Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Игумения Таисия Игумения Таисия (в миру – Мария Васильевна Солопова, 1842–1915) – настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного женского монастыря, автор духовных стихов. По отцу – из древнего новгородского дворянского рода, по матери – одной из ветвей рода Пушкиных. После окончания в 1860 году Санкт-петербургского Павловского института благородных девиц почти десять лет провела послушницей Тихвинского монастыря, в Введенском храме которого хранилась древнейшая икона Тихвинской Божьей Матери. В 1870 году в Тихвинском монастыре она стала рясофорной послушницей с именем Аркадия. С 1872 года – регент Покровского Зверина монастыря в Новгороде, основанного в начале XII века на месте зверинца новгородских князей. С 1878 года – казначей Званского Знаменского монастыря, основанного в 1869 году по духовному завещанию вдовы Гавриила Державина, пожертвовавшей монастырю державинское родовое имение Званку со всеми землями и угодьями. Так что послушница Аркадия ведала казной обители, которую называли Званским Державина монастырем. Через год в этом монастыре она приняла постриг с именем Таисия. С 1881 года – настоятельница Леушской женской общины при деревне Леушине в Череповецком уезде. Через четыре года община стала Леушским монастырем. При игумении Таисии за тридцать лет в нем было воздвигнуто два каменных собора, открыты две школы – церковно-приходская и церковно-учительская, основаны иконописная и золотошвейная мастерские. Обитель превратилась в один из самых крупных женских монастырей в России, где подвизалось до 700 насельниц. За эти же годы игумения Таисия основала и возродила еще десять монастырей и скитов, среди них был и древнейший Ферапонтов монастырь с фресками Дионисия. Но современники недаром называли игумению Таисию Леушскую «внучкой» великого Пушкина. Их связывали не только родовые корни. Она была автором книг об Иоанне Богослове, «Жизнеописания Христа ради юродивой блаженной Евдокии», «Писем новоначальной инокине», «Келейных записок», автобиографии. Важное значение в религиозной литературе того времени имели «Беседы» и переписка игумении Таисии с Иоанном Кронштадтским , ее книга « Иоанн Кронштадтский как духовный пастырь». Первым читателем многих литературных трудов игумении Таисии был ее духовный отец Иоанн Кронштадтский . Отцу Иоанну еще до журнальных публикаций она посылала на благословение и свои стихи. Сохранился один из его отзывов 1898 года: «Прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, матушка! Пять талантов дал тебе Господь и сторицею ты их возвращаешь».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Леушинский монастырь был основан в 1875 году насельницей Рыбинского Софийского женского монастыря монахиней Сергией. Местечко Леушино располагалось на правом берегу реки Шексны в 20 километрах от города Череповца. В 1881 году настоятельницей Леушинского в честь Рождества Иоанна Предтечи женского монастыря была назначена игумения Таисия в миру Мария Васильевна Солопова, являющаяся дальней родственницей А.С. Пушкина . Еще при своей жизни игумения Таисия обладала даром пророчества и в 1881 году предсказала, что Леушинские места будут затоплены «наливной как в бочку водой, у которой потом лопнут обода». 34 года игумения Таисия руководила обителью, и за это время Леушинский монастырь стал, «северной женской лаврой», и стал считаться третьим в России по значимости после Дивеева и Шамордина. Трудами матери Таисии в разных епархиях было создано 7 монастырей и множество подворий, два из которых были открыты в городе Рыбинске. Много лет духовником монастыря был святой праведный Иоанн Кронштадский, в Леушине он вел свои духовные беседы с матушкой Таисией. Эти беседы поныне переиздаются целыми собраниями сочинений. В годы перед закрытием в монастыре подвизалось более 700 насельниц. Но что самое удивительное – Леушинский монастырь был единственным в России, где на протяжении 40 лет непрестанно круглосуточно без перерыва совершалась молитва Матери Божией. Возможно поэтому сие место считается одним из уделов Богоматери. А одной из святынь монастыря была чудотворная икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», более известная как Леушинская, перед этой иконой все четыре года Великой отечественной войны непрестанно молился наш земляк святой преподобный Серафим Вырицкий. В 1930-е годы монастырь был закрыт и разорен, а в 1940-е затоплен водами Рыбинского водохранилища. До 1960-х годов его величественные постройки возвышались над водами рукотворного моря. Была затоплена и могила игумении Таисии. В начале 2000-х годов на побережье водохранилища в непосредственной близости от затопленного монастыря в селе Мякса Череповецкого района Вологодской области был построен храм Рождества Иоанна Предтечи, в память о Леушинской обители. В 2014 году под руководством насельницы Горицкого монастыря монахини Кириллы Червовой в Мяксе была сформирована женская община с целью возрождения затопленного монастыря.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/12/28/le...

