Одним из центров памяти и почитания игумении Таисии остается Павловская гимназия No209 в Санкт-Петербурге. Здесь под руководством директора-энтузиаста Дмитрия Георгиевича Ефимова уже много лет проводятся Дни памяти выпускницы Павловского института благородных девиц матушки Таисии. В ее день рождения (17 октября) проводятся уроки памяти игумении Таисии, в 2022 году такой урок провела инокиня Аркадия (Ковина), постриженница Леушинского подворья в Санкт-Петербурге. В школьных дневниках помещается изображение игумении наряду с другими известными выпускниками этих стен. В гимназии создан превосходный портрет Таисии художницей Еленой Петрусенко, который помещен в большой аудитории. Радует, что не прекращается публикация сочинений игумении Таисии. Считаю самым интересным за последние два года издание редкой книги матушки Таисии «Беседы протоиерея Иоанна Кронштадтского с игуменией Таисией», предпринятое издательством Сретенского монастыря совместно с Мемориальной Квартирой св.Иоанна Кронштадтского в 2022 году. Уникальная запись живых бесед с отцом Иоанном, изданная Таисией впервые 115 лет назад (в 1909 г.), со временем становится все более востребованной. Прекрасно оформленная и проиллюстрированная книга со структурной разбивкой по главам и комментариями стала настоящим подарком всем почитателям игумении Таисии. Тираж разошёлся за несколько месяцев, и Сретенский монастырь готовит уже новое издание. Создаются новые телепрограммы и документальные фильмы, посвященные игумении Таисии. Об одном из них я подробно писал на страницах РНЛ. Моя статья вызвала горячий диспут в интернете. О том, насколько дорога память игумении Таисии в наше время, говорит интересный факт активной музеефикации мест, связанных с ее жизнью. Возрождается музей в доме Солоповых в Боровичах на улице Советской. Дом, сохранившийся в городе, описанный в «Записках» Таисии и выявленный в нулевые гг. XXI в. историком Галиной Александровой, был передан Боровичской епархии. В нем был создан духовно-просветительский центр. Он стал объектом паломничества и туризма в городе. В настоящее время в нем создается новая экспозиция о жизни игумении Таисии.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/ko...

По её результатам вышел в свет сборник материалов с одноименным названием «Гори во мне светильник веры». Инициатор конференции и составитель книги – кандидат филологических наук, доцент кафедры социальных коммуникаций и медиа Гуманитарного института ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» А.Е.Новиков. В сборник вошли доклады настоятельницы Новолеушинского монастыря игумении Кириллы (Червовой), древлехранителя Череповецкой епархии М.Г.Мальцева, сотрудников Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии иерея Сергия Бондаря и Е.А.Силиной, директора Мемориальной Квартиры св.Иоанна Кронштадтского протоиерея Геннадия Беловолова и многих других. В конце книги размещена фотохроника мероприятий, посвященных 180-летию игумении Таисии (Солоповой). Это университетский сборник предназначен как для богословов, историков, музейных работников, так и для всех неравнодушных к памяти игумении Таисии людей. Я рад был получить в дар это сборник, каждая статья которого открывает новые сведения об игумении Таисии. В том же юбилейном году в Боровичах, городе детства игумении, в одиннадцатый раз прошли Таисиинские чтения. Именно из Боровичей начался её подвижнический монашеский путь. Последний год жизни в миру после окончания Павловского института Мария Солопова провела в родительском имении Абаконово в 20 километрах от Боровичей на берегу оз. Пирос. Зимой 1860-1861 годов девушка жила в городе – в доме, оставшемся ей от деда. Почти ежедневно посещала Свято-Духов монастырь и лишь укрепилась в желании служить Господу. В память об этой великой труженице и молитвеннице с 2002 года в Боровичах регулярно (раз в два года) проходятся Таисиинские чтения, носящие культурно-просветительский характер. По благословению архиепископа Боровичского Ефрема их проводит благочинный Боровичского округа протоиерей Иоанн Мороко. В епархии делается большая работа по мемориализации мест связанных с игуменией Таисией. В последние годы на месте родительской усадьбы игуменьи освящена часовня-колодец. Возрождается храм святых апостолов Петра и Павла на берегу оз. Пирос, где часто молилась Машенька Солопова. На ул. Советской в Боровичах сохраняется её дом. В 2022 году Боровичской епархией выпущена книга «Начало подвижнического пути игумении Таисии». Имя благодатной старицы Таисии Леушинской, духовной дочери праведного Иоанна Кронштадтского занесено в Золотую Книгу Санкт-Петербурга – летопись славы северной столицы. Особенность Боровичских Таисиинских чтений состоит в совмещении докладов с интересной концертной программы, в которой участвует хор кафедрального Успенского собора, коллектив Детской школы искусств, воспитанники Воскресной школы Свято-Духова монастыря, учащиеся школ города. Проводится конкурс рисунков на тему «Храмы в жизни игумении Таисии».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/ko...

