17 семь раз в день. Эти слова не означают, что восьмое прегрешение уже не может быть прощено; напротив, прощать раскаявшегося следует всегда. 17 умножь в нас веру. Выслушав предыдущие слова Иисуса (ст. 3,4), ученики решили, что, лишь обладая великой верой, можно научиться так прощать. 17 если бы вы имели веру с зерно горчичное. В ответ на просьбу учеников Иисус говорит, что и малая вера может творить чудеса; важна не степень веры, а ее истинность. 17 Он проходил между Самариею и Галилеею. Иисус продолжает Свой путь в Иерусалим (см. ком. к 9,51). Поскольку группу евреев, направляющихся в священную столицу Израиля, в Самарии ожидал враждебный прием (9,51–53), Иисус проходит с учениками вдоль границ этой области. 17 десять человек прокаженных ... остановились вдали. В соответствии с предписаниями закона, прокаженные должны были держаться в стороне от соплеменников ( Лев. 13,46 ). Те, что встретили Иисуса, остановились от Него на таком расстоянии, чтобы Он слышал их слова, произнесенные громким голосом (ст. 13). 17 покажитесь священникам. См. ком. к 5,14. 17 пал ниц к ногам Его ... это был Самарянин. Знаменательно, что из всех исцеленных возвратился поблагодарить Иисуса именно самарянин, от которого менее чем от других можно было ожидать выражения благодарности целителю-еврею. 17 вера твоя спасла тебя. Возможно, наградой за веру самарянина явилось не только исцеление от проказы, но и спасение души. 17:20–37 Ответ Иисуса на вопрос «когда придет Царствие Божие?» (ст. 20), раскрывает динамическую природу Царства. В одном и том же отрывке Он говорит о Царстве как об уже существующей реальности (ст. 21) и как о том, чему еще только предстоит полностью раскрыться (ст. 22–37). См. статью «Царство Божие». 17 пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого. Возможно и другое прочтение без «хотя». Речь, по-видимому, идет о торжестве Царства Божиего во Второе пришествие Христа (ст. 26,30). Все христианские поколения станут с нетерпением ждать, когда, по воле Господа, восторжествуют мир и справедливость.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Впервые здесь Третья ипостась получает это именование – притом одновременно именуется двояко: «Утешитель же Дух Святый». Параклит означает одновременно и Ходатай – advocatus (ср. особенно 1Ин. 2, 1 : «мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа», «παρκλητον πρς τν Πατρα»), Дело первого Параклита, Ходатая Христа, состоит прежде всего в том, чтобы исходатайствовать ниспослание «другого» Параклита. Духа Святого: «и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (14, 16). Ниспослание Утешителя изображается здесь как дело Отца в ответ на моление Сына, следов., как дело Обоих, динамического их единения: Отца и Сына (в этом смысле получает известное истолкование и filioque). Также и ниспосланность Духа Св. уразумевается лишь в связи с Сыном, Которым и вместо Которого Он ниспосылается: уже иное диадическое соединение – Сына и Духа Св.. Ходатаем же является и Дух Святой, подающий вам благодать молитвы: «сам Дух τ πνεμα ходатайствует περευτυγχνει за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим. 8, 26 ). Но кроме этого чисто сотериологического значения, Параклит означает именно Утешителя, приносящего утешение апостолам и всему миру в Своем сошествии, ибо чрез Него подается пребывание Христа «во вся дни до скончания века». О пришествии и ниспослании Утешителя в прощальной беседе говорится, как мы видели, четыре раза (точнее, даже пять), так что оно становится как бы основной ее руководящей темой При этом мы имеем каждый раз новое раскрытие этой темы с разных сторон. В первый раз о пришествии Утешителя творится диадически, именно оно раскрывается со стороны связи своей с отшествием Сына: « другого Утешителя, да пребудет с вами во век» (14, 16). Это другого λλον Παρκλητον сразу диадически соединяет Духа с Сыном в послании в мир и в действии в мире, причем пришествие Духа заменяет отшествие Сына, и оба они как бы отожествляются: «не оставлю вас сиротами, приду к вам, еще немного, и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня» (18–19). При этом Дух Св., также диадически, именуется «Дух Истины» τ Πνεμα τς ληθεας, причем Истина, конечно, есть Христос: «Я – Путь, Истина, λθεια, и Жизнь» (14, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Прозелитизм, ведущийся в уже христианских странах, и