«Как он (Мелхиседек), поскольку не помнил своих родителей, называется не имеющим ни отца, ни матери, и поскольку не имел родословной – безродословным, – так и Христос, поскольку не имел ни матери на небесах, ни отца на земле, называется и есть безродословным» (тв. т. 4, стр. 382). «Повествование о сем как бы изображает пред нами вечность и безначальность Христа как Бога», говорит св. Кирилл Александрийский . Вот почему «Боговдохновенное Писание не поименовало нам рода Мелхиседека или того, от какого отца он произошёл, мы не находим сказания и о том, до какого числа лет дожил он» (тв. ч. стр. 108). Если же «Мелхиседек представляется не имеющим ни начала дней своих, ни конца жизни, не потому, что он действительно не имел их, но потому, что неизвестно его родословие; а Иисус Христос не имеет ни начала дней Своих, ни конца жизни не в том смысле, как Мелхиседек, но в том, что Он совершенно не имеет ни начала во времени, ни конца», то это, – говорит св. Златоуст, – потому, что «то, чтó в Мелхиседеке было как тень, на Иисусе Христе исполнилось как истина» («Беседы на Псалмы» т. 1, стр. 518; ср. его же «Толкование на послание к Евреям» стр. 208). Мелхиседек – прообраз Христа по признанию всей Церкви. «Священника Божия и Царя уединена, Христово подобие в мире жития в человецех подражай», т. е. «Подражай Священнику Божию и Царю одинокому (Мелхиседеку), Христову образу жизни между людьми в мире» (Канон Андрея Критского Четверг п. 3, тр. 3). Авраам и Исаак Гл. 15, 4 И áбие глáс Госпóдень бысть к немý, глагóлющий: не бýдет сéй наследник твóй, но иже изыдет из тебé, тóй бýдет наследник тебе И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдёт из чресл твоих, будет твоим наследником Гл. 15, 6 И верова Аврáм Бóгу, и вменися емý в прáвду Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность Св. Кирилл Александрийский : «Христос – сын от свободной, т. е. от Нового Завета, во образ Которого Исаак разумеется сыном по обетованию и через веру» (тв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Еще, вы и седмым его называете. Как он может быть седьмым, когда отвергает первые шесть соборов? Если бы он хотел быть седьмым, то надлежало бы последовать ему шестому, пятому и прочим прежним соборам! Без первого, второго, третьего… и шестого как может быть седьмой? Итак, собор ваш не седьмой, а первый; потому что он первый отверг предания прежних шести соборов». – «Какое же, – спросили после этого убеждавшие св. Стефана, – какое предание, шестью соборами засвидетельствованное, отвергаем мы? Нет, мы не отвергаем прежних соборов и преданий их, но принимаем оные». На это св. Стефан отвечал: «Но – не в святых ли церквах были соборы, в тех, говорю, церквах, которые были украшены благолепными иконами? Первый – в Никеи, в обширнейшей церкви того города; второй – в Константинополе, в церкви св. Ирины; третий – в Ефесе, в церкви св. Иоанна богослова; четвертый – в Халкидоне, в соборной митрополичей церкви; пятый и шестой – опять в Константинополе, один у св. Софии, другой в палатном храме, именуемом трулла. Все те церкви не были ли наполнены св. иконами, и ни один из упомянутых соборов не отвергал их, как отвергает ваш собор». Воскр. чт. XI, 370–372. 112 Между ними особенно знамениты префекты: Михаил анатолийский и Лахондракон азийский, совершившие неслыханные злодейства. 