По всей окружности внутренней поверхности основного купола находятся росписи: «Преображение Господне», «Святой пророк Аарон», «Крещение Господне», «Святой пророк Моисей», «Покров Пресвятой Богородицы», «Святой пророк Иоанн Креститель», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Святой пророк и царь Давид». Ниже свода купола по четырем углам расположены изображения святых апостоловевангелистов: «Святой апостол и евангелист Иоанн», «Святой апостол и евангелист Матфей», «Святой апостол и евангелист Марк», «Святой апостол и евангелист Лука». На внутренней стороне арок в средней части имеется узорчатый орнамент. В алтаре, на его своде — роспись «Святой Троицы». Слева направо, на боковых стенах — следующие росписи: «Святой преподобный Трифон Вятский», «Святой Стефан Великопермский», «Тайная вечеря», «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Моление о Чаше». Все настенные и алтарные росписи выполнены художественными красками. Первые священнослужители и старосты В первые годы жизни храма службу в нем вели священники Градо-Осинского Успенского собора. В это время в штате Успенского собора состояли протоиерей Николай Алексеевич Старицын, священники — Сергей Григорьевич Троицкий и Петр Александрович Шилов. Имелось два дьякона и четыре псаломщика. Священнослужители и клир собора Успения Пресвятой Богородицы: Отец Петр Александрович Шилов; в 1911–1916 годах настоятелем храма был протоиерей Михаил Алексеевич Бирюков; дьяконом в 1911–1917 годах служил Стефан Кудрявцев; с 1915 года вторым священником служил Марин Александрович Коровин; с 1917 года — священник Николай Васильевич Потоцкий. К этому времени в приходе числилось 81 хозяйство;...... Источник информации: отрывок из книги " Пристань земных радостей и надежд " .  К 130-летию храма в городе Осе в честь Казанской иконы Божией Матери ...Летопись жизни каждого храма замечательна и неповторима. Она нераздельно связана с историей земли, на которой он стоит, с ее тревогами, печалями и радостями… С.-Петербург, 2012, Книга печатается по благословению Мефодия, Митрополита Пермского и Соликамского

http://sobory.ru/article/?object=08391

Помощниками святого Гурия были архимандриты Варсонофий и Герман. Первый был сын серпуховского священника и с юных лет отличался любовью к книгам. Лет 17-ти он попал в плен к крымским татарам и за три года тяжкой неволи успел изучить язык и веру своих поработителей, что ему очень пригодилось впоследствии. До своего служения в Казани он жил несколько времени домовым иеродиаконом у тверского архиерея, потом был игуменом Пешношской обители. В Казани он устроил Спасский монастырь и дал ему устав. По своему знанию татарского языка и нравов, он был полезнейшим сотрудником святителя Гурия; много татар привлекло к нему еще его искусство врачевания болезней. С 1567 года он был епископом в Твери, но под старость (1571 г.) снова воротился в Спасский монастырь, где и скончался в 1576 году. Мощи его обретены вместе с мощами святого Гурия. Святой Герман, из боярской фамилии Полевых, родился в Старице и был пострижеником Волоколамского монастыря, где подвизался под руководством святого Гурия. В Казанской земле он устроил Свияжский Богородицкий монастырь, сделавшийся просветительным центром для всей нагорной части Казанского края. После смерти святого Гурия он был преемником его по кафедре и достойным продолжателем его дела († 1567). Преемники святых Гурия и Германа, кроме Гермогена, не оказали особенной ревности к обращению инородцев, так что всем своим христианским просвещением Казанский край до самого XVIII века был обязан единственно деятельности своих чудотворцев; после них остались целые селения так называемых старокрещеных инородцев. Прославлению имени Божия среди мусульман и язычников много содействовали между прочим с 1579 года чудеса новоявленной иконы Казанской Божией Матери. Христианство в Астрахании и на Кавказе Завоевание Казанского царства проложило путь к завоеванию царства Астраханского. В 1567 году в Москве крестилась астраханская царица с сыном, а в следующем году послан в Астрахань игумен Кирилл для крещения народа и устроения церквей и монастырей. По церковному управлению Астрахань присоединена была к Казанской епархии. Из Астрахани Россия завязала сношения с народами Кавказа, которые издревле исповедовали православие, но отступали от него вследствие мусульманских гонений. В Москву один за другим приезжали черкесские князья и крестились. Из Москвы посылали к ним в горы священников восстанавливать православную веру. В 1586 году приходили послы из единоверной Кахетии; князь ее Александр, теснимый турками и персами, просил царя о защите от врагов; из Москвы отправлены к нему священники, монахи и иконописцы для восстановления чистоты веры и богослужения, пострадавших от постоянного влияния соседних мусульманских народов. 2.Церковное управление

