Понедельник 19 мая/1 июня 1942. В Париже появились «пленные красноармейцы», которые-де работают над починкой автомобилей в Булонском лесу и должны их везти в Россию. Многие были в церкви на Дарю и истово молились. Русские пригласили их к себе завтракать. Соня Зернова дала им по 100 франков. Все пред ними – «душа нараспашку». Мне они кажутся слишком свободными для пленных, они ходят по Парижу, куда хотят, имеют сытый вид, хорошо одеты (в немецкую форму) и слишком всем интересуются. Малые они все хорошие, разговоры с ними интересны, но цель их пребывания в Париже мне не ясна. Вторник 20 мая/2 июня 1942. Префектура полиции явно враждебно относится к регистрации русских, а немецкое посольство говорит, что оно не в курсе дела. Все производится исключительно партийными органами, которые имеют полную власть. Четверг 22 мая/4 июня 1942. Раз был на заседании приходского совета на Дарю. Кроме текущих дел, блестящего отчета (денежное положение никогда не было таким благополучным), подтверждения Макарова в должности делопроизводителя, приветствовали гр. В.Н. Коковцова, который не только пришел пешком на Дарю, но и принимал живейшее участие в собрании, а до него рассказал несколько анекдотов из жизни К.П. Победоносцева , Т.Н. Филиппова и А.Д. Оболенского. Понедельник 26 мая/8 июня 1942. На днях, по слухам, приезжает в Париж архиепископ Серафим (Ляде) для разбора дела митрополита Серафима, который признан врачами ненормальным. Во всяком случае, он желает ознакомиться на месте с положением церковных дел. Суббота 31 мая/13 июня 1942. Вышел «Парижский вестник» 448 , газета чрезвычайно слабая и по содержанию, и по тону. «Нового Слова», которое все ругают, она не забьет, так как там есть литературная сила и сообщения из России. [...] Помещено обращение Жеребкова с угрозами концентрационного лагеря всем непокорным и письмо [ген. П.Н.] Краснова. Тираж – 40000. Среда 4/17 июня 1942. В 6 был у Константина Андроникова 449 , который переводит сейчас историю Ключевского, а потом принимается за перевод «Агнца Божия» (о. Булгакова), так как нашелся французский издатель, который хочет выпустить почти все сочинения о. Сергия на французском языке. С удовольствием провел у него час, настолько у него культурная обстановка. Он теперь преподает в гимназии французскую литературу и одновременно поступает на 3-й курс Богословского института, где был в этом году вольнослушателем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенно знаменательны и знамениты были проповеди митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского). В них он приводил изумительные примеры самоотвержения верующих. Один из них - рассказ о матери, потерявшей сына и благодарившей Бога за то, что их семья так послужила Отечеству . Митрополит Алексий (Симанский) и священнослужители, награжденные медалями «За оборону Ленинграда» Другой поразительный рассказ владыки Алексия - о слепом юноше, прихожанине Никольского собора, который пошел в армию Другой поразительный рассказ владыки - о слепом юноше, прихожанине Никольского собора, который пошел в армию вместе с пятью своими слепыми товарищами и вошел в группу прослушивания немецкого эфира . Благодаря им удавалось определить шум немецких самолетов задолго до их подлета к Ленинграду. Свои слова священнослужители подкрепляли делом, подвигом, своей деятельной верой. Характерен пример протоиерея Михаила Славницкого, настоятеля Князь-Владимирского собора, затем священника Никольской Большеохтинской церкви. В феврале 1942 года погибает на фронте его сын. В мае 1942 - дочь Наташа. И тем не менее отец Михаил не отчаялся, но постоянно говорил своим прихожанам, выражавшим ему сочувствие: «Всё от Бога». Протоиерей Иоанн Горемыкин не только проповедовал своим прихожанам о необходимости защищать Отечество с оружием в руках, но лично направил в действующую армию своего сына Василия, хотя у него и была бронь. Узнав об этом, к нему лично приезжал благодарить генерал Л.