Житие второго преемника Такла-Хайманота имеется в единственной рукописи Orient. 728 Британского Музея, где оно занимает последние 49 листов; начало книги посвящено житию Такла-Хайманота. Написан этот экземпляр не ранее XVIII века – в этом убеждает как палеография, так стиль и подробности многочисленных интересных иллюстраций 124 . Но житие выдает себя за произведение еще XIV века, так как в послесловии автор его призывает благословение святого на „отца нашего Иоанна Кама, потщавшегося о написании „его подвигов“ много дней спустя по забвении их“. Ацка-Руфаэль, расписавшийся под этим послесловием и назвавший себя „сыном“ Иоанна Камы, мог быть и автором жития и простым переписчиком, даже не современным этому настоятелю. Что „забвение“ подробностей жизни Филиппа действительно было, в этом отчасти убеждает нас характер изложения. До-монастырский период жизни святого, наименее известный монахам, уже по самому существу дела, изукрашен измышленными беседами его, еще мальчика с законоучителем о таинстве Св. Троицы, о заблуждениях язычников, о волхвах, наполнен разговорами его с родителями по поводу убиения волхва, по вопросу о браке и т. п. В дальнейших частях жития мы постоянно встречаем длинные отступления, речи, влагаемые в уста действующих лиц, молитвы, приписываемые святому, рассуждения автора (напр., его монолог с клеветником За-амануэлем и т. п.). Все это как-будто служит автору для замены недостающих фактов так же, как и для риторических украшений и вообще литературных целей. Вообще на литературную сторону жития обращено автором большое внимание, и в этом отношении многие места его труда удались весьма недурно и представляют интерес, особенно вступление, послесловие и, напр., такие вставки, как притча о зайце и земле (f. 195 r.). В некоторых случаях повествование опирается о местные предания (напр., f. 194 r.). Кто бы ни был автор жития, несомненно то, что оно стоит в тесной связи с дабра-либаносским житием Такла-Хайманота; вступление, представляющее восторженное обращение к этой обители, повторяет в почти буквальных выражениях те свидетельства об особенном благодатном действии на нее Духа Святого, которые житие Такла-Хайманота влагает в уста монахов пустыни Вали и патриарха Матфея 125 . Оба жития делятся на главы (me " eräf); кроме того житие Такла-Хайманота дает сведения и о Филиппе, согласные с пространным житием последнего. В виду интереса, которое оно представляет как с исторической, так и с литературой стороны, мы решились дать в приложении к настоящему труду его полный перевод; здесь для сравнения приводим два места из дабра-либаносского жития Такла-Хайманота, повествующие о Филиппе.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

VI. Эпоха Зара-Якоба XV век – время наибольшего могущества эфиопского царства, было в то же время ознаменовано попытками очистить собственными средствами церковную и общественную жизнь от последствий одичания и огрубения нравов. Попытки эти шли и сверху, от такого замечательного деятеля этого времени, как царь Зара-Якоб, центральная фигура абиссинской истории. Его реформаторская деятельность оставила навсегда заметный след в эфиопской церкви, и его преемники могли только идти по его следам и удерживать то доминирующее положение в церкви, на которое окончательно возвел царскую власть Зара-Якоб. Синаксарь занес на свои страницы, как имя этого царя, так и имена всех его преемников, кончая Клавдием, ограничиваясь только упоминанием и саламом 183 . Исключение сделано, кроме Клавдия, для Марьям -Кебры. супруги царя Наода, о которой говорится, что она „занималась духовными делами, преуспевала во всех добродетелях, подъяла много борений и исполнила святой монашеский устав Дабра-Либаноса, гробницы отца нашего Такла-Хайманота“ 184 . Это свидетельство важно для нас, как новое доказательство близости дабра-либаносской обители к придворным сферам. – Самому Зара-Якобу под 3-м эпагомен (29 декабря) различные списки синаксарей уделяют различные по величине заметки. Редакции, переведенные Дюнсингом, ограничиваются только упоминанием об успении царя „православного, апостольского, установившего во всех областях своего царства хорошие законы для поведения“, тогда как сообщенная Сапето дает гораздо больше, перечисляя заслуги царя в пользу церкви, останавливаясь на заботах его об искоренении суеверий, распространении христианского учения и даже упоминая „Книгу Света“. Из других деятелей эпохи мы располагаем житием двух преподобных – Такла-Марьяма или Маба-Сиона и Такла-Сиона, а также сравнительно редким явлением агиологии – житием мирянина Амда-Микаэля, военачальника у Зара-Якоба и его преемников. Это житие имеется