Соч.: Грамота митрополита Алексия на Червленый Яр боярам, баскакам, духовенству и мирянам о подсудимости их Рязанскому епископу//АИ. Т. 1. 3. С. 3-4; ПДРКП. Ч. 1. 19. Стб. 167-172; Поучение Алексия митрополита от Апостольских деяний к христолюбивым христианом//ПрТСО. 1847. Ч. 5. С. 30-39; Невоструев К. Вновь открытое поучительное послание святого Алексия, митрополита Московского и всея России//ДЧ. 1861. Ч. 1. С. 449-467; Леонид [Кавелин], архим. Село Черкизово//Моск. вед. 1882. 17 июня. 166. С. 4; Холмогоровы В. и Г. Радонежская десятина (Московского уезда)//ЧОИДР. 1886. Кн. 1. С. 30. Примеч. 2; Слово преосвященного Алексия митрополита// Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 543-544. Коммент. 160. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 325-330; Т. 11. С. 29-35; Т. 12. C. 253, 257; Т. 13. Ч. 1. С. 31-33, 39-40, 84, 91-92,153, 239, 283; Т. 15. Вып. 1. Стб. 61, 66, 74-76, 81, 84, 87, 100, 105, 110, 111, 120, 121, 123-124, 126; Т. 20. С. 271-276; Т. 21. Ч. 2. С. 346-386; Т. 25. С. 180, 269, 277, 287, 330; Т. 29. С. 16-17; Т. 34. С. 200; Житие митрополита всея Руси святого Алексия, составленное Пахомием Логофетом//ЧОЛДП. СПб., 1877-1878. Т. 4. 1-2; Службы и акафист иже во святых отцу нашему Алексию митрополиту, всея России чудотворцу. М., 1891; Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа/Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси. М., 1892; Шляков Н. Житие св. Алексия, митрополита Московского, в пахомиевской редакции//ИОРЯС. СПб., 1914. Т. 19. Кн. 3. С. 85-152; Настольная грамота Патриарха Филофея Алексию от 30 июня 1354 г.//РИБ. Т. 6. Прил. 9. Стб. 41-52; Грамота Патриарха Филофея к свт. Алексию с призывом помириться с князем//Там же. Прил. 28; Грамота к вел. кн. тверскому Михаилу с призывом помириться с митр. Алексием//Там же. Прил. 29; Соборное определение Патриарха Нила о незаконности поставления Киприана митр. Киевским//Там же. Прил. 30; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба: (Старшая ред. Жития митрополита Алексея)//Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242-257; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1979. С. 216-218; Ярлык Алексия от Тайдулы//РФА. М., 1987. Вып. 3. С. 593. 9.

http://pravenc.ru/text/81755.html

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 7, «И ныне»: тропарь 4. 417 Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 6, тропарь 1. 418 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. 52, 2//ΒΕΠΕΣ. 42, 16 (15–18). 419 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Посл. к Рим. 13, 5//ПСТ. Т. 9. Кн. 2. СПб., 1903. С. 644; Он же. Беседа на Первое послание к Коринфянам. 42, 2–3//ПСГ. Т. 10. Кн. 1. СПб., 1904. С. 434–437; Там же, 17, 3. С. 166–167. 420 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на 1 Послание к Кор. 24, 4. С. 240–241; Он же. О том, что никому не должно отчаиваться…//ПСТ. Т. 3. Кн. 1. СПб., 1897. С. 379. См. и Похвалу 1–й статии: «Живота камень во чреве прием ад всеядец, изблева от века яже поглотити мертвыя». Эту же истину выражает и следующее песнопение: «Токмо водрузися древо, Христе, Креста Твоего, основания поколебашася смерти, Господи, егоже бо пожре желанием ад, отпусти трепетом, явил еси нам спасение Твое, Святый: и славословим Тя, Сыне Божий, помилуй нас». (Минея, сентябрь 14–го дня. На Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста. Седален по первом стихословии). Муку, испытанную адом при виде Распятого Христа, очень выразительно описывает икос третьей Недели поста. Три креста воздвиг на Голгофе Пилат, два для разбойников и один для Живодавца. Ад, увидев последний крест, сказал своим служителям и силам: «О слуги моя и силы моя! Кто, водрузив гвоздие в сердце мое, древяным мя копием внезапу прободе? И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, чувства моя смущают дух мой, и понуждаются изрыгати Адама, и сущия от Адама, древом данныя ми» (Триодь Постная. Неделя 3–я Поста, Крестопоклонная, икос). 421 Свт. Афанасий Великий. Послание к Эпиктету, еп. Коринфскому. Ст. 5//Творения. Ч. 3. С. 295. 422 Свт. Кирилл Александрийский. О вере истинной. Гл. 22//PG. 76, 1165. 423 Свт. Афанасий Великий. Против Аполлинария. Кн. 2. Ст. 15//Творения. Ч. 3. С. 355. 424 Αναστασου Σινατου. " Οδηγς. Κεφ. 13//PG. 89, 225 Α. 425 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Гл. 29. С. 197. 426