А. Говоров . Духовенство блокадного Ленинграда понесло большие потери. О клириках Преображенского собора мы уже упоминали. Из клириков других храмов следует упомянуть иерея Симеона Верзилова (священник Никольского собора, скончался весной 1942 года в блокадном Ленинграде), протоиерея Димитрия Георгиевского (священник церкви Димитрия Солунского в Коломягах, скончался 2 марта 1942 года от дистрофии в блокадном городе), иерея Николая Решеткина (священник Никольской Большеохтинской церкви, скончался в 1943 году в блокадном Ленинграде), иерея Александра Советова (священник Князь-Владимирского собора, эвакуирован в Кострому, где скончался 14 августа 1942 года от дистрофии и обострения туберкулеза), иерея Евгения Флоровского (священник Князь-Владимирского собора, затем Николо-Богоявленского, скончался 26 мая 1942 года в блокадном городе от истощения).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

“Пасхальное приветствие 2 апреля 1942 года». “Правда о религии в России», МП, 1942, стр.449–451, стр.24. «Рус. Прав. Цер. и Вел .от.война», стр.24–25. “Послание возлюбленным о Христе чадам Святой Прав.Русской Церкви 22 июня 1942 года». «Русск. Прав. Цер. и Вел. от. война», стр.29–31. “Послание всем верным чадам нашей Святой Православной Русской Церкви, в особенности обитающим в Литве, Латвии и Эстонии 22 сентября 1942 года». «Русск. Прав. Церк. и Вел. от. война», стр.32–34. “Рождественскоепослание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Церкви» 25 декабря 1942 года. «Рус. Прав. Цер. и Вел. от. война», стр.37–38. «Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Церкви в областях СССР, еще не освобожденных от немецкой оккупации 13 дек.1942 года». «Рус. Прав. Церк. и Вел. от. война», стр.39–40. «Архипастырское послание к православной пастве Ростова на Дону и Ростовской епархии 20 марта 1943 года». «Рус. Прав. Цер. и Вел. от. война», стр.43–45. «Пасхальное послание 23 апреля 1943 года». «Рус. Прав. Цер. и Вел. от. война», стр.46–47. «Послание ко дню двухлетия войны 22 июня 1943 г. «Руск. Прав. Цер. и Вел. от. война», стр.48–50. «Святительское обращение ко всем христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах», 23 апреля 1943 года. «Рус. Прав. Цер. и Вел. От. война», стр.83–86. «О деятельности Православной Церкви за два года Отечественной войны» (доклад на Соборе епископов 8 сентября 1943 года). «ЖМП» 1943, I, стр.7–8. «Послание к пастве». 12 сентября 1943 года. «Речь его в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы в день интронизации, 12 сент.1943 г.» «ЖМП» 1943, стр.8. «Праздничное приветствие». «ЖМП» 1943, 4, стр.3–4. «Послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Святой Правосл.Церкви 7 ноября 1943 года». «ЖМП» 1943, 3, стр.3–4. «Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Святой Православной Русской Церкви». «ЖМП» 1943, 4, стр.5–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Воскресенье 28 сентября/11 октября 1942. Провожали торжественно о. Иакова Ктитарева. Он сказал прощальное слово, Митрополит благословил его иконой Св. Александра Невского. Был молебен. О. Щербина приехал из Людвигсхафена. Он принял сан от митрополита Серафима (Ляде) в Берлине и обслуживает 700 русских из Франции и свыше 5 000 из России, которых приводят в церковь под стражей. Сам он работает слесарем, но ему обещают более легкую работу. Повторяется то же, что было во Франции в 21–24 годах. Русские устраивают свои приходы в Германии и строят церкви. Приходится начинать вновь все церковное дело, которое разрушается во Франции из-за разъезда прихожан. Есть надежда построить церковь и в Людвигсхафене 475 . Пятница 3/16 октября 1942. На Дарю в 5 часов собрание школьного совета под председательством Митрополита. На его вопрос, кто занимается теперь школами, о. Николай ответил: «Никто, нет кредитов», и я прибавил: «Приходится мне одному». Четверг 9/22 октября 1942. В 2 1/2 – открытие школы Александро-Невского прихода. Собралось 25 детей. Через гимназию им будут давать бисквиты. Занятия будут по Закону Божию, русскому языку, пению и гимнастике. Суббота н/24 октября 1942. На Подворье – первая лекция по латыни. Слушатели внимательны и интересуются всем. Кроме Кирилла Ельчанинова 476 – все почтенного возраста. Вместо французского все решили заниматься немецким языком. Воскресенье 12/25 октября 1942. На Дарю – выставка иконостаса, сооруженного Обществом «Икона» для России. Очень хорошее, хотя и неоднородное, древнее письмо. Иван Васильевич Шнейдер рассказывал о трудностях, которые пришлось пережить для его завершения из-за отсутствия красок, левкаса, хорошего дерева. Доски дал В.