Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАСЛЕЙОС [Василий; эфиоп.  ] (1892, мест. Эмодель, р-н Мида, пров. Шоа, Эфиопия - 1971), первый Патриарх Эфиопской Церкви (1959-1971). Его отец, свящ. Вольде Цадык Соломон, и мать, Валатта Марьям, принадлежали к старинному роду местных землевладельцев. При рождении ему было дано имя Габра Гийоргис (букв.- раб Георгия). Он рано выучился грамоте в приходской школе своего отца и в 1902 г. ушел в мон-рь Дэбрэ-Либанос , где учился у знаменитого наставника Габра Иясуса (букв.- раб Иисуса) искусству составлять духовные стихи, импровизируемые во время службы, и богословию, у наставника Габра Хейвота изучал гимнологию. 30 авг. 1913 г. он принял постриг в этом мон-ре, в 1915 г. был рукоположен в Аддис-Абебе митр. Матевосом в сан иерея. Габра Гийоргис вернулся в Дэбрэ-Либанос, затем подвизался в мон-ре Ваша-Микаэль, а потом перешел в небольшой мон-рь на горе Мэннагэша, где сам начал преподавать богословие. В 1919 г. он был назначен имп. Заудиту игуменом этого мон-ря, а митр. Матевос поставил его в архимандрита (  ). Там он подвизался 13 лет, в 1932 г. Габра Гийоргис был назначен имп. Хайле Селассие I настоятелем придворной ц. св. Гавриила, но он просил отпустить его обратно в свой горный мон-рь. Однако император желал использовать способности Габра Гийоргиса и в 1933 г. назначил его главным архимандритом эфиоп. мон-рей в Иерусалиме, поставив ему задачу возвратить Эфиопской Церкви места, связанные с храмом св. Гроба Господня, утвержденные за ней еще султаном Салах ад-Дином во времена крестовых походов. В 1935 г. император призвал его на родину и назначил эччеге - главным архимандритом Дэбрэ-Либаносской лавры и всех мон-рей ее устава, 59-м настоятелем после ее основателя Такла Хайманота . Когда в окт. 1935 г. Италия напала на Эфиопию, эччеге Габра Гийоргис в своем обращении к народу призвал всех на войну с захватчиками. 2 мая 1936 г. вместе с императором он покинул Аддис-Абебу и удалился в изгнание в Англию, с ним же вернулся в Эфиопию после разгрома итал. войск и снова стал выполнять обязанности эччеге. Благодаря настойчивым усилиям имп. Хайле Селассие I в 1948 г. было достигнуто соглашение с Александрийским Патриархатом о полной автономии Эфиопской Церкви. В 1950 г. эччеге Габра Гийоргис стал 1-м эфиоп. архиеп. В 1959 г. он был избран Патриархом Эфиопской Церкви, к-рая стала автокефальной. Между Патриархом, получившим имя Б., и имп. Хайле Селассие I сохранялось полное согласие. Когда в дек. 1961 г. военные предприняли попытку гос. переворота, Б. в своем обращении к народу обвинил заговорщиков в предательстве интересов родины и измене присяге и призвал народ сохранять верность императору, что в немалой степени способствовало быстрому подавлению мятежа. В конце жизни Б. страдал от тяжелой болезни. Погребен в мон-ре Дэбрэ-Либанос. Лит.:                                   С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КВАЯЦКИЙ МОНАСТЫРЬ [Дэбрэ-Квэйэца, Дэбрэ-Койэца; эфиоп.        ; другое название - Ханбар-Годэбо, Ханбэргвыдыб] Эфиопской Церкви ; расположен в шт. Тыграй, к востоку от р. Тэкэзе. Основан в кон. XIV в. св. Самуилом Кваяцким . Согласно агиографической традиции, Самуил, посетив ряд монашеских обителей в обл. Сирэ, достиг местности Квэйэца (Койэца) и ему в видении было дано повеление создать здесь мон-рь. По местному преданию, святой построил его один, не прибегая к помощи властей. Лишь позже, когда Самуил встретился в Аксуме с царем Эфиопии Давидом II (1380-1411) и его сыном Исааком, монарх по просьбе святого даровал ему земельные владения для К. м. Обитель была организована по уставу