На первый взгляд, все содержание «Обращения 138» можно выразить тремя словами «Давайте жить дружно!». Во всяком случае, именно так его поняли большинство из христианских деятелей, опубликовавших свои ответы. Большинство из них оценили «Обращение» сугубо положительно и призвали открыть им новую страницу диалога. В свою очередь, председатель Папского совета по межрелигиозному диалогу кардинал Жан-Луи Торан заявил, что между Римско-католической церковью и исламом может вестись плодотворный диалог культуры, любви и духовности, однако отметил, что «если мусульмане считают правильным иметь большую и красивую мечеть в Риме, то так же правильным является то, чтобы христиане имели церковь в Эр-Рияде», а также указал на то, что не может быть никакого диалога с тем исламом, который проповедует и практикует терроризм, так как тогда речь шла бы не о настоящем исламе, а об извращении этой религии . Русская Православная Церковь пока не дала ответ на «Обращение», однако сделает это в ближайшее время. По оценкам как мусульманских, так и христианских экспертов «Обращение 138» реально активизировало исламо-христианский диалог, в частности, позволив Ватикану выступить с целым рядом ответных инициатив и укрепить свои пошатнувшиеся позиции в исламском мире. Сейчас Папа собирается вновь повысить уровень ответственного за межрелигиозный диалог подразделения Курии и планирует провести ряд встреч с мусульманскими богословами. В России, впрочем, развитие заложенных в «Обращении 138» мыслей вызвало очередной межрелигиозный скандал. 14 сентября 2007 года муфтий Равиль Гайнутдин, выступая на конференции «Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития», сделал ряд сенсационных заявлений, которые в наиболее полном виде воспроизвело агентство «Благовест-инфо»: В интервью «Благовест-инфо» муфтий отметил, что межрелигиозный диалог в социальной сфере, в борьбе против экстремизма, в борьбе против наркотиков развивается в России активно. Однако он считает это недостаточным. Сегодня необходимо вывести осмысление межрелигиозных отношений «на совершенно новый уровень», начав богословский диалог между тремя авраамическими религиями. Основой для такого диалога станет «исключительно позитивное отношение» мусульман к верующим других монотеистических религий как к «людям Писания». С точки зрения мусульманского лидера, цель такого диалога - добиться «уважительного отношения к исламу», показав, что «ислам - богоданная религия, а Коран - богоданное священное писание».

http://bogoslov.ru/article/291125

Десеть грамот великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев к Преосвященному митрополиту о сенных деньгах на покупку конских кормов 201-го, и 202-го, и 203-го, и 204-го, и 205-го, и 206-го, и 207-го, и 700-го, и 701-го годов. Две грамоты великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца к Преосвященному митрополиту — велено Преображенского и Семеновского полков пехотного строю всяких чинов служилым людем и салдатом взять взаймы с вотчин семьсот пятьдесят четвертей ржи, овса тож, 205-го году. Пять грамот Святейших патриархов Иоасафа, Иоакима, Адриана 176-го, и 177-го, и 195-го, и 201-го годов. Грамота Преосвященного митрополита х казначею иеродиакону Ионе Вологоцкому да к приказному Саве Ширяеву 196-го году. (Л. 47) Выпись с суздальских писцовых книг писма и меры Михаила Трусова да дьяка Федора Витофтова на домовые архиепископли вотчины 136-го, и 137-го, и 138-го годов, переплетены в полудестевых тетратех, в красной коже. Выпись с володимерских писцовых книг писма и меры Федора Скрябина на домовую вотчину на село Добрынское 137-го, и 138-го, и 139-го годов, за приписью дьяка Бажена Степанова, на столпцах. Выпись межевая Григорья Михайлова сына Аничкова да подьячего Тимофея Антипина на домовую землю, которую они розводили и розмежевали с посацкою землею — на луг Андреевской, да на луг Ворок, да на луг Болтоусов, и на иные земли, — 160-го году, за их, межевщиковыми, руками, на столпцах. Выпись с книг Суздальского уезду писма и меры Михаила Трусова да дьяка Федора Витофтова 136-го, и 137-го, и 138-го годов на церковные жилые и пустовые земли, без дьячьи руки, в красной коже. (Л. 47 об.) Выпись с книг Московского уезду писма и меры Федора Пушкина да дьяка Федора Строева 135-го и 136-го годов на домовую вотчину на село Шубино, что на речке на Северке, з деревнями, за приписью дьяка Ивана Хрипкова . Выпись с отказных книг Григорья Семенова сына Фефилатьева 148-го году на домовую Никольскую землю, что на Юньге, а над тою выписью наклеен наказ козьмодемьянского воеводы Максима Федорова сына Стрешнева.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