во многих случаях даже православных, с помощью либо материальных соблазнов, либо различных форм принуждения отравляет отношения между христианами и разрушает их путь к единству» (Послание Предстоятелей Поместных Православных Церквей). Апостолы всячески старались избегать такого нарушения единства. Ап. Павел так пишет: «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе» ( 2Кор. 10.15–16 ). Прозелитизм использует самые разные средства для достижения своих целей, такие как открытая проповедь своего исповедания через средства массовой информации, через выступления в концертных залах и на стадионах, распространение литературы, организация издательств и основание газет, создание приходов и епархий, финансирование образования молодежи, оказание широкой гуманитарной помощи, которая сопровождается проповедью своего учения, и т. д. Практикуется и форма скрытого прозелитизма – через организацию профессионального обучения, обучение иностранным языкам, медицинскую помощь и т. д. Часто проповедь таких «миссионеров» носит агрессивный характер и построена в духе превосходства в культурном, политическом и экономическом отношении, а также сопровождается намеренной дезинформацией людей. Она способствует отчуждению людей от родной церковной и культурной традиции, в то время как истинная миссия наполняет национальную культуру христианским содержанием, тем самым одухотворяя ее, и этот динамический процесс идет на протяжении всей истории. Прозелитическая деятельность современных вероучительных систем осуществляется в насыщенном различными религиями культурном пространстве, в котором продекларирована свобода совести. Это зачастую приводит к тому, что данная деятельность более похожа на борьбу за рынок сбыта религиозной продукции между различными системами, а сами «миссионеры» являются если не «продавцами» духовных «товаров», то, по крайней мере «агитаторами» в сфере ритуальных «услуг».

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Эта связь Евхаристии и покаяния, Евхаристии и совести должна стать постоянной темой пастырской проповеди перед причастием или общей исповедью. И каждый вправе развивать ее самостоятельно и творчески, исходя прежде всего из собственного опыта жизни наедине со своею совестью, опыта, который никак нельзя, к сожалению, вычитать из книг, ибо он приобретается лишь за счет собственных мук и открытий, собственных испытаний и встреч. Однако это вовсе не значит, что ему не следует учить. Пробуждение и воспитание совести своих прихожан – одна из важнейших задач пастырской работы. Основой для нее служит не только общее исповедание единой веры, но и такое осмысление и толкование этой веры, при котором она становится ключом и для подлинного уразумения и послушания совести. Воспитание совести Из всего предшествующего наблюдения над совестью можно сделать вывод, что в глубине своей она покоится на парадоксе: с одной стороны, она говорит с нами голосом нашего сердца, с другой – голос этот не наш, он принадлежит кому-то Иному, Тому, Кто бесконечно мудрее, сильнее и лучше нас. Совесть – это динамическое явление; она есть место или, вернее, «событие» встречи и внутреннего диалога, «событие», которое чаще всего ускользает от психологического наблюдения, оставляя после себя лишь «результат», наказ, голос: делай это, избегай того. Уже этот динамизм, этот характер диалога, сопряженность с Другим, Который убеждает и побеждает нас, роднят совесть с верой. Грандиозным библейским образом, в котором выражает себя таинственная суть совести, может послужить для нас ночная борьба Иакова с Богом: И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал (ему): omnycmu Меня; ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня ( Быт. 32:24–26 ). Где и когда смертный человек может вступить в единоборство со Всемогущим? Вступить в единоборство и не дать Другому тотчас победить себя? Не давать себя победить и не отпускать Борющегося с ним, пока Тот не благословит человека? Все это может происходить лишь там, где всемогущество Божие умаляет себя перед свободой человека прежде всего в сердце его и в совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Можно ли, исходя из патристической антропологии и аскетики христианских Отцов, объективировать этот бессознательный опыт в качестве некоего реально существующего багажа, который человек несет с собой в иной мир, наподобие содержимого