4 В нижеследующем изложении я многим обязан прекрасному этюду С. Н. Булгакова, Религия человекобожия у Л. Фейербаха. М. 1900. 5 Описание домашнего культа, справлявшегося отцом позитивизма можно найти у Fischer. Die modernen Ersatziersuche für das aufgegebene Christenthum. Regensburg, 1903, 20–21, 25–28, 39–41. 6 Alb. Sehinz. Le positivisme — une méthode et non un systéme, в Revue philophique. Janvier 1899. 7 Alex. Harrison, Problems of Christianity and Scepticism. 2 edit. London, 1892, 77. 8 Brunetiére. Discours de combats. I, 331–332. La renaissance de l’idealisme. Cp. De Broglie La réaction contre le positivisme. Paris, 1894. 9 Gobletd’ Alviella. L.’evolution religieuse contemporaine. Paris — Bruxelles. 1884, 160–161. 10 J. Bois. Les petites reluguons de Paris, 1894, 143–144. 11 Там же, 137 ss. 12 Образцы позднейшего ритуала — y Goblet d’Alviella, p. 164–166. 13 Там же, p. 167. 14 Fr. Harrison. Memoirs and Thoughts, p. 14–15. Кроме интересного изложения его убеждений, сделанного в этой книге, см. его же The Creed of a Layman. 15 Fr. Harrison. Mr. Huxley’s Controversies в Fortnightly Reviewo. October 1892, pp. 433–4. 16 Sheldon. Unbelief in the XIX the Century. London (1907), p. 93. и Alexander Harrison. Problems of Christianity and Scepticism, 78 sq. Cp. Muir. Modern Subtitutes for Christianity. 2 edit. 1912, p. 110 sqq. 17 Fr. Harrison в Fortnightly Rev. art. cit., pp. 429; 431; „мы веруем не в Огюста Конта; мы веруем в удостоверения философии и науки: мы не обоготворяем позитивизм”. 18 Там же, pp. 421, 425. 19 Bridges. Lectures on the Bible. 1885. Cp. его же illustrations of Positivism. 20 Harrison. 1. c. p. 421. 21 Там же, pp. 422–424. 22 Речь в South-Place Institute, перепечатанная в Religions Systems of the World. 2 ед. 1891. 23 Fortnightly Reviewo, Oct. 1892, pp. 428, 430, 432. 24 Там же, p. 428. 25 The Nature and Reality of Religion. A Controversy between Fred. Harrison and. Herb. Spencer, p. 133. 26 Fortn. Rev. 1. c., 429. 27 The Nature aub Reality of Religion, p. 124.

http://azbyka.ru/religiya-chelovekobozhi...

Балахонский воевода Степан Голенищев, несколько лучших посадских людей и казачий атаман Тимоха Толкаев, приводивший Балахну к крестному целованию на имя Димитрия, были взяты и отвезены в тюрьму в Нижний до государева указа. Балахонцы всем городом принесли повинную и целовали крест царю Василию. Но тут же нижегородцы услыхали, что на их город наступает ратная сила из Арзамаса, и поспешили домой. Алябьев успел вскочить в город прежде, чем враги подступили к нему. Кроме татар и черемис на него шли и свои нижегородцы, предпочитавшие служить Димитрию вместо Шуйского. Местоположение Нижнего на высокой и крутой горе не таково, чтобы с ним легко было справиться. 