919 …другая — большую собаку. — Клише собаки с надписью «Сторож» отпечатано на первой странице «Русского рабочего», 1879, 920 …с голову Ио Кр …— Речь идет о картине в «Русском рабочем», 1878, 921 Граф Корф — очевидно, Николай Александрович Корф (1834–1883) — см. о нем примечание к стр. 207. 922 Щербинин Михаил Петрович (1807–1881) — князь, занимал крупные должности в цензурном ведомстве. 923 Феокрит (III b. до н. э.) — греческий поэт, один из создателей пастушеской, буколической поэзии. 924 Андрюша — Андрей Николаевич Лесков (1866–1953), сын писателя, автор книги «Жизнь Николая Лескова». 925 …выбрал только глазного доктора…— См. примечание к письму 115. 926 Гладстон, Вильям Эварт (1809–1898) — известный английский государственный деятель и писатель по вопросам религии и церкви. 927 Берсье, Евгений (1805–1889) — французский проповедник, выступал против католичества. 928 Невиль — французский теолог первой половины XVIII века. 929 Вине — Винер Георг-Бенедикт (1789–1858), немецкий богослов, автор «Библейского реального словаря». 930 Вальденштрем, П. (род. в 1838 г.) — шведский богослов и политический деятель; Лесков писал о нем в статье «Религиозные новаторы. Редсток и Вальденштрем» («Новое время», 1879, 931 Думхейт (нем. Dummheit) — глупость. 932 «Из культа мертвых». — Имеется в виду очерк «Честное слово. Этюд из культа мертвых. (К материалам «Петербургского Декамерона»)»; был напечатан в «Новом времени», 1879, 17 июля. 933 …посылаю другую…— статью «Запретная печать. (По поводу одного малоизвестного листка)», напечатанную в «Новом времени», 1879, 5 августа; «Листок», о котором идет речь в статье (см. ниже: «раздобыл запретный листок»), — «Вестник правды», журнал политико-религиозный, издававшийся в Женеве. 934 Рассказ тоже готов…— Очевидно, «Однодум», над которым Лесков работал в июне 1879 года. 935 Экземпляр «Некуда»… сдал в Вашу типографию. — Роман «Некуда» вышел четвертым изданием (считая и журнальную публикацию) в издательстве А. С. Суворина в 1879 году. 936 Листок «Год». — Под таким названием новый печатный орган в 1879–1880 годах не появлялся; возможно, что это «Рижский епархиальный листок», начавший выходить в 1880 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Даже через сухие строки наградных документов можно ощутить тот самый дух русского офицерства, существовавший в Русской императорский армии, что не мог не передаваться подчиненным. Действительно, как же нам не хватало таких военачальников низшего, среднего, да и высшего звена в Великую Отечественную войну, в самое трудное время для растерзанной и поругаемой России! Эту нехватку пришлось компенсировать числом, громадными потерями, потоками крови… Возвращенные из забвения …В последние годы русская часть кладбища в Кикинде оказалась заброшенной. Густые заросли скрывали кресты и надгробия, словно охраняя до поры, до времени эти артефакты русского присутствия в Воеводине от суетности мира сего. В апреле и мае 2016 года благодаря усилиям сотрудников фонда «Наследие» и представителям движения «Наша Сербия» удалось расчистить большой участок кладбища, выкорчевать деревья и колючие кустарники, прополоть сорняки. И теперь взор может различить надписи на надгробиях погребенных здесь русских людей. Кроме упомянутых выше офицеров, генералов, рядовых, казаков на окраине городка в Воеводине нашли упокоение представители знатных русских фамилий — родов, благодаря которым расширялась и процветала Российская Империя. Князь Дмитрий Николаевич Долгоруков (1888-1955). Как установил научный сотрудник РИСИ Денис Александрович Мальцев, это пятый потомок по прямой мужской линии Василия Михайловича Долгорукова-Крымского, человека, который в войну 1768-1774 гг. занял Крым, вынудил крымского хана Селима бежать в Стамбул и возвёл на его место сторонника России хана Сахиба II Гирея. Новый хан подписал с Долгоруковым-Крымским Карасубазарский трактат, провозглашавший Крымское ханство независимым от Османской империи государством, состоящим под покровительством России. Это титулярный советник, камер-юнкер Высочайшего Двора барон Сергей Павлович Корф (1867-1936), кавалер орденов Св. Станислава II ст., Св. Анны III ст. Его отец, тайный советник барон Павел Леопольдович Корф построил первую в России узкоколейную дорогу в свое имение Ириновка. Именно по Ириновской железной дороге в годы Великой Отечественной войны проходил сухопутный участок Дороги жизни, связывая блокадный Ленинград с берегом Ладожского озера. Сколько человеческих жизней удалось спасти, благодаря действию железнодорожного полотна, уложенного Корфами еще в имперские времена?

