.__lxG__multi_align_center .__lxG__multi_align_center.__lxG__not_empty_block @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «От Марии до Таисии». Док. фильм о том, как много может каждый из нас, если идет за своим Предназначением Валерий Татаров   12:17 06.09.2021 1003 Для многих зрителей этот фильм станет неожиданностью. Он откроет имя той, кого знала вся предреволюционная Россия и называла ее Всероссийской Матушкой. Еще во время ее учебы в Павловском Институте благородных девиц, однокурсницы называли Машу Солопову «Святоша». Игумению Таисию, в которую превратилась институтка Мария, особо почитал сам Иоанн Кронштадтский, видя, как велика ее вера и как по ее молитвам происходят истинные чудеса храмостроительства. Игумения Таисия построила десять женских монастырей. Ее трудами были спасены и сохранены фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Ее образ вдохновил на монашество тысячи девушек. Однако фильм не столько о монашестве, сколько о том, как много может каждый из нас, если идет за своим Предназначением, если согласует жизнь с Небом. Великие забытые Божьи люди возвращаются в Россию. Через память и молитву. Чтобы напомнить нам о связи поколений, скрепляющей народ в одну семью.

http://ruskline.ru/video/2021/09/06/ot_m...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Игум. Агния (Благовещенская) (Благовещенская Анна Никитична; 28.11.1868, погост Досифеева Пустынь Мяксинской вол. Череповецкого у. Новгородской губ. (в следственном деле указано др. место рождения - с. Ольхово Пустынского сельсовета Мяксинского р-на Череповецкой губ.) - 25.01.1938, Череповец), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губ. Дочь причетника, грамоте обучалась в церковноприходской школе. 25 марта 1882 г. поступила в Леушинский мон-рь, 5 апр. 1891 г. определена в число послушниц, послушание проходила на клиросе и в рукодельной. Игуменией мон-ря в то время была Таисия (Солопова) , духовная дочь св. прав. Иоанна Кронштадтского , к-рая по его благословению за короткий срок не только превратила небольшую Леушинскую общину в первоклассный (с 1903) мон-рь, но и возобновила неск. упраздненных обителей и учредила новые общины в разных губерниях России. Ближайшей помощницей и ученицей м. Таисии стала Анна Благовещенская. В течение 20 лет она состояла старшей послушницей при настоятельских кельях, в 1904 г. назначена помощницей казначеи. После назначения казначеи Серафимы (Сулимовой) настоятельницей Ферапонтова мон-ря Анна заняла должность казначеи обители. 19 окт. 1905 г. по указу Новгородской духовной консистории Анна была пострижена в монашество с именем А. В окт. 1906 г. удостоена награды «Благословение Священного Синода». Огромное влияние на А., как и на всех сестер Леушинского мон-ря, имело частое общение с прав. Иоанном Кронштадтским, почти ежегодно бывавшим в обители по дороге на родину в с. Сура Пинежского у. Архангельской губ. В Суре с помощью игум. Таисии св. Иоанн основал жен. обитель, для к-рой в Леушинском мон-ре было подготовлено до 40 насельниц. Впервые прав. Иоанн Кронштадтский побывал в Леушине 18 июля 1891 г. и с тех пор заезжал туда, иногда задерживаясь на неск. дней. Там у знаменитого пастыря появлялись редкие часы для молитвы и отдыха, чему способствовала чуткая забота игумении и ее помощниц. В 1893 г. в мон-ре был построен скиток («Пустынька» или «Крестик»), где о. Иоанн уединялся для молитвы. В своих письмах к игум. Таисии прав. Иоанн Кронштадтский неоднократно упоминает «добрую казначею Агнию» (письма 108, 121, 139, 148). 1 июля 1907 г. он писал: «За все время моего пребывания в вашей обители я испытывал родную ласку и предупредительность, особенно от тебя, как и от сестер. Особенно от доброй Агнии, которая была для меня лучше родной сестры». По просьбе м. Таисии прав. Иоанн Кронштадтский принял обитель под свое духовное водительство. В 1903 г. о. Иоанн совершил закладку зимнего Троицкого собора.

