думать так позволяет дата смерти Гунхильд-Кунигунды, первой супруги Генриха (дочери датского и английского короля Кнута Могучего) – июнь 1039 г. 1044 Вильгельма IV из рода графов ваймарских, одного из наиболее могущественных в Тюрингии в первой половине XI в. 1045 Орламюнде – второй, наряду с Ваймаром, родовой замок ваймарских графов в Тюрингии, упоминания о котором в источниках появляются при графе Вильгельме III, отце Вильгельма IV и Оттона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2006. P. 133-134), а также, возможно, чтобы подать апелляцию о восстановлении его на Пиктавийской кафедре ( Doignon. 2005. P. 37-39; подробнее о сведениях, сообщаемых И. о свт. Либерии, в свое время пошедшем на уступки и подписавшем 3-ю сирмийскую формулу, см.: Glorieux. 1944. P. 7-34; Hamman. 1969. P. 46-50). В начале лета 360 г. И. отправился в Толозу ( Hilar. Pict. Contr. Const. 11; Rocher. 1987. P. 35), а оттуда - в Пиктавий, куда прибыл, вероятно, в кон. 360 - нач. 361 г.; он был встречен народом с большим ликованием ( Sulp. Sev. Vit. Mart. 7; Venant. Fort. Vit. Hilar. I 11; ср.: Kannengiesser. Hilaire. 1968. Col. 481). Погребение свт. Илария, еп. Пиктавийского. Миниатюра из Миссала. До 1407 г. (Paris. Lat. 8886. Fol. 241v) Погребение свт. Илария, еп. Пиктавийского. Миниатюра из Миссала. До 1407 г. (Paris. Lat. 8886. Fol. 241v) В нач. 360 г. в Галлии войска провозгласили августом кесаря Юлиана, к-рый начал военно-политическую борьбу с имп. Констанцием и объявил политику религ. свободы. Это обстоятельство дало галльским епископам возможность начать активные действия по восстановлению православия. Они с большим воодушевлением встретили И. как «победителя, возвратившегося с битвы [за веру]» ( Hieron. Adv. Lucifer. 19), который привез послание омиусианских делегатов Селевкийского Собора и собственное воззвание. Сульпиций Север сообщает о множестве Соборов, проведенных в то время в Галлии для устранения последствий Ариминского Собора и восстановления православия ( Sulp. Sev. Chron. II 45). Однако сохранились достоверные сведения лишь о Парижском Соборе, состоявшемся в кон. 360 - нач. 361 г. ( Doignon. 2005. P. 33), в котором, возможно, принимал участие И. (впрочем, факт его присутствия документально не засвидетельствован, см.: Meslin. 1969. P. 39; Henne. 2006. P. 108; в тексте послания галльских епископов об И. говорится в 3-м лице, см.: Doignon. 2005. P. 34). На Соборе галльские епископы вынесли те самые постановления, о которых их просили вост. епископы, и направили им по этому поводу специальное послание ( Hilar.

http://pravenc.ru/text/Иларий ...

Золотые Ворота 169, 169, 174, 298, 302 Угорское, урочище 349 ц-ви: Десятинная 77, 104 св. Климента (другое назв. Десятинной ц-ви) 77 Софийский собор 79–80, 80 Киликийская Армения 159, 211 Киликия, обл. на юго-вост. Мал. Азии 160 Кильская бухта, на зап. Балтийского м. 274 кинокефалы, античный мифический нар. 148, 148 Колобжег (Соль Колобжегская), г. и еп-во в Зап. Поморье 73, 74, 126, 297 Константинополь, г. (столица Византийской имп-и) и патриархия 18, 20, 20, 36–37, 37, 39–40, 45, 46, 53, 54, 65, 87, 94–95, 111, 117, 129, 129, 156, 156, 159, 159–160, 164,180, 193, 206, 226, 242–246, 244, 264 немецкая ц-вь 244, 246 Конья, см. Иконий Кори, о-в в Балтийском м. (см. также: Курланд) 146 Корсунь, древнерусское назв. Херсонеса (см.) корсь, см. Курланд, курши Котбус, г. в Германии, в верховьях р. Шпре (Спревы) 30 Крайна, марка на юге Каринтийского герц-ва 230 Краков, г., кн-во и еп-во в Польше (см. также: Польша Мал.) 30, 33, 48, 50, 52, 52, 68, 107, 167, 175, 186–187, 187 269, 306, 308–311, 315, 315, 317, 319–321, 320, 324, 325, 344, 346, 360, 360 Кремона, г. и еп- во на сев. Италии 36 Кремс, г. в Австрии, на Дунае, несколько выше устья р. Камп 333 Крит, о-в 37, 37 Крым 37, 102, 294 Кульм, см. Хилмец Кумания Белая, подразделение земли половцев 349 Кумания Черная, подразделение земли половцев 349 Кунгард, одно из назв. Руси в скандинавской традиции 143, 143 куны, венгерское назв. тюркских народов (печенегов, половцев) 360, 360 Курланд (см. также: Кори), курши (корсь), обл. на вост. Балтики и ее население 146–147, 146 Куявия, историческая обл. в Польше, по обоим берегам Вислы, между Мазовией на вост, и Вел. Польшей на зап. 311 Лагувардия (Лангувардия, Лонгобардия, Ломбардия), лонгобарды, византийская фема на юге Италии и ее население 94, 94–95, 117, 245 Ладога, г. 20 Лайзниг, крепость неподалеку от соврем. Лейпцига 284 Лама, приток р. Москвы 144 Лангеланн, один из датских о-вов (между Фюном и Лолланном) 146 латиняне, назв. римо-католиков в греко-православной традиции 191, 206, 269