5 декабря Алябьев сделал вылазку и разбил своих сопостатов. Взято в плен более трех сот человек; гнали воровское войско верст за шестнадцать. Ночь спасла его. Победители взяли знамена, набаты. Воротившись в свой город, они услышали, что с другой стороны идет новое полчище и уже находится в селе Ворсме; они выступили снова из города, и, не доходя 5 верст до села Ворсмы, за 40 верст от Нижнего 165 , разбили воровских людей, нахватали пленных, дошли до Ворсмы и зажгли это село за приверженность к Димитрию. На другой день нижегородцы подошли к селу Павлову, встретили там еще одно воровское ополчение, и его разбили; и там побрали знамена и взяли в плен людей 166 . Эти успехи ободрили нижегородцев. Они решились идти в дальнейшие города и волости и принуждать отлагаться от вора. И вот, они послали грозную грамату в Муром и требовали, чтобы тамошние жители покаялись, целовали крест царю Василию и прислали в Нижний повинную 167 . В Гороховце, Ярополчей волости (Вязниках), Павловом остроге, Шуе, принадлежавшем тогда Суздальскому уезду посаде, и в других волостях того же уезда восстали жители по их призыву и целовали крест царю Василию 168 . Около того же времени, в Лухе схватили стоявшего там с ворами пана Арамского и отправили в Нижний 169 . IX. Поход Лисовского на Кострому и Галич. – Сбор восстания в Вологде. – Положение северо-восточного края.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

София, 1981. 2 т.; Песнопения 8 гласов: «Господи, воззвах»: [Стихи и 1_я стихира]. Стихиры на стиховне. Богородичен. «Бог Господь», тропарь и богородичен [гласы 2, 5, 6, 8]. [Стихи и] стихиры на хвалитех. Воскресные евангельские стихиры//Октоих, сиречь Осмогласник. М., 1991. [Ч. 3]: Прил. C. 44–46, 49–50, 58–59, 62–64, 67–68, 69–70, 75–77, 79–81, 83–84, 91–92, 95–97, 100–101, 108–109, 112–113, 117–118, 119, 124–126, 128–130, 133–134, 135, 137, 142–143, 145–147, 149–150, 158–159, 161–163, 166–167, 171–172, 177–178, 183–190; ЦалайЯкименко О. С. Дyxobhi cnibu Ahmoлoriя. К., 2000. Многоголосие: Турчанинов П. И., прот. «Милость мира»// Он же. Древнее простое церк. пение разных напевов. СПб., 1831. Кн. 2; он же. «Се Жених грядет в полунощи». «Чертог Твой вижду»// Он же. Полное собр. Духовно-муз. соч. М., 1905. Кн. 3. 4, 5. С. 16–18, 19–20; Бортнянский Д. С. «Ангел вопияше». Слава, и ныне: Единородный Сыне»//Собрание 3-голосных и 4-голосных духовных песен. СПб., 1840. Тетр. 1; он же. «Да исполнятся уста наша»//Партитурное собр. 4-голосных и 3-голосных мелких духовных песен. СПб., 1845. Кн. 1. 22; «Ныне силы небесныя» 1, 2. «Тело Христово». «Чертог Твой вижду»//Там же. Кн. 2. 3, 4, 7, 9; он же. «Слава, и ныне: Единородный». «Да исполнятся». «Ныне силы небесныя» 1. «Тело Христово». «Чертог Твой»// Он же. Полное собр. духовно-муз. соч./Изд., пересм. и испр. П. И. Чайковским. М., 1881. Отд. 1. Ч. 1Б. Вып. 1: Песнопения... однохорные, 4-голосные. 1, 7, 14, 16, 18; он же. «Слава, и ныне: единородный Сыне», «Тело Христово», «Да исполнятся уста наша», «Ныне силы небесныя» 1, 2, «Чертог Твой», «Приидите ублажим», «Ангел вопияше»//Духовно-муз. соч. Бортнянского, Давыдова, Березовского, Галуппи и др./Перелож. для 4-голосного муж. хора: В. Т. Соколов. М., 1897; он же. «Да исполнятся уста наша», «Тело Христово», «Чертог Твой вижду»// Он же. Собрание 4-голосных однохорных духовно-муз. соч./Ред.: М. А. Лисицын. СПб., 1898. С. 50, 84, 89; Львов А. Ф. «Взбранной Воеводе»// Он же. Духовно-муз.

