+родители: Ал–др Ник. и Елена Мих.1878–1968, 16.03 . Алфавитный указатель упомянутых лиц и их могильных участков Акимов Александр Гаврилович 11–3 Быков Вл–р Петр., дух. писатель, Апушкины Конст. Конст. и др. 14–2 Бутурлина Вера 17–1 Василенко Серг. Никифорович 5–1 Васильев Борис Ал–др., 20–3 Васнецов Аполлинарий Мих. 20–1 Васнецов Виктор Мих. 18–4 Виноградов Ал–др Ал–др. 25–3 Владимир (Москвитин) 23–3 Воскресенский Ал–др Георг. 12–1 Гааз Феодор Петр., доктор 10–1 Герасим (Прокофьев Гр. Григ.), 19–6 Голубцов Николай Ал–др и др. 25–2 Голубцов Сергей Ал–др. и др. 22–1 Гришин Вадим Яковл. 1–2 Гузняков Борис и др. 14–8 Демин Алексий Семенович и др. 19–4 Дервиз Влш. Дм. 5–4 Дефендова Ольга Серафимовна 14–5 Добровольский Ал–др Ал–др 3–1 Доброхотов Иван Ал–др. 23–5 Евдокимов Василий Федорович 3–2 Захария–Зосима (Егорченков) 16–1 Зосима (Иджилов Ф.Д.) 13–2 Иаков (с 1973 г.) – Сенаторов 21–5 Иеремия (Лебедев Вл. Ал–др) 16–2 Иона (Зырянов Вл. Ал–др.) 16–2 Казновецкий Анат. Серафим. 10–10 Каменевы Вл. и др. 17–1 Криволуцкий Вл.–р Вл–мирович 15–1 Любимов Ал–др Вас. 14–7 Мечёв Алексий 14–3 Покровский Ал–др Серг. 5–2 Померанцев Ал. Степ. 6–1 Пульхритудов Николай Михайл. 20–3 Рыбчинский Евфимий Ал–др. 14–10 Савинский Сергий Вас. 23–8 Свенцицкий Валентин Павлов., 7–1 Свет Мария Ивановна 14–1 Сергий (Гришин Алексей) 23–7 Сергий (Савельев Вас. Петр.) 4–2 Серебренников Василий Ник. 23–9 Скворцов Ал–др Григ. 23–10 Смирнов Ал–др Васил. и брат 23–11 Смирнов Сергий Вас. –12 Соколов Вонифатий Ив. 4–4 Соколовский Павел Семен. 22–2 Станиславский Ал. Маркианов. 10–5 Тепнина Лидия 17–1 Толгский Александр Вакс. 25–1 Третьяковы: Александр Мих. 20–2 Трифон (Туркестанов) , митр. 23–1 Фамарь (Марджанова) 14–4 Фаворская Мария Вл. 5–4 Холмогоров Мих. Кузмич 13–1 Цветков Дмитр. Павл., 17–4 Чепурин Николай Викторович 23–2 Чертков Николай Феоктистович 9–1 Чмелёв Яков Ал–др 7–4 Шамбинаго Сергей Константн. (и Фадеева Ант–на Вл., мать А.А. Фадеева) 5–2 Штраус Дмитрий Адольф. 14–9 Щукин Сергий 4–1 Эрлангеров часовня, ориентир 11–0

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Псалом 138 По надписаниям еврейской, греческой и латинской Библий псалом принадлежит Давиду. Точных указаний на время и повод его написания в содержании псалма нет. Потому, что содержание псалма проникнуто чувством благоговения пред всеведением Господа и выражает горячую веру и преданность Давида Господу, можно допустить, что он написан около времени перенесения Кивота Завета в Иерусалим, когда это религиозное торжество наполнило его высоким благоговейным чувством и укрепляло в преданности Господу. Добавление у LXX к имени Давида имени Захарии указывает на время последнего пророка как такое, когда этот псалом находил особенно сильное употребление среди еврейского народа. Господи, Ты знаешь все мои помышления, слова и поступки, и Твое возведение вызывает во мне благоговение (1–6). Куда бы я ни направился – в шеол ли, на небо, на конец Вселенной, укрывался ли бы тьмою, Ты все видишь и знаешь (7–12). Ты соткал меня во чреве матери, дивно устроил меня и все время моей жизни записано в книге Твоей (13–16). Как все чудно Тобой устроено и как дивны все проявления Твоей творческой мысли, которых не пересчитать (17–18)! Твое величие вызывает во мне ненависть ко всем нечестивым, осмеливающимся порицать Твое имя (19–22). Испытай меня, Боже, и не дай мне уклониться от Тебя (23–24). Пс.138:1 .  Господи! Ты испытал меня и знаешь. Пс.138:2 .  Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. «Испытал» в смысле – исследовал, изучил, а потому знаешь все, что я могу подумать, сказать или сделать. – «Ты знаешь когда я сажусь, и когда встаю», т. е. факты моей обыденной, повседневной жизни. – «Разумеешь помышления мои издали» – наперед, еще прежде чем мысли сформировались и уяснились мне самому, Ты знаешь их. Пс.138:3 .  Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Пс.138:4 .  Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Пс.138:5 .  Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. «Иду», «отдыхаю», «пути мои» – проявления моей внешней деятельности вне дома – они известны Тебе. Ты наперед знаешь мои будущие слова, мою речь. – «Сзади и спереди Ты объемлешь меня» – или в смысле – Ты всесторонне изучил меня, или в смысле – Ты знаешь не только все, что я сейчас делаю, но и мое прошедшее и будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

