Максим на это ответил, что самой по себе отмены Типоса было бы недостаточно для того, чтобы он мог вступить в общение с Константинополем, – необходимо, чтобы были приняты анафемы, наложенные Латеранским собором на всех патриархов-еретиков: Сергия, Кира, Пирра и Павла. Только при этом условии можно считать ересь однозначно осужденной 250 . Таким образом, условием вступления в общение для Максима было принятие Константинополем решений Латеранского собора во всем их объеме, а не только в какой-то части (будь то даже отмена Типоса). Но именно это требование анафемы на еретиков было для епископа Феодосия, не говоря о властях Константинополя, наиболее болезненным. Даже после того, как он согласился с Максимом относительно правильности богословия Латерана и исповедал две воли и два действия во Христе, Феодосии признался: «Видит Бог, если бы этот собор не положил анафемы на известных лиц, я более всякого человека принял бы его» (Там же). Отметим, впрочем, что Максим не брал на себя вынесение последнего решения по вопросу об икономии (домостроительном снисхождении) при присоединении к Церкви еретиков, относя их к компетенции папы Римского, как единственного в данном случае православного первоиерарха. Так, когда епископ Феодосий спросил Максима, может ли быть отменена анафема на умерших епископов-еретиков, если нынешние власти Константинополя исповедуют во Христе две воли и два действия, тот ответил: «Идите, разузнайте, было ли когда что-либо такое, и разрешался ли кто по смерти от обвинения относительно веры , и пусть согласятся и царь, и патриарх подражать снисхождению Бога, и составят один – ходатайственный приказ, а другой – соборное прошение к папе Римскому. И, конечно, если найдется церковный образец, разрешающий это ради правого исповедания веры, я соглашусь с вами в этом» (Там же). До тех же пор, пока папа Римский не решит вопрос о разрешении от анафемы умерших без покаяния еретиков (при условии, разумеется, что император и патриарх исповедают истинную веру), Максим отказывается вступать в общение с теми, кем «подверженные анафеме лица упоминаются за святым возношением» из страха «осуждения анафемы» (Там же) 251 . Очевидно, Максим имеет в виду то, что причащающийся там, где возносится имя анафематствованного еретика, сам подпадает по ту же анафему (т. е. отлучается от Церкви) 252 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

245 . Вкладная запись Григория Дружиловича на пять крестьян и хлебную ругу для витебского Богородицкого монастыря 1406 г., октября 9/Вестник Юго-Западной и Западной России/Изд. К. Говорский. Киев, 1862. Т. 1. Отд. 1. С. 140–146. 246 . Востоков А. X. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. 247 . Голос в защиту предания о святом Василии I, епископе Рязанском/Чтения в ОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 147–160. 248 . Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры. 3-е изд. М., 1857. 249 . Горский А. В. Кирилл II, митрополит Киевский и всея России/Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. М., 1843. Ч. 1. С. 415–432. 250 . Горский А. В. О древних Словах на святую Четыредесятницу/Там же. 1858. Ч. 17. С. 34–64. 