Только вера православная может побудить нас неуклонно повиноваться царю, его власти и всем поставленным от него властям, ибо она говорит нам о небесном происхождении царской власти в словах Св. Писания: Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет. 312 Им цари царствуют и... начальствуют начальники, 313 нет власти не от Бога, 314 и каждый начальник есть Божий слуга, поставленный над нами для нашего же блага. 315 Только православная вера одна может по будить нас повиноваться властям 316 не только благим и кротким, но и строптивым, 317 ибо она угрожает небесным гневом 318 непокоряющемуся властям как преступнику, который Божию повелению противляется. 319 Только одна вера православная может заставить нас повиноваться властям, как должно – по совести, 320 а не из-за страха и каких-либо корыстных видов, ибо она предписывает нам служить им не как людям, а как Самому Господу, и творить их волю как волю Божию. 321 Только православная вера, наконец, заставляет нас любить своего царя истинною, неотпадающею любовью, побуждающей нас жертвовать собой, страдать и умирать за него, ибо она повелевает нам смотреть на царя как на помазанника Божиего, как на отблеск Божественной славы и величия, а на законы, им изданные, как на святыню. «Там, – говорит митрополит Филарет, – где разум и воля человеческие покорны вере евангельской – подданные чтут и гражданские законы как святыню, благоговеют перед властью как пред Божественным учреждением; а где оскудевает это небесное чувство, где умы, к несчастью общества, заражаются неверием, – там не уважаются и общественные учреждения, там покорность властям кажется тяжким игом: там не может быть общественного благоденствия». 322 Так, в строгом соответствии с православною верою относился к царю и почитал его наш русский православный народ. Очень хорошо об этом почитании сначала великого князя, а затем царя, свидетельствует наше русское народное творчество, дошедшее до нас в наиболее живых образцах своих – песнях, сказках, пословицах, присловиях и поговорках. Здесь, при помощи богатого русского языка, сильного по своей образности, простоте и меткости в определениях передается сущность Богооткровенного учения о царской власти, изложенного нами выше. И это естественно, ибо в основу своего культурного развития русским народом было положено Священное Писание. Богооткровенные истины были глубоко укоренены в умах и сердцах наших предков святою Церковью. Эти истины и выразил наш народ в кратких изречениях своей народной мудрости. Обратимся к этим изречениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В тоже время, как был я в неволе, давано мне хотя бедной викт (victum – пропитание) для жизни, а как уволено, ту еще тяжелее было мне спасти жизнь, потому (что) в город был великий голод; я ж без одеяния и обуви, ни избы для пристанища, ни денег, величайшую терпел беду. Жалованья целый год не было, почему я там же, где содержан в неволе, мало не целый жил ноябрь, холодом, голодом и бедностию томим ....» Арх. св. с., д. 1793 г., л. 601. 1332 Об этом бедствии рассказывал сам Виктор в 1796 г., когда его перевели в Чернигов и требовали отчета в употреблении денег. «Да и в Слуцке еще живучи, что я, на смертном одре быв, утерпел, когда мятежник Грабовский за первый предмет меня, сколько от достоверных особ получил я известия, подхватить имевший, не только уездный город Слуцк, но и губернский Минск, и резиденцию его высоко- превосходительства господина генерал-губернатора Несвиж, да и всю минскую губернию нечаянным своим между Минска и Слуцка впадением сильно потряс и в чрезвычайное привел уныние, из самых духовный консистории (слуцкой) членов суть свидетели.»... В другом мест Виктор говорит: «я первее секретным бегством хотел спастись, чуть в городе Глуске в руки его (Грабовского) не попал, в два пли три дни потом, полумертв нагло (быстро) в крепость перевезен.»... Арх. св. с., д. 1796, 128. 1333 Там же, д. 1794г., л. 142–149, 319–327; с присоединившимися в 1794 г. это составит: 1.342.383 прихожанина, 2,328 церквей и 1,495 священников. 1334 Там же, л. 198–207 н 212. С прежними это составит: 1.483.111 прихожан, 2.603 церкви и 1.552 священника. 