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Путь к монашеству у меня, по милости Божией, оказался короткий, я приняла монашеский постриг в юности. Произошло это так. В конце учебного года преподаватели нашей воскресной школы решили организовать нам поездку в храм Всех Святых в Верхнечусовские Городки. В 1992м году добираться туда было сложно: сначала электричкой, потом по узкоколейке, затем на пароме через Чусовую, и наконец пешком – на гору. Поехали мы впятером: наша учительница, я и еще три человека. Когда вышли на маленькой станции, я увидела на противоположном берегу Чусовой церковь – и она показалась мне необыкновенно красивой, просто чудесной: одинокая церковь на горе, среди лесов и полей. Мы добрались до храма, и нас встретил его настоятель, отец Савватий (Рудаков), мой будущий духовник . Было начало августа, и он только что вернулся с покоса. При храме батюшка построил богадельню для одиноких немощных старушек, и здесь уже действовала небольшая община из сестер, которые за этими старушками ухаживали. Замечательные подвижники Позже я узнала, что гору, на которой находится храм, называют Святой или Митейной – по имени блаженного Митейки, который часто по ночам молился здесь много лет назад. Еще узнала, что в этих местах подвизался преподобный Трифон Вятский (1546–1612), основатель нескольких Вятских монастырей, замечательный подвижник, стяжавший многие дары Святого Духа . Почти четверть века – с 1957 по 1981 год – в храме Всех Святых служил известный старец, протоиерей Николай Рагозин, стяжавший дары прозорливости, духовного рассуждения, исцеления душ и телес человеческих. Под конец жизни избушка, где жил старец, прохудилась, а он был аскетом и заботился о своих прихожанах больше, чем о себе самом. Когда духовные чада стали предлагать батюшке начать стройку, он отвечал, что жизнь его заканчивается, и при его жизни ничего уже не будет построено. Но вот после его смерти здесь будет монастырь. И отец Николай рассказывал своим чадам о будущей обители, показывал, где что будет построено. Он даже описал внешность своего преемника, отца Савватия, который сказал о прозорливости старца так: «Я ещё в школе учился, а он меня уже духом видел». «Коль сладка гортани моему словеса Твоя»

http://azbyka.ru/way/vstrecha-s-mirom-ne...

Василий I умер, московский престол занял его сын, Василий II, будущий Темный. Некоторое время спустя началась война московского князя с Юрием Дмитриевичем, тоже имевшим права на престол, поскольку он был одним из младших сыновей Дмитрия Донского. Когда Юрий Дмитриевич умер, против Москвы выступили два его сына — Василий Косой и Дмитрий Шемяка. В междоусобице, длившейся с 1425 по 1452 годы, полки из Хлынова участвовали в каждом походе на Москву. Трифон Вятский Своего святого покровителя Вятка получила лишь в XVII веке. Им стал Трифон Вятский, крестьянский сын с архангельской Мезени и чудотворец, основатель Успенского монастыря. Успенский собор — кафедральный собор Вятской и Слободской епархии, самое старинное здание города (1684–1689 годы постройки). 5 Конец вечевой республики Несмотря на временные успехи Шемяки, победу в итоге одержал Василий II. Вятская земля попыталась вернуться к давней независимости. Впрочем, противостояние Москве было невозможно без вассальных отношений с соседними государствами, в частности, Казанским ханством. В 1455–1457 годах был построен деревянный Хлыновский кремль. Войска, посланные Василием II в 1457 году, взять его не смогли. Два года спустя город покорился — при условии сохранения местного суда и вечевых порядков. На период федеративных отношений с Москвой пришелся один из самых ярких военных эпизодов истории Вятки. В 1471 году, когда Иван III шел походом на Новгород, вятчане осуществили свою военную акцию, исключившую вмешательство Золотой Орды на стороне новгородцев. Судовая рать под командованием воеводы Константина Юрьева спустилась по Вятке, Волге и Каме, вошла в Ахтубу и напала на ханскую резиденцию Сарай. Вятчане ушли с богатой добычей, успешно прорвавшись через татарское войско, пытавшееся их остановить. Потом произошло обычное событие эпохи собирания Руси — разница во взглядах Москвы и покоренной территории на права и обязанности последней. Вятчане считали, что могут сами определять внешнюю политику своей земли, например, не участвовать в военных предприятиях. В 1485 году в Хлынов пришел приказ выступить против Казани. Это не понравилось как элите, так и жителям попроще. Лидером восстания стал боярин Иван Аникеев. Сторонников Москвы, включая воеводу Константина Юрьева, изгнали. Вятская земля на несколько лет стала военным союзником Казани, участвуя в набегах на великокняжеские земли и даже включив в гарнизон отряд казанских воинов.

http://sever.foma.ru/vjatka-gorod-na-gra...

