2 . Казань, Волоколамский монастырь, Вологодский край. 3 . Творения преподобного Максима Грека , жития казанских святителей, житие преподобного Геннадия Костромского и других учеников преподобного Корнилия Комельского, житие святителя Филиппа Московского (сочинения князя Курбского, там же о святом Гурии Казанском и Максиме Греке ). 3-е поколение 1 . Святой священномученик Дорофей, святой Ири-нарх Ростовский, блаженные ростовские и московские, преподобный Трифон Вятский, святитель Гермоген Московский , патриарх Иеремия II Константинопольский, святая Иулиания Лазаревская. 2 . Северная Россия (Вятка), Ростов, Москва. 3 . Житие преподобного Трифона Вятского; «Цветник» , священномученика Дорофея; жития Иулиании Лазаревской, Иринарха Ростовского и др.; творения патриарха Иеремии Константинопольского (переписка с лютеранами). XVII век 1-е поколение 1 . Преподобный Дионисий Радонежский, святитель Гермоген Московский , преподобный Иринарх Ростовский, преподобный Иов Почаевский , Никодим Хозьюрский (Кожеезерский). 2 . Московский край, Ростов, северная Россия. 3 . Житие преподобного Дионисия Радонежского (написано Симоном Азарьиным); творения святителя Гермогена, житие преподобного Иринарха Ростовского, «Алфавит Духовный»; жития преподобного Иова Почаевского и Никодима Кожеезерского. 2-е поколение 1 . Блаженный Иларион Суздальский; преподобномученик Афанасий Брестский; преподобный Макарий Ов-ручский. (Лазарь Баранович и его сподвижники.) 2 . Флорищева пустынь, Украина (Чернигов). 3 . Житие преподобного Илариона Суздальского; «Ди-ариуш» преподобного Афанасия Брестского, житие и описание его кончины; житие преподобного Макария Овручского. 3-е поколение 1 . Святитель Димитрий Ростовский , святитель Феодосий Черниговский, святитель Иоанн Тобольский , Досифей Иерусалимский, блаженный Иларион Суздальский. 2 . Украина (Киев, Чернигов). 3 . Житие и творения святителя Димитрия Ростовского и других указанных святых и писателей. XVIII век 1-е поколение 1 . Старец Иоанн Саровский, святитель Иоанн, митрополит Тобольский, старец Иов Соловецкий (Анзер-ский), преподобный Акакий Афонский, святитель Димитрий Ростовский .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

2 Страна эта получила такое название от вотяков, живущих в ней. Племя это называлось воть или оть. Вотяк и ныне называет себя оть–уть, что значит человек (и у нас слово отюшковать – толсть). Первые из русских поселились здесь выходцы из Новгорода. 1181 года, овладев вотским городком Чудь – Болваном, где ныне село Никулицкое, они построили свой городок на крутом, высоком берегу реки Вятки, между двумя глубокими оврагами, и назвали Хлыновом по той, вероятно, причине, что вдруг многие наехали – хлынули на это место. 3 Замечательное из сей грамоты: «пишу сию духовную грамоту аз многогрешный Трифон архимандрит, како Божиими судьбами составися дом Божией матери в Хлынове городе … при государе царе и великом князе Иоанне Васильевиче ... зачася иноческое общежитие ... и вручено бысть, смея и не смея рещи, мне, худому и грубому, и недостойному в человецех, паче же во иноцех, грешному Трифону ... И братству убо умножившемуся числом более четыредесяти, а угодей на пропитание скудцо, и аз грешный … дерзал бити челом царю и великому князю Феодору Иоанновичу всея России о угодных местех Вятской земля к тому месту, ко пречистой Богородице. И государь царь ... велел дать угодья, села и озера в рыбную ловитву братии на пропитание. И вы, собранное о Христе стадо, отцы и братия! мене грешного послушайте. Аще есмь и груб и худши всех человек, но Бог и пречистая Богородица благоволи владети мне худому своим домом. И аз вас молю: Бога ради и пречистые ради Богородицы между собою духовную любовь имейте … и друг друга не осуждайте. Келейныя молитвы со страхом совершайте, а церковное пение не мозите прогулять ... Аще кое и дело есть, бежи во церковь Божию на пение духовное ... Да благословляю аз, многогрешный, вместо себе в дому пречистой Богородицы ученика своего келейного, старца Иону Мамина. А моего ныне жития конец приближается и телу моему частые немощи приходят. А в дому пречистыя Богородицы не обретаю такова брата, кому по моем животе владети домом Владычицы нашей Богородицы, разве Она сама снабдевает Свой дом милостию Своею.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