св. Такла Хайманота и в этом отношении принадлежит к конгрегации мон-ря Дэбрэ-Либанос . В нач. XV в. в К. м. зародилось движение стефанитов , наиболее радикальных нестяжателей среди эфиоп. монахов. Его основатель св. Стефан (Эстифанос) со своим ближайшим последователем Абакаразуном стали учениками Самуила Кваяцкого и в нач. 10-х гг. XV в. приняли монашество в К. м. Через 15 лет Стефан и его единомышленники покинули обитель и удалились к р. Тэкэзе. Сугубое почитание Самуила Кваяцкого до сих пор сохраняется в К. м., где день его памяти, 12 миязья (7 апр. по юлианскому календарю), отмечается как монастырский праздник. Единственная рукопись Жития Самуила, существование к-рой достоверно установлено, хранится в б-ке К. м. и пока остается неизданной. Ист.: Documenta ad illustrandam historiam. I: Liber Axumae/Ed. K. Conti Rossini. Parisiis, 1909. Vol. 1: [Textus]. P. 22-23. (CSCO; 54. Aethiop.; 24); 1910. Vol. 2: [Versio]. P. 25-26. (CSCO; 58; Aethiop.; 27). Лит.: Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. С. 106-107; Beylot R. Actes des Pères et Frères de Dabra Garzen: Introd. et instructions spirituelles et théologiques d " Estifanos//Annales d " Éthiopie. P., 1990. Vol. 15. P. 7; idem. Abäkäräzun of Däbrä Gärzän//EncAeth. Vol. 1. P. 5-6; Kaplan St., Nosnitsin D. stifanos//Ibid. Vol. 2. P. 390-391; Le Cadre Fr. Samu " el of Däbrä Qwäyäsa//Ibid. Vol. 4. P. 513-514. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1684031.html

– Еще интереснее рассказ о падении Загвеев и дамотском правителе Маталомэ. Выходит, что «реставрации Соломонидов» предшествовало владычество этого язычника, столь хорошо известного всем исследователям абиссинской старины из жития Такла-Хайманота. В синаксарном и дабра-либаносском житии этого святого о нем сказано, что он «царил самовластно над всеми областями Дамота и Шоа до границы Амхары, где великая река, именуемая Джама» 14 . Наш рассказ представляет его и завоевателем царства Загвеев, сидевших в Ласте и древнем Аксуме. Любопытно, что житие Такла-Хайманота рассказывает об обращении Маталомэ этим святым и пр. то же, что наше «чудо» говорит о подвиге аксумских соборян: «Собрал Маталомэ волхвов и советовался с ними, как поступить. Они ему сказали: «повели собрать дрова и зажечь огонь. Мы войдем сначала, а он войдет после нас. Если победит он нас, последуй за ним, а если мы победим его, мы убьем его. И поступили так. Войдя, волхвы веселись среди огня, а отец наш молился со своими, да покажет Бог чудо. Затем благословил воду во имя Св. Троицы, стал кропить, говоря: «да воскреснет Бог и расточатся врази Его» Раньше, чем он успел кончить, они сгорели и превратились в пепел» 15 . Хотя этот мотив в той или иной форме и попадается неоднократно в эфиопской агиологии 16 , но все же в данном случае трудно удержаться от мысли о заимствовании. Не имея возможности судить о времени составления жития Иареда 17 , мы не можем и здесь говорить о первоисточнике, но едва ли ошибемся, если допустим, что имя Маталомэ, оставившее воспоминание и на севере, и на юге Абиссинии, не принадлежит только легенде. Было время, когда этот дамотский князь владел большею частью страны и, покорив христианские области, принял религию своих новых подданных. Были ли ближайшими виновниками его обращения аксумские священники, или Такла-Хайманот, решить трудно, но весьма вероятно, что Джама не всегда было границей его владений, и что он, хотя бы на некоторое время, властвовал и в области древнего Аксумского царства – только там в то время господствовало христианство и только оттуда могло победить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/a...

