1) Как Вифлеем представляется местом происхождения Владыки израилева: гак параллельно сему kedem и дни века должны быть принимаемы в подобном же значении. И по употреблению mozaa означает происхождение, но не племя или род ( Ис. 41, 18 . Езек. 42, II). – Kedem от kidem – предшествовал, так как употребляется в значении времени, предшествовавшего всякому времени ( Пс. 54, 20 . Авв. 1, 12 ), очевиднее делает мысль выражения: дни века. Итак хотя Владыка израилев родится в Вифлееме, но Он – вечен. Сего довольно, чтоб видеть в Нем Мессию. Черты царствования царя Израилева также высоки, чтоб можно было приложить их к кому-либо кроме Мессии. 2) И пророк Исаия представлял Мессию Владыкою израиля, и говорил, что соберет Он рассеянных сынов израиля (11,11–13). Михей, указывая на время, когда произойдет собрание рассеянного израиля, прорекает: посему Он предаст их, доколе не родит имеющая родить: но тогда и прочия братия их возвратятся к сынам изранлевым (ст. 3). Слова: доколе не родит имеющая родить, указывают и ту. которая, по словам Исаии, зачнет и родит Эммануила ( Ис. 7, 14 ). Наконец известно, как понимали пророчество Михея в церкви иудейской (Мат. 2, 5. Иоан. 7, 11 ). Новые чарты Мессии отселе открываются следующие: а) Мессия родится в Вифлееме (и след. согласно с прежним пророчеством от колена Иудова); б) по происхождению он вечен; в) Он будет царствовать для имени Иеговы и силою Иеговы. § 166. Пророчества во время плена: пророчества Иеремии и Езекииля о новом завете   Избранный народ нечестием своим навлек на себя гнев Божий и наказан тяжким пленом; но не смотря на грехи отступника, Иегова обещает через прор. Иеремию заключить новый завет с народом Своим, завет вечный 31, 31. В следствие сего завета, а) закон будет начертан на сердце каждого; б) израиль будет народом Божиим (ст. 33); все будут знать Иегову без помощи наставника; г) и грехи будут забыты (ст. 34). Сие пророчество читаем в другой раз у того же пророка (32, 37–40). И оно же не раз повторено современником Иеремии прор. Езекиилем (11, 18. 19. 20. 36, 26–29). У того и другого Иегова говорит: дам им сердце одно и путь один, чтобы бояться Меня всегда. Сие изменение души необходимо там, где начертывается закон на сердце ( Ез. 36,21 ) и Езекииль прибавляет еще одну черту, и именно: «народ Божий отвергнет всякое суеверие». Чего же и желать могли от времен Мессии, как не у тверждения закона в сердце, как не перерождения души, как не прощения грехов? В ветхом завете открываема была воля Божия, но более внешним образом, нежели в сердце людей, и не в такой полноте, какой желать было можно. Прощение грехов и ведение Иеговы и Давид (§ 157) и Исаия (§ 159) соединяют со временем Мессии. Ап. Павел не раз показывает в сем пророчестве Мессию ( Евр. 8. 8–17 . Рим. 11, 27 ). § 167. Пророчества Даниила·, а) о времени вечного царства

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ибо после сего воздали Ему чествование и иноплеменники, то есть уверовавшие в Него язычники» (4, 187). Святая Церковь есть селение Божие, в котором Господь ещё в Ветхом Завете обетовал водвориться (4,79) и к которой стремится ныне всякая боголюбивая душа (4, 277). Она Царица, как «уневещенная великому Царю»; её разноцветные ризы – вера, надежда и любовь. «Но у нее есть и другая светлейшая риза – Сам Христос. Ибо сказано: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал. 3, 27 )« (4, 153). Изъясняя 14-й стих 44-го псалма: «Вся слава дщере царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена», – святой Афанасий пишет: «Словом внутрь означает благочестие, ибо