1658. Андрюшина С. В. А что в библиотеке?//АиО. 1997. 1(12). С. 373–379. О проблемах совр. правосл. книгоиздательства и правосл. миссии в российском о-ве. 1659. Антонов Н. Р., прот. Храм Божий//ВестнЛДА. 1990. 1. С. 147–154; 2. С. 133–150; 3. С. 138–158; ХЧ. 1991. 4. С. 71–78; 5. С. 56–82; 6. С. 64–90; 1992. 7. С. 103–134; 1993. 8. С. 71–90. Гл. из кн.: Храм Божий. СПб., 1912. Приобщение к вере: церк.-приходская школа. 1660. Васильева О. Ю. Проблемы прозелитизма в России конца XX в.//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 254–261. 1661. Воробьев В., прот. Некоторые проблемы богословско-исторической науки и церковной жизни в России накануне 2000-летия Рождества Христова//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 257–267. О необходимости активизировать науч.-исследовательскую и миссионерскую деятельность РПЦ перед лицом инославной и экуменической экспансии в России. 1662. Иоанн (Попов), архиеп. Белгородский и Старооскольский. О миссионерской деятельности Русской Православной Церкви/Иоанн, еп. Белгородский и Старооскольский//РЧ, 5-е. 1997. С. 138–148. 1663. Каледа Г. А., свящ. Задачи, формы и структуры катехизации в Русской Православной Церкви в современных условиях//ППр. 1993. 1. С. 19–32. 1664. Костромин А. Язык как проблема миссии//ППр. 1996/1997. 5. С. 71–77. 1665. Олекса М., прот. Иконы и космос: их смысл в миссионерской службе//ППр. 1996/1997. 5. С. 78–90. 1666. Николай (Парамонов), иером. О задачах православной миссии в современной России//ХЧ. 1996. 13. С. 20–35. 1667. Судариков В. А. Миссия Православной Церкви в современных средствах массовой информации//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 135–138. 1668. Трофимчук Н. А. Миссионерская деятельность в системе политических отношений//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 344–349. 1669. Федоров В., прот. Христианское единство и задачи православной миссии: [Докл. на юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 46–60. 1670. Федоров В., прот. Миссия, миссиология и православное богословское образование в России: [Докл. на VII Консультации богосл. школ. Санкт-Петербург, 20–26 янв. 1999 г.]//ХЧ. 1999. 18. С. 180–216.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 Ср.: Gregorius Nazianzenus. Oratio 39, 19//PG 36, 357B:6–7. Рус. пер.: Григорий Богослов , свт. 1912, с. 543 («И я не принимаю таких, которые или непреклонны, или недовольно смягчаются, и не вознаграждают за худое дело исправлением».). 26 Basilius Magnus. Canon 27//PG 138, 676D:10–677A:9. В частности, здесь сказано: «Благословение есть передача освящения. Не имеющий сего через прегрешение неведения, как передаст другому?…» (Ср. рус. пер. Каноны 2016, с. 177). 27 Выражение «маска несведущего» используется до прп. Никиты единственный раз у свт. Кирилла Александрийского . Ср.: Cyrillus Alexandrinus. Thesaurus de sancta consubstantiali Trinitate//PG 75, 172:1–2. σπερ π σκηνς τ τν γνοοντων προσωπεον αυτ περιθες. 28 Прп. Никита Стифат использовал эпитет «многообразный/многосложный», продолжая предшествующую византийскую полемическую традицию (ср.: Theodorus Studites. Epistula 555:77 (G. Fatouros. B., 1992 (Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Series Berolinensis 31.2). S. 852), применительно к ересям, с которыми полемизировал (Nicetas Stethatus. Contra armenios 2:157 ( Дионисий (Шленов) , иером. 2010, с. 78) греч. Текст); 109 (рус. пер.)). В данном случае эпитет прилагается ко греху, ср. аналогичные случаи у предшествующих авторов: Arethas. Commentarius in Apocalypsin//PG 108, Apoc, 748:6. Πολυσχιδς τς μαρτας κα πολγνωμου; Andreas. Commentarii in Apocalypsin 20, 59, 19, 19:6 (J. Schmidt. Munich, 1955 (Studien zur Geschichte des griechischen Apokalypse-Textes, 1. Text (und) Einleitung. Münchener theologische studien 1)). πολυσχιδς τς μαρτας κα διρημνον κα πολγνωμου. 29 Описание неразумной части души см. подробнее: Nicetas Stethatus. De anima 39–46 (Darrouzès 1961. P. 102–110. Рус. пер.: с. 33–37). 33 Basilius Magnus. Canon 84//PG 138, 804C:9–12. Ср. греч. текст с параллельным слав. пер.: Правила святых отец 2000, с. 377; рус. пер.: Каноны 2016, с. 184. 35 Gregorius Nyssenus. Canon 4//PG 138, 869B:2–14. Ср. греч. текст с параллельным слав. пер.: Правила святых отец 2000, с. 472–472; рус. пер.: Каноны 2016, с. 198.