http://pravenc.ru/text/63336.html

Мякса. Ново-Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь. Храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В документе «Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии», издание 1908 г., перечислены церкви села Спасское на Мяксе: 2 церкви, холодная – Преображения Господня, каменная, построена в 1810 году усердием прихожан, теплая – Рождества Христова, каменная, построена в 1785 году, … да придел Казанской иконы Богородицы. В церкви есть особо чтимая икона – Казанская. Часовня каменная на большой дороге. Эти сведения подтверждаются документами Пошехонского духовного правления 1833 г. Интересную историю оставил краевед, бывший учитель Мяксинской средней школы А.П. Жданов. Она касается церковных колоколов. В 1924 году по оплошности звонаря появилась трещина на главном колоколе. Заказали новый колокол. Заказ был выполнен в Ярославле, и летом 1924 года колокол прибыл в Череповец, так как Мякса не имела пристани. Зимой 1925 года колокол, весивший 283 пуда (4536 кг), на десяти лошадях по льду Шексны был доставлен в Мяксу и долгое время оставался гордостью жителей села. Каменная теплая церковь Рождества Христова не сохранилась, в период с 2004 по 2008 гг. была выстроена деревянная церковь с тем же посвящением. Храм Преображения Господня не используется, но постепенно возрождается. Бахарева Н.А. История села Мякса. Мякса, 2003 Торжественное богослужение в честь открытия Новолеушинского женского монастыря состоялось в храме святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в поселке Мякса. Богослужение провел епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан. В 1940-е годы водами Рыбинского водохранилища был затоплен Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, считавшийся Северной женской Лаврой. В годы перед его закрытием в обители проживало около 700 насельниц. Долгие годы духовным отцом обители был святой праведный Иоанн Кронштадский. И на протяжении почти 35 лет настоятельницей обители была игумения Таисия (Солопова) - духовная писательница, устроительница более 10 монастырей в Вологодской и Новгородской губерниях (в настоящее время собираются материалы для прославления игумении Таисии в лики святых).

http://sobory.ru/article/?object=49978

Череповец. Часовня Николая Чудотворца. Никольская часовня Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Построена в 1904 году на привокзальной площади. Во время советской власти использовалась как гараж для трактора. Восстановлена в 1996 году. Очень удобно помолиться о благополучном путешествии. Открыта ежедневно. Каждую среду совершается вечернее богослужение, а в четверг утром - Литургия. ... Третья городская часовня, в честь Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, на перроне железнодорожного вокзала - самая поздняя по времени построения. Выбор места для ее постройки не случаен. Инициатором сооружения была настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря Череповецкого уезда игуменья Таисия (Солопова); часовню строили на монастырские и ее личные средства. Мысль о постройке часовни и посвящении ее Святителю Николаю - покровителю путешествующих - давно занимала игуменью Таисию, о чем она упоминает в своих дневниках. Часовня Святителя Николая сооружена в 1904 году в " русском стиле " , доминировавшем в русской архитектуре начала XX века. Появившись и развиваясь в Санкт-Петербурге, он нашел свое применение и в провинции. Наряду с часовней Святителя Николая самыми типичными его примерами служат собор в честь иконы Богоматери " Неопалимая Купина " Парфеновского женского монастыря в Череповецком уезде и церковь в честь Иоанна Предтечи в деревне Соловарке Вологодского уезда. Фасады часовни насыщены чрезвычайно дробным декором, создающим ощущение перегруженности. Однако, к чести мастеров, строивших часовню, нужно отметить великолепную по точности добротную кладку стен, разнообразие и сложность профильного кирпича. Даже и там, где архитектурная мысль заходила в тупик, мастерство оставалось мастерством. Фасады, завершенные треугольными фронтонами, создают переход к восьмигранному основанию шатра, увенчанного главой, в основании шеи которой все тот же мотив из треугольников. Сакральная часть часовни, где прежде располагались киоты с иконами, выделена выдающимся к югу объемом. В отличие от прочих часовен, часовня Святителя Николая была отапливаемой. К сожалению, ее эффектная дымовая труба уничтожена. На южном фасаде здания имеется своеобразный каменный киот, в котором ранее находилась икона Святителя Николая.