Для Василия эта инверсия (перестановка) настолько дорога, что он прибегает к ней еще два раза: один раз в заключительном разделе Шестоднева, а другой — в тексте, который с большой долей вероятности приписывается ему, хотя, возможно, принадлежит автору из его ближайшего окружения. В обоих случаях смена привычной функции падежа обосновывается и объясняется особо, не оставляя ни малейшей неясности в понимании мысли Святителя. В Шестодневе, в последней, девятой беседе, посвященной теме творения человека, Василий пишет: «...к познанию Бога не столько ведет небо и земля, сколько наше собственное устройство, если кто-нибудь внимательно изучит самого себя, как говорит пророк: Дивно познание Тебя через меня (Пс 138:6), т.е., рассмотрев самого себя, я уразумел превосходство Твоей мудрости» [xxiii] . Еще более обстоятельное толкование цитаты из 138-го Псалма содержится в тексте «Беседы о сотворении человека» (3215), подлинность которого отстаивал такой специалист, как Михаэль Ван Эсброэк. Этот текст еще больше уточняет изначальную мысль Василия Великого: «Мы склонны изучать небо тщательнее, чем себя самих. Не пренебрегай же чудом, заключенным в тебе. Ты убежден в своей незначительности, но дальнейшее рассуждение раскроет твое величие. Вот почему мудрый Давид, прекрасно умеющий познавать самого себя, сказал: Дивно познание Тебя через меня (Пс 138:6). Чудесным образом я пришел к познанию Тебя. Каким же образом? — через меня (ποθεν; ξ μο). Дивно познание Тебя через меня. Познавая всю сложность и то, с какой мудростью устроено мое тело, я через это крохотное создание постиг великого Творца» [xxiv] . Мысль святителя Василия в данном случае проста — познание Бога человеком находится в прямой связи с самопознанием человека. В своем изначальном основании мысль эта сводится к богооткровенной библейской истине —  свидетельству о сотворении человека по образу и подобию Божию (Быт 1:26), лежащему в основе всей христианской антропологии. Среди более поздних авторов, которые воспользовались этим выразительным приемом Василия следует упомянуть Феодорита Кирского [xxv] , Иоанна Филопона [xxvi] и Иоанна Дамаскина. Последний писал в «Точном изложении православной веры» гл. 25: « Уидивися разум твой от мене , то есть от моего устройства» [xxvii] .

