Великие подвижники, как мы уже говорили, и в православной церкви получают культ в своих монастырях уже среди своих ближайших учеников. В этом отношении особенно поучительна история культа Такла-Хайманота, которую мы знаем несколько более подробно, имея под руками как обстоятельные жития этого святого, так и пространное житие Филиппа, его второго преемника. Еще при жизни святого, когда он незадолго до кончины изнурял себя в затворе усиленными подвигами и от неумеренного стояния сломал себе ногу, „ученики его обернули ее в холст и погребли у подножия табота“ 24 , т.е. у престола и, таким образом, сделали ее мощами. Когда он преставился, „его тело облекли в прекрасные пелены, возложили на новые носилки и погребли в церкви с великой славой, с пением и песнями. Было много восклицаний, плача, слез и рыданий. По всем пределам Эфиопии пронесся слух о его успении, везде был великий плач и скорбь, ибо пал драгоценный столп, водруженный среди Эфиопии и сокрылся в сердце земли, как и отцы его. Плакали не одни монахи, а и власти и князья, великие и малые, мужчины и женщины, все рыдали. Те, которых он приводил к вере проповедью, и прежде, когда он поучал их, оскорблявшие его, уверовав, считали его своим отцом, ибо подобна была проповедь его проповеди отцов наших апостолов. Благодать его умножилась по его смерти больше, чем во время жизни его плоти: от моря до моря умножились его плоды, каждое утро умножались и увеличивались рожденные им, его учениками и учениками учеников его после него“ 25 . Филипп устанавливает непрерывное каждение над гробом святого и собирает со всей Абиссинин всех мамхеров-благочинных монастырей дабра-либаносского устава ежегодно ко дню памяти его 26 . При Езекии совершилось перенесение мощей святого, как об этом повествует следующий особый трактат 27 . „По прошествии 56 лет после успения отца нашего Такла-Хайманот явился отец наш святому Езекии в ведении 19 числа месяца якатита в полночь, облеченный светом и сказал ему: „мир тебе возлюбленный мой Езекия! Чего ты медлишь: настало время, о котором сказал мне Господь мой: „да перенесут тело твое отсюда чада твои по истечении дней“.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Далее следуют рассказы из патерика: о монахе Замада-Аарон (?), садившимся за трапезу только с пришельцем, о смерти монаха, имевшего рану (v.) и о монахе Фере-Маскале, о котором имела попечение постригшаяся в Дабра-Либаносе; царица Марям Кебра 34 . «В лето 7084 в года Иоанна был голод, как и в предыдущий год 35 , который прошел, до такой степени, что одна монахиня лишила себя жизни, повесившись собственноручно. С голода были украдены св. дары, но суд Божий умертвил (вора), ибо он бросился в пропасть. В это время умер от рук Галласов и тот, который выкрадывал трупы людей из гробниц. Люди оставили их и не опозорили (?) их, но суд Божий не оставил их, чтобы другие были вразумлены ради их. Царь победил Гафатцев, по имени Гамбо 36 . В лето 7085 г. 37 , в 30 год царствования царя нашего Малак-Сагада. Написано 38 . Был в монастыре (монах), который стоял без упущения 60 лет; имя его Такла-Абрехам. Был и другой монах, неизвестно откуда пришедший. Никто не додавал ему пищи, но он спал ночью в ограде, а днем – (f. 14) на дереве просфорной (? bta-geber). Если он хотел приобщиться св. тайн, то у него было немного sariq (мелких монет), он проверял (?) их, и приобщался, и возвращался на своё обычное место. Так он пребывал в течение многих лет…. (?) Еще во время аввы Марха-Крестоса нашелся монах, все тело которого было покрыто перьями во время погребения тела его 39 . В лето 7086, в год Марка. Чудо: в месяце тахсас, 16-го числа тряслась земля в полночь. В 31-й год царствования Малак-Сагада 40 . В этот год воевали Галласы и Хадья. Победил Хадья и убил много воинов 41 . Почила царица наша Селус-Хайла 22-го хамлэ 42 чрез 1,5 года после смерти эмабеты». Опять следует несколько строк богослужебного устава. Наконец вся книга заканчивается так: «Кончена хроника (triq), найденная в Адабабае (у) отца нашего Такла-Хайманота в Гондаре». 2 Впрочем в самом конце сборника говорится: «кончился triq», т.е. хроника. Неизвестно, однако, относится ли это ко всей книге, или только к последней её, летописной части.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/p...

