1899 66. Анисимов В. Отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). Изд. 3-е, испр. и доп. Одесса, изд. Е. И. Фесенко, 1899. 72 с.; портр. 67. Баженов Н. А. Кронштадтское реальное училище. Двадцатипятилетие Кронштадтского реального училища (1873–1898). Кронштадт, 1899. 68. Нарцизова А. Путешествие отца протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, пастыря Кронштадтского, в Суру Архангельской губернии. Ярославль, 1899. 50 с. 1900 69. Абрамов H. Р. Посвящаю неутомимому труженику и молитвеннику человечества отцу Иоанну Ильичу Сергиеву (Кронштадтскому) в день его Ангела, 19 октября 1900 года. СПб., 1900. 2 с. 70. Биография почившей старицы Прасковьи Ивановны Ковригиной в г. Кронштадте. СПб., 1900. 16 с.; портр. 71. Борис, епископ. Речь при закладке храма, сооруженного о. протоиереем Иоанном Ильичом Сергиевым при Сурском женском подворье в С.-Петербурге, 16 сентября 1900 года.//Извлечение из журн. «Церковный Вестник» за 1900 г. СПб., 1900. 4 с. 72. Иванов Д. А. Благодушнейшему из смертных, отцу Иоанну (Кронштадтскому) в день юбилея. СПб., 1900. 73. Сорокалетие служения протоиерея Кронштадтского Андреевского собора Иоанна Ильича Сергиева. СПб., 1900. 74. Стихотворения, посвященные настоятелю Кронштадтского Андреевского собора протоиерею о.Иоанну Ильичу Сергиеву в день юбилея 45-летнего служения в священническом сане. СПб., 1900. 75. Таисия, Леушинская игумения. Сурская женская обитель во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на родине о. протоиерея Иоанна Сергиева. СПб., 40 с. Изд. 2-е – СПб., 1901. 76. Таисия/Солопова М. В./, игумения. Начало Сурской женской обители. (На родине о. Иоанна Кронштадтского .) СПб., 1900. 8 с. 77. Ш[ауман] П. П. Пребывание протоиерея о.Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского на родине в селе Суре Архангельской губернии. Освящение Сурской Иоанно-Богословской общины 20 июня 1900. Кронштадт, тип. газ. «Котлин», 1900. 32 с.; ил. 1901 78. Епифанов П. Л. Речь П. Л. Епифанова отцу Иоанну Кронштадтскому в день исполнившейся 45-летней годовщины его пастырской и проповеднической деятельности, 14 декабря 1900 года. СПб., 1901. 8 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Все это невольно заставляет в благоговейном молчании внимать таинственному горнему эху, звучащему в ее стихах и долго откликающемуся в душе после того, как прочитана последняя строка… Судя по всему стихи матушка Таисия начала писать в самом начале своего иноческого пути. Широко и регулярно публиковаться они стали начиная с 1880-х гг. в самых разных духовных периодических изданиях России и зарубежья, в т.ч. в «листках» Святой Горы Афон. В 1890-м году леушинская игумения собрала воедино свои избранные стихи и издала в Синодальной типографии Санкт-Петербурга отельной книгой под названием «Духовные стихотворения». Этот сборник с дополнениями выдержал до революции шесть изданий (последнее вышло в 1911 г.). Первое послереволюционное издание стихов игумении Таисии было выпущено издательством «Леушинское подворье» в 2002 году под моей редакцией. Настоящая публикация стихов является электронным вариантом сборника стихотворений, выходившего несколько раз в издательстве «Леушинское подворье» в 2002 – 2005 гг. В настоящую публикацию не включены большие формы поэзии игумении Таисии – ее поэма «Сурская обитель», переложение глав Евангелия от Иоанна (кроме небольшого фрагмента), переложения Канона Благовещению. Главной особенностью настоящей публикации является композиция расположения стихов в сборнике. Она не повторяет расположение стихов в сборниках игумении Таисии и является моей авторской концепцией. Стихи расположены не в хронологическом порядке, поскольку большинство стихов не поддаются точной датировке. Для композиции был выбран тематический принцип, в соответствии с которым стихи разделены на 10 тематических разделов: 1. Молитвы 2. Духовные размышления 3. Впечатления 4. Воспоминания 5. Над Священным Писанием 6. Богоматерь 7. Образы святых 8. Посвящение русским царям 9. Иоанну Кронштадтскому 10. В Леушинской обители Названия разделов даны мною и говорят сами за себя, не требуя подробных объяснений. Некоторые стихи могут быть одновременно отнесены к разным разделам. Я определял их расположение в связи с собственным представлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