которых другие философы обычно называют демонами, а Моисей – ангелами (др.-греч.). 122 Истина заключается в том, что язычники, христиане и иудеи первых пяти столетий все дышали одним воздухом и вдохновлялись теми же самыми верованиями в добрых и злых духов. Разница была в именах и более ни в чем (англ.). 123 они не допускают кого-либо на свое собрание прежде, чем он произнесет проклятие на Иисуса (др.-греч.). 124 искушенный в египетской учености (др.-греч.). 125 высота же его (второго неба) – как (расстояние) до неба и до тверди (лат.). 126 который достиг высших степеней в магии... что посредством магии, которой он учил, дается знание, чтобы связывать даже и самих сотворивших мир ангелов (лат.). 127 семь же лампад знаменовали семь планет... Следует заметить, что священный светильник и семь лампад на нем есть подражание лику семи планет (др.-греч.). 128 есть семеро первородных ангельских начальников, имеющих величайшую силу (др.-греч.). 129 стоящего человека, имеющего облик осла (др.-греч.). 130 ангелы, огненные лицом, немилостивые духом и суровые взором (др.-греч.). 131 ангелов, называемых господами (др.-греч.). 132 эон – αν (др.-греч.), «век» – у гностиков обозначение эманации верховного божества, вместе образующих полноту бытия (т. н. плерому). В зонах можно видеть гипостазированные мистические категории (Человек, Жизнь, Церковь и т.п.), и приравнивание их к архангелам не вполне точно. 133 ни земля меня родила, ни небо, но крылья огненные (др.-греч.). 134 имена от обязанностей (лат.)... здесь, возможно, отражено воззрение, что... все ангельские имена суть лишь обозначения функции, которые выполняют посланцы... Их имя также каждый раз меняется сообразно поручению (нем.). 135 мы – так называемые стихии, миродержцы мира сего (др.-греч.). 136 стихии, по природе не являющиеся богами (др.-греч.). 137 всех тех, кто на небе, кто доступен восприятию, не следует считать самодержавными богами (др.-греч.). 138 начало (др.-греч.). 139 адаптация египетского мифа... модификация теории мира как яйца (англ.). 140

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

21 . Выпись с книг Зубцовского уезда письма и меры 1628 и 1629 года в Лепковском стане на пустоши, что были деревни: Михалки и Шишкина, кои даны вкладу Андреем Петровичем Клешниным. Дана 1672 год. 22 . Грамота Царя Михаила Феодоровича, жалованная в 1631 году на владение в Кинешемском уезде в Вичужской волости деревнями Пандино и Федяево с пустошами, кои были в вотчине за Афанасьем Леонтьевичем Ятцким и по завещанию его отданы в Пафнутиев Монастырь, где и тело его погребено по смерти. Все оные жалованные грамоты и выписи с переписных и писцовых книг представлены из Пафнутиева монастыря в 1764 году Июля « » дня в Коллегию Экономии, а Монастырю с оных оставлены копии, кои и хранятся в монастырской библиотеке, кроме двух копий с жалованных Грамот Царем Михаилом Феодоровичем в 130 и 132 годах, кои в 1838 году отправлены в Археологическое Общество 38 . Перечень Вотчинных владений Монастырских, с угодьями Имена сел и пустошей, принадлежавших Боровскому Пафнутиеву Монастырю. Число душ Расстояние от Монастыря Когда поступили в монастырь и по каким крепостным актам I. В Боровском уезде 100 с., при реке Протве и реч. Истерме 1. Служительская Ребушинская слобода, в коей по ревизии 1744 года душ… При оной слободе: Пустоши: Мастищи.... По писц. 137 и 138 годов Гороховская,.. Чижево… 2. Рощинская слобода при ре ке Протве 3. Высоцкая слобода чрез реку Протву 4. Село Русиново при реке Протве 5. Дер. Николаевка при реке Протве в 1 ½ вер. Итого в Боровском уезде: Слобод и сел... 4 Деревня ………1 Пустошей .........3 II. В Окологородном стане: 1. Деревни: Михайловская при реке Протве. . . 