Сергей Львович не сказал: дед, потому что прием, который оказали бы в Царском Селе отцу его, был более чем сомнителен. Вообще по всему было видно, что Сергей Львович вовсе не отличал лицея от дворца, а лицейского начальства от дворцового. Рассказы об открытии лицея, на котором был двор, сильно врезались ему в память. Он вскоре успокоился. Поглядывая на Корфов, он спросил сына, каковы его успехи, выразил желание поговорить с директором и, несколько возвыся голос, осведомился, посетил ли сына Александр Иванович Тургенев, как обещал и как он о том слышал от Николая Михайловича Карамзина. Сергей Львович не слыхал этого от Карамзина, ему сказал об этом братец Василий Львович, просивший Александра Ивановича не забывать племянника, Карамзина же он перед отъездом действительно посетил. Имена произвели свое действие: Корф оживился, и общий разговор завязался. Инспектору Пилецкому досталось. Корф был против системы обращения с родителями. – Сын – мой, – говорил он, – следовательно, я имею на него право как на свою собственность, а не допускать пользоваться законной собственностью есть преступление. Корф был законовед. Александр спросил о матери и сестре. Мать жаловалась, что письма его кратки. Он спросил об Арине – где она? Сергей Львович нашел вопрос неуместным. – Cette begueule d’Arina et toute la dvornia, они здоровы, – сказал он, усмехаясь. – Что им делается? Вы не спросили о своем брате, мой сын. Впрочем, Сергей Львович спросил, не нуждается ли Александр в чем-нибудь. Неожиданно Александр ответил, что ему нужны деньги. Сергей Львович был неприятно поражен. – Но ведь тетушка твоя, Анна Львовна, дала тебе, помнится, сто рублей, – сказал он мрачно. – Сумма немалая. Кстати, она просила у тебя, друг мой, не отчета, ибо деньги твои, – но рассказа, как расходуешь ты их. Узнав, что Александр получил от дядюшки Василья Львовича всего три рубля, которые потратил на орехи, Сергей Львович оторопел. – Точно ли, друг мой, ты помнишь? – спросил он, задохнувшись. Потом, сразу уверясь и глядя в сторону, он сказал скороговоркой:

http://azbyka.ru/fiction/pushkin-tynjano...

Многие члены фамилии Корф переселялись, в разные времена, из Германии в Курляндии. Барон Генрих-Христиан Корф, рождение 1672 † 1753, женат был 2 раза: на Анне Шмидт-Фабер и на Софие-Элеоноре Ган; от 2-го брака имел 3 сыновей: 1) барон Карл-Густав † 1777, имел двух дочерей: баронессу Анну-Доротею, за российским посланником в Курляндии, действительным статским советником Карлом-Густавом Симолиным, и баронессу Екатерину-Магдалину- Елисавету, за статским советником Швебсом; 2) барон Николай Андреевич (Иоанн-Николай, рождение 7 мая 1710 24 апреля 1766), российский генерал-аншеф, сенатор, кавалер святого Андрея, генерал-губернатор Пруссии во время занятия её русскими в эпоху семилетней войны; от 1-го брака со вдовою Бодиско имел одного сына, умершего в младенчестве, и не имел детей от 2-го брака с графинею Екатериною Карловною Скавронскою († 1757), двоюродною сестрою Императрицы Елисаветы Петровны (родитель баронессы Корф, граф Карл Самуилович Скавронский, был родным братом Императрицы Екатерины I); 3) барон Григорий Иванович (Георг-Фромгольд; довольно странно, что он писался Ивановичем, когда брат его писался Андреевичем), генерал-поручик, конной гвардии майор и святого Александра Невского кавалер, несколько времени находился при Брауншвейгской фамилии в Раненбурге и в Холмогорах. Он скончался 28 января 1758 года; от 1-го брака с девицею Шрейтерфельд имел дочь, баронессу Марфу-Доротею-Юлию, за майором Георгом-Фридрихом Дистерло, и сына барона Фромгольда-Христиана, полковника Козловского полка и адъютанта фельдмаршала графа Миниха, женатого на Анне-Христине Штегельман, и убитого на штурме Бендер, 16 сентября 1770 года. От 2-го брака с Анною-Гедвигою-Еленою Беринг † в октябре 1785, барон Григорий Иванович имел двух сыновей: младший, полковник барон Карл Григорьевич † 1787, женат был на Дарье Юрьевне Мейер; старший, барон Алексей Григорьевич, полковник московского карабинерного полка, потом генерал-майор в отставке, от брака с Анастасиею Александровно ю Нарышкиною имел дочь, бывшую за генералом от инфантерии Владимиром Осиповичем Гурко, и сына барона Николая Алексеевича, полковника в отставке, женатого на Анна Фёдоровне Ладыженской.