Так действовал Пр. Сергий, так действовали и другие. Епископы и Митрополиты говорили правду князьям, не страшась за свое положение. «Где быть тиунам (суьям) нашим на том свете?» спрашивал Князь Полоцкий Тверского Епископа Симеона. «Там же», отвечал Пастырь, «где и Князьям; Князю но понравился такой ответь, и он сказал: «Тиун не право судит, берет взятки, делает зло; а я что делаю?» Владыка отвечал: «Если Князь добр и милует народ, и для того выбирает властелина доброго, богобоязненного, умного и правдолюбивого: Князь будет в раю и тиун будет с ним. Если же Князь без страха Божия, не милует христиан, властелина ставит злого, нерассудительного, лишь бы тот добывал ему купы (деньги), пускает его, как голодного пса на падаль, губить людей: то и Князь будет в аду и тиун его там же» 247 . Митрополиты, объезжая епархии, сколько старались об устроении церковного порядка, столько заботились о благосостоянии государства, действуя в Евангельском духе на совесть народа и Князей 248 . Ослаблением пагубного многоначалия и постепенным водворением спасительного единодержавия Россия много обязана христианским подвигам Пастырей. Не видим в летописях почти ни одного раздора Князей, ни одного порыва властолюбия, которых не старался бы усмирить Митрополит или сам или чрез Епископа 249 . «Сын мой, – говорил Святитель Петр Брянскому Князю, – поделись княжеством с Василием; или оставь город и не вступай в бой» 250 . Князь Димитрий Михайлович Тверский (в 1311 г.) хотел завладеть Владимирским великим княжеством, «и не благослови его Митрополит (св. Петр) столом во Владимире» 251 . Особенно тяжело было служение для благочестивого и просвещенного Тверского Пастыря Феодора (1342–1360 г.). Князья тверского княжества, родственники между собою, непрестанно ссорились между собою; Литва не столько по родству, сколько по политическим видам, вступавшаяся в эти ссоры, только усиливала их. Феодор, отягченный этими ссорами, просил (в 1358 г.) у Святителя Алексия покоя от дел правления: но Святитель убедил его продолжать служение Церкви и отечеству 252 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

237 Пять представителей от каждой епархии: два клирика и три мирянина. Из двух клириков один должен был обязательно быть в пресвитерском сане, второй мог быть архиереем, викарным или на покое, священником, диаконом или псаломщиком. 239 Настоятель кремлевского Успенского Собора и протопресвитер армии и флота (должность протопресвитера придворного духовенства, разумеется, была упразднена). 240 Они были включены в Собор особым постановлением Синода от 2(15) августа 1917 года (там же. С. 29–30. Протокол 47). 241 От Румынской и Сербской Церквей (там же. С. 117). Грузинские епископы, только что избравшие себе католикоса, не посчитали нужным избрать представителей на Собор. Они предложили Синоду явиться на Собор в качестве представителей Поместной братской Церкви. Синод ответил им, что вопрос автокефалии Грузинской Церкви должен быть решен Собором, единственным компетентным органом по таким вопросам (Карташев А. В. Революция и собор 1917–1918 гг. С. 75–101). 248 Более подробно о русском епископате 1917 г. см.: Bryner Е. L’episcopato della chiesa ortodossa russa nell’anno dclle rivoluzioni (1917)//Freeze G., Pospelovskij D. V., Kauchtschischwili N. Lossky N., et alii. L’autunno della Santa Russia. Bose, 1999. P. 37–55. 249 До 1917 года существовало четыре протопресвитера: Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля (без специально оговоренных прав и преимуществ), протопресвитер Большого придворного собора в С.–Петербурге – заведующий придворным духовенством, протопресвитер военного и морского духовенства. 251 Jockwig F. Der Weg der La " i " en auf das Landeskonzil der Russischen Orthodoxen Kirche Moskau 1917/18. Werden und Werwirklichung einer demokratischen Idee in der Russischen Kirche. Wurzburg, 1971. S. 5. 252 Подробное описание в: Деяния... Т. 1. Документы и материалы. С. 53–54; полное последование в: Деяния... Т. 1. Приложение. С. 9–24. 253 Александр Федорович Керенский (1881–1970) – русский политический деятель, депутат 4 Государственной Думы; активный участник Февральской революции. С марта 1917 года министр юстиции Временного Правительства князя Г. Е. Львова; с мая 1917 года – военный министр. В июле сменил Львова и стал премьер–министром. В сентябре 1917 года отправил в отставку главнокомандующего Корнилова, готовившего военный переворот. После победы большевиков – в эмиграции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