украшение Церкви есть духовное; ряснами же именует многие виды добродетелей» (4, 154). Ясно, что Церковь не обыкновенное общество людей, а живой богочеловеческий организм, приобщение к которому является необходимым условием человеческого спасения. Это Сион (4,316), в котором прославляется и возносится Христос Господь, по сказанному Псалмопевцем: «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой» ( Пс. 144,1 ) (4, 319). Церковь единая и вселенская – «составлена из всех народов» (4,285) – как един над всеми Господь наш Иисус Христос. «Дом наш – Церковь , и у нас прилично быть одному и тому же образу мыслей, ибо веруем, что в таком случае будет с нами обитать и Господь, сказавший: «Вселюся в них и похожду» ( 2Кор. 6, 16 ) , и: «Зде вселюся, якоже изволих и» ( Пс. 131,14 ). Где же – зде, как не там, где проповедуется одна вера, одно благочестие?» (3, 166–167). «Ты – Владыка Иаковлев, и распростер Церковь Твою до концов земли» (4,197). Александрийский архипастырь призывает всех радоваться в Господе, ликовать о Господе Спасителе нашем. «А кто же мог бы быть столь медлителен или кто мог бы быть столь непокорным Божественному гласу, чтобы он, оставив все, не поспешил на всеобщее праздничное собрание, в котором не одна община (участвует)? Ибо не одно какое-либо место совершает празднество, но во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенная глаголы их ( Пс. 18,5 ) ; и не на одном месте приносится жертва, но между всеми народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Максима собираются местные жители в громадном большинстве, сперва возносят молитвы преподобному, а потом, рассевшись кругом, угощаются. Праздник этот там называется „Гогашоба“ 156 . В заключение несколько слов о грузинском переводе творений препод. Максима. Творения Максима Исповедника переведены на грузинский язык тем же св. Евфимием, который перевел и Житие его. Это видно, во-первых, из биографии св. Евфимия, в которой в числе переводов его указаны „Поучения“ Максима и „О восьми похотях“ его же 157 , во-вторых, из завещания отца Евфимия, – св. Иоанна, в котором числе сделанных при жизни его переводов Евфимия указаны и „Поучения“ Максима 158 ; в третьих – из надписаний отдельных сочинений его или же сопровождающих их приписок. В грузинских рукописях встречаются следующие сочинения, носящие имя преподобного Максима : 1 . „Поучения духовные святого отца нашего Максима переведенные святым отцом нашим Евфимием“ 159 . Это сборник наставлений, разделенных на 97 глав. 2 . „Из поучений святого отца нашего Максима Исповедника , прославленного шестым собором“ в вопросо-ответной форме. Начало: „нужно ли исповедывать грехи пред духовными лицами, или же покаяние и отпущение грехов возможно без исповедания их?“ 160 . 3 . „Из поучений святого отца нашего Максима Исповедника “; здесь говорится о подчинении и покорности духовному отцу – пастырю 161 . 4 . „Четыреста глав“; это известное сочинение «О любви“ к Елпидию 162 . 5 . „Пятнадцать глав богословских“; листы утеряны 163 . 6 . „Прение, которое было между святым Максимом и еретиком Пирром, патриархом Константинопольским“, переведенное св. Евфимием 164 . 7 . „Святого и блаженного отца нашего Максима – к блаженному пресвитеру и многих монастырей игумену Фалласию о словах, разъяснения которых просил у него сей блаженный“ 165 . 8 . „Святого и блаженного отца нашего Максима Исповедника рассуждения о похотях, написанные к отцу Фалласию“, – перевод святого Евфимия 166 . 9 . „[Объяснения на] Евангельские слова, выбранные святыми отцами из творений святого Максима, перевод св Евфимия“ 167 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