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Ни совершения мура и посвящения дев не производить пресвитерам, ни дозволять им открыто при богослужении примирять кого-либо. Так угодно всем. Корф. соб. пр. 6. Некоторые черты из жизни в состоянии девства: а) безбрачие и вообще удаление от общения с мужчинами; б) руководительство над ними; в) отречение от собственности; г) девы не должны самовольно выходить из монастыря и переходить из одного в другой. а) Сходиться девам с кем-либо, как с братьями, мы воспретили. Анкир. соб. прав. 14. Клирики пли воздержники да не входят ко вдовам или девам, разве только с дозволения и согласия своего епископа или пресвитеров; и притом пусть идут не одни, но с другими клириками или же с такими лицами, с которыми только и имеют вход к таковым женам епископ или пресвитеры или же пусть беседуют с ними там, где присутствуют клирики или некоторые почтенные христиане. Корф. соб. пр. 47 73 . См. ниже здесь же VI Всел. пр. 47. б) См. ниже извлечение из Катих., Испов., Двухкр. соб. прав. 6 и пр. в) Посвятившие себя Богу девы, по разлучении с охраняющими их отцами, заботливостью епископа или, в отсутствии его, пресвитера поручаются честнейшим женам или же, живя вместе, да хранят взаимно друг друга, чтобы, скитаясь всюду, не навели вреда доброй славе церкви. Корф. соб. пр. 53 74 . г) Избирающие подвижнический образ жизни и определенные в монастырь вообще пусть не выходят. Если же их будет побуждать к тому какая-нибудь неизбежная нужда, то пусть сделают это с благословения и дозволения настоятельницы, и то не одни по себе, а вместе с какими-нибудь старицами и первенствующими в монастыре по распоряжению игуменьи. Ночевать же вне монастыря совсем не позволяется. VI Всел. соб. пр. 46. Не следует монаху или монахине оставлять свой монастырь и отправляться в другой. Если же это случится, то необходимо оказывать ему странноприимство, а принимать его без соизволения его игумена не следует. VII Всел. соб. пр. 21. Наказания за нарушение обета девства. – Любодеяния посвященных Богу да не обращаются в брак, но всячески да расторгается их совокупление. Ибо сие и для утверждения Церкви полезно и еретикам не дает случая укоряти вас, аки бы привлекаем к себе попущением греха. Вас. Вел. пр. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Наступил этот день Анфим начал в Боровицкой церкви служить литургию соборне с своими попами, как архимандрит. После малого входа с евангелием, вошел он в алтарь и стал на колена пред престолом, наклонив голову. В церкви было молчание. Знали, что в эти минуты там, далеко, за Днестром, в ином государстве, епископ Афиноген, положив руку на разогнутое евангелие возглашал молитву хиротонии… Анфим встал, священники подали ему омофор, егколпий, митру, и он надевал их, при пении клироса: «аксиос». Затем взял в руки свечи троеплетенную и двуплетенную, вышел на амвон и осенил предстоящих при громогласном пении «исполла эти деспота». Народ пал ниц пред епископом. Кончая литургию, как архиерей, Анфим тогда же посвятил попа и дьякона. Это было сделано гласно, открыто, торжественно, отнюдь не тайком. Никто не сомневался в правильности обряда, ибо наперед было объявлено, что совершается такой обряд нужды ради, гонительного ради належания от еретик, по примеру Федима епископа, посвятившего некогда подобным образом св. Григория во епископы Новой Кесарии. Анфим достиг цели — был архиереем, был владыкою старообрядцев; ненасытное его