123 Клим. ал. Стром. кн 5: тв. с. 559. Пар. 1641. Терт. Об идолоп. гл. 4: тв. ч. 1 с. 119. Спб. 1847. Ориг. Прот. Цел. кн. 5 гл. 6: тв. т. 1 с. 581. Пар. 1733. Св. Епиф. О началах: хр. чт. 1846 г. ч. 2 с. 212. 124 Здесь под подножием должно разуметь кивот завета; ибо сам св. Давид рече: слышите мя, братия моя и людие мои: бысть мне на сердце создати дом упокоения кивоту завета Господня, и подножие ног Господа (Бога) нашего, и уготовах на созидание потребная ( 1Пар. 28:2 ). Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе (ст. еврейского: поклонимся подножию ног) Его ( Пс. 131:7 ). А что речь здесь о почитании кивота завета, это видно из слова: поклонитеся (προσκυνειτε), которое и на еврейском языке (isthuchavu) означает собственно почитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

  разделы   рассылка  распечатать " Спас рукотворный " В России появился новый православный телеканал Источник:  Новая Газета Сегодня с 10.00 подписчики базового пакета НТВ+ могут увидеть новый православный телеканал " Спас " . Это первый телепроект в России, который связан с религией, вышедший на такой уровень. Главным редактором канала стал бывший ведущий " Музобоза " Иван Демидов, в последнее время выходящий в эфир с " Русским взглядом " на " Третьем канале " . О том, чье благословение, помимо патриаршего, получил " Спас " , в интервью " Новой " рассказал гендиректор Александр БАТАНОВ. – Расскажите для начала о своем предыдущем телевизионном опыте. – В 92-м году я познакомился с Иваном Демидовым, Сашей Любимовым, Александром Политковским, с которыми у нас был совместный проект – " Телеклуб " , в здании которого с 93-го года располагался " ВиД " ... Я не считаю себя человеком телевизионным, хотя в 98 – 99-м годах работал директором ТВЦ по общественно-политическому вещанию. Все это время мы сохраняли отношения с Ваней, но год назад они стали более регулярными и осмысленными. Ваня рассказал о своей задумке создать православный канал. С января мы этим занимаемся, и вот запускаем. – Вы, как человек не далекий от ТВ, наверное, знаете, что все, что его касается, требует благословения не патриарха, которое вы сейчас получили, а высшего руководства страны. Я с трудом поверю в то, что сейчас вы не консультировались с администрацией или даже выше. – В жизни я больше занимался не ТВ, а политикой. В 96-м году я работал под руководством Виктора Илюшина и Анатолия Чубайса в штабе по выборам Бориса Ельцина. Я отвечал за график президента и с Чубайсом и Татьяной Дьяченко летал по стране. Это был пик моей карьеры в выборных технологиях. А политикой я занимаюсь постоянно. Конечно, я знаком с Владиславом Сурковым. Очевидно, вы ждете ответа, что у нас есть не только благословение патриарха, но и администрации президента. – Да. – Я скажу так. Сурков знает об этом проекте, но никакого особого благословения мы не получали. Безусловно, появление такого канала на медийном и политическом пространстве не осталось незамеченным. И церковь, и власть относятся к появлению разных проектов благосклонно, а дальше смотрят, какова их реализация. Вы же понимаете, туда приходят сотни людей, которые предлагают делать что-то еще, кроме ТВ, – молодежные движения, политические партии. На входе, конечно, никто, я уверен, ничего не запрещает. Патриарх благословил нас, что для нас очень приятно, важно и существенно: еще не проявив себя, мы уже получили благословение. Всегда сложно кредитоваться, особенно в сфере доверительных отношений с такими людьми, как святейший.