3. Житие преподобного Иосифа Волоколамского и его творения, творения преподобного Нила Сорского, житие святого Нифонта Цареградского.    XVI век 1–е поколение 1.  Преподобный Корнилий Комельский, преподобный Александр Свирский, преподобный Даниил Переяславский, Иаков Новый. 2. Вологодский край, северная Россия, Афон. 3. Жития: преподобных Александра Свирского, Даниила Переяславского, Корнилия Комельского и его учеников (см. также Устав преподобного Корнилия Комельского). 2–е поколение 1. Преподобный Максим Грек; святые казанские: Гурий, Варсонофий и Герман; ученики Корнилия Комельского: преподобный Геннадий Костромской, Филипп Иранский и др.; святитель Филипп Московский.2. Казань, Волоколамский монастырь, Вологодский край. 3. Творения преподобного Максима Грека, жития казанских святителей, житие преподобного Геннадия Костромского и других учеников преподобного Корнилия Комельского, житие святителя Филиппа Московского (сочинения князя Курбского, там же о святом Гурии Казанском и Максиме Греке). 3–е поколение 1. Святой священномученик Дорофей, святой Ири–нарх Ростовский, блаженные ростовские и московские, преподобный Трифон Вятский, святитель Гермоген Московский, патриарх Иеремия II Константинопольский, святая Иулиания Лазаревская. 2. Северная Россия (Вятка), Ростов, Москва. 3. Житие преподобного Трифона Вятского; «Цветник» , священномученика Дорофея; жития Иулиании Лазаревской, Иринарха Ростовского и др.; творения патриарха Иеремии Константинопольского (переписка с лютеранами).   XVII век 1–е поколение 1. Преподобный Дионисий Радонежский, святитель Гермоген Московский, преподобный Иринарх Ростовский, преподобный Иов Почаевский, Никодим Хозьюрский (Кожеезерский). 2. Московский край, Ростов, северная Россия. 3. Житие преподобного Дионисия Радонежского (написано Симоном Азарьиным); творения святителя Гермогена, житие преподобного Иринарха Ростовского, «Алфавит Духовный»; жития преподобного Иова Поча–евского и Никодима Кожеезерского. 2–е поколение 1. Блаженный Иларион Суздальский; преподобномученик Афанасий Брестский; преподобный Макарий Ов–ручский. (Лазарь Баранович и его сподвижники.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

    2 поколение: 1. Преподобный Максим Грек, Святые Казанские: Гурий, Варсонофий и Герман, ученики Корнилия Комельского: Преподобный Геннадий Костромской, Филипп Иранский и др., Святитель Филипп Московский. 2. Казань, Волоколамский монастырь, Вологодский край. 3. Творения Преподобного Максима Грека, Жития Казанских Святителей, Житие Преподобного Геннадия Костромского и др. учеников Преподобного Корнилия Комельского, Житие Святителя Филиппа Московского (сочинения князя Курбского, там же о Святом Гурии Казанском и Максиме Греке).     3 поколение: 1. Святой священномученик Дорофей, Святой Иринарх Ростовский, Блаженные Ростовские и Московские, Преподобный Трифон Вятский, Святитель Гермоген Московский, Патриарх Иеремия II Константинопольский, Святая Иулиания Лазаревская. 2. Северная Россия (Вятка), Ростов, Москва. 3. Житие Преподобного Трифона Вятского; «Цветник» священномученика Дорофея, Жития Иулиании Лазаревской, Иринарха Ростовского и др. Творения Патриарха Иеремии Константинопольского (переписка с лютеранами). XVII ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Дионисий Радонежский, Святитель Гермоген Московский, Преподобный Иринарх Ростовский, Преподобный Иов Почаевский, Никодим Хозьюгорский. 