P. S. В дополнение хотелось добавить, что, наверное, самая лучшая икона святого старца Симеона, которую мне пришлось видеть, находится в Иерусалиме в греческом монастыре во имя Симеона Богоприимца в Катамонах. Это точный список с чудотворной иконы, которая была явлена в XV веке в Великом Новгороде и хранилась в Покрово-Зверином монастыре. Под иконой сохранилась надпись: «Точный список “мера и подобие” иконы, явленной в Новгороде». Список с этой чудотворной иконы был преподнесен Катамонскому монастырю паломниками из России, возможно даже, что из самого Зверина монастыря в Великом Новгороде. Сама чудотворная икона праведного Симеона Богоприимца, держащего на руках Богомладенца Христа, прославилась избавлением жителей Новгородских и Псковских пределов от страшного морового поветрия в 1467 году. Для этой иконы акафист святому Симеону Богоприимцу составила будущая знаменитая игумения Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря Таисия (Солопова, 1842–1915) во время своего пребывания в Покрово-Зверином монастыре. Прославленная икона была, однако, утрачена в 20-е годы XX века в период тяжкого безбожного лихолетья. Рейтинг: 10 Голосов: 2074 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии София 1 апреля 2021, 18:28 Спасибо, каждому человеку Господь дарует свою дорогу к истине, Он своей любовью открывает нам глаза, наполняя наши сердца верой и любовью к Богу. Георгий 24 марта 2021, 01:45 В житии св. прп. Петра Афонского описывается случай, как он еще до монашества, будучи полководцем в агарянском плену за неисполнение обета молился свт. Николаю об освобождении. Явился ему св. Николай Чудотворец и сказал, что Петр сильно согрешил перед Богом и что его (Николая) Господь может не послушать, что надо просить того, кто выше перед Богом. Петр спросил: " Кто же выше тебя? " . Святитель Николай ответил, что Симеон Богоприимец раб Божий Александр 19 февраля 2021, 13:56 Спасибо матушка Мариам. Пишите, для нас очень назидательно читать о Вашем взгляде на те или иные стороны нашей земной жизни как насельницы монастыря. Душеполезно это для нас, за что Вам и сёстрам монастыря земной поклон.

http://pravoslavie.ru/137409.html

В конце 2023 году было анонсировано открытие музея и на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге. Правда, здесь также не обошлось без странных проблем. Дело в том, что на самом деле музей на Леушинском подворье был открыт еще в 2011 года. Мне приходилось не раз бывать в нем. Он состоял из двух мемориальных комнат: кельи матушки Таисии и кабинета св.Иоанна Кронштадтского, а также исторической экспозиции в большом зале с портретной галереей настоятельниц Леушинского монастыря. Музей прекрасно функционировал до начала 2017 года. Потом он несколько лет был практически недоступен, а потом стало известно, что музей был демонтирован и три прежних помещения были втиснуты в одну комнату в другом месте. Именно этот перекроенный прежний музей и был открыт 17 декабря 2023 г. Можно ли считать это открытием нового музея, большой вопрос. Точнее это было бы назвать открытием сокращенной версии прежнего музея. Лично у меня создалось впечатление, что была поставлена цель не столько создать новый музей, сколько предать забвению то, что сделал прежний настоятель храма Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов в соответствии с проводимой на подворье политикой «отмены» всего того, что с ним связано и всего, что было сделано им за предыдущие 18 лет, о чем выразительно говорит хотя бы тот факт, что за прошедшие семь лет его ни разу не пригласили на подворье послужить. На официальной странице подворья также нигде не упоминается о прежнем настоятеле. Так легко можно присвоить себе труды других людей и заявлять, что музей создан новой «настоятельницей». Попасть в «новый» музей оказалось делом не простым. Будучи недавно в Петербурге, я посетил подворье, но в музей попасть не получилось . Нужно было получить благословение у монахини Евфросиньи (Олюшиной), которую здесь все называют «настоятельницей монастыря». Но на месте её не было. Так что пришлось отложить посещение до лучших времен. Тем не менее, хочется надеяться, что музей Таисии в Санкт-Петербурге начнет работать и будет доступен почитателям.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/ko...