http://sobory.ru/article/?object=08243

игумения Таисия (Солопова) (1842–15.01.1915) Воспоминания Нравственно-аскетические труды Стихотворения Аудиокниги игумения Таисия (Солопова) Настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного женского монастыря Новгородской епархии, духовная дочь св. прав. Иоанна Крондштатского. Биография В миру – Мария Васильевна Солопова, родилась в Санкт-Петербурге в 1842 году. Родители ее происходили из древних дворянских фамилий: отец – Василий Васильевич – потомственный дворянин, мать – Виктория Дмитриевна – москвичка из рода Пушкиных, к которому принадлежал и великий русский поэт. В браке Виктория Дмитриевна долго не имела утешения в детях – они умирали во младенчестве. Тогда она стала усердно молиться Божией Матери и совершать паломничества в московские храмы к Ее чудотворным иконам, прося о даровании младенца. Вскоре благочестивая мать родила дочь, которую назвала Марией, будущую игумению Таисию. Мария Васильевна Солопова получила блестящее образование, окончив в 1860 году курс обучения в Павловском институте благородных девиц в Санкт-Петербурге (на ул. Знаменской). Здесь обнаружились ее незаурядные способности и духовное призвание. На выпускном экзамене по Закону Божию ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии Преосвященный епископ Выборгский Иоанникий (Руднев) был весьма удивлен тем, что выпускница Института знала наизусть все Евангелие. На его изумленный вопрос девица Мария Солопова ответила: «Каждое слово Евангелия так приятно и отрадно для души, что мне хотелось его всегда иметь при себе, а так как с книгой не всегда удобно быть, то я вздумала заучить все, тогда всегда оно будет при мне в моей памяти». В годы учебы произошло событие, которое изменило всю жизнь Марии Солоповой. В чудесном сне отроковица увидела Христа Спасителя с сонмом святых, который благословил ее, коснувшись десницей главы. Это видение она восприняла как призвание к служению Господу и благословение на монашеский путь. Однако желание девицы встретило непонимание со стороны ее матери, ибо та не верила в серьезность принятого дочерью решения. После окончания Института последний год своей жизни в миру Мария Солопова провела в родительском поместье Абаконово близ Боровичей, а зиму в самих Боровичах в своем доме на улице Бежецкой, дом 1, доставшемся ей по наследству от деда. В это время она почти ежедневно бывала в Свято-Духовом Боровичском монастыре, где окормлялась у игумена Вениамина (Позднякова), познакомившего ее с архимандритом Лаврентием (Макаровым), настоятелем Иверского Валдайского монастыря. Известный и чтимый старец стал ее духовным отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Игуменья Таисия Леушинская – духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского (1842–1915) Мария Тоболова Игуменья Таисия Леушинская Существуют на свете особенные, духовно одаренные люди, призванные к служению в монашеском звании Самим Господом. Знаменитая игуменья Таисия, настоятельница Иоанно-Предтеческого Леушинского монастыря, принадлежит именно к таким богоизбранным людям. Великая подвижница Русской Земли, духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского, игуменья Таисия была известна своей высокой духовной жизнью, любовью и состраданием к ближним. Она всегда ходила пред Богом, служа Ему и России; сочетала в себе не только святость, но и талант поэтессы, и исключительное трудолюбие. Игуменья Таисия (в миру Мария Васильевна Солопова) родилась 17 октября 1842 года в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. Отец, Василий Васильевич, был потомственным дворянином из Новгородской губернии, мать, Виктория Дмитриевна, – москвичка из рода Пушкиных. Потеряв двух детей, умерших в младенчестве, Виктория Дмитриевна усердно молилась Божией Матери о даровании ей ребенка, давая обет вырастить его настоящим христианином, любящим Бога и ближних. Вскоре Господь послал ей дочь, которую назвали Марией в честь Пресвятой Богородицы. Виктория Дмитриевна сдержала свое обещание, научив Машу любить Господа и милосердно относиться к людям, приучив ее к молитве, к посещению церковных служб. Игуменья Таисия сочетала в себе не только святость, но и талант поэтессы, и исключительное трудолюбие В 1852-м году в Павловском институте благородных девиц г.Санкт-Петербурга появилась новая воспитанница – десятилетняя Маша Солопова. Начало ее институтской жизни было неблагополучным: она заболела воспалением глаз и ослепла. Родители забрали ее домой. Примерно через год зрение почти восстановилось, и Маша вернулась в Павловск. В книге Н.А. Лухмановой «Девочки», написанной соученицей Маши по Павловскому институту, содержатся о ней интересные сведения. Выясняется, что Маша Солопова уже в юные годы была не от мира сего, отличаясь исключительным благочестием: подолгу молилась на ночь, кладя земные поклоны, постничала, отдавая сладости прислуге, а с Великого Четверга до Святой Пасхи ничего не вкушала, пила только воду и хранила молчание. Она уклонялась от уроков танцев, ни с кем из воспитанниц близко не сходилась, предпочитая в уединении молитву и чтение духовных книг. Маша не участвовала в сплетнях, а поссорившихся девочек старалась примирить. Ученицы обращались к ней за советом по духовным вопросам. Слабая здоровьем, она никогда не жаловалась на недуги, а говорила: «Господь столько терпел, а мы ничего снести не хотим, сейчас ропщем». За ее глубокую религиозность институтки звали ее «блаженная», «монахиня», «игуменья», «святоша».