243. За несколько недель до крещения оглашенным преподавался Символ веры (traditio symboli) и молитва Господня (oratio Dominica). В конце периода оглашения кандидаты торжественно произносили Символ (redditio symboli) как выражение уже их собственной веры; см. Протопресвитер А. Шмеман. Водою и Духом. М., 1993. С. 38. 244. Botte B. Introduction//Ambroise de Milan. Des Sacrements. Des Myst–res. Explication du Symbole. Paris, 1961. P. 7–21. 245. Там же. Р. 7–8. 246. Там же. 247. Речь идет об отборе кандидатов на крещение из числа оглашенных; см.: Апостольское Предание святого Ипполита Римского, 20//Богословские труды. Вып. 5. 1970. С. 288; Мюнье Ш. Крещение и общение в Древней Церкви (II–III вв.)//Крещение и общение. Сборник материалов коллоквиума в Шеветоне. М., 1999. С. 35. 248. Римляне были очень консервативны. У них было «инстинктивное уважение» к тому, что предано от предков (mos maiorum); см. Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2. М., 1994. С. 16. Святитель Амвросий неоднократно подчеркивает древность Символа, составление которого принадлежит самим Апостолам. В своих огласительных беседах святитель Амвросий доказывает древность и превосходство христианских таинств над иудейскими. 249. Заметка стенографа. 250. Эта фраза направлена против учения Аполлинария Лаодикийского, которое впервые было осуждено на Римском соборе 377 года; см. Поснов М. Э. История Христианской Церкви до разделения Церквей 1054 года. Киев, 1991. С. 373. 251. Православная христология святителя Амвросия предвосхищает Халкидонский Орос 451 года. 252. Заметка стенографа. 253. Церк. — слав. перевод: Подобает бо и ересем в вас быти…; Синод. перевод: Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. — Ред. 254. Предшественник святителя Амвросия по миланской кафедре, полуарианин Авксентий, имел эти слова в своем символе; см. Botte B. Introduction. P. 23. 255. Стенограф, выполняя требование древней церковной дисциплины (disci­plina arcana), записал лишь первые и последние слова членов Символа.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

[cxxx] См.: Геродот. История в девяти кн. Л., 1972. IV 46, 76. [cxxxi]Дuoreh Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. I 101-105. Интересно, что на паперти (восточная сторона) Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве (роспись осуществлялась в 1689 г. артелью костромичан под руководством «царского иконописца» Ф. Е. Зубова) в числе десяти «эллинских мудрецов» (Платона, Аристотеля и др.) изображен Анахарсис. [cxxxii] См.: Вацуро В. Э. «К вельможе». С. 207. [cxxxiii] Цит. по: Там же. С. 206-207. [cxxxiv] См.: Никольский Б. В. Академический Пушкин/Исторический вестник, 1899. С. 208. [cxxxv] Карамзин. Н. М. Письма русского путешественника. Л., 1984. С. 61-62. [cxxxvi] Там же. С. 251-252. [cxxxvii] Вскоре автор «Анахарсиса» столкнулся с Аполлонами и Музами в национальных мундирах непосредственно: во время якобинской диктатуры Бартелеми был взят под стражу и чудом избежал гильотины. Причем главным обвинением послужило «аристократическое» направление его «Путешествия». [cxxxviii] Лотман Ю. М., Успенский Б. А. «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина и их место в развитии русской культуры. С. 581. [cxxxix] См. об этом: Гуминский В. М. Открытие мира... С. 148-149. [cxl] См. об этом: Бахтин М. М. Роман воспитания и его значение в истории реализма//Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 201. [cxli] Краснощекова Е. (США). «Сентиментальное путешествие». Проблематика жанра (Лоренс Стерн и Н. М. Карамзин)////Философский век. Альм-х 19. Россия и Британия в эпоху Просвещения. Опыт философской и культурной компаративистики. Ч. 1. СПб., 2002. С. 196. [cxlii] Цит. по: Лотман Ю. М. Карамзин. СПб., 1997. С. 514. [cxliii] Хотя с этим не согласен Ю. М. Лотман, утверждавший: «...