http://pravoslavie.ru/94198.html

Между тем поезд плавно подошёл к вокзалу. В сутолоке на перроне я потерял из виду баронессу и баронов Корф. Признаться, у меня возникло чувство неудовлетворения из-за того, что я лишился приветливых друзей, отказался от их забот и гостеприимства, чем, несомненно, огорчил, а может быть, и обидел их. Но делать было нечего. Упущенного не вернёшь! И я принялся сам хлопотать о дальнейшей поездке. Спустя несколько дней я прочел в газетах о том, что полиция задержала шайку аферистов: молодую женщину и двух мужчин, именовавших себя «баронами Корф». Эта тройка жуликов, дорожных грабителей большого масштаба, обманывала доверчивых людей рассказами о собственном пароходе и доме на Камчатке и обирала их. После этого я уже боялся всяких «баронов». По прибытии во Владивосток я сразу же отправился в архиерейский дом. Там я узнал, что владыка Евсевий проживает на даче в Седанке, в 16 верстах от Владивостока. В самом же городе архиепископ снимает квартиру в доме соборного ключаря, протоиерея отца Николая Чистякова, где производит деловые приёмы и останавливается в дни совершения богослужений в кафедральном соборе. К вечеру я поездом отправился в Седанку. От станции пришлось идти пешком по железнодорожному полотну. С одной стороны рельсового пути меня чаровал своей суровой мощью океан с приютившейся в Амурском заливе огромной открытой бухтой. А другая сторона напоминала родные места с болотцем и лесом на опушке, перелесками, извилистой речкой и виднеющейся над тёмным лесом вершиной храма. Места, овеянные покоем, располагающим к религиозным размышлениям, о которых с такой сердечной проникновенностью писал Тютчев: ...Изнурённый ношей крестной Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя… Незаметно сгустились сумерки, стало темно. Навстречу изредка попадались усталые китайцы – рабочие и рыбаки. В девятом часу вечера над зубчатой синевой леса вырисовался купол церкви архиерейского дома. Я взошёл на нижнее крыльцо и увидел владыку Евсевия. Он стоял в подряснике и благословлял детей из своего приюта. Вслед за ними подошёл и я. Архиепископ Евсевий радушно и ласково приветствовал меня, затем велел эконому отвести меня на ночлег и накормить, сказав при этом, что займётся мной в ближайшее время (назавтра ему предстояло ехать во Владивосток провожать своего гостя – епископа Благовещенского Владимира 306 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

1 стр. 417, изд. С.-П.-Б. Академии 1896 года.    Творения в русском переводе, т. 1, ч. 2 стр. 417, изд. 1895 года.    «Беседы на послание к Евреям», рус. перев. изд. 1839 года, стр. 285 — 287    « " Точное изложение православной веры " », рус. перев. Бронзова, стр. 222 — 224, изд. 1894 года.    «О должностях пресвитеров церковных», рус. перев. стр. 50, Киев 1875 г.    Напр. «Разговор против Люцифериан», творения в рус. перев., т. 4 стр. 62, 64.    «О граде Божием», кн. 10 гл. 20, творен, в рус. перев. т. 4 стр. 141.    Еще много есть и не указанных нами в учении поименованных свв. отцов и других, как, например, Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, Феодорита Кирскаю и др.    Правило читается так: «понеже уведили мы, что в различных церквах.... виноград ко алтарю (τ θυσιαστηρ) приносится, и священнослужители, соединяя оный с бескровною жертвою приношения (τναιμτ τς προσφορς θυσ συνπτοντας), сим образом обоя купно разделяют народу; того ради необходимым признаем, да никто из священнослужителей впредь сего не творит». Подобное наименование Евхаристии «бескровною жертвою» читаем мы и в 32 правиле этого же собора.    