По мнению св. Григория Нисского , «изменённой десницей Моисея загадочно изображается тайна во плоти Господней явившегося человеком Божества, ибо, – замечает св. Отец, – и там рука Законодателя, вложенная в недро, изменила цвет в противоестественный и опять, быв в недре, возвратила себе собственную природную красоту. И Единородный Бог, сый в недрах Отчих, Он есть десница Вышнего; когда явился нам из недр, изменился в подобное нам» (тв. ч. 1, стр. 267–268). Такое же толкование даёт этому чуду и св. Кирилл Александрийский 87 . Гл. 4, 9 и бýдет áще не уверуют тебе двемá знáмениями сими, нижé послýшают глáса твоегó, да вóзмеши от воды речныя, и пролиéши на сýхо: и бýдет водá, юже вóзмеши от реки, крóвию на сýсе если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше „Да возмеши, – сказано, – от воды речныя”. «Затем повелевалось её излить на землю. А это, по толкованию св. Кирилла Александрийского , и есть иносказательно таинство вочеловечения, потому что Единородный, будучи жизнь и рождённый как бы через излияние от жизни Бога и Отца, некоторым образом смесился с происшедшим от земли человечеством, как, несомненно, и вода с землёю» (тв. ч. 5, стр. 108). „И будет вода, юже возмеши от реки, кровию на суше”. Это третье знамение, по объяснению того же св. Отца, «весьма ясно гласит о таинстве Христа, ибо последним знамением для мира соделалась смерть Христа и очищение водой и кровью с присоединением, без сомнения, и святого тела, которое обозначается сушей. «О том же, что кровь и вода истекла нам из святых рёбер, когда они прободены были копьём ( Ин.19, 34 ), – замечает св. Отец, – я не стану и говорить, потому что это весьма хорошо всем известно» (тв. ч. 1, стр. 123). «Вода превратилась в кровь, – говорит тот же св. Отец в другом месте, – потому что жизнь по естеству, т. е. происшедшее от Бога Отца Слово, по богоопределённому соединению с плотью, говорю, или с всецелым человечеством и естеством нашим (чтó прообразовано излиянием воды на землю), казалось, претерпела и самую смерть. Разумеем то, что Христос и умер за нас не в Собственном Своём естестве, потерпев сие, но как бы усвоив Себе смерть собственной плоти» (тв. ч. 5, стр. 109).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Сразу после обмена приветствиями первые лица страны незаметно покинули храм Христа Спасителя. До конца достояли службу лишь члены московского правительства во главе с Юрием Лужковым, неустанно осеняющим себя крестным знамением. Притомившись наблюдать за московской номенклатурой, камера снова " поехала " по лицам VIP-bepyющux. Среди них почти не было традиционных старушек в белых платочках – сплошь молодые, ухоженные барышни да солидные кавалеры в дорогих костюмах. Большинство из них стояли молча, явно не зная ни слова из исполняемых в храме песнопений и молитв. Некоторые из них, забыв о съемке и тем более о Боге, говорили по мобильному телефону, флиртовали друг с другом, не сходя с места, или, как в программе " Поле чудес " , приветственно махали камере рукой, видимо, передавая приветы родственникам и демонстрируя знакомым, не получившим вожделенного билетика на пасхальную службу: " Смотрите, как мы высоко взлетели! Завидуйте! " Как когда-то сказал российский историк Василий Ключевский, " атеисты всемилостивейше пожалованы в статские христиане " . На этом " гламурном " фоне искренней и настоящей выглядела пасхальная служба в Покровском женском монастыре, которую тоже " живьем " транслировал канал " ТВ Центр " . Там не было первых лиц страны и VIP-nepcoh, которым все равно где светиться – хоть у алтаря, хоть на презентации модного ресторана. Люди пришли в храм по велению души, не рассчитывая на съемку, потому просто молились и просто радовались светлому празднику. Контраст разительный. А наступила Пасха – и снова для ТВ Бога нет. Уже на следующий день о празднике мало кто на экране вспомнил. И это, в общем, хорошо. Бог и ТВ, повторю, две вещи, практически несовместные, а заставь ТВ регулярно Богу молиться – оно и лоб расшибет: отвратит от церкви, посеет недоверие к главным лицам государства, заставит усомниться в искренности чувств статусных верующих. Таинство перед объективами множества телекамер превращается в шоу. А на шоу не молятся – на шоу развлекаются и себя показывают. Всему свое место и свое время: Богу – Богово, кесарю – кесарево... Далее по списку.