самолюбие вполне было удовлетворено. Успокоив совесть примером св. Григория, он искренно верил в несомненную правильность принятого им сана, посвящал много попов и дьяконов и рассылал их по старообрядческим слободам. Михаила Буркина и Иосифа он «дополнил чином», то есть вновь рукоположил, уже как епископ. Уверенных в правильности его архиерейства было много даже в самой Ветке, где так не возлюбили было вначале Анфима; начались толки о том, не следует ли сего «страдальца за древлее благочестие» призвать православным епископом… И вдруг… каково это было узнать Анфиму? Приходит весть, что 11 апреля, когда Анфим в Боровицкой церкви надевал архиерейское облачение, Афиноген не только не служил обедни, но уже был католиком и, обритый, щеголял по улицам Каменца-Подольского в ловко сшитом кунтуше польского жолнера! «И остался Анфим в скорби и печали о неполучении нарекования епископом», — говорит Иона Курносый. Скинуть омофор, торжественно надетый, было несообразно с своенравным характером Анфима; оставаться в литовско-белорусских краях, где все знали, как и в какой именно день посвящен Анфим, было также невозможно. В этих местах никто не поверил бы правильности его архиерейства. При таких обстоятельствах решился он кинуть только что устроенную им Боровицу и ехать подальше от мест, где он возложил на себя архиерейское облачение. Анфим решился ехать туда, где в последнее время находился Афиноген, чтобы вернее узнать, в какой именно день бежал он в Каменец и совершал ли он заочную хиротонию. В случае же неблагоприятных для себя по сему случаю известий он намеревался искать новой хиротонии или утверждения в архиерейском сане от ясского митрополита Иакова.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Особо следует отметить усердное и честное служение во Славу Божию священника Митрофана Дамаскина, который родился в семье дьяка в 1851 году в слободе Васильевской Сысоевой Миусского округа. По окончании полного курса наук в июле 1874 года в Донской духовной семинарии Преосвященным Никоном Епископом Викарием Донской Епархии рукоположен в священники Воскресенской церкви слободы Ново-Павловки. Высокопреосвяещенным Платоном Арихепископом Донским и Новочеркасским перемещен к Троицкой церкви слободы Васильевской настоятелем. Проходил должность следователя по Николаевскому благочинию на протяжении 4-х лет. В 1880 году Высокопреосвященным Митрофаном Архиепископом Донским и Новочеркасским награжден за усердие по службе набедренником и в этом же году перемещен к Живононосненской церкви при Бабинском источнике. В 1887 году о. Митрофан занимал должность законоучителя при Петровском народном училище, а с 1891 года совмещал такое же назначение в Лиховском училище с настоятельством в церкви Св.Георгия Победоносца и с заведованием в двух церковно-приходских школах. За отличную и усердную службу по духовному ведомству в 1885 году был удостоен Благословения Святейшего Синода. С 1881 по 1895 г.г. состоял членом Благочиннеческого Совета Александро-Грушевского благочиния. За отличную службу по духовному ведомству был награжден в 1895 году Архиепископом Афанасием фиолетового скуфьею, имел медаль в память Императора Александра III. Диакон Афиноген Андреевич Яковлев родился в слободе Амвросиевке Миусского округа в семы диакона. По увольнении от высшего отделения Новочеркасского духовного училища о. Афиноген служил в Архиерейской домовой церкви (1861-1865 гг.) Высокопреосвященным Иоанном посвящен в стихарь и определен ко храму Трех Святителей поселка Васильевского в 1865 году. В 1883 году Высокопреосвященным Митрофаном рукоположен в диакона в той же церкви на псаломщицкой Вакансии. Неизвестно когда диакон Афиноген начал служить в Лиховском Георгиевском храме, известно лишь, что в 1892 году при открытой Лиховской женской церковно-приходской школе учительствовал диакон этого прихода - Александр Дементьев.