М.Г. Мальцев Жизнеописание Таисии, игумении Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного женского монастыря Источник Скачать epub pdf Игумения Таисия (в миру – Мария Васильевна Солопова) родилась 4 октября (ст.ст.) 1842 года в Санкт-Петербурге в семье морского офицера. В своих «Келейных записках она писала «Родители мои происходили из древних дворянских родов: отец из Новгородской губернии Боровичского уезда, а мать, москвичка, из рода Пушкиных» 1 . Долгое время супруги не имели утешения в детях, которые умирали во младенчестве. Как вспоминала мать будущей Леушинской настоятельницы: «Я уже отчаялась иметь утешение в детях, утешение единственное, по мнению моему, доступное мне. Много и горячо молилась я о том, чтобы Господь не лишал меня этого утешения, дал бы мне хотя одно дитя, оставив его в живых; особенно же молилась я об этом Матери Божией, нарочно ходила пешком в Ее храмы к Ее чудотворным иконам, пред которыми изливала свои слезные мольбы, дерзновенно напоминая Ей, что Она Сама была Матерью и может сочувствовать скорби земных матерей, хотя и грешных и недостойных Ее помощи, но в Ней имеющих единую, твердую надежду. И не посрамила меня Владычица, Надежда ненадежных. Она даровала мне дитя – дочь, которую я из чувства благодарности к Ней назвала Ее именем – Марии» 2 . Следовательно, игумения Таисия была в самом буквальном смысле вымолена у Господа и Богородицы, что во многом предопределило ее дальнейший жизненный путь. Примечательно, что свое мирское имя она получила в честь Пресвятой Владычицы, с ранней юности отданной в храм Господень. Крещена же будущая настоятельница была в честь преподобной Марии Константинопольской (память 26 января по старому стилю), поскольку в православии из чувства благоговения не принято давать детям имена Господа и его Пречистой Матери. Игумения Таисия вспоминала: «Когда мать моя молилась о даровании и сохранении ей ребенка, она давала многие священные обеты, как сама мне об этом говорила. Один из таких обетов состоял в том, чтобы всеми силами стараться вложить в сердце ребенка страх Божий, любовь к Богу и ближним и, вообще, сделать его хорошим христианином. Она со всем усердием старалась выполнить этот обет, внушая мне еще с самого младенческого возраста все правила христианской жизни, стараясь применять их во всем и ко всему, что каким-либо путем было доступно моим детским понятиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Предисловие к изданию Леушинского монастыря 1916 года Записки игумении Таисии, известной своей высокой духовной жизнью, своими трудами по благоустроению нескольких женских обителей и своими духовными стихотворениями и «Письмами к новоначальной инокине», являются автобиографией почившей и доведены до начала жизни ее в Леушине. Они написаны были ей в разное время, и последний очерк относится к 1892 г. По глубокому смирению своему, м. Таисия не решалась предавать печати эти записки, хотя знаменитый молитвенник о. Иоанн Кронштадтский , питавший особое почтение и любовь к почившей, желал видеть их напечатанными. Он читал эти записки и собственноручно написал в конце одной тетради записок: «Благословляю печатать эту книгу, как достойную печати, на память будущим родам и во славу Божию. Прот. И. Сергиев, 31 окт. 1906 г.», и на другой тетради записок: «Дивно, прекрасно, божественно, печатайте в общее назидание. Прот. И. Сергиев, авг. 21, 1892 г.» В настоящее время преемница м. игумении Таисии и ее ближайшая сотрудница, игумения Леушинского монастыря Агния, решилась исполнить волю приснопамятного пастыря о. Иоанна и напечатала их в журнале «Кронштадтский Пастырь» и в виде отдельного оттиска без изменений настоящей книгой. В автобиографии м. игумении Таисии мы видим замечательное действие Промысла Божия, сказавшееся во всей жизни