Часть третья. От разделения митрополии до учреждения патриаршества Распространение веры Христианство продолжало распространяться в Пермском крае, особенно после 1472 г., когда воевода кн. Федор Пестрый «привел всю Землю за великого князя» – Uoahha III . Но еще долго Церковь не могла вытеснить из пермских лесов остатков язычества, тем более, что местное духовенство не проявляло достаточной ревности о вере. В 1501 г. митрополит Симон горько укорял его за небрежение к исполнению пастырских обязанностей и дурную жизнь. Владыка увещевал пермского князя Матфея и других начальников стараться об искоренении служения болвану Воипелю и треб языческих. Известны, проповедывавшие в тех краях, препп. Лонгин и Симон, основавшие около 1537 г. обитель в устье р. Коряжемки в 10 верстах от Сольвычегодска; последний в 1541 г. основал еще обитель на р. Сойге, в 82 верстах от Сольвычегодска. Важным было поселение в пермском крае Строгановых. Кругом их богатых усольев начали возникать церкви и монастыри, между которыми замечательны по просветительному значению Пыскорский и Соликамский монастыри. Лука Строганов упоминается в правление вел. кн. Uoahha III , как богатый, искусный в делах и знающий старину, уроженец тех стран. При вел. кн. Василии III, внуки Луки получили право населить пустынный участок в Устюжском уезде. В царствование Uoahha IV они обратили свою промышленную деятельность в область Камы, и все более приближались к Уралу. Обладая крупными средствами, варили соль, строили городки или острожки, снабжая их «нарядом» (артиллерией) и содержа там ратных людей. Из Пыскорского мон. вышел просветитель пермских вогулов и остяков пр. Трифон Вятский (1612). Проповедуя Христа, он водворился на р. Мухе на остяцком освященном месте, где стояли боготворимые остяками деревья. Срубив эти деревья, он, не устрашившись последовавшей злобы язычников, продолжал проповедь, крестил многих, даже семейства остяцкого и вогульского князей. Он основал на р. Чусовой обитель, где жил 9 лет, пока его не прогнали местные жители. Тогда он ушел в Хлыново (буд. Вятку) и в 1580 г. основал Успенский мон. По неудовольствию братии на его строгость, он удалился из обители и вел долгую странническую жизнь, проповедуя по берегам Камы и Вятки. В глубокой старости он вернулся в Вятскую обитель и преставился там в 1612 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Трифон, архимандрит Вятский (+ 1612) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 8 окт. в день преставления Прп. Трифон был младшим сыном богатого крестьянина села Немигонска Архангельской области. Отца он рано потерял и жил в послушании у матери и братьев. Но когда они захотели его женить, он ушел в город Орлов, основанный купцами Строгановыми, и стал жить у благочестивого священника Иоанна под его руководством. Уже в то время он проводил подвижническую жизнь и стяжал многие благодатные дары. Однажды слуги Строгановых из глупой шутки сбросили его в снег с высокого берега реки Камы. Снег обвалился, и юноша был засыпан. Испуганные слуги откопали его, но он оказался не только невредимым, но даже теплым, и снег вокруг него обтаял. Слуги сознались во всем хозяевам, и они пригласили блаженного к себе. Придя в их дом, он исцелил их сына и потом еще одного ребенка. Родители исцеленных хотели дать ему деньги, но он не взял их, а посоветовал им быть милосердными к бедным. После этого блаженный поступил в Пыскорский монастырь, где на двадцать втором году жизни принял постриг с наречением ему имени Трифон. В монастыре он тяжело заболел и, когда впал в беспамятство, увидел ангела, желавшего вознести его на небо, и услышал глас с неба, повелевавший ему оставить его на земле. Когда Трифон очнулся, явился ему святитель Николай со словами: «Встань и ходи!» — и исцелил его. После этого, избегая славы человеческой, преподобный тайно оставил монастырь в поисках уединения. Он остановился у становища язычников-остяков, обратил их силою своего слова ко Христу, уничтожил их капища и срубил ель, которой они поклонялись. После остяков он проповедовал Христа у другого языческого племени — вогулов — и обратил их. Но игумен потребовал его возвращения, и Трифон повиновался. Но когда он извел из земли иссякшие соленые источники, слава его как чудотворца опять возросла, и он опять оставил монастырь, на этот раз навсегда.