2. Татаркино при р. Истье При деревне Михайловской: Пустоши: Рудицы… По писц. 137 и 138 годов Кудиново... Измайлово... Акулово… При деревне Татаркино: Пустоши: Служная... По писц. 137 и 138 годов Симоново... Космодемьянская. 3. Деревня Ватутино при р ке Протве При оной деревне: Пустоши: Фатеевская... По жал. 137 и 138 г. Суслово или Соколий Холм По писцов. 137 и 138 г. Сажданово... 4. Деревня Лапшинка при речке Стародомне...

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В начале произведений или их разделов В. часто использует одноголосное или узкообъемное звучание (тенора и басы в унисон или терцию), что связано с устной народной укр. традицией церковного «простопиния». Мелодические линии нередко имеют выразительный звуковысотно-ритмический рельеф, близкий в большей степени к рельефу народной песни, чем традиционных церковных напевов. В развертывании хоровой ткани возможны задержание тона в одном голосе, имитационные переклички голосов, охват 4 голосами значительного высотного диапазона. Сложное полифоническое письмо стилю В. не присуще; степень технической сложности соответствует уровню руководимых В. семинарского и любительских хоров. Выразительность (нередко экспрессивность) мелодики, опора на традиц. фактуру способствовали широкой известности сочинений В. на Зап. Украине (не только на Буковине) в его время. Духовное хоровое творчество В. в отличие от светского не исследовано, рукописи рассредоточены в фондах различных архивов, большая часть - в Ин-те лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ (Ф. 123). Арх.: Ин-т лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ (Киев). Ф. 123. 607/XI, 607/XII (дневник Воробкевича). Муз. соч.: Арх.: ОР Ин-та лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ. Ф. 123. 56-62, 74, 75, 79, 89: На церковнослав. тексты: Литургия свт. Иоанна Златоустого: F-dur [и др. тональности]. 1869; G-dur. 1868; C-dur. 1869; F-dur [и др.]. 1869; C-dur [и др.]. 1870 59); D-dur [и др.]. 1889 62); C-dur [поголосники]. 1886 75); A-dur для смеш. хора. 1889; C-dur. 1886 89); Напевы из Божественной литургии св. Иоанна Златоустого, уложенныи для школ народных... 1877 г.: Для 3-голосного хора. G-dur. 1872 74); «Русска[я] литургия». F-dur [и др.]. 1869 59); Литургия свт. Василия Великого B-dur. 1868 59); «Жезл силы» (Пс 109. 2), «Ты иерей вовек» (Пс 109. 4) Es-dur. 1888; «Се, что добро» (Пс 132) G-dur. 1893; «Блажен муж» (Пс 1) B-dur: Для торжества 50-летнаго священства митрополита кир Сильвестра. 1893 57); Пс 67, 20, 85 [отд. стихи]: Для 4-голосного хора. 1868 58); Пс 90, 95, 134, 91 [отд. стихи]. 1869; «Господи, силою Твоею» (Пс 20). 1880; «Сей день, его же сотвори Господь» (Пс 117. 24), «Крепосте моя» (Пс 117. 14) C-dur. 1885 79); «Имже образом» (Пс 41. 2) D-dur. 1887; «Человек, яко трава» (Пс 102. 15), «Помяну, яко персть» (Пс 102. 14, надгробное). 1888; «На реках вавилонских» (Пс 136) E-dur. 1889; «Жезл силы» (Пс 109. 2, 3, 4) и др. Es-dur. 1889 89). На евр. тексты: [Псалмы.] 1884 79). На греч. тексты: Литургия свт. Иоанна Златоуста: A-dur [и др.]. 1868 59); e-moll, G-dur [и др.]. 1883 79). На румын. тексты: Литургия: A-dur. 1886; A-dur. 1889; B-dur [и др.]. 1885; C-dur, G-dur. 1868; Es-dur. 1869; G-dur [и др.]. 1867-1868; F-dur [и др.]. 1869; B-dur. 1869 59); C-dur [партитура, поголосники]. 1865; E-dur [и др.]. 1890 57); D-dur. 1870; D-dur. 1871; C-dur. 1870; F-dur: Для 3-голосного детского хора. 1871 61); B-dur [поголосники]. 1879 75); g-moll [и др.]. 1882 79); A-dur. 1889; A-dur. 1889; C-dur, G-dur [и др.]. 1887; c-moll [и др.]. 1885 89).

