Следует заметить, что святой Кирилл, прозванный за свою ученость Философом, особенно владел искусством излагать народу свои наставления наглядно, в притчах. Это мудрое подражание евангельскому способу учения, конечно, не утратило своего значения и в настоящее время, в приложении к народу, не привыкшему к отвлеченным умозрениям. Благодаря такому тесному сближению с людьми славянские просветители полностью овладевали его вниманием.      Но призванные трудиться для крещенных в веру Православную, святые Кирилл и Мефодий своей ревностью, своей проповедью, своим чинным богослужением привлекали к себе и множество неверующих во Христа славян. Многих из них крестили святые братья в Моравии и соседних с ней областях; святой Мефодий проповедовал Евангелие в земле Чешской и крестил святую княгиню Людмилу. Пример равноапостольных братьев, и труды их в переводе священных книг облегчили успехи проповеди христианства среди славян и в последующее времена. Восточным и южным славянам не навязывалась латинская литургия, как это было со стороны немецких проповедников в Поморье. И везде, где разумно предлагалась проповедь на родном языке, славяне свободно покорялись христианству, принимая вместе с ним и письменность. Пример славянских просветителей стал впоследствии живым предметом для подражания и у нас в России для распространителей Евангелия у инородцев. Так действовали святитель Стефан в Перми, преподобный Трифон Вятский и другие позднейшие благовестники среди якутов, монголов, алтайцев и т.д. Вводя у славянских народов слово Божие и литургию на общепонятном языке, святые просветители Кирилл и Мефодий решили вопрос о нашем Православии и о будущем славянских народов. В те годы уже разгорался спор между Восточной и Западной Церквами, возбужденный притязаниями властолюбия и своелюбия римских первосвятителей. Святой Кирилл был учеником блаженного Патриарха Фотия, вставшего на защиту Православия и Православной Восточной Церкви. Действуя на территории, независимой от Константинопольского Патриархата, но примыкающей к Римскому престолу, славянские просветители должны были соблюдать крайнюю осторожность, чтобы не вооружить против себя власть Рима в ущерб отеческому Православию.

http://pravoslavie.ru/1722.html

Успенский Троифонов монастырь создавался в местах, где обосновались так называемые северные " запорожцы " - русские " бывальцы " , " хлыны " и " изгои " разного рода, окружённые инородцами - вотяками, черемисами и татарами. И нравы здесь в XV-XVI веках, как свидетельствуют летописи, царили самые жёсткие и распущенные. На протяжении веков обитель выступала духовным и культурным центром, миссионером и колонизатором новых земель, защитником обездоленных и немощных. Вятский Успенский мужской монастырь основал преподобный Трифон (ок. 1546-1612) - монах Пыскорской обители, выходец из архангельских крестьян. Жители пяти вятских городов, по инициативе монаха, обратились к Ивану Грозному с челобитной о создании монастыря. В июне 1580 года самодержец дал прп. Трифону грамоту на строительство обители на месте старого городского кладбища с двумя ветхими церквами. Вятскому монастырю царь пожаловал " безданно и безоброчно " окрестные сёла и деревни с людьми, пашнями, лугами и озёрами. Царь фёдор Иоаннович, сын Ивана Грозного, даровал монастырю, кроме того, ещё Вобловицкую волость и незаселённые земли в Казанском уезде, где было впоследствии основано селение Полянки (Вятские Поляны). Пустующие земли обитель заселяла крестьянами из Вобловицкой области, способствуя освоению обширного края. В знак особого благоволения, Фёдор Иоаннович отправил в дар вятскому монастырю двенадцать подвод с иконами, книгами, ризами и разной церковной утварью. Богатые пожертвования и доходы с земель позволили преподобному Трифону построить четыре храма - Благовещенский, Успенский, Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский. Среди них выделялся Успенский собор, имевший шесть шатров. О нём сообщает дозорная книга Фёдора Рязанцева (1601): " На Вятке в Хлынове городе монастырь стал... деревян, круглой, о шти приделах и шти верхах, сооружение мирское всех вятских пяти городов " . Современник писал, что церковь та " велия и пречудна " и по своей архитектуре подобных храмов " нигде не обретается " . Историки предполагают, что его архитектурная идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве, где неоднократно бывал преподобный.