http://bogoslov.ru/article/498560

   См. с. 96—97 наст. изд.    Т. 5. С. 133.    Отгнание, отвлечение.    Т. 5. С. 433.    Т. 5. С. 225.    Т. 2. С. 565.    Т. 5. С. 134.    Т. 2. С. 214.    Т. 2. С. 139.    Там же.    Т. 2. С. 140.    Т. 2. С. 138.    Т. 2. С. 138.    Т. 2. С. 138.    Т. 2. С. 505 (св. Иоанн Лествичник).    Т. 2. С. 504.    Там же.    Т. 2. С. 132 (св. Иоанн Кассиан Римлянин).    Т. 2. С.132 (св. Иоанн Кассиан Римлянин).    Т. 5. С. 279 (св. Григорий Палама).    Т. 2. С. 212—213.    Т. 5. С. 133.    Там же.    Т. 3. С. 364—365.    Т. 3. С. 364.    Т. 1. С. 133—134.    Т. 5. С. 477—478.    Т. 5. С. 408. Глава 15. Необходимость духовного руководства при прохождени... 15.1. Причины, в силу которых молящемуся необходим старец-руководитель    Всякого рода уклонения с истинного пути влекут за собой печальные, а иногда и непоправимые последствия для идущего путем подвига без всяких указаний и советов. При этом недостаточно одного знакомства по творениям святых отцов с молитвенным подвигом. Теоретические знания в данном случае не смогут заменить того, что даст старец-руководитель. «Кто по слуху или учению трудится в молитве, всуе трудится, не имея руководящего», — говорит святой Григорий Синаит. Стремящийся «достигнуть чистой молитвы в безмолвии должен шествовать к сему в трепете великом... и с испрашиванием руководства у опытных», т. е. у тех, как учит святой Григорий Синаит, «кои опытно изведали болезни и труды деятельной добродетели, и под их руководством проходить ее».    На обязанности духовного руководителя, по словам святого Феодора Студита, лежит возвещение своим ученикам должного отвращения от недоброго и утверждение в добром. Старец, как опытный кормчий, должен управлять жизнью и волей своего ученика, которые тот вверяет ему. Как для корабля, ведущего борьбу с волнами, необходим опытный рулевой, так и для тех, «у коих идет борение и война тела против души, — как говорит преподобный Феогност, — необходимо иметь вождя и правителя и слушаться его, как умеющего с знанием дела править рулем жизни нашей и снаряжать нас вовремя благопотребными оружиями, чтобы не захватили нас в плен невидимые супостаты и страсти не потопили, по неопытности нашей».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Соч.: Древнейшие протестанты в Западной Церкви//ТКДА. 1862. 7. С. 277-347; Бюджет содержания учителя семинарии на 1863 г.//Там же. 1863. 1. С. 76-88; Состояние греко-вост. Церкви в кон. XVI и нач. XVII ст.