Подобно св. Иоанну Златоусту , особенно отметив умилостивительную жертву Ноя, толкует прп. Ефрем Сирин : «И пророчествовал Ламех о сыне своем, говоря: сей упокоит нас жертвою своею, которою умилостивит Бога от дел наших, и от печали рук наших, и от земли, юже прокля Господь Бог; потому что Бог, за грехи живущих на земле, в водах гнева истребит построенные нами домы и сады, над которыми трудились руки наши " 318 . 8.2. День окончания потопа. Древние предания 319 Губительные воды потопа смыли с земли род адамитов, первую человеческую цивилизацию. Нечестивые были наказаны. Но не навсегда прогневался Бог. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода... И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор... Шестьсот первого года (жизни Ноевой) к первому (дню) первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега, и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли ( Быт. 8:3–5,13 ). Счет месяцев древнего еврейского календаря начинался с месяца афаним (тишри), соответствующего нашему сентябрю. В семнадцатый день седьмого месяца ковчег остановился на горах Араратских. Кончилось плавание ковчега в бурных губительных водах потопа. Ковчег остановился на твердом камне Араратских гор. Почти полгода – от 17-го Нисана до 1-го числа месяца тишри, первого месяца в году, соответствующего сентябрю, ковчег стоял на горах Араратских, пока обсохла поверхность земли. Вышел же Ной с семейством из ковчега 27 числа второго месяца (Мархешван). Всего Ной пробыл в ковчеге ровно один год. Там, на горе Арарат, было положено начало истории Нового послепотопного человечества. Как некогда Адам, Ной стал новым родоначальником человеческого рода. Сохранилось немало преданий об этом новом начале человечества. Особенно интересны и значимы из них предания армянского народа. Ведь именно на земле Армении это произошло. Едва ли будет ошибочным мнение, что армянский народ – единственный в мире, который никогда и никуда не переселялся. Со дней Ноя армяне живут там, хотя и сменился у них после Вавилонского столпотворения язык. В Армении есть город Нахичеван (Нахичевань). Название города переводится «пристанище Ноя». Предание свидетельствует, что Ной, выйдя из ковчега на горе Араратской, именно в Нахичевани основал свое первое поселение. В таком случае, не считая раскопок допотопной цивилизации (Эриду, Ур, Обеид, Лагаш) 320 , именно Нахичевань следует считать древнейшим городом послепотопного мира. И этот город существует сегодня! Там, недалеко от Нахичевани, в долине реки Аракс, находится гробница второй праматери человечества, жены Ноя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

1891. С. 52; Шишкин. 1892. 7. С. 318). В это время икона, «моление старицы Устиньи с детьми», была украшена серебряной позолоченной басмой и серебряными же золочеными чеканными венцами: «...оклад серебрянной басманной золочен, венцы у Пречистыя Богородицы и у Спаса серебренные чеканные золочены»; к иконе имелась бархатная пелена: «...пелена бархат червчет на средине крест, а та пелена приклад боярина князя Ивана Михайловича Воротынскаго»; икона находилась на аналое, «налой золочен дорогами, да пред тем же образом свеча местная восковая данья пушкаря Въяла Прокофьева» (Шишкин. 1892. 7. С. 319). При Казанской ц. возникла монашеская община, а в 1627 г. старицей Иустиной основан девичий касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь (Иероним (Алякринский). 1889. С. 58). В Казанском монастыре от Касимовская Казанская икона., по преданию, исцелился находившийся при смерти касимовский царевич Иаков Васильевич († 1677). Для иконы по его заказу была сделана риза «шитая золотом по бархату» (Описание церковных вещей. 1887. С. 311), «низанная по бархату жемчугом и каменьями» (Иероним (Алякринский). 1889. С. 97). Касимовская Казанская икона считалась древней («древнего иконного письма»), при этом подчеркивалось, что она «одинаковаго размера с чудотворною иконою», явившейся в Казани в 1579 г. (Добролюбов. 1891. С. 72), «одинаковой меры и очертания с подлинной чудотворной иконы…» (Описание Девичьего мон-ря Казанской Божией Матери [в Касимове]. Ркп. 2-й пол. XIX в. С. 2 - Касимовский краеведческий музей. Кп. 2715/5). В каменной Казанской ц. 1715 г. касимовского Казанского мон-ря «великолепнаго зодчества» (Добролюбов. 1891. С. 71) Касимовская Казанская икона., по описи мон-ря, составленной в 1764 г. подпоручиком Житковым, находилась в иконостасе слева от царских врат в раме с клеймами Жития Богородицы: «...образ Казанские Пресвятыя Богородицы штилистовой врезан в большую цку, где изображено житие Пресвятыя Богородицы, та цка вокруг обложена серебром и позлащена; на Богоматери венец с цатою и оклад весь сребренной позлащен, в венце четыре камня разнаго цвету простыя, а венец и убрус обнизан жемчугом; при том же образе в привесе крест небольшой да трое серег, сребренных позлащены, один гривенник, пред ним паникадило медное» (Там же.