251 . Горский А. В. Святой Алексий, митрополит Киевский и всея России/Там же. 1854. Ч. 6. С. 89–128. 252 . Горский А. В. Святой Киприан, митрополит Киевский и всея Руси/Там же. 1848. Ч. 6. С. 295–369. 253 . Горский А. В. Святой Петр, митрополит Киевский, и его исповедание веры/Там же. 1844. Ч. 2. С. 73–84. 254 . Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Мо­сковской Синодальной библиотеки. М., 1855–1917. 3 отд. Отд. 1: Священное Писание. М., 1855. Отд. 2: Писания святых отцов. М., 1858–1862. 3 т. Т. 1: Толкования Священного Писания. М., 1858. Т. 2: Писания догматические и духовно-нравственные. М., 1859. Т. 3: Разные богословские сочинения. (Прибавление). М., 1862. 255 . Григорович В. И. Протоколы Константинопольского патриархата XIV столетия. СПб., 1847. (Оттиск из ЖМНМ. 1847. Ч. 54. 6. Отд. 2. С. 131–164). 256 . Григорьев В. В. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству: Историко-филол. исслед. М., 1842. 257 . Два поучения о постах/Православный собеседник. 1859. Ч. 3. С. 444–455. 258 . Диев М. Историческое описание костромского Ипатьевского монасты­ря. М.,1858. 259 . Димитрий (Туптало), свт., митр. Ростовский. Жития святых (Четьи Минеи). 260 . Доброхотов В. И. Памятники древности во Владимире Кляземском. Соборы: кафедральный Успенский и бывший придворным великого князя Всеволода – Дмитриевский. М., 1849.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ин. 6:63. 226 Пс. 118:13. 227 Лк. 3:2. 228 Лк. 1:70,72. 229 Иона 1:1. В оригинальном библейском тексте: бысть слово Господне ко Ионе [сыну] Амафиину. 230 Ис. 2:1. 231 Исх. 3:6. 232 Быт. 2:7. 233 1 Кор. 15:45. 234 Быт. 1:26. 235 Ср. Пс. 13:3, Притч. 23:32. 236 «τ ζν εκεθεν» — буквально: «живущее отсюда», то есть почерпающее жизненную силу от души. 237 1 Кор. 15:45. 238 1 Кор. 2:16. 239 1 Кор. 6:17. 240 Григорий Богослов, Слово 30, 21, PG 36,… (р. п.: Т. 1. С. 443). Ср. также Кирилл Александрийский, Homiliarum incertarum fragmenta, 6, Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in D. Joannis, Oxford, 1872 (репринт: Brussels, 1965), C. 462 (TLG). 241 В последних двух предложениях нам пришлось сильно изменить порядок слов по причине несогласованности оригинального текста, где эти два предложения являются одним и притом весьма сложным по конструкции. 242 Точное исповедание веры, 8, op. cit., 8, 289–293 (р. п.: С. 27 (99)). 243 Иак. 1:17. 244 Иоил. 3:1. 245 1 Кор. 12:8. 246 1 Кор. 2:10. 247 1 Ин. 2:27; 3:24; 4:13. 248 Василий Великий, О Святом Духе, 24, 55, PG 32,172В (р. п.: Ч. III. С. 318). 249 Т. е. Сам Дух. 250 Его же, Против Евномия, 5, PG 29, 772 С (р. п.: Ч. III. С. 229). 251 1 Кор. 12:4–6. 252 2 Кор. 6:16. 253 См. Иез. 37:27. 254 Василий Великий, О Святом Духе, 19, 48, PG 32,156D (р. п.: Ч. III. С. 306). 255 Гал. 5:22. 256 Против Евномия, 5, PG 29, 772 С (р. п.: Ч. IIΙ. С. 229). 257 Рим. 3:19. 258 Деян. 1:4. 259 Деян. 1:5. 260 Ин. 14:16. 261 Ин. 14:26. 262 Ин. 15:26. 263 Ин. 16:7. 264 Там же. 265 Очевидно, здесь имеется в виду ниспослание Духа от Отца на Христа при Его крещении. 266 Ин. 13:14. 267 Ин. 14:26. 268 Ин. 15:26. 269 Ин. 16:8. 270 Ин. 16:14. 271 Ин. 16:13. 