1337 Там же, л. 318. Вина их состояла в том, что они не прислали новых ведомостей в замен возвращенных им назад неисправных ведомостей. Эти неисправности так раздражали Виктора, что он вспоминал свое старое мнение о малороссийском духовенстве и даже обозвал украинских благочиных поляками. Оправдываясь перед Синодом, что долго не писал донесений, Виктор говорил, «тому причиною неисправность благочинных, коих хотя на украинских губерниях означено 23, но из них, яко российских, четыре или пять сыщется достаточных, все же прочие, поскольку поляки и к российским распоряжениям вовсе не приобвыкшие и предписания с трудностью понимающие, присылают репорты и ведомости весьма неисправные, а затем принужденным я был для исправления оных не только личные, но и генеральные велеть консистории моей посылать указы.» Там же, л. 134. 1345 Это – священник из черниговской епархии Стефан Квитницкий. Он был назначен в подольскую область в место Минковцы, «но поскольку он, Квитницкий, по болезни своей, имея от всегдашнего и несносного кашля и от опухоли в груди кровавую с гнилостию флягму (мокроту) и по ныне не мог священнодействовать, то по просьбе помянутого местечка Минковец приходских людей определен в оное другой священник, и потому он Квитницкий оставался по сие время без места и пропитания» – доносил св. синоду новоназначенный

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Догматический элемент в творениях св. Астерия – незначителен и случаен. Не в нем центр тяжести проповедей св. Астерия. Его душа болела от путаницы и беспорядочности нравственно-житейских отношений его паствы. И потому уста Амасийского епископа раскрывались не столько для „научения», сколько для „назидания»; не для того, чтобы вести своих овец на теологические высоты, но дабы начертать пред ними вечные идеалы христианского доброделания, дать блестящие уроки христианской нравственности, привести к правильному пониманию христианской жизни. Христианская мораль – вот преимущественное, можно даже сказать, исключительное содержание проповедей св. Астерия. Потому что тот незначительный догматический элемент, какой мы отметили, и в своем содержании, и в своем изложении всецело определяется моральными взглядами Астерия. Мораль Амасийского епископа питалась двумя источниками Евангелием и жизнью паствы. Первое давало ей принципы, душу, – вторая облекала эти принципы плотию и историческим одеянием. Свет Евангелия освещал темные стороны этой жизни. Но лучи его преломлялись от свойств этой атмосферы. Какова же была эта последняя? Амасия была столицей Понта. Страна славилась богатыми лесами, пышными лугами. Там выводились табуны знаменитых понтийских коней. Эти естественные богатства были предметами оживленной торговли 318 . Торговля определяла физиономию города и, конечно, не последнюю роль играла в выработке и созидании нравственного характера паствы св. Астерия. Avaritia et luxuria характеризовали жизнь верхних слоев населения этого азиатского города. Голод и преступления наполняли низы его. Роскошь среди богатых христиан достигала таких размеров, о которых мы в наших странах и в наши времена уже почти не имеем представления. Столы изготовлялись из серебра, постели подвешивались на серебряных цепях, ложа украшались безделушками из серебра и золота 319 . Меню азиатского богача-сластолюбца, чтобы быть понятым, требует от современного европейского читателя массы исторических и географических сведений и, так сказать, высокого гастрономического вдохновения 320 . Костюмы носили не только дорогие, но и живописные. На них были нашиты разные изображения. Там были львы и барсы, медведи, быки и собаки, леса и скалы, люди звероубийцы и всякого рода живопись, изображающая природу 321 . Христиане изображали тут библейские события и сюжеты. Амасийцы своеобразно примиряли моду с благочестием, тщеславие с набожностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Но, так как, далее, для того, чтобы люди могли воспринять начатки этой новой, во Христе, жизни, необходимо было их избавление от всех их прежних греховных недугов, которые отчуждали их от Бога и Его живоносной жизни, то Христос совершил для них и это великое дело, став искупляющим, между ними, и