реальное сходство двух «путешествий невелико». См.: Карамзин. Н. М. Письма русского путешественника. Л., 1984. С. 668 (примечания). [cxliv] Банах И. В. Структура повествования в сентиментальном повествовании («Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» и «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна)//Философский век. Альм-х 19. Россия и Британия в эпоху Просвещения. С. 169.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Ибо разумная душа, над которой воцарился Бог, должна опытом познать благодать Божества, Которое в ней царствует, и делом являть плоды Всесвятого Духа, то есть любовь, радость, мир, долготерпение и прочее. Где царствует Бог, там уже нет места никакому действию диавола, но все обращается на служение Богу. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 60, 249–251 ). Царство Божие приемлет только подобных Сыну Божию Царство Божие приемлет только тех, которые подобны Сыну Божию. Подобие это утверждается через исполнение заповедей Божиих; исполнение же заповедей бывает от любви ко Христу ( 60, 264 ). Те, которые хранят врата Царствия Небесного, если не увидят в христианине подобия Христу, как Сына Отцу, никак не отворят ему их и не дадут войти ( 60, 31 ). Вход в Царствие Божие дается не за одни добрые дела, но и за веру. Видят его через рождение свыше, а получают – через добрые дела, совершаемые силою веры ( 60, 46 ). Царство Христово приходит только к тем, – которые понимают, в чем оно состоит... Когда же оно придет и воцарится в них, делает их равноангельными ( 60, 252 ). Какие бы добрые дела ни делал, какими бы подвигами ни подвизался и ни утруждал себя в настоящей жизни всякий человек, мудрый или несведущий, рассудительный или нерассудительный, ученый или неученый, богатый или бедный, если это не способствует к просвещению души его от немощей ее – суетно все это и бесполезно для него и оставляет душу вне Царствия Небесного, ибо в Царствие Небесное приемлются только здоровые души, не имеющие никакой немощи. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 60, 123 ). Путь, возводящий человеческое естество на Небо, есть не что иное, как отступление и бегство от земных зол, а средством к избежанию зол не что иное служит, как уподобление Богу. А уподобиться Богу – значит сделаться праведным, святым, благим и всем этому подобным. Если кто, насколько возможно, ясно напечатлеет в себе черты этих совершенств, то как бы естественным образом, без труда, из земной жизни переселится в страну небесную; потому что не расстояние отделяет Божество от человечества, и нет необходимости в каком-нибудь орудии или изобретении, чтобы эту тяжелую, обремененную и земную плоть возвести в образ жизни нетелесной и духовной. Но по разумном отлучении добродетели от порока, только от человеческого произволения зависит – быть человеку там, куда склоняются его пожелания. Святитель Григорий Нисский ( 17, 410 ). Невозможно удостоиться Небесного Царства тем, которые не показали в себе, что Евангельская правда больше правды подзаконной. Святитель Василий Великий ( 6, 348 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

