«…пленили книги святоотеческие…» «…взялся за чувство покаяния…» «…не было мысли посторонней и не напоминалось всё мирское…» «…приложил еще, по совету аввы Дорофея , самоукорение…» «Бывали такие случаи: из церкви идешь в трапезную обедать в праздник с братией, садишься на свое место, и вот является мысль: ну какой ты монах, чем ты питаешь свое тело? – такой вкусной пищей, а душу чем питаешь? Она голодная. Горе тебе, монах! Какой ответ дашь на суде Богу?! И на таком самоукорении сразу же возбуждается чувство покаяния со слезами; берешь ложку, подносишь ко рту, а в неё капают слёзы, кладешь её на стол и сидишь, уже сыт, ничего не надо больше». В последние годы своей жизни схиархимандрит Агапий продолжал посещать храм, молился и причащался в Алтаре. Он был очень добр к братии, всегда с любовью благословлял нас и выслушивал. Вспоминается, когда я был иеромонахом, то жил в келье под лестницей в трапезную. С одной стороны была келья отца Афиногена, а с другой, через фанерную стеночку, – иеродиакона Иакова. Как-то келейница отца Афиногена уезжала по делам на малую родину, и меня батюшка Афиноген попросил, чтобы я за ним присмотрел. С благословения отца Благочинного и отца Иеронима я приносил покушать старцу Афиногену, делал посильную уборку в келье. Где-то неделю, наверное, не было келейницы. За это время я услышал некоторые воспоминания старца Афиногена. У него можно было учиться спокойствию, доброжелательности, молитвенности. Однажды отец Афиноген рассказал нечто о том, когда он был в заключении. Первое время отношение к политическим заключенным было очень снисходительным. Потом наступил период, когда политические заключенные вынуждены были на износ работать на стройках. Отец Афиноген вспоминал о строительстве Беломоро-Балтийского канала. Его гражданская профессия была портной, и он с утра до вечера чинил рукавицы для рабочих. Это спасло ему здоровье и жизнь. Отец Афиноген с Божией помощью вернулся живым из мест заключения… Старцу Афиногену духовные чада высказывали своё искреннее молитвенное пожелание о том, чтобы он прожил 100 лет… На их просьбу старец отвечал: «Нет, в сто лет как-то некрасиво умирать, надо чуть-чуть пораньше».

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Потом, если верить раскольническим сказаниям, был он полковником и даже генералом. Из какой фамилии был Афиноген — не знаем, но что он был дворянского происхождения, это положительно верно, иначе он не мог бы поступить в королевскую службу и так скоро сделаться капитаном, а может быть, и генералом. В Польше это было невозможно. Вероятно, в архиве московской синодальной конторы или в Новом Иерусалиме сохранилось какое-нибудь дело о расхищении ключарем Амвросием монастырского имущества и об его побеге. В нем, конечно, есть известие и о том, из какой фамилии происходил этот ловкий авантюрист. В Воронке, Ардоне, Святской, Радуле, Млинке, Митьковке, Шеламе, Чуровичах, Деменке и Тимошкином-Перевозе. Тут были только часовни. Церкви были в Климовой, Зыбковой, Злынке, Клинцах, Лужках, Еленке и Добрянке. [Анну Леопольдовну в народе звали больше Анной Карловной.] Ныне упразднен. В нем две запечатанные церкви, моленная и келья — все деревянное, ветхое. У Андрея Иоаннова Журавлева, стр. 287–290. Андрей Иоаннович Журавлев. «Историческое известие о раскольниках», стр. 280–285. Последование исповеди архиерейской, по уставу, несколько отлично от исповеди священнической. Преосвященный Макарий в своей «Истории русского раскола» (стр. 309) говорит, что Антония, митрополита сибирского, не бывало. Напротив, в XVIII ст. было два Антония, митрополита сибирских. Один, по фамилии Стаховский, из архимандритов Новгород-Северского Спасского монастыря, рукоположен в сан архиепископа черниговского в 1713 году; в 1720 он переведен был в Тобольск, где и был, именуясь «сибирским и тобольским» митрополитом, до 27 марта 1740 г., когда скончался. Другой, по фамилии Нарожницкий, из наместников Троицко-Сергиевской лавры посвящен в митрополиты сибирские 26-го сентября 1742 года и скончался в Тобольске 9 октября 1748 года. Афиноген говорил, конечно, о Нарожницком (см. преосвященного Амвросия «Историю российской иерархии», т. I, стр. 111, 112). [В то время никто не знал, где содержится бывший император Иоанн и мать его Анна Леопольдовна. Место заключения их сохранялось в глубочайшей тайне. Вообще же полагали, что они в Сибири. Поэтому и Афиноген, рассказывая вымышленную им историю, говорит тоже о Сибири. Притом же принцессы Анны в то время уже не было в живых. Она скончалась в Холмогорах 7го марта 1746 года; тело ее привезено в Петербург и похоронено публично в Александро-Невской лавре со всеми должными почестями.]