При всем явном преувеличении роли Распутина, как и во всех прочих случаях, нельзя, все же, видимо, отрицать какое-то его участие в деле уврачевания афонской смуты. См. также заметку в том же «Русском слове» от 1.4.1914. Капитанчук В. Имяславие.//Царь-колокол. 6. М. 1990. С. 38. 81 Белецкий С. П. Воспоминания//Архив русской революции, издаваемый И. В. Гессеном. Т. XII. Берлин. 1923. С. 23. Перепечатано из выходившего в Петрограде журнала «Былое». Собственно эта часть «воспоминаний» является показаниями Белецкого Чрезвычайной следственной комиссии в 1917 г. Ср.: Падение Царского режима. Стенографические отчеты вопросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. Т. IV. Л. 1925. С. 165–166. 82 Данилушкин М. Б. Послесловие. Краткий очерк жизни старца Илариона и история имяславия в России. С. 915. 86 Неизвестный Нилус. Сост. Р. Багдасаров и С. Фомин. Т. 2. М. «Православный паломник». 1995. С. 532. 100 Там же. С. 176, 167, 182. Такое непонимание места Царя в Церкви очень характерно, в том числе, конечно, и для нашего времени. См. об этой проблеме в кн.: Россия перед Вторым пришествием. Изд. 3-е. Т. 1. 106 Впрочем – пред лицом важности догматического вопроса об Имени Божием – нельзя и переоценивать значения этих Синодальных решений. Это признавал, между прочим, и один из их авторов. Обращаясь к иеросхимонаху Феодосию (1868 †2.10.1937) Карульскому, Афонскому старцу, митрополит Антоний (Храповицкий) писал 26 мая 1926 г.: «Вы готовы, по-видимому, и за Синодальными постановлениями признать непогрешимость общеобязательную. [...] Ведь Синод же оправдывал богопротивное упразднение Патриаршества (вопреки 34 пр. Апост. и 9 пр. Антиох, соб. и мн. др.), дозволил по нужде причащаться у пасторов (чего? – пищи демонов, как выразился преп. Феодор Студит )» (Письма Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого) . Джорданвилль. 1988. С. 169). 115 Архимандрит Давид (Мухранов, †20.5/2.6.1930) – некогда строитель Андреевского подворья в Петербурге; ктитор и настоятель Русского на Афоне Свято-Андреевского скита.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

II. Св. Ефрем Сирин так обличает порок злословии: «Не пренебрегай осуждением, как чем то малым, от чего будто бы не может постигнуть тебя смерть». («Творен. Ефрема Сир.», в р. пер., ч. 3, стр. 91 – 92). «Божественный апостол (Павел) произнес один и тот же приговор на убийц, злоречивых и невоздержных ( 1Кор. 6, 9. 16 ), ибо никто из таковых, говорит он, не может наследовать небесного царства, и всем им назначил равную участь во время праведного суда – лишение небесного наследия». (Там же). III. Преподобный авва Дорофей о грехе осуждения ближних так поучает; «бывает, что брат делает иные дела небрежно; но имеет одно дело, которое Богу угоднее всей твоей жизни:. а ты сидя осуждаешь его и готовишь мучение душе своей! Если не и случилось бы ему уклониться от пути прямого, почему ты знаешь, сколько он подвизался, сколько пролил кровавого пота, прежде нежели сделал проступок. Бог видит труд его и скорбь, поднятые им, прежде нежели сделал проступок, и милует его, а ты знаешь проступок его, и между тем, как Бог милует его, осуждаешь его, и губишь свою душу? Можешь ли ты знать, сколько и слез он пролил о сем пред Богом? Тебе грех его известен, а покаяние неизвестно». (Авв. Дороф. Наст. о неосужд. ближн. сн. в «Христ. чт.» 1826 г., ч. 24, стр. 166167). IV. Св. Григорий Богослов пишет: «гораздо надобно подумать и много переиспытать, прежде нежели осудишь другого в