в парижском и нескольких лондонских синаксарях под 3 хедара (30 октября). К сожалению, известий об этом святом мы не находим в параллельных исторических текстах, что, конечно, не дает еще права заподозривать его достоверность. Приводим текст синаксарнаго сказания в переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Содержание Предисловие I. Святые Эфиопской церкви II. Литературная сторона житий III. Аксумский период IV. Переходная эпоха Царь Лалибала Габра-Манфас -Кеддус Такла-Хайманот Абия-Эгзиэ и Ираклид V. Время „гонения“ Филипп Дабра-Либаносский Аарон Дивный Евстафий Самуил Вальдебский Царь Феодор I Габра-Эндреяс VI. Эпоха Зара-Якоба Маба-Сион (Maba’a-Sjon) или Такла-Марьям Такла-Сион VII. Эпоха „Франков“ Валатта-Петрос Царь Иоанн I Заключение Приложения I. Полный перевод жития преподобного Евстафия II. Житие преподобного Филиппа Дабра-Либаносского     Предисловие Еще Ассемани, описывая арабский монофиситский синаксарь Медичейской библиотеки, высказался таким образом об историческом значении содержащихся в нем житий святых: «pauca si demas, quae de commentitiis pseudosanctorum Monophysitarum miraculis ibidem a Coptis fmguntur, caetera quidem luce dignissima esse arbitramur; ex eo potissimum, quod in iis tota Terme nationis Coptorum et Habessinorurn historia describitur.» 1 Хотя нам придется значительно видоизменить этот приговор фанатика-униата, не видавшего эфиопского синаксаря и хотя теперь едва ли кто решится сказать, что на основании не только синаксаря, но даже всех агиологических памятников вместе взятых можно написать «почти всю историю Абиссинского народа», тем не менее важное вспомогательное значение агиологических источников для историка и в данном случае, как и вообще, не подлежит сомнению. Это сознавали еще первые европейцы, вступившие на абиссинскую почву – португальцы в XVII в., собиравшие сказания о туземных святых и заносившие их на страницы своих сочинений. Они впервые познакомили ученых с некоторыми преданиями о девяти преподобных, о Лалибале, о Габра-Манфас-Кеддусе; что же касается перевода жития Такла-Хаймоната, сделанного Альмейдой по дабра-либаноссной редакции, то он до сих пор еще, при отсутствии издания текста оригинала, продолжает сохранять свое важное значение. Материал, собранный португальцами, послужил для настоящего основателя научной разработки абиссинской истории – Людольфа, которому самому удалось присоединить к нему весьма немного – сборник стихотворных песнословий в честь святых, расположенный по порядку календаря и декабрьский том четьи-минеи Берлинской библиотеки с его исключительно коптскими святыми, которых автор еще не различал от туземных эфиопских.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Дэбрэ-Дамо [Дэбрэ-Даммо; эфиоп.      ], один из древнейших эфиоп. мон-рей. Расположен на востоке шт. Тыграй, на границе с Эритреей, неподалеку от старинного караванного пути, ведущего от побережья Красного м. в глубь Эфиопского нагорья. Находится на вершине столовой горы (анба), так что попасть в мон-рь можно только поднявшись по отвесному склону при помощи веревки. Судя по археологическим находкам, эта гора с древности служила убежищем для купцов и путешественников: там были найдены кит. фарфор, золотые монеты эпохи Кушанского царства (I-III вв. по Р. Х.), араб. монеты периода Омейядов и Аббасидов. По преданию, Д.-Д. был основан в VI в. За-Микаэлем Арагави , одним из «девяти преподобных» (основателей монашества в Эфиопии), при деятельной поддержке христ. царя Аксума Габра Маскаля, который возвел главный храм обители и был впосл. погребен в ней. После окончания работ Арагави попросил царя убрать строительные леса, воскликнув: «Дахмэмо!» (   - Уберите это!) - так мон-рь получил название Д.-Д.; постепенно оно превратилось в «Дэбрэ-Дамо». В Житии Арагави (составлено в XV в.) приводится устав, введенный им в соответствии с правилами прп. Пахомия Великого , учеником которого он считался, а также изложена история мон-ря при 5 первых преемниках Арагави, хотя хронология событий существенно искажена. В соответствии с полулегендарным преданием мон-рь был до основания разрушен царицей Гудит , построившей на его месте город. В эпоху династии Загве (1137-1270) некогда привилегированный мон-рь относился к новым царям как к узурпаторам и находился к ним в оппозиции. При этом обитель оставалась авторитетным центром эфиоп. монашества: в числе учеников св. Йоханни (пам. эфиоп. 3/4 мая), настоятеля Д.-Д. в XIII в., были видные деятели христ. просвещения, знаменитые эфиоп. святые Иясус Моа и Такла Хайманот , основателей первых монастырей в юж. областях Эфиопии ( Дэбрэ-Хайк-Эстифанос и Дэбрэ-Либанос ).