http://pravenc.ru/text/1684569.html

159 См.: Hatzidakis Emmanuel. Jesus: Fallen?: The human nature of Christ examined from an Eastern Orthodox perspective. Clearwater, Florida: Orthodox Witness, 2013. P.364–380. 166 См.: Полохов Д., прот. Экзегетика, христология и апологетика о вопросе «неведения» Господа Иисуса Христа. Ч.1. С. 32–33. 167 Перевод на русский язык выполнен иером. Амвросием (Тимротом): «Возвеличил Ты, Христе, родившую Тебя Богородицу,/от Которой Ты, Создатель наш,/облекся телом, нам во всем подобным,/во искупление наших грехов неведения ;/Ее блаженной именуя, мы, все роды,/Тебя величаем». (Амвросий (Тимрот), иером. Триодь постная в русском переводе. [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 24.05.2018). Загл. с экрана). 168 ΤΡΙΩΔΙΟΝ Μ.Δευτρα Κανν α», δ θ», Τριδου Ερμς. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://glt.goarch.org/texts/Tri/t06.html (дата обращения: 25.05.2018). Загл. с экрана. 170 См.: Там же. С.186–187. (ТИПВ 3, 21); С.247 (ТИПВ 4, 18). То же самое у преп. Максима Исповедника (см.: Сидоров А.И. Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа и Его решение в контексте святоотеческого наследия//Богословский вестник. Сергиев Посад, 2005–2006. 5–6. С.229–272. Эл. Версия статьи: [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 18.05.2017). Загл. с экрана). 171 См.: Полохов Д., прот. Экзегетика, христология и апологетика о вопросе «неведения» Господа Иисуса Христа. Ч.1.//Труды Саратовской православной духовной семинарии. Вып. 11. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С. 4–33. Полохов Д., прот. Экзегетика, христология и апологетика о вопросе «неведения» Господа Иисуса Христа. Ч.2.//Труды Саратовской православной духовной семинарии. Вып. 12. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2018. С. 4–46. 172 См.: Мейендорф И. , протопр. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000. С.97. Помимо экзегетических и богословских аспектов вопроса о так называемом «неведении» Христовом, в первой части статьи были проанализированы высказывания некоторых современных православных авторов относительно отсутствия consensus patrum в вопросе о «неведении» Христовом. Было показано, что подобные предположения не имеют основания в православном Предании, а является влиянием протестантской библейской теологии и абсолютизации историко-критического метода. Полохов Д., прот. Экзегетика, христология и апологетика о вопросе «неведения» Господа Иисуса Христа. Ч.1. С. 29–31. Полохов Д., прот. Экзегетика, христология и апологетика о вопросе «неведения» Господа Иисуса Христа. Ч.2. С. 5–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Состояние у меня, правда, среднее 165 : должность требует расходов 166 , а доходы с имений, по самой природе их, то ли малы, то ли неверны. Недостаток доходов, впрочем, восполняется бережливостью: она источник моей щедрости. (4) Тут надо, конечно, соблюдать меру, чтобы источник, слишком разлившись, не пересох, но соблюдать для других; для тебя мера никогда не будет превышена. Будь здорова. 5 Плиний Луперку 167 привет. Посылаю тебе речь 168 , которую ты неоднократно требовал, а я часто обещал, но еще не целиком: часть до сих пор отделывается. (2) Пока что не худо передать на твой суд то, что по-моему, закончено: посмотри, пожалуйста, с таким же усердием, с каким она писалась. Ничего до сих пор не было у меня в руках, чему следовало бы уделить больше старания. (3) По остальным речам люди могли судить только о моей деловитости и честности; тут дело идет о моей любви к родине. Поэтому книга и разрослась: мне радостно было украшать и возвеличивать мой город, служить ему, защищая его и славя 169 . (4) Ты, впрочем, вырежь это, сколько потребуется по здравому смыслу. Всякий раз, когда я думаю о том, что наводит на читателя скуку и что доставляет ему удовольствие, – я прихожу к выводу: книгу рекомендуют и ее небольшие размеры. (5) Я требую от тебя сурового суда, но я же вынужден все-таки просить: не хмурься слишком часто. Кое в чем надо считаться и со вкусом молодежи 170 , особенно если материал это позволяет. Описания мест, которые в этой книге встретятся часто, можно дать в стиле не повествовательном, а поэтическом. (6) Если найдется человек, который сочтет, что я писал цветистее, чем того требует важное слово, то остальные части речи этого угрюмца умилостивят. Я старался приковать внимание читателей разных разным стилем речи. (7) И если, как я боюсь, какая-либо часть ее кому-то, по свойствам его природы, не понравится, то, я верю, вся она в целом, благодаря своему разнообразию, всем придется по вкусу. (8) Так ведь и на пиру: хотя многие из нас и не дотронутся до большинства кушаний, но в целом обед мы все обычно хвалим, и еда, которую желудок отказывается принимать, не лишает вкуса ту, которая ему приятна. (9) Пойми, пожалуйста, я не думаю, будто уже достиг своей цели, я только работаю, чтобы ее достичь, и работаю, может быть, не напрасно, если только ты внимательно отнесешься пока что к тем страницам, которые уже у тебя, а потом и к следующим. (10) Ты скажешь, что тщательный просмотр возможен только по ознакомлении с речью в целом; согласен, но все-таки пусть то, что есть сейчас у тебя, станет тебе близко и знакомо; и там ведь кое-что можно исправлять по частям. (11) Если ты будешь рассматривать отбитую голову статуи или какую-нибудь другую ее часть, то установить пропорциональность этих частей и взаимное их соответствие ты не сможешь, но судить о том, изящны ли они, сможешь.