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аноним представлял себе древнерусское войско начала XI в. как западное XII в. – состоящим из рыцарей и отрядов их слуг. 815 После смерти Мéшка II в 1034 г. Древнепольское государство испытало тяжелый кризис. Сын Мешка Казимир и его мать Рихеца (Рикса), внучка германского императора Оттона II, были вынуждены бежать. Возвращение Казимира I в Польшу в конце 1030-х гг. и восстановление власти Пястов происходило при поддержке Германии и Руси (Пашуто 1968. С. 38–40; ДР. С. 345–348 [IV, 4.2]). 816 Это неопределенное известие Анонима можно уточнить благодаря другим источникам. Из «Повести временных лет» узнаем, что женой Казимира Восстановителя стала сестра киевского князя Ярослава Мудрого (ПСРЛ 1. Стб. 154–155; 2. Стб. 142–143), а из кратких «Анналов краковского капитула» – что ее звали Добронега 61/4). В более поздних польских источниках встречается также имя Мария (двуименность – наличие династического и крещального имени – была в княжеской среде нормой). Попытки из хронологических соображений «исправить» свидетельство древнерусской летописи, считая Добронегу-Марию не сестрой, а дочерью Ярослава, видимо, все-таки не вполне основательны; Добронега могла происходить от второго брака Владимира Святославича (см. 11, примеч. 343) и, таким образом, быть примерной ровесницей Казимира, родившегося в 1016 г. В «Повести временных лет» о браке сообщается в статье 1043 г., которая, однако, носит явно сводный характер. Поэтому заслуживает внимания датировка 1039 г., присутствующая у «Саксонского анналиста» 45/16), хотя она относится скорее к возвращению Казимира I в Польшу. В историографии высказывались на этот счет самые разные гипотезы: от 1039 до 1044 гг. (см. обзор: Jasiski 1992. S. 133–139; сам исследователь высказывается в пользу 1041 г.). Ясно, что брак Казимира и Владимировны скреплял русско-польский союз, необходимый польскому князю прежде всего для возвращения Мазовии. Поскольку первый поход Ярослава на Мазовию относится уже к 1041 г., поздние датировки брака выглядят менее убедительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Показания» – второе, третье и пятое «Камня веры» (стр. 937 б –942 б , 943 а –945 б ) представляют собою также более подробное изложение мыслей Беллярмина на основании одних и тех же данных св. Писания. Мысли эти следующие. Что добрые дела заслуживают человеку жизнь вечную, доказывается 1) теми местами св. Писания, которые свидетельствуют, что жизнь вечная таким образом приписывается добрым делам, что самое основание, на котором она дается, полагается в делах 363 ; 2) в которых по отношению к жизни вечной употребляется имя награды. Но награда и заслуга, понятия – относительные; так как награда дается за заслугу, подобно тому, как благодать дается даром 364 ; 3) в которых говорится, что награда небесная дается людям по мере и сообразно дел и труда 365 ; 4) где Бог называется праведным и нелицеприятным судьею. Но лицеприятие есть порок, противоположный правде, когда судья назначает награду большую, чем заслуга и наоборот 366 ; 5) в которых упоминается о достоинстве, потому что быть достойным награды и заслужить награду – одно и то же 367 , и 6) в которых говорится, что награда за добрые дела должна быть дарована по правде 368 . 2) Полемический отдел в «Камне веры» представляется в значительно сокращенном объеме сравнительно с источниками: Яворский на страницах своего труда не дает места весьма многим подробностям полемики Беллярмина и Бекана с их противниками. 