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Тут зелен сад вырастает, Райския пташки в саду распевают, Младенец ея по садику гуляет, По блюдечку яблоком катает. (138) Каковы бы ни были источники этой любимой в народе песни, нельзя видеть в ней эпического удвоения самой Богородицы и младенца Иисуса - по крайней мере, предвестие их грядущих страданий на Голгофе . Недаром безымянная жена называется иногда Марией, как и сама Богородица в других стихах называется женой Милосердой 477) , какой она по существу является всегда и везде; сыну жены Христос сам нарекает имя Аллилуя, что делает его воплощением одного из самых священных (и загадочных для древнерусских людей) божественных имен . Совершенно ясно отождествление с Христом в конце одного варианта: «Надо всем младенцам стал младенец» (142). Для народной христологии очень важно, что во многих стихах не Богородица обращается к жене, а сам Спаситель: Истинный Бог возвещает: Жена Милосливая Милосердная! Брось ты свою чаду в огонь-пламень, Прими ты Христа Бога на руцы. (4, 124, ср. 126) (Варианты: Истинный Христос Сын, 122; Христос Сын Божий, 128, 132; Меня, Христа, 139; Меня, Христа Бога, 136, 138). В одном стихе Богородица даже выходит из Вифлеемграда, унося Христа, «по Его, по Божию повелению» (140). Сам же Христос, в большинстве записей, повелевает жене открыть печь, чтобы найти своего невредимого сына. И хотя бы она на краткий час Брала Христа Бога на белыя руце, Кормила его белой грудью, (138, единственный вариант) но Божественный младенец таинственно исчезает из ее рук. Не могла Христа Бога содéржать, На Его на светлость наглядеться: Не стало Христа у ней на ручах. (119, 120; ср. 136) Или иначе: Истинный Христос да Сын Божий, Он невидимо с рук, с колен стекает, Невидимо в руцех не стало. (123, 129, 132) Другими словами, младенец Христос лишь телом младенец. Его Божество не допускает детского человеческого сознания. - Яркая черта кирилловской христологии. Уже этот пролог страстей показан скорее как эпизод страданий гонимой Богоматери при бесстрастии младенца. Сейчас мы увидим, что и собственно Голгофа в народном сознании дана сквозь страдания Богоматери, которая является, таким образом, главным лицом Господних страстей. Белорусско-украинские варианты, иногда прямые переводы с польского, ставят нас прямо перед крестом Христовым. В великорусских, даже в том типе, который начинается с предательства Иуды и переходит непосредственно к кресту, скорбь Марии и утешения Христа составляют главное содержание . Они же господствуют и в двух других стихах: «Сон Богородицы» и «Хождение Богородицы». В первом из них вещий сон о Голгофе толкуется Богородице Христом; второй вводит страсти Христовы рассказом о том, как Богородица разыскивает своего уже распинаемого Сына. Плач Богородицы у креста и утешение ее Сыном составляет основу всех трех стихов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

Пн Проект документа «Про життя людини з моменту зачаття» 24 червня 2019 р. 15:02 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на  официальном сайте   Межсоборного присутствия , на интернет-портале «Приходы» ( http://mnenie.prichod.ru ) и в  официальном блоге  Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 сентября сего года. О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 1. Священное Писание о начале человеческой жизни Священное Писание рассматривает жизнь как благой дар Благого Бога. Из всех живых существ человек обладает величайшим достоинством: о нем говорится как о вершине творения (Быт. 1-2), он создан по образу и подобию Божию (Быт. 1.26-31, 5.1, 9.6; Прем. 2.23), наделен Духом Божиим (Быт. 2:7, Ис. 42:5, 57.16, Иов 27:3, 32:8). Только человеку творение дано во владение (Быт. 1:28-31, 9:1-7); он имеет стремление к Богу, который является Господом жизни (2 Макк. 14:46). В Ветхом Завете признается существование человека с момента зачатия (напр., Быт. 25:22). Библейские тексты говорят о важных духовных событиях, которые совершались в жизни святых царя Давида, пророка Исаии и Иеремии «от утробы», указывая на то, что во время внутриутробного развития благодать Божия действует на человека. Нерожденные дети уже известны Богу и любимы Им: Самсон (Суд. 13:5-7, 16:17), Давид (Пс. 21:9-10), Соломон (Прем. 7:1-6), Иов (Иов 10), Исайя (Ис. 49:1,5), Иеремия (Иер. 1:4-5; Сир. 49:9), весь народ (Ис. 44:2, 24; 46:3; Пс. 71:6; Пс. 138). В 138-м псалме говорится о том, что Бог обращает свой любящий взгляд на человека, подчеркивается начало человеческого существа от зачатия: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13-16).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5459451...