Самым продолжительным в истории З. м. было настоятельство игум. Лидии (Байковой; 21 мая 1860 - 5 нояб. 1894), духовником обители до своей кончины был ее отец, иером. Феофан. В 1872-1878 гг. в З. м. подвизалась инокиня Аркадия (в миру Мария, впосл. леушинская игум. Таисия (Солопова) ), исполнявшая послушание регента (монастырский хор - один из лучших в Новгородской епархии - поддерживал музыкант-любитель виолончелист С. М. Аренский, отец композитора А. С. Аренского ). В З. м. инокиня Аркадия составила акафист св. Симеону Богоприимцу. Это сочинение вошло в богослужебное употребление в 1878 г., опубликовано в 1886 г. и до 1907 г. выдержало 4 издания (Акафист св. прав. Симеону Богоприимцу. М., 19074). К 1864 г. в З. м. проживали 192 насельницы (в т. ч. более 40 монахинь), в 1865 г. рассматривался вопрос об увеличении числа монашеских вакансий. Сестры З. м. направлялись для возглавления др. жен. обителей Новгородской епархии. Они стали первыми начальницами 2 общин: Короцкой во имя свт. Тихона Задонского (1865; мон. Серафима) и Рдейской в честь Успения Пресв. Богородицы (1887; мон. Евсевия). В кон. XIX - нач. XX в. по инициативе игум. Антонины (Горбуновой) и благословению (28 сент. 1898) Новгородского архиеп. Феогноста (Лебедева) вместо первоначально предполагавшегося расширения Покровского храма на месте его приделов и паперти возводился новый собор. Г. Ф. Шустров, близкий родственник игум. Антонины, с.-петербургский купец, домовладелец, пожертвовал 25 тыс. р., др. благотворители - до 9 тыс. р. Общая стоимость строительства составила более 60 тыс. р. Чин закладки 25 июля 1899 г. возглавил благочинный мон-рей архим. Вениамин в сослужении с новгородскими краеведами прот. Н. Богословским (основатель Новгородского музея) и прот. А. Рождественским (автор описания З. м.). Новый собор алтарной частью примыкал к древнему храму. 30 сент. 1901 г. Новгородский архиеп. Гурий (Охотин) освятил собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. В него перенесли центральный иконостас, иконы и утварь из старой Покровской ц., к-рая была переименована в честь Тихвинской иконы Божией Матери. 7 окт. того же года архим. Вениамином был освящен престол во имя свт. Ионы. Игум. Антонина была награждена эмалированным с драгоценными камнями крестом из Кабинета Его Имп. Величества, изготовленным фирмой Фаберже (1902). На территории З. м. также располагались 2-этажный полукаменный дом (1911, не сохр.), хлебопекарня, баня, коровник, трапезная, скотный двор (1913), хозяйственные постройки.