http://sobory.ru/article/?object=19325

Дети св. Владимира, которым он раздал уделы, также ревностно заботились о введении и распространении христианской веры в своих уделах. Отсюда же она шла далее и далее по пределам нашего отечества. За труды введения и распространения христианской веры в России князь Владимир, равно как и бабка его, княгиня Ольга, причислены Церковью к лику святых, а св. Владимир именуется равноапостольным, подобно царю Константину. Крещение князя Владимира и Руси было в 988 году. 16-е число Священномученик Афиноген с 10-ю учениками пострадал во время гонения от Диоклетиана. Он был епископом в одном из городов армянских, Пидахфои. Жил в монастыре. Когда посланы были воины взять его, его не было в монастыре, и те взяли его учеников. Возвратившись, Афиноген отправился в Севастию искать учеников. Здесь его схватили и заключили в темницу. В темнице оказались и ученики. Святой убеждал учеников не бояться мучений. Наутро вместе с учениками он был приведен к правителю, который требовал, чтобы все они принесли жертву идолам. Мученики остались непреклонными, и тогда начали их бить и строгать железными гребнями и, наконец, умертвили мечом. Во время мучений св. Афиноген слышал голос с неба: «Дерзай, избранник Мой!» По просьбе он умерщвлен был в своем монастыре. Мученики Павел, Алевтина и Хиония происходили из Египта и пострадали при Максимине в 308 г. в палестинской Кесарии. Мученик Антиох был врачом в Севастии Каппадокийской. За принятие христианской веры он был обезглавлен при Диоклетиане. Мученица дева Иулия пострадала в 440 г. или в 613. Она происходила из знатного рода в Карфагене. При взятии города, была захвачена в плен и продана в рабство одному богатому сирийскому купцу. Своим кротким характером, смирением, добросовестным отношением к делу и целомудрием она заслужила не только расположение, но и уважение своего господина. Однажды, будучи по торговым делам на острове Корсике, купец принял участие в языческом празднике; св. же Иулия, оставаясь в корабле, горько плакала о заблуждении язычников. Язычники вздумали отомстить ей за это. Они, напоив купца вином до опьянения, били ее, рвали ее волосы, резали тело и затем распяли. Иноки похоронили тело мученицы. В 763 г. чудотворные мощи ее были перенесены в г. Бресчию, в основанный лонгобардским королем Дезидерием женский монастырь. Празднование памяти Святых отец 4 Вселенского Собора установлено было в VI веке. 4 Вселенский Собор был в 451 г. в г. Хадкидоне, против ереси так называемых «монофизитов», т. е. таких лжеучителей, которые говорили, что в Иисусе Христе только одно естество божеское, так как человеческое поглощено в Нем этим естеством. Собор был при императоре Маркиане. Всех отцов присутствовало на соборе 630. Собор осудил ересь и постановил признавать в Иисусе Христе два естества: божеское и человеческое, существующие в Нем «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Таким образом, в течение одного года (11 сентября 1623 — 22 августа 1624 г.) крещено было несколько десятков латинян и белорусцев по приказанию Филарета. Чрез несколько лет пришел к нему один из бывших униатских архиепископов, пожелавший возвратиться к православной Церкви. Филарет приказал и его вновь крестить как крещенного прежде чрез обливание. Это был некто Афиноген Крыжановский, который в 1630 г., июня 24-го явился в Путивль и дал здесь воеводам следующее о себе показание: пострижен он был в Мозырском Свято-Духовском монастыре и в 1628 г. рукоположен во иеромонаха Киевским митрополитом Иовом в Киево-Печерской лавре. Но как только возвратился в свой Мозырский монастырь, княгиня, жена Адама Вишневецкого, взяла его, Афиногена, в свой Брагин монастырь в архимандрита, а потом, едва прошел год, изгнала его. Он отправился к униатскому митрополиту Велямину Рутскому, который не только принял его в унию, но и поставил во Владимире Волынском вместе с двумя другими униатскими епископами архиепископом Хорвацкой земли и дал ему ставленую архиерейскую грамоту. Около полугода служил он архиепископом у митрополита Рутского, а теперь желает покаяться и вновь принять православие. Затем Афиноген вручил путивльским воеводам письмо о нем густынского игумена Феодосия к царю и патриарху и свою ставленую архиерейскую грамоту и просил переслать в Москву. Царь велел пропустить Афиногена в столицу, а патриарх после предварительного испытания Афиногена велел присоединить его к православной Церкви чрез крещение, определил в Угрешский монастырь и вскоре сделал его там даже келарем. Но Афиноген, воспользовавшись монастырскими доходами, задумал воротить себе архиерейское достоинство и чрез посредство какого-то князя далматского Ивана Альберта, находившегося в Москве, решился послать письмо да четыре сорока соболей турецкому паше, чтобы тот заставил Цареградского патриарха Кирилла Лукариса написать грамоту прощальную ему, Афиногену, и разрешил ему быть по-прежнему архиепископом, а другие четыре сорока соболей и несколько денег назначил послать самому Кириллу Лукарису.

