под названием «Никола чюдотворец Великорецкой в деянии» в составе пядничного ряда соборного иконостаса (Там же. С. 125-126, 186-187; опубликована до раскрытия: Вера и Власть: Эпоха Ивана Грозного: Кат. выст. М., 2007. 56. С. 140-141). На ней сохранился первоначальный серебряный позолоченный басменный оклад не только на полях, фоне средника и клейм, но и в промежутках между клеймами. Сопроводительные подписи выполнены в технике черни на серебряных пластинках, согласно им, цикл включал сцену «Рождества свт. Николая». В среднике образ святителя имеет басменный венчик с 3 вставками из цветного стекла, что напоминает о 3 драгоценных камнях, украшавших венчик на среднике иконы-списка чудотворной Великорецкой иконы, поставленной в Успенском соборе Московского Кремля. Согласно Дозорной книге 1601 г. Трифоново-Успенского монастыря в Хлынове, в надвратном храме во имя Николы Можайского, в местном ряду, находилась икона «Николы Великорецкого» на золотом фоне в киоте, размер ее - «получетверти пяди» (ок. 20 см), «на створех писаны празники» (Дозорная книга Хлыновского Успенского мон-ря городового приказчика Федора Рязанцева 7109 (1601) г.//Памятная кн. Вятской губ. 1901. С. 13). Согласно Житию основателя мон-ря прп. Трифона, еще до прихода в Вятские края, во время болезни, ему было явление свт. Николая; когда прп. Трифон пришел в Хлынов, чаще всего он посещал соборную церковь, «где был чудотворный образ Святителя Николая Великорецкаго» ( Осокин И., прот. Прп. Трифон вятский чудотворец. Вятка, 19122, 1996р. С. 9, 14). Во владениях мон-ря за пределами города, в сельских храмах, местной иконой (первой в местном ряду иконостаса) часто бывал Великорецкий образ, даже в том случае, когда храм не был посвящен свт. Николаю: в Слободском у. на берегу р. Вятки, на погосте стана Вобловичи, в деревянной ц. во имя прор. Илии, находился «образ Николы Великорецкого на краске» (Памятная кн. Вятской губ. 1901. С. 27). Великорецкие иконы, происходящие из мон-рей, имеют устойчивые иконографические и композиционные особенности: в начале цикла в соответствии с каноническим построением житийного образа находится клеймо «Рождество свт.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Почитание преподобного Трифона началось сразу после его блаженной кончины. Спустя семь десятилетий, 2 июня 1684 года, при строительстве в монастыре каменного Успенского собора его святые мощи были обретены нетленными и по освящении храма положены под спудом у северной стены. Тогда же были написаны первые иконы, составлена служба преподобному. К месту его погребения, которое отмечено серебряной ракой, ежегодно приходят поклониться тысячи паломников. С 2007 года в день его памяти совершается празднование Собору вятских святых. Подводя итог трудам преподобного Трифона, как правило, вспоминают Успенский монастырь, который за четыре века своей истории пережил многое и достоин отдельного повествования. Когда-то именно при нем появились первая на Вятской земле школа, библиотека, иконописная мастерская, больница и даже первый водопровод. Только не надо забывать, что всё это приложилось потом. Как результат искания Царства Божия и правды его (Мф. 6, 33), к чему всей душой с юности стремился преподобный Трифон и чему он был верен до конца, на всех этапах и во всех обстоятельствах своей многотрудной жизни. Не случайно перед своей праведной кончиной, словно еще раз напоминая о том, что " Бог не в бревнах, а в ребрах " , преподобный писал в своем завещании братии не о монастырских угодьях или рыбных ловлях, а о братской любви: И я вас молю, Бога ради и Пречистой Богородицы, между собою духовную любовь имейте. Без нее никакая добродетель не совершенна перед Богом . А всё остальное приложится. Примечания: 1 Житие преподобнаго отца нашего Трифона Вятскаго чудотворца: Шестаков П. Казань, 1868. С. 161. Здесь и далее все цитаты из жития прп. Трифона приведены по этому изданию без указания страниц. 2 Осокин И., прот. Преподобный Трифон Вятский чудотворец (по случаю 300-летняго юбилея со дня его блаженной кончины). Вятка, 1912. С. 5. Ныне ближайшее село — Чижгора (Совполье). 3 Ныне поселок Орел Усольского р-на Пермского края, вблизи г. Березники. 4 Спасо-Преображенский Пыскорский монастырь был основан Строгановыми около 1560 г. при впадении р. Пыскорки в р. Каму в 15 км севернее Усолья.