http://religare.ru/2_40409_1_21.html

Григорий) стал ближе к Богу, сложив с себя телесные оковы, освободившись от брения, омрачающего ум, непокровенным представ к непокровеннному и чистейшему Уму». Бл. Августин: «Бл. Киприан теперь, когда тленное тело не отягощает его души, и земное житие не обременяет ум многопопечительный, ясно созерцает истину, достижение которой заслужил любовию». Св. Григорий двоеслов : «Поскольку (души святых) видят во свете лица всемогущего Бога; то отнюдь не должно думать, будто вне есть что-нибудь такое, чего не знали бы они». Св. Григ. б. Слов. 18: тв. ч. 2 с. 103. М. 1843. Бл. Авг. О крещ. кн. 7 гл. 1: тв. т. 9 с. 125. Антв. 1700. Св. Григ. дв. Нрав. прав. кн. 12 гл. 21: тв. т. 1 с. 403. Пар. 1705. 923 Ориген : «Не напрасно ангелы Божии восходят и нисходят на Сына человеческого ( Ин. 1:51 ). Они видят очами, озаренными светом ведения, и, быв воспомянуты во время молитвы от молящегося, подают ему нужное как бы имея па это общую заповедь». Св. Григорий двоеслов : «Те, кои видят славу своего Создателя, не могут не видеть того, что совершается в создании... (Избранные) узнают не только тех, кого знали в сем мире, но признают, как известных и знаемых, таких добрых, которых никогда не видали. Ибо, если там (в царстве небесном) все в общем свете созерцают Бога; то чего они не могут знать там, где знают Всеведца?». Ориг. О молитве: тв. т. 1 с. 214. Пар. 1733. Св. Григ. д. Бес. на еванг. 40: ч. 2 с. 328. Спб. 1860. Собесед. с. 318. Казань, 1858. 925 Ориген : «Говоривший: обдержим есмь от обою, желание имый разрешитися и со Христом быти, много паче лучше ( Флп. 1:23 ) знал, что, возвратившись ко Христу, он яснее узнает причины всего, происходящего на земле, относительно ли человека, или души человека, или ума». Св. Макарий: «Душа, совершенно осиянная неизреченною красотою славы света от лица Христова и совершенно вступившая в общение с Духом Святым и сподобившаяся быть жилищем и престолом Божиим, делается вся оком, вся светом, вся лицем, вся славою, вся духом, как уготовал, благоустроил и украсил ее духовною лепотою Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Гл. 34, 28 И бе тáмо Моисéй пред Гóсподем четыредесять дний и четыредесять нощéй: хлеба не ядé и воды не пи: и написá [Моисéй] на скрижáлех словесá сия завета, дéсять словéс И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятословие Бл. Иероним замечает, что как Моисей, так и Иисус Христос постились 40 дней (тв. т. 13, стр. 236). Гл. 34, 29 Сходящу же Моисéю с горы Синáйския, и óбе скрижáли в рукý Моисéову: сходящу же емý с горы, и Моисéй не ведяше, яко прослáвися зрáк плóти лицá егó, егдá глагóлаше с ним Когда сходил Моисей с горы Синай, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним Св. Ефрем Сирин, сопоставляя прославившегося Моисея с преобразившимся Господом, говорит о Христе: «Не как Моисей благолепен был по внешности, но, как Бог, сиял славою. У Моисея поверхность лица его покрыта была благолепием, а Иисус во всём Своём теле, как солнце лучами своими, сиял славою Божества Своего» (тв. ч. 2, стр. 154). Согласно с этим и в службе Преображению Господню поётся: «Божественнаго ради во мраце явления лице прославися иногда Моисеово: Христос же яко ризою светом и славою одевается...» (кан. 1, п. 8, т. 4). А по мнению св. Григория Нисского , «совершается в такой степени и мере претворение прославления Моисеева, что дольнему оку стало невместимо явление оной славы» во образ Иисуса Христа, «паки грядущего со славою», «по превосходству» которой Он станет «неприступным для взирающих на Него и невместимым для взоров недостойных» ( Мф.25, 31 ; Ис.26, 10 ) (тв. ч. 1, стр. 340) 94 . Гл. 34, 35 И видеша сынове Изрáилевы лицé Моисéово, яко прослáвися: и возлагáше Моисéй покрóв на лицé своé, дóндеже внидет глагóлати с Ним И видели сыны Израилевы, что сияет лицо Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице своё, доколе не входил говорить с Ним Тем, что «Моисей носил покрывало на лице своём, от которого сияла такая неизреченная и дивная слава, что никто из народа не мог к нему приближаться, по мнению св. Иоанна Златоуста , не только «предначертан был образ истины», но и «преднаписана была причина домостроительства Христова». «Так как некоторые имели сказать, почему Христос пришёл не с обнажённым Божеством, но облёкся плотью, – рассуждает Святитель, – то задолго прежде посредством лица раба были предупреждены все такие возражения. Если славу раба, впоследствии времени приданную ему, иудеи не в силах были видеть, то как могли бы они потом смотреть на обнажённое Божество?» (тв. т. 6, стр. 463).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

отцев и учителей Церкви, был кладезь, у которого остановился раб «для испытания девы». См. Тв. св. Григ. Нис. т VIII, отр. 13. «Слово на день Светов», св. Амвр. Медиол. «De Abraham» lib. 1, cap. IX, 87, 88, «De Usaac et anima», cap. 1, 2. 364 Выше мы говорили, что Амвросий строго различает в душе человека две стороны: сознательную (разумную) и бессознательную (неразумную): последняя сторона, по св. Амвросию, тяготеет к телу к есть как бы нечто связующее между чистым духом и плотью. 367 Ibid., cap. IV, 11–17. Изложили мы здесь мысли св. Амвросия своими словами в виду того, что у св. Амвросия они излагаются очень подробно и главное в связи с толкованием текста книги «Песнь Песней», с историческими подтверждениями высказываемых мыслей, что для нашего сочинения совершенно излишне. В дальнейшем изложении истории Исаака мы не будем приводить аллегорического понимания ее св. Амвросием, так как вышеизложенным совершенно исчерпывается взгляд св. Амвросия на историю Исаака. 381 Также объясняют значение этого имени Филон (См. его op. «De Sacrif. Abel et Caini» pag. 101) и св. Амвросий (см. его «De Usaac et anima», cap. I. 1). Но собственно имя Ревекка означает веревку с петлей, а затем в переносном смысле указывает на женскую красоту, уловляющую мужчин как бы в свои сети. 382 И св. Иоан. Злат, утверждает, что Бог, говоря о двоих языках в утробе Ревекки «предсказывает об иудеях и о нас христианах» см его Бес. на разн. м. св. Пис., ч. 1. стр. 433. Тоже говорите и бл. Августин в соч. «О граде Бож.» кн. XVI. гл. 35. 407 По мнению бл. Феодорита, «пшеница и вино суть прознаменования божественных таин», – Тв. бл. Феодорита т. I, стр. 78, – Толк, на кн. Быт., вопр. 83. 408 Тв. св. Кир. Алекс, т. IV, стр. 279–183; ср. Тв. бл. Феодорита т. I, ст. 77–79. Толк, на кн. Быт., вопр. 83. Читать далее Источник: История еврейских патриархов (Авраама, Исаака и Иакова)/по творениям святых отцов и древних церковных писателей/Сочинение священика Николая Александрова./Казань. Типо-лит. Императорского Университета. 1901. – 258 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