Кривошеин, Ал-др Парфен., церковн. стар. церк. III кад. корпуса Крутиков, Ник. Ал-др., свящ. Елецк. Покр. церкви Кудряцев, Арх. Сем., Моск. куп. Кузнецов, Иван Павл., сын Покровского купца Кулюкин, Сергей Львов., преп. Холм. дух. сем. Кукин, Конст. Кириллович пот. поч. гр. Лабзов, Осип Глебович Лапшин, Вас. Тарас. Ласточкин, Мих. Павлинович, свящ. Моск. Лебедев, Ал-ий Ал-др., свящ. Моск. Лепешкин, Сергей Ник., пот. поч. гр. Лебедев, Ник. Конст., свящ. Моск. Лебедев, Иоан. Матф. прот. Моск. Ливанский, Илья Вас., свящ. законоучит. Орловск. реал. училища Липеровский, Ник. Дим., свящ. Моск. Лихачев, Ник. Ник., преп. Волоколам. д. уч. Лихушин, Мих. Ив., Моск. куп. Лучинин, Вас. Петр., лектор М.Д.А. Любимов, Ник. А-др., свящ. Моск. Любецкий, Дим. Ив., смотр. Петрозавод. д. уч. Лямина, Елизав. Сем., вдова действ. стат. советн. Лямин, Сергей Ив., пот. поч. граж. Ленивов, Ник. А-др. Мальярд, Емельян Самойлович, Моск. куп. Малиновский, Ник. Плат., свящ. инсп. Ставроп. дух. сем. Малютина, П. с-вей Т-во. Мамонтов, Савва Ник., пот. поч. гр. Марков, Вас. Мих., свящ. Моск. Марков, Конст. Мих., свящ. Моск. Марков, Петр Мих., св. Моск. Марков, Серг. Мих. св. Моск. Масленников, Ник., Фед. Мелехов, Евг. Петр., священ. г. Рязани Мерцалов, Евг. Ал-др., свящ., препод. Олонец. дух. семин. Металлов, Вас. Мих., свящ. преп. М. Синод. уч. Минервин, Ник. Степ., преп. Лысков. дух. уч. Михайлов, Ал-ей Мих., Моск. куп. Меншин, Мих. Ив., Моск. куп. Модестов, Ал-др Васильев., свящ. Моск. Модестов, Ник. Ал-др., свящ. Моск. Модестов, Серг. Серг., прот. Моск. Молчанов, Ал-др Илар., свящ. Моск. Молчанов, Ник. Иоан., свящ. Моск. Молчанов, Ник. Мат., преп. Том. дух. сем. Муретов, Митроф. Дим., проф. Моск. Дух. Акад. Мышцын, Василий Никанор., проф. М.Д.А. Мячин, Ник. Иван., священ. Моск. Невский, Мих. Георг., прот. Моск. Неокладнов, Ал-др Борис Моск. куп. Недумов, Ник. Сем. священ. Моск. Некрасов, Дим. Петр., прот. Моск. Некрасов, Илья Феодор., прот. Моск. Низовцев, Пав. Иван., препод. Томск, дух. учил. Никитин, Иван Семен.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Аристид. Апология ­ Апология св. Аристида/Сочинения древних христианских апологетов/Введ., пер. с др. греч., лат., примеч. П. Преображенский ; Доп.: Сост., общ. ред., пер. с др. греч., коммент., библиограф., указ. А.Г. Дунаев; Пер. с др. груз. И. Затеишвили; пер. др. арм. В.А. Арутюнова-Фиданян; пер. с др. сир. И. Крестников, А.В. Муравьев. – СПб.: Благовест; Алетейя, 1999. – (Античное христианство. Источники). Афинагор. Прош. ­ Афинагора Афинянина , философа христианского, прошение о христианах./Сочинения древних христианских апологетов/Введ., пер. с др. греч., лат., примеч. П. Преображенский ; Доп.: Сост., общ. ред., пер. с др. греч., коммент., библиограф., указ. А.Г. Дунаев; Пер. с др. груз. И. Затеишвили; пер. др. арм. В.А. Арутюнова-Фиданян; пер. с др. сир. И. Крестников, А.В. Муравьев. – СПб.: Благовест; Алетейя, 1999. – (Античное христианство. Источники). Гераклит. О природе (фрагм.) ­ Гераклит Ефесский. Фрагменты/Перевод В. Нилендера. М., 1910; Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, в свидетельствах древности и в свете новейших исследований. Историко-критический обзор и перевод фрагментов, доксографического и биографического материала Александра Маковельского. Ч. I (Доэлеатовский период). Казань, 1914; Кессиди Ф.К. Гераклит. – М.: Мысль, 1982; Муравьев, С.