http://e-vestnik.ru/history/trifon_vyats...

Праведная Иулиания Лазаревская (XVI– 1604) во время своих каждонощных усердных и долгих молитвенных стояний всегда горячо молилась о заступничестве Угодника, и покров его пребывал над праведницей. Однажды, передает ее житие, среди обычной ночной молитвы ее вдруг объял какой-то великий страх. Праведница не устояла пред охватившим ее ужасом и легла в постель; но и здесь ужасающие образы не оставляли ее и грозили погубить ее, если она не перестанет молиться. Тогда она начала просить угодника Божия, чтобы он своей помощью успокоил ее и освободил от ужаса. И что же? Когда после молитвы она заснула, вдруг явился ей святитель с иконой в руке и сказал: «будь тверда, дочь моя! Не бойся этих угроз: Христос повелел мне хранить тебя». От чудного видения Иулиания проснулась и уже наяву увидела озаренного небесным светом мужа, выходившего из ее комнаты. С того времени уже никакие страхи не мешали ее ночным молениям, и святая предалась им еще усерднее. Подобная же помощь угодником Божиим была оказана и другому великому подвижнику земли русской в его великих иноческих трудах. Преподобный Трифон Вятский (XVI—1612), просветитель вятского края, еще в молодости был исполнен такой ревности к монашескому житию, что однажды заболел от изнурения подвигами и так страдал сорок дней, пока Чудотворец не помог ему. Явившись ему во сне, святитель исцелил его и сказал, что пришел помочь ему, чтобы он еще более укрепился на добром пути. Памятуя об этом событии, преподобный Трифон особенно любил молиться пред чудотворной иконой святителя Николая Великорецкой. В 1580 году, когда он странником пришел в Хлынов (ныне город Киров) и обходил все городские храмы Божии, чаще всего он посещал церковь, где стоял этот чудесный образ. Так своими молитвами пред Богом, вспомоществуемые предстательством святителя Николая, преподобные отцы наши совершили свое величайшее дело на пользу отечества: расширили его пределы, обогатили и умножили его внутренние силы, благосостояние народное, и навсегда укрепили его духовной мощью, завещанной ими преданностью православной вере и Церкви и истинному благочестию. Святые православные обители – центры и источники, столпы и хранилища благочестия народного. Это лучше всего подтверждает всю неизмеримость благодеяний, оказанных ими земле русской под покровом святителя Николая. Чтобы наглядно убедиться в этом, мы не будем говорить о всем множестве славных русских обителей, ибо это не относится прямо к нашему делу; но расскажем еще о славе нескольких обителей святителя Николая, ведущих свое начало с тех же давних времен. Обратим наше внимание на то, как ясно в истории их сказалось особенное дивное покровительство им Мирликийского святителя; какие источники неисчерпаемого могущества и утешения для земли русской вверил им Угодник в своих чудотворных образах и сколько помощи в несчастиях и опоры в вере и благочестии изливают эти обители с тех пор до нашего времени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Преподобный ответил: «Все имение мое и этого монастыря в церкви Пресвятой Богородицы!» Он говорил о благах духовных, но поляки поняли его по-своему и бросились грабить церковь. И один из них ударил святого старца мечом по шее и убил его на месте. Не найдя ничего в церкви, поляки вышли из нее раздраженные, и убийца преподобного ударил его, уже убитого, топором по голове и рассек ее до мозга. Убит был и инок Иона, и все те из братии, кто остался в монастыре вопреки приказанию старца, и все миряне, искавшие в нем убежище от врагов. Среди них был крестьянин Иван с сыном своим Емельяном. Случайно