Св. Иоанн Златоуст : «Авраам получает» повеление принести сына во всесожжение, и возносит его, но вместо него закаляется баран. Всё это было прообразом домостроительства, имевшего совершиться о нас Христом» (тв. т. 1, стр. 432), ибо «принесением овна и Исаака Авраам прообразовал день креста» (т. е. страданий Христовых) (его «Беседы на Евангелие от Иоанна» ч. 2, стр. 107), «предызображая крест и имевшее совершиться заклание за вселенную» не только тогда, когда возносил сына, но и когда закалал овна (тв. т. 1, стр. 424), а именно: «как здесь овча принесено вместо Исаака, так и словесный Агнец принесён в жертву за весь мир» (его тв. т. 4, стр. 523–524), причём «оставленный всеми Христос был один» только, как бы висящий овен» (тв. т. 2, стр. 879). Как Исаак, «не сделав никакого греха, имел быть заклан, так и Сын Божий, не сделав никакого греха, был распят. По намерению отца он (Исаак) умер, а по человеколюбию Божьему не умер, быв прообразом и подобием Христа, ибо этот (Исаак) был заклан и не заклан, и Единородный Сын Божий заклан и не заклан, и умер и не умер; этот по намерению отца умер, а в окончании события не умер, и Сын Божий по плоти умер, а Божество Его осталось бесстрастным» (его тв. т. 2, стр. 789–790; «Толкование на послание к Евреям» стр. 387–388). Св. Кирилл Александрийский придаёт такой смысл ст. 13: «Быв положен на дрова, Исаак избегает смерти и страдания; для жертвоприношения же восходит на жертвенник данный Богом овен. И воссиявшее из существа Бога и Отца Слово поистине было в собственной храмине, т. е. воспринятой от Девы и пригвождённой ко кресту. Будучи же бесстрастен и бессмертен как Бог , Он избавляет Себя от смерти и страдания» (тв. ч. 4, стр. 148). Бл. Феодорит кратко выражает эту же мысль словами: «Исаак был образом Божества, а овен – образом человечества» (тв. т. 1, стр. 72). Св. Ефрем Сирин, подобно св. Иоанну Златоусту , подробно выясняет мессиански-прообразовательный смысл ст. 13. «Бог Авраму как другу показал великую и необычайную тайну, – говорит он, – открыл ему, что и Сам Он даст за мир Единородного Сына, чтобы Бог , вочеловечившись, спас род человеческий от заблуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра Бог повелел „не оставлять манны на утрие”, – по мнению св. Кирилла Александрийского , – для того, «чтобы под утром ты разумел время, в которое явилось пришествие Христово» (тв. ч. 5, стр. 87). Гл. 16, 33 И речé Моисéй ко Аарóну: возми стáмну златýю едину и вложи в ню гомóр пóлный от мáнны, и положиши тýю пред Бóгом в соблюдéние в рóды вáша И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши «Златая стамна, заключавшая в себе чувственную манну, – по объяснению того же св. Отца, – являет нам свыше, т. е, от Отца, сошедшее и животворящее Слово как бы в священном и нескверном теле», причём в прообраз того, что „в Том живет всяко исполнение Божества телесне” ( Кол.2, 9 ), стамна была полна манны (тв. ч. 2, стр. 205–206). Гл. 16, 35 Сынове же Изрáилевы ядóша мáнну лет четыредесять, дóндеже приидóша в зéмлю обитáемую, и ядóша мáнну, дóндеже приидóша во странý Финикийскую Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской Как Моисей, так и все израильтяне, когда вкушали небесную манну, предварительно научаемы были через сие, – по мнениюсв. Григория Нисского , – «таинству Девы, ибо тело хлеба сего не возделывало ни орание, ни сеяние, но земля, оставаясь такою, какова она есть, оказывалась исполненной сей Божественной пищи» (тв. ч. 1, стр. 306), по образу чего и Дева Мария „без Семене зачала Сына” (9 п. кан. Вел. Суб.), „давшего нам есть плоть Свою” ( Ин.6, 52 ). Прообраз Иисуса Христа в манне видят также св. Василий Великий (тв. т. 7, стр. 278), Киприан Карфагенский (тв. ч. 1, стр. 322), Епифаний Кипрский (тв. ч. 4, стр. 155) и св. Иоанн Златоуст , который потому-то и говорит, что «мы получили вместо манны тело Господне» («Толкование на 2 Кор.» стр. 157–158; ср. «Беседы на Евангелие от Иоанна», ч. 1, стр. 532). В этом смысле и бл. Феодорит говорит, что «ветхозаветное было образом новозаветного... манна – божественной пищи» (тв. т. 1, стр. 124). Изведение воды из скалы в Хориве