В нашей воскресной школе учились и молодые, и пожилые люди. Однажды алтарница из кафедрального собора сказала нам, молодым: – Чтобы правильно выбрать путь в жизни, чтобы исполнилась на вас воля Божия, нужно молиться Божьей Матери. Читайте Ей 40 акафистов! Сборника акафистов у меня не было, и я прочитала за 40 дней 40 канонов Пресвятой Богородице. Сейчас мне кажется, что именно эта усердная молитва юной девушки привела меня в монастырь. Чаще всего люди не знают и не осознают Божьего Промысла о себе Чаще всего люди не знают и не осознают Божьего Промысла о себе. Каждый человек в меру своих знаний, своих понятий настроен на одно, а Господь, возможно, предусмотрел о нем нечто совершенно другое. И, чтобы понять свое призвание, нужно молиться, просить, дабы воля наша и воля Божия о нас совпали, и труды наши принесли свои плоды в земной жизни. Одинокий храм среди лесов и полей Одинокий храм среди лесов и полей Путь к монашеству у меня, по милости Божьей, оказался короткий, я приняла монашеский постриг в юности. Произошло это так. В конце учебного года преподаватели нашей воскресной школы решили организовать нам поездку в храм Всех Святых в Верхнечусовские Городки. В 1992-м году добираться туда было сложно: сначала электричкой, потом по узкоколейке, затем на пароме через Чусовую, и наконец пешком – на гору. Поехали мы впятером: наша учительница, я и еще три человека. Когда вышли на маленькой станции, я увидела на противоположном берегу Чусовой церковь – и она показалась мне необыкновенно красивой, просто чудесной: одинокая церковь на горе, среди лесов и полей. Мы добрались до храма, и нас встретил его настоятель, отец Савватий (Рудаков), мой будущий духовник. Было начало августа, и он только что вернулся с покоса. При храме батюшка построил богадельню для одиноких немощных старушек, и здесь уже действовала небольшая община из сестер, которые за этими старушками ухаживали. На другом берегу Чусовой - Казанская Трифонова пустынь Замечательные подвижники Позже я узнала, что гору, на которой находится храм, называют Святой или Митейной – по имени блаженного Митейки, который часто по ночам молился здесь много лет назад. Еще узнала, что в этих местах подвизался преподобный Трифон Вятский (1546–1612), основатель нескольких Вятских монастырей, замечательный подвижник, стяжавший многие дары Святого Духа.

http://pravoslavie.ru/126684.html

– Слушая пьесу, невозможно было не отметить благозвучный самобытный исторический язык. Как вам удалось его воспроизвести и при этом сделать так, что все диалоги понятны для современника? – Действительно, есть исторические произведения, которые так напичканы историзмами, анахронизмами, что за пониманием смысла приходится продираться, поэтому приходилось искать баланс между современным языком и языком тех людей, которые жили в XVI– XVII веках. Ведь известно же, что они обращались друг ко другу в основном на «ты», не говорили «кальмары», а «черепокожие», когда речь шла о морепродуктах. Работа с языком, чтобы он звучал интересно для современного человека и не уходил в былинную архаику, была проведена большая. Читка пьесы «Победитель. Сказание об игумене Земли Вятской» – Приведите, пожалуйста, примеры архаизмов из пьесы с переводом на современный язык. – В начале пьесы Трифон вспоминает «Слово о погибели земли Русской» и говорит, как прекрасна наша земля, сколько в ней полей обширных, гор крутых, а в финале вот эти слова о красоте русской земли преподобный произносит уже применительно к земле Вятской: «О светло светлая и красно украшенная страна Вятская! Многими красотами дивишь ты: дивишь ты реками, холмами высокими, лесами многими, полями широкими, людьми вольными, – всем ты исполнена, страна Вятская!» Можно еще привести такие архаичные изречения, как «послы иноземные к нему ласкаются», «вкушают со гласом хваления», «государевы повинности», «насильство», «потреба державная». – Поделитесь, пожалуйста, словами духовного наставления Трифона Вятского из финала пьесы, которые могут звучать особенно актуально для «народа вятского» в дни Трифоновских чтений. – «Умоляю вас, отцы, братья и сестры, народ Вятский, будьте в мире между собою, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем, всегда ищите добра друг для друга и ко всем. Русь святую любите, храните веру православную, яко зеницу ока». Рейтинг: 10 Голосов: 119 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/156894.html