http://sedmitza.ru/lib/text/436125/

С устройством Хотовского прихода, в 1858 году, диакон состоит вне штата. Из прежних священников известны: Симеон Иосиф Семенов, сын его, и Афиноген – внук; Афиноген служил около 1770 года и известен тем, что в его время появился здесь раскол. Афиноген сдал место зятю, Иоанну Песоцкому, а когда Песоцкий был митрополитом Гавриилом переведен в Петербург, к церкви Космы и Дамиана, то в Помялово поступил другой зять Афиногена, Никита Сергеев Комаров, умерший в 1810 г. При нем определен сюда 2-м священником пономарь Новоладожского собора Стефан Алексеев, перешедший отсюда в Кобону; на место Алексеева поступил Иоанн Иоаннов, перешедший в 1815 г. в Миловскую единоверческую церковь в Петербурге. После Комарова служил до 1827 г. Алексей Ксеномонтанов; после Иоаннова – Феодор Сергеев, из здешних диаконов, перешедший через год в Тигоду. Потом остался один священник Ксеномонтанов. После него поступил Сергей Лукин, из причетников Парголовской церкви. В 1845 г. он сдал место зятю, Никите Светлову, который в 1858 г. поступил в Введенский монастырь. После него поступил Димитрий Хованский, ныне благочинный, протоиерей Солецкой церкви. После Хованского поступил Василий Иванов Медведский, служащий до ныне. До штатов здешняя церковь состояла в числе «ружных» церквей. Священнику давалось жалованья 150 р. асс., диакону – 60, причетникам по 45 р. Доходов за требы причт не получал, потому что много было раскольников. Сбор Петровщины и др. зависели от произвола прихожан. Члены причта, занимаясь полевыми работами, о службе церковной заботились так мало, что составилась пословица: «Помяловский поп, три обедни в год». С 1843 г. причту, по 3 классу, давалось 460 р. в год, с 1858 г. церковь перечислена в 4 класс и причт стал получать 340 р. сер.; с 1879 г. священник получал 220 р., причетник – 70 р.; с 1881 г. священник – 240 р., а причетник – 80 руб. Церковной земли 47 дес. 416 кв. саж. Из них 22 дес. 1,365 кв. саж. составляют: мхи, болота, мелкий кустарник, бичевник, большая дорога и река Сиглиница.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

[«Дело святейшаго синода» 1757 года. По архивной описи Письмо лжеепископа Анфима к ясскому митрополиту Иакову, от 12-го декабря 1756 года. В 1744 году было покушение похитить трехлетнего Ивана Антоновича и увезти его за границу. Покушение это сделал какой-то монах. Его и Ивана Антоновича поймали в Смоленске. Что сделалось с монахом — неизвестно, а несчастного ребенка переименовали в Григория и увезли в Шлиссельбург (ср. Вейдемейера, «Обзор главнейших происшествий в России». Спб, 1835, т. III, 96). Нет ли тут чего общего с Афиногеном? Дела об Афиногене в св. синоде нет, и мне неизвестно, в каком архиве находится исследование об этом загадочном человеке.] [Липовенами или Липованами зовут в Румынских княжествах, Австрии и Пруссии русских раскольников. Иначе «Пилипоны» что, по всей вероятности, происходит от слова «Филипповщина», последователи которой были одни из первых переселенцев за границу.] [Подле города Бутушаны, подле города Вислуй и три деревни около Галаца.] Так доносил наш резидент, находившийся в Турции, в коллегию иностранных дел. Дело святейшего синода (1757 г., Анд. Иоанн. Журавлева «Историческое известие о раскольниках», стр. 295–296. Может быть, с Гурьевым, который в 1745 году отвозил Иоанна и его родителей из Ораниенбаума (а не Раненбурга). Впрочем, подлежит