http://religare.ru/2_20041.html

Четыре фильма о старцах Видео Совсем недавно телеканал «Культура» показал в один день (4 мая 2013 года) четыре фильма о старцах: святителе Иоанне (Максимовиче) , протоиерее Николае Гурьянове , преподобном Гаврииле (Ургебадзе) и архимандрите Иоанне (Крестьянкине) . На нашем портале уже была опубликована беседа с их автором Юлией Варенцовой и вот теперь, с любезного разрешения автора и телеканала, мы представляем и сами фильмы. Фильм 1-й Архиепископ Иоанн Шанхайский Русский эмигрант Михаил Максимович принял постриг с именем Иоанн в Сербии, в 30-е годы получил архиерейскую кафедру в Шанхае, бежал вместе с русской общиной на Филиппины. Он написал послание президенту США с просьбой открыть границу для нескольких тысяч русских эмигрантов, каждый день сидел на ступеньках Капитолия, пока решение не было принято. Он был пастырем и покровителем православной общины Сан-Франциско, ел один раз в день и никогда не спал, только дремал по несколько часов в кресле… Источник: ТВ Культура См. также: Фильм 2-й Отец Николай Гурьянов Николай Гурьянов провел три года в лагерях на строительстве железной дороги в Заполярье. В 1942 году в оккупированной немцами Прибалтике был рукоположен в священники, чудом избежал нового ареста и поселился на острове Залит на Псковско-Чудском озере. В маленькой рыбацкой деревне прожил больше сорока лет. Уже в начале 70-х его начали почитать как старца, и на затерянный остров потянулись паломники. Очевидцы вспоминают о том, как старец читал их мысли, предсказывал будущее… Источник: ТВ Культура См. также: Фильм 3-й Архимандрит Гавриил (Ургебадзе) Во время первомайской демонстрации в Тбилиси в 1965 году отец Гавриил Ургебадзе сжег огромный портрет Ленина. Его могли расстрелять, но спас диагноз «психопатическая личность, верит в Бога и ангелов». Он проповедовал на улицах и площадях грузинской столицы, а во дворе своего дома из подручных материалов построил маленький храм. Стены храма украсил иконами, которые находил на городских свалках… Источник: ТВ Культура См. также:

http://pravoslavie.ru/61512.html

Но теперь, когда ты, отец отцев, светильник вселенной, твердыня Церкви, ограждение верных, скорый заступник обидимых, соединился уже с нераздельною достопоклоняемою Троицею, теперь ты несравненно более промышляешь о благополучии нашем... Ты имеешь великое дерзновение к Богу; ибо ты приблизился к Нему и освещаешься чистейшими лучами Троичного света». Св. Злат. Слов. прот. иуд. 8: т. 3 с. 662. Спб. 1850. Пр. Иер. Прот. Вигил.: тв. т. 4 ч. 2 с. 283. Пар. 1706. Св. Андр. кр. Похв. слов. св. Николаю: хр. чт. 1834 г. ч. 4 с. 237–238. 239–240. 882 Св. Василий: «Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их ( Пс. 33:16 ). Как святые суть тело Христово и уди от части ( 1Кор. 12:27 ), и Бог поставил их в Церкви, одних как бы глазами, других устами, а иных вместо рук, или ног: так и святые или духовные силы, на небесах пребывающие, одни именуются очами, потому что им вверено над нами смотрение, а другие – ушами, потому что приемлют наши молитвы. Посему и теперь Силу над нами надзирающую и Силу приемлющую молитвы Давид назвал очами и ушами. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Поскольку всякое дело праведника достойно зрения Божия, и всякое слово его, так как праведный не говорит ничего праздного, сильно и действенно; то посему псалом уверяет, что праведник всегда пред взорами, и всегда бывает услышан». Св. Иоанн дамаскин : «И между людьми, если кто имеет своею ходатайцею чью-либо матерь, то когда она будет просить сына своего за единоплеменника, ближнего или друга, он не оставит без внимания ее прошения и ходатайства: что же сказать о том ходатайстве и дерзновении, какое высшая рода человеческого и сил небесных, пренепорочная Матерь такого Сына, имеет к Воплотившемуся от нее. Могущество Ее несравненно и необъятно». Св. Вас. в. Толк. на пс. 33: тв. ч. 1 с. 306–307. М. 1845. Св. Иоанн. д. Слов. об иконах: тв. т. 2 с. 339. Пар. 1860. 