По сведениям " Книги письма и дозору Успенского монастыря хлыновского городового приказчика Федора Рязанцева 7109 (1601) году " , это были города Хлынов, Котельнич, Орлов, Слободской и Шестаков. После завершения строительных работ пришло время отделывать здание внутри и наполнять его церковной утварью. Вновь самоотверженный подвижник отправился в Первопрестольную, просить помощи у власть предержащих. Новый государь Феодор Иванович приветил Трифона, а владыка Иов, поставленный в ту пору московским Собором первым Патриархом на Руси, дал разрешение освятить новый вятский храм. В Хлынов Трифон привёз богатые московские дары - целую дюжину возов, нагруженных иконами, ризами, христианскими книгами и церковной утварью. Это и позволило обустроить церковь, освящённую в 1589 году и ставшую соборной для монастыря, названного по её имени Успенским. " Велика и пречудна... " - именно так говорили о новой монастырской церкви вятчане, отдавая при этом должное как её размерам - " яко и доныне всеми видами есть " , так и оригинальности строения, какого в округе уж точно " нигде не обретается " . Действительно, храмов в целых шесть шатров в ту пору в России было днём с огнём поискать. Большинство известных русских северных православных церквей с подобной структурой датируется в лучшем случае концом XVII столетия. Храм упоминается в " Переписных книгах " с 1646 года; он запечатлён и на различных изводах иконы " Трифон Вятский перед Богоматерью " . Это подлинная архитектурная доминанта всего ансамбля монастыря, сердце его и центр композиции, окружённой бревенчатой стеной с восьмигранной надвратной Никольской церковью. В начале XVII века сюда добавилась высокая колокольня, жилые кельи и хозяйственные помещения. Неподалёку от алтарей Успенского собора ещё в минувшем столетии появилась деревянная часовня: она обозначила святой источник, который, согласно монастырскому преданию, обустроил сам преподобный Трифон, именем которого всё чаще стали именовать эту святую обитель. Однако спустя всего три четверти века Успенская церковь совершенно обветшала, вследствие чего была разобрана в 1664 году.

http://sobory.ru/article/?object=05187

Слезы матери, горячие слезы о умирающем мальчике принудили блаженного сказать ей: «печаль свою возверзи только на одного Господа, и Он тебя утешит». Прошла ночь, проведенная святым в молитве, и мальчик пробуждается веселый и начинает играть. Припадши к ногам блаженного, благодарная мать просила – половину имения взять у ней; но кому так близка помощь свыше, тому ли земным обременять себя? И Трофим, чтоб не гонять себя с места на место из-за славы, которая следовала за ним, как тень, приходит в Пыскорский монастырь (ныне село Пыскор, на красивом месте повыше Усоля), – пред сим лет за пять основанный Аникой Строгановым, – и здесь, будучи 22 лет, поступил в монахи. Обновилась, яко орля, юность его и подобно как при крещении, дано было ему новое имя: Трифон. Среди малого братства немало дел было дано молодому иноку, крепкому духом и потому терпеливому в подвигах: приводилось ему ссыкать свечи, печь просфоры и пономарить; другое послушание: месить хлеб, носить воду и дрова даже из леса на себе, – (монастырь был у самого леса). Доставало усердия на все, – и за больными присматривать, и очищать их келлии от помета и сора; и все это исполнялось в радости, без роптания и лености. А ревность к молитве была такая, что летом он уходил в лес, обнажал себя до пояса, чтобы комары и мошки не давали ему заснуть на молитве. Церковной службы и келейного правила он не любил оставлять, называя это грешным делом: всегда находился в трудах, чтобы отогнать дух праздности и уныния. Не мимо идут слова пророка: «много скорбей у праведного» ( Пс.33:20 ). «Без беззакония текох», – мог бы сказать о себе Трифон, однако предается болезни, лишается пищи и сна, не может сам поворотиться и 40 дней остается в таком положении Трифон преподобный. Уже ждет себе не живота, а смерти, и предается умильному плачу, – не потому, что не хочется помереть, но об одном всегда его забота: как бы не лишиться вечной жизни. Плач затихает и праведник дремлет: и вот световидный юноша стоит на правой стороне и говорит «я твой хранитель, послан от Бога взять твою душу».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Радуйся, по исцелении от недуга единому Богу поработати возжелавый. Радуйся, любве ради Божией, дом отеческий оставивый. Радуйся, во одежде убозей странника во град Слободский, душевнаго ради спасения, пришедый. Радуйся, в храме великомученицы Екатерины, верно и усердно служивый. Радуйся, у пресвитера Илариона приют телеси своему обретый. Радуйся, к пресвитеру оному всецело в послушание предавыйся. Радуйся, блаженне Прокопие, скорый помощниче, Вятский чудотворче. Кондак 4 Бури многих бед и соблазнов житейских в мире сем бегая, тайно от дома отеческаго ушед, и жестокому пути спасения юродству, Христа ради, умыслил еси подражати поя Богу: Аллилуиа. Икос 4 Провидя преподобный Трифон, благодати сосуд избранный явитися стране Вятской, благослови тя на подвиг юродства. Мы же, проразумение того сбывшееся зряще, вопием ти, блаженне Прокопие: Радуйся, в Дом Пресвятыя Богородицы на спасение от родителей принесенный. Радуйся, от преподобнаго Трифона любезне приятый. Радуйся, отечествие свое ради пользы душевныя оставивый. Радуйся, труды ко трудом, посты ко постом прилагавый. Радуйся, с усердием и любовию к Дому Божию во граде Слободстем Богови работавый. Радуйся, добрый подвижниче благочестия в стране Вятской. Радуйся, блаженне Прокопие, скорый помощниче, Вятский чудотворче. Кондак 5 Боготечную Кровь Христа за ны пролиянную духовныма очима выну созерцая, блаженне Прокопие, прилепился еси совершенною к Тому любовию. Темже преселился еси из града Слободскаго во град Хлынов, да славы людския убежав, поеши Христу Богу: Аллилуиа. Икос 5 Врагу, присно на подвижники ополчающуся, жестоким житием противустал еси, блаженне Прокопие, плоть духови твоему поработив воздержанием. Темже мы, подвигом твоим чудящеся, зовем ти: Радуйся, во град Хлынов удаливыйся славы и молвы людския уклоняяся. Радуйся, безплотному ангелу житием зде уподобивыйся. Радуйся, ту ветхаго человека в себе умертвивый, смиренно досаждения от людей безумных терпя. Радуйся, хлад страны Вятския не превозможе пламенныя веры твоея.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