жизненного рюкзака? В какой-то мере, да. Святые Отцы иногда прибегали к понятию " рукописания " грехов, когда говорили о грузе греховности человека. Однако речь здесь может идти лишь о литературном образе и его пастырско-педагогическом развитии. Возник даже благочестивый образ Ангела, записывающего за человеком его злые и добрые дела. Но все же, если к содержанию новозаветных Писаний и творений Отцов-аскетов подходить строго, то рукописание грех наших — такая же метафора, как и в Послании апостола Павла к Коринфянам: " Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца " (2 Кор 3:2–3). Если вульгарное объективирование добрых и злых дел и допускалось, то скорее на средневековом Западе, где на этой почве возникло даже учение о сверхдолжных заслугах святых, которые можно " перераспределить " через торговлю индульгенциями. В целом христианские аскеты оперировали такой моделью личности, которая полностью умещается в границах " здесь и сейчас " и не нуждается в некоем хранилище добрых или злых поступков. Это динамическая модель нравственного состояния личности, которое в любой момент может измениться в ту или иную сторону. Проиллюстрировать это можно на примере разбойника, покаявшегося на кресте за считаные часы до смерти и принятого Христом (Лк 23:42–43), или святого подвижника Сисоя. Ему, находящемуся на смертном одре, ученики сказали: " " Ты, отец, не имеешь нужды в покаянии " . Он отвечал им: " Нет, я уверен, что еще и не начинал покаяния " . А все знали, что он совершен " . Если под покаянием (μετνοια) понимать внутреннюю работу над созиданием нового опыта взаимоотношения с Богом, то точнее было бы сказать, что он еще не закончил покаяния, тем более, что аналогичный рассказ об авве Агафоне заканчивается словами: " Когда братия хотели задать еще вопрос, он сказал им: " Окажите любовь, не говорите со мной, потому что я занят " . Сказав это, он с радостью предал свой дух " . Человек есть то, что он есть в данный момент. Он есть то, каким его сформировал опыт всей предшествующей жизни и каким он сам усилием воли и сознания сформировал в себе этот душевно-эмоциональный опыт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Однако подобная загадочность озадачивала уже тех, кто непосредственно слушал Иисуса и даже тех, кто потом записывал такие «загадочные» изречения. И что очень важно (и косвенно свидетельствует опять-таки о благоговении перед Иисусом как перед Богом): ученики передавали эти изречения своего Учителя в неотредактированном виде, хотя смысл оставался не вполне понятным. Сюда, например, можно отнести слова о Царстве Божием, которое «силою берется» ( Мф. 11, 12 ; возможные толкования см. § 12. 3), об Иоанне Крестителе, который «больший из рожденных женами», «но меньший в Царстве Небесном больше его» ( Мф. 11:12 ), о трех категориях скопцов ( Мф. 19:12 ) и т.п. 106 В ряде случаев прозрение наступало позже, после Воскресения Иисуса, и тогда мы читаем краткое пояснение евангелиста: 19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. 20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? 21 А Он говорил о храме тела Своего ( Ин. 2:19–21 ). § 12. Весть Иисуса с точки зрения содержания 1. Проповедь «Царствия Божия» Христос провозглашал Благую весть в терминах наступления Царствия (или Царства) Божия, в связи с чем и призывал народ Израиля обратиться (покаяться). Именно весь Израиль, то есть весь народ Божий, а не отдельных индивидуумов. Понятие «Царствие Божие» (h(basilei/a tou=qeou=), или в иудео-христианском Мф. во избежание употребления имени Бога 107 (см. § 43. 2) – «Царствие Небесное» (h(basilei/a tw=n ou)ranw=n), содержит более динамический, нежели пространственный аспект 108 . Имеется в виду царствование или правление Бога как царя 109 , а не царство как территория, хотя в Евангелии используются и пространственные образы. Выражение «Царствие Божие», много раз встречающееся в речи Иисуса в Евангелиях, пользовалось редким употреблением в литературе древнего иудаизма – как междузаветного, так и современного Иисусу (в том числе ессейской). Более того, выражение «Царствие Божие» звучит из уст Иисуса в подавляющем большинстве случаев в более ранней, Синоптической традиции, чем в остальных писаниях Нового Завета 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Павлом: " Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос " . Обо всем этом — о преизбытке новой жизни и о трезвенности и мужестве этого пути, этого постепенного процесса, этого подвига сораспятия Христу говорит нам ап. Павел, но не его это " учение " ; не его это " открытие " . Он только описывает то, что открылось ему, что больше, чем он, что захватило его и что составляет суть этой новой жизни - начавшейся здесь на земле, среди испытаний и немощей наших - новой действительности. То же, слышим и из уст самого Учителя: " Если кто хочет быть Моим учеником, да отвержется себя и возьмет крест свой и за Мной да идет " . Эта новая жизнь различными сторонами своими открывается различным возрастам человеческим, ибо это есть откровение жизни, в которое нужно врастать, которое дается по мере роста духовного: " Пишу вам дети, так как прощены вам грехи ради Имени Его. Пишу вам, отцы, так как вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, так как вы победили лукавого. Я написал вам, дети, так как вы познали Отца... Я написал вам, отцы, так как вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, ибо вы сильны и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого " (1 Ин 2. 12-14). Здесь ясно отмечены черты, характерные для различных возрастов: просветленная мудрость отцов, доверие детей к Небесному Отцу, динамическая активность юношей. Эти черты не исключают, а, напротив, дополняют друг друга в одном и том же человеке. Но высота познания и рост совершенства неотделимы от смиренной детскости сердца. Этому учил еще сам Господь: " Если не обратитесь и не будете, как дети, не можете войти в Царство Небесное " (Мф 18. . 2). Поэтому и Дух, излившийся в сердца наши, вопиет в них: Авва, Отче! (Рим 8. 15). Нужно ли останавливаться на описании " неисследимых " , неописуемых богатствах этой новой жизни? Они не открываются ни перечню, ни филологическому или какому-либо другому анализу; о них свидетельствовали и свидетельствуют жившие и живущий этой жизнью. Писания Павла и других апостолов - не теория, не учебник или трактат, а свидетельство о том, что больше слов и описаний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Может быть, самая лучшая обобщающая характеристика этой новой жизни дана в этих словах: " Любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если Один умер, то все умерли... чтобы живущие уже не для себя, жили, но для Умершего за них и Воскресшего " (2 Кор 5. 14). Поэтому сущность и цель этого нового пути так характеризуются ап. Павлом: " Кто во Христе, тот новая тварь. Древнее прошло, теперь все новое " (2 Кор 5. 17). Эта новая жизнь, стихия Духа, в которую мы призваны врасти, построена на едином основании, на едином " Духовном Камне " - πνευματικ πτρα - " Камень же был Христос " (1 Кор 10. 4). Ибо " никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос " (3. 11). Это состояние основного, существенною (не внешнего и формального только) единства ап. Павел характеризует следующими словами: это есть " единство Духа в союзе мира " . " Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде... Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, . . " (Еф 4. 3-6). Из этого можно вывести заключение, что там, где наличествуют эти черты, можно, согласно ап. Павлу, говорить о единстве христиан. Но это далеко не только сумма одинаковых данных, это — повторяю — новая жизнь, новая динамическая действительность, к которой мы призваны, действительность Духа Божия в нас, действительность нашего врастания во Христа, нашей жизни во Христе, действительность благодатного сыновства: " Ибо все, водимые Духом Божиим, суть дети Божий " . Есть в новозаветных писаниях - у Павла и Иоанна — и ряд других не менее сжатых выражений, выявляющих центральную сущность благовестия: " Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь " (1 Ин 5. 12). " Если будешь исповедовать устами твоими, Иисуса Господом, и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься " (Рим 10. 9). И с особой силой все содержание новозаветного благовестия сконцентрировано в этих словах: " Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную " (Ин 3.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Слава в уничижении: вот основная тема Евангельской проповеди. И еще: прорыв Вечной Жизни, победа Вечной Жизни. И еще больше: самоотдание Сына Божия, как основа спасения мира, основа истории. Евангелие от Иоанна ставит перед нами вполне определенно, как цель, как задание, единение между верующими. Сам Господь молит об этом Отца в Своей торжественной прощальной молитве: " Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино " (17. 