http://pravenc.ru/text/180788.html

Новости проекта Похороны Его Святейшества архиепископа Абуны Тимофея прошли в кафедральном соборе Святой Троицы Член Священного Синода Эфиопской Православной Церкви Тевахедо, ректор университета Святой Троицы и хранитель кафедрального Свято-Троицкого собора, Его Святейшество Абуна Тимофей, доктор богословия, был похоронен 8 апреля 2021 г. ( 29 марта 2013 г.), после мессы в Свято-Троицком соборе. Похороны прошли в присутствии Его Святейшества Абуны Матфия, Патриарха-Католикоса Эфиопии, Эчегхе трона святого Такла Хайманота и Архиепископа Аксумского, а также друзей и родственников. Администрация Свято-Троицкого университета, персонал, учителя и ученики выражают соболезнования в связи со смертью благословенного отца Абуны Тимофея и свидетельствуют обо всем хорошем, что он сделал для Церкви. Биография Его Святейшества архиепископа Абуны Тимофея (доктора богословия) (1931 (1923) – 2021 (2013)) Рождение Его Святейшество Абуна Тимофей родился в мае 1931 (1923) года в семье госпожи Кахсы Кайлу и господина Баламбараса Тесфа Текле в провинции Тыграй в районе Бизет недалеко от православной церкви Спасителя Мира. Он получил семейное имя Хабте Селассие Тесфа. Его Святейшество Абуна Тимофей в раннем возрасте воспитывался в семье. Как только он стал достаточно взрослым, чтобы ходить в школу, его дядя-монах приобщил мальчика к церковному вероучению. Он также учился читать и писать в соседней церкви. Духовное образование и монашеская жизнь Его Святейшество Абуна Тимофей покинул свой родной поселок и отправился в древний город Аксум для дальнейшего обучения. Хабте Селассие Тесфа поступил в монастырь святого Абуны Пентелевона, где углубил свои знания в христианском вероучении, обучаясь вместе с монахами. В 1950 (1942) году он уехал из Аксума в Асмэру, где был принят бывшим архиепископом Эритреи и Тыграя, Его Святейшеством Абуной Марком, и вернулся в свой родной город, где начал служение в качестве диакона. Молодой диакон отличался искренностью, послушанием и твердыми моральными принципами.