http://sedmitza.ru/lib/text/437756/

Якова и Григория Строгановых, жил несколько времени в отчине их на р. Чусовой, основал там Успенский монастырь, поручил его ученику своему Иоанну, а сам решился перейти в Хлынов. В 1580 году преп. Трифон обходил в Хлынове храмы Божии и всего чаще посещал церковь св. Николая, где стояла чудотворная Великорецкая икона святителя. Диакон этой церкви Максим Мальцов полюбил раба Божия и принимал его у себя. Потом и другие Хлыновцы, стали приглашать его в свои дома. Ознакомясь с окрестною местностию Хлынова, он избрал место для обители и явясь на сходку Вятских людей, просил дозволения устроить обитель за городом у двух церквей, из коих одна, ветхая была в честь Успения Богоматери. Все обрадовались такому предложению. С просьбою Вятчан о обители преподобный отправился в Москву. Святитель посвятил Трифона в иеромонаха-строителя новой обители; а царь Иоанн Васильевич, дал грамату на землю. По возвращении в Хлынов, на месте ветхой церкви, преподобный начал строить каменный храм. Скоро собралась братия в новую обитель. Еще третий монастырь устроен им в Сольвычегодске на щедрые приношения Никиты Строганова. Последние дни свои преп. Трифон провел в любимой своей Успенской обители, где и ум. 8 октября 1613 года. Там и мощи его почивают под спудом. Сохранилась царская грамота в Хлынове об основании монастыря, от 2 июня 1580 года (Акт. Археогр. Эксп. 1, 370). «Житие упоминает о смерти ученика его Досифея, жившего 50 лет по смерти учителя, следовательно написано не раньше 1662 года. Но события жизни Трифона были еще свежи в памяти неизвестного биографа; на это указывают многочисленные и любопытные подробности в его рассказе. Он имел под руками письменные источники, ссылается на послания Трифона, точно обозначает грамоты, полученные из Москвы» (Ключевский, стр. 342–343). Оно издано в «Правосл. Собеседнике» 1868 года. В «Иконописном Noдлuhhuke&qquom;: «подобием сед, брада аки Сергиева, пошире и тупая, власы на главе не с ушей, ризы преподобническия, и в шапке; нецыи пишут ризы преподобническия» (Филимонов, стр. 35). 452. Святый Прокопий иже Христа ради юродивый Вятский чудотворец, преставися в лето 7100 месяца Декабря в 21 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Arhiva În Eparhia de Veatka a fost dezvelit monumentul cuviosului Trifon de Veatka 3 iunie 2015 09:07 30 мая 2015 года, в Троицкую родительскую субботу, в городе Кирове состоялось открытие памятника преподобному Трифону Вятскому. Памятник установлен на месте, где ранее находилась церковь Покрова Божией Матери. Открытие памятника приурочено к 435-летию появления святого Трифона в Вятке. Средства на памятник были собраны благодаря усилиям правительства Кировской области, Вятской епархии и горожан. В торжественной церемонии открытия приняли участие митрополит Вятский и Слободской Марк , министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, губернатор Кировской области Никита Белых, глава города Кирова Владимир Быков, авторы памятника, скульпторы, члены Союза художников России Владимир Бондарев и Клара Коциенко, руководители предприятий и организаций города. В сквере возле памятника собрались представители городской общественности, горожане, поддержавшие проект установки памятника преподобному Трифону. Митрополит Марк совершил чин освящения монумента и обратился к собравшимся с архипастырским словом. «Мы вспоминаем труды и подвиги преподобного Трифона Вятского, который вложил свою душу в просвещение этой земли... Святой Трифон внес свою лепту не только в просвещение народов вятских и пермских, земель, но и в то делание, которое совершили многие и многие подвижники благочестия, результатом которого стало прославление нашей земли на всей планете, ибо о ней пошла слава как о Руси Святой», — сказал глава Вятской митрополии (просветительской деятельности святого Трифона посвящен доклад профессора Вятского ГГУ В.Б. Помелова  «Преподобный Трифон как просветитель жителей Вятской земли» , размещенный на сайте Вятской епархии). С памятным событием участников торжества также поздравили министр культуры РФ, председатель Российского военно-исторического общества В. Мединский, губернатор области Н. Белых, глава города Кирова В. Быков. Губернатор области Никита Белых в своем выступлении предположил, что памятник станет одним из символов города: «У города при всей его богатой истории не так много символов, И очень приятно, что за последние несколько лет у появляются все новые и новые объекты, которые становятся центрами притяжения, куда приходят люди в самые различные моменты своей жизни… Таким очень ярким элементом нашего города, безусловно, станет и памятник преподобному Трифону Вятскому».