798 Св. Григорий Н. тв. т. 1, стр. 265. Кажется и св. Иоанн Златоуст склоняется к такому пониманию этого прообразовательного явления, когда изображает Бога говорящим Архангелу Гавриилу: «если бы огонь в пустыне причинил вред купине, то несомненно повредило бы и Марии Мое присутствие; если же тот огонь, изображавший явление с неба божеского огня, только оросил купину, а не сжег, то что ты мог бы сказать об истине, нисходящей не в пламенном огне, но в виде дождя» (св. Злат. тв. т. 2, стр. 857; изд. 96 г.). 803 Его же «Бес. на Ев. Мф.» ч. 2, стр. 406; св. Ириней «Против ересей» кн. IV, гл. XX, 10, – стр. 481. 806 Св. Иустин Мученик , по-видимому, держится той мысли, что волхвы известное древнее пророчество Валаама («возсияет звезда от Иакова» Чис. 24:17 ) понимали, сообразно с своими убеждениями, буквально, почему по поводу этого пророчества и замечает, что «когда при рождении Его (Иисуса Христа) на небе явилась звезда, то волхвы из Аравии узнали о том по этому знамению, пришли и поклонились Ему» («Разг. с Триф. Иуд.» гл. 106, – стр. 322–323). – В этом с ним согласен и св. Ипполит Римский , который прямо говорит, что «когда Господь родился в Вифлееме, и согласно предсказанию, на небе явилась звезда, они (волхвы) пришли в Иерусалим». («Твор. св. Ипполита Р. в рус. пер.», изд. Каз. Дух. Акад. вып. 1-й, стр. 9-я. Казань 1898 г.). 807 Св. Кирилл Ал. тв. ч. 8, стр. 97–98. В факте поклонения волхвов, по мнению св. Иустина M., исполнилось пророчество Исаии о Христе; «возмет силу Дамаска и добычи Самарийския» ( Ис. 8:4 ), каковые слова «указывают на то, что Христос, по рождения, победит силу лукавого духа, обитавшего в Дамаске», что и исполнилось в том смысле, что «волхвы, которые как добычи, были увлечены ко всем худым действиям, которые совершались демоном, своим пришествием и поклонением Христу ясно показывают, что они восстали против силы, сделавшей их своею добычею» («Разг. с Тр.» гл. 78 – стр. 278); св. Епифаний Кипр. иначе объясняет это пророчество, относя его к тому же факту (тв. ч. 5, стр. 321–322).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Практически современные СМИ в России по большей части имеют антихристианский характер. Они по сути явно и неявно стимулируют нарушения всех десяти заповедей Божиих - от «не убий» до «не прелюбодействуй» и поощряют все семь смертных грехов - от «гордыни» до «сребролюбия». Характерно, что анализ программ 21 телевизионного канала (были исключены спортивные и иностранные), представленных в «Панораме ТВ» (Петербург, 2007 г., N 52), обнаружил, что только 4 канала (Первый, «Россия», Пятый-СПб, ТВ-центр) транслировали рождественскую службу из храмов, и еще три канала как-то вспомнили про праздник Рождества Христова (канал 100, «Звезда» и ТКТ ТВ). Это значит, что только одна третья часть каналов в той или иной мере признает этот праздник. Но 66% телевизионных каналов в стране, где 63% населения считают себя православными (или более осторожно - идентифицируют себя с православной культурой своих предков и своего народа), выступают как атеистические или иноверческие (в 2008 г. «рождественская ситуация» на российском ТВ повторилась в таком же соотношении, как и в 2007). Экстраполируя, можно сделать вывод: «четвертая власть» преимущественно не разделяет и не поддерживает духовные ценности большинства народа России. Это подтверждают и данные одного из наших опросов петербургской молодежи до 30 лет. Большинство молодых людей считает, что СМИ, прежде всего, пропагандируют ценность денег (59% опрошенных), а ценности справедливости (8%) и веры (7%) - менее всего. Общество и государство, желающие быть цивилизованными и стабильными должны выработать соответствующую позитивную политику в сфере средств массовой информации и массовой культуры, чтобы обеспечить здоровое духовно-нравственное развитие общества. Полиментальность своеобразно проявляется и отражается в политической жизни, в многопартийности современного российского общества. По выборам разного уровня (от местных до президентских) до некоторой степени можно судить о принадлежности россиян к различным типам ментальности. Так, на президентских выборах в марте 2000 г.