21). Это единство между верующими рассматривается здесь, как необходимое следствие их жизни во Христе, их единения со Отцом и Сыном. " Я в них, и Ты во Мне. Да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня " (17. 23). Эта заключительная молитва Учителя и Господа пред лицом Отца за всех уверовавших в Него выявляет с огромной силой то, что явственно, со всей определенностью вытекает из всей проповеди Евангелия, или вернее из всей Божественной действительности, как она раскрылась в Евангелии. Божественная Любовь покоряет нас, если мы открываем ей сердца свои, но через нее мы — одно, одно живое целое, захваченное и покоренное этим прорывом Вечной Жизни и безмерным излиянием Любви. Мы ветви одной Лозы, на которой мы живем, и оторванные от которой мы засыхаем и умираем. Мы — под водительством того же единого Доброго Пастыря, Который зовет нас, и мы идем за Ним. Он стал плотью, и мы - братья Его по этой плоти, которую Он освятил воплощением Своим. Верующим во имя Его Он дал власть быть детьми Божиими, рожденными по благодати. Нам всем, вместе с Крестителем, подобает умаляться, а Ему — расти и царствовать в нас. И тот же Дух, те же потоки Воды Живой, обещаны нам, верующим во имя Его. Это единство наше есть и цель и задание и вместе с тем уже начинающаяся действительность, динамическая действительность захваченности Его силой, Его близостью. 4-ое Евангелие свидетельствует здесь о новой плоскости бытия, о новой реальности нашей, о новом призвании и достоинстве нашем, которые вытекают из прорыва Божия в мир.  Глава четвертая Созерцание славы и снисхождения Воплощенного Слова (в благовестии раннего христианства и в древних литургиях)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Примеры употребления глагол (ndap), развеивать, рассеивать: «как рассеивается дым, Ты рассей их» ( Пс 67.3 ); «посеянное засохнет, развеется и исчезнет» ( Ис 19.7 ); «обратил в солому, разносимую ветром» (41.2). 5а. Поэтому не устоят неправедные против суда. Имя rš, неправедные, уже встречалось в стихах 1 и 4. Глагол (qûm) означает «вставать, подниматься», «восставать (на кого-то)», «восставать (появляться)», «восставать (для действия)», «устоять (утвердиться)». Примеры последнего значения: «как устоит Иаков?» ( Ам 7.2,5 ); «пред негодованием Его кто устоит?» ( Наум 1.6 ); «меч, коснувшийся его, не устоит» ( Иов 41.18 ). Здесь мы снова, как и в строке 2b, возвращаемся в главном предложении к глаголу в форме Imperfect. Действие, обозначенное этим глаголом, является энергией, начинающей новый разбег потока событий. Он начинается после завершения предыдущей сцены и происходит в более отдаленном будущем – во время суда Божия. Существует еще один глагол (mad), который имеет одним из своих значений устоять. Этот глагол употребляется в стихе 1 («и на путь грешных не стал») и имеет значения: «стать (остановиться)», «стоять (останавливаться)», «останавливаться (медлить)», «устоять (сохранять состояние)». В последнем значении глагол mad употребляется почти синонимично глаголу qûm, например: «стреляющий из лука не устоит» ( Ам 2.15 ); «вот, два царя не устояли перед ним» ( 4Цар 10.4 ); «кто устоит, когда Он явится» ( Мал 3.2 ). Однако все же существует динамическое различие в состоянии (утверждении), выражаемом глаголом qûm, и в состоянии (сохранении), выражаемом глаголом mad. В первом случае активность направлена на приобретение желаемого состояния, а во втором случае активность направлена на сохранение состояния, несмотря на внешнее влияние. Таким образом, хотя грешникам будет предоставлена возможность защищаться на суде и даже обвинять других (попытка утвердиться), но тем не менее, они не смогут утвердить свою позицию. Полемичность в попытке устоять на суде подтверждается и тем, что глагол qûm часто употребляется для выражения приготовления к речи. Например: «и восстал (встал) весь народ… и сказал» ( Суд. 20:8 ); «встань, судись перед горами» ( Мих. 6:1 ); «встаю в собрании и кричу» ( Иов. 30:28 ); «недостаточно одного свидетеля против кого-либо (да не встанет один свидетель против человека» ( Втор. 19:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogosl...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010