Н. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. – М.: Худож. лит., 1983. – С. 237–268 [перевод и реконструкция фрагментов Гераклита]; Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура/Общ. ред. и вступ. статья М.А. Дыник. – М.: Госполитиздат, 1955. Евсевий. Ц.И. ­ Евсевий Памфил . Церковная история. – М.: ПСТБИ, 2001. Иероним. О знам. муж. ­ Иероним Стридонский . Книга знаменитых мужах./Церковные историки IV – V веков./Сост. М.Ф. Высокий, М.А. Тимофеев; Пер. с лат. М.Ф. Высокий, М.А. Тимофеев; Пер. с греч. В.А. Дорофеева; Вступ. ст., коммент. М.А. Тимофеев; Коммент., указ. М.Ф. Высокий. – М.: РОССПЭН, 2007. Иустин. Апол. I ­ Святой Иустин, философ и мученик. Первая апология./Св. Иустин, философ и мученик. Творения./Пер. с древнегеч. прот. П. Преображенский . – М.: Паломник, Благовест, 1995. – (Б-ка Отцов и учителей Церкви. Т.1).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

2119 Малинин В.Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей... Приложения. С. 56. Один из вариантов послания Филофея даже назывался " Послание в царствующий град» (Там же. С. 67). О значении, которое Филофей придавал своей теории имперской столицы, можно судить по добавленным им к титулу " Великий Князь Московский» словам»Броздодержатель... церкви Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения«, т.е. Успенского собора в Московском Кремле. (Там же. С. 50). 2124 Смотри выдержки из проповедей Денисовых и их посланий в работе: Барсов Е.В. Семен Денисов Вторушин...//ТКДА. 1866. Т. 1. С. 205, 206, 207, 208, 213, 225, 226, 227; Т. 2, С. 170, 180, 189, 297 и др. См. также " слово надгробное» Петру Прокопьеву А. Денисова: Русская старина. 1879. 11. С. 522–537. 2125 Барсов Е.В. Семен Денисов Вторушин...//ТКДА. 1866. Т. 2. 6. С. 170; Смирнов П.С. Центры раскола в первой четверти XVIII века//Христианское чтение. 1909. 3. С. 360; Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. С. 140, 240, 256 и др. 2126 Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. СПб., 1895. С. 100; Барсов Е.В. Семен Денисов Вторушин...//ТКДА. 1866. Т. 2. С. 183; Любомиров П.Г. Выговское общежительство. М.–Саратов, 1924. С. 50–54. 2128 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. С. 138–141, 150–151 и др.; Барсов Е.В. Семен Денисов Вторушин...//ТКДА. 1866. Т. 2. С. 183; Любомиров П.Г. Выговское общежительство. С. 50–54. 2129 В Выговском общежительстве принцип общинного владения был введен даже в федеративные общины оседлых крестьян, формально независимые от монастырского центра. 2130 Протопоп И. Неронов активно выступал против подготовки польской кампании в 1631 г., так как считал войну несовместимой с принципом христианского государства. Поэтому он был сослан на Север России. См.: Материалы для истории раскола», изд. Н. Субботиным . Т. 1. М., 1875. С. 265–266. Аввакум был против экспедиции воеводы А. Пашкова в Сибирь и даже подстрекал стрельцов (см.: Аввакум. Житие//РИБ. Т. 39. Л., 1927. С. 35–38; ТОДРЛ. Т. 9. 1953. С. 346, 398.