272 Там же. 273 Там же. 274 Ин. 12:49. 275 Ин. 16:15. 276 Ин. 16:14. 277 Ин. 14:16. 278 Ин. 14:26. 279 Мф.15:24; Лк. 4:43; Ин. 17:3 и др. 280 Ис. 9:6. 281 Молитва «Царю Небесный». 282 В оригинале стоит множественное число: «των χαρτων». 283 1 Кор. 12:9, 30. 284 1 Кор. 12:10. 285 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалласию, Пролог, PG 90, 264В (р. п.: Творения преподобного Максима Исповедника, Книга 11, перевод С. Л. Епифановича, А. И. Сидорова, М. («Мартис»), 1993, С. 16). Св. Григорий здесь значительно переиначивает данное место из преп. Максима, которое в оригинале выглядит так: «Святой Дух Божий … обычно ведет [человеческий] разум к сожительству [с Собой] и делает божественным изваянием сущей по подобию [Божию] красоты, ничего из естественно присущих божеству [свойств] по благодати не лишенным». 286

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

. Деяние 6-е. Манси XIII, 300 А—В. . Следует отметить, что единственным западным писателем, приводившим догмат Боговоплощения в защиту икон, был папа св. Григорий II, римлянин родом, но под сильным влиянием Востока. . См.: Острогорский Г. Рим и Византия в борьбе за почитание икон//Семинариум Кондаковианум, VI, Прага, 1933, с. 73—87. Манси XIII, 377—380 . Цит. по: Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937, с. 178. . См. статью: Лосский В. Предание и предания//В кн: Смысл икон (The Meaning of Icons). Берн, 1952. . Изложение православной веры. Творения. Спб., 1913, т.1, с. 322 (кн. IV, гл. XVI. P.G. 94,1,1173 и 1176). К этой ссылке на Ап. Павла можно добавить, что если ограничить христианство одним Писанием, то придется прийти к заведомо нелепому выводу, что подавляющее большинство Апостолов не исполнили завета Христова: «Шедше в мир весь, проповедуйте Евангелие всей твари». Ведь кроме 12 Апостолов, было еще 70 других. А записанными сохранилось всего четыре Евангелия и несколько Посланий Но то, что не записано, также продолжает жить в церковных преданиях, главным образом в богослужении и иконописании. Деяние 6-е, с. 440 Манси XIII, 252. . Там же, кол. 369 А. Деяние 6-е, с. 487. Там же, кол. 300 С; там же, с 442. . Следует отметить, что образ имеет некоторые возможности, которых не имеет слово. Он, во-первых, является способом выражения более непосредственным; во-вторых, обобщение образа и шире, и лаконичнее обобщения словесного. Так, например, икона сжато и непосредственно показывает то, что словесно выражается в целом богослужении праздника. Послание 2-е Деяния, с 41 Манси XII, 978 «Иконы никак не являются составной частью, и уж во всяком случае, не первостепенно важной частью православного культа» ( см. Beck H.G. Von der Fragwurdigkeit der Ikone Bayensche Akademie der Wissenschaften, Sitzungsbenchte Jahrgang, 1975, Heft 7, Munchen, 1975 S 33) . «Это различие никогда так и не было понято на Западе», — отмечает И. Мейендорф. И добавляет: «Сам Фома Аквинский признает относительное поклонение изображениям, что вызвало обвинение Латинской Церкви в идолопоклонстве православным Собором в Святой Софии в 1450 г. (Манси XXXII, 103) и позже Реформацией» (Le Christ dans la mlйologie byzantine. P. 251).