Совершительные слова: «приложив Духом Твоим Святым», — слова, сохраненные и в древних чинах литургий и у многих отцов Церкви.    Рим. VI:9.    Творения в русском переводе, т. 4 стр. 110 — 111. «О граде Божием», кн. 10 гл. V.    1 Корф. X, 18 — 20.    Корф. X, 16.    «Опыт православного Догматического богословия» преосв. Сильвестра, т. 4 стр. 459.    «Беседы на послание 1 Корф.,» ч. II стр. 30, изд. 1858 года.    «Точное изложение православной веры», перев. Бронзова, стр. 225, изд. 1894 года.    Например, 3 Апост. Правило говорит вообще о праве епископов и пресвитеров приносить жертвы к алтарю; 18 правило I вселенского Никейского собора говорит о диаконах, что они не имеют права ни приносить Тело Христово, ни преподавать его пресвитерам; I правило Труллского собора запрещает всем мирянам даже преподавать себе свв. тайны; 1 правило Анкирского собора говорит о праве пресвитеров «совершать приношения», подобно этому и 4 правило Гангрского собора; 58 правило Лаодикийского собора запрещает епископам и пресвитерам «совершать приношения» в домах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

По отношению же к родителям следующие строки Пушкина имеют, очевидно, автобиографический характер: … «пребывание мое под отеческою кровлею не оставило ничего приятного в моем воображении» (русский Пелам, 1835). Слова графа М. А. Корфа, лицейского товарища Пушкина (Грот, стр. 258). Ср., например, письмо Пушкина к князю Вяземскому от 27 марта 1816 г. В лицейских записках Пушкина остались неясные намеки на эту раннюю работу его мысли в области религиозно-философских вопросов. «1811. Философские мысли. Мартинизм». Первая заметка стоит, вероятно, в связи с начатой Пушкиным философской повестью «Фатама или разум человеческий», — в которой он, подражая восточным сказакам Вольтера, хотел провести ту мысль, что естественный строй природы вещей не может быть изменен к лучшему. (Анненков, Материалы…, стр. 22). По словам одного из товарищей, Пушкин писал еще в 1815–1816 гг. комедию «Философ» (грот, стр.89) — смысл второй заметки не ясен. Возможно, что она указывает на знакомство Пушкина и других лицеистов с масонами или их сочинениями, так как в другом месте Пушкин говорит: «Мы еще застали (разумеется, в ранние годы жизни) несколько стариков, принадлежавших к этому полуполитическому, полурелигиозному обществу» (т.е. мартинистов — Алекс. Радищев). Пилецкий, — говорит М. А. Корф, — человек с достаточным образованием, с большим даром слова и убеждения, был святошею, мистиком и иллюминатом, который от всех чувств естественной человеческой природы, даже от врожденной любви к родителям, старался обратить нас исключительно к Богу, и если бы далее мы оставались в его руках, непременно сделал бы из нас иезуитов, или то, что немцы называют Kopfhanger (ханжа)… Любопытно, что (Пилецкий) в 1837 г. за участие в мистических изуверствах известной Татариновой, был выслан из столицы и заключен в монастырь». (Грот, стр. 271–272). В сатирическом стихотворении, составленном лицеистами, упоминается и «Пилецкий, пастырь душ с крестом…» (То же, стр. 261). Граф М. А. Корф, у которого, по его собственным словам, связь с Пушкиным «никогда не переходила на обыкновенную приятельскую» (Грот, 227), дает следующий образ: «Пушкин ни на школьной скамье, ни после, в свете, не имел ничего любезного и привлекательного…, не был создан ни для общественных обязанностей, ни даже, думаю, для высшей любви или истинной дружбы.