злочестии. Не одно и тоже срезать растение или какой кратковременный цветок и человека; ты – образ Божий и беседуешь с образом Божиим; ты, судящий другого, сам, будешь судим; ты судишь чужого раба, которым правиг другой. Смотри на своего брата, как будто бы ты сам был судим вместе с ним. Посему не скоро отсекай и бросай член, пока не известно: не сделает ли это вреда и здоровым членам?» (Гр. Богослов в русск. пер., т. 3, стр. 160). V. «Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им, говорит св. Иоанн лествичник ; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о спасения злословимого. Но я сказал им: «оставьте такую любовь, ибо сказано: оклеветающего тай искреннего своего, сего иззгонях (Пс. С. 5). Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ниже. 161 По своему крайне мягкому характеру Алексей Михайлович не мог сам решительным образом действовать против патриарха, но необходимо думать, что Стефан затеял ссору с патриархом с предварительного согласия царя. Можно предполагать, что патриарх и архиереи и пришли во дворец не по существовавшему относительно данного дня обычаю, а быв нарочно позваны (cfr Выходы государей; и патриарх говорит в челобитной, что царь указал ему и архиереям быть у себя). 162 Впрочем, существование этого перового училища не известно совершенно достоверным образом. Иосиф оставлен был в Москве, между прочим, затем, чтобы «учити на учительском дворе малых робят греческому языку и грамоте», но учил ли он действительно, относительно этого положительных сведений мы не имеем. 164 Об этом страстном желании Алексея Михайловича прямо свидетельствует патриарх Паисий в послании к нему с обратного пути из Путивля, – Акт южн. и западн. России т. 3, 262 («о учителех, что имели великое хотение») 165 В начале 1648 года была напечатана в Москве грамматика Смотрицкого «в научение православным, паче же детем сущим», в начале 1649 г. был напечатан в Москве так называемый Малый катехизис «ради научения и ведения всем православным христианам, наипаче же детем учащимся» не следует ли это понимать так, что первоначально хотели было с заимствованными учебниками устроить в Москве училище собственными силами? 166 Когда именно Ртищев построил свой Андреевский монастырь, положительно остается неизвестным. Но мы знаем, что некоторые ученики монахов его монастыря не позднее начала 1650 г. уехали в Киев доучиваться там по латыни, – Соловьева Ист. т. X, 2 изд. стр. 150; у Каптерева в указанной книге стр. 140, прим. (В Очерке собрания рукописей Ундольского, принадлежащем покойному Викторову, говорится, что в одной из рукописей собрания есть исторические сведения о Ртищевском братстве, – стр. 5. По наведенным нами справкам, – через одного молодого ученого, – сведения не заключают в себе ничего нового). 167 Слич. предыдущее примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

151 То есть бдение. 152 То есть монахи. Вероятнее всего, имеется в виду именно это. 153 Евагрий Понтийский. О молитве. 8. 154 Дословно: «пищу лучшего страха». 155 Дословно: «вылизывают». 156 «Пастырь Ерма». Заповеди. 5, 2. 157 Фраза неясна. 158 То есть избегая конфликта с прекословящими. 159 Букв.: Пусть приготовит свою мысленную [способность] для мысленных ран. 160 «Игумен» в переводе с греческого — предводитель, идущий впереди, ведущий. 161 Букв.: игуменом. 162 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. 1. 163 Ср.: Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. 2. 164 В греч. дословно: «игумен». 165 Свт. Василий Великий. Нравственные правила. 1, 2; Пролог 4, 1. 