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

«...Возложил он (Авраам) на сына полена дров, потому что и Спаситель нёс крест. За Исааком, идущим на заклание, следовали осёл и рабы его. И Христос, когда шествовал на страдание, воссел на жребя, прознаменуя тем призвание язычников; следовали же за Ним ученики Его, держа в руках победные знамения и восклицая: Осанна! Исаак нёс дрова, восходил на гору, чтобы там быть закланным подобно невинному агнцу; и Спаситель, неся крест, шёл на лобное место, чтобы там, подобно агнцу, быть закланным за нас 371 . Созерцая мысленно нож, представляй себе копие; представляя жертвенник, имей в мыслях лобное место; видя дрова, представляй крест; взирая на огонь, помышляй о любви (Божественной). Воззри на овча «держимое» двумя «рогами в саде», называемом «Савек» ( Быm. XXII, 13 ), воззри на Христа, Божия Агнца, двумя руками держимого на кресте. Сад Савек толкуется – отпущение (потому что старцева сына освободил от заклания), прознаменуя Крест, которым отпущены миру грехи его и дарована жизнь. Овен, повисший в саде Савек, таинственно избавил одного Исаака; Агнец же Божий, вися на кресте, спас мир от смерти и ада. Восходя на гору для принятия смерти, Исаак разлучён был со своими отроками; разлучён был и Христос со Своими учениками, когда шёл на заклание за нас» 372 . 348 Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на разн. м. Св. Пис., ч. I, стр. 433, Обозр. книг В. Зав., Обозр. кн. Бытия. 362 Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 198, Бес. 53; тоже см. Ibidem, стр. 200. 202–204. 370 «Исаак с уверенностью и зная будущее, охотно стал жертвою». (Св. Клим. Римск., К Коринф. Посл. I, гл. 31. – см. Свящ. П. Преобр., Пис. Муж. Апостольских, стр. 132). «Когда отец вёл его на жертвенник, охотно шёл он на смерть, почему и стал он прообразом Владыки Христа». (Тв. Св. Ефр. Сир., т. IV, стр. 357). 371 «На горе Исаак спасён от заклания. Место сие купил Давид у Евуссеянина Орны (2 Ц., XXIV, 24). А гора оная есть Голгофа (лобное место), где вместо прообразовательных жертвенников водружен истинный жертвенник – Крест, и на нём принесена Истинная Жертва». (Тв. Св. Ефр. Сир., т. VII, стр. 227, Толк. на кн. прор. Исаии, гл. II). 372 Тв. Св. Ефр. Сир., т. III, стр. 135–137 и 140–141. Слово об Аврааме и Исааке; – тоже см. Тв. Св. Григ. Нисск. т. VIII, стр. 27–28, Слово на д. Светов; – Тв. Св. Ефр. Сир., т. VI, стр. 342, Песн. на Рожд. Христово, 6. Читать далее Источник: Протопопов В.И. Библейские ветхозаветные события по толкованиям святых отцов и учителей Церкви. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1896. - 202 с. Отдельный оттиск из Протоколов Казанской духовной академии за 1895 год. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлены автором - Главное для муки – это мягкость. Та-ак, добавляем воду и соль. Тесто должно быть нежным, гладким, послушным в руках. А если мука плохая, жесткая, то корка потрескается, прорвется, этого нам не надо. Нежные материнские руки месят тесто – точно с такой же нежностью они порхают над детской колыбелью, да и в остальной жизни человека… - Каждая корочка должна быть растянута, разглажена, а запекаться будет на огне. Нет, такую питу на нынешних плитах не приготовишь – здесь требуется старая добрая печь, настоящие дрова, живой огонь. Когда пита приготовлена по-настоящему, хранится может целую неделю. Начинка? А кому что нравится, то и кладет. У них в доме, говорит Зорица Алексич, в питу предпочитают