http://sedmitza.ru/lib/text/440344/

226. Иеромонах Серафим Саровский. 227. Рим. 5. 5. 228. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 229. Ответ 216. 230. …еще пища была в устах их, гнев Божий пришел на них (Пс. 77. 30–31). — Эта статья и следующие за ней две заимствованы из 5-го Слова святого Исаака Сирского. 231. 1 Кор. 14. 20. 232. Мф. 6. 7–8. 233. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 234. Лк. 6. 12. 235. Иеромонах Серафим Саровский, инок, особенно преуспевший в молитве, препроводил тысячу дней и тысячу ночей, стоя на камне и вопия ко Господу: Боже, милостив буди мне, грешному! «Сказание о жизни и подвигах о. Серафима». Москва, издание 1844 года. 236. Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах… Мы постоянно пребудем в молитве и служении Слова (Деян. 6. 2, 4). 237. Лествица. Слово 28. 238. Ср.: 2 Кор. 3. 18. 239. Святой Исаак Сирский. Слово 16. 240. Деян. 10. 11. 241. Деян. 10. 3. 242. Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам (Деян. 22. 21). 243. Мф. 4. 17. 244. Лк. 17. 21. 245. Лк. 11. 9–10, 13. 246. Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18. 7–8). 247. Мф. 15. 22–28. 248. Слово 3, гл. 1. 249. Лествица. Слово 28, гл. 3. 250. Лк. 1, 17. 251. Требник. Последование исповедания. 252. Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь (Мф. 18. 17). 253. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 13). 254. Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5. 23–24). 255. Не можете служить Богу и мамоне (богатству). Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?», или «что пить?», или «во что одеться?». Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6. 24, 21, 31, 33). 256. Ин. 14. 1. 257. Мф. 6. 6. 258. Алфавитный патерик. Преподобный Арсений Великий. 259. Святой Исаак Сирский. Слово 41. 260. Святой Иоанн Карпафийский, гл. 13. Добротолюбие. Ч. 4.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

658 Труды Киевской Духовной Академии, 1886, т. 3, стр. 305. Изображение двух ангелов,. несущихъ большую свешивающуюся плащаницу из драгоценной ткани, есть в грузинском ркп. Евангелии XI в., изданном в соч. Rohault de Flery, La messe, VI vol, p!. 489. Н.П. Кондаков, цит. соч., стр. 226 прим. 659 Прежде воздух носили в этом случае на правом плече. См., например, в служебнике митроп. Киприана, ркп. Синод. б-ки 344 (601), л. 23. Описание, III, 1, стр. 14. См. у А. Дмитриевского . Богослужение в Русской церкви в XVI в., стр. 113. 661 О рипидах Du Cange, Glossarium graecitatis. coll. 1300–1301. Е.Е. Голубинский, История Русской Церкви, 1, 2. стр. 251–252. 662 Такие изображения целыми рядами располагаются вокруг среднего изображения независимо от того, будет ли то «снятие с креста» или «евхаристия». 663 Писания, т. 1, стр. 392. Проф. Красносельцев. Сведения о некоторых литургических ркп. стр. 356. 664 Проф. А.П. Голубцов . Соборные чиновники, стр. 219 и прим. 3. Его же. Об особенностях архиерейского служения литургии с точки зрения древнецерковного обряда. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1903 (=Богословский Вестник, 1903, 3), стр. 13–14. 668 Там же. стр. 113. Никиты и Иоанна, стр. 143, 170. См. еще стр. 18, 31, 70, 81, 136, 180, 186, 215, 226. 671 Там же, стр. 128, 209. В чиновниках и описях Успенского собора встречаем и плащаницы, и покровы, при чем эти названия употребляются без строгого различия между ними, хотя из некоторых выражений можно заключать, что плащаницы и покровы не одно и то же. Иногда говорится, что полагаются вместе и плащаницы, и покровы. «Того же дни (20 дек.) после обедни ключари полагают на чудотворцовы раки плащаницы большие, а другие бархатные черные наверх» (стр. 27). «А перед вечернею ключари кладут иъ казны плащаницы, на них же шиты образы Петра и Ионы, и покровы жемчужные, на Петрову раку плащаницу да покров, а другую плащаницу на Иону чюдотворца кладут в раку на мощи святого, а на верхнюю дцку покров» (стр. 203). Различаются еще «покров чудотворца» (Чиновники, стр. 209. Русская Истор. Б-ка. т. 3, стлб. 345, 346, 450, 528, 726, 762, 763:765) и «покров гроба или раки чудотворца» (Чиновники, стр. 73, 110. Русская Истор. Б-ка, т. 3, стлб. 345, 346, 533:764). Можно думать, что плащаница в тесном смысле есть покров на самые мощи, внутрь раки. Покров же кладется сверх раки. На плащаницах преимущественно вышивались образы угодников (РПБ, т. 3, стлб. 345, 346, 450, 528, 762, 763, 765:766), а на бархатных покровах только кресты (РПБ, т. 3, стлб. 345, 346, 347, 348, 452, 453:529). Срвн. Мнение Е.