С владыкой Хрисанфом мне довелось быть знакомым с 1975 года — в тот год, когда будущий святитель, молодой архимандрит Хрисанф получил от приснопамятного митрополита Никодима (Ротова) назначение быть благочинным Карельского церковного округа (тогда это благочиние было частью Ленинградской митрополии ). Митрополит Никодим в те годы часто присылал для совершения праздничных богослужений в Карелию своего викария — архиепископа Тихвинского Мелитона. Как старшему иподиакону владыки Мелитона, мне часто приходилось бывать вместе с ним на праздничных богослужениях в Петрозаводске. В лице архимандрита Хрисанфа я увидел человека, который болеет за судьбу Церкви, очень любит богослужения, прекрасно знает устав и разбирается в церковном пении. Архимандрит Хрисанф с большим почтением относился к старцу архиепископу Мелитону и его сопутникам, в том числе и к нам, иподиаконам. Постепенно у нас сложились добрые человеческие отношения. Когда архимандрит Хрисанф бывал в Питере, где я в то время учился в духовной семинарии и затем в академии, мы с ним встречались и много разговаривали на духовные темы. Я рассказывал ему о своей родине Вятке, древнем благословенном крае, где почитаются великие угодники Божии — преподобный Трифон Вятский и блаженный Прокопий Христа ради юродивый, Вятский чудотворец. 2 апреля 1978 года почил о Господе архиепископ Кировский и Слободской Мстислав (Волонсевич), и Кировская кафедра стала вдовствующей. По представлению митрополита Никодима (Ротова) Святейшим Патриархом Пименом и Священным Синодом Русской Православной Церкви на Вятскую кафедру был назначен архимандрит Хрисанф. Я помню наречение и хиротонию владыки, которые прошли в городе на Неве. Возглавлял все эти торжества приснопамятный митрополит Никодим. Наречение состоялось в семинарском храме в честь святого апостола Иоанна Богослова, а епископская хиротония — за Божественной литургией в Троицком соборе Александро-Невской лавры Ленинграда. Возглавил чин рукоположения архимандрита Хрисанфа во епископа митрополит Никодим. Одним из участников этого богослужения был нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, тогда еще архиепископ Выборгский, ректор Ленинградских духовных школ . В хиротонии также принимали участие архиепископ Тихвинский Мелитон, епископ Архангельский Исидор (нынешний митрополит Краснодарский и Екатеринбургский), епископ Вологодский Дамаскин.

http://patriarchia.ru/db/text/1405408.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010