класть капусту, но не свежую, а кислую, нарезанную специальным способом, обжаренную в масле: несколько ложек такой вкуснятины кладут между корочками, а затем пита с начинкой отправляется в печь «на доработку». Зорица родилась и вышла замуж в Макреше, одном из старейших сербских сел Косовского Поморавья, это недалеко от старого монастыря Драганац . Имение у семьи богатое – окруженное лесом, оно вдали от дороги, отсюда открывается хороший вид на сербский средневековый «Золотой город» - Ново Брдо. Внизу, под холмом, на котором стоит дом, - длинная лесная тропинка, охраняемая высокими молодыми дубами. А над головой – небо. Чистое, прозрачное – такое чувство, что ночью ты легко дотянешься до любой звезды – так они здесь близки, эти блистающие звезды. - Так тебе скажу, девонька: мы храним то, что нам передали старшие. Я всему научилась у свекрови и мамы, и ничего в этих обычаях менять не желаю, да и зачем? В Сочельник у нас обязательно будут: постная баница, рыба, фасоль, паприка, фрукты, орехи. Мужчины, стар и млад, идут в лес за …нет, не за елкой, а за «бадняком», молодым дубом, и только тогда, когда его принесут в дом, мы садимся за вечернюю трапезу. Обязательно принесут и солому – Младенец Христос ведь лежал в яслях на соломе. Из давних веков повелось, что в Сочельник сербы трапезничают, сидя на соломе на полу. Некоторые этот обычай еще соблюдают. После Всенощной семья собирается, мы поем тропарь Рождеству Христову, читаем молитвы, и садимся за трапезу – вот так у нас заканчивается Рождественский пост. А наутро, после Литургии, в дом обязательно должен заглянуть - почетный первый гость на Рождество Христово – и поздравить всех с праздником. Чаще всего это кто-то из близких родственников или добрых соседей. Но, видишь ли, сегодня у нас в Макреше только несколько домов, где живут христиане. Где родившегося Христа встречают с радостью и по-сербски поздравляют с Его Рождеством.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/09/ko...

70 Св. Иоанн Златоуст придаёт этому событию и другой прообразовательный смысл, когда говорит: «Как Исаака воздвиг Бог от мёртвых тел Авраама и Сарры, так воскресил и Сына Своего, бывшего мёртвым» («Беседы на разные места Священного Писания» т. 1, стр. 375). 74 Тот же св. Отец в другом месте говорит: «Овен, повисший на древе и после закланный вместо сына Авраамова, прообразовал собою день Того, Кто, как овча, пригвождён был к древу и вкусил смерть за весь мир» (тв. ч. 6, стр. 395). В этом именно смысле и бл. Иероним говорит, что «народ иудейский был убеждаем словами всех пророков взять и принести в жертву барана, запутавшегося рогами в кустарнике Савек» (тв. т. 15, стр. 213). 75 «Что овна не было прежде, о том свидетельствует вопрос Исааков; а что не было и дерева там, о том свидетельствуют дрова, возложенные на рамена Исаака. Гора дала от себя дерево, а дерево – овна» (тв. ч. 6, стр. 395). 79 По-русски: «Ночью Иаков видел воплощённого Бога как бы гадательно; но из Тебя, Дева, Он явно явился...» 80 По-русски: «Пребожественный Бог отцов и препрославленный борется с Иаковом, предвозвещая в óбразах о непостижимом соединении, Чистая, через которое Он добровольно соединился с людьми». 81 О нём же говорится: от сродников праведная душа связася (предана), продаётся в работу (в рабство) сладкий (возлюбленный), во образ Господень (прообразуя Господа)» (ibid. троп. 4). 82 И св. Ипполит Р. говорит: «За Его царское и славное достоинство предвозвещён был как лев» («О Христе и антихристе» VI; тв. выпуск 2, стр. 13–14). 83 «С прекращением князей от Иуды и поставлением Ирода из язычников, хотя и прозелита, Иудея окончательно предана римлянам и сделалась их данницей. Потом Христос родился, при этом исполнилось пророчество Иакова» ( Быт.49, 10 ), рассуждает и св. Епифаний Кипрский (тв. ч. 2, стр. 388), ибо «в пришествие Христово прекратились до Самого Христа бывшие по преемству вождями князи от Иуды» (ч. 1, стр. 204–205). 84 И бл. Иероним говорит, «что патриарх Иаков одеждою и одеянием назвал плоть Владычнюю» (тв. т. 9, стр. 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