Е. Голубинского . История Русской Церкви, I, 2. стр. 918–919. Покровом в надписях иногда назывался и воздух с изображением «положения во гроб» ( Н.П. Кондаков . Памятники христ. искусства на Афоне, стр. 278).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5–ое правило I Никейского собора. 237 Возможно, что Никейский собор считал, что все дела относительно отлучения должны восходить к митрополичьему собору в порядке ревизии. Однако уже Антиохийский собор, как показывает его 20–ое правило, имел в виду апелляцию. 238 1–ое Апостольское правило (по Книге правил). 239 2–ое правило Антиохийского собора. 240 Никодим Милаш, Правила с толкованиями, т.1, с.60–61. В средние века анафема отличалась от великого отлучения только лишь большей торжественностью. Первоначально anathema означало все то, что посвящается божеству, а потому и отделено от всего несакрального. В отношении к людям anathema стала означать того, кто посвящен Богу, отдан ему на суд и отделен от общения со всеми. 241 Вопрос Петра и ответ Христа имеют двоякий смысл. С одной стороны, ответ Христа относится лично к Петру, а следовательно, и к любому члену Церкви, который должен не ограничиваться в своем прощении, но, с другой стороны, к Петру как апостолу, подтверждая то, что сказано Им в стихе 18. Поэтому ответ Христа относится и к тем, кто находится в состоянии herem или sammata. 242 См. параллельные места: Мк.3,28–30; Лк.12,10. 243 См. также Евр.12,15–17. 244 См. C.Spicq, L " origine johannique de la conception du Christ–pretre dans l " Epitre aux Hebreux. — in: Aux Sources de la tradition chretienne, Paris–Neuchatel, 1950, p.258. 245 Ерм, Пастырь, Заповедь IV, III, 1. (Русск. пер., с.259.) 246 Там же, с. 160. 247 Там же, с. 259–260. 248 Подобие IX, XIX и XXVI. 249 Я отпускаю грехи прелюбодеяния и блуда по совершении покаяния. 250 De pudicitia, 1,6. 251 Ibid., XXI. 252 13–ое правило I Никейского собора. 253 8–е правило I Никейского собора. 254 Mansi, III, 1145. 255 57–ое правило Василия Великого (по Книге правил). 256 58–ое правило Василия. 257 59–ое правило Василия. 258 64–ое правило Василия. 259 56–ое правило Василия. 260 4–ое правило Анкирского собора (по Книге правил). 261 5–ое правило того же собора. 262 5–ое правило того же собора. 263 9–ое правило Неокесарийского собора. 264

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Так он записал о жабе, которая будто, ходя по улицам, пожирала людей, или о метлах, которые будто сами мели на улицах. Важнее всего известие Стефана о том, что из Студийского монастыря посылалось в Русь много книг, уставов, триодей, и что нашел он там двух новгородцев, которые занимались списыванием книг. «Ту виде нас св. патриарх Царяграда, ему имя Исидор». Это Исидор, бывший патриархом 1347–1350 г. и известный по любви к церковному пению и по сочинению акафистов. 69. Св. Моисей , архиепископ Новгородский. Сын богатых родителей, он с юности возлюбил Господа; обучась грамоте, усердно посещал храм, и тайно от родителей удалился в Отрочь монастырь, где и постригся. По просьбе родителей, перешел потом в Колмов монастырь к благочестивому игумену Макарию. В 1325 г. избран он был в архиепископа. В 1329 г. удалился на покой; но в 1352 г. упросили его снова принять на себя управление епархиею. Он основал несколько монастырей: в 1335 г. Деревяницкий, в 1351 г. Успенский на Волотове, в 1355 г. Михайлов на Сковородке, в 1357 г. женский Св. Духа и в Радоковицах Богородичный. (Собр. летоп. III, 73, 74, 77, 