Данный сборник в настоящее время является максимально полным собранием стихов игумении Таисии. Большинство стихов публикуются по дореволюционному сборнику «Духовные стихотворения», некоторые по редким периодическим источникам, несколько стихов по найденным рукописям публикуются впервые. Всего в сборник вошло 70 стихотворных произведений игумении Таисии. Издатели будут рады новым открытиям и дополнениям к настоящему собранию стихов. Протоиерей Геннадий Беловолов Молитвы Молитва 1-я Молитва есть дар благодати священный, Минуты отрады святой; Любовию сердца и верой смиренной Душа в ней беседует, Боже, с Тобой! Молитва 2-я Спаситель, Спаситель! Согрей мою душу В молитве любовью к Тебе, Чтоб ум не метался заботою чуждой, Безумным пристрастьем к земле! И чтобы молитва к Тебе возлетала, Как чистый, святой фимиам; Земной оболочки она бы не знала, Свободно неслась к небесам! Спаситель, Спаситель! Ведь нет Тебя краше, Нет слаще Тебя никого! Зачем же так горько земное пристрастье Тревожит беседу с Тобой!? То скорби, невзгоды мне душу смущают, Молитву уныньем томят; То счастье и радости меры не знают, В молитве пустое твердят! Спаситель, Спаситель! Согрей мою душу Святою любовью к Тебе. Чтоб ум, воскрыленный свободою духа, Легко возносился горе!... Молитва 3-я Люблю я возсылать Тебе сердечные мольбы, Люблю я воспевать Тебе хвалебные псалмы. Как сладко в них покоится усталая душа! Как радостно возносится к Тебе на небеса! И, словно вся забывшися от суеты земной, Вкушает, наслаждаяся, нетленный Твой покой! Но вот молитва кончилась; и бедная душа, Как нехотя проснулася от сладостного сна. И волей иль неволею вернулась к суете, Хоть тяжко ей, бедняжечке, и скучно на земле. О, Господи, мой Господи! Когда ж наступит час, Когда ничто житейское уж не разлучит нас С Тобой, Сладчайший Боже наш, Спаситель, наш Творец. Возьми к Себе детей Твоих о, благостный Отец! Молитва 4-я Свет пресветлый, Иисусе! Просвети меня, Чтобы жизнь познать мне в Дусе, Чтоб познать Тебя!... Благодатию Твоею Ты покрой меня,

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Около 20-ти лет продолжался такой образ жизни Евдокии Родионовны, пока наконец домашние ее и муж не убедились, что все старания их не приведут к желаемой цели водворить ее хозяйкой в семье. Они стали наконец привыкать к этой мысли; да и дети уже подросли настолько, что сами могли хозяйничать в доме. Вследствие всего этого сродники ее не стали так тщательно разыскивать ее в ее побегах и силою привлекать домой. Заметив это, Евдокия стала чаще и смелее появляться в селениях, где находились добрые люди, подававшие ей кусок хлеба, а иногда и ночлег, которым, впрочем, она пользовалась только в зимнее холодное время, а летом редко расставалась со своим любимым лесом, куда она, где бы ни находилась днем, всегда возвращалась к ночи. Многим поселянам, коим случалось бывать по какому-либо делу в лесу ночью, приводилось видеть ее там бродящей с палкой в руке. У кого, бывало, останется на ночь в лесу лошадь или корова и он, отыскивая ее, случайно встретит Евдокию и спросит – не видала ли она искомую, то она всегда точно укажет направление, где действительно находилась потерявшаяся. Впрочем, она это делала всегда как бы юродствуя, сурово, как будто негодуя, что ее беспокоят; «а ну тебя», скажет, и махнет рукой именно по тому направлению, куда следует идти искать; или скажет: «почем я знаю? я не пастух, лес велик, – ищите» и укажет рукой по надлежащему направлению. При появлении ее в деревнях, ее окружали ребятишки, всегда в изобилии толкущиеся на улице; они со смехом и с криком: «дура, дура» скакали около нее, дразнили; которые посмелее, дергали ее за лохмотья одежды, иные даже бросали в нее камушки; а она, делая вид, что обороняется от них палкой, неизменной своей спутницей, махала ею в воздухе, приговаривая: «вот я вас ужо, вот я вам задам» и т. под. Ребятишкам было это забавно, и потеха эта шла нередко по всей деревне из одного конца до другого, пока кто-либо добрый человек не разгонит ребятишек, строго прикрикнув на них, или кто не пригласит «дурочку», или – как ее обычно называли – «Родимую» (от ее прозвища «Родионовна»), поесть хлеба-соли.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