Богом посредником, принесши за грехи и вины их пред Богом в Своих добровольных и неповинных страданиях, удовлетворившую правде Божией жертву и, через это, приобрев для них у Бога примирение с Ним, а также прощение и очищение всех их прежних грехов. Пункт же этот, самый важный в учении об искуплении, Ориген объясняет и оправдывает следующими, заслуживающими внимания, мыслями и соображениями. Грехи, согласно с правдой, могут быть искуплены и очищены не иначе, как только или наказанием самих же согрешающих, или же жертвою кого-либо другого, неповинного в грехах, но добровольно принимающего на себя наказание за грехи других, с целью их искупления, в силу своей невинности. А, так как Бог, по Своему милосердию, не восхотел подвергнуть наказанию всех, согрешивших пред Его правдой людей, то Им и избрано было второе средство к удовлетворению правды за грехи людей, – средство через добровольное принятие на Себя наказаний за грехи людей Его Единородным Сыном, на что предуказания были, между прочим, еще в Ветхом Завете в, установленных там жертвах, за грехи людские 315 . Согласно же с, предызображенной таким образом, волей Божией, Христос Сын Божий не ради Себя, а ради нас облекается плотию нашей, не ради Себя, а ради нас обрекает Себя на жизнь, полную непрерывных лишений, тяжелых испытаний, огорчений и страданий 316 , не ради Себя, а ради нас обрекает Себя на самые томительные страдания, распятие на кресте и самую смерть 317 , как предсказал Исаия, Он ведется на смерть, яко овча на заколение, ведется на смерть за беззакония людей Своих, за грехи наши, и, таким образом, несет на Себе то наказание, которое должны были понести мы сами, и претерпевает ту смерть, которой должны бы были заслуженно подвергнуться мы сами 318 . Между тем, Он, в то же время, был совершенно невинен и безгрешен, так как Он не сделал никакого греха и не было лжи в устах Его ( 1Пет. 2:22 ). А это, именно, и было то, что делало, принесенную им за грехи людей, жертву вполне благоугодной Богу жертвой, такой жертвой, какой никто в мире, кроме Его, не мог принести, ни даже святые, ни самые Апостолы. Потому что только одного того, кто не знал греха, Бог мог сделать за нас жертвой, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ( 2Кор. 5:21 ) 319 . Потому-то один только Христос мог поднять и, действительно, поднял на Себя неизмеримую тяжесть грехов всего мира 320 , один только мог омыть и, действительно, омыл и омывает Своей кровью грехи наши 321 ; потому-то Он один мог стать и, на самом деле, стал, и навеки пребудет первосвященником нашим, приносящим Богу умилостивительную жертву о грехах и самой, за нас принесенной жертвой, и очищением, как наших грехов, так и всего мира 322 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

460 «Увижу ль наконец народ освобожденный и рабство, павшее по манию царя?». Неточная цитата из стихотворения «Деревня» (1819) (там же. С. 215): Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя... 463 Перефразированные слова Великого Инквизитора из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться»... «Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков, для их счастия, – эти силы: чудо, тайна и авторитет» (Достоевский Ф. М. Собр. соч. В 10 т. Т. 9. С. 319, 320–321). 465 Эта мысль высказана A. С. Пушкиным в рецензии на «Второй том «Истории русского народа» Полевого»: «...Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою; ...история ее требует другой мысли, другой формулы... He говорите: иначе нельзя было быть. Коли было бы это правда, то историк был бы астроном и события жизни человечества были бы предсказаны в календарях, как затмения солнечные. Но провидение не алгебра» (там же. Т. 6. С. 99). 467 Цитата из стихотворения «Свободы сеятель пустынный...» (1823); воспроизведена не вполне точно: у Пушкина вместо двоеточия – вопросительный знак (там же. С. 322). 468 Надпись над вратами Дантового Ада. Пушкин приводит ее в «Евгении Онегине» (3, XXII: там же. Т. 4. С. 54–55): Я знал красавиц недоступных, ………………………………… И, мнится, с ужасом читал Над их бровями надпись ада: Оставь надежду навсегда. 469 He вполне точная цитата из стихотворения «Кто, волны, вас остановил...» (1823); у Пушкина: «Взыграйте, ветры...» (там же. Т. 1. С. 318). 