http://ruskline.ru/analitika/2009/05/25/...

По толкованию бл. Феодорита, «падшие за неверие в пустыне были образом не уверовавших во Христа иудеев, а необрезанные дети, которые вместо отцов под водительством Иисуса овладели землёй, обетованной их предкам (ст. 23), – образом уверовавших во Христа язычников» (тв. т. 1, стр. 211–212). Гл. 16, 2 и востáша на Моисéа, и мýжи сынóв Изрáилевых двести и пятьдесят начáлницы сóнма, сигклитики совета и мýжи именити восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые «Корей и прочие, возмутившиеся против Аарона и желавшие получить его священство, – по мнению св. Ефрема Сирина , – представляют образ первосвященников, возмутившихся против Господа нашего и, по сказанному в притче о винограднике ( Мф.21, 38 ), восхотевших получить наследие Его» (тв. ч. 6, стр. 557). И по толкованию св. Кирилла Александрийского , «сеннописуемо было через это будущее безумие иудеев против Христа, ибо Он есть наш Архиерей, введённый в Своё звание решением Отца, как решением свыше Божественный Аарон был избран в священника и вождя ( Исх.24, 14; 28, 1 ). Но Корей, Дафан и дикая толпа единомышленников их весьма нагло сопротивлялись решению свыше и восставали против Божественного закона; противопоставляли и очень горячо своё безумие и дерзость Священнику верховному и избранному из всех других» (тв. ч. 2, стр. 148). Гл. 17, 8 И бысть на ýтрие, и вниде Моисéй и Аарóн в скинию свидения: и сé, прозябé жéзл Аарóнь в домý Левиине, и израсти ветвь, и процветóша цвети, и израсти орехи На другой день вошёл Моисей [и Аарон] в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвёл, пустил почки, дал цвет и принёс миндали По словам св. Кирилла Александрийского , как «Божественный Аарон светло и особенно избран был из рода Левиина на священнодействие», так и «Еммануил от Бога и Отца избран Законоположником и вместо Архиерея для нас, имея принести Себя Самого в жертву за нас» (тв. ч. 2, стр. 208). А самый «жезл Ааронов, имевший местом своим Божественную скинию и внесённый во Святая Святых, – по его же толкованию, – принимается в прообраз Христа и как процветший и произрастивший орехи служит знамением Его воскресения» 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Кафолик 19 сентября 2012, 15:44 Подавляющее большинство медиа-индустрии ориентировано на прибыль за счет использования " удобопреклонности человека ко греху " . Т.е. паразитирует на общей болезни человечестава " аНаивно " полагая,что сами чистенькими выйдут,да еще с деньгами. Необходимо формирование ментальности,что все вокруг ощбее,что ничего своего у нас нет - все Божие,данное на время. Что бы могли явить произволение. Запустить обратную наживе перспективу жертвенности. Что все взаимосвязаны-бытийно. Делать это можно - талантливо. Люди,которые это будут делать должны сами переживать это. Тогда другие " заразятся " . Денис 19 сентября 2012, 13:40 Марина! Хочу напомнить вам о том, что мы не на базаре, и попытки оскорбления в любом виде - признак сами знаете кого и чего.... Здесь относительно свободная площадка для дискуссий, я волен и вправе высказать свое мнение. Ваше право с ним не согласиться, но отвечать в таком духе- глупо... Церковь