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

б) Но могут сказать: « желал бы я быть мучеником и приять венец мученический! Но не вижу гонений и мучительства». Послушай, что говорит авва Афанасий: « мучим будь совестью, умри греху, умертви уды земные и будешь мучеником. Мученики с царями и князьями боролись, а ты борись с царем греха – диаволом и с князьями его – бесами. Мучеников приводили к капищам, понуждали к идольским жертвам и мерзкому идолослужению. Не забывай, что и перед тобой и капище, и жертвы, и идолы есть. Капище – это ненасытное лакомство, жертвы – плотские страсти, кумир – греховные желания. Ибо раб похоти есть идолопоклонник: таковыми же должны считаться и одержимый гневом и яростью, и всякий сребролюбец, сластолюбец и немилостивый. И вот, если от этих и подобных грехов удержишься и сохранишь себя от неистовых страстей, то чрез это и сокрушишь идолов, и отречешься от зловерия, и будешь мучеником и исповедником». III. Итак, братия, если подлинно вам желательно приять венец мученический, то держитесь совета св. Афанасия и объявите брань самим себе и своим врагам внутренним: умерщвляйте уды, яже на земли, истребляйте в себе самообольщение, распинайте плоть со страстями и похотями, не давайте воли гневу, поражайте змия сребролюбия, а паче всего объявите непримиримую брань тлетворному змию – диаволу, борьбой с которым до крови и стяжете себе венец мученический. Аминь. (Составлено по «Прологу в поучениях» прот. В. Гурьева, изд. 1889 г.). Шестнадцатый день Св. священномученик Афиноген (Что значит любить Господа?) I. Cb. священномученик Афиноген с десятью учениками, память коих совершается ныне, пострадал во время гонения от императора Максимилиана II-ro в 311 году. Он был епископом в одном из городов армянских, Пидахфое, и жил в монастыре. Когда посланы были воины его взять, его не было в это время в монастыре, и те взяли его учеников. Возвратившись, Афиноген отправился в Севастию искать учеников. Здесь его схватили и заключили в темницу. В темнице оказались и ученики. Святой убеждал их не бояться мучений. На утро он, вместе с учениками, был приведен к правителю, который требовал, чтобы все они принесли жертву идолам. Мученики остались непреклонными, и тогда начали их бить и строгать железными гребнями и, наконец, всех учеников умертвили мечем. Во время мучений св. Афиноген слышал голос с неба: «дерзай, избранник Мой!» Пред смертью на пути к месту казни он пел священную песнь: «Свете тихий» и псалмы, ободряя свою душу, жившую со Христом и для Христа, к безбоязненной встрече мук и смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Не смотря на данный урок быть осторожнее и разборчивее в выборе архиерея, раскольники, спустя не более пятнадцати лет, снова признали епископом человека, гораздо худшего, чем Епифаний. Это был Афиноген, иначе Амвросий, монах московского Воскресенского монастыря (Новый Иерусалим). Опасаясь наказания за разные свои вины, он отправился в Стародубье искать счастья и наживы среди раскольников. В то время пользовался там особой известностью поп Патрикий. Назвавшись иноком Афиногеном, Амвросий успел заслужить доверие и расположение Патрикия и допущен был к исполнению священнических треб. Заметив, что недавняя неудача не охладила все таки желания раскольников иметь своего епископа, Афиноген стад распространять слухи о. своем мнимом архиерействе. С этою целью он признался на исповеди своему духовнику, что он – епископ, получил архиерейство от сибирского митрополита Антония (какого никогда не было), епархии не имел а находился тайно при сосланном будто-бы императоре Иване Антоновиче. В тоже время Афиноген приобрел себе омофор и держал его в келии так, чтобы приходящие могли видеть, а по временам, как будто забывшись, благословлял народ обеими руками. Когда эти действия и слухи произвели желаемое впечатление, Афиноген открыто уже назвал себя архиереем. Живя в раскольничьих селениях по берегам Днестра и Буга, а также в Молдавии, он щедрою рукою раздавал везде священство и обещал даже раскольникам возвести в сан епископа попа Патрикия. Последний же обольстясь этим обещанием, решился собрать достоверные сведения об Афиногене и оказалось, что мнимый епископ есть просто промотавшийся иеродиакон Амвросий. Когда самозванство Афиногена обнаружилось, он поспешно бежал в Польшу и в Каменце, приняв католичество, записался в польские жолнеры. С именем Афиногена тесно связано имя третьего раскольнического епископа Анфима. Анфим был инок, судившийся за уклонение в раскол и нашедший себе приют между ветковскими поповцами. Сначала Анфим вздумал выдать себя за священника и стал отправлять священнические службы в церкви, построенной им на средства одной богатой вдовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

16-е Св. священномученика Афиногена и десяти учеников его Пидахфоя (ныне село Петахтун, в 50 верстах от Севастии, ныне Сиваш) – город митрополии Севастийской, где епископствовал Афиноген. Страдал вместе с десятью учениками своими в Севастии, в 311 году, при Максимине 2-м, императоре. Судия сначала велел обнажить десять учеников, повесить, жестоко бить и строгать железными гребнями, потом обезглавить. После того жестоко бичевали епископа, и наконец судья приговорил его к смерти. Афиноген просил судью исполнить казнь в Пидахфое, местопребывании и отечестве его. Судья снизошёл на эту просьбу. Когда святого исповедника вели к его городу, то он пел псалмы и песнь «Свете тихий» (о которой это есть самое древнее упоминание). Афиноген был обезглавлен в своём жилище, и верующие на том же месте похоронили тело его. Составитель «Истории Трапезунда и окрестной страны» (изд. в Константинополе в 1870 году на Греч. языке) говорит, что «в притворе (ες τν νρϑηα) древней церкви, теперь мечети, существует надпись: νϑδε εται ϑηνογνης – то есть: здесь покоится Афиноген». Свв. мучч. Павла и с ним двух сестёр Алевтины или Валентины и Феи или Хионии В 308 г. в царствование Максимиана многие христиане Фиваиды осуждены были на тяжёлые работы за исповедание Христа. Из них присланы были в Кесарию Палестинскую к префекту Фирмилиану из Палестинских каменоломень 97 исповедников, вместе с жёнами и новорождёнными младенцами. Префект велел раскалённым железом прижечь им сгибы и жилы левой ноги, а ножом извлечь сначала правый глаз вместе с оболочками и зрачком, а потом через прижигание уничтожить его в самом корне. Между исповедниками-Египтянами были две девы – Фея (Хиония) и Алевтина (Валентина) и неустрашимый Павел. Девы после страшных истязаний были сожжены, а Павел приговорён к смерти. Он молился на месте казни за все народы христианские о даровании им мира, за обращение Иудеев, Самарян и всех язычников, за толпу народа, окружавшего его, за императора и судью, и всех правителей, и за палача; молился о том, чтобы Господь не вменил согрешения мучителей в отношении к нему, и после молитвы сам преклонил обнажённую шею под меч палача. Вскоре за этим приведены были из Египта и Кесарии 130 исповедников и, потерпев истязания, были сосланы частью в Палестинские, частью в Киликийские рудники 217 . Св. мученицы Иулии девицы