1797 Св. Иоанн Злат. тв. т. 6, стр. 467–468. В этом-то смысле св. Отец и говорит: «новое не ново, потому что ветхое предупредило; ветхое не погасло, потому что оно истолковано в Новом Завете» (тв. т. 2, стр. 859), ибо «в Новом Завете то, что в Ветхом сказано загадочно, объясняется, пророчества свидетельствуются делами» (тв. т. 6, стр. 612), так что «из самых изречений (пророческих) весьма легко можно обличить (Иудеев), если кто, тщательно раскрыв пророчества и с надлежащим вниманием исследовав каждое слово, приложит сказанное к событиям» (ibid. стр. 25). 1798 И св. Кирилл Ал. говорит: «для нас разумеющих буква закона и сень (его) сделалась весьма полезною для постижения Христа, если справедливо, что закон для нас стал «пестуном» к таинству Христову, так что и от него можно получать плод, истончая грубую оболочку сени для извлечения истины» (тв. ч. 9, стр. 535). 1799 Св. Иоанн Злат. тв. т. 6, стр. 464, 466. «После того, как воссиял Христос – исполнение закона и пророков, воссиял и закон, – говорит св. Кирилл Ал.; ибо, сопоставляя совершившееся с тем, что чрез него было предвозвещено, мы удивляемся и свету самого закона, многими способами искусно нам предобразовавшего таинство Христа» (ч. 10, стр. 313). 1802 Св. Ириней Л. «Против ересей» кн. IV, гл. XXXI, 1, – стр. 497. И св. Климент Ал., образно выражаясь, говорит, что «свящ. свет (Мессианских пророчеств и прообразов) соединен со столпом древа крестного, благодаря которому нам дарована возможность зреть на все (а след. на оные) очами разума» «Строматы» кн. I, гл. 24, стр. 157). 1807 Св. Златоуст «Бес. на Ев. Мф.» ч. 3, стр. 113–114. И св. Афанасий В. говорит, что «ученики (Иисуса Христа) не имели совершенного понятия о Божестве Его, пока не снисшел на них Дух Св. в день Пятидесятницы» и в доказательство своей мысли указывает на то, что они и по воскресении, видя Его, «ови усумнешася» ( Мф. 28:17 ; – тв. ч. 4, стр. 491). 1808 Даже во время последней беседы Его с ними они «не имели надлежащего понятию о Христе» («Бес. на Ев. Мф.» ч. 2, стр. 423).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

По мысли св. Иустина Мученика , Ной как «начальник нового рода» по потопе ( Быт.9, 19 ) прообразовал собой Иисуса Христа, явившегося начальником новой Церкви и общества. «Христос, перворождённый всей твари, сделался также началом нового рода, возрождённого Им посредством воды и веры и дерева, содержащего таинство креста, – говорил, он,– как Ной спасся на древе, плавая по водам с семейством своим» («Разговор с Трифоном Иудеем» гл. 11, 19 и 138; стр. 150, 163 и 374). Гл. 9, 26 И речé: благословéн Госпóдь Бóг Симов: и бýдет Ханаáн óтрок рáб емý Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему Бл. Феодорит: «Ной предсказал, что Бог вселится в селениях Симовых (по Библии : «Благословен Господь Бог Симов»). Определённым концом пророчество сие имело таинство домостроительства, когда Сам Бог Слово, Единородный Сын Бога и Отца, воплотился и вочеловечился и храмом Своим нарёк от семени Давидова и Авраамова восприятую плоть: ибо от Сима вели род Давид и Авраам» (тв. ч. 1, стр. 59). Мелхиседек Гл. 14, 18 и Мелхиседéк цáрь Салимский изнесé хлебы и винó: бяше же свящéнник Бóга вышняго и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего Св. Иоанн Златоуст : «Мелхиседек был вместе и царь, и священник: ему надлежало быть образом Христа, и Писание (очевидно Евр.7, 1–3 ) ясно упоминает о нём» (тв. т. 1, стр. 736). Бл. Феодорит: «Мелхиседек – иерей и царь, потому что был образом истинного Иерея и Царя» (разумеется Иисуса Христа) (его тв. т. 3, стр. 260). Св. Кирилл Александрийский в частности указывает что «Мелхиседек есть образ священства Христова. Для доказательства этого, – говорит он, – думаю, не нужно много говорить, так как для этого достаточно и одного Священного Писания» (очевидно, разумеется Евр.6, 20 ) (его тв. ч. 1, стр. 234; ч. 4, стр. 82. 