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

155. Из Neon Eklogion. 156. В области лавры святого Афанасия. 157. В области лавры святого Афанасия. 158. Там же. 159. Филарета, архиеп. Черниговского, «Святые южных славян». Даничич: «Животи кральева и архиепископа српских». Загреб. 1866. 160. Сербляк Л. 153. В древнем сербском уставе: «июня 5 престависе иже во светых патриарх 3-й Ефрем». Гласник XI, 194. 161. Из Akolouqia twn agioreitwn paterwn. 162. В 1354 году. Gedewn. Patriarcikoi Pinakez. 426. 163. Там же, 426. 164. В половине 1363 года. Там же, 429. 165. Феры — древний город в Фессалии магнисийской, ныне называется Велестин (Belestinoz). 166. Migne. Patrolog., t. CLIV, 368. 167. Помещаемое издавна, в пересказе, в книге Neon Eklogion, и только в 1894 г. изданное в подлиннике г-ном Помяловским по рукописи московской Синодальной библиотеки. 168. В старом славянском переводе помещено в 1-й книге «Чтений общей истории и древностей» за 1860 год. 169. Migne. Patrolog., t. CXLVII. «Добротолюбие» в русском переводе, т. 5, стр. 331–369, 474. М. 1890 170. см. 22 ноября. 171. В библиотеке нашей обители хранится греческая рукопись, содержащая 52 Слова патриарха Каллиста на разные праздники и против варлаамитов. Есть и славянская рукопись, содержащая слова сего светильника, только слова эти по содержанию несходны ни с теми, которые находятся в греческой рукописи, ни с теми, какие прибавлены в новом издании греческого «Добротолюбия» (Filokalia, ekd. 2, Ermoupoliz. 1894. 172. Из Neon Paradeisoz. 173. Хрисовулы, данные императором Алексеем Комнином обители Дионисиевской, хранятся в архиве обители. 174. Препод. Дионисию в монастыре его есть особая служба. 175. Из Akolouqia twn agioreitwn paterwn. 176. Из Neon Leimonarion. 177. Нечто подобное смотри в Четьях Минеях святого Димитрия Ростовского, 26 марта, о презрении старческого благословения преподобным Малхом. 178. «Летопись», архим. Арсения, изд. 2, стр. 497. 179. Нужно заметить, что со времен Льва Исавра, а по другим, со времен Константа, внука Ираклиева, агаряне так усилились, что простирали власть свою не только на Египет и на всю почти Ливию, но и на Италию, Сицилию и Испанию: Крит держали они до воцарения Никифора Фоки; тогда и самый Константинополь, если б не было ему помощи свыше, близок был к падению, — как это видно из синаксаря субботы акафистной. Опасность грозила ему сперва при Ираклии, а потом от агарян, при Константине Погонате и Льве Исавре. Эмир Ниссир, во времена Льва Философа, из Крита нападал со своим флотом на острова, лежащие на Эгейском море, и опустошил Лесбос.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2406...