2. Московский край, Ростов, Северная Россия. 3. Житие Преподобного Дионисия Радонежского (написано Симоном Азарьиным); Творения Святителя Гермогена, Житие Преподобного Иринарха Ростовского, «Алфавит Духовный»; Житие Преподобного Иова Почаевского и Никодима Хозьюгорского.     2 поколение: 1. Блаженный Иларион Суздальский; Преподобномученик Афанасий Брестский; Преподобный Макарий Овручский (Лазарь Баранович и его сподвижники). 2. Флорищева Пустынь, Украина (Чернигов). 3. Житие Преподобного Илариона Суздальского. «Диаруш» Преподобного Афанасия Брестского — Житие и описание его кончины. Житие Преподобного Макария Овручского.     3 поколение: 1. Святитель Димитрий Ростовский, Святитель Феодосий Черниговский, Святитель Иоанн Тобольский, Досифей Иерусалимский, Блаженный Иларион Суздальский. 2. Украина (Киев, Чернигов). 3. Житие и творения Святителя Димитрия Ростовского и других указанных Святых и писателей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Авраамия Богоноснаго, Смоленска украшение,/и Евфросинию, радование Полотское и девам сияние,/Христе мой, Тебе приводим молитвенники,/ихже ради спаси нас. Богородичен: Заступница теплая иногда великому Новуграду была еси/и ненадеющихся надежда и людей бедствующих Помощница,/и ныне оком милосердным призри на нас/и, скорби наша видевши и воздыхание услышавши,/знамение милости яви нам, Пречистая. Песнь 6. Ирмос: Воднаго зверя во утробе/длани Иона крестовидно распростер,/спасительную страсть проображаше яве;/тем, тридневен изшед,/премирное Воскресение прописаше/плотию пригвожденнаго Христа Бога/и тридневным Воскресением мир просвещшаго. Евангельски Христа возлюбивше,/преподобнии Зосимо, Савватие, Германе, Иринарше, Елеазаре и прочии Соловецтии чудотворцы,/мipa отвратистеся, в непроходимыя и пустыя островы Соловецкия зашедше,/всякия добродетели образу навыкосте,/мудрей пчеле подобящеся,/и селение, достойное прияти Духа Святаго, бысте, премудрии. Великаго в чудесех преподобнаго Трифона воспоим, Лопарскаго просветителя,/в последних концех северныя страны от горькаго рабства бесовскаго люди избавльшаго/и святым крещением возродившаго. Радуйся, пустыне, прежде безплодная и необитаемая,/послежде же, яко крин, процветшая и инок множество возрастившая!/Взыграйте, горы Валаама и вся древа дубравная,/хваляще с нами Сергия и Германа, вкупе же и Арсения со Александром Свирским,/отцы всехвальныя. Жития сего непостоянную пучину немятежно прешел еси, преподобне Кирилле,/кормчую Матерь Божию имея,/и ты, Иосифе, Волоцкая похвало, и Ниле нестяжателю,/на воде покойне и на злаце воздержания ученик ваших стада мудре упасли есте,/и ныне с ними молитеся о чтущих память вашу. Яко звезды великия, просияша в монашеских соборех/Антоний Сийский и Трифон Вятский,/Димитрий на Прилуце, и Амфилохий, и Дионисий, похвала Глушицкая,/Григорий Пельшемский, Павел, и Сергий, и Корнилий Вологодстии,/яко лучами, сияюще добродетельми жития своего, преподобнии. Боговидно поживше, пустыни, яко грады, сотворили есте,/Макарие, Варнаво и Тихоне, Авраамие и Геннадие./Темже вкупе с прочими отцы, в пределех Костромских и Ярославских просиявшими,/ублажаем вас и молим:/молите Господа, да не лишит и нас егоже ныне наслаждаетеся боговидения/в вечнем граде Небеснаго Царя.