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Это категорическое утверждение весьма знаменательно 164 , потому что сразу воздвигает непроницаемое средостение между раввинизмом и св. Павлом. Их зависимость будет абсолютно невозможной до тех пор, пока не сгладится различие путем взаимного примирения. Поскольку же апостольские воззрения выводятся из иудейских, то первые и подгоняются критикой ко вторым. Здесь успех достигается, по-видимому, блестящий и несокрушимый, если судить по изумительной смелости ученых приговоров. Все люди «согрешили, как Адам» и «сами по себе» 165 ; «отец был натурально подобен детям, и его история во всем напоминает ихнюю» 166 . Текст Павловых писаний не только не оправдывает ортодоксально-августиновской теории, но «содержит и выражает прямо противную» 167 . «Догма первородного греха, провозглашаемая Церковью , не вытекает законно» из посланий Апостола, и «его изъяснение силы греха есть эссенциально иудейское», что «посредствующая причина – грех Адамов, а непосредственная (и собственная) – грех каждого индивидуума», его «персональное преступление» 168 . Смертность, по существу, разрывается от греховности, что якобы высказывалось и во всей позднейшей литературе 169 . Но этим соображениям апостольское учение формулируется 170 в том смысле, что «Адам через свое преступление подпал смерти, и, однажды вторгнувшись в мир, она перешла на всех людей потому, что они все согрешили»; эллинский благовестник совсем не знает ни о необходимости, ни о первородности греха 171 . Во всех этих аргументах центр тяжести вопроса справедливо полагается в условиях вменения греховности в смертность, потому что при индивидуальности последней таковой будет и первая. От этого пункта мы и отправляемся в своих изысканиях, ограничиваясь важнейшим – соответственно специальным целям. Но в этом отношении бесспорно, что фактически смерть вступила в мир грехом ( Рим.5:12 ) δι τς μαρτας и им вызвана к историческому бытию. Далее констатируется, что она неотвратима и всеобща, поскольку действует даже там, где для нее не имеется юридической опоры, царствуя в дозаконный период невменяемости ( Рим.5:13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Публ.: Извлечение из протоколов Совета КДА за 1891/92 уч. г. К., 1893. С. 186-189; То же, за 1893 уч. г.//ТКДА. 1894. Прил. 2. С. 317-319; То же, за 1896-1897 уч. г. К., 1898. С. 102, 129-130; То же, за 1908-1909 уч. г.//ТКДА. 1909. Прил. 4. Прил. С. 136-144; 5. С. 145-153; Миртов Д. П. Статьи по философии в 1904 г.//ХЧ. 1905. 10. С. 558-561; Рыбинский В. П. Из академической жизни//ТКДА. 1906. 1. С. 170-193; Антоний (Храповицкий), архиеп. Отчет по высочайше назначенной ревизии КДА в марте и апр. 1908 г. Почаев, 1909. С. 50-52; Правда о КДА: Вынужденный ответ на изд. архиеп. Волынским Антонием брошюру «Отчет по высочайше назначенной ревизии КДА в марте и апр. 1908 г.»: Сб. К., 1910; Наши разногласия по вопросу о патриаршестве: Речь проф. П. П. Кудрявцева на общем собр. Свящ. Собора//Церк.-обществ. мысль. 1918. 10. С. 7-13; Хроника Всеукр. Церк. Собора: Ученый комитет при Министерстве исповеданий//Там же. 17/18. С. 30-31; Зеньковский В., прот. Пять месяцев у власти (15 мая - 19 окт. 1918 г.): Восп. М., 1995; П. Кудрявцев: З рукописноï спадщини/Упоряд.: Л. А. Пастушенко//Haykobi зап. НаУКМА. К., 2004. Т. 35: Киïвська akaдeмiя. С. 89-95; Ткачук М. Л., Пастушенко Л. А. До П. Кудрявцева: iз мamepiaлib cлiдчoï справи 1938-1939 pokib//Maricmepiyм. К., 2012. Вип. 47: Icm.-фiлoc. cmyдiï. С. 68-100; Вернадський В. I. Buбpahi наук. npaцi. К., 2012. Т. 2. Кн. 1. Ч. 1. С. 388-423. Лит.: Шурляков С. До icmopiï фiлocoфcьkux товариств у i coцioлoriчha думка. 1993. 7/8. С. 153, 159, 167, 175; Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001; Ткачук М. Л. Кудрявцев П. П.//Фiлocoфcьka думка в Ykpaïhi: Бioбiблiorp. словник. К., 2002. С. 111-112; Мозгова Н. Г. КДА, 1819-1920: Фiлoc. спадок. К., 2004. С. 259-272; Пастушенко Л. А. П. Кудрявцев: bixu життя i mbopчocmi//Мультиверсум: Фiлoc. альм. К., 2005. Вип. 50. С. 83-93; она же. П. Кудрявцев у peлiriйho-фiлocoфcьkoмy жummi початку ХХ ст.//Киïвська Akaдeмiя. К., 2007. Вип. 4. С. 166-179; она же. П. Кудрявцев: ochobhi напрямки mbopчocmi//Haykobi зап. НаУКМА. 2009. Т. 89: Фiлocoфiя та С. 60-66; она же. П. Кудрявцев - вихованець i професор КДА//Киïвська Akaдeмiя. 2010. Вип. 8. С. 50-64; она же. До П. Кудрявцева: hobi apxibhi мат-ли//Там же. 2011. Вип. 9. С. 113-124; Филиппенко Н. Г. Киевское религиозно-филос. общество (1908-1918/19): Очерк истории. К., 2009; Шип Н. А. КДА в kyльmypho-ocbimяhcьkoмy npocmopi Украïни (1819-1919). К., 2010.