//Там же. 7. С. 361-384; Очерк жизни св. ап. Павла как введение в его Послания: (По Биснингу)//Там же. 1864. 11. С. 501-568; Свойства пресвитеров и диаконов по смыслу 3-й гл. 1-го послания св. ап. Павла к Тимофею//РукСП. 1865. Т. 1. 14. С. 445-457; 15. С. 485-491; Страница из истории католич. духовенства прежних веков//Там же. 1866. Т. 2. 21. С. 138-151; Библия на рус. яз.//Там же. Т. 3. 52. С. 627-642; Краткое обозрение пастырских посланий св. ап. Павла//Там же. 1868. Т. 2. 31. С. 455-465; Библиогр. сведения о кн. Деяний апостольских//Там же. Т. 3. 39. С. 104-108; По поводу издания на рус. яз. римско-католич., лютеран. и евр. катехизисов//Там же. 1869. Т. 1. 1. С. 13-21; Ветхозаветное священство//Там же. 4. С. 117-131; Ветхозаветные клирики, или левиты//Там же. 10. С. 361-370; Каженики и скопцы, по писанию и толкованию св. Иоанна Златоуста//Там же. 12. С. 427-431; Пастырские наставления Иисуса Христа апостолам при отправлении на проповедь//Там же. 16. С. 585-600; Экзегетические заметки для пастырей-проповедников//Там же. Т. 2. 30. С. 428-441; 32. С. 499-514; Т. 3. 37. С. 45-55; 38. С. 80-88; 44. С. 281-296; Существенное требование совр. христ. проповеди//Там же. Т. 3. 50. С. 512-528; Письма к псаломщику//Там же. 1870. Т. 1. 3. С. 73-83; 5. С. 151-161; 7. С. 234-244; 11. С. 385-392; Т. 2. 31. С. 451-461; Первосвященство Христово по учению ап. Павла в Послании к евреям//Там же. Т. 1. 6. С. 174-187; 10. С. 325-336; 13. С. 440-447; Т. 2. 22. С. 166-177; Пресвитеры в первенствующей Церкви и в настоящее время//Там же. Т. 1. 17. С. 577-589; Пастырские дневники//Там же. Т. 3. 38. С. 94-102; Беседы псаломщика с грамотными прихожанами о Псалтири//Там же. 43. С. 262-270; 49. С. 497-505; 52. С. 650-655; 1871. Т. 1. 12. С. 369-380; Современно-обществ. вопросы и церк. проповедь//Там же. 1870. Т. 3. 47. С. 419-428; Ответ церковно-пастырской практики на совр. пастырские вопросы//Там же. С. 441-448; Пастырские заметки//Там же. 1871. Т. 1. 14. С. 491-500; 17. С. 592-600; Т. 2. 34. С. 604-612; Наука и сельское пастырство//Там же. Т. 1. 16. С. 558-567; Поучения, сказанные в г. Могилёве. Могилёв, 1893; Поучения в дни Страстной седмицы. Каменец-Подольск, 1897; Поучения о религ. воспитании детей. Каменец-Подольск, 1898. Павловск, 1994. М., 1995, 2003; Поучения, сказанные в 1897 г. Каменец-Подольск, 1898, 1901; Поучения. Екатеринбург, 1901. СПб., 2005; Кормчая книга по морю житейскому. М., 1994; Как искоренить детские пороки. М., 1997; С самого раннего возраста. М., 1997; О воспитании детей. Екатеринбург, 2007. М., 2009.