146 О пастырских и духовно-писательских трудах св. прав. Иоанна свт. Феофан Затворник говорит в письме от 17 марта 1892 г.: «О. Иоанн Кронштадтский – Божий человек. Молитва его к Богу доходна, по великой вере его. Господь да хранит его в смирении и преданности Его святой воле, и в самоотвержении. У него не одна книжка, а до 15 или более. Потрудитесь приобресть. О. Иоанн и часто исповедует. У него бывает народу не до 200, а до 2000. Это милость Божия! (Творения. Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник», 1994. Вып. 5. С. 214–215). И еще о трудах Кронштадтского пастыря: «Вон вышли книги, «Моя жизнь во Христе» озаглавлены, о. Иоанна Кронштадтского одного сорта с моими. Но в них есть многое лучше написанное, чем у меня» (там же, вып. 4. С. 155). В письме от 12 октября 1890 г. святитель Феофан Затворник писал о. Иоанну Кронштадтскому : «Достопочтеннейший о. протоиерей! Приношу вам глубокую благодарность за ваши слова и поучения многоназидательные, простые и глубокие, краткие и полные, всесодержащие без излишеств и словоизвитий. Благослови, Господи, ваши пастырские труды во всей их широте. Вам дана благодать не учить только, но и творить. Помоги вам. Господи, успешно служить братиям о Христе всяким дарованием, какое прияли вы от Господа» (Творения. Собрание писем. Вып. 3. С. 166–167). 147 Отец Иоанн прожил почти полвека в скромной квартире на втором этаже церковного дома на углу Андреевской и Посадской улиц. За несколько десятилетий через его руки прошли сотни тысяч рублей, на которые можно было приобрести несколько домов. Но все эти средства он отдавал нуждающимся и жертвовал на строительство храмов и монастырей (Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь в с. Сура и два его подворья: в Архангельске и Санкт-Петербурге на р. Карповке). 148 Дерзновенность молитвы, высокое познание сыновства перед Богом у св. Иоанна соединялись со смирением и простотой при возрастающей славе и народном признании. Об этом мы имеем много свидетельств. Очевидец рассказывает о прибытии в 1894 г. св. Иоанна на пароходе в Казань: «С 8 часов вечера Самолетская пристань на Волге начала переполняться громадной массой народа, которая росла все более. Весь путь от Казани до Устья всю ночь до утра был усеян пешеходами, экипажами; вагоны конно-железной дороги, отходя один вслед за другим, не могли вмещать желающих ехать. К рассвету не только Самолетная пристань, но и весь приволжский берег был сплошь усеян народом, не спавшим всю ночь и с лихорадочным нетерпением направлявшим постоянно свои взоры на низовую часть Волги... В начале 6 часа утра 5 июля толпа вдруг зашевелилась, зашумела: на горизонте южного плеса р. Волги показался пароход. Вся толпа изображала войско, коему скомандовано было: «Смирно!»... В это время «Отважный» успел причалить к Самолетной пристани, изображавшей собой одну лишь сплошную массу голов, колыхавшуюся волнами» («Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев». М., 1997. С. 313–314).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

159 Цит. по: Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. С. 54. 160 Тертуллиан. О теле Христа, 5. 161 Тертуллиан. О покаянии.//Богословские труды. # 26. С. 224. 162 Хомяков А.С. Указ. соч. С. 78. 163 Леонтьев К.Н. Мое обращение и жизнь на св. Афонской горе.//Леонтьев К.Н. Египетский голубь: Роман, повести, воспоминания. М., 1991. С. 502. 164 Митр. Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. СПб., 1992. С. 134. 165 Св. Феофан Затворник. О православии с предостережениями от погрешений против него. М., 1991. С. 28-29. 166 Meyendorf J. Initiation a la theologie byzantine. P.1975. Р. 190. 167 Св. Григорий Богослов. Творения. Т. 2. СПб., б.г. С. 178. 168 Св. Иустин. О бессмертии души. 6, 10. 169 Леонтьев К. Избранные письма. СПб., 1993. С. 459. 170 Св. Григорий Богослов. Творения. Т.1. СПб., б.г. С. 609. 171 Св. Григорий Богослов. Там же. 172 Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. С. 213. 173 Св. Григорий Богослов. Указ. соч. С. 36. 174 (В моих стихах) «Иное из нашего учения, а иное из учений внешних, и это или похвала добродетели, или осуждение пороков, или мысли, или краткие изречения, замечательные по сочетанию речи». — Св. Григорий Богослов. Творения. Ч. 6. М., 1848. С. 93. 175 Св. Григорий Богослов. Указ. соч. С. 401. 176 Св. Григорий Богослов. Указ. соч. С. 66. 177 Св. Григорий Богослов. Указ. соч. С. 108. 178 Св. Григорий Богослов. Указ. соч. С. 94. 179 Св. Григорий Богослов. Указ. соч. С. 361. 180 Св. Василий Великий. Письма.//Творения. Ч. 6. Серг. Посад, 1892. С. 12. 181 Примеры см.: Карсавин Л.П. Аскетизм и иерархия.//Минувшее. Исторический альманах. XI. М.- СПб., 1992. С. 216. 182 Св. Иустин Философ. Апология II.//Памятники древней христианской письменности. М., 1863. С. 129. 183 Св. Иустин Философ. Указ. соч. С. 121. 184 Цит. по: Любак Анри де. Парадокс и тайна Церкви. Милан, 1988. С. 108. 185 Св. Климент Александрийский. Строматы. 1, 5. 186 Письмо к Магну. Цит. по: Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 641.