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Богословская и философская мысль киевских ученых путалась в массе разных схоластических аргументов, дивизий и субдивизий и всяких силлогистических тонкостей, развивалась исключительно с формальной стороны, оставаясь в сущности весьма простодушной и наивной. Она не способна была не только обогатить философской и богословской науки каким-нибудь новым научно-литературным содержанием, но даже освободить ее от разных средневековых фантастических бредней и суеверий. Киевская риторика, тоже занявшись одними формами риторства, вселяла в своих питомцев любовь к детской игре словами, вычурным тропам и фигурам, натянутым толкованиям, символам и аллегориям, что видно из самых уже заглавий киевских произведений. Церковная проповедь, под влиянием такого рода риторства, сделалась по временам занимательным, но вообще пустым разглагольствованием без плодотворного приложения к жизни. Но, при всех подобных недостатках, схоластическое образование в своем роде было все-таки образованием научным, по крайней мере служило преддверием к действительной науке; оно приучало к умственной работе, известной отчетливости в словах и мыслях, сознательности в верованиях и, во всяком случае, стояло несравненно выше образования московских начетчиков. Важно было в нем и то, что оно не чуждалось плодов западной науки, а смело шло ей навстречу, пользуясь всем, что у нее было доброго. 21 На соборе 1564 г., при избрании Афанасия московским митрополитам в первый раз дано было право носить белый клобук. До этого времени такой клобук носил только митрополит Макарий, избранный на митрополию из новгородских владык. 28 Преемственный порядок киевских митрополитов был следующий: 1) Григорий Болгарин (1458–1473); 2) Мисаил (1474–1480); 3) Спиридон, не принятый на митрополию, еще при жизни Мисаила; 4) Симеон (1481–1488); 5) Иона Глезна (1492–1494); 6) Макарий (1495–1497); 7) Иосиф Болгаринович (1498 1501); 8) Uoha II (1503–1507); 9) Иосиф II Солтан (1509–1521); 10) Иосиф III (1522–1534); 11) Макарий II (1535–1555); 12) Сильвестр Белькевич (1556–1567); 13) Uoha III Протасович (1568–1577); 14) Илия Куча (1577–1579); 15) Онисифор Девочка (1579–1589); 16) Михаил Рогоза – перешедший в унию.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Большая часть их вошла в состав двух сборников, из которых один содержит 16 слов против современного вольнодумства и нравственных нестроений общества, другой – 12 посланий к разным частным лицам и монастырям нравоучительного содержания. Все эти сочинения, особенно слова, представляют собой обширные своды выписок из разных «божественных писаний». Самостоятельная работа автора проявляется только в небольших сравнительно вступлениях к словам и в заключениях. Несмотря, впрочем, на эту сравнительно небольшую их величину и на страсть автора к риторству, которую Даниил разделял со всеми современными писателями, эти самостоятельные места его слов и посланий представляют собой замечательно полную и живую картину современных ему нравов, целый ряд выразительных обличений против тогдашнего шатания умов и господствующих пороков во всех классах общества. О богословских его познаниях и начитанности, хотя и не отличавшейся особенной критикой, его ученый современник Максим сделал самый лестный отзыв, назвав его в одном своем послании к Николаю Немчину «доктором закона Христова». Но ревность его за целость преданий старины и за торжество иосифлянских идей довела его до того, что во время своего митрополичьего служения он стал гонителем самого Максима. Максим Грек и его просветительная деятельность Приезд в Россию Максима Грека сообщил современным спорам и просветительному движению в русском обществе еще большее оживление. Прежде всего он занялся переводами – перевел с греческого толковую Псалтирь – сводное толкование разных отцов церкви, потом переводил толкование на книгу Деяний, беседы Златоуста на Евангелия Матфея и Иоанна, житие Богородицы из Метафраста, выписки из пророков с толкованиями, несколько глав 2 й книги Ездры, Даниила и Есфири. Кроме переводов, он писал еще толкования на разные тексты Священного Писания, о смысле которых его спрашивали. Такая исключительно ученая деятельность его продолжалась, впрочем, недолго. Сделавшись