С начала 1890-х гг. игумения Таисия во всех трудах руководствовалась советами и благословениями св. прав. Иоанна Кронштадтского, с которым была знакома 35 лет. Среди множества тысяч и тысяч духовных чад дорогого батюшки матушка Таисия была, пожалуй, самой близкой по духу и верной его духовной дочерью. По благословению о. Иоанна матушка трудилась над учреждением новых обителей и над возобновлением упраздненных. Ее трудами были устроены следующие монастыри: Иоанно-Богословский Сурский на родине о. Иоанна, Благовещенский Воронцовский в Псковской губернии, древний Ферапонтов монастырь со знаменитыми фресками Дионисия, Парфеновский Богородицкий близ Череповца, Антониево-Черноезерский на Шексне, Троицкий Синезерский близ Устюжны и другие монастыри. В 1889 году Святейший Синод наградил матушку наперсным крестом. В 1892 году она была награждена золотым крестом с украшениями от Кабинета Его Императорского Величества. В 1904 году матушка Таисия была впервые представлена Государыне Императрице Александре Феодоровне, и с этого времени их связывали глубокие духовные отношения. В 1911 году игумения Таисия имела честь представляться Государю Императору Николаю II и всей Августейшей Семье. В том же году ей были подарены портреты Царственной Четы с собственноручными подписями, позднее – аметистовые четки. Игумения Таисия является автором множества духовных книг: «Письма к новоначальной инокине», «Духовные стихотворения», исследование об Иоанне Богослове. Записанные ею «Беседы с о. Иоанном Кронштадтским», а также переписка с ним, стали драгоценным памятником их духовной дружбы. Прочитав «Келейные записки» матушки Таисии, о. Иоанн написал на них: «Дивно, прекрасно, божественно! Печатайте в общее назидание» (впервые изданы в 1915 году). До самой своей кончины матушка Таисия состояла в обществе памяти о. Иоанна Кронштадтского, печатала статьи о нем в журнале «Кронштадтский пастырь». Помимо множества дарований игумения Таисия обладала еще и уникальным поэтическим даром и оставила богатое поэтическое наследие: ее стихи регулярно печатались в духовных журналах, были опубликованы отдельными книгами в 1906 году. Не будучи профессиональным поэтом, матушка изливала в стихах свои сокровенные духовные переживания, свой опыт богообщения. Ее поэтическое творчество необычайно многообразно: здесь и полные лиризма пейзажные зарисовки, и философские размышления, и боль скорбящего сердца, и сюжетные поэтические повествования. Ее стихи даже при некоторых технических шероховатостях отмечены неподдельным благодатным вдохновением. Во всех ее произведениях от четырехстиший до поэм поражает непридуманная простота, небесная ясность, чистота, подобная живой родниковой воде, и в то же время неотмирная глубина чувств и духовная точность образов, которые заставляют еще долго молчать в благоговейном внимании после того, как закончится последняя строка. Это стихи-молитва, стихи-исповедь, стихи-проповедь. Это духовная жизнь великой подвижницы, выраженная на доступном нам языке поэзии.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Леушинская игумения была глубоким богословом. В своей книге о святом Апостоле Иоанне Богослове она касается сложных вероучительных вопросов. Наделенная литературным даром повествовательницы, матушка Таисия составила замечательное «Жизнеописание блаженной Христа ради юродивой Евдокии Родимой». Памятником духовной дружбы с о. Иоанном Кронштадтским стали ее «Беседы» с Дорогим Батюшкой, без которых сейчас невозможно представить русскую духовную литературу. Эта духовная связь с Всероссийским пастырем запечатлена и в «Письмах о. Иоанна Кронштадтского к игумении Таисии» (изданных в 1909 г.) и в ее сочинении «Иоанн Кронштадтский как духовный пастырь». Игумения Таисия отдала много сил педагогической деятельности, основав при Леушинском монастыре две школы: церковно-приходскую и церковно-учительскую, возрастив сотни и сотни воспитанниц. Даже краткое перечисление деяний игумении Таисии может вызвать удивленный вопрос: как было возможно одному человеку все это успеть совершить, совместив столь многоразличные