http://pravmir.ru/o-vere-i-znanii/

«Я называюся Павел Васильев, сын Василия Федотова, родился в Молдавии, в Баташанах; около 40 лет: старогреческого закона. По смерти отца моею, 1818 года, пришел в Буковину, поступил в Белокриницкий монастырь иноком, в котором по сие время живу. Отец мой, покойный Василий Федотов (так как по нашему закону из имя отца мое имя происходит), родился в Белой-Кринице и был здешний подданный 164 , и уже более 40 лет как отсель перешел в Молдавию, там женился и занимался торговым промыслом, и в 1818 году номер. Таких, здесь рожденных и в Молдавии значительною торговлей занимающихся Липованов, и теперь есть очень много. О том, имею ли действительно имение, прошу спросить здешнюю громаду, которая моего покойного отца и его имение совершенно знает и может подтвердить, что я действительно от оного 5,000 левов серебром в наследство получил, и эту сумму 13-го сентября 1843 года здешнему липованскому монастырю подарил, будучи членом сего монастыря“ 165 . Показание Алимпия отличалось еще большей наглостью, – он утверждал, что отец его, Савва Милорадов, умерший в 1837 году в Бессарабии, оставил ему в наследство даже 8,500 левов серебром, на что впрочем письменных документов у него – Алимпия Милорадова не имеется; а в подтверждение того, что он действительно получил в наследство деньги, из которых пожертвовал монастырю 5,000 левов, ссылался также на свидетельство местных Липован 166 . 34. Хлопоты Павла и Алимпия во Львове и в Вене; окончательное решение их дела Все, очевидно лживые, показания написанные Павлом барон Кане принял за несомненно достоверные и внес в свои протоколы. Новое комиссионное следствие кончилось, таким образом, весьма благоприятно для учредителей старообрядческого архиерейства в Белой-Кринице. Теперь они ясно видели, что повредить им губерния не может, что дело их с формальной стороны не представляет уже ничего сомнительного в тех пунктах, относительно которых, и только ради формы, предписало было из Вены навести нужные справки. Поэтому они стали вести себя в отношении к губернии с особенной смелостью и самоуверенностью. Как только следственная комиссия заключила свои занятия и протоколы ее были отосланы во Львов, туда же отправились депутаты Белокриницкого монастыря Павел и Алимпий. Они подали „высокославной губернии“ просьбу, чтобы она „по крайней мере теперь вошла в надлежащее рассмотрение крайнейших духовных нужд липованских громад и желание их (относительно монастыря и епископа) удовлетворила“ 167 . Но губернское начальство, на основании верных, хотя не официальных сведений, будучи убеждено в фальшивости всего затеянного в Белой-Кринице дела и хорошо зная о самозванстве самих белокриницких депутатов, не хотело иметь и сношения с этими заграничными выходцами, так нагло выдающими себя за природных Липован: никакого ответа на их просьбу из губернии не последовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