http://pravicon.com/info-3983

Там же знам. 8. л. 46 об. 47: «Якоже прежде первого Христова пришествия, паче всех идолов был един наивящший идол в Вавилоне, при царе Навуходоносоре... такожде и нынешним многим лжехристом един есть наивящший папа, иже оному последнему антихристу предотеча». г) Книга о Вере, гл. 30. л. 272: «Всю же власть от тех времен (сиречь от Карула великого) царскую и святительскую, папа на себе привлече, вкупе царь и святитель наречеся, не явный ли сей антихристов предотеча». д) Кирилл Иерусалимский , оглас. поуч. 15, § 12, стр. 318–319 (1 изд.): «Придет же сей сказанный антихрист, когда исполнятся времена Римского царства и приблизится уже конец мира. Вдруг восстанут десять римских царей, царствующих, может быть, в разных местах, но в одно и то же время; а после них одиннадцатый будет антихрист, который с помощью волшебного искусства захватит себе Римскую державу, уничтожит трех прежде него царствовавших, имея уже под своею властью остальных семерых» (подробно см. Выписки Алекс. 247–254. у Озерск. I, 423–424) . е) Феодорит ч. 7. стр. 547 (1 изд.): «И ныне удерживающее весте во еже явитися ему в свое ему время. Под удерживающим иные разумели Римское царство, а иные благодать Духа, то есть, антихрист не придет, пока пребывает благодать Духа... Благоугоднο Богу, чтобы антихрист явился во время скончания, посему Божие οпределение не позволяет явиться ему ныне» (в толк. на 2 посл. Фессал.; подробно Вып. Ал. 237–238) . ж) Иероним ч. 3, стр. 214: «Все книги пророков и евангельская истина учат о двух пришествиях Господа Спасителя, – что прежде Он придет в уничижении, а после в славе, и сам Господь свидетельствует, что произойдет пред кончиною мира и когда придет антихрист, говоря: «егда узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе»... «Апостол и говорит, что должно ожидать пред пришествием Христовым, чтобы они, только увидевши эти явления, убеждались, что придет антихрист, то есть человек греха, сын погибели» (стр. 215) ... «Христос не приидет, говорит, пока не будет разрушена Римская империя и не придет антихрист, и Христос для того придет в такое время, чтобы низложить антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Свт. Арсений Тверской. Икона. Сер.— 2-я пол. XIX в. (ЦАК МДА) Возглавив Тверскую епархию, святитель приложил много усилий для устроения церковной жизни и прекращения междоусобных раздоров в княжестве. В 1390-1391 гг. был обновлен Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери, в 1393-1394 гг. А. основал Жёлтиков мон-рь на р. Тьмаке с теплой ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, в 1404 г. в мон-ре была заложена, в 1406 г. освящена каменная ц. в честь Успения Богородицы - четырехстолпный трехапсидный храм с 2 приделами; в 1398 г. освящена ц. во имя арх. Михаила в Городце, в 1403 г. там же освящена ц. во имя свт. Николая. В 1399 г. А. встретил и поместил в Спасо-Преображенском соборе икону Страшного Суда, присланную К-польским Патриархом, спустя нек-рое время совершил монашеский постриг тяжелобольного кн. Михаила Александровича и вскоре отпел почившего князя. Годы святительства А. были временем расцвета тверской иконописи и тверского книгописания, в частности, в Твери была переписана Лествица со списка, составленного свт. Киприаном во время пребывания его в К-поле. По инициативе А. в 1406 г. была создана древнейшая из дошедших до нас редакция Киево-Печерского патерика , к-рому святитель постарался придать общерус. звучание. При А. в Тверских землях оживилось летописание, следы к-рого сохранились в Рогожском летописце, Никоновской и др. летописях. Неск. раз митр. Киприан вызывал А. в Москву: в 1396 г.- на поставление Ростовского архиеп. свт. Григория Премудрого , в 1401 г.- на Собор по делу Новгородского архиеп. Иоанна и Луцкого еп. Саввы, в дек. 1403 г.- по неизвестному поводу. О преставлении святителя сохранился подробный рассказ в Новгородской IV (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 408-409) и Никоновской (Т. 11. С. 211-212) летописях и в «Летописи Авраамки» (Т. 16. С. 318-319), автором его, по-видимому, был один из близких к святителю клириков. Рассказ жития о преставлении святого отличается от летописного и содержит ошибки, в частности в сообщении, что в погребении А. участвовал кн. Михаил Александрович († 1399),- святого хоронил сын Михаила Александровича Иван Михайлович. А. погребен рядом с Успенским собором в Жёлтиковом мон-ре. В 1483 г. были обретены нетленные мощи А., от к-рых начались чудотворения. В том же году по повелению еп. Вассиана (Оболенского) и по благословению игум. Геронтия иноком Жёлтикова мон-ря Феодосием были составлены стихиры и канон А. (имя автора указано в списке службы: РГБ. Рум. 397. Л. 146, сер. XVI в.); в Похвальном слове А. также есть указание на составление службы в 1483 г. Местное празднование святителю было установлено на Соборе 1547 г.