труды и подвиги? Вся жизнь великой праведницы блаженной старицы и дорогой матушки игумении Таисии была неусыпающей Похвалой Христу Спасителю и Его Пречистой Матери. Но помимо множества дарований игумения Таисия обладала еще одним уникальным талантом – поэтическим, который по заповеди Христовой не сокрыла в земле, оставив богатое поэтическое наследие. Духовные стихи игумении Таисии были весьма высоко оценены о. Иоанном Кронштадтским , который считал ее талант данным от Бога. Матушка Таисия имела обыкновение посылать отцу Иоанну еще в рукописи свои новые стихи. На одно из них, присланных к Рождеству Христову в 1898 г., Батюшка отозвался такими словами: «Прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, Матушка! Пять талантов дал тебе Господь и сторицею ты их возвращаешь». Многие современники считали Таисию «внучкой Пушкина». Даже о. Иоанн Кронштадтский в переписке с нею назвал ее этим «титулом». Хотя в действительности она была представительницей одной из многих ветвей московского рода Пушкиных. Ее мать – московская дворянка Виктория Дмитриевна Солопова в девичестве носила фамилию – Пушкина. Но по силе поэтического дарования в духе и традиции Пушкина, игумения Таисия в творческом смысле действительно может быть названа «внучкой» великого русского поэта.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

С любовью приняв чистую душу девицы под свое руководство, он еще более укрепил ее в избрании монашеского пути. Виктория Васильевна, вразумленная видением Божией Матери, преклонила свое сердце и дала материнское благословение на поступление дочери в монастырь. Распродав имение, Мария в 1861 году поступила по благословению старца Лаврентия в Тихвинский Введенский монастырь, где безысходно провела почти 10 лет. 13 мая 1870 г. во Введенском соборе она была пострижена в рясофор с именем Аркадия. В 1872 г. также по благословению старца Лаврентия она перешла в Покровский Зверин монастырь в Новгороде, где подвизалась 6 лет, исполняя послушание регента. В 1878 году инокиня Аркадия была переведена в Знаменский Званский Державин монастырь на Волхове в 70 верстах от Новгорода на должность казначеи. В этой обители 10 мая 1879 г. она была пострижена в мантию с наречением имени Таисия. В ночь на 03 февраля 1881 г. монахиня Таисия увидела необычный сон, в котором «вдруг сверху, как бы с неба упал прямо (ей) в правую руку настоятельский посох», и во вратах монастыря ее встретил крестный ход. На следующий день монахиня Таисия была вызвана в Санкт-Петербург для получения указа митрополита Исидора о назначении ее настоятельницей Леушинской общины. Вся последующая жизнь матушки Таисии была связана с Леушино. Попав в водоворот скорбей, она вначале хотела навсегда оставить Леушино, но ей явилась Богородица со св. Иоанном Предтечей и повелела не оставлять эту обитель. Вразумленная этим откровением, матушка Таисия дала своего рода обет верности – никогда не оставлять Леушино: «Укрепившись верой, я твердо решилась все терпеть и трудиться для пользы святой обители, хотя бы и умереть пришлось для сего, но самовольно не оставлять обители», – писала она в своих «Келейных записках». Уже через 4 года Леушинская община была обращена в монастырь, а матушка получила сан игуменьи. Трудами игумении Таисии Иоанно-Предтеченский Леушинский монастырь вскоре достиг необычайного духовного расцвета. В нем были воздвигнуты два каменных собора, открыты духовные школы, основаны иконописная и золотошвейная мастерские. Всего в монастыре накануне революции подвизалось почти 700 насельниц. В Санкт-Петербурге, Череповце и Рыбинске были устроены подворья. Слава о благолепии и благочестивой жизни женской Лавры Русского Севера распространилась далеко за пределы Новгородской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