Когда случалось мне видеться со старичком – отцом моим, пред которым я надеялась излить свою тоску и облегчить ее, то и тут видела следы жалоб на меня и слышала одни сухие старческие назидания и морали. Через год родился у меня ребенок; ожидая его появления на свет Божий, я утешалась надеждой, что он-то, этот младенец, будет мне Ангелом-утешителем, что ему я отдам всю свою жизнь, посвятив ее его вскормлению и воспитанию, но и этого не судил мне даровать Господь: через несколько часов после рождения, лишь успели просветить новорожденного таинством Крещения – он скончался от чрезмерной слабости. Года через два повторилось то же, и я уже отчаялась иметь утешение в детях, утешение единственное, по мнению моему, доступное мне. Много и горячо молилась я о том, чтобы Господь не лишал меня этого утешения, дал бы мне хотя одно дитя, оставив его в живых; особенно же молилась я об этом Матери Божией, нарочно ходила пешком в Ее храмы к Ее чудотворным иконам, пред которыми изливала свои слезные мольбы, дерзновенно напоминая Ей, что Она Сама была Матерью и может сочувствовать скорби земных матерей, хотя и грешных и недостойных Ее помощи, но в Ней имеющих единую, твердую надежду. И не посрамила меня Владычица, Надежда ненадежных. Она даровала мне дитя – дочь, которую я из чувства благодарности к Ней назвала Ее именем – Мария.» Этой счастливой Марией, Богом дарованной на утешение скорбной матери дочерью, и была я, недостойная, пишущая эти строки; я, в монашеском образе принявшая имя Таисии, а ныне уже имеющая около шестидесяти лет от рождения, игумения пустынного монастыря. Как прежде моего рождения, так и после него, родители мои детей не имели в живых; когда уже мне было восемь лет, родился сын Николай, проживший лишь десять месяцев и скончавшийся, оставив великую скорбь по себе не только родителям, но и мне. Когда мать моя молилась о даровании и сохранении ей ребенка, она давала многие священные обеты, как сама мне об этом говорила. Один из таких обетов состоял в том, чтобы всеми силами стараться вложить в сердце ребенка страх Божий, любовь к Богу и ближним и, вообще, сделать его хорошим христианином. Она со всем усердием старалась выполнить этот обет, внушая мне еще с самого младенческого возраста все правила христианской жизни, стараясь применять их во всем и ко всему, что каким-либо путем было доступно моим детским понятиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Колокольня каменная одна, на ней колоколов средних два, малых шесть; из оных малых колоколов один расколот, крыта оная колокольня тесом без глав. При церкви Рождества Богородицы хлебопекарняя келия каменная одна, к ней приделаны сени с чуланом деревянныя ветхия, крыты дранью. Настоятельницы игумений деревянных келий пять и при них сени одни, чулан один, подвал один, крыты тесом». До 1764 года за обителью числились до 1338 душ, 380 десятин пахотной земли и некоторые угодья. Двадцать седьмой настоятельницей стала игумения Августа. С ее приходом начался новый строительный этап в жизни монастыря. Будучи настоятельницей монастыря с 1823 по 1858 год, игумения Августа активно обустраивала обитель. Тогда вместо прежней обветшавшей звонницы, возведенной в XVII веке, по проекту петербургского архитектора И.И. Шарлеманя была построена четырехъярусная надвратная колокольня. «В первом ее этаже - главный вход в монастырь через святые ворота, они очень обширны и открываются только для крестных ходов и торжественных случаев, как например: при посещениях Царских особ, и Архипастырей, а в обыкновенное время вход в обитель бывает через другие ворота, устроенные в ограде, близь колокольни, - писал публицист А.П. Башуцкий, посетивший в 1854 году Тихвинские монастыри. - В первом же этаже помещаются две келий для сестер, во втором - тоже несколько келий, а в третьем - устроена церковь святой Великомученицы Екатерины - образец самого нового архитектурного искусства в противоположность старине первых двух храмов. Иконостас очень красив - кругообразный, белого цвета, с колоннами и золотою резьбою, об одном ярусе и оканчивается наверху золотым крестом... В 1858 году настоятельницей Введенского монастыря стала игумения Серафима, которая завершила его благоустройство. По ее приказанию была увеличена высота монастырской ограды, внутри обители разбит превосходный сад. Кроме этого, игумения Серафима сделала больше ризницу, увеличила число келий. В то время послушание во Введенском монастыре проходила Мария Солопова, впоследствии игумения Таисия Леушинская.