Затек Маба-Сион посещает монастырь – matrix Дабра-Либанос, „чтобы получить благословение от гроба отца нашего Такла-Хайманота и сказал ему один из святых (т-е. братии), молившийся в церкви в день воскресный, когда священники пели службу на пятидесятницу: „в день праздника прославления памяти его 188 , я видел мужа украшенного и страшного – это был отец наш святой Такла-Хайманот. Когда он служил литургию, много иереев и диаконов его окружало. Он помянул Маба-Сиона и приобщил и поставил направо, а потом приобщил других. „И услыхав это, он возрадовался, и возблагодарил Бога, и вернулся в мире в страну свою. Когда он однажды 29 текента (26 октября) молился, стоя на высоком месте, и скорбел, явился ему в облаке его родоначальник Самуил, утешил и благословил его. 5-го ханле (29 июня) явились ему Апостолы; Петр даже приобщил его. И многие другие святые являлись ему. Он соблюдал все праздники Господни, все ежемесячные праздники воскресения Христова („праздники Сына“) и воскресные дни („едину от суббот“) и богородичные и увещевал народ, говоря: „не равняйте праздников святых Господних, ибо Он и Ангелов сотворил и святых освятил“. Он устроил большие собрания на праздники и сказал собравшимся: „не будем есть и пить, но отдадим часть Господа и часть Девы Богородицы Мария бедным и убогим и нуждающимся... Я бы хотел, чтобы мы давали половину, но мы не можем выдержать этого. Достаточно с них третьей части. И сказали все собранные: „да, да будет“. Уже при первом применении этого обычая в день Рождества Богородицы, монахи удостоились ее явления; Она послала св. Георгия за святыми, которые явились вместе с Господом и „превратили праздник в небесный“. Один „украшенный девством рассказывал: „когда я шел в Бета-Марьям на праздник Рождества Богородицы, встретился я с одним человеком. Он увел меня против воли в дом свой, и я пребывал там. И в полночь я увидал отверстый град, полный святых, украшенных чистотой, и я стоял среди них. Тогда разверзлись небеса и был великий страх. И спустилось облако, светлое, как солнце, и на них вышел страшный младенец, вышедший, как молния над этими святыми! Бросился туда Маба-Сион и схватил младенца; они обнялись и облобызались.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Он уже пятый по счету патриарх независимой Эфиопской Церкви. Его полный титул: Его Святейшество Абуна Павлос, пятый Патриарх и Католикос Эфиопии, Эчеге трона святого Такла Хайманота и Архиепископ Аксумский (Абуна на арабском означает «наш отец»; титул католикоса носили церковные примасы за пределами Византии; эчеге – старец – означает главу монашеских общин; Такла Хайманот – одна из крупнейших монастырских общин (домов) Эфиопии; Аксум – первая историческая кафедра Эфиопской Церкви). Абуна Павел родился в 1935 году в провинции Тиграй на севере страны. Эта провинция является по сути христианским ядром Эфиопии. Семья будущего патриарха была тесно связана с монастырем Абуны Герима, куда Павел поступил монашествовать еще мальчиком. Учился Абуна Павел сначала в Аддис-Абебе, а затем уехал в Америку, где прошел курс богословия в Свято-Владимирской семинарии. Там его учителями были протоиерей Александр Шмеман, протоиерей Иоанн Мейендорф, профессор С. С. Верховский. После этого он поступил на докторскую программу не менее знаменитой Принстонской богословской семинарии, однако не успел ее закончить, так как был отозван в Эфиопию тогдашним патриархом Феофилом – в то время в стране как раз произошел переворот. Эти трудные для Эфиопской Церкви годы стали периодом испытаний и для Павла. В 1975 году он был рукоположен в епископы патриархом Феофилом, который вскоре после этого был смещен с кафедры, а затем убит. Рукоположение Павла не было санкционировано властями, и он был посажен в тюрьму, где провел восемь лет. В 1983 году Павел был выпущен из тюрьмы и уехал в США. Здесь он наконец закончил свою докторскую диссертацию в Принстоне и продолжил церковную карьеру, будучи возведенным в сан архиепископа. При смене власти в Эфиопии Павел вернулся в страну и был избран новым патриархом. Смещение с патриаршей кафедры Меркурия и избрание Павла стало источником нестроений в Эфиопской Церкви. Меркурий, эмигрировавший в Кению, не признал нового патриарха. Также его не признал эфиопский архиепископ в США Иезехак, в 1992 году прервавший евхаристическое общение с Аддис-Абебой.