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Двое честолюбцев пытались вырвать власть у Патрикия над Стародубьем, выдавая себя за епископов; но это им не удалось. Честолюбцы эти были: беглый иеродьякон Новоиерусалимского монастыря Амвросий и инок Анфим. Амвросий, человек еще молодой и ловкий, явился к Патрикию под именем иеромонаха Афиногена и просил его принять в свое согласие. Патрикий принял его с радостью, полюбил и с великими похвалами отправил в качестве священника в разные дьяконовские скиты. Остановившись в Гомеле, Афиноген велел построить церковь в слободе Борской, освятил ее и начал отправлять службу. Не довольствуясь самовольно похищенным саном священника, он стал выдавать себя за епископа, скрывавшего свой сан ради спасения. В Валахии он открыто назвал себя архиереем, рукополагал священников для поповщинских сект и даже хотел рукоположить Патрикия во епископа. Но Патрикий и господарь валахский узнали истину и Афиноген должен был бежать из Валахии. Он ушел в Польшу и вступил здесь в военную службу. Пример Афиногена нашел себе подражателя в Анфиме. Анфим, инок из простых мужиков, проживавший в поповщинских скитах, вдруг стал выдавать себя за священника, и за деньги был посвящен Афиногеном в архимандрита. Вскоре ему захотелось и архиерейства: он послал деньги Афиногену и просил заочно посвятить его во епископа. Афиноген согласился и назначил для того день великого четверга и даже час так, чтобы, когда один читал бы посвятительные молитвы, другой возлагал бы на себя архиерейския одежды. В назначенный день и час Анфим облачился в архиерейские одежды, и хотя скоро узнал, что в этот день и час Афиноген был уже польским солдатом, но не хотел расстаться с архиерейством. Не встречая в Стародубье доверия, он удалился к некрасовцам. Некрасовцы приняли его сначала с честью, но потом, узнав об его обмане, утопили его в Днепре. По смерти Патрикия, когда Ветка пала вторично, в Стародубье перевезена была ветковская Покровская церковь и поселились ветковские священники. Один из них, Михайло Калмык, сделался верховным отцом во всей поповщине, и Стародубье заступило в поповщине место Ветки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

В 1877 г. на церковный счет устроены избы для причетника и сторожа. С 30-ти десятин земли получается около 100 р.; за требы получается до 300 руб. в год. Соседние приходы: Ильешский – в 5 вер., Ратчинский, Раскулицкий и Бегуницкий (Петергоф. уезда) – в 10 верстах. Поместий в приходе три: Чирковицы – Блока, Буяницы – Ерлиха, в 3-х верстах от церкви и Смедово, г-жи Сверчковой, в 4-х верстах. Деревень четыре: Чирковицы – при церкви, Большие Корчаны – в 5-ти верстах, Буяницы и Коростовицы – в 3-х верстах. В первых трех деревнях крестьяне русские, в Коростовицах – карелы, впрочем знающие русский язык. Крестьяне занимаются: летом – земледелием, а зимою – извозом. Прихожан муж. пола 354 души, жен. – 413 душ. Школа – одна, в Чирковицах, ведомства воспитательного дома. Крестьяне отдают сюда детей, с платою по 50 коп. в месяц. Учащихся 30 человек. Ученики поют в церкви. Попечительство открыто в 1874 году. Председатель его – священник. 12. Раскулицкая Преображенская церковь Церковь находится в имении баронессы Корф, на мызе Раскулицы, в 10-ти верстах от Чирковиц и в 12-ти от Волосова, станции Балтийской жел. дороги. Мыза окружена большим лесом. Церковь сперва находилась в деревне Черенковицы, в 3-х верстах от Раскулиц, а в Раскулицах построена в 1778 году надворным советником Феодором Григорьевичем Вахтиным. Она была деревянная, во имя Преображения, с приделом Феодора Стратилата. В 1861 г. она, по ветхости, разрушена. Нынешняя церковь каменная, теплая, освящена 17-го сентября 1861 г. благочинным, Ямбургского собора священником Иоанном Аландским. Она построена на средства Евгении Дмитриевны баронессы Корф, по плану архитектора Буланова. Антиминс в церкви старый, освященный 1778 г. мая 28 митрополитом Гавриилом. Длина храма 8 саж., ширина 4 саж., высота 4 саж., высота колокольни 6 саж. Церковные документы хранятся с 1810 года. Причт состоял из священника и дьячка. 