http://azbyka.ru/fiction/religioznye-ide...

Статья 5-я провозглашала главной целью приходского попечительства поиски средств, которые предполагалось направить на обустройство причта и церкви, обучение детей прихожан и благотворительность в самом приходе. Их источником должны были стать добровольные пожертвования. Даже в том случае, если собранных средств оказывалось недостаточно, и попечительство, по совещании с почетными гражданами выносило решение об экстраординарном сборе, последний становился обязательным только для согласных с решением, то есть опять же носил характер добровольного. На заседании 23 мая 1863 г. проект был утвержден и подписан членами Присутствия, а 15 июня – Александром II. Чтобы стать законом, правилам предстояло пройти обычную процедуру утверждения в Государственном Совете, поэтому 17 июня проект направили во II Отделение на экспертизу. В сопроводительной записке обер-прокурор просил главноуправляющего II Отделением барона М. А. Корфа дать заключение как можно скорее, обращая его внимание на то, что решение вопроса о попечительствах имеет важное значение для улучшения быта духовенства 768 . Мнение Корфа поступило 28 июля 1863 г. и сыграло значительную роль в дальнейшей судьбе проекта. Вполне соглашаясь с тем, что приходские попечительства принесут пользу Церкви и государству, тем более при плачевном состоянии финансов, Корф, однако, смотрел на проблему иначе, демонстрируя государственный подход к делу. Он напомнил, что приходские попечительства будут создаваться в новых условиях, когда отменено крепостное право, а потому их учреждение важно не только для Церкви, но может иметь влияние на систему гражданского управления: ведь в древности церковный приход был прообразом гражданской административной единицы. «Общая церковь , общее кладбище... – погост соединяли людей крепкою связью, которою определялся и весь склад общественного устройства». Села и деревни «тянули» к погостам, там находилось управление, туда сдавали налоги и сходились жители для обсуждения своих дел, – отмечал он. – Теперь же, в Положениях 19 февраля 1861 г. (ст. 44) законодатель четко выразил мысль о необходимости вновь сблизить церковное деление – на приходы, с административным – на волости. «Существующие сословные различия между обывателями до сих пор препятствуют полному достижению этой цели и, может быть, делают его еще и не крайне необходимым; но если мы, в более или менее близком времени, будем вынуждены перейти от нынешней крестьянской, сословной общины к такой административной единице, которая бы обнимала собою окрестных жителей всякого звания, то прочно и хорошо устроенная община приходская представит самую естественную и ближайшую ступень для такого перехода», – заключил Корф 769 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церкви. С молитвой к Царю царствующих обсудив на точном основании церковных канонов величайшей важности вопрос о желательных преобразованиях в постановке у нас Православной Церкви, Св. Синод признает существенно необходимым пересмотреть нынешнее Государственное положение Православной Церкви в России в виду изменившегося положения инославных исповеданий, глаголемых старообрядцев и сектантов, и преобразовать управление церковное, руководствуясь церковными канонами и историей церковного управления, как в Российской, так и в других поместных Церквах. Основною формою высшего церковного управления по каноническим правилам (1 Всел. Соб. пр. 5. Ант. 16) является поместный собор епископов области с митрополитом или патриархом во главе. Собор должен был составляться сначала два раза, а потом один раз в году. В виду однако затруднительности периодических ежегодных собраний всех епископов области уже в период вселенских соборов при областных кафедрах образовались