большому сомнению, чтобы офицер стал в то время разговаривать о «секретной комиссии» с каким-нибудь попутчиком. Из сохранившихся дел о содержании под стражею Брауншвейгской фамилии известно, что все по каким-либо случаям выбывавшие из этой комиссии давали подписку в том, что не будут ни с кем говорить об этом предмете, под опасением смертной казни за малейшую нескромность. Из духовных лиц при Брауншвейгском семействе был один иеромонах Илларион. Иона Курносый говорит «не попусти Бог, ради препростых душ, сицевым прелестником прельщати христиан, ибо в то самое время прииде справка из Москвы, что он, Афиноген, в епископах не бывал, ни во иеромонахах, но церковь, при ней же диаконом был, окрал драгия вещи, камение, привесы, и в Польшу бежа». В доношении коллегии иностранных дел в святейший синод, 27 мая 1757 года, сказано: «бежавший наперед сего из московскаго Воскресенскаго, называемаго Новый Иерусалим, монастыря иеродиакон Анвтиноген (sic) за границу, в польскую раскольническую слободу Ветку, а оттуда в Волощину, и, назвав себя архиереем, многих посвящал в иереи и диаконы». См. «Дело святейшего синода» 1757 года, Но на Ветке Афиноген не бывал, только временно был в Пахомиевом монастыре, близ города Гомеля.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Архимандрит Афиноген, в схиме Агапий (Агапов Василий Кузьмич) родился 24 января 1881 г. в деревне Карманово Тверской губернии, в крестьянской семье. В 1894 г. окончил земскую школу, уехал в Санкт-Петербург и поступил на работу в швейную мастерскую, принадлежавшую его дяде. В 1902 г. призван в армию. В 1903 г. принят в число послушников Воскресенского Макариевского монастыря близ города Любани Новгородской епархии. В 1908 г. пострижен в рясофор, а в 1911 г. – в мантию. В 1912 г. рукоположен во иеродиакона, а в 1917 г. – во иеромонаха. В 1924 г. арестован вместе с настоятелем и братией монастыря и заключён в Новгородскую тюрьму. По приговору выслан на три года в Осташков. Там добился разрешения жить в Нило-Столбенском монастыре. После освобождения возвратился в родной монастырь. В 1932 г. вновь арестован и отправлен в ленинградскую тюрьму «Кресты». Заключение отбывал на строительстве Беломорканала. В 1934 г. досрочно освобождён и выслан на жительство в город Малую Вишеру Ленинградской области, где прожил до начала Великой Отечественной войны. В августе 1941 г. он вновь приехал в город Любань, который вскоре был захвачен немцами. Так о. Афиноген оказался на оккупированной территории, где ему разрешили служить в открывшемся местном храме. Оттуда его перевели в город Тосно, а в 1943 г. он был вывезен немцами в Латвию и продан в качестве «рабочей силы». В 1944 г. оказался в Спасо-Преображенской пустыни под Ригой, а затем в Рижском Свято-Троицком монастыре. Там познакомился с монахами Псково-Печерского монастыря и в январе 1945 г. переехал в Печоры. В монастыре иеромонах Афиноген исполнял послушания казначея и ризничего. В 1947 г. возведён в сан игумена. С 1949 г. служил на острове Залит Псковской епархии. В 1960 г. назначен братским духовником Псково-Печерского монастыря и по благословению старца Симеона начал отчитывать одержимых нечистыми духами. Это послушание он исполнял до глубокой старости. В 1968 г. возведён в сан архимандрита. За несколько месяцев до кончины принял схиму. Скончался 24 июня 1979 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010