http://sobory.ru/article/?object=00547

Не часто, да и не ко всякому заходила она в избу; иногда, поблагодарив, присядет лишь на завалинку к избе, или на скамейку, и попросит приглашающего вынести ей туда «кусочек чего-нибудь». Получив этот «кусочек», она не сразу съедала его, а по большей части выжидала какого-нибудь бедняка, сироту и, подметив такового в числе окружавших ее детей, старалась отдать ему, но, чтобы не было понято ее доброе намерение, она бросала кусок ему в руки, или как попало, приговаривая: «на, ешь, коли хочешь, чего глядишь-то». Так под маской юродства она скрывала великие добродетели поста и милосердия, не говоря уже о терпении. Так ходила мнимая «дура» из деревни в деревню, из села в село. Случалось ей заходить и в свою родную деревню Новинку, где был ее родительский дом, в коем жили два ее брата Петр и Иоанн, оба женатые и семейные, но еще не разделившиеся. Один из племянников Евдокии, сын старшего брата, Михаил выказывал большую, против других, привязанность к тетке, которая и сама отдавала ему преимущество против других. К этому же периоду времени жизни «Родимой» относится и еще одно обстоятельство из жизни ее родственников. Уже весьма многие стали замечать в ней дар прозорливости и убеждаться в том, что она вовсе не «дура», каковой ее считали, а лишь притворяется юродивой, добровольно приняв на себя этот подвиг. Многие, не только деревенские жители, но и городские, и помещики, и даже священники стали искать совета и благословения ее на какие-либо исключительные события своей жизни. Два брата ее, жившие еще вместе в своей деревне Большой Новинке, через которую и посейчас лежит большой тракт между городами Череповцом и Вологдой, держали земскую станцию. За смертью содержателя почтовой станции в том же селении, они вознамерились снять и таковую, и послали о том прошение в Новгород. Долго не было никакого ответа, а вакансия содержателя почтовой станции оставалась все еще свободной, что, как обычно в деревнях, порождало немало толков. Находясь по этому поводу в затруднении по безвестности решения своей судьбы, от чего зависело дальнейшее устройство семейной жизни, братья послали своих жен к сестре своей «Родимой», чтобы посоветоваться с ней, – как быть: ждать ли ответа, да еще и последует ли таковой, или уже, отложив попечение, устраивать свои семейно-хозяйственные дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Приятным событием 2023 года стало открытие музея игумении Таисии «Чайный домик» в поселке Мяксе, где уже несколько лет функционирует Новолеушинский монастырь под управлением игумении Кириллы (Червовой). Как известно, монастырь находится в месте ближайшем к затопленному водами Рыбинского водохранилища исторического Леушинского монастыря. При затоплении этой местности в конце 1930-х гг., из монастыря часть построек была разобрана и перевезена как раз в поселок Мяксу, в частности, это были келейный корпус и чайный домик. К сожалению, келейный корпус сгорел в 2011 году по халатности проживавших в нём беженцев. Чайный домик оставался последней сохранявшейся постройкой Леушинского монастыря. В своё время, чтобы спасти это строение, дом был выкуплен у частных владельцев. Были интересные планы по его сохранению и мемориализации. Однако в 2022 году стало известно о неожиданном сносе этого исторического здания. В интернете появились кадры его варварского разрушения экскаваторами. Общественности было объявлено, что вместо старого будет воздвигнут новый чайный домик. Хотя было очевидно, что главная ценность этого домика как раз и состоит в подлинности. Новодел не может его заменить. Домик, чудом уцелевший при затоплении Леушинского монастыря, сохранявшийся в течение 80 лет на новом месте в Мяксе, был безжалостно уничтожен в наше время на наших глазах. Говорят, что его невозможно было восстановить из-за грибка, поразившего нижние венцы, но современная реставрация достигла таких научных возможностей, что может восстановить всё. Есть множество примеров. Здесь был особый случай, когда нужно было приложить все возможные средства. К сожалению, эта непоправимая ошибка уже произошла, и последнее строение Леушинской обители кануло в лету. В октябре 2023 года на его месте был открыт новый современный дом коттеджного типа, условно названный «чайный домик», который даже не очень похож на подлинный. В нем 19 августа 2023 года был открыт музей, который никак не связан с Леушинским монастырем. Если бы этот музей был просто построен на новом месте, это было бы радостное событие, но открытие нового здания на месте уничтоженного подлинного чайного домика вызывает смешанные чувства.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/ko...