http://sobory.ru/article/?object=03207

Он поселился в лесу, принадлежавшем Строгановым, по их просьбе. Там он исцелил слепого крестьянина Григория. Но когда лес загорелся от костра, зажженного преподобным, Строганов в гневе забыл, как он чтил его, и приказал его заковать. Прп. Трифон предсказал ему ту же участь, и она действительно скоро постигла Строганова, впавшего в немилость у царя. Тогда он испросил прощения святого, но попросил его удалиться из его владений. По внушению свыше прп. Трифон пошел в Вятку (Хлынов) основать там монастырь. Это было заветным желанием горожан, о котором он не знал. Сначала они обрадовались, но потом ревность их остыла, и за это они были наказаны проливным дождем, который не прекращался от 15 августа до 8 сентября. В этот день Пресвятая Богородица явилась одному благочестивому горожанину и повелела, чтобы обет был исполнен, дабы городу избегнуть гнева Божия. Наконец монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы был закончен, и прп. Трифон, возведенный в сан архимандрита, стал первым его настоятелем. По делам своей обители он ездил в Москву и Казань, где предсказал митрополиту Ермогену патриаршество и мученический конец (см. житие свщм. Ермогена — 17 фев.). В конце своей жизни прп. Трифону пришлось перенести тяжелую скорбь: против него восстали некоторые из братии, недовольные введенным им строгим уставом, во главе с любимым его учеником Ионой, которого он готовил себе в заместители. Восстали против него и добились его низложения и изгнания. Тогда святой старец ушел странствовать по разным городам и монастырям России. Везде он устраивал крестные ходы и раздавал милостыню. В городе Слободске он основал Богоявленский монастырь. Но умереть он желал в своем монастыре и, почувствовав себя больным, вернулся в Вятку. Диакон Максим нашел его больным в лодке. Под влиянием всего городского духовенства архимандрит Иона покаялся и послал просить своего духовного отца вернуться в монастырь. Велика была радость преподобного. У монастырских врат он был встречен архимандритом Ионой с братией, на коленях просивших у него прощения. Преподобный ответил: «Бог простит тебя, чадо Иона! Всему виной древний враг нашего спасения!»

http://sedmitza.ru/lib/text/437756/

Н. Белых особо отметил духовное и культурное значение деятельности преподобного Трифона Вятского для региона. «Этот человек — святитель вятских земель, благодаря усилиям которого Вятка стала православной землей. И нам очень важно было открыть этот памятник перед главным православным событием года — Великорецким крестным ходом, который начнется 3 июня. Здесь по центральной улице города пойдет многотысячное шествие людей, которые каждый год на протяжении уже многих лет, а если брать крестный ход, то и столетий, двигаются в сторону с. Великорецкого на реке Великой. Преподобный Трифон Вятский будет провожать, наставляя паломников в их сложный путь», — сказал губернатор. Глава региона также отметил, что этот памятник создавался за счет частных пожертвований, был создан благодаря участию многих и многих людей, и стал поистине народным. «В этой скульптуре много маленьких усилий, шагов, действий, жителей не только Вятского края, но и других регионов. Поэтому я хочу вас всех поздравить с этим событием, и, дай Бог, чтобы такая традиция по созданию духовных и культурных символов в регионе у нас продолжалась и дальше», — заключил Н. Белых Министр культуры Российской Федерации, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский в своем выступлении, в частности, сказал: «Открытие этого памятника очень отрадное событие с разных точек зрения. И замечательно, что в Вятке появляются такие точки притяжения — новые символы города, новые памятники, новые образы, тем более образы таким удивительным людям как Трифон Вятский». «Его проповедь и активное подвижничество пришлись как раз на самые тяжелые годы на Руси: решался глобальный для государства вопрос: останется ли Россия или ее не будет. И удивительно то, что в первую очередь лица духовные стали центрами духовного, нравственного последующего возрождения единой России», — добавил В. Мединский. По завершения церемонии открытия памятника преподобному Трифону Вятскому во вновь отреставрированном Вятском губернском доме было подписано соглашения о сотрудничестве между правительством Кировской области и епархиями Вятской митрополии . Стороны представляли губернатор области Никита Белых, митрополит Вятский и Слободской Марк, епископ Яранский и Лузский Паисий и епископ Уржумский и Омутнинский Леонид . Подписание соглашения прошло в присутствии министра культуры В.Р. Мединского.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4107983...