дух. просв. 1873, IV, 482–507. 67 Мансветов – Митр. Киприан в его литур. деят. стр. 1–8. В XVII в. книги Киприанова «перевода» признавались лучшими. Макарий, XI, 56. 82 Чт. общ. ист. и древ. 1848, 8, стр. 7–10; Скворцов – Дионисий Зобниновский, стр. 215–51. Тверь, 1890. 84 Скворцов – Дионисий Зобниновский, стр. 206–14, прилож. I, стр. 416, прилож. II, стр. 422. 435. 86 Там же, стр. 215–50, прилож. I, стр. 416–21; II, 422. 425. 430. 435. 438; послание Арсения к прот. Ивану Лукьянову – Пр. Соб. 1862, II, 364–5. 89 Дионисий «указал» исправлять славословия молитв «боясь савелиевой ереси» – Житие пр. Дионисия, стр. 95–6, изд. 1834; послание к прот. И. Л. – Пр. Соб. 1862, II, 365. 91 По крайней мере, чрез четырнадцать лет, уже при преемнике Филарета, был опять возвышен голос в пользу прилога «и огнем» и на сей раз даже со стороны иерарха видной кафедры – Новгородского митрополита Аффония, который (в 1639 г.) с этою целью написал даже особое сочинение. – Макарий, X, 183–99; XI, 10–19; Скворцов, стр. 262–330. 92 Если они появлялась в Москве, то считали нужным сверять их со старыми рукописными греческими книгами. – Макарий, XI, 56–7. 102 Имена их: игумен Богоявленского монастыря Варлаам, старец Савватий, дьяконы Сергий Иванов и Иван Селезнев, Шестой Мартемьянов. – Хр. Чт. 1890. II, 456. 104 Там же, 145. 146. 166. 167. Подр. см. Филарета – Оп. слич. церк. чинопослед. по излож. церковно-богослуж. кн. Моск. печати при перв. пяти патр. М. 1875. Его же – Бр. Сл. 1876 кн. I, отд. II, стр. 31, кн. II, отд. II, стр. 81. 117 XIV глава книги, в которой говорится о двуперстии, будучи, как полагают, переложением из книги «О вере» Захарии Копыстенского или Просветителя литовского, имеет и дополнение – не в виде только разъяснения, как слагать персты и что означает это сложение, но и в виде изложения оснований для двуперстия – известных сказания о Мелетии и слова Феодорита, причем оба свидетельства приведены в измененной, против старых рукописных, редакции, более благоприятствующей двуперстию.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

163 Дело имеретинской епархиальной канцелярии по обшей описи за 1894 г. 141. «По отношению Гавриила, епископа имеретинского, об открытии в Кутаисе православной семинарии», л. 2–3. 166 Отношение епископа Гурийско-мингрельской епархии на имя епископа Имеретинского Гавриила, от 2 августа 1895 г. за 2919. Дело имеретинской епархиальной канцелярии «Об открытии в городе Кутаисе духовной семинарии» 141 (по общей описи), листы 267–268. 167 Отношение епископа Сухумского Арсения на имя епископа Имеретинского Гавриила, от 20 июля 1895 г. за 1003, там же., лист 260. 168 Отношение Кутаисского городского головы на имя преосвященного Гавриила, от 12 августа 1895 г. за 1298. Там же., лист 277. 171 Дело экзаршей канцелярии 1878 год, 218, «Об открытии Тифлисского женского епархиального училища». 172 Журнал педагогического заседания совета Тифлисского епархиального женского училища за 1899 год, 1–26. 173 Журнал определения училищного совета при Святейшем Синоде, от 23–28 июля 1899 года, за 539. 178 О типографиях при царях грузинских. Акты кавказской археографической комиссии; т. II, стр. 1047–1048. 181 См. письмо пензенского епископа Гаиоза (Бараташвили) к Цицианову об уступке грузинскому благородному училищу типографии его. Акты кавказской археографической комиссии; т. II, стр. 1130–1136. 183 Дело Грузинско-имеретинской Синодальной Конторы по первому столу грузинского отделения, 255, 1882 г., л.3, 8–9. 186 Дело Грузинско-имеретинской Синодальной Конторы по первому столу грузинского отделения, 432 за 1890 г. 190 Следует заметить, что привезенный покойным П. И. Иосселиани список не есть, однако, копия с Афонского её списка, исправленного рукою св. Евфимия Святогорца (1028 год), но с другого списка грузинской Библии, приобретенного Торникием еще задолго до основанного на Афоне – Иверского монастыря. Это видно по дате, имеющейся на нем (978 год) и по отсутствию на нем поправок рукою св. Евфимия. 191 Архивное дело канцелярии экзарха Грузии за 1817 год, 32: «О введении в штатное положение церквей священнослужителей по Грузии», л. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Berlin, 1903, s. 291. 327       Цитаты мы по необходимости заимствуем не из Талмуда, а из книг, явившихся приблизительно в исследуемое время. В вопросах общих богословских они, конечно, носят отражение господствующих идей времени. См. Bousset, Die Religion Judenthums, s. 292–293. W. Baldensperger, Die Messianisch-Apokalyptischen Hoffnungen des Judenthums. Strassburg, 1903, s. 57, 59–60. 328       Bereschith rabba, c. XVII. Weber, Die Lehren des Talmud, s. 14 и след.=Jüdische Theologie, s. 14. 329       Проф. М. И. Муретов: „Учение о Логосе у Филона Александрийского и И. Богослова. Вып. I. Москва, 1885, стр. 33–34. У него же см. примеры или доказательства из таргумистов, стр. 34–35. 333       Между ангелами есть прежде всего такие, которые имеют чрезвычайно скоротечное бытие. Они ежедневно создаются, прославляют Бога и исчезают. Но есть еще „ангелы служения», которые, прославляя Бога, в то же время служат „орудиями божественного управления и промышления». Во главе таких ангелов стоят Гавриил и Михаил. Задача этих ангелов ограничивается управлением над силами природы и естественными стремлениями человека. Но там, где требуется творческое вмешательство в историю и излияние особой благодати Божией, там должны выступать, по иудейскому сознанию, посредствующие ипостаси. К таким существам принадлежат: 1) Метатрон, 2) Мемра или слово Иеговы, 3) Шехина Господня и др. Соответствующие указания в Талмуде, см. у Die Lehren Talmud, ss. 166–167, 170–3, 177=Jüdische Theologie, 172–3, 175–8, 183. Проф. М. И. Муретов, Учение о Логосе, стр. 30–82; Bousset, Religion des Judenthums, s. 336–350. Baldensperger, Die Mess.-Apokal. Hoffnungen, s. 62 и дал. 334       См. Bousset, Die Jüdische Apokalyptik. Berlin, 1903, s. 48–49. Baldensperger, Die Mess.-Apokal. Hoffnungen, s. 64–65. 335       По талмудическому представлению, человек получил при создании Jezer hara ( ср. Быт.6:5 ; Быт.8:21 ), собственно, чувственное стремление, чрезвычайно важное в жизненно-практическом отношении, так что без него человек не мог бы строить дома, взатя жены, иметь детей, вести торговлю и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