1857 г. июня 28 дня, указом Синода, Раскулицкая церковь приписана к Чирковицкой и туда переведен Раскулицкий причт. Ныне здесь служит Чирковицкий причт, получая за это от баронессы Корф около 100 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Антиминс освящен митр. Исидором и подписан 27 октября 1862 года. Храм устроен на деньги, собранные в Петербурге, в числе 2,790 руб. Графиня Голенищева-Кутузова Мария Павловна и баронесса Корф пожертвовали 250 тыс. кирпичей, 300 дерев строевого леса и – рабочих до 30 человек. Крестьяне, кроме подвоза материала – собрали деньгами до 1,100 р. и 300 дерев. К святыням храма принадлежит, помещенная в напрестольном ковчеге, часть Животворящего Древа. Ее передала в церковь в 1863 году баронесса Корф, а ей эта святыня досталась от родителя, Павла Васильевича Голенищева-Кутузова, бывшего, около 1842 года, петербургским военным генерал губернатором. В церкви находятся 2 плана на землю. Один в 18 дес., 2,092 кв. саж. – около церкви, другой – на два участка: в 16 десятин и в 5 десятин. Последний участок значится в плане земли баронессы Корф и в 1842 г. передан причту. Метрические книги имеются с 1817 г. Церковного имущества – один билет во 100 руб., приобретенный в 1872 г. До 1843 года причт составляли: священник и два причетника; в 1843 г. прибавлена просвирня, с жалованьем в 30 р. с. Из прежних священников, по записям, известен Архип Лазарев, да по преданию Никифор Петров, погребенный при церкви. Потом известны: Иосиф Антонов, переведенный в 1822 году в Павловский погост, Василий Артемонов Дубягский, переведенный в 1845 г. в Петербург, в Женский монастырь, Андрей Васильев Лебедев, усердствовавший в построении нового храма. Ныне священствует Гавриил Ив. Преображенский. Из прежних священников о. Василий Дубягский памятен в приходе бескорыстным служением на пользу паствы. Имя его записано во всех поминаньях. До штатов 1843 г. церковь считалась ружною и получала из уездного казначейства, 110 р. асс., из коих 10 руб. асс. уделялось на храм. Причт собирал руги по четверику хлеба с женатого крестьянина. С 1843 года причт отнесен к 4 разряду и получал жалованье 333 р. 20 к. сер. С 1878 года священник получает 220 р., дьячек – 70 р., пономарь – 60 р., а просвирня – 30 р. Доходы от прихожан очень скудны, по бедности самих прихожан. Из 40 десятин церковной земли 20 дес. пахатной, 5 – сенокосной, около 4 десятин – под церковью, кладбищем и усадьбами причта, 2 десятины под дорогой и кустарниками и до 3 дес. неудобной. Часть земли находится у церкви, а 5 дес. променной земли – в 5 верстах от погоста на р. Белке. Промен земли сделан в 1843 году во избежание неприятностей из-за потрав.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   правило.    Обстоятельный разбор восьмого правила первого вселенского собора сделан профессором Соколовым в его исследовании: «иерархия англиканской епископальной Церкви». Вывод, к какому приходит профессор, тот, что здесь идет речь об обрядовом действии, а не о таинстве хиротонии.    Правило 1, 2, 4.    Церк. Вед. 1903 г. 24, стр. 252.    Деяния вселенских соборов, кн. 7 стр. 93.    Стр. 242 наст. сочинения.    Ант. 6, 12.    Ант. 6, 12; Констант, помест. собор.    Ант., 12; Сард. 5, 14, 17.    Сард. 14.    Сочинения, т. 2, стр. 15, изд. 1886 года.    Как на пример подобного рода укажем на серьёзную, в общем, статью «о степенях таинства священства» в «Православном Собеседнике» 1868 года (Июнь стр. 165 — 166). Здесь автор в избрании двенадцати учеников и посольстве на проповедь видит поставление их в диаконы. Далее, за Тайною Вечерию, заповедав Апостолам совершать таинство Евхаристии в его воспоминание, Христос, по взгляду автора, «облек Апостолов в сан пресвитеров». И наконец, по воскресении Своем дуновением, дарованием власти вязать и решить и посольством во весь мир, Христос Спаситель «возвел Апостолов в сан епископов». Едва ли нужно и говорить, что такое изъяснение евангельского повествования по меньшей мере неубедительно.    