авторитетом современного общества, он невольно должен был прислушиваться ко всему, что около него делалось, и на все отзываться живым словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Борьба с еретиками явила людей искусных в вере, возбудила сильную нужду в просвещении и подняла разные вопросы о современных нестроениях в церкви. Геннадий первый заговорил о заведении школ, потому что, отыскивая помощников для борьбы с ересью, не нашел в своем духовенстве ни одного образованного человека, кроме Иосифа; всю эту борьбу они и должны были поэтому выносить только вдвоем. Заслуги Геннадия состояли в первоначальном обличении ереси посланиями, в вычислении пасхалии и в трудах по переводу и собиранию книг Священного Писания . До его времени у нас не было даже полной Библии; Священное Писание было распространено только в отдельных книгах, и то весьма мало. Даже в софийской библиотеке, одной из самых богатых, не нашлось книг Бытия, Царств, Пророков, Притчей и Иисуса, сына Сирахова; Геннадий должен был посылать за ними в монастыри Кириллов, Ферапонтов и Каменный. Еретики искажали псалмы, а у православных не оказывалось ни одного надежного списка Псалтири, несмотря на всю важность этой книги в богослужении и в старинном обучении. Геннадий первый озаботился составлением полного списка Библии (написан в 1499 году), но всех книг ее так и не мог собрать в России и вынужден был пополнять свой список извлечениями текстов из разных толкований священных книг и переводами с Вульгаты. С Вульгаты переведены были: Паралипоменон, Ездра, Неемия, Товит, Иудифь, книга Премудрости Соломона, 1 и 2 книги Маккавейские (3 книга вовсе не была переведена), до 30 глав пророка Иеремии и часть книги Есфирь; из нее же и из немецкой Библии взяты предисловия к книгам и разделения на главы. Важнейшие просветительные труды Иосифа тоже вызваны были ересью. Он, как и Геннадий, много занимался собиранием и перепиской книг и положил основание обширной волоколамской библиотеке. Против жидовствующих он написал капитальное богословское сочинение, подобного которому не бывало еще в России, известное под именем «Просветителя». Так как еретики задевали почти все важнейшие догматы православия, то «Просветитель» представляет собой почти полное изложение истин православной веры, первое русское богословие, в котором сведены были догматические свидетельства всех известных тогда на Руси отцов Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Бывший воеводич, с большими связями среди польской и русской знати, лично известный самому королю, он был принят в Варшаве с уважением и, когда на сейме зашла речь об избрании митрополита, православные депутаты тут же избрали на этот важный пост его самого. Король и патриарх Кирилл Лукарис утвердили это избрание, и в 1633 году Могила был посвящен во Львове. В Киеве его встретили с большим торжеством и радостью. Митрополит Исайя не хотел было уступать ему своего места, выставляя на вид незаконность его поставления при живом предместнике, но после долгих пререканий должен был поневоле оставить митрополию; остаток своей жизни он провел в безвестных монастырских подвигах († 1640). Во время своего святительства Петр Могила оказал православной церкви большие услуги; он неоднократно заступался за православных людей и права церковных учреждений пред правительством, несколько раз заставлял последнее подтверждать постановления сейма 1632 года о правах православия, заботился о восстановлении памятников православной древности – богато украсил Печерскую лавру, восстановил из полного почти разорения отнятый им у униатов Софийский собор, древний Выдубецкий монастырь, церковь Спаса на Берестове, церковь трех святителей и один придел Десятинного храма, находившегося под землею в развалинах, при этом обрел мощи святого