166 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к ефесянам. 8. 167 То есть у ветхозаветных праведников и пророков. 168 Сщмч. Поликарп Смирнский. Послание к филиппийцам. 2. 169 Ср.: Св. Дионисий Ареопагит. Послание 8. К Демофилу монаху. 170 Ср.: Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к ефесянам. 10. 171 Ср.: Платон. Горгий. 474b. 172 См.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. II, 23. 173 См.: Там же. II, 9. 174 Хотя буквальнее смысл передает церковнославянский текст: рцы глагол некий ко Господу и умри , общее настроение лучше передает синодальный перевод, который мы и предпочли в данном случае. 175 Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. 1, 4. 176 Здесь мы соединили синодальный и церковнославянский тексты для лучшего понимания фразы. 177 То есть заботу. 178 Традиционное чтение данного места несколько иное: Имя бо Мое есть на Нем; ибо имя Мое в Нем . 179 Впрочем, в Ветхом Завете во всесожжение голова и ноги не приносились, а сжигались отдельно. 180 Св. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. 3. 181 См.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. III, 23 — IV, 19; Климент Александрийский. Кто из богатых спасется. 42. У св. Иринея Лионского данного повествования в сохранившихся произведениях не встречается. 182 Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. 3, 1. 183 Сщмч. Поликарп Смирнский. Послание к филиппийцам. 6.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

2) Упомянем и о том для желающих знать иногда не менее, как и о посолонном хождении, что в вышесказанном Макариевском рукописном Требнике 166 , в статье толкования о Церкви и Божественной Литургии, ясно видно, что просфор должно быть пять, хотя прямо числа того и не сказано: 1) для Агнца, 2) в честь Богородицы, 3) в честь Святых, 4) во спасение живых, 5) в память усопших. Написано так: «Положит (Священник) просфору на блюде, а не на дискосе и перекрестит крестообразно глаголя: яко овча на заколение веден бысть», и проч. «Таже просфору Богородици вынимая, приими Господи жертву сию, в честь и во славу Святеи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевици Марии. Еяже молитвами спаси душа, такоже и Святому тоже. И се за воздоровие, приими Господи приношение се, во честь за раба твоего, Священноиннока Якима имя рек, о здравии и о спасении, и отпущении грехов. Такоже и за болящаго, а се за упокой, покои Господи душу усопшуяго раба своего имя рек. Тоже все до конца глаголи». В двух древних рукописных Служебниках 167 , из которых один положен в Соловецкую библиотеку вкладом от Священноинока Досифея, ученика Преподобнаго Зосимы, упоминается, что просфор на Литургии употреблялось шесть. Следовательно, седмеричное число оных не есть необходимость. 55) «И теми, Государь, Греческими книгами они Православную нашу Веру Христианскую до толика истребили, якоже несть и следов Православия в твоем, Государь, Российском Царствии.» Вероятно, кроме Соловецкого тогдашнего Монастыря? Притом и там слово по Челобитной было отнюдь не о Православной Вере, но о древах, о мыле, о пепле, о пальцах, о словах, о мечтах челобитчиков. Вера же, по слову Апостольскому, есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых, каковы все предметы Веры, в Символе исчисленные. Но и в том, что челобитчики называют по своему понятию, вопреки Слову Божию, «Верою», неправду их мы видели уже выше с подробностию. 56) «И которая вера до сего времени отнюдь не именовалася, ныне тоя новыя веры Учители учат нас новой веры, якоже неведущих Мордву, или Черемисов истинныя Христианския Православныя Веры.»