http://texts.aquaviva.ru/abuna/

В бывшей коллекции d " Abbadie, этой богатой сокровищнице эфиопской письменности, имеется м. пр. памятник, пока единственный в своем роде; и представляющий немаловажный интерес для исследователей абиссинской старины и церковности. Я имею в виду рукопись, описанную собирателем на стр. 122 его каталога на стр. 122 его каталога за 108. Это ­ сборник различных мелких статей, б. ч. исторического содержания, переписанных по поручению самого d " Abbadie с более древних оригиналов, Сначала идут тексты, относящиеся к Дабра-Либаносскому монастырю, затем история основания церкви в Нарге царицей Ментевваб 1 , история 19 года царя Иясу I, биография азажа Нацо, деловые записи и др. Нас интересует в данное время первая часть сборника, обнимающая 13 убористо исписанных листов и скопированная с ветхой рукописи, которая хранится в церкви Адабабай в Гондаре, посвященной Такла-Хайманоту и являющейся как-бы подворьем Дабра-Либаноса в древней столице. Рукопись сама себя называет zn=повествование 2 . Содержание её довольно разнообразно: здесь в невообразимой беспорядочности перемешаны сведения по истории монастыря, ритуальные главы, параграфы монастырского устава, рассказы о подвижниках, их изречения, перечни и функции должностных лиц, и т. п. Беспорядочность доходит до такой степени, что заглавие, обозначенное красной строкой не всегда соответствует содержанию последующего, и часто может относиться только к нескольким первым строкам, за которыми начинается совершенно иное, даже без знака препинания. Так, глава о царской милостыне повествует, после нескольких строк, соответствующих заглавию, о состоянии монастыря во время погрома Граня, о чине служения литургии, о погребении усопших. «Глава относительно счета эпакт» названа так вероятно только потому, что в ней приводятся рассказы о монастырских событиях и монахах с датами от сотворения мира и, один раз, с указанием на эпакты; историческая часть начинается с половины первой, ритуальной главы, без красной строки и даже без предшествующего знака препинания. Рассказы о подвижниках рассеяны по разным главам. Трудно сказать, кто виновен в этой путанице: автор первоначальной рукописи, или переписчик. D " Abbadie говорит в своем описании, что его оригинал был «еп assez mauvais état»; возможно, что переписчик перепутал листки и приделал несоответствующие заглавия. Во всяком случае для читателя от этого не легче; затруднения его кроме того чрезвычайно увеличиваются от множества непонятных ритуальных, архитектурных и иерархических терминов, многие из которых не могут быть найдены ни в одном словаре, как в эфиопском так и амхарском. Наконец и сам язык памятника весьма неуклюж и во многих местах непонятен. Конструкции как будто приближаются к амхарским; встречаются прямые ошибки.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/p...

Согласно Житию, И. В. род. 29 хэдара (25 нояб.) в Палестине, происходил из царского рода; его родителей звали Диласор и Эммена Сион. В 5 лет он сбежал из дома в пустыню, где Пресв. Богородица обещала ему Свое покровительство. Три года ребенок жил в пустыне в окружении диких зверей и боролся с бесами; лишь изредка он навещал отчий дом. Затем он поселился на горе Баума, где вел отшельническую жизнь; там ему явился арх. Гавриил и повелел идти к епископу Кораса, чтобы заступиться за диакона, к-рого тот собирался наказать; святой выполнил повеление архангела и получил благословение епископа. В 22 года стал послушником монашеской обители «дома Исидора», выучил 150 псалмов Давида, 15 пророческих (библейских) песней и 5 «песней Соломона» (5 частей, на к-рые в эфиоп. традиции делится Книга Песни Песней Соломона), т. е. прошел обучение, типичное для «псалтирного чада» в средневек. Эфиопии. Затем он был назначен экономом и главным поваром. Через 15 лет И. В. ушел в Дэбрэ-Эрен, небольшой егип. монастырь в Скитской пустыне, еще через 13 лет был рукоположен во иерея в Александрии и по повелению Господню отправился в Эфиопию, где встретился со св. Такла Хайманотом , когда тот обратил в христианство Моталами, языческого правителя обл. Дамот. И. В. стал учеником Такла Хайманота и 30 лет провел в мон-ре Дэбрэ-Либанос . Затем Такла Хайманот назначил его мамхером (благочинным) сев.-вост. части обл. Шоа и поручил ему проповедь Евангелия. И. В. провел в мон-рях Дэбрэ-Сафэдж, Дэбрэ-Азало, Дэбрэ-Цагаро и Дэбрэ-Гаро якобы по 50 лет. Затем он жил в обители Дэбрэ-Эгора, откуда вынужден был бежать из-за ложного обвинения монахов из Дэбрэ-Либаноса. И. В. проклял местность вокруг Дэбрэ-Эгоры, к-рая с тех пор стала пустынной и бесплодной. Последние 50 лет жизни он провел в мон-ре Дэбрэ-Гонд в обл. Бэласа, где и скончался. Через 157 лет после смерти И. В., 18 магабита (14 марта), его останки были перевезены из Дэбрэ-Гонда в Дэбрэ-Эгору. В конце Жития И. В. подробно излагается 21 совершенное им чудо.