3) Весьма часто опускает также комментарии названных католических богословов к данным св. Писания. 4) Свидетельства св. отцев церкви заимствует не только из ближайших католических источников, но и непосредственно из их творений. Наконец, 5) к содержанию, заимствуемому из католической литературы, «Камень веры» присоединяет и самостоятельные дополнения. Последние касаются не только частных мыслей, замечаний, выводов и самостоятельно выбираемых текстов св. Писания, но и отдельных доказательств и оснований в пользу высказываемых мыслей, а также полемических доводов против протестанТов.Так, в качестве доказательств обязательности для христианина исполнения нравственного закона «Камень веры» приводит аналогию таинства крещения (939 б –940 а ), мысль о тесной связи между верою и добрыми делами в акте спасения (946 б –947 а ) и идею верности Бога своим обетованиям (945 аб ); в обоснование православного догмата о возможности исполнения нами заповедей Божиих, при содействии благодати, приводит одиннадцать самостоятельных кратких доводов (982 б –985 а ); в доказательство своих положений делает выдержки из Православного Исповедания (929, 1035, 1039–1040), самостоятельно решает вопрос о различии между оправданием и спасением (1039) и, наконец, дает ответы на такие возражения противников, которых (возражений) не имеется у Беллярмина и Бекана (1001–1002, 1017 б –1018 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

(Ann. Saxo 1844. Р. 665) 14. В лето Г[осподне] 1017-е. (...) [Генрих II заключает мир с Болеславом I и только потом узнает, что его русский союзник выступил против польского князя 1027 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 672–673) 15. В лето Г[осподне] 1018-е. (...) Болеслав (Bolizlaus), напав с войском на королевство Ярослава (Iarizlaus), короля Руси (Rusci), возвел на престол его брата, а своего зятя Святополка (Zuentupulcus) 1028 . [Их отец Владимир взял жену из Греции, от которой имел троих сыновей, одного из которых женил на дочери Болеслава. Вместе с ней на Русь прибыл епископ Рейнберн, на Руси попавший в темницу 1029 . Поход Болеслава на Киев. Описание Киева. Посольство Болеслава, направленное из Киева в Грецию 1030 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 673–674) 16. В лето Г[осподне] 1039-е. (...) [Заимствования из различных источников, преимущественно из «Хильдесхаймских анналов», о внутригерманских делах. Затмение солнца в 11-е календы сентября 1031 .] В это время Казимир (Kazimer) 1032 , сын Мешка (Miseco), польского князя (dux Polanorum) 1033 , вернувшийся на родину, охотно принят поляками, и взял в жены дочь короля Руси (Ruscia) 1034 , и родил двух сыновей – Владислава (Vladizlaus) и Болеслава (Bolizlaus) 1035 . После его смерти, когда его сыновья были еще детьми 1036 , чешский князь (dux Boemorum) Бржетислав (Bracilaus) 1037 не упустил предоставившегося случая нанести урон своим недругам, мстя за обиды, некогда нанесенные чехам князем Мешком. [Чешский поход на Польшу и перенесение мощей св. Адальберта в Прагу 1038 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 683) 17. В лето Г[осподне] 1040-е. (...) [Новый германский король Генрих III идет походом на Чехию в отместку за нападение чехов на Польшу 1039 .] В праздник святого Андрея 1040 король держал совет в Альштедте (Altstide) 1041 , где принял и послов из Руси (Ruzi) с дарами 1042 . [Измена чешского воеводы, которого князь Бржетислав поставил командовать моравскими и венгерскими войсками 1043 , ибо венгерский король Петер прислал чехам подмогу против короля Генриха.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому-то и результаты применения подобных приемов для воспроизведения предполагаемого древнейшего вида легендарной части Повести временных лет, полученные А. А. Шахматовым, не могут быть признаны удачными. 