В настоящее время здание реставрируется. Работы ведёт фирма «Арсо». Источник информации - Архитектура, дизайн и строительство. История архитектуры Кирова и области Со Свято-Никольской надвратной церкви, возвышающейся над келейными корпусами, начинается знакомство с архитектурным комплексом Трифонова монастыря. Дату постройки каменного Никольского храма источники не сохранили. Её можно определить лишь приблизительно, основываясь на иконе " Преподобный Трифон Вятский перед Божией Матерью " , датируемой последним десятилетием XVII века. С высочайшим мастерством выполнена выразительная композиция архитектурного декора, который несёт ряд черт, роднящих Никольскую церковь с главным храмом монастыря. Это даёт основание предположить, что в строительстве Никольской церкви участвовали московские зодчие. Четыре изящные главки на постаментах дополняли оригинальные формы врат. Над вратами располагались образы преподобного Трифона, а со стороны двора - Архистратига Михаила. Вплоть до ХХ века интерьеры храма не были украшены живописью. Росписи появились в 1910 году, во время проведения в церкви реставрационных работ. На стекле центрального алтарного окна появилась сцена " Воскресение Христово " , в правом окне - композиция " Моление о чаше " , в левом - " Мироносицы у гроба господня " , над престолом - " Тайная вечеря " , на стенах - изображения святителей. Стройный храм как бы поддерживают корпуса настоятельских и братских келий, что делает главный въезд в монастырь ещё более торжественным. Широкая арка ворот подклетного этажа ведёт во внутренний парадный двор. Здесь, возле Святых ворот, находится точка обозрения на основную группу монастырских построек, расположенных под некоторым углом к центральной оси ворот. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2011 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05188

– Какова основная тема пьесы? Чему она посвящена? И какие добрые чувства может пробудить в зрителях? – Пьеса посвящена нравственному подвигу преподобного Трифона Вятского. Его справедливо считают основателем православного просветительства на Вятской земле в XVII веке, бережливым книжником и хартофилаксом, создавшим в монастырской обители уникальную библиотеку для своего времени. Пример жизни преподобного Трифона Вятского, достойно донесенный с помощью театрального искусства до жителей города, приумножит в сердцах любовь к Церкви и родному городу, будет способствовать положительному влиянию на туристический имидж Кирова и Кировской области. Преподобный Трифон Вятский – Все герои пьесы – реальные исторические лица? – Единственный выдуманный персонаж – это Ванька, ученик преподобного Трифона из разбойников. В житии преподобного есть упоминание об его ученике, это вполне мог быть реальный человек. В лесах тогда было очень неспокойно, и Ванька легко мог быть далеким правнуком ушкуйников из Великого Новгорода, которые вместе с новгородскими переселенцами много веков назад прибыли на Вятскую землю. – А диалоги тоже опираются на исторические события того времени? Это была одна из сложностей – вписать документальность в художественное событие – Безусловно. Это была одна из сложностей – вписать документальность в художественное событие, чтобы они ладно сочетались, и не допустить того, когда персонаж говорит, действует не по своему характеру, не по тем историческим реалиям, которые были. – Каким образом происходил подбор актеров для читки пьесы? – Поскольку я уже давно работаю в театре кукол, мы с актерами других театров встречаемся и на фестивалях, и на премьерах, поэтому при выборе того или иного персонажа мной учитывались душевные особенности, творческий актерский темперамент. – А на роль Ионы легко было уговорить актера? – Актер Кировского театра кукол Павел Стволов – очень талантливый, щедрый на игру! Он сказал, когда прочитал пьесу, что это шикарная роль, там действительно есть что играть. С одной стороны Иона – тоже ученик преподобного, а с другой – предатель. И актеру в ходе читки вместе со своим персонажем приходится проживать его душевные метания.