http://pravenc.ru/text/471101.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНДАР Гондар [Гондэр; амхар.  ], г. на севере Эфиопии (население свыше 43 тыс. чел., по данным сер. 90-х гг. ХХ в.), основанный в 1636 г. эфиоп. царем Василидом (1632-1667). Теснимый продвижением племен язычников оромо на территории эфиоп. христ. царства, Василид решил отказаться от кочевого образа жизни прежних царей и создать в Г. постоянную царскую столицу городского типа, вторую в истории Эфиопии после падения Аксумского царства (ок. IX в.), с возведением каменного дворца, что было невиданным новшеством. Т. о., начался новый период в истории эфиоп. феодальной монархии, получивший название Гондарского царства и длившийся ок. 130 лет. В столице появился обширный комплекс каменных дворцов царской резиденции, окруженный стеной; разрабатывался сложный и пышный придворный церемониал, упорядочивалась традиция офиц. историографии. Гондарские цари, занимаясь храмовым строительством, старались возводить в городе и вокруг него каменные церкви и соборы, одноименные древним знаменитым храмам, такие как Дэбрэ-Берхан-Селласе (освящен при царе Иясу в 1694), учреждали при них школы богословия; в мест. Азэзо близ Г., где находились основанные еще царем Сисиннием в 1621 г. храм и обитель иезуитов, был переведен в 1636 г. мон-рь Дэбрэ-Либанос - центр могущественной монашеской конгрегации, учрежденный эфиоп. св. Такла Хайманотом на рубеже XIII и XIV вв., в Г. была выстроена резиденция для ее главы - эччеге. В столицу перенесли и резиденцию митрополита. Г. стал крупнейшим центром караванной торговли, к-рой традиционно занимались мусульмане, и в городе для них был выделен специальный «мусульманский квартал». Свой квартал получили и эфиоп. иудействующие (фалаша), к-рые составляли большинство ремесленников в городе. Развивалась традиц. книжная культура и церковная живопись. Эфиоп. цари, большую часть времени проводившие в столице, постепенно утрачивали контроль над наместниками в отдаленных провинциях, и те стали превращаться в наследственных правителей, обладавших на местах большей властью, нежели их гондарский царь.

http://pravenc.ru/text/166123.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИАНЕ [- чада Евстафиевы], одна из 2 крупнейших монашеских конгрегаций Эфиопской Церкви , основанная в нач. XIV в. эфиоп. св. Евстафием и отличавшаяся субботствованием (почитанием субботнего дня наравне с воскресным) и первоначально строгим нестяжательством. Е. придавали большое значение почитанию Св. Троицы: это, в частности, выражалось в их особом внимании к празднику Пятидесятницы, посвященному в первую очередь Третьей Ипостаси Св. Троицы - Св. Духу. Оформление Е. в качестве особого течения в эфиоп. монашестве вплоть до кон. XX в. принято было объяснять почти исключительно религ. причинами. Б. А. Тураев усматривал в этом попытку справиться с общей деградацией эфиоп. культуры (по сравнению с аксумской эпохой) посредством утрированного обращения к Свящ. Писанию, включавшему, согласно эфиоп. традиции, множество апокрифов и псевдоэпиграфов ( Тураев. 1902. С. 172-173). Др. исследователи отказывались рассматривать эфиоп. средневековье как период упадка, но обращали внимание на огромное влияние ВЗ на движение Е. и на эфиоп. христианство в целом. С. Б. Чернецов выделил нестяжательство как важнейшую особенность, присущую Е., и 1-м интерпретировал ее преимущественно с общественно-политической т. зр. ( Чернецов. 