248. Белосельский-Белозерский Сергей Сергеевич (1895-1978 гг.), кн., окончил Пажеский корпус, находился на военной службе. В эмиграции в Финляндии, в Англии, во Франции и США. В 1945 г. создал Русско-американский союз защиты и помощи русским вне СССР (под омофором РПЦЗ), который, в частности рассылал специальные поручительства русским эмигрантам и помогал им устроить новую жизнь в США, Австралии и Канаде, открывал дома для престарелых, покровительствовал молодежной Патриотической организации русских разведчиков (ПОРР), созданной в 1954 г. при его участии в г. Лейквуд близ Нью-Йорка. Церковный благотворитель. Приобрел землю и оказывал материальное содействие в устройстве мужской обитель Новая Коренная пустынь в г. Махопак (РПЦЗ) (там хранится чудотворный образ Курской Коренной иконы Божией Матери), храму-памятнику в г. Джексон и другим монастырям и храмам русского зарубежья, в том числе и за пределами США. Основатель и руководитель Российского антикоммунистического центра, переименованного впоследствии во Всероссийский комитет освобождения (1950 г.) и Представительство российских эмигрантов в Америке. 249. Там же. 250. См.: Петровский Н. Церковь и политика. -//РМ, 1950.14.6. 251. Зноско-Боровский М. - Приходской листок, - УХКМ. 252. Романов Петр I Алексеевич (1672-1725 гг.), император, младший сын царя Алексея Михайловича Романова, осуществил крупнейшие реформы в политической, административной, экономической, культурной жизни России. 253. Ленин (Ульянов) В.И. (1870-1924 гг.), организатор КПСС, основатель СССР, философ. 254. Горбачев М.С. (род. 1931 г.), Генеральный секретарь ЦК КПСС (1985-1991 гг.), президент СССР (1990-1992 гг.). 255. Эсхатология, - учение о кончине мира, о последних вещах, конечной судьбе человечества. 256. Курдюмов М. Ук. соч. - с.27. 257. Аввакум Петрович (1620-1682 гг.), протопоп, один из основателей и деятельных участников раскола старообрядчества, прозаик, публицист, полемист, оставил около 45 произведений в защиту " старой веры " , подвергался преследованиям, с 1667 г. содержался в земляной тюрьме, сожжен в срубе в Пустозерске.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

IV. Итак, святые епископы Эмилий Беневентский, Кифигий и Гавденций 249 пресвитеры Валентиниан и Бонифатий, взяв письма императора Гонория, папы Иннокентия и италийских епископов Хроматия Аквилейского, Венерия Медиоланского и остальных и акты собора всего Запада, получив государственный пропуск, 250 отправились в Константинополь с епископами Кириаком, Димитрием, Палладием 251 и Эвдисием. В актах говорилось о том, что Иоанн не должен являться на суд, прежде чем не будет возвращен на свою кафедру и с ним не будет восстановлено церковное общение, чтобы он, никоим образом не откладывая, добровольно прибыл на собор, Отправившись в Константинополь, они через четыре месяца вернулись, рассказав о вавилонских делах: «Проплывая мимо Эллады в Афины, мы были задержаны неким презренным тысяченачальником, который тотчас приставил к нам одного сотника, не позволяя нам приблизиться к Фессалоникам», – ибо там их целью, прежде всего, было передать письма епископу Анисию. «Итак, посадив нас на два корабля, – как они говорят, – он нас отослал. Когда же начался сильный южный ветер, мы, проплывая через Эгейское море и проливы 252 , находясь без пищи в течение трех дней 253 , на третий день в двенадцатом часу бросили якорь возле города, вблизи предместья Виктора 254 , и, будучи в этом месте задержаны начальником гавани, повернули назад – от кого исходил приказ, мы не знали 255 и оказались запертыми в небольшой крепости фракийского приморья, называемой Атира 256 . Там мы подверглись настоящему испытанию, мы, римляне, в одном домике, а бывшие с Кириаком – в другом, не имея даже слуги. Письма, которые от нас требовали, мы не отдавали, говоря: «Как возможно нам, будучи послами, не самому императору передать письма императора и епископов» Поскольку мы настаивали на своем отказе, первым к нам пришел нотарий Патрикий 257 , затем еще некоторые другие, и, наконец, некий офицер по имени Валериан Каппадокиец, сломав печать епископа Мариана 258 , взял запечатанное письмо императора вместе с другими письмами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