http://patriarchia.ru/md/db/text/4107983...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый (+ 1628) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 21 дек. в день преставления Св. блаженный Прокопий был сыном вятских благочестивых крестьян Максима и Ирины. Он был сыном, вымоленным ими у Бога. Когда ему было 12 лет, он однажды, работая в поле, был так испуган грозой, что потерял сознание. Пришел он в себя тяжелобольным. Исцелил его прп. Трифон, архимандрит Вятского монастыря. Он вернулся с родителями домой и продолжал работать по-прежнему. Лет семнадцати он с разрешения родителей поступил на службу к одному священнику в городе Слободском и работал у него три года. Услышав же, что родители хотят его женить, он ушел в город Вятку и вступил на путь юродства Христа ради. Жил он на улице и ночевал, где заставала его ночь, не входя в дом. Он всегда молчал и объяснялся знаками и только с духовником своим, о. Иоанном Колачниковым, говорил как разумный человек. Ходил он полунагим. Когда почитатели его, воевода князь Александр ростовский и жена его Наталия, давали ему одежду, он некоторое время носил ее из послушания, а потом или бросал, или отдавал нищим. Приходя к больным, он тех, кто должен был выздороветь, подымал с постели, а тем, кто должен был умереть, складывал на груди руки. Так поступил он с маленьким сыном одного священника: он положил его на паперти и скрестил ему руки; ребенок скоро умер. Знаками же он предсказал скорое освобождение из тюрьмы опального воеводы Татищева и заключение другого воеводы, князя Жемчужникова. Юноша Корнилий Корсаков пел на клиросе. Блаженный силой его втолкнул через царские врата в алтарь: через шесть лет Корнилий стал священником, а овдовев, игуменом Киприаном. Так св. Прокопий провел 30 лет. О дне кончины своей он был извещен свыше. Отстояв утреню в Девичьем монастыре, он вышел с молитвой и молился еще, стоя на мосту. Затем перешел мост, сел на землю, отерся снегом и дошел до городской башни. Там он лег на землю, скрестил руки на груди и тихо предал дух свой Богу. Приготовили тело к погребению в доме благочестивого подьячего Симеона Павлова. Собралось духовенство и множество народа, все время вслух призывавшего праведника: «О блаженне Прокопие, молись за нас прилежно!» Погребен он был в Трифоно-Успенском монастыре, в Успенском храме, где святые мощи почивали под спудом до наших дней.

http://sedmitza.ru/lib/text/438002/

Орлов. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанско-Богородицкий собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1801 и 1805. Год утраты:Не установлен. Адрес: Кировская область, г. Орлов Координаты: 58.53517, 48.898911 Проезд:Собор находился посередине квартала между улицами Ленина, Капустина, Набережной и Василия Сокованова Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Строительство собора началось в 1801 году по грамоте Вятского Епископа Амвросия от 26 июня 1800 года. Прежнее название собора — Архангельский, который существовал еще в 1613 году. В это время собор посетил Преподобный отец Трифон Вятский и благословил ему икону Соловецких Зосима и Савватия. Переименование собора состоялось скорее всего по окончании строительства нового здания, так как старое здание Архангельского собора пришло в ветхость. Величественным было здание Казанско-Богородицкого собора — белого пятиглавого храма на берегу Вятки. Строительство собора завершилось в 1805 году. В нем было два храма: теплый и холодный. В первом – два придела. Правый назван в честь Михаила Архангела — в память о прежнем названии собора, левый – в честь преподобных Соловецких Зосима и Савватия. В холодном храме один придел назывался в честь иконы Казанской Божьей Матери. Первые два придела, вероятно, уже существовали и в Архангельском соборе. В соборе в разных приделах находились очень древние иконы. Среди них — икона Всемилостливого Спаса Воздержателяв старинном серебряном с позолотой окладе, икона Казанской Божьей Матери, икона Чудотворного Нерукотворного образа Вятского. Хранилась там и Евангелие от 1735 года. Интересна история иконы с изображением Христа Спасителя, которая в собо­ре была в копии. Подлинник иконы по приказу царя Алексея Михайловича силой вывезен с Вятки для показа ему в Москву. Икону в Кремль ввозили через фроловские ворота одноименной башни. После этого случая башню и ворота стали именовать Спасскими. Спустя некоторое время другой царь — Александр (Благословенный), будучи проездом в Орлове, посетил этот собор в 1824 году. Копия, хранившаяся Казанско-Богородицком соборе, погибла в советское время