http://pravenc.ru/text/Кудрявцев.html

Джемс В. Психология./под ред. Л. А. Покровской. М., 1991. 156 Добротолюбие. Т. I. М., 1900, с. 531. 157 Некоторые считают, что на их чувственность ничто внешнее не влияет. Возможно, — но тогда, спрашивается, зачем тратить время на пустые, легкомысленные вещи, а не использовать его для более полезных занятий. Вспомните слова ап. Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор 6:12). 158 В. А. Слепцов — писатель публицист (1836–1878). Тургенев советовал писателям показывать «преоригинальную личность» Слепцова вместо того, чтобы «выдумывать из себя» современных героев (Семенова М. В. А. Слепцов//Слепцов В. А. Избранные произведения. Л., 1970, с. 5). 159 Слепцовские коммуны обслуживались прислугой. 160 Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М., 1981, с. 14. 161 Там же, с. 16. 162 Данные из статьи И. Волгина (Новый мир. 1981, ? 10, ее. 180–181) и упомянутой книги Л. Аннинского. 163 Непредубежденный читатель «Анны Карениной» не может не заметить, что автор осуждает героиню и пишет о ней настолько резко, насколько это мог позволить себе воспитанный человек относительно дамы. И. А. Гончаров, представляя «Грозу» к премии, писал, что эта пьеса обличает отсутствие христианской морали в общественной жизни, так как в ней покаявшаяся грешница гибнет, а не кающаяся живет прекрасно. Можно видеть, насколько эти оценки далеки от официальных концепций советского литературоведения, внедрявшихся в школе. 164 Энгельс не был женат и не имел семьи, а вот Маркс женился на подруге детства и был счастлив в семейной жизни. 165 Социологические исследования. 1982, ? 1. 166 В свое время в публицистике промелькнуло упоминание о школьнице, ответившей на вопрос о причинах, по которым Татьяна не ушла к Онегину: «Так у нее же муж генерал». 167 Корнелий Тацит. О происхождении и местах обитания германцев//Кнабе Г. С. Корнелий Тацит. М., 1981, с. 139. 168 Там же, с. 135. 169 За два года, прошедших со дня кончины о. Глеба Каледы, обрисованная им ситуация не изменилась, а разве что усугубилась. Теперь Россия, по свидетельствам специалистов, комментировавших осенью 1996 г. Стокгольмскую конференцию но борьбе с детской проституцией, выходит на первое место в Европе по детской проституции. Самое страшное — часто несчастных детей растлевают их же родители ради выгоды. Таким ужасным образом подтвердилась мысль автора о том, что зло приумножается в каждом новом поколении современного общества. — Изд. 170

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   Аскетические опыты. Т. I. С. 252    Аскетические опыты. Т. I. С. 148—149. Приношение современному монашеству. С. 98. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 738    Аскетическая проповедь. С. 257    Аскетические опыты. Т. I. С. 347    Аскетические опыты. Т. II. С. 164    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 319    Аскетическая проповедь. С. 154—155    Аскетические опыты. Т. I. С. 157, 259, 271, 292, 294 Там же. Т. II. С. 334. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 536, 584    Аскетические опыты. Т. II. С. 319    Аскетические опыты. Т. II. С. 127    Слово о смерти. С. 56. Приношение современному монашеству. С. 371, 380    Аскетические опыты. Т. I. С. 520—521    Аскетические опыты. Т. I. С. 292    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 263, 317, 583—584. Аскетические опыты. Т. I. С. 174, 198—199    Аскетические опыты. Т. I. С. 198    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 229    Аскетические опыты. Т. I. С. 292—293. Аскетическая проповедь. С. 257—258    Аскетические опыты. Т. II. С. 61    Приношение современному монашеству. С. 96    Аскетические опыты. Т. I. С. 150, 522—523 Там же. Т. II. С. 166—167. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 229, 358, 419—420    Аскетические опыты. Т. I. С. 538—539    Аскетические опыты. Т. I. С. 319    Аскетические опыты. Т. II. С. 58, 67    Аскетические опыты. Т. I. С. 293    Аскетические опыты. Т. I. С. 175, 199, 252—253. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 207, 229, 454    Аскетические опыты. Т. II. С. 229    Аскетические опыты. Т. I. С. 252 X. Духовное совершенство и состояние богоподобия в учении св...    При постепенном усвоении плодов умного делания, этих даров благодати Божией, подвижник вводится в состояние христианского совершенства, вводится в совершенство десницей Божией, тем самым являя в своей жизни осуществление заповеди Христовой: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).    Свт. Игнатий говорит о том, что, отделив от естества своего греховный яд, который примешался к нам, отделив от себя то зло, которое не дает нашему добру быть чистым, мы останемся с тою непорочностью, с которой был сотворен первый человек. В естестве человека явится бесстрастие, свобода от всякого вида зла, от приражения греха даже на тончайшем мысленном уровне. Внутри воцарится чистота, соделывающая человека достойным сосудом для Духа Святого. Собственно же совершенство состоит в том, что христианин, пройдя все ступени умного делания, сподобившись благодатных даров, вводится в Богообщение. Естество человеческое соприкасается с Божиим естеством, душа соединяется во един дух с Господом, воля Божия становится для человека своей собственной волей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

См. прим. 4. 162 Exp. in Ex., LW I, p. 99, n. 16 (Cus., f. 42 rb , ll. 41–42):… emanatio personarum in divinis ratio est et previa creationis. […эманация Божественных Лиц есть Божественный замысел и преддверие творения.]. 163 De div. nom., I, 5 и IV, I: PG 3, col. 593 и 693–696. 164 Там же, V, 1: col. 816. 165 См. выше, прим. 78. 166 De div. nom., XIII, 3: col. 980d-981. — См. по этому вопросу наш доклад в стенографической записи в Философском Коллеже (март 1953): L " Apophase et la Theologie Trinitaire [«Апофаза и Троическое богословие»] (в русском переводе: БТ 14, с. 95104. — Перев.). 167 «Theol. Hypotyposes» [«Богословские очерки»] были, как принято думать, посвящены Троическому богословию. Возможно, что этот трактат, который никогда не фигурировал в числе трудов псевдо–Ареопагита, является лишь измышлением автора «Корпуса». 168 De myst. theol., I, 1: col. 997. 169 De div. nom., II, 4: col. 641a. — Франц. пер. de Gandillac, p. 81. 170 См. весьма основательные замечания г–на Мюллера–Тима относительно довольно ограниченного употребления доктрин Дионисия Мейстером Экхартом (в особенности в латинских трудах): On the University of Being in Meister Eckhart of Hochheim [«Учение о Бытии у Мейстера Экхарта из Хохгейма»] (Saint Michael " s Medieval Studies, 1939), p. 113–115. 171 De div. nom., 1, 4: col. 592a. 172 Изречение: Bonum est diffusivum sui [«Благу свойственно распространяться»], которое средневековые богословы цитируют как слова Дионисия, не принадлежит автору Дионисиева корпуса. Тем не менее оно весьма удачно передает в сжатой форме один из аспектов мысли Дионисия: благой по Своей сущности Бог изливает лучи Своей благости на все бытия, подобно солнцу, которое светит уже в силу самого факта своего существования, без участия мысли и намерения — oo loyiZoimevoj mpoaipovmEvoj (De div. nom., IV, I: col. 693b). Это отнюдь не предполагает понятия автоматизма творения у псевдо–Дионисия: если «сверхблагой» Сущности естественно распространяться в Своих лучах далее Себя, то твари, которые будут участвовать в этом сообщении Божественной благости, смогут возникнуть к бытию лишь в силу «идей», или «парадигм», которые суть «предопределения», или «Божественные и благие воли, определяющие и творящие все бытия» (там же, V, 8: col.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010