http://pravoslavie.ru/154696.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть itemscope itemtype="" > Когда же будет прославлена игумения Таисия? О современном народном почитании и прославлении леушинской подвижницы Владимир Солопов   16:32 15.01.2024 392 Время на чтение 10 минут Фото: худ Е.Петрусенко 15 января исполняется 109 лет со дня кончины известной подвижницы игумении Таисии (в миру — Марии Васильевны Солоповой, 1842-1915). День ее памяти давно уже стал для многих важным событием. Лично я каждый год в этот день обязательно вспоминаю наследие великой игумении, читаю ее книги или книги о ней, просматриваю фильмы. Несмотря на то, что она еще не прославлена, почитание игумении Таисии в народе, начавшееся в начале 2000-х годов, никогда не останавливалось и продолжается активно до сих пор, без преувеличения, каждый день. Народное почитание леушинской подвижницы выражается и в массовом издании её сочинений, и в почитании мест, связанных с её жизнью и подвигами, и в устроении музеев и открытии выставок, и в проведении конференций, чтений, концертов и вечеров её памяти. Я внимательно слежу за всеми этими событиями и мероприятиями, фиксирую у себя, веду их хронику, в некоторых участвую лично, а некоторые активно помогаю готовить. В день памяти Таисии хочу рассказать о некоторых их них за последние два года. «Мой долг защитить авторские права игумении Таисии» Особенно насыщенным был, конечно, юбилейный 2022 год, когда исполнилось 180 лет со дня рождения игумении Таисии (1842-2022). Начну с фундаментальных исследований, результаты которых не уменьшатся с течением времени. Считаю, что самым серьезным форумом в области изучения наследия игумении Таисии (Солоповой) стала Всероссийская научно-практическая конференция «Гори во мне, светильник веры...», посвященная 180-летию со дня рождения игумении Таисии. Конференция была организована и проведена 19-20 октября 2022 года Череповецким государственным университетом, Череповецкой епархией совместно с Управлением по делам культуры мэрии города Череповца.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/ko...