Емельян был в этот день в отлучке. Вернувшись, он нашел всех убитыми. Жив был только его отец, потерявший сознание. Он успел рассказать о всем происшедшем сыну и через два дня скончался. Погребли его рядом с прп. Евфросином. Житие св. Евфросина было написано иноком его обители по рассказам лиц, знавших его лично. Со временем память его была забыта, но в 1911 г. почитание его было восстановлено. Тогда еще сохранялась созданная им церковь. •  До принятия иноческого пострига Ефрем, покинув родное Приладожъе, жил в Новгороде, а потом служил чтецом в сельской церкви (с. Долосское, храм Св. великомученика Георгия), в 25 верстах от Устюжны Железнопольской. После пострижения, с наречением ему имени Евфросин, в Тихвинском монастыре по благословению настоятеля он в 1600 г. удаляется на пустынножительство на р. Чагодшцу, на берег Синеозера, иначе называемого Синичъим (совр. Устюженский р-н Вологодской обл.). Основанная обитель во имя св. апостола Иоанна Богослова принадлежала Новгородской епархии, место это ныне в Вологодской обл. и епархии. Преподобный Трифон, архимандрит Вятский (+ 1612) Память его празднуется 8 окт. в день преставления Прп. Трифон был младшим сыном богатого крестьянина  села Немигонска Архангельской области. Отца он рано потерял и жил в послушании у матери и братьев. Но когда они захотели его женить, он ушел в  город Орлов, основанный купцами Строгановыми, и стал жить у благочестивого священника Иоанна под его руководством. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Словенской иконы Божией Матери, сент. 23. Слово плоть бысть – иконы Божией Матери, 9 марта. Смоленской иконы Божией Матери, 12 окт. Сокольской иконы Божией Матери, 23 февр. Сосновской иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Софии освящение, 4 нояб. София-Соломонида , великая княгиня, 16 дек. Софроний , затворник печерский, 28 авг. Софроний мучен., 28 мая. Сохомской Богородичн. Прилож. I, стр. 7. Спасительницы утопающих иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Спиридон , патр. сербский, 20 авг. Споручницы грешных – иконы Богоматери. Прил. I, стр. 7. Старорусской иконы Божией Матери, 4 мая. Стефан , краль сербский, 24 сент, и 30 окт. Стефан грузин, 4 нояб. Стефан дечанский, краль сербс., 11 нояб. Стефан Бранкович, серб., 10 дек. Стефан Щилянович, 4 окт. Стефан , казанский мученик, 24 мар. Стефан , комельский преп., 12 июня. Стефан хирский, груз., 7 мая. Страстной иконы Божией Матери, 13 авг. Сухий , мученик грузинский, 15 апр. Тамара , царица грузинская, † 1201. Память в неделю мироносиц. Т амбовской иконы Божией Матери, 16 апр. Тарасий , преподобный глушицкий, 12 окт. Таричан грузин, 18 мая. Т еребинской иконы Божией Матери, 14 мая. Тимофей , игумен. печерский, 23 авг. Тимофей святогорский, псковский юродивый. Тит , печерский воин, 28 авг. Тихон , медынский преподобный, 16 июня. Трифон вятский, 8 окт. Трифон печенгский, 15 дек. Троеручицы иконы Божией Матери, 28 июня и 12 июля. Умиления иконы Божией Матери, 19 мар. и прилож. 1. стр. 7. Умягчение злых сердец иконы Богоматерн. Прилож. 1. стран. 7. Урош , царь сербский, 2 дек. Феликс корельский, 18 апр. Филарет печерский, 21 сент. Филермской иконы Божией Матери, 12 окт. Филипп преподобный ирапский, 14 нояб. Филипп рабангский, 15 нояб. Филипп устюжский, 17 авг. Харитина преподобная, 5 окт. Харитон преподобный сянжемский, 11 апр. Харитон кудинский, близ Торопца. Хитон Господень, 1 окт. Хлебной иконы Богоматери. Прилож. I. стр. 7 Холмской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Христофор пр. коряжеский, 25 июля. Христ албанец мученик, 28 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