В 1872 г. Каргопольцевы продали усадьбу. Землю купил петербургский купец И.М. Максимов для устройства здесь женской православной общины - купил после настоятельных уговоров монахини Сергии (в миру Анастасии Серединой, уроженки одного из окрестных сел) и жены купца. В 1875 г. была официально учреждена Леушинская женская община (пока не монастырь), ее настоятельницей стала Сергия. К сожалению, начало истории общины связано с неурядицами, интригами. Первых двух настоятельниц - Сергию и сменившую ее в 1877 г. Леонтию (Марию Александровну Коврову) - Максимов и поддерживавшая его часть монахинь выжили из общины. Впору было неудавшуюся общину закрывать. Но все же в 1881 г. была сделана последняя попытка привести дела в общине в порядок. Настоятельницей была назначена Таисия - монахиня Званского Знаменского монастыря (в Новгородской губернии), до этого не имевшая опыта подобной работы. Таисии удалось, наконец, навести порядок (это стоило ей здоровья: после клеветнического доноса на нее она заболела нервной болезнью, продолжавшейся два месяца). В 1885 г. община официально получила статус Иоанно-Предтеченского Леушинского женского монастыря. Вскоре Леушинский монастырь стал одним из самых известных и процветающих монастырей России. Игумения монастыря Таисия (Мария Васильевна Солопова, 1842-1915) - замечательная подвижница, очень много сделавшая не только для своего монастыря. Ее трудами были устроены новые и возобновлены ранее существовавшие монастыри: Иоанно-Богословский Сурский на родине св. Иоанна Кронштадского (духовного отца Таисии), Благовещенский Воронцовский в Псковской губернии, древний Ферапонтов монастырь со знаменитыми фресками Дионисия, Парфеновский Богородицкий близ Череповца, Антониево-Черноезерский на Шексне, Троицкий Синезерский близ Устюжны. Игумения Таисия обладала и литературным даром. Известны ее духовные стихи, а также прозаические работы - воспоминания: " Келейные записки " (изданы после ее смерти), " Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским " (1909). Предположительно ее же перу принадлежит " Историческое описание Иоанно-Предтеченского женского монастыря Череповецкого уезда, Новгородской губернии " (1890), опубликованное без имени автора. Помимо прочего, эти три работы представляют интерес и как источники сведений по истории Леушинского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=35039

За ее глубокую религиозность институтки звали ее «блаженная», «монахиня», «игуменья», «святоша» Во время учебы Мария, по ее собственному свидетельству, удостоилась нескольких благодатных видений: ангела в ночь на Пасху, евангелиста Матфея и даже Самого Господа Иисуса Христа. Когда ей было 12 лет, в чудесном сне Христос Спаситель благословил ее, коснувшись десницей главы. Чувство радости, блаженства после встречи с Господом охватило юную Марию по пробуждении. Это видение она восприняла как благословение на монашеский путь. Если наивные и восторженные девицы грезили о веселой светской жизни по выходе из стен института, о балах, о замужестве, то Маша Солопова мечтала посвятить свою жизнь беззаветному служению Господу. На выпускном экзамене по Закону Божию ректор Санкт-Петербургской духовной академии Иоанникий (Руднев) был приятно удивлен тем, что выпускница Солопова знала наизусть все Евангелие. На его вопрос Мария ответила: «Каждое слово Евангелия так приятно и отрадно для души, что мне хотелось его всегда иметь при себе, а так как с книгой не всегда удобно быть, то я вздумала заучить всё, тогда всегда оно будет при мне в моей памяти». После экзамена отец Иоанникий подозвал Марию и благословил избранницу Божию. После окончания Павловского института (1861г.) Мария просила у матери благословение на удаление в монастырь, но та ответила категорическим отказом. Стараясь отвлечь Машу от подобных мыслей, она всё чаще стала брать её на различные светские приемы и балы, от которых так томилась душа девушки. После яркого видения рая в тонком сне земная жизнь казалась Маше скучной, мрачной, неинтересной. Она тяготилась этой жизнью, тяжко страдала, но подчинялась воле матери. Последний год своей жизни в миру Мария провела в родительском поместье Абаконово близ Боровичей, а зиму – в самих Боровичах, в своем доме, доставшемся ей по наследству от деда-генерала. В это время она ежедневно посещала Свято-Духов Боровичский монастырь, где игумен Вениамин (Поздняков) познакомил ее с архимандритом Лаврентием (Макаровым), настоятелем Иверского Валдайского монастыря, который и стал ее духовным отцом.