почившей матушки. Можно сказать несомненно, что она с самых малых лет была избрана Промыслом Божиим на служение Святой Церкви и ближним своим в звании монашеском. И это звание пришлось проходить ей при несении весьма тяжелого креста. Сама она свидетельствует, что крест ненависти и зависти к ней людской был спутником всей ее долголетней жизни. «Этот крест, – пишет матушка Таисия в своей автобиографии, – станет над моей могилой, и не только, как обычное украшение христианских могил, но и как символ крестоношения погребенной под ним, как неотъемлемая принадлежность моя. Но этот крест и привел ее на высоту христианского подвига, соделал ее истинной исполнительницей заповеди Спасителя: Кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Жизнеописание юродивой старицы, блаженной памяти, Евдокии Родионовой, жившей в Леушинском Иоанно-Предтеченском первоклассном монастыре в начале его основания Источник Жизнеописание юродивой старицы Евдокии Родионовой жившей при начале основания Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного женского монастыря, Череповецкого уезда, Новгородской губернии. Составила современница её и очевидица Игумения Таисия. С.-Петербуг. Синодальная Типография. 1911. Много было во все времена христианства, от самого начала его, и поныне есть не мало тайных рабов Божиих среди современного нам, скудного благочестием мира, которых он не знает и не видит, или – вернее сказать – не хочет видеть и не может понять их сокровенной жизни во Христе ( Кол. 3:3 ), их великих подвигов добровольного самоотвержения и изумительного терпения. Мир нередко называет таковых глупцами, юродивыми, безумными и т. под. именами, ибо они и действительно являются таковыми в глазах тех, кои сами, не будучи в состоянии вместить столь высокого образа жизни, как бы в оправдание свое называют его «сумасбродством». Однако есть единичные личности, ведущие тоже благочестивый образ жизни, которые инстинктивно чувствуют подобных себе и усматривают таковых среди хаоса мирской сутолоки и познают высокую цель их – с виду несообразных и оригинальных – действий, направленных ко благу ближних. К числу таких безумных, юродивых, осмеянных и отверженных миром, или, как говорит Апостол, буиих мира, принадлежит и та личность, о которой предлежит нам слово. Не в похвалу ей говорится оно, ибо она в ней теперь нуждается меньше, чем когда-либо, переселившись в лучший мир и приняв венец правды ( 2Тим. 4:8 ) от нелицеприятного Судии, а в наше назидание и в прославление имени Божия и силы Его, в женской немощи совершившейся ( 2Кор. 12:9 ), ибо дивен Бог во святых Своих ( Пс. 67:36 ), чрез коих Он являет вся хотения Своя ( Пс. 15:3 ), открывает безвестная и тайная, что Он сокрыл от премудрых и разумных века сего ( Лк. 10:21 ). Все, что здесь помещено об этой замечательной старице Евдокии, не составляет конечно и сотой доли её подвигов и чудных деяний, служивших особым проявлением в ней благодати Божией. Достоверность же сего свидетельствую своею совестью. Даты о её рождении и бракосочетании сообщили мне местные священники из метрических записей; подробности же её биографии слышала от здешних старожилов, из коих и по сие время некоторые еще живы, а частью и сама, как современница её, была очевидною свидетельницею.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