http://pravenc.ru/text/155246.html

21) Выпись с книг Зубцовского уезда письма и меры 1628 и 1629 года в Лепковском стане на пустоши, что были деревни: Михалки и Шишкина, кои даны вкладу Андреем Петровичем Клешниным. Дана 1672 года. 22) Грамота царя Михаила Феодоровича жалованная в 1631 году на владение в Кинешемском уезде в Вичюжской воловсти деревнями Пандино и Федяево с пустошами, кои были в вотчине за Афанасием Леонтьевичем Ятцким и по завещанию его отданы в Пафнутиев монастырь где и тело его погребено по смерти. Все оные жалованные грамоты и выписи с переписных и писцовых книг представлены из Пафнутиевого монастыря в 1764 году июля «___» дня в коллегию экономии, а монастырю с оных оставлены копии, кои хранятся в монастырской библиотеке кроме двух копий с жалованных грамот царем Михаилом Феодоровичем в 7130 и 7132 годах, кои в 1838 году отправлены в археологическое общество. Перечень вотчинных владений монастырских с угодиями Имена сел и пустошей принадлежащих Боровскому Пафнутиевому монастырю Число душ Расстояние от монастыря Когда поступили в монастырь и по каким крепостным актам I . В Боровском уезде Служительская Ребушинская слобода в коей по ревизии 1744 года душ 100 саж. при реке Протве и реч. Истерме При оной слободе: Пустоши: Мастищи, Гороховская, Чижево По писцов. 137 и 138 годов Рощенская слобода при реке Протве 100 саж. Высоцкая слобода через реку Протву Село Русиново и Дер. Николаевка при реке Протве Итого в Боровском уезде: Слобод и сел – 4, Деревня – 1, Пустошей – 3 II . В Окологривском стане. Деревни: Михайловская при реке Протве В 5 вер. Татаркино при р. Истье В 8 вер. При деревне Михайловской: Пустоши: Рудницы, Кудиново, Измайлово, Акулово. По писцев 137 и 138 годов. При деревне Татаркино: Пустоши: Служная, Симоново, Космодемьянская. По писцов. 137 и 138 годов Деревня Вашутино при реке Протве. При оной деревне: Пустоши: Фатеевская. По жалован. 137 и 138 годов. Суслово или Соколий Холм, Сажданово по писцов. 137 и 138 годов. Деревня Лапшинка при речке Стародомне В 5 вер. При оной деревне: Оселок Истомский Пустоши: Малая Рудинки Большая Хатенки Малая Хатенки.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Псалом изображает Божию о нас попечительность, и описывает, как Бог промышляет не только о целой вселенной, но и о каждой части ее, так что не оставлено без Его промысла ни малейшее движение помысла нашего (Афанасий). Пс.138:1.   Господи, искусил мя еси, и познал мя еси: Ты познал еси седание мое и востание мое. Пророк говорит: «Господи» , Ты совершенно знаешь меня. «Искушение» (испытание) для человека есть не только бедность и печаль, но и богатство и благоденствие; и как в печальных обстоятельствах мы испытываемся, можем ли мужественно переносить случившееся, так и благоденствием испытываемся и оказываемся часто надменными благополучием. Господь и прежде «искушения» знает нас, но испытанием дает и нам познать самих себя. «Сидением» и «восстанием» он изображает всю жизнь, — ибо в этом проходит вся наша жизнь: в делах, в движениях, во входах и выходах (Василий В., Златоуст). Пс.138:2.   Ты разумел еси помышления моя издалеча: Задолго прежде рождения человека Господь уже предвидит не только поступки его, но предусматривает даже будущие «помышления» . Тот, кто знает помыслы, находящиеся в уме, не имеет нужды в испытании человека посредством дел, но допускает это последнее для того, чтобы самого испытываемого сделать более опытным (Златоуст, Феодорит). Пс.138:3.   Стезю мою и уже мое Ты еси изследовал, и вся пути моя провидел еси. «Стезею» и «ужем» (частью пути) Пророк назвал всю свою жизнь, которую Господь в точности знает; а под «путями» — разумеет всякое движение помысла, которое Господь «провидит» как Сердцеведец прежде, нежели он придет в исполнение (Златоуст, Афанасий). Пс.138:4.   Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, Ты познал еси. Это величайший признак добродетели, которой особенно требует Христос: «аще не обратитеся и не будете, яко дети, не внидете в Царство Небесное» (Мф. 18:3), разумея незлобие, безхитростность, прямоту и простоту (Златоуст). Пс.138:5.   Вся последняя и древняя: Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою. «Вся последняя и древняя» указывают на то, что Господь не только помышления и дела предвидит, но знает все, что было и будет. «Возложение руки» Божией означает преподанный нам дар Духа Святаго, подобно тому, как апостолы возложением рук преподавали Духа Господня (Афанасий, Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Впереди на белом листе автограф вкладчика: Книга Григория Богослова дал в Троецкой Сергиев монастырь князь Дмитрий Михаийлович Пожарский. Государя Царя и Великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии боярин князь Димитрий Михайлович Пожарской. На лицевой стороне верхней доски наклеена бумажка с надписью XVII века: Григория Богослова чтут на Светлое воскресение. 138. (1566.) Григория Богослова 16 слов с толкованием Никиты ираклийского, полууст., XVI века, в лист, 660 листов, заглавная заставка с красками и золотом. В сем списке слово о Григории Нисском поставлено 12, а о Афанасии Александрийском 13-м, как и в Оп. ркп. Царск. 40; толкования находятся при всех словах, к отрывкам, какие под 136, прибавлены: а) о пище телесной, б) молитва кончавши книгу Григориа Богослова и в) сказание толкованием на некоторые главы слов Григория Богослова . 139. (1570.) Григория: Богослова 16 слов с толкованием Никиты ираклийского, полууст., сред. XVI века, в четверть, 1188 листов, сходны с предъид. 138. На первых листах внизу: Книга князя Дмитрия Ивановича Жижемеково. 140. (1569.) Григория Богослова 8 конечных слов с толкованием Никиты ираклийского, полууст., исх. XVI века, в лист, 598 листов, заглавная заставка узориая. Порядок и надписи слов те же, что выше 138, 139, равно и отрывки. К концу ркп. (л. 563) приложены житие Григория Богослова и (л. 597) разумениа единострочная те же, какие по 136 л. 510, 539. Внизу первых листов другим почерком: Живоначальные Троица Сергиева монастыря архимадрита Дионисиа; далее на л. 7 иною опять рукою: Книга черньца Иасафа Кирьякова. См. 132. 141. (1612.) Григория Богослова 16 слов с толкованием Никиты ираклийского, устав. четкий, XVII века, в лист, 708 листа, заглавная заставка с позолотою превосходна. Порядок и надписи слов те же, какие и в предыд. 138–140, в начале оглавление, в конце (л. 673) житие Григория Богослова и (л. 698) отрывки. Под 136, 137, 140, 141 перевод текста св. Григория Богослова и толкования исправленный (См. Оп. ркп. Синод. библ. 120), но под 138 и 139 только первые 8 слов в новом переводе, а конечные 8 в древнем, какой под 8.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

П.-Керамевса. Ещё важнее ценность этого материала со стороны содержания рукописей, древности многих из них и т. д. Один 1-й, изданный теперь, том обнимает собой и рукописи, заключающие в себе Св. Писание Ветхого и Нового Завета 2–5:16:25:28:31 и мн. др.), и рукописи канонического 24:39:67:68 и др.), богословского 10–15:19:20:23:30:34 и др.), аскетического 21:26:32:35 и др.), литургического 74:84:92:99:117:122 и др.), исторического и географического 27:81:101и др.) и иного содержания, и рукописи, содержащие в себе творения древне-греческих классиков 61:79:83:94:96:103:106–108:116:118–120 и др.), и рукописи, касающиеся мифологии 14:210:356 и др.), рито- —114— рики 40:104:115:152 и др.) и рукописные лексиконы и грамматики 