http://sobory.ru/article/?object=33025

Патриаршее поздравление в связи с празднованием 350-летия образования Вятской епархии 21 октября 2007 г. 10:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил поздравление митрополиту Вятскому и Слободскому Хрисанфу , клиру и пастве Вятской епархии в связи с празднованием 350-летия образования епархии. Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Хрисанфу, Митрополиту Вятскому и Слободскому, клиру и пастве Вятской епархии Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую Ваше Высокопреосвященство, всех священнослужителей и мирян Вятской земли в связи со знаменательной датой — 350-летием со дня образования Вятской епархии. Еще в XIV веке здесь Промыслом Божиим была явлена великая святыня — Великорецкий чудотворный образ святителя Николая. В память об этом событии был учрежден многодневный крестный ход. Еще одним знамением милости Господней к вятской земле стало появление на ее просторах подвижников веры и благочестия, самым замечательным из которых стал преподобный Трифон Вятский, Чудотворец, сияющий своими подвигами и чудесами «яко светозарная звезда» на церковном небосклоне. Сотни дивных храмов, десятки монастырей украшали этот край, делая его «землей святой» (Исх. 3:5), изобильно наделенной «дарами Духа» (1 Кор. 12:4). Таким образом, когда в 1657 году определением Московского Собора, была учреждена Вятская епархия, она охватила собой территорию, на которой Православная вера с древних времен совершала дивные и благодатные дела Божии. Многие вятские архипастыри оставили о себе добрую молитвенную память. Это первый архиерей Вятки — епископ Александр, неутомимый труженик — святитель Иона, епископ Варфоломей (Любарский) и архиепископ Вениамин (Тихоницкий). В суровое лихолетье XX века Вятский край стал местом исповеднического и поистине мученического служения, которое подъяли на свои плечи многие клирики и миряне Русской Православной Церкви, подвергнутые заключению в тюрьмы и лагеря и засвидетельствовавшие истину Христову собственной кровью.

http://patriarchia.ru/db/text/310851.htm...

Преподобный Трифон Вятский Биография Трифона Вятского, названного В.А. Бердинских, «истовым, деятельным и суровым основоположником вятского монашества», несмотря на формальное наличие в ней всех ключевых эпизодов канонического жития, характеризуется все же сугубо индивидуальной сюжетной канвой и особым богословским осмыслением психологии святости, места святого в мире людей и государственных отношений. Это обусловлено, по всей видимости, особенностями устроения внутреннего мира самого Трифона. В первую очередь обращают внимание следующие характерные черты его душевного портрета – молитвенное дерзновение и душевная прямота. Соединение двух этих качеств делает из преподобного прижизненного чудотворца и одновременно призывает на него целую лавину искушений, гонений и бед, поскольку за всякое чудо следует платить, причем не только авансом (добродетельной жизнью и праведными трудами во благо Церкви), но и по процентам, растущим со временем по законам геометрической прогрессии (зависть единомышленников, бесовские козни, видимая и невидимая духовная брань). Конечно, читая Житие, мы соприкасаемся с личностью преподобного опосредованно – сквозь призму ее восприятия агиографом, однако даже так можно понять и почувствовать тот отвергающий самую возможность успокоения дух, которым была пронизана многоликая и разнообразная деятельность этого самородка. Трифон (в крещении Трофим) был сыном обыкновенного мезенского крестьянина и с детских лет дышал тем же бодрящим морозным воздухом вольнолюбивых поморов, который взрастил полтора века спустя еще одного талантливого непоседу-северянина по имени Михаил. И если для Ломоносова мощнейшим социальным лифтом стали образование и карьера ученого, то пример преподобного Трифона (и не только его) показал, что во второй половине XVI века, чтобы выбиться в люди, получить доступ к царю и патриарху, человеку незнатному и небогатому можно было искать успеха на поприще монашеского делания. Думается, не последней психологической причиной конфликта, возникшего между преподобным и его учеником Ионой было спесивое нежелание последнего («бяше родом честных дворян московских») находиться в повиновении у простеца, что называется, от сохи, хотя в случае Трифона вернее было бы сказать «от невода».