http://pravoslavie.ru/154696.html

33. Михайловский В. Я. Речь 19 октября 1890 г. в Кронштадтском Андреевском соборе за литургией после заамвонной молитвы в день ангела о. протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. СПб., 1893. 10 с. 34. Отец Иоанн Ильич Сергиев, Кронштадтский протоиерей Андреевского собора. Одесса, 1893. 35. Отец Иоанн Сергиев (Кронштадтский) и пребывание его в Ростове-на-Дону. Ростов-н-Дон., 1893. 32 с.; портр. 36. Протоиерей Иоанн Кронштадтский . Киев, 1893. 46 с. 37. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) и его пребывание в Киеве. Киев, 1893. 16 с. 38. С[икорс]кий И. А., проф. Отец Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский и его пребывание в Киеве. Киев, 1893. 32 с. Изд. 2-е – Киев, 1899. 32 с. 39. Таисия/Солопова М. В.], игумения. Отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев как пастырь. СПб., 1893. 38 с. 1894 40. Жизнь и труды протоиерея Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского. М., 1894. 96 с. 41. Зарницкий Я. И. Путешествие о. Иоанна Кронштадтского по Шексне и Волге летом 1893 года. СПб., 1894. 46 с.; ил. 42. Зыков И. Н. В знак глубокого уважения и христианской духовно-сыновней любви достойнейшему протоиерею и отцу Иоанну Ильичу Сергиеву Кронштадтскому. СПб., 1894. 1 л. 43. Михайловский В. Я. Слово в день тезоименитства о. протоиерея Кронштадтского Андреевского собора Иоанна Ильича Сергиева, сказанное в Вознесенской церкви в Санкт-Петербурге. 19 октября 1894 г. СПб., 1894. 10 с. 44. Нарцизова А. Ф. Письма о путешествиях с отцом Иоанном Кронштадтским на его родину и в другие места. СПб., 1894. 88 с. 45. Померанцев М. Посещение г. Вильны отцом Иоанном Кронштадтским . Вильна, тип. А. Г. Сыркина, 1894. 36 с. 46. Попов Иоанн, прот. Поездка в Кронштадт к о.Иоанну. Выписка из дневника сельского священника. Воронеж, 1894. 22 с. 47. Посещение отцом Иоанном Кронштадтским города Казани. Казань, 1894. 16 с. 48. Труженический день отца Иоанна Кронштадтского и описание особенно замечательных случаев помощи, совершившихся в последнее время в силу его пастырской молитвы. Составлено по словам приближенных к отцу Иоанну лиц. М., изд. И. А. Морозова, 1894. 32 с. Изд. 2-е – М., 1899. Изд. 3-е – М., 1912. Изд. 4-е – М., 1913. Изд. 5-е – М., 1915.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Известно лишь из метрических записей Ершовской Воскресенской церкви, что по воле того же помещика, тайного советника, камергера Николая Никитича Демидова, «в 1827-м году, января 21-го дня, Евдокия Родионова вступила во второй брак с крестьянским сыном той же вотчины, деревни Быкова, Емельяном Ивановым». От этого брака у нее были трое детей: сын Иоанн и две дочери – Екатерина и Агриппина. О жизни Евдокии во втором браке неизвестно ничего, кроме того только, что она по-прежнему убегала в лес, притворялась глупой, скрывалась не только от своих односельчан, но и от всех людей, что впрочем не надолго удавалось ей. Ее всегда находили, возвращали домой, где всякий раз подвергали новым и жесточайшим наказаниям; но ничто не могло отвратить ее от раз намеченной цели. Ни голод и холод, претерпеваемые ею в лесу, ни поругания и истязания, преследовавшие ее дома, ни брань и насмешки, которыми не наделял ее только тот, кто не хотел, не сильны были поколебать в ней решимости нести свой тяжелый крест. На ней сбывались слова Апостола: Кто нас