http://pravenc.ru/text/199663.html

Ее поэтическое творчество необычайно цельно по смыслу – это прежде всего исповедь души, и в то же время весьма многообразно по жанрам: это и яркие пейзажные зарисовки, и глубокие философские размышления, и лирические строфы, передающие боль скорбящего сердца, и сюжетные поэтические повествования, и большие эпические формы – поэмы, стихотворные летописи, переложение глав Евангелия и богослужебных текстов. Даже при кажущейся технической шероховатости некоторых стихов Таисии они отмечены удивительной молитвенной окрыленностью, совершенством формы, живой свежестью слова, неподдельным благодатным вдохновением и искренним выражением сердечных переживаний. Во всех ее произведениях от четырехстиший до поэм поражает духовная глубина и искренняя простота, небесная ясность и родниковая чистота, и в то же время неотмирная тайна духовной жизни подвижницы. Духовная точность образов и чувств исключают стихию душевности и самолюбования, столь часто присутствующие в светской поэзии. Главное в стихах игумении Таисии понимаешь тогда, когда знаешь и помнишь, что они написаны рукою, более навыкшей держать четки, нежели перо, и видишь за строками и рифмами теплящийся огонек лампадки в уединенной иноческой келье. Ее стихи рождались как продолжение молитвы и поэтому никогда не были главным делом для писавшей их инокини, они лишь запечатлели опыт духовной жизни подвижницы, – «дорогие минуты» ее сокровенного Богообщения. Читая их, мы становимся свидетелями благодатных озарений и сокровенных созерцаний боголюбивой молитвенницы. И силой своего благодатного слова матушка Таисия усваивает их и нашей душе, и мы вместе с нею переживаем «дорогие минуты» сердечной тишины, душевной ясности и светлой радости. Стихи матушки Таисии – уникальный духовный дневник инокини. Название сборника «Духовные стихотворения» обозначает не столько ее религиозную тематику, сколько внутреннее качество этих стихов. Это стихи-молитва, стихи-исповедь, стихи-созерцание. Это сокровенная «жизнь во Христе» благодатной старицы Божией, запечатленная в стихах и выраженная на доступном нам языке поэзии.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