http://pravoslavie.ru/589.html

Вторую половину этого тезиса можно доказывать лишь с изданием Б.А. Тураева в руках и по выяснении его отношения к «господину часов» авве Георгию. Отсюда же вытекает и дальнейший тезис: этот Часослов по всей вероятности имеет первостепенную важность для определения тех эфиопских рукописей, в которых сохранился священный текст в рецензии папаса Саляма 6 . Думаю, что Б.А. Тураев вполне прав и в том его суждении, что «второй тип» Часослова возник на эфиопской почве. Но вот вопрос: хронологически этот «второй тип» не предшествует ли часослову аввы Георгия? Благодаря любезности ученого издателя, я имел в руках его выписки из Brit. Mus. Orient. 557 (cl no каталогу Wright), – рукописи, представляющей этот «второй тип». В этих ex-cerpta меня, как историка, интересовали собственно стихотворные песнословия в честь преподобных, в целом 30 строф, которые, как я думаю 7 , начинаются 12-м хыдар (8 ноября) и оканчиваются едва ли не 4 хыдар (31 октября), т. е. дают некоторое представление о месяцеслове за целый год. Рукопись cl не древняя (писана в 1739 г.); самые строфы в честь преподобных окончательно редижировапы едва ли ранее XVI в. 8 . Тем не менее тип месяцеслова, по которому они расположены, представляется очень своеобразным. а) Подле общеизвестных эфиопских преподобных 9 встречаются имена малоизвестные, напр. «абба Багу», «праведные вацифские», «святые кыдихские», «святые из Дабра-Дегва» 10 ; некоторые из них, при всей их необщеизвестности, однако фантастично-легендарны (напр. «абба Йоханни», «царь Ясай», скончавший дни свои на древе «с птицами посреди птиц»). б) Отношение строф к легенде о «девяти святых» необычно: из девяти упомянуты лишь трое: абба Ликанос, абба Гарима и абба Панталевон, и в числе опущенных – не кто меньший, как сам За-Микаель Арагави! Но абба Либанос ублажается 11 . в) Звезда аввы Иясус-Моа 12 еще не исчезла в лучах превосходящей славы аввы Такла-Хайманот. Эта подробность, по моему мнению, говорит о том, что строфы стоят на архаистической почве. Наконец г) строфа в честь архангела Михаила упоминает о «Гольгота» и «Амануель», знаменитых храмах, высеченных в скале царем Лалибала 13 и, повидимому самого этого царя Лалибала, под его царственным именем Габра-Маскаль, ублажает строфа под 30 хыдар (26 ноября) 14 . Из всей совокупности отмеченных признаков, как кажется, следует тот вывод, что рассматриваемые строфы были предназначены для богослужебного употребления в одном из монастырей, возводивших свою «генеалогию» не к Замикаелю-Арагави, а к авве Матаы-Либаносу. Этот монастырь, по всей вероятности, лежал в области Ласта 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Лит.: Тураев Б. А. Богатство царей: Трактат о династическом перевороте в Абиссинии в XIII в.//ЗВОРАО. 1901. Т. 13. С. 157-171; он же. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 12-17, 81-100, 119-130; он же. Повествование о Дабра-Либаносском монастыре//ЗВОРАО. 1906. Т. 17. Вып. 2/3. С. 345-363; Cerulli E. Gli abbati di Dabra Libanos, capi del monachismo etiopico, secondo la «lista rimata» (sec. XIV-XVIII)//Orientalia. N. S. R., 1943. Vol. 12. P. 226-253; 1944. Vol. 13. P. 137-182; 1945. Vol. 14. P. 143-171; Taddesse Tamrat. Church and State in Ethiopia: 1270-1527. Oxf., 1972. P. 160-173; Чернецов С. Б. Эфиопская феод. монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. С. 42-56; он же. Эфиопская феод. монархия в XVII в. М., 1990. С. 20, 61, 153, 192, 205, 233, 255, 264, 268, 270; он же. Собор Эфиопской Церкви 1721 г. и его последствия//История Древней Церкви в науч. традициях ХХ в. СПб., 2000. С. 138-145; Getachew Haile. The Translation of the Relics of Abuna Fileppos of Däbrä Libanos of Shoa//RSE. 1990. Vol. 34. P. 75-113; Sergew Hable Sellasie. Sources for the History of Dabra Libanos//J. of the Archives of Ethiopia. Atlanta, 1993. N 1(2). P. 1-107; Derat M.-L. Les «enfants» de Takla Haymanot: Naissance et développement d " un réseau monastique au Säwa (Éthiopie) du XIIIème au XVème siècle. P., 1993. [Mémoire de maîtrise]; idem. La formation du domaine royal éthiopien sous la dynastie salomonienne (1270-1527): Éspace, pouvoir et monachisme. P., 1998. [Thèse de doctorat]; idem. Däbrä Libanos//EncAeth. Vol. 2. P. 25-28; Campbell I. The Church of St. Täklä Haymanot at Däbrä Libanos//Sociology-Ethnology Bull. Addis Ababa, 1994. Vol. 1/3. P. 4-11; Pankhurst A. Däbrä Libanos Pilgrimages Past and Present, the Mystery of the Bones and the Legend of St. Täklä Haymanot//Ibid. P. 14-36; Носницын Д. А. Сообщества почитателей в культе св. Такла Хайманота//Вестн. молодых ученых: Гуманит. науки. СПб., 1999. 3. С. 43-50; Henze P. Layers of Time: A History of Ethiopia. L., 2000. P. 62, 69, 226-227.