С 2009 года в монастыре возобновлено регулярное Богослужение. В восстановительных работах участвуют трудники и православные миряне, приезжающие в монастырь на послушание (в том числе в рамках проекта «Тихвин. Прикоснись к святыне»). Храмы [ править править код ] Храм Введения Богородицы с приделами Святителя Николая и Преподобного Кирилла Белозерского (1645 год) Надвратный храм с колокольней (1645 год) святых великомученицы Екатерины и мученицы Царицы Августы. (Перестройка и реконструкция 1834—1836 гг.) архитектор И. И. Шарлемань. В начале ХХ века, колокольня содержала 9 колоколов, самый большой весил 2,5 тонны, второй по величине (1280 кг) отлит в 1652 году Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, трапезный храм, (1645 год), архитектор П. Баранов Здания и сооружения монастыря [ править править код ] 1. Игуменский корпус 2. Монашеский корпус («Леушинский») 3. Жилые дома (2 деревянных и 1 каменный) Скиты монастыря [ править править код ] Свято-Троицкий скит Тихвинского Введенского женского монастыря располагается в деревне Сенно Бокситогорского района Ленинградской области. Интересные факты [ править править код ] В Веденском монастыре был крещён Николай Андреевич Римский-Корсаков: «27 апреля 1844 года в Тихвинском Введенском монастыре крестили сына действительного статского советника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его супруги Софьи Васильевны и нарекли младенца Николаем». Сейчас на территории монастыря располагается архив музея им. Н. А. Римского-Корсакова. Во время настоятельстваигумении Серафимы в 1861 году в монастырь поступила Мария Солопова (из дворянского рода Солоповых), призванная к монашеству видением Тихвинского образа Богоматери. На протяжении многих, около 10 лет, выполняла свое послушание, а также обучала детей в монастырской школе. Во Введенском монастыре 13 мая 1870 года послушница Мария приняла иноческий постриг с именем Аркадия. Будущая настоятельница Леушинского монастыря Игумения Таисия назвала Введенский Тихвинский монастырь «своей монастырской колыбелью».

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_Тих...

Ферапонтов монастырь до этого дважды посещали Святейшие патриархи. Правда, Никон ни разу не был здесь в официальном сане. Патриарх Алексий II, бывший в Ферапонтово 11 лет назад, произвел неизгладимое впечатление своей проницательностью, доступностью и исходящей от него добротой и любовью. Он благословил сотрудников музея на дальнейшее хранение неповторимой богодухновенной живописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы и оставил запись в книге почетных посетителей: «С большим душевным волнением, мы посетили Ферапонтов монастырь и осмотрели фрески Дионисия Мудрого в соборе Рождества Пресвятыя Богородицы в год 490 летия их создания. Божие благословение на труды работников музея – хранителей Ферапонтова монастыря и реставраторов, которые стремятся передать грядущим поколениям шедевры русской иконописи. Посещение этой святыни земли русской оставило на нас глубокое впечатление и мы благодарим Бога за эту возможность. + Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. 15 августа 1992 г.». Примечательно, что и сто лет назад монастырь ожидал высоких гостей. Это было время женской обители. Ферапонтов мужской монастырь, ведший древние монашеские традиции с конца XIV века, был упразднен в 1798 году за бедностью. В декабре 1903 года стараниями игумении Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря Таисии (Солоповой) было получено разрешение на открытие здесь женского монастыря. Труды матушки по возобновлению богослужений и обустройству жизни монахинь стали причиной исследований монастырских строений сотрудником Императорской археологической комиссии, академиком Петром Петровичем Покрышкиным. Данная им высокая оценка подлинной древности монастырских зданий и разработанный проект реставрации впоследствии послужили сохранению старинного архитектурного ансамбля. По смете П.П. Покрышкина на все восстановительные работы в монастыре нужно было 50 тысяч рублей, а на первоначальный ремонт в церкви Мартиниана требовалось всего 5 тысяч с дополнительным указанием архитектора, что «весьма желательно произвести ремонт фундаментов, цоколей и крыш во всех зданиях одновременно». Чуть позже матушка Таисия докладывала в записке, предназначенной для представления императору Николаю II: «Храмы, переданные причтом монастырю, слишком ветхи. Всех храмов 4, но 2 из них грозит разрушение, почему в них совершать богослужение невозможно; совершаются же таковые лишь в одном храме во имя Благовещения Пресвятой Богородицы … Церковь Преподобного Мартиниана треснула по двум взаимно-перпендикулярным направлениям, цоколя её слабы, юго-восточный угол откололся и грозит отпадением; алтарь очень слаб. Полы ветхи, покосились в сторону Раки Преподобного».

http://sobory.ru/article/?object=05147

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010