5 Эта часть его «Древнейшего Киевского свода» 1039-го г. в редакции 1073-го г. (Разыскания, стр. 539 и след.), содержащей, по мнению исследователя, более ранний тип известий, относящихся к начальной истории Руси, не имеет ни признаков своего внутреннего единства, ни соразномерности и согласованности своих частей, ни своего исторического оправдания. Если бы изданный А. А. Шахматовым в приложении к его «Разысканиям» «Древнейший Киевский летописный свод» (стр. 539–610) действительно был обязан своим происхождением пришлому греческому духовенству (в 1039 г.), он не содержал бы известий, соблазнительных, с точки зрения средневекового моралиста-церковника (напр. ответа Владимира магометанам и т. п.), уделял бы более внимания церковным событиям, о которых он почти совершенно умалчивает, и примыкал бы теснее к греческим образцам. В истории средневекового летописания литературная судьба и назначение легендарных преданий о доисторическом периоде жизни народов не была однородной с судьбой и назначением погодных записей и рассказов о более близком времени. Тогда как в этих последних отражался сравнительно узкий и мелочной кругозор авторов и сводчиков с их пристрастным или беспристрастным отношением к описываемым событиям, от идейного содержания легендарных преданий в значительной степени зависел подбор дальнейших известий для исторического труда, так как мысли, составлявшие основное зерно таких легенд, имели значение внутренней спайки и для последующих частей хронографических опытов. Поэтому-то и в родословии утраченных летописей 11 в., построенном на одном только текстуальнолитературном анализе и на сличении сохранившихся списков Повести временных лет и тому подобных временников, нельзя найти более или менее правдоподобного отображения той преемственной работы, производившейся в течение 11 и начала 12 вв., которая, изменяя не только текст, но и содержание и смысл сказаний, должна была подготовить составление летописного свода в Выдубецком монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

(Продолжение следует) 1 Murphy R.E. Introduction to Wisdom literature. The Jerome Biblical commentary. London, 1968. P.13. 3 От греч. слова – διδλσκ учить, обучать, поучать, на­ставлять. Древнегреческо-русский словарь. T.I. М., 1958. С.397. 6 Herbert A.S. Wisdom. Dictionary of the Bible, New York, 1963. C.1039. Также у: Ропе Д. Краткий толкователь к Ветхому Завету. Библия , книга священного писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель, 1973. С.1906. 8 Mc Kenzie J.L. Reflections on Wisdom. Journal of Biblical literature. Philadelphia, 1967. P.1. 10 Сергий, иером. (Гаврилив). Религиозно-нравственное уче­ние книги Екклесиаст; Курсовое сочинение. Л., 1977. С.56. 14 Гнома – (гp.gnômé ) краткое изречение (чаще в стихотвор­ной форме). Словарь иностранных слов. М., 1964. С.175. 20 См. более подробно: Троицкий Г. Значение термина «хохма» (Премудрость) в учительных книгах Ветхого Завета: Курсовое со­чинение. Л., 1962. С.64–115. 23 См.: Herbert A.S. Указ. соч. С.1039. « их нынешней форме восходят к послепленной эпохе, но в них содержится немало материалов гораздо более древних». 24 Гревуль А.Ф. Учительные книги священного Писания Ветхого Завета: Курсовое сочинение. Л., 1971. С. 43. 26 Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М., 1977. С.126; также Tsevat М. The meaning of the Book of Job. Hebrew union college annual. Vol. 37· Cincinnati, 1966. C.84. 40 Псалтерий от ψαλτριον=перебирать пальцами струны, бряцать на музыкальном инструменте, славить песнями. Древнегреческий русский словарь. Т.П. М., 1958, с.1794. 41 Гавриловский В. Учительные книги Ветхого Завета. Вольск, 1911. С.100; см. также: Вишнякова Н. Толкование на Псалтирь. СПб., 1880. С. 6; Holm-Nielsen S. Veisatkaa Herralle. Johdanto Psalmeihin. Raamattu ja sen kulituurihistoria. osa 4. Helsinki, 1971. C. 116. 45 Кнопов И. Образ Мессии и Его служение по псалмам: Курсо­вое сочинение. Л., 1966. С. 19; Гревуль А. Указ. соч. С.39. 49 Murphy R.E. Указ. соч. с.574, или у II Messaggio della Salvezza. J salmi come libre. Salmi sapenziali./D.Franco Festorazzi.