постоянные соборы или синоды взамен прежних периодических соборов. Соборы же всех епископов области состоялись только в особо важных случаях. Право созывать соборы и председательствовать на них принадлежат митрополитам или патриархам, «и никому да не будет позволено составлять соборы самим по себе без тех епископов, коим вверены митрополии». (Ант. 20). Собрание епископов без митрополита или патриарха не считается собором законным в постановлении его действительными (Ант. 16). Но и патриарх или митрополит, управляющий церковною областью, ничего да не творит без рассуждения всех (Апост. 31). Митрополитам или патриархам предоставлены церковными канонами следующие права: 1) митрополит созывает епископов на соборы для обсуждения общих церковных дел в своей области и сам предстательствует на них (Ант. 19 и 20. Халк. 19); 2) утверждает избираемых на вакантные епископские кафедры (1 Всел. 4 и 6 Ант. 19); 3) принимает жалобы на подчиненных епископов и назначает соборный суд над ними (Халк. 9.Ант. 14. Корф. 28); 4) обозревает епархии подчиненных епископов (Корф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

1 Корф. 4:15). Если, по Апостолу, «верующая жена» может «освятить» «неверующего мужа» (1 Корф: 7:14), – то разве отсюда можно сделать Геккелевский вывод, что в христианстве «женщина ниже мужчины?..» В-пятых, ведь в христианской Церкви брак – одно яз семи церковных таинств (для любознательных читателей в данном случай является интересною прекрасная диссертация проф. А. Л. Катанского : «Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и учителей Церкви до Оригена включительно»; СПб., 1877 г.)... Этого никогда не следует забывать, – но это с тем вместе и до очевидности ясно говорит, что ни о каком унижении брака и семьи, обусловливаемой браком, в христианстве невозможно и думать... Если брак – таинство, священнейшее установление..., то как же он может считаться в то же время и «неизбежным злом?..» Ведь, если Геккель решительно на каждом шагу сочиняет небылицы про христианство, инсинуирует недобросовестно, злостно лжет, – то разве можно в то же время считать его честным ученым, правдивым человеком? Что-нибудь уж одно. А то и другое вместе – недопустимо... В-шестых, заглянув в историю христианской Церкви, Геккель увидел бы огромное множество женщин, причисленных к лику святых за их высокие христианские подвиги, за перенесенные ими мучения за веру, за их необычайную стойкость в вере и пр. и пр. Разве это – маловажная характеристика «диакониссы Фивы», которая, по словам Ап. Павла, была «помощницею» не только «многим», но и ему «самому» ( Римл. 14:1. 2 )..., – или Прискиллы, которую вместе с её мужем тот же велики Апостол называет своими «сотрудниками во Христе Иисусе, голову свою полагавшими за» его «душу», так что их «не я один», – говорит Апостол, – «благодарю, но и все церкви из язычников» ( Римл. 14:4 . Ср. Деян. 19:26. 2 )?.. А первомученица Фекла, презревшая мирские блага, – ужасные мучения и дерзновенно проповедовавшая Христа? «Она первая», по словам Никиты Пафлагонского, «первая из женщин напряженными борениями устранила бесславие женского пола, – первая...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Вот что писал в 1745 г. один стародубский диаконовец: «Кто воздвигнет нас, поверженных на землю, или утешит сидящих во тьме печали? Нет никого, кто бы поднял нас, нет никого, кто бы руководил нами, нет между нами, кто бы заботился об общей пользе. Стадо покрыто разными ранами, изнурено междоусобною войною... Болезнь за болезнью уязвляет израненное тело, сокрушает сокрушенное сердце. Возникали меж нами проповедники трисущной Троицы и многобожия (Аввакум); возникали самосожигатели (Филиповщина); появлялись учившие убивать себя голодом (морельщики). Восставали хулители креста (таких много). Являлись священствующие без священства» (таких еще больше). Описав вражду, терзающую раскол, дьяконовец продолжает: «Нерадение наше лишает нас священства и таин. Народ наш не знает цены седми Таинствам и священство не ставит выше торгов в земледелия... Дивлюсь и ужасаюсь, как другие, находясь в муках, отягченные страданиями, не оставляли приносить жертву бескровную (напр. муч. Лукиан). А мы в полном здоровье, нас не тревожит ни малейшая боль, и – мы оставляем все это. Что скажем о нашем нерадении?... » Эти чувства, пробуждавшиеся и прежде, стали теперь довольно сильны во многих 239 . Но гордое фарисейство еще не хотело смириться искренно, хотело образовать свою иерархию, добыть своего епископа. И вот, по желанию фарисеев, явились достойные их епископы. Беглый дьякон Амвросий, ловкий и честолюбивый, успел сперва приобрести доверенность стародубского наставника Патрикия, а потом и других. Затем он пустил в ход молву за тайну, будто он Афиноген Епископ, скрывший сан свой ради спасения. Когда слух распространился, и выгодный отзыв основался в сердцах: Амвросий (1751 г.) явился в полном виде епископа. С торжеством приняли простяки самозванца; свободною рукой стриг он мужиков в попы и дьяконы. Однако хитрый Патрикий, дороживший властью наставника, которую стал делить с ним Амвросий, доискался правды. Пришло дело к расчету. Афиноген бежал в Польшу и вступил там в военную службу. Еще не кончил роли своей один обманщик, явился другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   В семь лет Василий был определён в земскую трёхклассную школу. В десять лет мальчик уже трудился в швейной мастерской своего дяди (крестного отца) в Санкт-Петербурге. Хозяин мастерской часто читал крестнику “Жития святых”. Старец вспоминал:    — Вот он читает, а я со слезами на глазах говорю: “Господи, когда же я пойду в монастырь?”    13 февраля 1903 году Василий оставил шумный Петербург и пошёл искать “ Хозяина Вечного”. 19 апреля, по милости Божией, Василий был принят в монастырь Макария Римлянена.    В своих автобиографических заметках, старец позже напишет: “Послушание мне, конечно, было дано по моей специальности — шить одежду. Меня радовала установка монастырской жизни, ежедневное хождение в церковь. Я углубился в чтение книг и молитву Иисусову... Когда я читал книгу о грехопадении или о высоте добродетели, то не мог удержаться, чтобы не плакать... Через семь лет я дошёл до такого состояния, что не было у меня мысли посторонней: всё забыл и не напоминалось мне мирское; и к этому я ещё приложил, по совету аввы Дорофея, самоукорение, а оно возбуждало чувство покаяния. Когда я коснулся немного самоукорения со смирением, то они у меня вызывали чувство покаяния и слёзы.”    1 июня 1908 года Василий был облачён настоятелем монастыря в рясофор, через три года последовало пострижение в мантию. При постриге Василий получил новое имя Афиноген, в память севастийского епископа — мученика. 9 декабря 1912 года отец Афиноген был рукоположен в сан иеродиакона в новгородском Софийском соборе. 18 июня 1917 года иеродиакона Афиногена рукоположил во иеромонаха архиепископ Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий) в Воскресенско-Макарьевском монастыре.    Прихожане очень любили кроткого подвижника, все стремились попасть на исповедь именно к нему, с вечера до глубокой ночи, а бывало и до утра приходилось отцу Афиногену исповедовать верующих. В таких случаях исповедь прерывалась, лишь после того как кто-либо из монахов подходил перед самым Богослужением и тихо говорил, что пора уходить. Случалось, что у отца Афиногена от многочасового стояния затекали ноги, и он не мог сделать ни шага, тогда два дьякона брали его под руки и уводили в алтарь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010