После тяжелых дневных трудов однажды ночью она очень крепко уснула и не слыхала, как муж ее будил ее молотить. Свекор ее, разъяренный как бы неповиновением ее мужу и нежеланием работать, схватил ее сонную за волосы и стащил с полатей, где она спала, и, ударив ее о пол, продолжал бить и толкать ногами. От сильного испуга она не могла опомниться, а, может быть, и от тяжелых побоев не могла встать на ноги. Но обезумевший от злости свекор не унимался; ударами и пинками он протолкал ее почти в бессознательном состоянии до самого овина. Тут избитая и истерзанная Евдокия снова упала, не будучи в состоянии удержаться на ногах, и, вместо того, чтобы молотить хлеб, сама сделалась молотимым снопом для озверевших родственников, которые наконец выбросили ее в бесчувственном состоянии на улицу за овин. Когда Евдокия очнулась, в овине уже никого не было; очевидно, работа была окончена, и все ушли домой. Идти и ей домой – казалось страшнее самой смерти. Куда было деваться? – Избитая, израненная, окровавленная, она кое-как поплелась к опушке леса, чтобы хотя там дать отлежаться измученному телу, не смотря на осеннюю сырость и непогоду. С этой поры и началась ее многотрудная скитальческая жизнь. Ни темные осенние ночи среди леса, с его дикими зверями, ни голод, коему необходимо она должна была подвергаться, ничто не страшило ее так, как мысль попасть опять в руки зверя-свекра и вообще своих домашних. Она тут же решилась воспринять крест скитальчества и юродства, считая это как бы указанием свыше чрез ее страдальческую семейную жизнь. Но не подолгу приходилось ей укрываться и отдыхать душой в своих побегах: ее скоро находили, с побоями и бранью приводили домой, где повторялись самые жестокие истязания, после которых ее, полуживую, привязывали или приковывали к столбу железной цепью, или же запирали в холодный чулан, где и питали ее лишь одним черствым хлебом и то только для того, чтобы не совсем заморить голодом. Так томилась молодая страдалица, в самом цвете лет, от 17-го до 21-го года своей жизни. Наконец в 1824-м году умер изверг – свекор ее, а вскоре за ним и муж. Оставшиеся в семье женщины оказались более сострадательными и предоставили Евдокии полную свободу, тем более, что с удалением ее, они и сами избавлялись от лишнего нахлебника.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Первая из них – игумения Леушинского монастыря Таисия (Солопова) – происходила из древнего дворянского рода. Более тридцати пяти лет она состояла, говоря ее словами, «в самых близких духовных отношениях» с отцом Иоанном Кронштадтским . Их связывала настоящая духовная дружба. Матушка Таисия была «соутешительницей» в беседах с отцом Иоанном о «предметах духовного, возвышенного характера» и все услышанное «тщательно записывала, стараясь упомнить каждое слово». Будучи высокообразованным и литературно одаренным человеком, игумения Таисия сохраняла память об отце Иоанне в текстах различных жанров: стихах, летописях, воспоминаниях, духовных размышлениях, «беседах». «Беседы» игумении Таисии с отцом Иоанном особенно ценны тем, что Батюшка в свое время пожелал сам их «проверить, нашел правильными, сделал в некоторых местах поправки, где вписал своей рукой прибавления». В книгу также включены воспоминания Александры Нарцизовой, жительницы Ярославля, родившейся в семье небогатого чиновника, выходца из духовного звания. Нарцизова – возможно, один из самых необычных «мемуаристов» в истории: Александра Флегонтовна была глухой. Неизвестно, отважилась ли бы она на писательское дело, если бы сам отец Иоанн не благословил ее. «На мой вопрос, какой образ жизни мне избрать? – отец Иоанн между прочим сказал: “Ты имеешь пишущую руку, делись своим талантом! " » Лишенная слуха, Александра Нарцизова острее видела и глубже чувствовала; на все происходящее она смотрела радостно, открытыми глазами, стараясь не упустить ничего из того, что привлекало внимание ее духовного отца. Батюшка неоднократно приглашал ее в поездки на его родину – в Суру. С первого же путешествия Нарцизова начала записывать свои впечатления. Глухота не помешала ей с максимальной точностью донести до нас слово отца Иоанна: после проповеди она просила у Батюшки текст речи и тщательно переписывала его в свою тетрадку. Третья часть книги – дневник Екатерины Духониной, жены прославленного генерала, героя русско-турецкой войны 1877–1878 гг., защитника Шипки Михаила Лаврентьевича Духонина. Благочестивый читатель в ее дневнике увидит истинное чудо преображения человеческой души, произошедшее благодаря молитвенному участию отца Иоанна: «...как этот настоящий светильник на нашей помраченной земле, спас мою жизнь, свел с ложного пути, на котором я могла совсем погибнуть, как он взял меня под свое руководство как духовную дочь и поставил меня на истинный путь, сделав искреннею убежденною христианкой». Екатерина Духонина внимательно следила за политической жизнью страны. Благодаря ее дневнику до нас дошли драгоценные сведения, дающие представление об общественной позиции Кронштадтского Пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