http://pravenc.ru/text/76186.html

Это учение Беды также испытало сильнейшее влияние мысли Августина (особенно так, как оно изложено в толкованиях последнего на книгу Бытия) 3 . Человек был сотворен Богом в конце всего как “насельник и господин вещей”, ради которого все они были заранее приготовлены (На нач. Быт, I, PL 91, 28). По телу он произошел из земли, а по душе был сотворен “из ничего” “вдуновением Творца” (О природе, I.2; На нач. Быт, I, PL 91, 28). Человек не просто есть “малый мир” (О порядке времен, LXVI), но сотворен по образу и подобию Божию, что относится не к человеческому телу, а к душе, точнее, к мыслящей способности ума (intellectus mentis) или разумному духу (mens rationalis, На нач. Быт, I, PL 91, 29;30;43). С понятием образа Божия Беда часто смешивает понятие подобия Божия и относит к образу Божию такие свойства, как праведность, святость, истина, власть человека над землей (На нач. Быт, I, PL 91, 29). Кроме того, Беда вслед за античной традицией 4 , заимствованной еще раннехристианскими богословами (Минуцием Феликсом, Тертуллианом, Лактанцием, святителем Василием Великим), утверждает, что на богообразность, точнее на высшее, небесное назначение человека указывает даже строение его тела, а именно прямая осанка и устремленный вверх взор (Там же, 29). Вслед за Августином Беда говорит, что Адам был сотворен потенциально бессмертным, ибо он мог бы не умереть, если бы не согрешил (Там же, 32). Он мог бы сохранять свое бессмертие и нетление через послушание заповедям Божиим и последующее вкушение от древа жизни (Там же, 32). Однако последующее грехопадение, происшедшее вследствие гордости человека (Там же, 47, 58) и стремления стать независимым от Бога (Там же, 54), лишило человека и этого потенциального бессмертия и сделало актуально смертным: “Когда человек вопреки заповеди Божией захотел стать Богом благодаря не законному подражанию, а незаконной гордыне, он опустился до свойственной животным смертности” (Там же, 60; ср. Толк. на Лк, I.1). Сначала наступила смерть души, то есть удаление ее от Бога, Который для нее есть жизнь, а за ней естественно последовала смерть тела при отчуждении от него души, которая есть его жизнь (На нач. Быт, I, PL 91, 48). Кроме того, смешивая понятия образа и подобия Божия, Беда говорит, что человек утратил образ Божий (Там же, 29) и уподобился животным, в частности, в том, что в нем стали господствовать низшие плотские стремления и плоть восстала на дух (Там же, 29,55,60,62). В целом человеческая природа после преступления прародителей повредилась, испортилась (Толк. на Песн, PL 91, 1070). Кроме того, Адам “произвел поврежденное потомство человеческого рода” (На нач. Быт, I, PL 91, 29), так что грех Адама стал врожденным, наследственным (Толк. на Песн., PL 91, 1071). Грех Адама повредил всех людей; совершив первый грех, Адам навечно осудил весь род человеческий (Там же, 1073). Вслед за Августином Беда видел способ передачи греха в плотском образе зачатия человека (см. Толк. на Лк, I.1, PL 92, 318–319). 5. Сотериология и христология