http://pravenc.ru/text/674021.html

«Зане согрешиша Господу, пажить правды, собирающему отцев их Господу». Так и блаженный Давид говорит: «мы же людие Его и овцы пажити Его» ( Пс.99:3 ). Тоже и здесь говорит Иеремия, а именно, что были они пажитью правды Господу, Который избрал отцов их. Иер.50:8 . Отъидите от среды Вавилона, и от земли халдейски изыдите, и будите яко козлища пред овцами. Слово: «козлища» сирский толковник перевел: козлы. Посему советует им превзойти крепостью Вавилонян, и возвратиться в отечество. Потому и уподобил их козлам; так как козлы сильнее овец. Так и богомудрый Даниил видел Александра подобным козлу, а Дария подобным овну ( Дан.8:20,21 ). Сказует же Пророк о множестве врагов, приступающих к Вавилону, о том, что преодолеют его, и ( Иер.50:10 ) «наполнятся» собранными там благами. Объясняет и причину бедствий, какие потерпит Вавилон. Иер.50:11 . Зане веселистеся, и велеречивасте, расхищающе наследие Мое, скакасте бо яко тельцы на траве, и бодосте яко же волы». ( Иер.50:12 ). «Поругана бысть мати ваша зело», то есть, поруган Вавилон. Иер.50:12 . Посрамися 28 родившая вас матерь во блага; то есть, оскудела благами. A сие дает видеть крайнюю степень разорения; сие же показывают и последующая за сим слова: «Се, последняя во языцех пуста» и безводна. ( Иер.50:13 ). «И от гнева Господня не» населится, и «будет в запустение». Сказует также, что проходящие Вавилоном, по причине чрезмерного бедствия, приемлют на себя печальный вид, и изумление свое выражают свистанием. Повелевает и стрелкам не щадя бросать стрелы и наказать Вавилон за нечестие его; ( Иер.50:14 ) » понеже " , говорит Пророк, «пред Господем согреши». Предсказывает и боязнь Вавилонян, и разрушение стен; присовокупляет и причину бедствия. Иер.50:15 . Яко месть Господня есть, отмстите ему, яко же сотвори, сотворите ему. ( Иер.50:16 ). «Потребите семя от Вавилона, держащаго серп во время жатвы», то есть, предавайте смерти, не ополчившихся только, но и земледельцев; потому что и они поступали также, воюя с Израилем. «От лица меча еллинска, кийждо к людем своим обратится, и кийждо в землю свою убежит». Кир до взятия Вавилона разбил Лидян, покорил Ионян и Эолийцев, которые переселились в Азию из Эллады. Поэтому и их, приведя с собою, ополчил на Вавилонян. И не напрасно пророческое слово упомянуло об Еллинах, но давая сим знать, что и вдали жившие народы собрало против Вавилонян Божие определение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Аполлоний, муч. Италийский, с еписк. Валентином, своим учителем. 30 июля. Аполлоний, или Аполлос, пустынник Фиваидский, ум. ок. 395. 31 март. Аполлон, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Аполлос, или Аполл, ап. из 70, и Лукий. 10 сент. с Сосфеном и др. 8 дек. Аполлос, муч. Никомидийский ок. 303 г., с Исакием и Кодратом. 21 апр. Апропиан комментарисий, муч. Римский ок. 305 г , с Маркеллом папой и др. 7 июня. Апфия равноапостольная, мученица Колосская при Нероне, с апп. Архиппом и Филимоном. 19 февр. и 22 ноября. Ардалион, муч. из лицедеев при Максимиане. 14 апр. Арефа и др. с ним Негранские мучч. от Дунаана, ок. 522 года. 24 окт. Арефа, преп. Печерский 13 века. 24 окт. Аристарх, ап. из 70, с Пудом и Трофимом. 15 апр. и 27 сент. Аристион, еп. Смирнский, ученик Господа. 4 янв. Аристион, священномуч. Александрийский (в Килик.). 3 сент. Аристовул, ап. из 70, еписк. Британский. 10 марта и 31 окт. Аристоклий пресв., Димитриан диакон, и Афанасий чтец, мучч. Кипрские при Максимиане. 20 июня. Арис Египтянин, муч. Палестинский от Фирмилиана, с Илией и Провом. 19 дек. Арис, преп. Египетский. В субб. с. Ариадна, мученица Фригийская при Адриане. 18 сент. Арий, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Аркадий, преп. Кипрский, сконч. во второй половине 4 века, 6 марта. Аркадий, преп. Палест. 5 века, сын препп. Ксенофонта и Марии. 26 янв. Аронос, муч. Кампанийский, с Лукией дев. и др. 6 июля. Арпила монах, из 26 мучч. Готфских, 4 века. 20 марта. Арриан, муч. Египетский при Диоклетиане, с Филимоном и др. 14 дек. Арсений Великий, преп. Египетский, ум. ок. 450. 8 мая. Арсений, преп. Латрский. 13 дек. Арсений, еписк. Сербский, 13 века. 28 окт. Арсений, еписк. Тверской, ум. 1409. 2 марта. Арсений, преп. Коневский, ум. 1444. 12 июля. Арсений, преп. Комельский, ум. 1550. 24 авг. Артема, ап. из 70, с Тертием и др. 30 окт. Артема, муч. Кизический, с Феогнием и др. 29 апр. Артемий, еписк. Фессалонитский, рукополож. ап. Павлом. 24 марта. Артемий, муч. Антиохийский при Иулиане. 20 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