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Мосэ 410–425 Иоанэ 425–429 Иеремия 429–433 Григоль I 433–434 Басиль I 434–436 Мобидани 436–448 Иовель I 448–452 Микель I 452–467 Католикосы-Архиепископы Петр I 467–474 Самоэль I 474–502 Габриэль I 502–510 Тавпечаг I 510–516 Чирмаги-Чигирманэ 516–523 Саба I 523–552 Евлавий 533–544 Самоэль II 544–553 Макарий 553 –569 Свимон II 569–575 Самоаль III 575–582 Самоэль IV 582–591 Бартломе 591 –595 Кирион I 595 –610 Иоанэ II 610 –619 Бабила 619 –629 Табори 629 –634 Самоэль V 634 –640 Эвнони 640–649 Тавпечаг II 649 –664 Эвлале 664 –668 Иовель II 668–670 Самоэль VI 670 –677 Георгий I 677–678 Кирион II 678 – 683 Изид-Бозиди 683 –685 Теодора I (Теодоси) 685 –689 Петре II (Свимон) 689–720 Талале 720–731 Мамай 731 –744 Иоанэ III 744–760 Григоль II 760–767 Сармеане 767 – 774 Микель II 774–780 Самоэль VII 780 –790 Кирилл 791 –802 Григоль III 802 –814 Самоэль VIII 814 –826 Георгий II 826 –838 Габриель IV 838 –860 Арсений I 860 – 887 Евсукий 887 –908 Климентос 908 –914 Василий II 914 –930 Микель III 930 –944 Давид I 944–955 Арсений II 955 –980 Окропири I (Иоанэ) 980 –1001 Свимон III 1001 –1012 Католикосы- Патриархи Мелхиседек I 1012 –1030; 1039 –1045 Окропири II (Иоанэ) 1031 –1039 –1049 Эквтымэ I 1049 –1055 Георгий III Таоэли 1055 –1065 Габриэль III Покровитель 1065–1080 Димитрий…1080 –1090 Василий III 1090 –1110 Иоанэ IV Покровитель..1110 –1142 Свимеон IV 1142 –1146 Саба II 1146–1150 Николоз I 1150–1178 Микель IV 1178 –1187 Теодора II 1187 –1206 Василий IV…1206 –1208 Иоанэ V 1208 –1210 Епифанэ 1210 –1220 Эквтыме II…….1220 –1222 Арсений III 1222 –1225 Георгий IV 1225 –1230 Арсений IV 1230 –1240 Николоз II, 1240 –1280 Абрам I 1280 –1310 Эквтыме III 1310 –1325 Микель V 1325 –1330 Басиль V 1330–1350 Доротэоз I 1350–1356 Шио I 1356 –1364 Николоз III 1364 –1380 Георгий V………..1380 –1397 Элиоз 1399–1411 Микель VI 1411 –1426 Давид II…….1426–1430 Теодорэ III.1430 –1435 Давид III 1435 –1439; 1443 –1459 Шио II 1440–1443 Маркоз……1460–1466 Давид IV…1466 –1479 Эвагрэ…1480 –1492; 1500 –1503 Абрам II…1492 –1497

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Так, например, на стр. 219, при описании литургийных свитков и целых рукописей с чинами литургий, мы читаем: «Rotuli liturgiarum male conservati 1012–19 membr. ca. saec. XIV scr. 1020– 32 bombyc. 1033–35 chart Liturgiae, 1036 (bombyc. saec. XII–XIII); 1037 (saec. XIII) (bombyc. или chart?); 1038 (saec. XVI); 1039 (saec. XIII)». Просматривая эти самые рукописи в библиотечных сундуках, мы нашли, что многие из этих свитков, особенно пергаментные, сохранились вполне прекрасно. Немало сохранилось довольно удовлетворительно и свитков бомбицинных. Что же касается распределения данных рукописей в Каталоге г. Гардгаузена по материалу, на котором они написаны, то здесь мы нашли множество ошибок. Вот как в действительности должны быть распределены настоящие рукописи: 1020 по 1028 свитки пергаменные. 1029 по 1035 свитки бомбицинные. 1036 по 1038 целые рукописи пергаменные. 1039 по 1040 и 1042 по 1045 целые рукописи бомбицинные. У г. Гардгаузена рукописи с 1043 по 1045 (pag. 320), также рукопись 1006 (pag. 218) считаются бумажными, а на самом деле они бомбицинные. Рядом с такими неверными и непонятными обозначениями материала греческих кодексов существуют в Каталоге г. Гардгаузена и ещё менее понятные обозначения, например, «cod. chart. (?)» (р. 148, 149, 152 et. cet.), «cod. membr (?)» (pag. 32, 75, 159 и cet.), или даже «cod. снагт (bomb. ?)» (pag. 192), указывающие как бы на то, что он не различает хорошо бумагу от бомбицина, а этот последний от пергамена. Для специалиста палеографа такое смешение, по нашему мнению, неизвинительно. Отметим в конце всего и то, что в Каталоге г. Гардгаузена более двухсот рукописей оставлено без всякого описания (рр. 2–3, 7, 11–12, 19, 27–28, 30–31, 33, 38, 41–42, 51, 54, 56–57, 60–61, 93, 103, 116–117, 131–132, 146, 150, 154–159, 183, 199, 203, 217–218, 220–221, 230–231, 233, 243, 247 и 253). Видимым признаком таких рукописей служит отсутствие промера ширины и длины листов их. Названия этих рукописей и время их написания tacite взяты из рукописного каталога архимандрита Антонина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010