471 Перефразированные слова Поэта из стихотворения «Поэт и толпа» (1828) (там же. Т. 2. С. 139): Молчи, бессмысленный народ, Поденщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий, Ты червь земли, не сын небес; Тебе бы пользы всё – на вес Кумир ты ценишь Бельведерский, Ты пользы, пользы в нем не зришь. Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Относительно Спасителя Иисуса Христа вначале появления спиритизма духи говорили очень осторожно и с уважением, но потом стали высказываться не стесняясь. В посмертных статьях Аллана Кардека в 1871 году Божественная природа Спасителя прямо отвергается. Ближайший друг Кардека Леон Дени говорит, что Спаситель был величайшим медиумом своей эпохи и что таким может сделаться каждый спирит (В. Быков. Указ. соч. с. 131). «А на всемирном спиритическом конгрессе 1910 года в Брюсселе, – говорит г. Быков, – нам, русским спиритам, публично заявили, что наше заблуждение состоит в том, что мы, благодаря отсутствию свобод в нашей стране и изобилию невежества и темноты, считаем Христа Богом, тогда как спириты всех стран мира, исключая две небольшие организации в Швейцарии, считают Спасителя обыкновенным человеком и обыкновенным медиумом, так что современный медиум, целитель Пило из Дуэ имеет большее основание называться Христом» (Там же, с. 318–319). Не входя в более подробное изъяснение об учении спиритов, можно уже из сказанного видеть, что оно вполне не христианское и христианство отрицает. Вместе с тем это учение само по себе обречено на крайнюю беспорядочность и путаницу, так как основано на сообщениях миллионов «духов» миллионам людей. Как оккультисты, так и теософы относятся к спиритам вообще пренебрежительно и считают их занятия вредными. Оккультист Элифас Леви говорит: «Всякое вызыванье какой-либо неизвестной нам и чуждой духовной сущности, стремящейся дать нам свое направление взамен нашего разума и свободной воли, может быть рассматриваемо только как интеллектуальное самоубийство , ибо это призыв к безумию». То же объясняет автор «Света Египта», очень авторитетный оккультист, ныне умерший Томас Генри Бургон: «Необходимое условие всякого транса или физической медиумичности заключается в пассивности . Самый опасный пункт в этих формах медиумичности – разрушение индивидуальности. Процесс развития этой медиумичности сопровождается разрушением воли. Такое разрушение воли – подчинение духовным интеллектам, как выражаются спириты, есть величайшее несчастье медиумизма». В большинстве же случаев медиумы подчиняются даже и не «духовным интеллектам», а просто настроению аудитории. Но если на медиума действуют разные «обитатели астрала», то дело еще хуже. Станислав Гюайта (тоже оккультист) говорит: «Медиумы в большинстве случаев слабы здоровьем. Они совершают свой жизненный путь одержимые, часто поедаемые живьем ларвами» (Ларвами называются, по учению оккультистов, особые духовные сущности, порождаемые страстями и умирающие, если им нечем «питаться» в смысле нервной силы).

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

314 Дополнения. «...и вещьными образовании сокровенное». В старопечатном издании: «и вещьными образовании сиречь телесными удесы нашими, нудитися изобразити сокровенное» (д. 128). 316 Дополнения. «...и в коей вышеестественней силе». В старопечатном издании: «и в коей бы естественной силе» (л. 129). 317 Дополнения. Против слов: «...богоратником. Рцы глаголет» в старопечатном издании на поле листа 129 об. находится цитата: «Кирил(лова книга), лист 393». 318 Дополнения. Против слов: «Паки солнца помыслих, и лучю света, но и зде боязнь есть, первое» в старообрядческом издании (л. 130) – цитата: «Кирил(лова книга), лист 407». 319 Дополнения. «...есть солнце, но солнечная». В старообрядческом издании: «есть солнце, ни солнечная» (л. 130). 321 Дополнения. «...сие до конца соблюдающа, шествовати». В старообрядческом издании: «сие до конца соблюдающа аки истинное, содружение и сообщение века сего пресекающа, шествовати» (л. 130 об.). 323 Дополнения. «...