Светильник веры Духовные стихотворения Вступительное слово. Протоиерей Геннадий Беловолов Боголюбивый Читатель! Поэзия как род изящной словесности чаще всего «изящно» воспевает человеческие страсти, о чем в свое время писал святитель Игнатий Брянчанинов : «Талант человеческий во всей своей силе и несчастной красоте развился в изображение зла...» Верующей душе трудно бывает найти в таких стихах что-либо насущное и полезное. Но есть и другая поэзия, которая от избытка сердца возглашает глаголы неизреченные, в которой нет лжи, в которой слово вдохновение имеет первоначальный и единственный свой смысл – дуновение свыше, дыхание Духа Святого. О такой словесности также писал святитель Игнатий: «Истинный талант, познав, что существенно-изящное – один Бог , должен извергнуть из сердца все страсти, устранить из ума всякое лжеучение, стяжать для ума евангельский образ мыслей, а для сердца евангельские ощущения...» Такая поэзия рождается из глубины сердца, очищенного от страстей и возлюбившего всей крепостию Бога. Такая поэзия является из благодатной молитвы, как ее свет, отражаемый в образах этого мира. Дорогой Читатель! Перед тобой сборник именно таких стихов, которые принадлежат перу блаженной старицы богомудрой игумении Таисии Леушинской. Это была удивительная подвижница своего времени. Святой Иоанн Кронштадтский , ее духовный отец и наставник, обращался к ней в письмах «дорогая, неоцененная Матушка Игумения Таисия». Слово «неоцененный» в зависимости от контекста может иметь два смысла: во-первых – это тот, которого невозможно переоценить, т.е. бесценный, во-вторых – это тот, которого не оценили, не заметили. И слово Всероссийского пастыря оказалось прозорливым в обоих смыслах: деяния и подвиги матушки Таисии действительно невозможно переоценить и в то же время ее имя оказалась совершенно забытым вне церковной ограды. Будучи учредительницей и настоятельницей одного из самых больших женских монастырей России – Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря, игумения Таисия, кроме того, основала или возродила еще 10 обителей и скитов: Сурский Иоанно-Богословский на родине о. Иоанна Кронштадтского с Троицким скитом, его подворье в Петербурге – впоследствии Иоанновский монастырь, Вауловский скит в Ярославской губернии (ныне самостоятельный женский монастырь), Воронцовский монастырь на Псковщине, два скита Леушинского монастыря – Успенский и Иоанно-Богословский (известный как скит «Крестик»), Парфеновская пустынь, возродила несколько древних монастырей, самый известный из которых Ферапонтов с фресками Дионисия, также Антониев-Черноезерский. Несмотря на бремя хозяйственных забот, Игумения никогда не забывала «единое на потребу», всегда оставаясь труженицей внутреннего делания, о чем свидетельствуют ее многоопытные аскетические «Письма новоначальной инокине». Не случайно ее называли «игуменией всея Руси».

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Славному потомку великого предка посвящается Светлой памяти Тамары Ивановны Орнатской (+ 7 апреля 2016 г.) 27.04.2016 1603 Время на чтение 6 минут Если был тружеником, то не скорби о приближении этого доброго переселения, потому что не печалится возвращающийся домой с богатством. Преподобный Ефрем Сирин 7 апреля 2016 г., в день Благовещения Пресвятой Богородицы, на 81 году жизни отошла ко Господу Тамара Ивановна Орнатская - правнучатая племянница св. праведного Иоанна Кронштадтского, внучка протоиерея Иоанна Орнатского (родного брата сщмч. Философа Орнатского), прихожанка Спасо-Парголовского храма. О её родословии Тамара Ивановна Орнатская была представительницей и продолжательницей 2-х замечательных священнических родов - Сергиевых и Орнатских, известных богатым родословием, своим благочестием, высоким многогранным служением и святостью. Тамара Ивановна - правнучатая племянница Иоанна Кронштадтского по линии его младшей сестры - Дарьи Ильиничны Малкиной (в девичестве Сергиевой). Она была внучкой матушки протоиерея Иоанна Орнатского, Анны Семеновны Орнатской, племянницы Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн Кронштадтский с сестрами - Дарьей и Анной Дарья Ильинична вышла замуж за крестьянина Семёна Прокопьевича Малкина. Жили они в Суре, в семье родилось шестеро детей. Многие обращали внимание на сходство Дарьи Ильиничны с отцом Иоанном, «в особенности глазами, выражающими чистоту помыслов и безграничную всепрощающую любовь» [Источник живой воды. СПб., 1910, с. 688.]. Это сходство перешло и к Тамаре Ивановне. Умерла Дарья Ильинична 19 декабря 1911 г. и похоронена в Суре рядом с отцом. Одна из дочерей Дарьи Ильиничны - Анна (Анюта), была привезена о. Иоанном Кронштадтским из Суры и затем отдана на воспитание и обучение в Леушинский монастырь, где игуменьей была его духовная дочь Таисия Солопова. Свою любимую племянницу о. Иоанн выдал замуж за выпускника Новгородской семинарии Иоанна Николаевича Орнатского (1870-1937), родного брата Философа Орнатского.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/28/...