12. С. 58-64; Проблема единства Вост. Церкви: (По поводу конф. Патриархов нехалкидонских Церквей в Аддис-Абебе)//Там же. 1965. 5. С. 56-64; Примирение Божие и мир между народами//Там же. 9. С. 61-64; Солидарность и сотрудничество для мира и прогресса//Там же. 10. С. 51-53; Богосл. консультация в Африке//Там же. 12. С. 50-54; Соборы Др. Церкви и экуменическое движение//Там же. 1966. 2. С. 58-64; 3. С. 53-55; Экуменическое богословие о правосл. экклезиологии: (О кн. Р. Сленчки «Вост. Церковь и Экумена»)//Там же. 4. С. 41-43; Сессия ЦК ВСЦ 1966 г. в Женеве//Там же. 6. С. 55-59; Перспективы экуменизма в Дохалкидонских Церквах//Там же. 9. С. 41-46; Форум христиан в Женеве//Там же. С. 65-69; Новая жизнь в древней Церкви//Там же. 1967. 2. С. 62-67; Служение миру - задача христиан Европы//Там же. 5. С. 49-52; Заседание Комиссии по изучению междунар. проблем Христ. мирной конф. в Градау (ГДР)//Там же. 6. С. 31-33; РПЦ в новых соц. условиях//Там же. 7. С. 33-38; К «Huбopry-V»//Там же. С. 54-59; Сессия ЦК ВСЦ в Гераклионе//Там же. 11. С. 66-68; ЦК ВЦС в Гераклионе и междунар. дела//Там же. С. 68-71; Экуменические перспективы Упсалы//Там же. 1968. 6. С. 51-59; День Пятидесятницы и соборность//Там же. С. 66-70; Франклин Кларк Фрай: [Некр.]//Там же. 9. С. 60; За мир и справедливость в междунар. делах//Там же. 10. С. 48-57; Молитва о христ. единстве//Там же. 1969. 1. С. 63-65; Десять дней в Италии: [Заседание Перидиума КЕЦ в Равелло]//Там же. 3. С. 54-61; Мир и соц. справедливость//Там же. 4. С. 46-52; Кафоличность - проблема экуменизма: [Речь перед защитой магист. дис.]//Там же. 11. С. 68-70; Богословское и экклезиологическое значение Вселенских и Поместных Соборов в Др. Церкви//БТ. 1970. Сб. 5. С. 244-254; К диалогу о Халкидонском Соборе//ЖМП. 1970. 1. С. 38-45; Президиум КЕЦ в Виндзоре//Там же. С. 45-48; Церкви Европы призывают созидать мир//Там же. 2. С. 57-59; Президиум и Совещательный комитет КЕЦ в Голландии//Там же. 10. С. 55-59; Тейяр де Шарден и церковно-учительная традиция//ВРЗЕПЭ.

http://pravenc.ru/text/182409.html

Философско-богословское учение Л. вызвало в истории христ. мысли неоднозначные оценки (см.: Hieron. De vir. illustr. 80; Idem. Ep. 58. 10; 70. 5; 84. 7; Idem. In Eph. II 4; Idem. In Gal. 4:6; Damas. Ep. 9). Идеи и лит. стиль Л. повлияли на речи, послания и законы имп. св. Константина Великого (см.: Digeser. 1994. P. 35-38; Idem. 2000. P. 133-138). Его «Слово к сообществу святых» (Oratio ad sanctorum coetum), сохраненное еп. Евсевием Кесарийским ( Const. Magn. Or. sanct.), представляет собой не что иное, как резюме учения Л., отраженного в «Божественных установлениях». Мн. идеи и выражения из «Божественных установлений» Л., направленные против язычников, заимствовали непримиримый никеец сер. IV в. Луцифер еп. Каралитанский, в полемике с имп. Констанцием II и арианами (см.: Lucifer. Calar. Moriund.//CSEL. Vol. 14. P. 234, 286-295, 299-315 и др.), а также популярный итальянский проповедник Зинон , еп. Веронский (см.: Zeno Veron. Tract. I 3, 12, 16; II 2; и др.). Положительно отзывались о Л. и мн. последующие зап. отцы Церкви и церковные писатели V-VIII вв.: блж. Августин Гиппонский ( Aug. De doctr. christ. II 61), широко использовавший «Божественные установления» при написании труда «О граде Божием» ( Idem. De civ. Dei. I 17; V 21, 24, 25; XVIII 23; и др.), Геннадий Марсельский ( Gennad. Massil. De script. eccl. 15; Idem. De eccl. dogm. 25), Кассиодор ( Cassiod. De inst. div. lit. 28), Исидор Севильский ( Isid. Hisp. Differ. XVII 47, 72, 82; XXIX 94; Idem. De nat. rer. XVII 47; и др.), Григорий Турский ( Greg. Turon. De cursu stell. 12), Алкуин ( Alcuin. De sanct. Eubor. eccl. 1552), поэты Пруденций ( Prudent. Apoth. 402-404, 412; Cathem. II 105-112; V 118; X 61-68; и др.), Авзоний ( Auson. Ep. 20. 9), Сидоний Аполлинарий ( Sidon. Apol. Ep. IV 3. 7) и др. Вместе с тем в т. н. декретах Римских пап Геласия (Decret. Gelas. 5. 7) и Гормизда ( Horm., papa. Ep. 125. 5. 11) о канонических и неканонических книгах сочинения Л. наряду с сочинениями Арнобия были отнесены к разряду апокрифических.