105; ср. Златоуст «Толкование на послание к Евреям» стр. 211; его же тв. т. 1, стр. 736). Св. Епифаний Кипрский , как бы продолжая и развивая эту мысль св. Кирилла Александрийского , говорит: «У сего св. Мелхиседека уже не было после него преемства, а также и прекращения священства; он пребывал священником во всё время своей жизни. И ещё в Писании зовётся священником, потому что никто не был его преемником, никто не нарушил его священства во время его служения. Так и Господь наш (т. е. Иисус Христос ) священствует пред Отцом, прияв человеческое смешение, чтобы стать за нас священником но чину Мелхиседекову ( Евр.6, 20 ), т. е. по такому чину, который не имеет преемства, принести Самого Себя на крест, чтобы разрушить всякую жертву Ветхого Завета, и в то же время священнодействуя совершеннейшую и живую жертву за весь мир, – Сам жертва, Сам заколение, Сам Священник, Сам жертвенник, Сам Первосвященник, Сам овча, Сам агнец» (его тв. ч. 2, стр. 141–442).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Иустина Мученика , «через прикосновение к стегну Иакова и через причинение ему онемения сделано предуказание на то, что нашему Христу надлежало быть в немощи, т. е. в труде и в восприятии страдания, когда имел быть распятым» («Разговор с Трифоном Иудеем» гл. 125, стр. 356). Гл. 32, 28 И речé емý: не прозовéтся ктомý имя твоé Иáков, но Исрáиль бýдет имя твоé: понéже укрепился еси с Бóгом и с человеки силен бýдеши И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь «Таинством борьбы, в которой Иаков боролся с тем, кто только явился как служитель воли Отца, а на самом деле Бог, Сын, рождённый прежде всех творений, и после которой Иаков переименован в Израиля, что значит – „человек, побеждающий силу” (ибо «исра» значит человек побеждающий, а «иль» – сила), – по объяснению того же св. Отца, – было предсказано то, что когда ко Христу пришёл дьявол , т. е. сила, называемая змием и сатаною, искусить его и ниспровергнуть, требуя от Него поклонения себе, Христос поразил его, обличая его в том, что он лукав» (ibid.). Гл. 32, 31 Возсия же емý сóлнце, егдá прéйде вид Бóжий: óн же хромáше стегнóм своим И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро своё «Исчез вид Божий, боровшийся с Иаковом, – говорит св. Кирилл Александрийский , – т. е. взошёл на небеса Христос» (прообразом Которого он был) (тв. ч. 4, стр. 299). Бл. Феодорит замечает: «Здесь явился Иакову Единородный Божий Сын и Бог» (тв. т. 1, стр. 85). Иосиф Гл. 37, 3 Иáков же любляше Иóсифа пáче всех сынóв своих, яко сын в стáрости емý бысть: и сотвори емý ризу пéстру Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, – и сделал ему разноцветную одежду Иосиф был прообразом Спасителя, по мнению святых Иринея Лионского («Отрывок» XVII, стр. 701), Киприана Карфагенского (тв. ч. 2, стр. 25), Кирилла Александрийского (тв. ч. 4, стр. 322–323, 330–332, 327–328) и бл. Иеронима (тв. ч. 14, стр. 192). Св. Ефрем Сирин считает Иосифа «истинным образом Сына Божия» – Христа (тв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