     Мир души любого человека – сокровенный и обычно закрытый для посторонних. Особенно – внутренний мир монаха, – того, кто избрал для себя служение Единому Богу. Святитель Феофан Затворник определяет монаха следующим образом: «Один Бог да душа – вот монах... коль скоро не таков кто, то и не монах». Монашеская лира раскрывает перед нами внутреннюю, сокровенную часть человеческой души, ибо поэзия не лукавит, говорит о самом главном. Для человека верующего – это путь к Небу, к Богу – Источнику всех духовных устремлений. В небольшом очерке «Христианский пастырь и христианин художник» святитель Игнатий (Брянчанинов) в форме диалога Художника и Пастыря раскрывает внутреннюю суть духовного служения Художника: «Истинный талант, познав, что Существенно-Изящное – один Бог, должен извергнуть из сердца все страсти, устранить из ума всякое лжеучение, стяжать для ума евангельский образ мыслей, а для сердца – евангельские ощущения. Первое дается изучением евангельских заповедей, второе – исполнением их на самом деле. Когда усвоится таланту евангельский характер – а это сначала сопряжено с трудом и внутреннею борьбою – тогда художник озаряется вдохновением свыше, тогда только он может говорить свято, петь свято, живописать свято . Чтоб мыслить, чувствовать и выражаться духовно, надо доставить духовность и уму, и сердцу, и самому телу. Недостаточно воображать добро или иметь о добре правильное понятие: должно вселить его в себе, проникнуться им» . Духовная поэзия – это отражения небесного света, который видит и стремится передать поэт. Как писала игумения Таисия (Солопова), духовное чадо святого праведного Иоанна Кронштадтского, «…небесной лиры звуки как бы беседуют с душой». Свой небольшой поэтический альбом в 1931 году схиигумения София (Гринёва) передала на хранение семнадцатилетнему юноше Михаилу Даниловичу Нечитайленко. После всенощного бдения в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, которое было отслужено в доме у одной прихожанки, матушка София благословила верующих разойтись ночевать к разным знакомым. А наутро стало известно, что ночью ее арестовали…

http://pravoslavie.ru/105744.html

ЖМП 10 октябрь 2012 /  24 сентября 2012 г. О рясофоре как о начальной степени монашеского чина В последнее время в ходе обсуждения важного для Русской Православной Церкви документа — " Положения о монастырях и монашествующих " был поставлен вопрос, имеет ли рясофорный инок монашеское достоинство и каковы канонические последствия рясофорного пострига. Сам по себе вопрос о статусе рясофорных иноков имеет большое значение. Он вплотную касается их канонических прав и обязанностей, в частности права на оставление обители и последующее вступление в брак. Поэтому вопрос о том, принадлежит ли рясофорным инокам монашеское достоинство, поднимается снова и снова на протяжении нескольких последних столетий. Еще в XII в. Феодор Вальсамон полемизировал с иноками, которые считали, что они вправе отложить иноческое одеяние и оставить свой монастырь, поскольку не давали монашеских обетов. Следовательно, таковые считали себя мирянами, не связанными монашескими узами. В начале XIX в. преподобный Никодим Святогорец в " Пидалионе " обличал рясофорных иноков за намерение оставить монастырь и монашеское житие и воспринять на себя образ мирян. В близкое к нам время воззрение на иноков, как на лиц, еще не вступивших в лик монашествующих, получило широкое распространение и в России. Игумения Таисия (Солопова), одна из подвижниц благочестия XIX в., в своих сочинениях писала, что рясофор " в сущности не считался пострижением и назывался " малым постригом " 1 , поэтому многие рясофорные иноки и инокини покидали монастырь и возвращались к мирской жизни, считая себя не связанными обетами перед Богом 2 . Итак, как уже было сказано, совсем недавно этот вопрос был затронут еще раз в ходе обсуждения " Положения о монастырях и монашестве " . Во время дискуссии прозвучало мнение о том, что по своему каноническому статусу рясофорный инок — это лишь мирянин, имеющий благословение носить рясу. Подобный взгляд высказывается в частности и в статье архимандрита Иеронима (Николопулоса) 3 , которая представляет собой исследование одного из греческих канонистов-богословов.

http://e-vestnik.ru/church/ryasofornoe_m...