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Мария Михаиловна, царевна, 30. Мария Темрюковна, царица, 242, 263. Мария Феодоровна (Нагая), царица, 74. Марков, Агафоник Ерофеев, Троицкий слуга, 304. Марфа Алексеевна, царевна, 12. Марфа Ивановна, государыня-инокиня, 311. Марфа Михаиловна, царевна, 76. Меркурий Дмитриев, священник, 37, 40. Милославский, Василий Иванович, 269. Милославский, Иван Андреевич , боярин, 166, 268. Милославский, Петр Матфеевич, 159. Мисаил Тольский, строитель Казанского монастыря, 230. Михаил, митрополит Кратовский, 325. Михаил Иванов, 28. Михаил Феодорович, царь, 1, 30, 51, 54, 67, 76, 162, 195, 236. Могила, Петр, митрополит Киевский, 323. Моисей, архиепископ Рязанский, 77, 141. Монастырева, Анна Александровна, 303. Монастырев, Григорий, Смольянин, 303. Моторин, Феодор Дмитриев, колокольный мастер, 131. Мстиславский, князь Феодор Иванович, 249. Муравьев, Андрей Николаевич, 178. Мыдевон (Мыведон), Андрей, иконописец, 84. Н Нагой, Семён Стефанович, 156. Нагой, Стефан (Богдан) Михайлович, 156. Нарбекова, Аграфена Павловна, 250. Нарбеков, Василий Саввич, окольничий, 250. Нащокип, Давид, соборный старец, 8, 261. Нектарий, Троицкий архимандрит, 218, 335. Никита Михайлов, наборщик, 315. Никита Федотов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Никита Феодорович, в схиме Никон, 157. Никифоров, Петр Никитин, стремянной конюх, 205. Никон, патриарх Московский, 12. Никон, Троицкий игумен, 24, 53, 343. Нифонт, Троицкий келарь, 28. О Одоевская, княгиня Анна Ивановна, 149. Одоевская, княгиня Евдокия Феодоровна, жена князя Никиты Ивановича, 68. Одоевская, княгиня Ирина Васильевна, 139. Одоевская, княгиня Мария, 150. Одоевская, княгиня Марфа Ивановна, 138. Одоевская, княгиня Параскева, жена князя Никиты Ивановича, 138. Одоевская, княгиня София Ивановна, 138, 155. Одоевский, князь Алексей Никитич, 155. Одоевский, князь Василий Феодорович, дворецкий, 139. Одоевский, князь Георгий Георгиевич, 139. Одоевский, князь Георгий Михайлович, 139. Одоевский, князь Иван Никитич, боярин, 79, 152. Одоевский, князь Иван Иванович, боярин, 79, 151.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

114 Все послания Игнатия – к церковным общинам городов, которые, по всей видимости, Игнатий проплывал на своем пути в Рим: Смирна, Эфес, Магнезия, Траллы, Филадельфия – города в Малой Азии. И будучи в Смирне, Игнатий, видимо, имел контакты с представителями этих общин. 117 Поликарп родился ок. 80 г. в г. Смирне и был воспитан христианкой Каллистой. После ее смерти Поликарп роздал свое имущество и стал служить бедным. Он был посвящен епископом Смирны Вуколом во диаконы, а затем в пресвитеры. Перед смертью Вукол завещал Поликарпу смирнскую кафедру. Еще будучи диаконом, Поликарп сопровождал апостола Иоанна в его путешествиях. Скончался Поликарп мученически в 167 г. 118 Вопрос о дне празднования Пасхи дискутировался в церкви с сер. II в. На Востоке, прежде всего в церквях Малой Азии, практиковалось празднование Пасхи одновременно с иудеями (14 день месяца нисан). На Западе Пасху никогда не связывали с Пасхой иудейской и праздновали ее в первый после полнолуния воскресный день. В 160 г. Поликарп посетил епископа римского Аникиту для достижения соглашения в том вопросе, но неудачно, и каждая из сторон осталась при своем мнении. 119 Антонин Пий (86–161 гг.), римский император с 138 г. Он был выходцем из галльского сенаторского рода, в 120 г. был избран консулом, затем был проконсулом провинции Азия. В 138 г. он был усыновлен императором Адрианом в качестве преемника. Время его правления отмечено тем, что Антонин не вел внешних войн, лишь укрепляя границы империи: в Британии, Германии и Реции. Однако ему пришлось подавлять антиримские восстания в Британии, Мавретании, Египте и Иудее. В целом его правление было весьма благоприятным для империи. 