1982. С. 89). Покидая навсегда Эфиопию, Евстафий оставил во главе общины своего ученика Абсади , к-рый в 1374 г. основал мон-рь Дэбрэ-Марьям (ныне в Эритрее). Активную роль в становлении евстафианского братства сыграли также последователи Евстафия, покинувшие вместе с ним свою страну и вернувшиеся назад. Так, Меркурий основал мон-рь Дэбрэ-Дэмах , Филипп - Дэбрэ-Бизэн , Габра Иясус - Дэбрэ-Сан (все трое почитаются святыми в Эфиопской Церкви). История Е. отмечена постоянным противостоянием др. монашеской конгрегации - Дэбрэ-Либаносской, сформировавшейся на рубеже XIII и XIV вв. из последователей Такла Хайманота , также почитаемого эфиоп. святого (главный мон-рь - Дэбрэ-Либанос ). Эта конгрегация принадлежала к общежительному землевладельческому типу и доминировала на юге Эфиопии, в то время как центрами Е.-нестяжателей стали обители, появившиеся на северо-востоке страны, в тех районах Эритреи и Тыграя, где слабее чувствовалось влияние феодальной знати и господствующей Церкви (только Дэбрэ-Сан располагался гораздо южнее, в р-не Энфраз обл. Бэгемдыр). В отличие от Дэбрэ-Либаносской конгрегации, возглавлявшейся эччэге , Е., как правило, не имели общепризнанного руководителя; лишь на начальном этапе их истории эту роль играл настоятель мон-ря Дэбрэ-Бизэн. У Е. имели широкое распространение разветвленные духовные родословия. Напр., Меркурий считался «духовным братом» Абсади, «духовными сыновьями» к-рого были Захарий и Роман, возглавившие после него обитель Дэбрэ-Марьям. «Чадом» Бакимоса из Дэбрэ-Цэраби, 1-го из учеников Евстафия, являлся основатель Дэбрэ-Бизэна Филипп, преемником которого стал Иоанн, «отец» Йэбарэканна Крэстоса.

http://pravenc.ru/text/187406.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь мон-ря Дэбрэ-Либанос. 1960-1962 гг. [эфиоп.      ], самый знаменитый эфиоп. мон-рь, центр одноименной конгрегации. Расположен в шт. Оромия, приблизительно в 100 км от столицы Аддис-Абебы. Обычный перевод названия Д.-Л.- «гора Ливанская», однако правильнее переводить его как «монастырь (св.) Ливания», одноименный древнему сев. эфиоп. мон-рю в Шимезане, названному так в память его основателя Ливания , одного из «девяти преподобных» , принесших в Эфиопию монашество в VI в. Согласно монастырской исторической традиции, Д.-Л. был основан на рубеже XIII и XIV вв. знаменитым эфиоп. св. Такла Хайманотом на горе Асбо, отчего до сер. XV в. назывался Дэбрэ-Асбо. Он стал форпостом монашеской колонизации Юж. Эфиопии и вел миссионерскую деятельность среди язычников. При жизни основателя и при 2-м настоятеле Елисее Д.-Л. представлял собой келлиотскую обитель, где насельники (мужчины и женщины) жили в отдельных пещерах, вырубленных в скале. Когда во главе обители стал Филипп Дэбрэ-Либаносский (XIV в., святой Эфиопской Церкви), он построил новый мон-рь общежительного типа на просторном месте под скалой, ставший основным местом жительства монахов, тогда как прежняя обитель почиталась как гробница основателя. Разделение монахов и монахинь было осуществлено либо Филиппом, либо др. учеником Такла Хайманота, Гонорием Старшим, как об этом повествует его Житие. В Житии Филиппа (составлено в кон. XIV в.) содержатся сведения о создании адм. системы монашеской конгрегации Д.-Л. в южных областях Эфиопии. С согласия царя Амда Сиона (1314-1344) и митр. Иакова III (ок. 1337-1344) был учрежден институт 12 мамхеров (рукоположенных, т. е. благочинных), во главе которых стоял настоятель мон-ря, «преемник Такла Хайманота». Мамхеры ежегодно собирались в Д.-Л. в день памяти основателя. В 1367 г. настоятель Иезекия торжественно перенес мощи Такла Хайманота в главный монастырь и положил под алтарем храма. В нач. XV в. игум. Феодором была построена новая церковь, освященная во имя Такла Хайманота, принявшая его мощи и ставшая усыпальницей настоятелей.

http://pravenc.ru/text/180795.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010