«Возлюбивший веру, — пишет преподобный Исаак Сирин, — как Бог распоряжается всяким тварным естеством, потому что вере дана возможность созидать новую тварь, по подобию Божию» 251 , и это о нём сказано:  Он делает, чего хочет душа Его  ( Иов. 23, 13 ). И напротив, никакого чуда не может быть там, где нет веры:  И  Господь  не совершил там многих чудес по неверию их  ( Мф. 13, 58 ). Но если возможность чуда укрепляет веру и является упованием свободы, то она же приводит в ужас и уничтожает всякое житейское разумение, всякий здравый смысл. Защищаясь, этот здравый смысл, этот «лжеименный разум» отвечает вере отрицанием Живого Бога, Его всемогущества, Его чудес. «Нельзя требовать от людей, чтобы они верили в вещи, в которые на известной степени образования они верить не могут: такая вера есть вера в содержание, которое является конечным и случайным, то есть не есть истинное, — утверждает Гегель. — Чудо есть насилие над естественной связью явлений и потому есть насилие над духом» 252 . Самодовольный человеческий разум, притязающий взойти  на небо, выше звёзд Божиих вознести престол свой и сесть на горе в сонме богов, стать подобным Всевышнему  (ср.: Ис. 14, 13–14 ), трепещет и ужасается пред лицом Христовой истины, ибо о ней возвещал пророк Исаия:  погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну  ( 1Кор. 1, 19 ). Действительно, когда Господь исцелил гадаринского бесноватого, приказав бесам покинуть его и войти в свиней, а те, одержимые злой силой, низверглись в море, жители этой земли, как сказано,  ужаснулись  ( Лк. 8, 35 ), и  просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом  ( Лк. 8, 37 ). Архиепископ Иоанн Сан-Францисский, толкуя этот евангельский сюжет, пишет, что гадаринцы прежде всего увидели в Господе своего Разорителя: «Божественный Разоритель зла и неправды, истребитель бесовской власти над миром… явился гадаринцам как житейский разоритель их имущества» 253 . Этот взор, ослеплённый страхом, в исцелении бесноватого смог увидеть только картину житейского ущерба: своих свиней, исчезнувших в глубинах Галилейских вод. Житейское ведение, не просветлённое верой, неизбежно изгоняет из своих пределов Христа, представляющего Собою угрозу его «свиньям» — и материальным, и духовным:  похоти плоти, похоти очей и гордости житейской  (ср.: 1Ин. 2, 16 ). Но Господь обратил  мудрость мира сего в безумие  ( 1Кор. 1, 20 ).

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

Вот что сообщили послы. Однако они не получили тогда исчерпывающего ответа. На следующий день Комнины пригласили их к себе и привели много доводов в доказательство неосуществимости предложения Мелиссина. Комнины обещали послам в ближайшее время познакомить их со своим решением через Георгия Мангана, чьим заботам послы были доверены. Между тем Комнины отнюдь не пренебрегали осадой, а насколько было возможно обстреливали и атаковали стены города. На следующий день Комнины призвали к себе послов и объявили им свое решение. Оно заключалось в следующем: возвести Мелиссина в сан кесаря, удостоить его короны, славословия и всего прочего, что подобает этому сану 250, и отдать ему главный город Фессалии (в этом городе воздвигнут прекрасный храм великомученика Димитрия, из священного гроба которого постоянно стекает миро, чудесно исцеляющее всех, кто является к нему с верой) 251. Послы были недовольны таким ответом, ибо их предложения не были приняты. В то же время они видели, что Алексей усиленно готовится захватить город, что под его командованием находится огромное войско, а у них самих уже остается мало времени. Они боялись, как бы Комнины, осмелев после взятия города, не отказались исполнить то, что обещают сейчас, и поэтому попросили изложить эти обещания в письменном виде в подписанном красными буквами хрисовуле 252. Новоявленный император Алексей согласился с этой просьбой, тотчас призвал к себе Георгия Мангана, который исполнял у него также обязанности секретаря 253, и поручил ему составить хрисовул. Тот в течение трех дней под разными предлогами оттягивал исполнение этого поручения: то он говорил, что устал за целый день и