164 В 1124 г. в Киеве на одном Подоле сгорело 600 церквей. 165 В других городах число храмов представляется по летописям более ограниченным, и однако весьма значительным. 166 В России усердие к храмам было возбуждено и примером Востока, где также усердно умножали тогда число храмов. 167 И если там бл. Феофилакт жаловался, что многие, оставляя без призора прежде воздвигнутые храмы, спешили, друг пред другом воздвигать новые – из одного тщеславия 168 , то не таково было положение России. Не говорим о времени, когда только что вводима была вера в России: тогда столько же очевидна была нужда в храмах христианских, сколько естественно было пламенное усердие к вере. Россия подражала греческому усердию к храмам, потому что говорили, «церкви там полны людей, в селениях и городах благоверных все прилежат к молитве, все предстоят к Богу». 169 Не надобно забывать и того, что, если бы при тогдашнем невысоком развитии силы мыслей, какой-нибудь мечтатель Богомил успел потушить в сердцах русских священное усердие к храмам, то народ остался бы без мыслей о вере, без благочестия христианского, ибо оставался бы без самого удобного для него училища веры и благочестия. Потому-то благочестивые Пастыри, благочестивые князья, и каждый, кто только имел при благочестии средства, истощали богатства как на построение храмов, так на умножение в них священного благолепия. Благочестие их желало, чтобы все священное было достойно своего имени и цели, а богатство свое считало оно собственностью Божией. Чистое усердие к храму Божию награждено было свыше особенными дарами в лице пр. Еразма Перечерского и Симона Варяга. По внутреннему и внешнему расположению, храмы в России были византийские: соборные с галереями (палатями) по бокам и на западной стороне, в два или один ярус. 170 Смотря по тому, какую мысль веры дозволяли выразить искусство и средства, построивались с 3 и 5, с 13 и 15-ю главами (верхами), а иногда с одним куполом. Для построения лучших храмов каменных не считали за грех призвать иностранных художников даже немецких.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010