http://pravenc.ru/text/180795.html

Не рассказывая о бедах, постигших дабра-либаносский монастырь, автор нашего жития подробно останавливается на бойнях, которые устраивал свирепый и самодурный Сайфа-Арад в Косогэ (f. 194) и которые едва ли не сильно преувеличены. Перерезать 900 тыс. человек из-за разногласия в вопросе о посте в невечерие Рождества нам кажется даже для эфиопского царя XIV в. чудовищным и едва-ли исполнимым.. Это шедшее с высоты престола обрядовое новшество не оставило следа в других источниках, и мы не можем ничего сказать о нем кроме того, что от абиссинского изуверства можно ожидать таких диких проявлений; последующая история не раз показывала, как в этой стране жестокие смуты начинались из-за религиозных тонкостей и богословских хитросплетений. Цари, предлагавшие и решавшие церковные вопросы – явление в Абиссинии вполне обычное, но Сайфа-Арад в хронике выступает не в том виде, в каком бы мы ожидали под впечатлением как данного жития, так и жития Ааровн Дивного 132 . Летописец запомнил только добрые дела царя: он ходил за благословением к Мадханина-Эгзиэ в Банкуаль, воевал с мусульманскими владетелями Египта за лишенного свободы патриарха, наконец, в его царствование совершилось перенесение мощей Такла-Хайманота. Примирить эти известия можно только предположением о раскаянии царя. Действительно война в Египте могла быть не ранее 11-го года его царствования (1353), перенесение мощей произошло в 1367 г., бедствия же Филиппа и свирепства Сайфа-Арада происходили в первые 3 года и 9 месяцев царствования. Интересно, что и Аарон страдал от этого царя; причиной был не обрядовый вопрос, a клевета; увидав, что с монахами не справиться, царь покаялся. В списке митрополитов по редакции, названной проф. Guidi первой, Иаков стоит на 12 месте с пометкой: „который вернулся в Иерусалим“, „Вернулся“, конечно, потому, что был изгнан нечестивым царем; почему в Иерусалим, мы не знаем; то что наше житие говорит о возвращении его в Египет (f. 187) – не противоречие, т. к. он мог на пути остановиться на родине 133 . Интересна также заметка того же списка о митрополите Салама: „переводчик Св. Писания. Погребен в Хакалете“. Что Салама был переводчиком, об этом нечего распространяться, но по поводу Хакалета следует сказать, что в нашем житии этот пункт упоминается как местопребывание м. б. временное митрополита (f. 198). Нельзя не заметить, что насколько личность Иакова представляется нам величественной и героической, настолько то, что сообщает житие об его преемнике, рисует последнего в менее привлекательном виде: он и превозносит Филиппа, и боится царя; разрешает то, что запрещал Иаков, и в то же время соглашается с Филиппом, но не поддерживает его и дает повод царю сказать: „все сановники церкви согласны со мной“! Словом, перед нами хитрый копт, которого судьба поставила между двух огней в чуждой стране с сильной светской властью, претендующей на церковный авторитет.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

В Гибе И. разгромил племена галласов и освободил из плена христиан. Он также выбрал и утвердил наместника обл. Эннарья, к-рая с XIII в. считалась отдельным «царством» омотоязычных племен и была частично христианизирована. В правление И. впервые после ликвидации иезуитских миссий в Эфиопии (1632) активизировались ее контакты с католическим Западом. В 1699-1700 гг. при дворе И. в Гондаре жил французский врач Ш. Ж. Понсе, который лечил царя и должен был убедить его завязать дипломатические отношения с Францией и допустить в страну католич. миссионеров. Обе цели были выполнены: вместе с Понсе во Францию был отправлен посол с письмом от И. к Людовику XIV, а незадолго до этого Римский папа Иннокентий XII (1691-1700) направил в Эфиопию францисканскую миссию с посланием И. Царь ответил его преемнику Клименту XI письмом (в целях конспирации на араб. языке) с признанием правоверия Римско-католической Церкви, хотя вряд ли имел серьезное намерение принять унию. Понсе оставил воспоминания об И. и о своем пребывании в Эфиопии (впервые изд. в Париже в 1704). Весной 1705 г. И. заболел и удалился на о-в Антония на