разлучит от любви Божией? скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь? якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день; вменихомся якоже овцы заколения ( Рим. 8:35 – 36 ). Невозможно предполагать, чтобы эта овца стада Христова не добровольно отдавала себя на истязания и на всякого рода злострадания. Ясно, что она убегала в лес не от побоев, которые именно и сыпались на нее вследствие ее побегов в ее власти было избавиться от них, если бы она, оставаясь дома, принимала участие в обычной мирской жизни; но, раз уклонившись от нее, она уже не хотела вернуться. С другой же стороны, разве не изведала она опытом тех бесчисленных страхов и лишений, коими сопровождались ее укрывательства в лесах? Она терпела и голод, который ничем не мог там быть утоляем, и холод в дождливую, бурную, ненастную погоду, не говоря уже о зимних морозах, ибо не могла же она уносить с собою теплого платья, a убегала как и в чем приходилось, лишь бы не быть пойманной и задержанной; a дикие звери – волки и медведи, столь изобильные в здешних лесах и поныне, – конечно наводили на нее страх, – чего естественно нельзя отрицать. Но во всех сих, как продолжает Апостол, препобеждаем за возлюбльшего нас Христа ( Рим. 8:37 ), ибо ни самая смерть не сильна разлучить нас от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем ( Рим. 8:38 – 39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою 321 . То есть подающий милостыню должен, по возможности, скрывать это от людей. Но поскольку такое не всегда осуществимо, то он должен, по крайней мере, подавать милостыню не для того, чтобы его хвалили. Тут нужно сделать маленькую историческую справку. Некоторые толкователи Библии говорят о том, что у древних иудеев был такой обычай. Когда они желали раздать милостыню, то в людных местах, где обычно бывало много нищих, трубили в маленький рожок, и нищие к ним подходили. То есть слова Спасителя: Не труби перед собою – это не просто образ, а действительный обычай. Конечно, обычай совершенно дикий, потому что трубящий человек привлекал к себе всеобщее внимание и показывал, что он добродетельный. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. Они получают свою награду в виде человеческой похвалы. Но не нужно понимать это слишком буквально: будто бы, если тебя не похвалили в лицо, значит, все хорошо. Нет, людское одобрение, даже и не высказанное, но вызванное твоими публичными добрыми делами, уже предполагает, что ты стремишься к награде от людей. В то же время нужно сделать и такую оговорку. Не всегда возможно творить добрые дела тайно. На этот счет интересно мнение великого русского праведника, святого Иоанна Кронштадтского . Как-то в беседе с ним игумения Таисия (Солопова) спросила: «Батюшка, как творить добрые дела втайне? Их надо скрывать?» А отец Иоанн ответил: «Нет, творить милостыню втайне – это значит творить ее так, чтобы не тщеславиться». Действительно, большую часть добрых дел утаить не в нашей власти. Допустим, строит человек храм или монастырь – как он может это утаить? Или он своей милостыней питает многих бедных людей – все равно рано или поздно этим людям станет известно, кто их кормит, и они будут его благодарить. Выходит, этот человек не получит награды от Бога, хотя он и делает добро ради Христа, ради того, чтобы исполнить заповедь? Конечно, это не так.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010