Несколько десятилетий продолжалось духовное общение святого пастыря Иоанна Кронштадтского с игуменией Леушинского монастыря Таисией (Солоповой). Результатом этой дружбы стало открытие и восстановление более двух десятков монастырей, скитов и подворий. «Игуменией всея Руси» называли современники матушку. Некогда сам Иоанн Кронштадтский благословил опубликовать «Келейные записки» Леушинской настоятельницы для общей пользы и назидания. Из них мы узнаём, насколько трудным и исполненным скорбей был избранный и пройденный до конца путь подвижницы. 2/15 января мы вспоминаем преставление матушки Таисии, Леушинской игумении. Долгожданный ребенок Игумения Таисия (Солопова) Родители Марии Васильевны Солоповой (так звали матушку Таисию в миру) имели дворянское происхождение: отец, Василий Васильевич, был новгородским помещиком; мать, Виктория Дмитриевна, происходила из того же рода Пушкиных, к которому принадлежал и великий русский поэт. Их дочь была долгожданным и вымоленным матерью ребенком (двое родившихся до нее младенцев умерли сразу же после рождения). Виктория Дмитриевна слезно молилась Пресвятой Богородице даровать ей и сохранить ребенка, давая при этом обеты воспитать дитя в любви к Богу. В ответ на эти молитвы 4 (16) октября 1842 года в семье Солоповых родилась девочка, которую в благодарность Пречистой Деве назвали Марией, хотя и крестили, по русской традиции, в честь преподобной Марии Константинопольской. До 8 лет Маша была единственным ребенком в семье, затем родились еще мальчик и девочка. Мать всецело занималась воспитанием старшей дочери, находя в этом для себя огромное утешение. По обету, она еще с малолетства старалась привить ей главные христианские качества: милосердие, любовь и сострадание к бедным. Обучение в институте В 1852 году в возрасте 10 лет Марию отдали на обучение в Павловский институт благородных девиц. Вероятно, из-за переживаний, связанных с разлукой, у девочки начались сильные головные боли, лечение которых, по небрежности врача, привело к полной потере зрения. Родители вынуждены были вскоре забрать девочку назад. Домашнее лечение дало свой результат: спустя несколько месяцев зрение к Марии, хотя и не в полной мере, вернулось, и она смогла продолжить учебу. Наверстать упущенное Маше не составило особого труда благодаря тому, что она обладала удивительной памятью, что компенсировало ей ослабленное зрение, оставшееся на всю жизнь. Девочке достаточно было прочитать или услышать что-либо один раз, чтобы запомнить услышанное дословно. Именно поэтому она всегда училась хорошо и получила от воспитанниц шуточное прозвище «слепой мудрец». Также за ее особый религиозный настрой девочки еще часто в шутку называли Марию «святошей», «монахиней» или иногда – «игуменией».

http://pravoslavie.ru/109887.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010