111 . Онуфрий Мальский, основатель упраздненного Мальского Рождественского монастыря, который находился в 4-х верстах от посада Изборска Псковской губернии, скончавшийся 12-го Июня 1592-го года. О начале местного празднования ему ничего не может быть сказано. Одна из двух приходских церквей, остающихся от его бывшего монастыря, посвящена его имени. 1505 112 . Антоний Черноезерский, основатель упраздненного Черноезерского Николаевского монастыря, который находился в Череповецком уезде Новгородской губернии, живший неизвестно, когда, но относимый к XVI веку. О начале местного празднования, совершаемого 17-го Января, ничего неизвестно. 1506 113 . Иоаким Опочский, основатель упраздненного Ильинского Опочского монастыря, который находился в Порховском уезде Псковской губернии, живший также неиз- —231— вестно, когда и также относимый к XVI веку. О начале местного празднования, совершаемого 9-го Сентября, ничего неизвестно. 1507 114–125. «В Новгородском Софийском соборе почитаются святыми многие тамошние епископы и архиепископы, как-то: Иоаким († 1030), Лука († ок. 1060), Герман († 1095), Аркадий († 1163), Григорий († 1193), Мартирий († 1199), Антоний († 1232), Василий († 1352), Симеон († 1421), Геннадий († 1505) и Пимин († 1571)». 1508 XVII века: 126 . Антоний Леохновский, основатель упраздненного Антониева Леохновского монастыря, который находился в Новгородском уезде Новгородской губернии, скончавшийся 17-го Октября (14-го Сентября?) 1611-го года. О начале местного празднования (12-го Июля) ничего не может быть сказано. В церкви его бывшего монастыря один из пределов посвящен его имени. 1509 127 . Трифон Вятский, основатель Трифонова Успенского монастыря, который находится в городе Вятке, скончавшийся 8-го Октября 1612-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. 128 . Дионисий, архимандрит Троицкий, скончавшийся 10-го Мая 1633-го года. О начале местного празднования ему (12-го Мая) ничего не может быть сказано кроме того, что канон молебен ему был написан еще учеником его Симоном Азарьиным 1510 († не ранее 1665-го года).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

126 .  Зосима Ворбозомский, основатель упраздненного Благовещенского монастыря, который находился в 20-ти верстах к югу от Белозерска, на острове озера Ворбозомского, живший – неизвестно когда, но если справедливо то, что был учеником Корнилия Комельского 346 , то во второй третьей четверти XVI beka, ибо Корнилий скончался в 1537-м году. Когда причислен к лику местных святых, остается неизвестным, по в одной из церквей его бывшего монастыря, теперешнего прихода, построенной в 1809-м году, есть придел его имени 347 . В библиотеке Московской Дух. Академии есть рукопись, – фундамент. 35, написанная в 1592-м году монахом «Благовещения пресвятые Богородицы Ворбозомского острова из Заволжия, от страны Белозерскиа» (подпись на л. 235). Так как монастырь не называется Зосиминым, то с вероятностью нужно думать, что в 1592-м году преп. Зосима был еще жив. 127–137. «В Новгородском Софийском соборе почитаются святыми многие тамошние епископы и архиепископы, как-то: Иоаким († 1030), Лука 348 († ок. 1060), Герман († 1095), Аркадий († 1163), Григорий 349 († 1193), Мартирий († 1199), Антоний († 1232), Василий († 1352), Симеон († 1421), Геннадий († 1505) и Пимин († 1571)» 350 . XVII века: 138 .  Антоний Леохновскин, основатель упраздненного Антовиева Леохновского монастыря, который находился в Новгородском уезде Новгородской губернии, скончавшийся 17-го Октября (14-го Сентября?) 