А св. Кирилл Александрийский нарочито приводит исторические данные в подтверждение того, что это пророчество Иакова, понимаемое в указанном смысле, вполне исполнилось. «Правили страною иудеи, и вожди у них были из племени Израиля, – говорит он, – доколе Ирод палестинянин (аскалонянин) не наименован был четвертовластником и не получил власть в руки свои. При нём-то и родился Сам Христос – „чаяние языков” 83 (тв. ч. 4, стр. 386–387; ч. 9, стр. 44 ч. 11, стр. 160–161). Бл. Иероним, замечая, что «благословение семени Христова с первенца Рувима переносится на Иуду, от семени которого произошёл Христос» (тв. т. 7, стр. 10. 34), в другом месте рассуждает по поводу сего пророчества: «Когда оскудел князь от Иуды и вождь из чресл его непосредственно по рождению Господа, и власть получил иноплеменник и прозелит Ирод, то мы понимаем, что пришёл Тот, для Кого отложено царство (скипетр), и что Он был чаянием народов» (тв. т. 12, стр. 192. 221; т. 14, стр. 33). Наконец, св. Иустин Мученик объясняет эти слова патриарха Иакова в смысле пророчества о втором пришествии Иисуса Христа, ибо слова: „Он будет чаяние народов”, по его мнению, «ясно доказывают, что это сказано не об Иуде, а о Христе, ибо все мы из всех народов ожидаем не Иуду, но Иисуса» («Разговор с Трифоном Иуд.» гл. 120, стр. 344), как этими словами и указывается, «что люди из всех народов будут ожидать второго пришествия Его» («1 Апология» гл. 32, стр. 70). Это мнение разделяет св. Ипполит Р., объясняя наименование Иисуса Христа „чаяним языков” в том смысле, что «мы ожидаем Его, грядущего с небеси в силе» (тв. вып. 2, стр. 15). Тогда как св. Кирилл Александрийский объясняет это пророчество Иакова о Христе как „чаянии языков” лишь в том смысле, «что благодать спасения во Христе предлагается живущим по всей поднебесной» (тв. ч. 9, стр. 371; ч. 4, стр. 387; ч. 7, стр. 343 и 378; ч. 11, стр. 27 и др.). И св. Иоанн Златоуст – «что Господь пришедши привлёк к Себе все народы» (тв. т. 1, стр. 620; т. 4, стр. 718 и т. 6, стр. 25). Согласно с этими толкованиями и св. Церковь поёт:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нём, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца По мнению св. Иустина Медиоланского, разделяемому многими святыми Отцами Церкви 90 , Моисей, когда во время сражения Иисуса Навина с амаликитянами «молился Богу, распростерши руки свои на обе стороны» (или – по св. Киприану Карфагенскому , – «подняв руки вверх»), представлял собою «образ креста Христова» (или – по св. Киприану Карфагенскому , – «знамение и таинство» его). Почему, „егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль: егда же опускаше руце, одолеваше Амалик”? «Не потому народ одерживал победу, – поясняет св. Отец, – что Моисей так молился, но потому, что он делал знамение креста, так что если он что-нибудь опускал из этого знамения, то народ был побеждаем; если же он оставался в этом положении, то Амалик был побеждаем, ибо сильный имел силу от креста» («Разговор с Трифоном Иуд.» гл. 90 и 111; стр. 299, 328–329). «Вообрази простертые руки Моисея, – говорит и св. Златоуст, – и ты увидишь сияющий образ креста» (тв. т. 6, стр. 623, 823). И по объяснению бл. Иеронима, «когда Моисей, поднимая руки к небу, молится, чтобы Иисус победил Амалика, этим изображает таинство креста» (тв. ч. 12, стр. 322; ч. 13, стр. 177), так что «Моисей победил Амалика знаменем креста своего» (тв. ч. X, стр. 31; XIII, стр. 177). По толкованию св. Григория Нисского , Моисей «через простертие рук даёт познать Простершего руки на кресте» (тв. ч. 1, стр. 283). И по св. Златоусту, «через Моисея, распростёртые руки которго были поддерживаемы Аароном и Ором, дан был образ, а истина совершилась через Иисуса Христа, Который Сам Собою держал Свои руки распростёртыми на кресте» («Беседы на Евангелие от Иоанна», ч. 1, стр. 166; преподобный Нил Синайский тв. ч. 2, стр. 303). И, по толкованию бл. Феодорита, «воздвизая руки, Моисей представлял образ Распятого за нас, ибо, – поясняет он, – как падал Амалик, когда воздвизал руки Божий раб – так, когда воздвиг руки Владыка, рассыпалось полчище дьявольское» (тв. т. 1, стр. 126).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010