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Лейкоциты (иногда называемые белыми кровяными клетками) также запрещены. В действительности, понятие белые кровяные тельца не совсем верно. Бульшая часть лейкоцитов находится вне кровеносной системы . В теле человека около 2–3 килограммов лейкоцитов, и только около 2–3% из них циркулирует в кровеносной системе. Остальные 97–98% находятся в тканях тела, формируя защитную (иммунную) систему организма 317 . Это означает, что человек, которому будет сделана пересадка органа, одновременно получит больше инородных лейкоцитов, чем при переливании крови . Так как организация Сторожевой Башни сейчас позволяет пересадку органов, ее непреклонный запрет на переливание лейкоцитарной массы (особенно ввиду того, что некоторые компоненты крови разрешены для использования) становится бессмысленным. Его можно обосновать только при помощи витиеватых рассуждений, не основанных на здравом смысле, этике или логике. Своевольное деление крови на «основные» и «второстепенные» компоненты также очевидно не имеет под собой здравого основания. Организация запрещает использование плазмы (состоящей в основном из воды) очевидно из–за ее объема (55% от всей крови), однако она также накладывает запрет и на лейкоциты, хотя их доля в крови, как показано на схеме в журнале «Пробудитесь!» составляет лишь 0,1 процента , то есть одну тысячную долю всей крови 318 ! То, что у позиции, занятой Обществом, нет какого–либо нравственного или логического обоснования, видно также из того, что лейкоциты также содержатся и в молоке кормящей женщины, в действительности, там даже больше лейкоцитов, чем в соответствующем количестве крови. В крови насчитывается от 4 000 до 11 000 лейкоцитов на кубический миллиметр, тогда как в молоке матери в первые месяцы кормления может быть до 50 000 лейкоцитов на кубический миллиметр. Это в 5–12 раз больше, чем в таком же объеме крови 319 ! Среди запрещенных компонентов остаются эритроциты. Что же можно сказать о разрешенных компонентах? Важный момент, о котором стоит помнить, состоит в том, что в поддержку своей аргументации организация Сторожевой Башни часто приводит примеры из Моисеева закона, велевшие выливать на землю кровь убитых животных. Эти стихи приводятся для того, чтобы обосновать, почему организация возражает против того, чтобы хранить человеческую кровь 320 . Не забывайте также, что организация позволяет использовать некоторые компоненты, потому что они представляют собой лишь незначительное количество крови. Рассмотрим теперь в связи с этим некоторые факты относительно разрешенных компонентов крови.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

на Лк, I.1, PL 92, 318–319). В образе зачатия Спасителя Беда различает действие Второго и Третьего Лиц Святой Троицы, а именно – исполнение Пресвятой Девы Святым Духом, которое совершило само зачатие, и осенение Силой Всевышнего, то есть Сыном Божиим, когда “бестелесный Свет Божества воспринял в Ней [уже зачатое] человеческое тело” (Толк. на Лк, I.1, PL 92, 318–319). Беда считает, что Господь, восприняв разумную человеческую душу (anima rationalis), “возрастал в премудрости и благодати” (sapientia et gratia), то есть Его душа имела “естественное человеческое знание (naturalem intelligentiam), которое признается причиной разума у людей”; но не потому что Бог нуждался в этом, а потому что “Он выбрал это в качестве средства нашего спасения” (Толк. на Лк, I.2, PL 92, 350). Говоря о единстве Лица Богочеловека, Беда выступает против несториан и утверждает, что “Та, Которая произвела Бога” поистине называется “Богородицей” (QeomTkoj, Dei genitrix, Толк. на Лк, I.1, PL 92, 319). Встречается у Беды учение о “двойном единосущии” Христа, Его вольном страдании по человечеству и прославлении Его плоти на небе: Сын Божий, “прежде веков равный и единосущный Отцу, в конце веков стал единосущен нам, поскольку родился от Девы без греха, жил в мире и перешел от мира [к Отцу], когда захотел, и той смертью , которой захотел, и Своим воскресением истинно разрушил настоящую смерть, которую претерпел, и воскрес, и, взойдя на небеса, вознес туда Свою плоть и утвердил ее одесную Отчей славы” (Гомилии на Евангелия, II.10; ср. I.15). В результате Боговоплощения произошло восстановление падшей человеческой природы и, в частности, образа и подобия Божия в ней, ибо Господь пришел, “чтобы Своим примером и даром восстановить в нас Свой образ и подобие” (На нач. Быт, I, PL 91, 29), так что во Христе человек “вновь приобрел образ Божий, который мы потеряли в ветхом человеке” (Там же, 29). Кроме того, Своим воскресением Господь “низложил гордыню диавола и Своей смертью упразднил того, кто имел державу смерти” (Толк.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