1611-го года. О начале местного празднования (12-го Июля) ничего не может быть сказано. В церкви его бывшего монастыря один из приделов посвящен его имени 351 . 139 .  Трифон Вятский, основатель Трифонова Успенского монастыря, который находится в городе Вятке, скончавшийся 8-го Октября 1612-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. 140 .  Вассиан Тиксненский, основатель упраздненной Тиксненской Спаса Нерукотворенеого пустыни, которая находилась в Тотемском уезде Вологодской губернии, в 50-ти верстах к западу от Тотьмы, скончавшийся 12-го Сентября 1624-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано 352 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

—155— 90 (4). Необходимое издание: Лавров-Платонов Алексей. Правила святых апостолов, вселенских и поместных Соборов и святых Отцов, ч. II, изд. 3-е, М., 1915. – Хр., 1915. 91 (5). Троицкий А.Д. Евангельские блаженства (Заветы Спасителя о жизни и счастье). Всестороннее изъяснение Христовых заповедей блаженств. Киев, 1914. – БВ, 1915, апрель, с. с. 882–884. 92 (6). Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1914. – Хр., 1915, 5. 93 (7). Сборник статей. У Троицы в Академии. 1814–1914. – МЦВед., 1914, 42. 94 (8). Свящ. Д. В.Рождественский . Учебное руководство по Священному Писанию. 4.1. Петроград, 1915. – БВ., 1915, апрель. См. так же под номером 9. Отзывы на кандидатские сочинения (за 1912–1915 гг.) 511 1 . Архангельский Леонид, свящ. Идея спасения в живом церковном сознании по богослужению двунадесятых праздников – Ж., 1912, с. с. 189–198. 2 . Виноградов Иван. Архиепископ Евсевий (Орлинский) и его сочинения о воспитании детей в духе христианского благочестия. – Ж., 1912, с. с. 215–217. 3 . Давидович Владимир. Дни творения и эволюция. – Ж., 1912, с. с. 162–164. 4 . Добровольский Василий, свящ. Иерусалим как центр политической и религиозной жизни израильтян, до разрушения его римлянами. – Ж., 1912, с. с. 242–244. 5 . Михальчук Евфимий, свящ. Царствование Давида по свидетельству книг Царств и Паралипоменон. – Ж„ 1912, с. с. 317–320. 6 . Сперанский Михаил. Старчество в святоотеческом понимании и исторической судьбе у нас в России. – Ж., 1912, с. с. 402–406. 7 . Уметский Петр. Преподобный Трифон Вятский его жизнь, подвиги и заслуги его Церкви н государству. – Ж., 1912, с. с. 422–426. 8 . Аболенский Александр. Религиозно-философские воззрения Алексея Степановича Хомякова . – Ж., 1913, с. с. 175–180. 9 . Бо(а)йков Николай. Перевод хорошим русским языком и подробный филологический разбор сказания четвертого о 42 Аморийских мучениках. – Ж., 1913, с. с. 213–214. 10 . Богданович Иван. Учение о человеке и человеческой жизни по тексту книги Екклезиаст. – Ж., 1913, с. с. 209–211.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

18 января 1580 года пришел Трифон преподобный в г. Слободской и оттуда скоро ушел в Хлынов, который увидел издали, на крутой горе, обрадовался и возблагодарил Господа. Вошедши в него, он прямо устремился в храм Господень и пред чудотворным образом Николая чудотворца (с Великой реки) усердно помолился. Здесь заметил его диакон (Максим Мальцев) и пригласил в дом свой. Вскоре и другие из благочестивых приглашать стали его его к себе, когда узнали, что он желает потрудиться у них в строении монастыря. И преподобный, видев простоту в вятчанах и веру их чистосердечную, возымел к ним великую любовь. Чтобы иметь в виду место удобное для обители, преподобный ходил вокруг города, и полюбилось ему одно место больше всех, – на кладбище, за засорой, где стояли две церкви, у реки над озером. Сотворив здесь молитву, он в пророческом духе сказал: «се покой мой во веке века! Здесь вселюся». – И затем приходит в земское собрание и просит согласия на постройку монастыря, обещаясь потрудиться в деле сем. Скоро была написана челобитная царю, и преподобный отправился в Москву, где был (24 марта) рукоположен в иеромонаха и утвержден в должности строителя. 