52:75:88:131:144 и др.), и рукописи, относящиеся до медицины 77:95:102:148 и др.), физики 165:208 и др.), астрономии 87:190:261 и др.) и других отраслей знания. В отношении к сравнительной древности здесь есть рукописи, восходящие к VII–VIII-мy и даже V веку по Р. Хр. 510, γ и 2), a IX–X-ro веков даже несколько рукописей 6:24:1:13:23 и др.); с годовыми или вообще хронологическими датами есть рукописи, относящиеся к 1053–1054 году 53 – Псалтирь), – к 1056-му 54– Λιδαχ τν ποστλων), – к 1079-му 21 – слова Иоанна Схоластика), – к 1182-му 57 – Анастасия Синаита ) и т. д. Конечно, есть много рукописей и позднейших времён, даже XIX века 95:197:262:347:512:544 и др.); есть несколько списков с печатных книг (напр., 93:379). За то, значительное количество рукописей не позже XVIII века, рукописей весьма важных по содержанию и древности, рукописей, украшенных миниатюрами и разного рода изображениями 4–7:10–14:23:27 и др.), весьма любопытных, в археологическом и других отношениях, совершенно заставляют забывать малоценность сейчас указанных, к тому же и не многих по числу, рукописей, представляющих впрочем, в большинстве своём нередко глубокий исторический интерес 2012 . При том в иных случаях и рукописи XIX века представляют собой списки с древнейших рукописей или редких печатных изданий (как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец, при традиционной трактовке этимологии рус. борона это слово выступает как единичный случай, который не образует ряда, т. е. не входит в какую-либо систему ни в семантическом, ни в словообразовательном отношении. Все это вместе взятое заставляет усомниться в правильности традиционной этимологии слова борона. Как уже говорилось выше, мы вправе предположить, что рус. борона, как и другие имена, обозначающие орудия действия, было образовано от глагольного корня. Если это так, то морфема –нá может рассматриваться как форма женского рода древнеиндоевропейского суффикса отглагольных прилагательных Этот суффикс, потерявший или почти потерявший свою продуктивность в большинстве индоевропейских языков исторической эпохи, был весьма широко распространен в древнеиндоевропейский период. Почти во всех индоевропейских языках сохранились довольно многочисленные реликтовые формы этих древних образований, значительную часть которых составляли имена действия. Примером подобных образований мужского рода могут служить ст.-сл. СЪНЪ < (ср. СЪПАТИ), др.-гр. πνος, др.-инд. svápnah, лит. sãpnas, лат. somnus < (ср. sopre), др.-исл. suefn, др.-ирл. suan «сон»; женского рода: ст.сл. ΛОУΗΑ < или (ср. ст.-сл. ЛОУЧЬ), совр. рус. излучать, др.-гр. λευς »светлый», др.-гр. λχνος «светильник», лат. lna < (ср. Losna, а также lcre »светить», lx «свет» и др.), др.-прус. lauxnos »звезды», авест. rauxšna- «блестящий», др.-ирл. lan »луна» (т.е. букв, «светящая, блестящая»); среднего рода: ст.-сл. ЗРЬНО (ср. ЗЬРТИ), лат. grnum, др.-ирл. grn, кимр. grawn, гот. kaúrn, др.-в.-н. corn, др.-прус. syrne »зерно», лит. ìrnis «горох», др.-инд. jrá »сморщенный, старый, распавшийся». Образованиями такого же типа, сохранившимися в современном русском языке, являются также: стан, дерн, горн (мужской род); домна, страна (сторона), цена, струна (женский род); сукно, руно, волокно, толокно, веретено, пшено (средний род). 71 Почти все реликтовые образования подобного типа сохранили в русском языке место ударения, соответствующее древнеиндоевропейской акцентуации (ср. др.-инд. bhinná, jrá, др.гр. στεγνς, γνς и др.). Такое же ударение на суффиксальной части имеет и слово боронá, которое, как нам кажется, следует отнести к именам действия, восходящим к индоевропейским отглагольным прилагательным с суффиксом -ná.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010