122 Марк Аврелий Антонин (121–180 гг.), римский император с 161 г. Он родился в сенаторской семье испанского происхождения. В 138 г. по желанию императора Адриана был усыновлен наследником Адриана Антонином Пием, который приходился дядей Марку. В 145 г. он женился на дочери императора Антонина Пия Фаустине и после смерти последнего взошел на престол в 161 г. До 169 г. он правил вместе со своим сводным братом Луцием Вером. Период его правления был весьма беспокойным в военном отношении – кроме подавления антиримских и сепаратистских восстаний в провинциях (в Британии – в 162 г., в Египте и Сирии – в 175 г.) Марк был вынужден вести многочисленные внешние войны: на Востоке (с парфянами в 162–166 гг.) и главным образом на Западе (знаменитые Марко-манские войны 166–180 гг.). Однако наиболее известен Марк стал благодаря своим научным занятиям философией. Марк Аврелий, именуемый в античных источниках зачастую «Марком Антонином философом», был одним из наиболее выдающихся представителей поздней Стои.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

138 О, если бы Ты... поразил нечестивого! См. Введение: Характерные особенности и темы. Удалитесь от меня, кровожадные! Псалмопевец хочет отстраниться от нечестивых, ибо знает, что на них неминуемо обратится кара Господня. 138 Полною ненавистью ненавижу их. Псалмопевец живет в согласии с Господом; враги Господа его личные враги. 138 Испытай... узнай. Псалмопевец уверен в своей невиновности и потому смело призывает Господа, знающего самые потаенные его помыслы, убедиться в ней (ср. ст. 1). Он готов следовать любым указаниям, которыми Господь станет направлять его на путь истины (ст. 24). Глава 139 Пс. 139 Псалмопевец призывает Господа избавить его от злых и жестоких врагов. Данный псалом, таким образом, относится к разряду плачей, и, как многие плачи, завершается словами упования на Господа (ст. 13,14). Возможно, что при создании псалма под врагами подразумевался вооруженный неприятель (ст. 3 и 8), однако образ брани может быть метафорой. Так или иначе, но слова псалмопевца о врагах впоследствии были применены апостолом Павлом к совратившимся с пути истины ( Рим. 3,13 ). 139 ополчаются на брань. Т.е. всегда готовы на зло и притеснения. 139 яд аспида под устами их. Слова злых людей подобны смертоносному яду. 139 Ты покрыл голову мою в день брани. Не существенно: прямой или переносный смысл содержится в этих словах (ср. ст. 2), поскольку значение их в том, что псалмопевец обращается за защитой к Господу, памятуя о том, что прежде Господь уже спасал его. 139 Да покроет головы... зло собственных уст их. Псалмопевец просит Господа обратить на головы своих врагов проклятия, которые они посылают в его адрес (см. ком. к Пс. 7,15.16 ). 139 да будут они повержены в огонь. См. Введение: Характерные особенности и темы. 139 Господь сотворит... справедливость бедным. Господь проявляет Свое могущество, опекая самых обездоленных: вдов, сирот, узников, бедных и преследуемых врагами. Глава 140 Пс. 140 В этом псалме Давид просит Господа помочь ему в борьбе с врагами, ищущими его смерти (ст. 1,8–10), удержать его от зла (ст. 3–5) и сокрушить его врагов (ст. 6,7). Ст. 2 дает основание полагать, что первоначально псалом предназначался для исполнения во время общественного храмового богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010