http://pravoslavie.ru/156894.html

Иннокентий , 1819–25. Павел , 1825–32, перев. в Далматов. Илия , из протоиереев, с 1833; архим. 1834–39. Анатолий , 1840–48. Алексий , 1849–59. 3 Архангельского (Михаила архангела), в Соликамске, упразднённого, [VI, 177?]: Иг-нья Ираида , 1628. – Капитолина , 3 июня 1694. Спасского, в Соликамске, иг-нья Ирина , 1738. 4 Богословский, в Чердыни, основан при крещении Пермяков (Акт. Ист., I. 207); в 1631 приписан был к Троицкой Сергиевой Лавре; упразднён в 1764 г. [III, 397.] Строители Варлаам , 1580. Антоний (игум.), в нояб. 1585. Адриан (игум.), в февр. 1600. Иов , 1607. Антений , в нояб. 1614. Трифон , 1624–30, отставлен в мар. (Акт. Ист., III, X 162. Сего и Вознесенского, 1624). Герасим определён в мар. 1630, а 1631 перев. в Вятский Трифонов. Варсонофий Горяинов , 1637. Никифор , в мар. 1663. Евфимий (игум.), 1680. Симеон , 1705. Дионисий , архим., в янв. 1700. Никита , игум., 1737 и 38. Иосиф , архим., 1745–47. Строители Симеон , 1671. Питирим , 1677. Герасим , 1683. Иаков , 1688. Тихон , 1690–99, 1702, 1708, 1717. 6 Далматов Успенский основан в половине XVII века; ныне третьеклассный. [IV, 3.] Строит. Далмат Мокренский , основатель, 1644–59. Игум. Исаак Мокренский , сын его, 1666 и 67. Строит. Никон , 1669. Игум. Иосиф , 1673. – Афанасий Творогов , 1675–78. – Исаак Мокренский , 1679–1702; архим. 1702–24, † 11 дек. – Филипп , 1725–30. Архим. Сильвестр , в февр. 1730–1735. – Порфирий Насонов , 8 мар. 1736–1738. – Сильвестр , 1739–49; † … – Митрофан † около 1758. – Иакинф Кашперов , 1763–77, в февр. перев. в Пыскорский. Игум. Адам , 1777–82. – Даниил 19 июня 1783 перев. из Новгородского Отенского. – Гавриил , 1803–10. – Павел 1832 перев. из Истобинского; до 1847. В 1844 и 45 под управлением викария Мельхиседека. Игум. Мефодий , 1851–53; архим. 1854–66. Архим. Исаакий , 1869. Строители Арсений , основатель, 1605. Нифонт , 1619–21. Исаия , 1645. Макарий , 1647. Иов , 1654. Пафнутий , в сент. 1663. Ефрем , игум., 1685. Самуил , игум., в февр., мар. 1703. 8 Николаевский, в Верхотурье, основан в 1604 г.; ныне 2-го класса. [III, 531.] Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Близ места, где жительствовал преподобный, было жилище остяков – идолопоклонников, которые любили жить в лесах и боготворили или чтили какую либо рощу и в ней поклонялись пред великим деревом. Собралось раз к преподобному остяков до 70 (он тогда копал землю, чтобы посеять хлебные зерна на ней), и спросил его старшина их: «ты кто? откуда пришел? зачем живешь здесь и что делаешь»? – И Зевендук при этом объяснил еще: «ибо я много видел: то поднимается над этим местом пар, то дым, то огненный стоит столп, и затем пришел посмотреть сюда». – Преподобный отвечал: «имя мое Трифон, я раб Бога моего Иисуса Христа и сюда пришел послужить Ему». – «А кто Бог твой и почто ты стал Его рабом»? спросил еще старшина; и преподобный рассказал ему о жизни Иисуса Христа, – какие он творил чудеса, как был распят и воскрес из мертвых и вознесся на небо. Проповедал еще об ожидании воскресения всех мертвых, о страшном суде и Судии, сидящем на облаках; при сем указывал и на то, – что есть истинный Бог , Которому должны работать или служить все люди. После, рассказывая о сем своему князю (Амбалу), остяки с старшиной говорили: «ни мы, ни отцы наши не слыхали такой повести ни от кого». На поляне, где было кладбище остяков, стояло древнейшее дерево (елевое), толщиною в три обхвата слишком; прутья были по четыре сажени и более. К нему из дальних мест приезжали остяки и вогулы приносили свою жертву за удачи в звериной ловле; и висели на нем шкурки звериные, ширинки и серги: так мужчины и женщины украшали своего лесного бога. Раз пришел к преподобному русский торговец и рассказал, как некто из города Чердыня посмеялся над служением остяков этому дереву и к вечеру занемог и умер. Преподобный захотел срубить это дерево, служившее соблазном и погибелью многих душ, и тот дал ему стальной топор, который мог рубить железо. Чтобы избавить остяков от владычества духа тьмы, князя века сего, власть которого разрушается, как Господь сказал, постом и молитвой, – преподобный Трифон четыре недели пребывал в посте и непрестанной молитве, да явит Господь этим людям милость Свою; и тогда взял на себя икону Спасителя с предстоящими Богородицей и Крестителем и срубил, и сжег то дерево.