сейчас достаточно влиятельна и вольна. В том числе и в политической и общественной жизни. И даже в экономической... Но, видимо, не туда усилия направляет. Кричит, да.. О гонениях на себя. Да, эти крики я, мы, слышим отчетливо, я вижу последствия (впрочем, вполне логичные) - уголовные дела, " посадки " пуссек.. А вот что касается нашей с вами темы- я слышу лишь робкий шепот, и то, время от времени... Когда все кругом призывают бить набат... Василий 19 сентября 2012, 07:57 Мир вам. У меня особых рецептов нет. С 2008 года просто перестал смотреть ТВ. Объелся раз и навсегда. ТВ смотрю " случайно " в кафе или в гостях. Интернет предоставляет массу возможностей просмотра того, что тебе интересно.Когда есть время с удовольствием смотрю телеканал " Культура " . А вот за детей страшно, как они смогут понять что хорошо, а что плохо? На нашем ТВ царит хаос, смешение добра и зла настолько тонкое, что надо иметь хоть какой то опыт, что бы отличить одно от другого. Как и писал у меня нет рецептов, но думаю это как простуда которая вырабатывает иммунитет. Наше ТВ очень сильно простыло, потому что простыли мы.

http://pravoslavie.ru/56129.html

ч. 2, стр. 119). Между прочим, потому, что «как Иаков вместо первенца своего Рувима (его) имел опорою, так вместо первородного Адама, который преогорчил Бога (разумеется – как Рувим Иакова), сын старости (т. е. воплотившийся Сын Божий) стал опорой мира в конце его... Иосиф послужил стеной братьям, насытив их во время голода; Господь наш стал мысленной стеной для мира, предавшегося заблуждению... Тот и другой покорили себе врагов своих... не изощряли и не метали стрел в братий своих» (тв. ч. 6, стр. 451 и 600); вообще же, по замечанию сего св. Отца, «отрок Иосиф с юного возраста изображал собой два пришествия Христова...» (тв. ч. 2, стр. 116). И, по мнению св. Иоанна Златоуста , «в событиях с Иосифом, как на тени, предызображались события евангельской истины» (т. е. из жизни Спасителя) (тв. т. 4, стр. 655). По мнению св. Кирилла Александрийского , как Иосиф был сын старости Иакова, так и «Еммануил рождён у Бога и Отца как бы сыном старости в том смысле, что явился в последние времена века, т. е. настоящего, и поскольку после него уже нет никого другого, потому что мы не ожидаем в другом спасения» (тв. ч. 4, стр. 326–327). А «разноцветная одежда Иосифа служит гадательным указанием на многообразную славу, которой Бог и Отец облёк Сына, соделавшегося подобным нам по человечеству» (ibid.). Гл. 37, 8 Реша же емý брáтия егó: едá цáрствуя цáрствовати бýдеши над нáми, или госпóдствуя госпóдствовати бýдеши над нáми? И приложиша ещé ненавидети егó снóв рáди егó и рáди словéс егó И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его ещё более за сны его и за слова его Он же: «Как родившиеся от служанки дети Иакова возненавидели Иосифа за сны и приняли решение убить его, так и иудеи, по слову притчи Самого Иисуса Христа, говорили: „Это наследник, пойдём, убьём его и завладеем наследством его” ( Мф.21, 38 )» (ibid, стр. 328–329). Гл. 37, 14 Речé же емý Изрáиль: шéд, виждь, áще здрáвствуют брáтия твоя и óвцы, и повеждь ми.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010