Закрыть «Слово о родной деревне» О книге Людмилы Яцкевич 13.02.2017 595 Время на чтение 5 минут Людмила Григорьевна Яцкевич - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Вологодского государственного педагогического университета - соединила в своём «Слове...» научную работу с краеведческой, устное народное творчество и богатую народную речь с живой семейной хроникой родной деревни Квасюнино Шекснинского района Вологодской области, своей семьи и земляков в исторический период с конца XIX века до середины XX века. Этот удивительный труд сочетает в себе достоверные как письменные, так и устные источники, и исследовательница, вслушиваясь в речь односельчан, смогла оформить словарь диалектных слов и фольклоризмов, употребляемых в квасюнинских частушках, которые в количестве 720 четверостиший составляют существенный раздел книги. Открывает книгу глава «Край студёной, смиренной доли...», в которой предстаёт история духовной жизни деревни Квасюнино, где жители до сих пор чтят память преподобного Антония Черноезерского, прибывшего в глухие леса Шекснинского края в XVI веке и основавшего Черноезерскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь (монастырь). В течение веков монастырь уничтожался в результате нашествия польских войск, горел, а в 1875 году на месте монастыря была построена приходская церковь. Жители Квасюнина были очень тесно связаны с этой церковью, отличаясь набожностью, отправляясь в паломнические странствия по монастырям России, доходя даже до Афона. Одним из подвижников веры Христовой был Иван Федорович Калинин, постриженный в монашество под именем Иннокентий, арестованный и погибший в тюрьме в 1939 году. Организатором возобновления монастыря была Таисия (Солопова), первая настоятельница пустыни Антонина (Назарова). Первая икона Скоропослушница была написана по благословению игуменьи Таисии Леушинской на Святой горе Афон, а когда икона прибыла на станцию Шексна поездом, то встречали ее три Крестных хода, так же как и вторую святыню - икону Божьей Матери «Взыскание погибших», прибывшую в 1915 году.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/14/...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Мой долг защитить авторские права игумении Таисии» Потомок основательницы Леушинского монастыря Владимир Солопов возмущен вольным обращением с ее «Записками» Владимир Солопов   12:47 24.09.2019 1201 Время на чтение 11 минут В силу своего происхождения, я, конечно, не равнодушен к изданиям трудов игумении Таисии (Солоповой). В моей семье хранилось предание, которое я слышал еще в детстве, о том, что в нашем роду была игуменья, настоятельница монастыря. В молодости этот факт меня не очень интересовал. То, что это была игумения Таисия, я понял уже после того, как многие родственники ушли из жизни. К сожалению, сейчас много уже не расспросишь. Я стал открывать имя Таисии, будучи взрослым человеком. В середине нулевых годов судьба привела меня на Леушинское подворье в Санкт-Петербурге, где я познакомился с настоятелем храма известным петербургским протоиереем Геннадием Беловоловым и с сестричеством, которое существовало при храме.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/24/mo...

Конференция, посвященная литературному наследию игумении Таисии Леушинской, прошла в Санкт-Петербурге июня 2015 Научная конференция на тему " Литературное наследие игумении Таисии Леушинской и русские духовные писательницы XIX-XX веков " прошла 4 июня в Институте русской литературы РАН (Пушкинском Доме). Она была организована совместно с приходом храма святого Иоанна Богослова Леушинского подворья . Организаторы приурочили научный форум к 100-летию преставления игумении Таисии. Его особенностью стало то, что он стал первым, где выступили крупные филологи, историки и богословы. Положено начало научному изучению наследия игумении Таисии (Солоповой) в контексте духовной литературы ее времени. Настоятельница Тихвинского Введенского женского монастыря   игумения Тавифа (Федорова) ,  открывая конференцию, передала ее участникам и гостям приветствие епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава. " Игумения Таисия, принявшая монашеский постриг на нашей Тихвинской земле, умножая свои труды, явила миру величайшую высоту молитвенного духа. Ко всем духовным талантам Господь наградил матушку даром слова, который помог ей стать наставницей петербургского монашества. Поэтические и литературные труды ее служат миссионерской проповедью для интеллигенции, открывая на доступном языке поэзии высокие духовные истины. Вся жизнь матушки была неусыпающей похвалой Спасителю и Богоматери " , - сказано в обращении.  Настоятель храма святого Иоанна Богослова Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов посвятил выступление теме " Игумения Таисия и Иоанн Кронштадтский " . Он назвал конференцию чрезвычайно важным событием, поскольку она меняет восприятие личности игумении Таисии и знаменует открытие ее литературных талантов. " Сегодня становится очевидно, что матушка Таисия - это не только явление Церкви, но и явление нашей культуры " , - подчеркнул священник.  В докладе он сосредоточился на духовных отношениях игумении Таисии и Иоанна Кронштадтского, поскольку это сквозная тема всей жизни матушки. " Они познакомились, когда оба еще не были известны на всю Россию, и прошли вместе 35 лет жизни. С помощью матушки Таисии отец Иоанн основывал монастыри духовно, поскольку не мог постригать и быть настоятелем. Всего таким образом было основано десять монастырей по всей России, в том числе на родине святого в селе Суре. Это было уникальное явление в Русской Церкви - сотрудничество Иоанна Кронштадтского и игумении Таисии. Духовным памятником стали их письма-беседы, в которых поднимаются важнейшие вопросы духовной жизни. Свое восприятие великого русского пастыря матушка Таисия выразила в стихах. Они сокровенны и лиричны, по сути, это прозорливая поэзия, в которой ставится вопрос о значении праведников " , - отметил отец Геннадий.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010