http://pravoslavie.ru/107409.html

8 святынь Вятской земли До революции Вятку называли краем тысячи церквей. Сегодня храмов меньше — взрывали, разрушали, переделывали, закрывали… Но осталось на Вятской земле немало мест, которые или сами являют собой сильнейшие духовные центры, привлекающие сонмы паломников, или сохраняют в своих стенах почитаемые святыни. О некоторых из них — в нашем материале. 1 Успенский Трифонов монастырь Фото pastvu.com Монастырь основал в 1580 году преподобный Трифон Вятский. Святой пришел в Вятку из чусовских владений солепромышленников Строгановых. Начался монастырь с двух деревянных храмов — Благовещенского и Успенского. Вскоре рядом с обителью появились две монастырские слободки. В последующие столетия деревянные монастырские постройки были перестроены в камне. В 1918 году монастырь был закрыт. Успенский собор продолжал действовать как приходской храм. Монахов репрессировали, в сохранившихся помещениях размещались коммуналки, общежития, швейная фабрика, пекарня, мазутная котельная… В Успенском соборе, где был архив, по счастью, сохранился дореволюционный иконостас. Реставрационные работы монастыре начались в 1950-е годы, продолжились в 1980-е. В конце 80-х — начале 90-х Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь был вновь открыт. Успенский собор стал кафедральным храмом епархии. Храмы и постройки монастыря восстановили, Успенский собор заново расписали, в 2004 году на пожертвования отлили самый большой в епархии колокол. Сегодня в архитектурный ансамбль монастыря входят постройки XVII–XIX веков: собор Успения Богородицы, Никольская надвратная церковь, колокольня, Трехсвятительская церковь, Благовещенская церковь, часовня Трифона Вятского, настоятельские палаты, братский корпус, башни и другие постройки. В монастыре покоятся мощи преподобного Трифона Вятского (он скончался в 1612 году), погребены мощи блаженного Прокопия Вятского, Христа ради юродивого. Родники, изливающиеся из-под Успенского собора, забраны в трубы с общим выводом на склоне коренного берега реки Вятки. Источник освящен в честь преподобного Трифона, архимандрита Вятского. По преданию, в этом месте преподобному явилась Матерь Божия, и он выкопал здесь колодец. Адрес монастыря: 610000, г. Вятка (Киров), ул. Горбачева, вл. 4.

http://sever.foma.ru/sem-svjatyn-vjatsko...

Свято-Покровский женский монастырь (Каменное Заделье) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский монастырь основан в 1993 году в лесу на берегу реки Чепцы близ села Каменное Заделье. В этих местах проповедовал и исцелял больных преподобный Трифон Вятский. По молитвам преподобного Трифона на берегу реки Чепцы забил источник целебной воды, исцеляющей от трахомы. Ныне источник находится на территории монастыря. Содержание История [ править править код ] Покровский женский монастырь близ села Каменное Заделье Балезинского района стал первой монашеской обителью в Глазовской епархии новейшего времени. Первый епископ, приехавший на удмуртскую кафедру после восстановления Ижевской и Удмуртской епархии, Палладий (Шиман) думал основать в этом тихом уединенном месте обитель для одиноких священников, ушедших на покой. Поначалу здесь трудились пять монахинь, перебравшихся из Вятской епархии, и несколько послушниц. Новая община в те годы жила подобно древним монахам: несколько прихожан храма преподобного Трифона Вятского, заброшенная земля вокруг, одинокая избушка священника, скудность во всем. Зимой сюда можно было пробраться только на лыжах. Начали с освоения земли и с постройки помещения для монахинь. В 1993 году новый владыка Николай (Шкрумко) благословил здесь строительство Покровского женского монастыря. Прошло несколько месяцев с момента открытия монастыря, когда монахиня Афанасия (Адамова) и еще несколько монахинь из Каменного Заделья по благословению владыки Николая переехали в село Перевозное, чтобы основать там новый монастырь – Свято-Успенский. А Покровская обитель в 90-годы бурно развивалась, шло большое строительство, появилась своя техника. К окончанию ХХ века завершили строительство нового деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Все более возрастал поток паломников и трудников, десятки людей организованно приезжали сюда на сенокос, на заготовку дров, на уборку урожая. А в Великий пост пришлось установить даже очередность, так много оказалось желающих помолиться здесь с игуменом и матушками вдали от городской суеты.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010