885 «Мученики, подражая Господу, положили за братьев души свои, и кровию своею оросили землю, чтобы она произрастила верующих. Посему мы составляем плод трудов их.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Не важно, что хиротонисать (χειροτονειν) значит простирать руку или подавать ее в знак помощи. В свящ. Писании сообщено не то, что избранных в священство св. апостолы поставляли для хиротонии со стороны народа, но что они сами употребляли тогда над ними хиротонию; а епископская хиротония при посвящении в степени священства совершается, как известно, чрез простертие рук на главу хиротонисуемого. 680 «Если бы не было Духа Святого, то в Церкви не было бы пастырей и учителей; ибо они поставляются Духом, как говорит Павел: в немже вас Дух Святый постави пастыри и епископы. Видишь ли, что и это чрез Духа?» Св. Злат. Слов. на св. пятидесят. 1: хр. чт. 1841 г. ч. с. 200. 682 Климент александрийский : «Крещение называется благодатию (χαρισμα) потому, что чрез него отпускаются нам наказания за грехи». Св. Григорий богослов : «(Крещение мы именуем) благодатию (χαρισμα), как подаваемое тем, которые еще должны». Бл. Феодорит: «Никто из непосвященных, как не приявший дарования (χαρισμα) сыноположения, не смеет сказать: Отче наш, иже еси на небесех, но сподобившийся дара крещения называет Бога Отцем, как вступивший в число сынов благодати». Клим. ал. Педаг. кн. 1 гл. 6: тв. с. 93. Пар. 1641. Св. Григ. б. Слов. 40: тв. ч. 3 с. 274 М. 1844. Бл. Феод. Сокр. изл. бож. догм. гл. 28: тв. ч. 6 с. 102. М. 1859. 683 «Тебе нужно иметь ревность, чтобы воспламенять дар (χαρισμα) Божий. Как огонь требует дров, так и благодать (χαρισ) нашего усердия, чтобы она воспламенялась. Воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею, т. е. благодать (χαρισ) Духа». Св. Злат. Бес. на 2 п. к Тим. 1 с. 9. Спб. 1859 г. 686 Св. Златоуст: «Здесь (апостол) говорит о многих пророчествах, (разумея), быть может, то (пророчество), по которому он принял его, когда рукоположил, как и сам, пиша к нему, говорит: не неради о своем даровании ( 1Тим. 4:14 ). Поэтому, дабы возбудить его к ревности и заставить трезвиться и бодрствовать, он напоминает ему об избравшем и рукоположившем его, говоря как бы так: тебя избрал Бог, Он вверил Тебе ( Церковь ); не по человеческому избранию ты сделался (служителем Веры): не оскорби, не посрами божественного избрания».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Гл. 2, 15 Услыша же фараóн глагóл сéй и искáше убити Моисéа. Отиде же Моисéй от лицá фараóнова и вселися в земли Мадиáмстей: пришéд же в зéмлю Мадиáмскую седе при клáдязе И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя «Переправился из земли Египетской в Мадиамскую Моисей – равным образом и Христос перешёл из Иудеи в Галилею» (св. Кирилл Александрийский тв. ч. 5, стр. 27). Гл. 2, 16 Свящéннику же Мадиáмскому беша сéдмь дщéрей, пасýщих óвцы отцá своегó Иофóра: пришéдшя же чéрпаху, дóндеже напóлниша корыта, напоити óвцы отцá своегó Иофóра У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора] Гл. 2, 17 Пришéдше же пáстырие изгнáша я. Востáв же Моисéй избáви их, и налия им и напои óвцы их И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их «Как Моисей защитил дщерей Иофора от обиды пастухов и напоил их стада, так и Христос отогнал беззаконных лжепастырей и напоил водою живою, т. е. Божественною Своею и небесною проповедью» ( Ин.4:10, 14, 7:37 ) (ibid, стр. 29). Гл. 2, 21 Вселися же Моисéй у человека: и дадé Сепфóру дщéрь свою Моисéю в