к нам благодатне от Отца светов, по Иякову» ( Иак. 1:17 ). Подле этих слов в старопечатном издании – цитата: «лист 395» (т. е. книги Кирилловой?). После слов. «Отца светом» – там же: «сиречь Христа» (л. 131 об.). 324 Дополнения. После слов: «от наученых божественною благодатию» в старообрядческом издании: «Божия таинства» и т. д. (л. 131 об.). 325 Дополнения. «...и по них священных богословцев и учителей» В старообрядческом издании: «и по них богодухновеных отец и учителей» (л. 131 об.). 327 Дополнения. После слов: «Исплюй ми рвения... в неподобную мудрость» в старообрядческом издании. «И исплюй множае неже паучинныя нити муху убо удержавающыя. шершни же растерзаема, и не глаголю перстми, ниже инем неким тяжчайшим телес» (л. 132). 328 Дополнения. «...еже не разрушати веру». В старообрядческом издании: «еже не разрешати веру» (л. 132). 329 Дополнения. «..но зло есть отщетитися Божества». В старообрядческом издании: «но зло есть отщетитися Божества, всем бо не надежа есть» (л. 132). 330 Дополнения. «Что прочее теми устроится, да узрим со истинною». В старообрядческом издании: «Что прочее тем устроится да узрит со истинною» (л. 132 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Одно время он пил. Во Флоренском было что-то соблазняющее и прельщающее. В этом он походил на Вяч. Иванова. Он был инициатором нового типа православного богословствования, богословствования не схоластического, а опытного. Он был своеобразным платоником и по-своему интерпретировал Платона. Платоновские идеи приобретали у него почти сексуальный характер. Его богословствование было эротическое. Это было ново в России» [цит. по: Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). Сост., предисл., подг. текста, коммент. А. В, Вадимоза. М., 1991. С. 161162]. О поездке в Зосимову пустынь: «Служба была длинная, значительную часть ночи. За мной в церкви стоял П. Флоренский , тогда еще не священник. Я обернулся и увидел, что он плачет. Мне потом сказали, что он переживал очень тяжелый период» (там же, с. 188). 317 Впервые: Русская мысль. 1914. Янв. Печатается по изданию: Бердяев Н. А. Собр. соч. Т. 3: Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989. С.543566. По разъяснениям публикатора, «изменения, внесенные Бердяевым в 1944 г., обозначены круглыми скобками, а текст оригинала заключен в квадратные скобки» (Бердяев Н. А. Собр. соч. Т. 3: Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989. С. 5). 318 Осенняя книга – настроением осени пронизана книга Флоренского, что отмечено и в рецензии Г. Флоровского . Перед нами свидетельство «поздней осени Нового Средневековья» – эпохи, осмыслявшей себя, по Б. Пастернаку, сквозь «осенние сумерки Чехова, Чайковского и Левитана». Ср. настроение «Опавших листьев» Розанова. В унисон «осенним» репликам Флоренского [вроде: «Пусть страницы книги будут засохшими цветами той осени» («Столп...», 110)], Н. А. Бердяев мог сказать: «Осень культуры – самая прекрасная и утонченная пора. Поздние цветы культуры–самые изысканные ее цветы» (Собр. соч. Париж, 1990. Т. 4: Философия неравенства. Письмо XIII. О культуре. С. 563). 319 Гюисманс Морис Карл (Жорж Шарль Мари, 18481907) – французский писатель-символист. Соч.: Поли. собр. соч.: В 3-х т. М., 1912« Бердяев посвятил Гюисмансу статью «Утонченная Фиваида» (Религиозная драма Дюрталь-Гюисманса) (Русская мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

В качестве текста, благовествующего о неграмотном пророке по имени Мухаммад, исламскими богословами рассматривается, например, 12 стих 29-й главы книги пророка Исаии и многие другие места Священного Писания, Ветхого Завета в частности ( Быт. 10: 49 ) 317 , и книга пророка Исаии 61: 1–11, 40:1–5; 318 Ис. 21: 14–15 ; Ис. 29:12 . 