20 июля возвратился в Хлынов и стал производить сбор добровольных пожертвований на монастырь, и едва две, три келлии мог построить на скудную жертву: «понеже, как замечает жизнеописатель, ему тогда мало знаему сущу и мало радяху о нем, еще же и от иных презираем, яко странну и пришельцу». Церкви были стары и холодны, и при наступлении следующего лета преподобному весьма хотелось построить новый храм, но вятчане не старались о сем. «Обычаи бо есть миряном о суетных века сего паче пещися, нежели о духовных прилежати». К счастью, у города Слободского стояла церковь на пустом месте: кто–то хотел строить монастырь, но помер, и два года была ( церковь ) не освящена; ее и выпросил преподобный у Слобожан. Замечательно, когда стали ее разламывать, накануне Успеньева дня, 1581 года: при сильном ветре один рабочий возмог снять и спустить с церкви крест такой, что когда он был на земле, – «тот же работник с другими едва подняша». Разломали церковь до матиц в тот день, и всю ночь был проливной дождь; поутру пришли и увидали, – церковь раскатана до низу и всякое бревно лежало в порядке; делателей же такова дела нигде не отыскалось. «Такое чудо молитв ради преподобного бысть».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

2. Казань, Волоколамский монастырь, Вологодский край. 3. Творения Преподобного Максима Грека, Жития Казанских Святителей, Житие Преподобного Геннадия Костромского и др. учеников Преподобного Корнилия Комельского, Житие Святителя Филиппа Московского (сочинения князя Курбского, там же о Святом Гурии Казанском и Максиме Греке). 3 поколение: 1. Святой священномученик Дорофей, Святой Иринарх Ростовский, Блаженные Ростовские и Московские, Преподобный Трифон Вятский, Святитель Гермоген Московский, Патриарх Иеремия II Kohcmahmuhonoльckuй, Святая Иулиания Лазаревская. 2. Северная Россия (Вятка), Ростов, Москва. 3. Житие Преподобного Трифона Вятского; «Цветник» священномученика Дорофея, Жития Иулиании Лазаревской, Иринарха Ростовского и др. Творения Патриарха Иеремии Константинопольского (переписка с лютеранами).   XVII ВЕК 1 поколение: 1. Преподобный Дионисий Радонежский, Святитель Гермоген Московский, Преподобный Иринарх Ростовский, Преподобный Иов Почаевский, Никодим Хозьюгорский. 2. Московский край, Ростов, Северная Россия. 3. Житие Преподобного Дионисия Радонежского (написано Симоном Азарьиным); Творения Святителя Гермогена, Житие Преподобного Иринарха Ростовского, «Алфавит Духовный»; Житие Преподобного Иова Почаевского и Никодима Хозьюгорского. 2 поколение: 1. Блаженный Иларион Суздальский; Преподобномученик Афанасий Брестский; Преподобный Макарий Овручский (Лазарь Баранович и его сподвижники). 2. Флорищева Пустынь, Украина (Чернигов). 3. Житие Преподобного Илариона Суздальского. «Диаруш» Преподобного Афанасия Брестского — Житие и описание его кончины. Житие Преподобного Макария Овручского. 3 поколение: 1. Святитель Димитрий Ростовский, Святитель Феодосий Черниговский, Святитель Иоанн Тобольский, Досифей Иерусалимский, Блаженный Иларион Суздальский. 2. Украина (Киев, Чернигов). 3. Житие и творения Святителя Димитрия Ростовского и других указанных Святых и писателей.   XVIII ВЕК 1 поколение: 1. Старец Иоанн Саровский, Святитель Иоанн, Митрополит Тобольский, Старец Иов Соловецкий, Преподобный Акакий Афонский, Святитель Димитрий Ростовский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010