князя Владимира, кроме того, писал и издавал сочинения в защиту православия, исправлял церковные книги и заботился об усилении в православной церкви просвещения. Преобразование Петром Могилой киевской школы Получив широкое западное образование, Могила был недоволен прежним образованием православных братских школ с его греческим характером и одним средним курсом обучения. Еще будучи печерским архимандритом, он захотел открыть у себя в монастыре новую школу, латинскую и с высшим курсом, по образцу иезуитских коллегий, и для этого собрал около себя несколько ученых наставников, отчасти из молодых людей, получивших на его счет образование на западе, каким был Иннокентий Гизель, родом из польской Пруссии, в Киеве принявший православие и монашество, отчасти – из ученых разных братств, какими были Сильвестр Коссов, Исайя Трофимович Козловский и другие; но православные киевляне и сам митрополит Исайя с епископами и духовенством стали уговаривать его не делать этим подрыва прежней братской школе, после чего в 1632 году он соединил новооткрытую печерскую школу с братской и принялся преобразовывать последнюю по своей мысли в высшее заведение с принятым на западе латинским курсом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Было известно, что он, как грек, нередко высказывал негодование против независимости Русской церкви от греков, говорил, что русские митрополиты поставляются «самочинно и безчинно», без благословения патриарха. Заметили его сношения с турецким послом; заметили, что келья его часто посещалась недовольными и опальными людьми, вроде боярина Берсеня Беклемишева и дьяка Жареного, с которыми он толковал о политическом состоянии Руси, о деспотизме великого князя, о митрополите Данииле, как потаковнике властей и проч. Очень вероятно, что Максим доходил и до личного столкновения с великим князем, высказавшись против его развода с Соломонией. После этого беспокойного обличителя заключили в цепях в симоновскую тюрьму. В 1525 году он был подвергнут допросу на соборе. Кроме подозрений относительно политических идей и поведения Максима, собор, как уже сказано, выставил против него еще важные церковные обвинения – порчу богослужебных книг, которые он взялся исправлять, и погрешности в его переводах. Судьба Максима После митрополита Даниила во главе иерархии и во главе иосифлян встал митрополит Макарий. Движение умов, возбужденное в русском обществе со времени появления жидовствующей ереси, возбужденные ею споры, многочисленные обличения разных нестроений, наконец, труды Максима имели большое влияние на все стороны тогдашней церковной жизни. Встревоженное обличениями, общество постаралось отделаться от обличителей насильственными мерами, подняло реакцию против беспокойного движения умов, но не могло уже отделаться от самих вопросов, поднимавшихся и разрабатывавшихся в течение почти целого полстолетия и стоявших теперь перед глазами всех с беспощадной ясностью. Обойти эти вопросы уже было нельзя – дух реакции в пользу старины мог проявиться только в реакционном характере их решения. В таком духе и постарался решить их Стоглавый собор под председательством митрополита Макария, состоявший большей частью из членов иосифлянской партии. Выражая ясное сознание современных недостатков церковной жизни и обличая их с не меньшей, если еще не с большей резкостью, чем только лишь сошедшие со сцены обличители, председатель собора и его сотрудники искали врачевства против этих недостатков не в исправлениях церковной жизни, на которых настаивали обличители, а напротив, в поддержании старины; причиной этих недостатков они считали то, что «старые обычаи поисшаталися», и не раздумывая много о том, почему же они поисшатались, поставили главной своей задачей только поддержать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010