И когда этому парю был дан дар благой, повелел он отстроить обитель во дни отца нашего Иоанна, который есть дверь благих и любви, с которым он был соединен в смерти и в животе. В месяц построения пришел в монастырь сей царь, чтобы видеть и узнать его состояние. Он увидал его хороший устав, снабдил его всякими украшенными одеждами и покрыл коврами каменные помосты покоев, потом дал барабан и рог каннский, чтобы ударять и трубить во время литургии в известные праздники и в день памяти отца нашего Такла-Хайманота и всех мамхеров. И он установил это, чтобы было из рода в род. Потом он дал 1000 мер, да будет для пропитания бедных. Любовь и возвеличение Дабра-Либаноса показали все цари во времена свои, но этот превзошел своих предшественников. Окончился ряд (сведений) об устроении церкви. Мы описали их в кратких словах, чтобы не было безумием для слушающих, опуская многое из того, что мы видели и слышали. Слава Богу, а нам да будет милость и милосердие Его во веки веков. Аминь. Далее напишем; историю отцов наших мамхеров, носителей креста славного и облеченных правою верою, подобных честным владыкам Апостолам, братиям Христа, иже есть начало мира нашего. Начнем с небольшого повествования об отце нашем Такла-Хайманоте, исполнителе заповедей Божиих. Сей отец наш был в царствование Загвеев, когда вера не была еще распространена по всей земле Эфиопской. Когда он окончил свое пламенное течение в проповеди Евангелия, принимал молитвы многообразных болящих, без досаждения, и уподобившись Павлу, сосуду избранному, пришел к нему в Дабра-Либанос, его пустынь, Иекуно-Амлак, еще не получивший царства, когда царская власть была в руках Загвеев. Он (f. 5) рассказал ему все дело, чтобы он помолился за него Богу, да возвратится к нему царство 22 . Отец наш согласился. Когда он усердно молился за него Богу, явился ему явно Господь наш, Ему же слава, и возвестил ему многие тайны. Когда вернулся Текуно-Амлак к нему чрез 7 дней после того, как просил его прошением усердным, сказал ему отец наш: «возвратилось к тебе царство отцов твоих, ибо не отверг Бог моления грешного раба своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/p...

И преподал ему иерейское посвящение и поставил его архипресвитером (liqa kähnät) над всеми пределами Шоа и издал следующий указ: „Такла-Хайманоту – архипресвитеру над всей землей Шоа. Да будет он после нас, и все что свяжет он, да будет связано, а что разрешит, да будет разрешено; властью дарованною мне отцами апостолами я даю ему власть“. И так сказав, отпустил его с честью; и в мире возвратился он в страну свою»... Глава 33. И потом явился ему Господь ваш Иисус Христос и дунул трижды на лпцо его, говоря: «приими Дух Свят; еже аще свяжешь на земле, будет связано на небеси, и еже аще разрешишь на земле, будет разрешено на небесех; слушаяй тебе, слушает Мене и Пославшего Мя. Сию власть Я дал древле апостолам Моим; и митрополит, получивший ее от апостолов Моих, поставил тебя и дал тебе власть сокрушать и судить, садить и искоренять. И это Я делаю для тебя не по недостаточности славы митрополита, но чтобы явить любовь Мою к тебе; и вот Я назвал тебя устами Михаила ангела Моего именем новым, да пошлю тебя к народу новому, к которому не ходили святые апостолы Мои. Ты – не меньше их ничем, ибо сделал Я тебя новым апостолом, и ты призовешь всех людей ко Мне»... Это место имеет интерес во многих отношениях. Прежде всего оно представляет прямое свидетельство самих абиссинов в том, что они сами не считают своей церкви апостольской, и таким образом оказываются добросовестнее и критичнее многих европейских ученых, выводивших некогда их христианство от апостола Филиппа. Вместе с тем характерна ревность Такла-Хайманота в таком вопросе, как обрезание. Мы видим здесь общее всем лучшим представителям этой темой эпохи стремление к упорядочению церковной жизни, к содействию окончательвому торжеству христианских начал. В этом отношении Такла-Хайманот и Евстафий были выразителями одного и того же настроения; что деятельность их находила себе часто направление, странное с общецерковной и православной точки зрения, это, конечно, понятно при культурных и религиозных условиях их несчастной и заброшенной страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Кроме чудес, абиссинские агиобиографы любят присоединять к житиям преподобных, т. наз. „книги родства“ или „духовные родословия“ (ledata-maDakosät) своих святых. Это уже, по-видимому, чисто абиссинское явление и имеет целью возвести национальных монахов к великим