О современном кино и не только Фильмы снимают как известные и маститые режиссеры (например, Аркадий Мамонтов), так и безвестные и начинающие авторы. Уровень и качество фильмов очень отличается друг от друга. Начиная смотреть очередной «православный фильм» не знаешь, на что попадёшь. Есть откровенно слабые фильмы, единственное достоинство, которых состоит в том, что они «православные». По большому счету, такие фильмы лучше бы и не снимали, поскольку они только дискредитируют тему. Одной из причин такого положения дел я считаю отсутствие в православном сообществе здоровой аналитики и позитивной критики по отношению к новым документальным лентам. Новые работы в подавляющем большинстве нигде и никем не обсуждаются и не анализируются. Поэтому из фильма в фильм переходят одни и те же недостатки, штампы, банальности и промахи. Хочу вложить свои пять копеек в решение этой проблемы и предложить вниманию читателей аналитический разбор нового документального фильма об игумении Таисии (Солоповой), вышедшего в сентябре 2021 года. К счастью, имя Таисии сразу же после 70-летнего забвения в начале нулевых привлекло к себе внимание широкой общественности, в том числе и кинематографистов. О ней, её наследии и трагической судьбе Леушинского монастыря было снято несколько документальных фильмов. Одним из первых стал глубокий фильм петербургского режиссера-документалиста Сергея Левашёва «Леушинские стояния», снятый в 2005 году на студии «Румянцевский сад». Буквально, через год другой известный петербургский документалист Николай Макаров создал фильм «Аз есмь с вами». Имя игумении Таисии и история Леушинского монастыря привлекли внимание даже на Украине , где режиссер Александр Таненков из Мариуполя снял серию фильмов на леушинскую тему (например, фильм «Игумения»). Новый всплеск внимания к имени Таисии был связан с празднованием 100-летия ее памяти в 2015 году. В цикле «Русские праведники» на телеканале «Спас» в 2012 году был представлен фильм «Блаженные. Игумения Таисия» режиссера Александра Капкова. В 2013 году был создан оригинальный по сюжету с элементами игрового кино документальный фильм режиссера Ивана Дьяченко «Моё Леушино». А в самый юбилейный год протоиерей Алексий Уминский выпустил на ТВЦ большую биографическую беседу об игумении Таисии с протоиереем Геннадием Беловоловым «Матушка Таисия Леушинская», – по сути, еще один документальный фильм о ней. И это далеко не все работы.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/13/ne...

В 1895 году он был пострижен в монашество с именем Варсонофий, рукоположен во иеромонаха и назначен на должность миссионера, а в 1909 году — возведен в сан архимандрита. 8 января 1917 года архимандрит Варсонофий был хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. Во время наречения он сказал: «Знаю я хорошо, как высоко смотрит верующая паства на своего святителя, но вместе с тем по своему миссионерскому опыту я прекрасно знаю и то, как враги Церкви Христовой и как многие из немощных членов Церкви зорко следят за всяким поступком, за всяким словом устно, а особенно в печати сказанным от епископа, как они зорко следят даже за всяким движением архипастырей церковных и как враги Церкви Христовой подмеченные за кем-либо из святителей немощи и грехи — это личное пятно — пытаются перенести на всю Церковь Христову, со злорадством кричат всем: “Вот как ваша Церковь делает!” — и тем производят смущение даже среди верующих членов Церкви; при этой мысли, сознавая свои немощи и грехи и взирая на высоту святительского служения, страх и трепет смущает душу мою... смущает, но не приводит в отчаяние, ибо на одни свои силы я никогда ни в чем не надеялся и не надеюсь... Так и при исполнении возлагаемых на меня святительских обязанностей — этих добрых дел, на свои собственные силы я не надеюсь, а и тут положусь на милосердие и помощь Божию...» Когда в России начались преследования священнослужителей после захвата власти большевиками, епископ Варсонофий продолжал неустанно призывать народ к вере, к жизни в Церкви. В двадцати километрах от Кириллова в древнем Ферапонтовом монастыре подвизалась первая после восстановления обители игумения Серафима (Сулимова). Игумения Серафима родилась в 1858 году в городе Устюжна Новгородской губернии и в крещении была наречена Елизаветой. В 1874 году она поступила в Леушинский монастырь и через десять лет была определена в число послушниц. В 1901 году была пострижена в монашество с именем Серафима. После благословения Святейшего Синода на открытие Ферапонтова монастыря игумения Леушинской обители Таисия (Солопова) предложила желающим идти в Ферапонтово. В числе других туда отправилась монахиня Серафима. 2 июля 1906 года она была назначена игуменией. Игумения Серафима отличалась расс удительностью, с насельницами была ласкова, по обстоятельствам и строга, стараясь жизнь в обители устраивать в соответствии с монастырским уставом.

http://foma.ru/na-smert-kak-na-brachnyij...