319 Пророчества о Мухаммаде в исламской Сунне и исламском письменном наследии, опирающиеся на свидетельство «людей напоминания» Итак, с одной стороны, Коран говорит о том, что в Торе и Евангелии можно найти «написанное» о Мухаммаде. Это указание Корана, как мы видели, не нашло практически никакого продолжения и отклика в Сунне, поскольку в материале хадисов мы не находим обращения к текстам Торы и Евангелия. Однако оно нашло широкий отклик со стороны исламских авторов, которые через личные усилия находили в различных местах Библии то, что они расценивали как «пророчества» о Мухаммаде. С другой стороны, в кораническом тексте неоднократно встречается призыв арабов спрашивать людей Напоминания, знающих Писание, относительно Мухаммада и того, что он проповедует. Последний, уже прямой призыв Корана породил живой отклик в исламской Сунне, который мы преизобильно находим в материале хадисов и в «Жизнеописании». Ранее мы уже приводили хадис, в котором иудеи аб и Абдалла ибн Абдалла ибн Умр ибн аль-Аас) говорили спрашивающим их мусульманам текст «пророчества», который они относили к Торе. Однако, пожалуй, еще более значимой фигурой в этом плане для исламской традиции является другой иудей, современник Мухаммада – Абдалла ибн Салям. Байхаки так описывает его обращение в ислам: «От Ауфа ибн Малика аль-Шаджахи: «Отправился я как-то с посланником Аллаха в мединскую синагогу в день, когда там был праздник. Когда мы вошли, то им было это неприятно. Посланник же Аллаха сказал: «О, иудеи, покажите мне из вас двенадцать мужей, которые засвидетельствуют, что нет Бога кроме Аллаха и что Мухаммад его посланник, и Аллах отведет свой гнев, который вы навлекли на себя, от каждого иудея (живущего) под небосводом».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

318 Следовательно, предположение Визелера, что всякий Nasi, кто бы он ни был, первосвященник или светское лицо, назывался χιεε, не имеет для себя оснований и не может подорвать свидетельств Нового Завета, указывающих председателя Синедриона в лице первосвященника, и именно состоящего в должности первосвященника. Там, где Новый Завет называет имена председателей Синедриона, он называет состоящих на службе первосвященников. Так мы видим, что в суде над Иисусом Христом председательствует Каифа, 319 бывший в это время первосвященником (с 18–36 г.), а в суде над апостолом Павлом Анания, состоявший тогда (58 г.) в должности первосвященника (47–59 г.). Это последнее обстоятельство, оставаясь необъяснимым, с точки зрения Визелера, решительно заставляет отвергнуть его мнение, а также взгляд Талмуда, усвояющего право председательства в Синедрионе ученым. Для опровержения талмудистического взгляда важное значение еще имеет повествование книги Деяний апостольских о суде Синедриона над апостолом Петром и другими апостолами. 320 Апостолы были заключены в темницу по распоряжению первосвященника, 321 и когда стражи пришли взять их для суда и не нашли их в темнице, то они донесли об этом (кроме начальника стражи) опять таки первосвященнику и прочим первосвященникам . 322 Приведенные их храма в Синедрион, апостолы были подвергнуты допросу, который, производит никто другой, как первосвященник; 323 словом, первосвященнику принадлежит во всем руководство. Что касается раввина Гамалиила, которого Талмуд называет председателем (Nasi) Синедриона, то св. Лука описывает его только, как фарисея законоучителя, уважаемого всем народом, и ни одним словом не намекает на особое положение его в Синедрионе. Если же Синедрион послушал его совета, то только потому, что он был благоразумен. Таким образом, библейский рассказ не только утверждает то, что председателем Синедриона был первосвященник, но и прямо отрицает свидетельство Талмуда, приписывающего Гамалиилу достоинство Nasi. В согласии со свидетельством Нового Завета о лице председателя, стоят и показания Иосифа Флавия. В «Древностях» мы находим описание заседания Синедриона, созданного для суда над Иродом, 324 и это описание подтверждает свидетельства Нового завета, и вместе с тем опровергает показания Талмуда. Главным деятелем здесь выступает первосвященник и князь Гиркан II. Он созывает Синедрион, приглашает Ирода на суд, закрывает заседание, назначает новое на другой день, иначе говоря, действует как председатель. Напротив, Шемайя (Σαμα), которого Талмуд считает председателем, является в сообщении Иосифа Флавия не более как простым членом. Правда, он оказал влияние на судей, но не вследствие своего положения, а благодаря нравственному авторитету. Как «человек справедливый и лести непричастный», он только смелостью и искренностью своей речи, заставил судей быть более правдивыми и менее угодливыми. 325

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010