столпам иночества – свв. Антонию В. и Макарию египетскому . Будучи тенденциозны по замыслу, эти родословные списки тенденциозны и в своем составе: ниже мы будем иметь случай неоднократно читать в них между строк замаскированные анахронизмы и посягательства на равноправие чуждых монашеских орденов. К сожалению, тексты этих генеалогий по большей части неисправны и неудобопонятны, а потому полное критическое издание их было бы весьма желательно. В нашем материале такие родословия присоединены к житиям Такла-Хайманота, Габра-Иясуса (сб. Евстафия) и Абия-Эгзиэ; кроме простого перечня: имя-рек родил имя-рек... часто мы находим в них интересные заметки биографического и исторического характера. Такла-Хайманот имеет, кроме того, плотскую генеалогию, возводящую его к первосвященнику Садоку и просветителям Эфиопии. Кроме пространных житий, эфиопская церковь имеет еще, как мы уже неоднократно упоминали, полный годовой круг кратких в своем синаксаре, переведенном с коптского через арабский и постепенно пополнявшегося краткими житиями национальных святых. Не имея пока полного критического издания этого важного памятника, мы лишены возможности судить об отношении к нему пространных житий. Нам известно только, что как те знают о существование синаксаря, так и синаксарь предполагает существующими пространные жития и даже на них ссылается. Так, житие Габра-Иясуса говорит о „всех святых мужах и женах, жития которых описаны в книге „Senkesär“. С другой стороны, в синаксаре мы встречаем иногда при именах туземных святых заметку: „его (ее) житие – в книге его (ее) борений“ 58 . Или „все доблести и слова его записаны в книгу борений подвигов его, чтобы читаться в день памяти его“ 59 . Эти заметки объясняют излишнюю краткость синаксарного сказания, а иногда полное отсутствие жития, хотя может быть иногда являются и заметкой переписчика о том, что то или другое житие уже имеется в полном виде в той библиотеке, для которой предназначается переписываемый им синаксарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Наряду с другими бытовыми чертами следует отметить заботу монахов о скором погребении святого, даже вопреки его предсмертной воле (f. 42 v.), в церкви, из боязни, чтобы его тела не похитили (f. 43) почитатели. «Не отдадим праведника и не отпустим из своей страны» был ответ на поползновения пришедших на погребение. Вспомним о кровопролитиях из-за мощей Анании, житие которого описано недавно Конти-Россини 28 . Интереснейшие повествования о судьбе монашеских общин на озере Цана через 250 лет дают нам и хроники, и особенно разобранное нами в наших «Исследованиях» житие Валатта-Петрос. К нему мы и отсылаем читателя. Заметим здесь только, что память о Яфкерана-Эгзиэ свято чтилась и в те времена. Валатта-Петрос ссылается на его пространное житие относительно недопущения женщин на Мецлэ 29 . Очевидно, у нее под руками была другая редакция жития, т. к. в нашем нет этого запрещения, нет и той цитаты, которая приводится святой. И это тем более существенно, что в житии неоднократно говорится о столкновениях Янферана-Эгзиэ с монахинями и о неприятностях, которые он от них терпел. Таким образом, для автора представлялся случай привести это заклятие, но он не сделал этого ни в связи рассказа, ни в повествовании о предсмертных наставлениях святого. Фаддей Бартарваский «Житие и страдание блаженного и святого, совершенного девственника, звезды пустынной, великого отца нашего Фаддея учителя, окончившего подвиг свой в малой церкви рукою разбойников от огня в день субботы христианской», а также ученика его Филимона, дошло до нас в рукописи 177 коллекции д’Аббади на 57 + 60 листах 30 и для историка дает крайне мало. Написанные расплывчатым, риторическим стилем, изобилуя повторениями и описаниями самых невероятных аскетических подвигов и чудес, оба эти жития не дают прежде всего самого главного и необходимого для возможности пользоваться ими, как историческим источником – определения времени. В них нет никаких указаний на время жизни этих святых, не принимавших участия в событиях эпохи. Единственное место, которое может служить косвенным хронологическим указанием, находится в конце жития Фаддея в назидании (f. 47 v.) «отче наш Фаддей, молись о прощении нас грешных! Если мы будем так говорить, он осенит нас святыми крыльями духа, как это видел авва Самуил из Дабра-Алелуйа Духом Святым; находясь в келье, он видел, что он осенял, как шатер страну Танбен от р. Вара до р. Геб 31 . Увидав это чудо, он удивился весьма и сказал: «кто ты, и как имя твое?» Отец наш ответил: «я – Фаддей Бартарваский 32 . Так возвестил авве Филимону из Дабра-Айсема Самуил из Дабра- Алелуиа, видевший Духом Святым». Отсюда ясно, что Фаддей жил до Самуила из монастыря Аллилуя, современника Ираклида 33 . Весьма вероятно, что постригший его в монахи – Мадханина-Эгзиэ тождествен с основателем Банкуальской обители, учеником Такла-Хайманота (cp. f. 