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

4 Cerfaux L. Le Christ dans la mheologie de saint Paul. Paris, 1951. P. 70; ср. P. 125, а также Le Chremien dans la mheologie paulinienne. Paris, 1962. P. 166–167. 5 В Библии слово слава обозначает одновременно само Божественное бытие, в той мере, в какой оно является и сообщается творениям, оставаясь при этом трансцендентным, и прославление Божие. Греческие Отцы учитывают это двойное понимание. 7 В этом отношении взгляды антиохийских и александрийских богословов разнятся. На западе блаженному Августину и святителю Льву будет недоставать этого сознания сопроникновения человечества во Христе Божественной славой, которая исполняет роль инструмента обожения для людей. Сотериологическое значение Воскресения оказывается там несколько приглушённым. Фома Аквинский частично обнаружит эти идеи благодаря Кириллу и Иоанну Дамаскину. 8 Ср. Святитель Кирилл Александрийский. Толкование на Иоанна, 11, 12. Греческий текст: PG 74, 564A (перевод наш — Пер.). 10 Святитель Григорий Нисский. Против Евномия, 2. Греческий текст: PG 45, 533A (перевод наш — Пер.). 11 Святитель Кирилл Александрийский. Толкование на Иоанна, 4, 3. Греческий текст: PG 73, 601C–604B (перевод наш — Пер.). 15 О действии Святого Духа в таинстве Евхаристии см. далее цитаты из Феодора Мопсуестийского. Значение, придаваемое в православном богословии эпиклезе — молитве, в которой священник во время Литургии просит Отца послать Святого Духа для пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христовы — является следствием этого тринитарного видения икономии спасения, в котором именно Духу всегда отводится роль явления Христа. 16 “Быть сотелесным” значит образовать единое тело. Выражение происходит из Еф 3:6; оно часто употребляется у святых Отцов после святителя Афанасия. Учение о Церкви как теле Христа у греческих Отцов весьма отчетливо соотносится с этим учением у апостола Павла, как на это указывается в недавнем толковании: “средоточием и основанием для единства христианского мира служит подлинное и личное тело, прославленное Христом; именно поэтому мистическое единение соотносит нас с одним и тем же телом, в котором мы можем стать неким единством друг для друга”. — Cerfaux L. La mheologie de l’Йglise suivant saint Paul. Paris, 1965. P. 236; cp. P. 287 и прим. 4.

http://pravmir.ru/evharistiya-i-obozheni...

[lxxvi] ГА РФ, ф. 5680, оп. 1, д. 128, л. 12, 17–20, 22, 26–27; Йованович М. Указ. соч. С. 266–267. [lxxvii] Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). Т. 3. Эрланген, 1982. С. 19. [lxxviii] Косик В.И. Русское церковное зарубежье: XX век в биографиях духовенства от Америки до Японии. Материалы к словарю-справочнику. М., 2008. С. 119. [lxxix] Из воспоминаний Юрия Словачевского, потомка архиепископа Дамиана//Русское зарубежье в Болгарии: история и современность. София, 2009. С. 229. [lxxx] Дневник архиепископа Царицынского Дамиана 1919–1922 годов/Публ. З. Тининой//Мир православия. Вып. 4. Волгоград, 2002. С. 285, 287. [lxxxi] Из воспоминаний Юрия Словачевского, потомка архиепископа Дамиана. С. 299–230. [lxxxii] Кострюков А.А. Архиепископ Серафим (Соболев). Жизнь, служение, идеология. М., 2011. С. 51, 53. [lxxxiii] Васса (Ларина), мон. Указ. соч. С. 315. [lxxxiv] Р. Држава и верске зajeдhuцe 1945–1970. Д. 1. Београд, 2002. С. 367. [lxxxv] Seide G. Verantwortung in der Diaspora, die Russische Ormhodoxe Kirche im Ausland, München 1989. S. 90–91. [lxxxvi] Протопресвитер Георгий Граббе. Правда о Русской Церкви на родине и за рубежом. Джорданвилл, 1961. С. 198. [lxxxvii] Поспеловский Д. В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. С. 234. [lxxxviii] Цыпин В., прот. Митрополит Анастасий (Грибановский)//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 238. [lxxxix] Церковные ведомости. 1926. 15/16. С. 14–16. [xc] Евлогий (Георгиевский), митр. Указ. соч. С. 399. [xci] Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник. М., 2007. С. 56. [xcii] Русские в Галлиполи. С. 252; Йованович М. Указ. соч. С. 145; Раев М. Указ. соч. С. 39. [xciii] Йованович М. Указ. соч. С. 118, 121, 122. [xciv] Там же. С. 41–42, 102. [xcv] ГА РФ, ф. 5680, оп. 1, д. 70, л. 39–41. [xcvi] Йованович М. Указ. соч. С. 102. [xcvii] Протоиерей Олег Болдырев. Моя биография и воспоминания/Публ. Д. Поспеловского//Церковно-исторический вестник. 1999. 4–5. С. 166–167.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591495/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010