21 авг. 1530 г. М. м. был уничтожен пожаром. После завоевания Кипра османами (1570-1571) для обители наступили трудные времена. Игум. Леонтий (1600-1615) разослал письма с просьбой об оказании экономической помощи для восстановления мон-ря. Игум. Дорофей (1615-1631) устроил подворье в Филани, при игум. Леонтии II (1667-1700) была создана мастерская для изготовления свечей, приобретено владение в с. Матьятис и обновлен монастырский собор. В авг. 1735 г. М. м. посетил рус. путешественник Григорович-Барский. Он сообщает, что М. м. «именем же и честию, и чином есть третий» среди кипрских обителей ( Григорович-Барский. 1886. С. 316). Тогда в нем подвизалось 15-20 иноков (Там же. С. 317). По словам Барского, игум. Парфений (1720-1766; араб из Триполи, переехавший в детстве на Кипр) имел «нищету... и великое смирение», не желал называться игуменом, а только экономом, в церкви стоял не на игуменском месте, а в «в углех темних», носил «худи и толсти и малоценни одежды» (Там же. С. 318, 319), а под скуфьей - полный набор подмастерья: «...различные малые орудия, яко шила, швайки, сверделцы, нож, кресиво, гребенец, гвоздия, зелезца, иглы, нитки, воск, вервицы и иные вещи различные» (Там же. С. 319). Обладая большой физической силой, игум. Парфений «отнюдь не кичашеся, ниже вреждаше кого от братий, но жительствоваше, аки овца незлобивая…» (Там же. С. 319). Он носил дрова, камни и бревна, которые не могли сдвинуть неск. человек. Однажды он попотчевал дубиной забредших в мон-рь разбойников (Там же. С. 322). В др. раз в обитель пришел борец-агарянин, желая вызвать Парфения на единоборство, но тот так крепко стиснул силачу руку, что агарянин запросил пощады (Там же. С. 320-321). В 1740 г. в горах, у дороги, ведущей в монастырь, был построен парекклисион во имя прп. Онуфрия. В 1756 г. с помощью Ефрема Афинянина (впосл. Ефрем II , патриарх Иерусалимский) и протосинкелла Киккского монастыря Серафима Писидийского был издан устав прп. Нила. Игум. Парфением была предпринята оказавшаяся успешной попытка подтвердить древние привилегии мон-ря. По этому случаю в 1760 г. был издан сигиллий К-польского патриарха Серафима II. В М. м. действовала Греческая школа, 1-я на острове. Известно, что в 1768 г. в ней преподавал один из учеников Евгения Вулгариса. Из школы М. м. вышел основатель Греческой школы в Кесарии Каппадокийской иером. Геннадий.

http://pravenc.ru/text/2562722.html

Завещания были составлены по приказу Д. С. мон. Арсением, которого мн. исследователи отождествляют со свт. Арсением Икалтойским. Завещание Шиомгвимской лавре (1123-1124) было написано перед походом в Ширван. Д. С. извиняется за поспешность, связанную с походом, благодарит монахов монастыря за оказанную ему помощь в борьбе с феодалом-сепаратистом, владетелем Зедазени и Мухрани Дзаганом, сообщает о том, что жертвует мон-рю обширные земли с крестьянами, а также освобождает монастырь от любых гос. и церковных налогов «на веки вечные». Шиомгвимский мон-рь как царский пользовался особым положением и расположением груз. царей до нач. XIX в. Завещание Гелатскому мон-рю (1125) называют предсмертным, в нем речь идет о наследниках. Старшему сыну, царевичу Деметре (см. Дамиану-Димитрий ), поручается закончить строительство гелатского Успенского собора, начатое в 1106 г. и доведенное до купола, и освятить храм. Ист.: Вардан Великий. Всеобщая история. М., 1861; Жизнь царя царей Давида//КЦ. Т. 1. С. 318-363 (на груз. яз.) (рус. пер.: Житие царя царей Давида/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Символ. 1989. 40. С. 273-300); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. Т. 4. С. 155-165 (на груз. яз.) (рус. пер.: Вахушти Багратиони. История царства Грузинского/Пер.: Н. Т. Накашидзе. Тбилиси, 1976); Давид Агмашенебели. Покаянные песнопения/Изд.: С. И. Кубанеишвили//Наше сокровище. Тбилиси, 1960. С. 518-521 (на груз. яз.) (рус. пер.: Давид Строитель. Покаянный канон/Предисл.: Л. Григолашвили. Тбилиси, 1989); Мухаммад-ал-Хамави. Мансурова хроника/Изд., предисл.: П. А. Грязневич. М., 1960; Давид Агмашенебели//ПДГАЛ. 1968. Т. 1. С. 271-284, 426-429 (на груз. яз.); Уложения Руис-Урбнисского Собора/Изд.: Э. П. Габидзашвили. Тбилиси, 1978. С. 178-196 (на груз. яз.); Завещание царя Давида Мгвимскому мон-рю (1123-1124)//Корпус груз. 1984. Т. 1. С. 52-59 (на груз. яз.); Завещание царя царей Давида Агмашенебели Гелатскому мон-рю//Там же. С. 61-63 (на груз. яз.) (рус. пер.: Завещание царя царей Давида Строителя/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Символ. 1998. 40. С. 313); Сведения средневек. зап. писателей о Давиде Строителе/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Символ. 1998. 40. С. 314-318; Столпописание святого и богособранного собора, к-рый собрался по велению благочестивого и богохранимого царя нашего Давида, абхазов и грузин, ранов и кахов царя, ради причин, что упомянуты ниже/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Там же. С. 301-312; Царю Давиду - монах Арсени/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Там же. С. 319-320; Типикон Шиомгвимского мон-ря/Изд.: Е. Кочламазишвили. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/168512.html