85, 86, 1 80). В 1359 г. опять удалился он на покой и скончался в 1360 г., созревши в духовной жизни. Летопись говорит о нем: «Добре пасяше свое стадо, многы писцы изыскав и книгы многы исписав... многы утвердив учением своим; прихождаху к нему, поучающеся от него день и нощь... Скончася много писание оставив» (там же, 182). К сожалению, ныне не известны назидательные наставления святителя. Известно только Евангелие, писанное по его воле в 1355 г. (Синод. библ.). О тексте сего Евангелия см. в Опис. Слав. рукоп. Синод. библ., М., 1855 г., стр. 221–223, 235, 251, 252, и у Буслаева (Материалы для ист. письменности, М., 1855 г.), стр. 32 38. В Псковской летописи, в конце описания мора, под 1352 г., читаем: «се же ми написавшу от многа мало, еже худый мой ум, в худости же и память, принесе». Очевидно, это говорит современник мора, но говорит уже по воспоминанию, и следовательно после мора. Под 1360, 1368 и 1369 г. видим также очевидца событий. По этим признакам можно положить, что в 1370 г. окончилась Псковская летопись того современника св. Моисею, который подробно описал мор 1352 г. Подтверждением служит и то, что около того же времени начинаются разности между Синодальным и другими списками Псковской летописи (Собр. летоп. т. V, предисл.). 70. Св. Алексей , митрополит всей России 1354–1377 г. Сын боярина Баконта (родоначальника Плещеевых); с 18-ти лет он был иноком Богоявленского Московского монастыря, где и получил духовное образование. С 1350 г. он был епископом Владимирским и помощником митрополиту Феогносту по управлению митрополиею. Молитвою веры своей исцелил он царицу Тайдулу и силою слова унизил гордого защитника Магометанской веры (Опис.муз. 275). Скончался в 1378 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тут только и можно вспомнить известное выражение: виноват да повинен, Богу не противен! Александр Ужанков 16/04/2002 Соболевский А.И. Резюме доклада в О-ве Нестора-летописца 15 февраля 1886.//" Чтения в Историческом О-ве Нестора " . Кн. 2.- Киев, 1888 г.; Он же. Материалы и заметки по древнерусской литературе//ИОРЯС.- T.XXI.- Кн.2.- 1916.- С.210-211. Там же, С.211. Лично мне трудно представить, как переписчик (а, скорее всего, это был монах), зная дороговизну пергамена и взявшись за серьезную работу, не изучил прежде текст переписываемого произведения, и потому исказил его, не выполнив тем самым добросовестно своего послушания! А ведь переписчики более всего боялись допустить искажения переписываемого текста, почитая это за грех, и просили прощения и молитв за них в приписках к средневековым рукописям. " Слово о полку Игореве " . Ред и прим. В.А.Яковлева. - Спб.,1891.- C.IX. Перетц В.Н. " Слово о полку Iropebiм " . Пам " ятка - Pyci XII biky. - 1928. - С.39-40. Маштаков П.Л. К тексту " Слова о полку Игореве "http://ИОРЯС.- 1918.- T.XXIII.- Кн. " .- С.74-76. Гудзий Н.К. О перестановке в начале текста " Слова о полку Игореве "http://Сб. " Слово о полку Игореве " .- М.-Л., 1950.- С.249-254; Он же. Еще раз о перстановке в начале текста " Слова о полку Игореве "http://ТОДРЛ. - T.XII. - М.-Л., 1956. - С.37-41. Его оппонентом выступил В.И.Стеллецкий: Стеллецкий В.И. К вопросу о перестановке в начале текста " Слова о полку Игореве "http://ТОДРЛ.- T.XI.- М.-Л.,1955.- С.48-58. Гудзий Н.К. О перестановке в начале текста " Слова о полку Игореве "http://Сб. " Слово о полку Игореве " .- М.-Л., 1950.- С.251-252 Там же, С.254. Туровский Кирилл. " Слово на собор святых отець 300 и 18... "http://ТОДРЛ. - T.XV. - М.-Л.,1958.- С.344. См. многочисленные примеры, приведенные В.Н.Перетцем: Перетц В.Н. " Слово о полку Iropebiм " . Пам " ятка - Pyci XII biky. - 1928. - С.159-162. Робинсон А.Н. Солнечная символика в " Слове о полку Игореве "http://" Слово о полку Игореве " . Памятники литературы и искусства XII-XVII веков. - М.,1978. С.7-58. Причем, что интересно, в 8 случаях из 12 солнечное затмение предшествовало смерти князя, а в 2 случаях трудно установить, поскольку не известна точная дата смерти.