оз. Тана, назначив своего сына и наследника Такла Хайманота бехт-вададом. Опасаясь, как бы И. не объявил наследником одного из сыновей своей недавно умершей любимой наложницы Кэддэста Крэстос, мать Такла Хайманота Малакотавит организовала заговор. В февр. 1706 г. Такла Хайманот был неожиданно вызван к царю, но заговорщики убедили его не ехать и немедленно возвели на трон. 8 марта сын выступил в поход против отца, но тот вновь заболел и 16 марта отрекся от престола. Свергнутый монарх был заключен во дворце на о-ве Чыкла-Мэнзо на оз. Тана. Спустя неск. месяцев, опасаясь, что сторонники И. из Годжама могут его освободить и вернуть на престол, брат Малакотавит Павел и его сообщник Дэрмэн с воинами прибыли на остров, расстреляли И. и бросили его тело в костер. Священники и монахи похоронили останки И. в фамильной усыпальнице на о-ве Мэцраха. В 1708 г. отцеубийца Такла Хайманот I, прозванный в народе Проклятым, был убит. По приказу нового царя - Феофила (1708-1711), брата И., во 2-ю годовщину его гибели Малакотавит, Павел, Дэрмэн и убийца Такла Хайманота были казнены. Пространную хронику правления И. начал составлять придворный историограф Хаварья Крэстос. 4 мая 1700 г. он погиб от рук галласов, разгромивших царское войско, и его должность занял придворный свящ. За-Вальда Марьям. Во время похода 1704 г. За-Вальда был отослан из стана, и события похода фиксировал один из младших писцов. Последние 2 года правления И. освещены лишь в соответствующих разделах кратких хроник ( Basset. 1881; B é guinot. 1901; Perruchon. 1901; Raineri. 1992). Известно также пространное Житие И. ( Conti Rossini. 1942). И.- 1-й эфиоп. монарх, описания печати к-рого в источниках и даже ее оттиск сохранились.

http://pravenc.ru/text/1237987.html

Итак, здесь в центре движения стоит Гонорий, один из „мемхеров“ и „ставленников“. О нем рассказывается то же чудо, что мы читали в житии Филиппа. Как это ни странно, но это так. Единственное объяснение может быть найдено тогда, когда удастся доказать, что царская резиденция в то время находилась в области, входившей в состав благочиния Гонория, который в таком случае имел полное право первый высказать протест против беззаконий царя. Принадлежность его к дабра-либаносскому братству навлекла на последнее гнев оскорбленного деспота, и главный начальник этого братства – эчеггэ Филипп сделался первой жертвой этого гнева. К сожалению этот естественный ход вещей может быть установлен только после того, как мы будем точно знать место царской резиденции. Наше жните называет какой-то город Саван, местоположение которого определить мы не в состоянии. Гонорий упоминается в житии Филиппа, как спутник его и свидетель его страданий, но этот Гонорий назван варабским; в числе его мамхеров есть еще другой Гонорий; который из них соответствует цегаджскому – неизвестно. Затем местами изгнания по житию были не Анко и Гешена, т.е. север Ифата и южный берег верхнего течения Башело, а Тигре, Валака, Даваро, оз. Зевай и Дамот. Кроме того, житие не говорит о постриженных им монахах и лишь вскользь упоминает об основании им монастырей. (Напр. в земле Валака f. 195). Изгнание дабра-либаносцев и поселение их в Дамбие и Бегамедре также не рассказано в житии; напротив, Филипп идет ко гробу Такла-Хайманота, но монахи боятся принять его, и ему приходится удалиться. Намек на разорение обители можно усматривать разве на f. 189, где без связи с нитью рассказа говорится об „убитых монахах и монахипях“, да в послесловии, где автор обращается к святому, прося его о воссоздании разоренной обители и о возвращении рассеянных чад ее. Житие Такла-Хайманота по вальдебской редакции, изданной Conti Rossini об этом выражается кратко: „и сделали Филиппа аввой вместо Елисея... и во дни его нашла напасть и изгнание, пока он не почил... После него был поставлен отец наш Езекия“... (f. 41 v). При краткости известия трудно сказать, был ли изгнан и сам Филипп, или ему подверглись только монахи; скорее можно склониться к первому. Кроме того, Езекия по рассказу жития был поставлен не после Филиппа, а им самим еще при жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010