женý Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору «Моисей женился на иноплеменнице, потому что он был образом Владыки Христа, Который, происшедши по плоти от иудеев, в невесту Себе наименовал Церковь из язычников» (бл. Феодорит тв. т. 1, стр. 104). Гл. 3, 1 Моисéй же бяше пасый óвцы Иофóра тéстя своегó, свящéнника Мадиáмска: и гнáше óвцы в пустыню, и прииде в гóру Бóжию Хорив Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву «Моисей, пасший стада Иофора, – по объяснению св. Кирилла Александрийского , – предызображал собой Иисуса Христа как пастыря словесных овец ( Ин.10, 11–15 )» (тв. ч. 4, стр. 279).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

аугсб. исп. гл. 4 чл. 7. Голлац. там же с. 1310); но как общение это известно одному Богу, то явно, что, по их понятию, непогрешимым должно почитать всякого возрожденного, как и утверждал в свое время Лютер, говоря, что один духовный и благочестивый христианин лучше может знать истину, нежели вся Церковь . 247 Обетование это ниспровергает и то предъявление некоторых протестантов, будто Церковь была непогрешима только первоначально, до III или IV века, – предъявление, которым могли бы оправдаться все еретики, говоря, что непогрешимость Церкви продолжалась только до III (ариане), до II (манихеи), до I (гностики) века, или что она престала с апостолами (докеты) или даже со смертию Спасителя, как утверждали, по свидетельству Тертуллиана и св. Иринея, гностики, когда ставили себя выше апостолов. 248 Терт. Прещ. прот. ерет. гл. 37: тв. ч. 1 с. 183. Спб. 1847. Св. Кипр. О един. Церкви: тв. т. 2 с. 182. К. 1861. Св. Злат. На деян. ап. бес. 33: ч. 2 с. 89. Спб. 1857. Бл. Авг. Об ист. Вер. гл. 5: тв. т. 1 с. 560. Антв. 1700. Св. Афанасий: «Бл. апостолы были нашими учителями, и они послужили евангелию Спасителя; но не от них получили мы себе именование, а от Христа мы христиане, и христианами называемся. Которые же начало мнимой своей веры ведут от других, те справедливо, как их творение, от них заимствуют себе и наименование... Хотя имеем у себя преемников учителям, и их делаемся учениками; однако же, поскольку преподают они нам Христово учение, то тем не менее и остаемся и называемся христианами. Последователи же еретиков, хотя у них тысячи преемников, непременно носят на себе имя изобретшего ересь. Так и по смерти Ария, хотя многие из его учеников стали его преемниками, однако же держащиеся Ариевых мыслей, от Ария заимствуя свою известность, называются арианами». Пр. Иероним: «Надобно пребывать в той Церкви, которая основана апостолами и доселе пребывает. Если услышишь, что иные называются не по имени Господа Иисуса Христа, но по другому какому-либо имени, напр. маркионитами, валентинианами, монтенсами или кампенсами, знай, что это не Церковь Христова, а синагога антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Но из-за выстрела сербского фанатика в Сараево и из-за упрямого нежелания сербов допустить австрийских следователей – война началась в 1914 году. РОССИЯ, ЗАЩИЩАЯ СЕРБОВ, ВСТУПИЛА В ВОЙНУ НЕПОДГОТОВЛЕННОЙ И ПОЛУЧИЛА РЕВОЛЮЦИЮ. При этом сербы у себя в Югославии поставили памятник " дружбы сербов и французов – залогу существования Югославии " . Что-то о дружбе сербов и русских – сербы не вспомнили. Теперь Россия опять не в лучшем положении, но сербы с этим не считаются. Они опять хотят получить " Великую Сербию " за счёт русской крови. МОЖЕТ ХВАТИТ ИЗ-ЗА СЕРБСКИХ ИНТЕРЕСОВ ЖЕРТВОВАТЬ РООСИЕЙ? Андрей 18 сентября 2009, 22:27 Читал я пророчества, но нет гарантии,что читаемое нами в и-те ,,пророчество,,есть пророчество. Во вторых, пока не видно и не слышно ,,сильной России,,. С Россией особо не считаются в мире, хотят газ перекрыть-перекроют,захотят Косово отдать албанцам-отдадут! Это абсолютно верно Юрий,что ,,или православие или смерть,, есть формула для России.