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Но нередко он переходит всякие границы дозволенного и возможного. Свойственная всему востоку неумеренность в этом отношении проявляется здесь часто в диких, а то и кощунственных формах, на помощь является монастырский патриотизм или сектантская тенденциозность. Редкий агиобиограф не стремится выставить своего святого более прославленным, высоким, чем другие, в лучшем случае эфиопские, и в худшем – вообще все святые, не исключая пророков и апостолов. И этого он достигает не только подгоняя и группируя факты и легенды, но также рассказывая о необычайных откровениях и не останавливаясь перед злоупотреблением именем Божиим. Даже такой почти неизвестный святой, как подвижник Габра-Эндреяс, житие которого имеется пока в одной краткой рукописи, встречается по кончине собором всех святых, которые вводят его в Иерусалим небесный и „садят на престоле высоком и превознесенном“ рядом с апостолом Петром 50 . Духовные чада аввы Евстафия рассказывают о многократных явлениях ему Спасителя, сначала сделавшего его равноапостольным с правом судить вместе с ним на тринадцатом престоле, потом передавшего ему в наследие „весь мир“; в уста монаха другого устава влагают они рассказ о небесной славе их учителя: он сидит на самом высоком престоле и ходит с семью архангелами „улучив великую благодать, которая не дана другим монахам Эфиопии“ 51 . Этого мало – Сама Богоматерь ходатайствует перед ним за грешного монаха 52 , чествование памяти его спасло даже „неправедного, хищного душегубца и лживого“ 53 . Такла-хаймаиотовцы рассказывают о том, как их наставник был самим Богом поставлен новым апостолом с архиерейскими полномочиями; кроме того один из них, постригшийся при его четвертом преемнике Феодоре, имел видение, которое открыло ему небо с престолами святых; средний, самый высокий и „весьма славный“ принадлежал Такла-Хайманоту, лицо которого сияло, как солнце, а глава была украшена венцом 54 . Почести, которых удостоился на небесах Маба-Сион, были таковы, что возбуждают ропот других святых, потрудившихся раньше него 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Таким образом, эта страна находилась против Годжама, по ту сторону Абая на левом (?) берегу его притока Гудара 195 . С этим вполне согласуется трехдневный путь как в Дамот 196 , так и в Абажгай, другую сторону 197 , а также близость к его области Гафат, лежавшей на Абае 198 . Итак, местом подвигов Маба-Сиона была область к югу от Нила в Шоа. Монастырь Бета-Марьям аввы Иоанна, где он получил воспитание я где имел своего духовника, по-видимому, не был постоянным его местопребыванием; он проводил большую часть времени в пустыне за аскетическими подвигами. Тожествен ли с этим монастырем Дабра-Марьям, посещенный святым перед смертью, неизвестно; можно также предположить, что это дамотская обитель, где он получил пострижение. Во всяком случае не подлежит сомнениию; что Маба-Сион получил монашество от представителей дабра-либаносского устава: паломничество ко гробу духовного родоначальника этого ордена было его первой задачей по приятии сана. Такла-Хайманот сам является принять нового сына и приобщает его раньше своих чад. Ученика его – Гонория святой видит совершающим небесную литургию на главном престоле 199 . Характер жизни и деятельности Маба-Сиона вполне соответствует месту и времени, в которых ему пришлось жить. Эндагабтан в знаменитой „Книге Света“ царственного реформатора упоминается в числе областей, зараженных языческими суевериями „вследствие недостатка священников, которые бы учили богопочитанию“ 200 . Неудивительно поэтому, что соседняя страна Гафат оказалась совершенно нехристианской, неудивительны также и те странности, которые мы встречаем в деятельности святого. Прежде всего нас поражает уже то обстоятельство, что само житие ставит его рядом с Зара-Якобом. И действительно, они работали в одном и том же направлении. Уже самое главное дело Маба-Сиона, послужившее главной темой для его жизнеописания – культ Страстей Христовых и установление ежемесячного праздника в честь их, является как бы развитием и дополнением праздничных