http://pravenc.ru/text/2462563.html

Переписка Николая и Александры Романовых. 3. С. 215–219; ср. с. 238, 263, 283, 318, 319–321, 330, 335, 340, 324–327; 4. С. 37, 44; Мельгунов. Легенда. С. 171, 76. О мистицизме царицы см.: Жевахов. 1. С. 285, 304–309; Ольденбург. 2. С. 171; Наумов. 2. С. 4, 298, 306. 755 Жевахов. 1. С. 115–134, 191 (большая похвала!); Переписка Николая. 3. С. 401, 392, 398, 407, 435, 437 и др.; 4. С. 30, 32, 111, 138, 246, 264, 298 и др. Ср.: Шавельский. 2. С. 201, 220, 291, 311 (характеристика религиозных воззрений царя и царицы). 756 Стенограф. отчет Государственной думы 4–го созыва. Сессия 4. Заседание 26. С. 2197, 2260; заседание 27. С. 2297, 2273, 2331, 2368, 2378; Переписка Николая. 4. С. 344, 404, 420, 425; 5. С. 6, 13, 29, 40, 47, 85–87. Ср.: Деникин. Очерки русской смуты. 1. С. 44; Головин Н. Н. Российская контрреволюция в 1917–1918 годах. 1. 1 (Париж, 1937). С. 24. Об оппозиции членов Святейшего Синода (кроме митрополита Питирима Окнова) обер–прокурору: Жевахов. 1. С. 182; Rodzjanko. Erinnerungen. S. 179; Шавельский. 2. С. 254, 260 (о роли Распутина в последние годы перед революцией); Ольденбург. 2. С. 193–195; Мельгунов. Легенда. С. 96. Оба последних автора оспаривают мнение о большом влиянии Распутина на внутреннюю политику, хотя отправные точки у монархически настроенного С. С. Ольденбурга и либерала С. М. Мельгунова принципиально разные. 757 См.: Smolitsch. Russisches Mönchtum, особенно гл. 6 и 8. 758 ААЭ. 4. 315; ср.: Горчаков. Монастырский приказ. С. 118. Упразднение Монастырского приказа в 1677 г. не привело к исчезновению государственного контроля, см., например: АИ. 4. 166; Милютин, в: Чтения. 1861. 2. С. 505. 759 ПСЗ. 3. 1664. В 1698 г. Петр запретил основывать новые монастыри в Сибири (ПСЗ. 2. 1629). 760 Рункевич (1900) (библиогр. к § 2–4). С. 27; у Соловьева (15. С. 116) и Горчакова (ук. соч. С. 121) письмо Курбатова к Петру цитируется неточно. 761 ПСЗ. 4. 1818, 1829; 1814 и 1886. 762 Горчаков. Ук. соч. С. 102; см. указы последующих лет: ПСЗ. 4. 1876, 2108; 5. 3182; 6. 3954, 4081. Особенно чувствительно церковное управление пострадало передачей Монастырскому приказу также и судопроизводства (кроме духовных дел) (ПСЗ. 4. 1834 от 24 января 1701 г.). Еще ранее (1699) все привилегии церковных вотчин были объявлены недействительными (ПСЗ. 3. 1711). Затем были введены новые оброки (например, на пчелиные ульи: ПСЗ. 4. 1961, 2222), рыбные тони были конфискованы в пользу государства (ПСЗ. 4. 1956, 1958, 1995, 2007 и др.), частные монастырские солеварни превратились в государственные, монастырские мельницы обязывались отдавать 25% своих доходов государству (в пользу новой армии) (ПСЗ. 4. 1965, 1966, 1981, 1983), были увеличены отчисления с монастырского хозяйства (ПСЗ. 4. 2150). 763

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010