Слишком медленно идёт возращение к православию! Я считаю,что главный тормоз- это воспитатель многих людей наше общественное Тв. Я сам познакомился с православием благодаря другу-православному, а до этого, как и большинство любил ,,телек посмотреть,,. Считаю так, пока общественное Тв не православное, до тех пор Россия это едующая машина с пробитыми колёсами и включенным ручником. У кого Тв у того и власть. P.S. Что-же это за дело такое,чтобы посмотреть добрый канал ,,Спас,, нужно в интернет лезть или специально заказывать его? Юрий 18 сентября 2009, 02:15 Андрею. В судьбах стран, как и в судьбах людей - ничего однозначно-предопределённого нет. О судьбе России есть несколько пророчеств - схимонаха Авеля, прп. Серафима Саровского, прав. Иоанна Кранштадтского, ... Прп. Серафим Саровский говорил - " будет буря и корабль России будет разбит в щепки, но потом все эти щепки чудесно будут собраны вместе и восстанет корабль, сильнее прежнего ... РУСЬ СВЯТАЯЮ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ " . Свт. Патриарх Тихон говорил - " будет долгая ночь, тьма продлится 70 лет, но после неё Россия восстанет вновь сильной В ВЕРЕ ПРАВОСЛАВНОЙ " .

http://pravoslavie.ru/31925.html

Андреаш (Тверск. Сб. прибавляет: с своими), видевше князя Александра. удивишася мужеству и възрасту его и реша: по истинне, прошед всю землю (Тв. Сб.: избравнными языкы) и не видех таковаго в царех царя, ни в князех князя, якоже сей. Слова короля: попленю землю его и приведу и в работу (Тв. Сб.: а самого князя Александра в работу приведу) – ср. в Coф. I и Воскр. летописях: люди Словеньския к себе в работу створити. Выражение Coф. I и Воскр. о короле, собирающемся захватить Ладогу и Новгород, сохранилось и здесь с прибавлением новой черты: и всю землю Словеньскую. Вм. разгореся сердцем – р. духом, как в Тверск. Сб. поправлено на поле. Александр много молился Богу – «Богу» и в Рост. Римляне называются безбожными. Опущено выражение «в мале дружине». Обозначение числа: июля в 15, ср. Рост. и Новг. I. Выражение о Пелгуе: бе некто от воевод его. Слова Бориса: вели грести вборзе, поможеве ( Ерм . – Львовск.: погребем борзо, поможем) – как в второй ред. Новг. I младш. извода. Из рассказа о первом герое: гна за ним по доске... уби воеводу их Спиридона и бискупа два. Вм. «мужествовав крепко» о третьем герое говорится: много мужество показа. Четвертый «изби три корабли», шестой «много бися пешь». «Язвени бяху без числа и тако тоа нощи с срамом останок их побегоша», ср. Рост. Узнав о взятии Пскова, Александр «велми оскорбе не поведав ( Ерм . – Львовск. не помедлив) не мало поем с собою Андрея», как сокращенно передается соответствующее место из Coф. I – Воскр. Немцы «в то время съвъкупиша силу велику и яко видеша стражие Александрови силу их ужасошася 83 множества их». Князь «ста против (Тв. Сб.: посреди) их исполчився» и помолился в церкви св. Троицы, ср. Рост. В описании чуда об Ангельской помощи обращает на себя внимание любопытная черта: здесь с буквальной точностью повторяется выражение Паремии, откуда, как мы видели, взята вся формула боя: мнози же видеша вернии полки Божиа, помагающи Александру. Немцев обратили в бегство, «биющи по озеру», причем «мнози их истопоша на озере» – ср. инии на езере истопоша в Рост. Александр возвратился «с победою и со множеством полона и с великою корыстию». Литва «начаша блюстися и трепетати имени его». Когда Александр получил приглашение Батыя: пришед поклони ми ся и узриши... он перед отъездом «благословися у епископа Кирила», ср. Рост. Наконец, последним общим чтением является: Он же по пленении Неврюев церкви въздвигну и люди собра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010