Помните это, сестры, возгревайте тем в себе дух ревности. Конец нерадивых и беспечных – один. Но не всем Господь подает такое потрясающее вразумление, как помянутому брату, а один пример или случай приводя в известность, хочет, чтоб все им вразумлялись и возбуждались. То, что вы оставили мир, – хорошо и ценно пред Господом. Но попекитесь в совершенстве и окончить дело сие. Вот, посмотрите, что проповедуется в нынешнем Апостоле! Не тот, говорится там, настоящий иудей, который внешне к иудейскому народу принадлежит, но тот иудей, кто внутренне таков по настроению духа 318 . То же и к нам можно сказать. Кто в стенах монастырских, то не следует из того заключать, что тот уже и монах... Нет, надо еще созидать в себе и дух монашеской жизни. О сем поревнуйте. Аминь. 27 мая 1860 г. В Софийском Усманском женском монастыре Тамбовской губернии Предуказания иноческой жизни в жизни святого Предтечи Все пустынники шли по следам предтечи. Желание мироотречной жизни – избрание божие и начало иночества. Иночество – дело небесного происхождения. Как пристойно в пустынной обители быть празднику в честь святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна! Ибо святой Предтеча был первый пустыни житель по Рождестве Христовом. Все последующие пустынники шли уж по его следам, его примером воодушевляясь и его правилам подражая. Потому вникать в черты жизни Предтечи Господня Иоанна должно всем, оставляющим мир, чтоб по ним направлять течение свое. Приидите же, сестры, поучимся мироотречному житию у Предтечи Господня. Вы знаете, почему на это есть более побуждений у вас, чем у других. Ныне воспоминается рождество святого Иоанна, Крестителя Господня – начало его жизни. На него и обратите наиболее внимание ваше. Ибо как в семени видится предначертание всего растения, так рождество Предтечи есть полное начертание того, что бывает со всяким, начинающим иночествовать. Смотрите. Думал ли кто, что от престарелых и бездетных Захарии и Елисаветы родится дитя? Но вот, никому не ведомо как, зачинается плод у заматеревшей 319 , зреет, и выходит на свет Иоанн, соименник благодати. Так, никому не ведомо, в тайне сердца зачинается, зреет и укрепляется желание мироотречной жизни. Ибо Дух, идее же хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет 320 , так бывает и со всяким оставляющим мир. Мысль о сем, как искра, падает в душу сокровенно, хотя среди видимых дел благочестия, как Ангел благовестник. Несмотря на то, что человеческие соображения непрестанно восстают против нее с недоумениями: как это будет? есть ли возможность сбыться сему? – она все крепнет и крепнет, собирая вокруг себя все доброе, пока, исполнив все существо, начнет проторгаться и в слово, и в дела, и в обычаи и придет въявь всем, и всеми наречется благодатным делом. В этом – избрание Божие, Божие мановение, указание на начало иночества. Кто так начинает, с тем Господь, и того не собьют с пути никакие неприятности. Кто начинает по другим расчетам – тот падет, как падает бессонный лист с дерева.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010