http://pravoslavie.ru/archiv/slovo-chris...

Он, как я упомянул, необычайно сияя добродетелями, покинул этот мир. Узнав об этом, славный 237 епископ Агрикола 238 послал своего архидиакона, чтобы перенести тело святого на городское кладбище, но монахи воспрепятствовали тому, так что он не смог исполнить повеление. Тогда, построив за городом лепрозорий, при собрании аббатов и всего клира, перенес святые мощи в базилику 239 , находившуюся там, и поместил со всяким усердием в той же базилике. Ныне сам святой непрестанно являет свою жизнь со Христом многими чудесами. Об аббате Иоанне Жил в селе Тернодоре 240 в Лингоникской 241 епархии 242 аббат Иоанн –человек исключительной святости, стяжавший, согласно своему имени, Божию благодать. Известно, что когда он пожелал устроить монастырь, названный им Реомат 243 , и братия испытывала большой недостаток в воде, он спустился в необыкновенно глубокий овраг, где обитало ужасное пресмыкающееся – василиск. Призыванием имени Божия святой умертвил змея и, очистив тот овраг, сделал воду в ручье, бывшем в нем, пригодной для питья. И я, когда проезжал через Лугдун 244 и был радушно принят братией того монастыря, взял немного той воды, потому что она помогает больным лихорадкой. Известно и такое чудо того же мужа. Один братоубийца, за преступление свое скованный железными цепями, был осужден семь лет ходить по святым местам 245 . Когда он пришел в Рим, то божественным откровением узнал, что может быть прощен, только поклонившись святым мощам Иоанна, аббата Реоматского. Поэтому он, посещая различные святые места, наконец, пришел в базилику, где, недалеко от монастыря 246 были положены мощи праведника, и, там усердно молясь и бывая на бдениях, совершенно освободился от своих оков. Прожил же праведный и благочестивый муж, как и законодатель Моисей, сто двадцать лет, «…но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» 247 . Был он наставником достойного мужа, о котором я расскажу в своем месте 248 . Глава 86. Об аббате Секване В той области Лингоникской жил и обладал великими добродетелями и аббат Секван 249 : еще при жизни он часто освобождал людей от дьявольских пут, а после смерти его с места его погребения уходили свободными достойные освобождения узники. Однажды король Гунтрамн обнаружил пропажу кем-то тайно украденного рога 250 , которым король имел обыкновение либо созывать охотничьих собак 251 , либо погонять коней 252 . По этому обвинению он многих бросил в тюрьму, но все безрезультатно. Трое из них устремились к гробнице упомянутого исповедника. Прослышав об этом, король приказал заковать их в цепи и колодки. Это было сделано. Среди ночи в базилике воссиял свет ярче любого земного света; железные оковы на их ногах сломались, а цепи порвались 253 , и узники, таким образом, были избавлены от заключения. Когда об этом узнал король, то, испугавшись, приказал скоро освободить их от суда. Глава 87. О Маркелле, епископе Парижском

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010