Особое заступничество Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих чувствовали не только мама с детьми, но и все, кто бывал в их доме: все они выжили в страшные дни блокады. Образ Пресвятой Богородицы, так чудно названный «Хлебным», до самого недавнего времени бережно хранился в доме Нины Михайловны Федоровой. Град Китеж Русская Православная Церковь всегда разделяла с Россией ее тяжелую судьбу. Тысячи новомучеников, разоренные храмы и монастыри – таков итог совсем недавнего прошлого… Многие обители – большие и малые, богатые и бедные – так и не смогли восстановиться после семи десятилетий строительства коммунизма. Особая история у Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Основана обитель в 1875 году недалеко от реки Шексны между городами Череповцом и Рыбинском. Расцвел монастырь благодаря мудрому настоятельству игумении Таисии (Солоповой) и молитвенному покровительству отца Иоанна Кронштадтского. Обитель даже называли одной из трех крупнейших «женских лавр» России (наряду с Дивеево и Шамордино). Накануне 1917 года в обители проживало около 700 насельниц. Леушинский монастырь. Фото: С.М. Прокудин-Горский Матушка Таисия, сподобившаяся явления Божией Матери, во всех делах обители видела благую и промыслительную помощь Царицы Небесной. В конце 1880-х годов один богомолец принес из Соловецкой обители в Леушинский монастырь список чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Хлебная». Сестры торжественно встретили святую икону и, пройдя с ней крестным ходом, поместили в пекарню. Заступничеством Царицы Небесной монастырь, знавший разные времена, никогда не оставался без хлеба. В Леушинской обители был уникальный обычай – чтение Неусыпающего акафиста перед иконами Богородицы Позже по благословению игумении Таисии для «Хлебной» иконы была устроена особая келья, куда стали собирать и списки других явленных икон Божией Матери. Перед образами Пресвятой Богородицы сестры читали Неусыпающий акафист. Так матушкой Таисией был учрежден уникальный обычай – «Чин чтения Неусыпающего акафиста». Подобной традиции не знал ни один монастырь ни в России, ни даже на Афоне.

http://pravoslavie.ru/89895.html

Следующей начальницей общины стала монахиня Воскресенского Горицкого монастыря Леонтия (в миру Мария Александровна Коврова), которая построила три обширных двухэтажных келейных корпуса на каменных фундаментах, капитально отремонтировала деревянную Иоанно-Предтеченскую церковь и выстроила домовой храм Спаса Нерукотворного, освященный 15 сентября 1880 г. Он стал первым собственно монастырским храмом. (Предтеченская церковь из-за наличия при ней приходского кладбища была впоследствии оставлена за пределами ограды обители). В 1881 г. монахиня Леонтия, не выдержав внутренних неурядиц, попросилась на покой в Горицкий монастырь, после чего встал вопрос об упразднении общины. В феврале 1881 года митрополит Исидор (Никольский) принимает решение направить в Леушино казначею Званского Знаменского монастыря монахиню Таисию (в миру Марию Васильевну Солопову). В личной беседе он сказал матушке: «…Эта община требует умного распоряжения, деятельного надзора; она мне надоела, вот уже четвертый год, я тебя четвертую назначаю, а если и ты не сделаешь ничего полезного, то я ее закрою…» Монахиня Таисия, несмотря на активное сопротивление купцов Максимовых и некоторых сестер, энергично принялась за благоустройство обители. Читать далее... В 1881-1884 годах она выстроила каменную ограду вокруг монастыря, подворье в Череповце с каменной часовней во имя Божией Матери «Достойно есть», несколько келейных и хозяйственных корпусов. 22-24 июня 1884 г. Леушинскую общину посетил епископ Старорусский Анастасий (Добрадин), что стало первым в истории визитом архиерея в Леушино. 24 июня владыка освятил монастырскую ограду и возглавил крестный ход вокруг монастыря, с этого года ставший традиционным. Благоприятный отзыв епископа позволил игумении Таисии выйти с ходатайством о преобразовании Леушинской общины в монастырь. Современное состояние [ править править код ] Внутреннее убранство монастырского храма 27 декабря 2016 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил в связи с прошением Преосвященного епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана открыть Ново-Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь села Мякса Череповецкого района Вологодской области и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Кириллу (Червову).

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010