Деян. XX:28; Фил. I:1; 1 Тим. III:2; Тит. I:7.    Деян. XIV:23; XX, 17; Иак. V:14; 1 Тим. V:17, 19; Тит. I:5.    Деян. XXI:8; Фил. I:1; 1 Тим. III:8, 12.    Еф. IV:11; 1 Корф. XII, 28 и др.    Деян. XX:28.    Было бы удивительно, если бы, например, для первоначальной Церкви, собранной вместе и немногочисленной, поставить епископов при совместной жизни Церкви со святыми двенадцатью Апостолами. Поэтому свидетельство предания о св. Иакове, как первом епископе Иерусалима, поставленном Апостолами пред их рассеянием, как нельзя яснее говорит о таком согласии внутренней необходимости иметь в Церкви известных служителей с Божественным определением и сообщением благодати известного служения.    Напр. Деян. XIX:12; 1 Корф. III, 5; 2 Корф. III, 6; Кол. IV:7; 1 Сол. III, 2 и др.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Храм устроен на деньги, собранные в Петербурге, в числе 1 790 руб. Графиня Голенищева-Кутузова Мария Павловна и баронесса Корф пожертвовали 250 000 кирпичей, 300 дерев строевого леса и рабочих до 30 человек. Крестьяне, кроме подвоза материалов, собрали деньги до 1100 руб. и 300 дерев… В церкви находятся 2 плана на землю. Один в 18 десятин 2092 кв. саж. – около церкви, другой - на два участка в 16 и 5 десятин. Последний участок значится в плане баронессы Корф и в 1842 г. передан причту. Метрические книги имеются с 1817 г. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, 1885 г. Первая церковь во имя Козьмы и Дамиана была построена в Гвоздно с благословения Феофана Прокоповича в 1728 году. Она представляла собой деревянный двухкупольный храм, снаружи обшитый досками, внутри обитый холстом и окрашенный белой краской. В XIX веке церковь обветшала и была сломана. В 1858 году в Гвоздно, которое со времени строительства здесь первого храма и устройства около него кладбища в официальных документах стало именоваться погостом, было начато возведение новой каменной пятикупольной однопрестольной церкви. Храм возводился по проекту архитектора Калитовича и был освящен 2 июля 1863 года. Длина постройки равнялась 11,5 саж., ширина 5,5 саж. Территория вокруг храма была обнесена каменной оградой. Храм возводился на денежные пожертвования, собранные в Петербурге. Кроме того, для строительства храма Мария Павловна Корф, дочь бывшего петербургского военного генерал-губернатора Павла Васильевича Голенищева-Кутузова, пожертвовала 250 тыс. кирпичей, 300 дерев строевого леса и около 30 рабочих. До 1843 года причт церкви Козьмы и Дамиана в погосте Гвоздно составляли священник и два причетника. В 1843 году была прибавлена просвирня. В 1877 году за счет церкви и прихожан при храме была построена сторожка и дом для проживания священника. К 1880 годам под церковью, кладбищами и усадьбой притча находилось 4 десятины земли. К 1880 годам храм в общей сложности владел 40 десятинами земли. 8 октября 1908 года в храме произошел пожар, «погибла вся утварь церковная, полный звон, своды и все главы». Тогда же председатель и члены строительной комиссии по восстановлению храма обратились к императору Николаю II с просьбой о выделении пособия на ремонт церкви. В 1909 году петербургским епархиальным архитектором Аплаксиным А.П. был составлен проект реконструкции храма. 8 октября 1912 года восстановленный храм был освящен. По-видимому, в новой постройке был использован фундамент и часть стен сгоревшего каменного храма. В ходе реконструкции объемная композиция храма была обогащена пристройкой трехъярусной каменной колокольни и часовни. Храм получил новое завершение и фасадную отделку в «ново-русском» стиле.

http://sobory.ru/article/?object=14679

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010