нововведений Зара-Якоба. Что праздник этот до сих пор существует в южной Абиссинии – на это нам указывает календарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Такла Хайманот (букв. «насаждение веры», прим. 1215 — 1313) — наиболее чтимый абиссинский святой, просветитель области Шоа и насадитель в ней монашества. Самое распространенное предание относит его к концу XIII в. и связывает с реставрацией династии Соломонидов, ибо по его увещаниям последний царь прошлой династии уступил престол потомкам Давида. Он основал много монастырей в Дамоте, Амхаре и Шоа; главным из них стала знаменитая обитель «горы Ливанской» — Дебре-Либанос в Шоа, центр монашеского ордена, наиболее близкого по догматике и культу к православию. Это дало повод римским пропагандистам принять Такла Хайманота в свои святцы для униатов. Его преемники по настоятельству в Дебре-Либаносе (архимандриты) называются эчегэ — это самый высший после митрополита сан в Эфиопской Церкви; они управляют местным духовенством, особенно монахами. Память святого 17 августа; 7 апреля обретение его мощей, ему посвящен 24 день каждого эфиопского месяца. Жития его и службы ему имеются во многих рукописных собраниях. Он часто изображается с крыльями на спине (иногда на одной ноге). Предание связывает этот образ с паломничествомТакла Хайманота на Святую Землю.   «И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все сыны Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан». «Гедеон же послал послов на всю гору Ефремову сказать: выйдите навстречу Мадианитянам и перехватите у них переправу через воду до Бефвары и Иордан. И созваны все Ефремляне и перехватили переправы через воду до Бефвары и Иордан». «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо… И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, - Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее».

http://bogoslov.ru/article/1895521

13 В.В. Болотов. Несколько страниц из церковной истории Эфиопии. Христ. Чтение 1888, I, 466, пр. 2. 14 Замечу, что чтение этой книги положено дважды на утрени по нотной книге Берлинской рукоп. 41 (по катал. Дилльманна) чин ее приближается к “первому”; чтение “чудес Марии” положено после Феотокий. 15 Заглавие только в L². За ним следует: Аллилуйя. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Прогонителю демонов, прожени, Господи, демона от десных и от шуйих наших и от места сего упокоения нашего, да отступят от нас воюющие на души наша. Якоже научиша нас Апостоли на соборах своих, иереи моляхуся часто, глаголюще: в сей час востав, омойся и молися. И аще жена с тобою верная, молитеся оба вкупе. И плюнув на руку твою, знаменуйся плюновением, вышедшим из уст Твоих, и будеши чист до ног твоих; сие есть дар Святаго Духа. В сей день вся тварь служит Единому Богу, звезды и вся прозябающая и воды стоят в сей час, и вся воинства Ангел служат сия часы со духи праведных, славяще и поюще Господа. 17 Следует много других стихов из псалмов с припевом: “Аллилуйя”. Затем: Слава… Аллилуйя, святей церкви. И ныне... Аллилуйя в роды родов. Ему подобает поклонение. 19 24 апокалипсических старца, почитаемые Копто-Эфиопской церковью в числе святых и часто упоминаемые в ее богослужении. 22 Вместо этого стиха в L стоят следующие: Иоанне, девственниче, проповедниче Евангелия, сый со Херувимы и Серафимы ликом вышних сил... Георгие воине, подвижниче, чудотворче, звездо славы посреди небесе и земли... Евстафие, отче наш, перле маргарита, сияяй пред лицем небесе, учениче солнца… Такла Хайманот, отче наш, благодати исполненный, смирение духом, последовавый стопам Антония... Иосифе, отче наш, звездо света, перле Эфиопии, топазие, украшение святыя церкве.. Георгие, отче наш, сладостный языком, песнословче, органе церкве в проповедании... 24 Так иногда называется в Эфиопской церкви суббота; другое название ее – “суббота Иудейская” в отличие от “с. христианской” – недели. 25 Под именем “Господь воцарися” (gzi’a bher nagsa) известна в эфиопской богослужебной литературе книжка стихотворных песнословий в честь праведников и святых, расположенных в порядке месяцеслова. Имя ее, ничем не связанное с псалмами, начинающимися с этих слов, как я думаю, обязано своим происхождением коптскому богослужению, в котором первым стихом 92 пс. вводятся т. наз. псалии, соответствующие по месту, занимаемому ими в утрене, нашим хвалитным. Эфиопская церковь составила вместо них свои песнопения, но по традиции назвала их термином: “Господь воцарися”.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010