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Во время борьбы великого князя с последними остатками удельного быта митрополиты, как прежде, усердно действовали в пользу верховной власти; Филипп и Геронтий содействовали великому князю в покорении Новгорода, писали послания о повиновении великому князю в непокорные края – Псков, Вятку и Пермь. Памятниками руководительных отношений церкви к верховной власти служат между прочим два послания к великому князю, одно от митрополита Геронтия и собора духовенства, другое от ростовского епископа Вассиана – оба на Угру, где великий князь в боязливой нерешительности стоял с полками перед ханом Ахматом; оба послания возбуждали его к решительному бою за землю Русскую. Но с другой стороны, при Иоанне, несмотря на его постоянное старание во всем держаться старых форм, под этими формами видим проявления уже новых отношений. Великий князь не любил, например, митрополита Геронтия, пастыря твердого, не боявшегося в случае надобности сказать великому князю решительное слово, и однажды едва не отказал ему от кафедры. В княжение Василия Иоанновича, который развил верховную власть еще больше отца, поставление митрополита происходило даже без соборного избрания, по воле одного великого князя. Преемник митрополита Симона Варлаам (с 1511 г.) чем-то не понравился великому князю, и великий князь заточил его в Спасо-Каменный монастырь. На место его поставлен был (1522 г.), волоцкий игумен Даниил, человек весьма образованный, учительный, искренно преданный верховной власти, но слишком уже подчинявшийся воле властительного и не всегда справедливого великого князя. Один опальный боярин Берсень-Беклемишев говорил о нем: «Учительнаго слова (т.е. великому князю) от него не слышно, и не печалуется ни о ком, а прежние святители сидели на своих местах в мантиях и печаловались государю о всех людях». Слабость духовной власти особенно ясно высказалась в деле о разводе великого князя с его неплодной супругой Соломонией. Есть предание, что против этого незаконного развода были и Максим Грек, живший тогда в России, и восточные святители, приславшие свой голос из Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Но Даниил, исполняя желание великого князя, все-таки насильно постриг Соломонию в суздальском Покровском монастыре и обвенчал великого князя новым браком с Еленой Глинской. Плодом этого брака был Иоанн Грозный. Митрополиты в малолетство Грозного. Митрополит Макарий В малолетство Грозного постоянное участие митрополитов в гражданских делах втянуло их в распри бояр и подвергло насилию партии Шуйских. Митрополит Даниил стал было на сторону противной партии Бельских, но Шуйские заставили его отречься от кафедры (1539 г.) и сослали в Волоцкий монастырь. Преемник его Иоасаф тоже стал за Бельских и тоже подвергся (1542 г.) от Шуйских бесчестному низвержению с кафедры и ссылке в Кириллов монастырь. После него митрополит Макарий, бывший новгородский владыка, был осторожнее и сумел удержаться на кафедре целых 22 года. Но и он потерпел от Шуйских много неприятностей, когда заступился за любимца Иоаннова, князя Воронцова, которого Шуйские хотели убить, опасаясь его влияния на царя. Новый государь вступил в управление делами с сильно возросшей жаждой власти, которую у него слишком долго отнимали бояре, и с самым высоким понятием о значении самодержавного государя. На 17 году (1547 г.) он принял помазание на царство, по примеру, как он говорил, греческих царей и прадеда своего Владимира Мономаха , и явился на русском престоле первым «прирожденным» и «Божиею милостию» царем. После, в 1557 г., он получил утверждение в царском сане от собора греческих святителей. Юный царь был благочестив, почитал священный чин, ревновал о благе Церкви. После потрясения, произведенного в его впечатлительной душе московским пожаром 1547 года, он торжественно, на лобном месте, принес покаяние в грехах своей юности и бедствиях земли и просил митрополита Макария быть его пособником и учителем. О том же просил он русских святителей на Стоглавом соборе. Собор этот был созван в 1551 году для разных церковных исправлений, в которых, при тогдашних обстоятельствах, чувствовалась сильная нужда. После соединения Русской земли в одно целое государство Москва получила возможность одним общим взглядом производить обзор всей русской жизни, и все зло, все нестроения, формировавшиеся веками и бывшие прежде, при удельных перегородках государства, лишь местными, отрывочными явлениями, предстали теперь перед правительством и общественными деятелями в массе, разом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010