ночью не смог окончить грамоты, то – что написанное им ночью сгорело от упавшей искры. Выставляя эти и другие предлоги и как бы мороча голову 254, он всеми способами затягивал дело. Между тем Комнины выступили и скоро достигли так называемых Арет 255. Это место находится вблизи города, возвышается над равниной и тем, кто стоит внизу и смотрит на него, кажется холмом. Одна сторона его обращена к морю, другая – к Византию, две остальные – к северу и западу; этот холм обдувается всеми ветрами, там прозрачная ключевая вода, но нет никаких деревьев и растений, так что, глядя на него, можно подумать, будто лесорубы оголили этот холм. Самодержец Роман Диоген выбрал это место из-за его красоты и мягкого климата и соорудил там пышные и вместительные покои, предназначенные для кратковременного отдыха. По прибытии туда Комнины отправили отряды с приказом атаковать стену не гелеполами, осадными машинами или камнеметными орудиями 256 (на это у них не было времени), а силами пельтастов, метателей стрел, копьеносцев и катафрактов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Задумав во время пребывания на родине своей в Вифлееме, когда Господу угодно было уже сделать его царем, найти место для столицы своей и освятить это место устройством святилища, в котором бы покоилась святыня Израилева, Давид приступает к исполнению этой мысли немедленно после взятия Иевуса, который он и назвал своим городом. Для торжественного перенесения ковчега Господня в город, который отныне становится центром жизни всего народа, выведенного Богом из Египта, Давид собирает обширное ополчение и идет в Кириаф-иарим. Здесь левиты вероятно поднимают ковчег из дома Аминадава и становят его на новую (VI, 3) колесницу 251 , которую ведут два сына Аминадава, Озия и Ахия. В этом уже надо видеть отступление от закона, так как по уставу Чucл VII, 9 ковчег должен был быть несом левитами на плечах. По всей вероятности дом Аминадава был дом левитский, живший в Кириаф-иарим (хотя это недоказано) 252 но отступление от устава Моисеева было причиною смерти Озы, так как он протянул руку и коснулся ковчега, когда колесница наклонилась, и был поражен на месте. Напомним, что в кн. Исход и кн. Числ существуют постановления, доказывающие что и левиты не имели права дотрагиваться ни до ковчега, ни даже до стола хлебов предложения и курительного алтаря, и что именно для этого у этих предметов имелись шесты, на которых они подымались на плечи и которые никогда не вынимались: «в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него», говорится в кн. Исх. XXV, 15 253 . Только за эти шесты имели право браться левиты. Мы не можем судить теперь о степени виновности Озы, но может быть он был виновнее, чем кажется при поверхностном взгляде на это событие 254 . Мы знаем только, что «Господь прогневался на Озу; и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там, у ковчега Божия» (2 Ц. VI, 7). Где именно было это, не выяснено; в ст. 6 указано «гумно Нахоново», которое по преданию 255 тожественно с гумном Орны. По другому преданию (Stanley l. s. cit.) ковчег на колеснице наклонился на том месте, где Иисус Навин простер копье против жителей Гая, который находится к северу от Рамы. Наконец по третьему преданию событие это имело место между Рамой и Иерусалимом близь Гивы Сауловой 256 . Для Давида и всего народа это событие имело важное значение: оно указало царю, что перенесение ковчега завета должно совершаться с соблюдением законов и установлений, начертанных по повелению Божию в пустыне Моисеем, и что отступление от них есть недостаток благоговения к святыне. Давид, объятый страхом, не посмел продолжать перевозку ковчега на колеснице и до времени поставил его в дом некоего Аведдара Гефянина, который в 1Nap. XV, 25 назван Овед-Едом и несомненно был левит 257 . Три месяца находился ковчег в его домеи «благословил Господь Аведдара (Овед-Едома) и весь дом его» (2 Ц. VI, 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010