П. Рябушинский (двери от шкафа) и члены Общества «Икона». Четверг 16/29 октября 1942. Говорил с М.Е. Чекан о назначении о. Александра на Дарю. Причина, почему он так хлопочет, – очень странная. Материально он не будет более обеспечен, квартира мала, работа будет значительно менее интересной, но «наши дети через несколько лет будут более обеспечены, так как Дарю сохранится, а Биянкур закроется». Но кто думает на 3–4 года вперед? И, кроме того, сам о. Александр не вечен, а дети его могут жить на Дарю только при нем. Очень меня удивили такие материальные мотивы. Грустно все это и огорчительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще один женский монастырь был возобновлен 19 августа 1942 г. на юго-востоке Белоруссии – в Чонках, неподалеку от Гомеля. Общее настроение населения передают материалы учета местных жителей, проведенного в начале 1942 г. в г. Борисове. По данным сводки СД от 13 марта 1942 г., из 26 619 человек 19 317 назвали себя православными, 6255 католиками, 130 евангелистами и лишь 917 (3,5 %) неверующими и представителями других конфессий, хотя, как и в случае со смоленской переписью, эти сведения, вероятно, не вполне отражают реальную ситуацию 895 . Постепенно возобновлялась и издательская деятельность. К августу 1942 г. могилевский протоиерей совместно с префектурой города издал молитвенник тиражом 5000 экземпляров, который сразу же разошелся, поэтому готовилось 2-е издание тиражом 10 000. Очень активное Минское епархиальное управление в это же время предполагало организовать издание церковного журнала, правда, неизвестно, смогли он выходить или был запрещен германской администрацией, допускавшей развитие Православной Церкви лишь до определенных пределов. Так, например, в Минске появилась иконописная мастерская, но преподавание Закона Божия было разрешено лишь при церквах. А осенью 1942 г. в ответ на обращение епархиального управления к властям за разрешением на открытие духовных 6-классных семинарий в Минске и Новогрудке и псаломщицких курсов в Ракове, Вилейке и Молодечно был получен отказ. И это притом, что духовенства в связи с открытием множества храмов не хватало особенно остро. Архиепископ Могилевский Филофей в газетной статье, написанной 21 октября 1942 г., сообщал, что в Минск ежедневно прибывают из различных мест 2–3 кандидата для возведения в сан священника, которых рукополагают после короткой подготовки, и таким образом уже появилось 100 новых священников 896 . Несмотря на все сложности, в некоторых районах Белоруссии, например в Борисовском, было восстановлено до 75 % дореволюционных церквей (в самом Борисове 21 храм). Этот процесс продолжался даже в 1944 г. Так, в ежемесячном докладе командования группы армий «Центр» за февраль 1944 г. говорилось, что в районе 4-й армии вновь открыты 4 церкви, в Бобруйске впервые за время войны на Крещение состоялся крестный ход на р. Березину с участием 5000 человек. В другом подобном докладе за март 1944 г. сообщалось, что в Орше была устроена новая церковь и епископ назначил туда священника. А 21 мая состоялись церковные торжества с участием 5000 верующих по поводу возобновления древнего Супрасльского Благовещенского мужского монастыря на Западе Белоруссии под Белостоком, закрытого в 1918 г. поляками 897 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В среду немцы пришли на 91, rue Olivier-de-Serres, чтобы сделать обыск в Движении. Они попали прямо в церковь во время службы отдания Пасхи и вошли в шапках в храм, но, увидев молящихся, удалились. Потребовав архив, они начали его описывать, но увидев, что оба шкафа не запираются и переполнены, вынули часть бумаг на пол, а остальное запечатали. Спрашивали о связях с YMCA и деньгах (откуда поступают и от кого), хотели войти в алтарь, но о. Виктор их не пустил. Кроме немцев была русская переводчица. Вчера о. Виктора вызывали в Гестапо и подробно расспрашивали об Институте и Движении. Вторник 6/19 мая 1942. После докторов и сестер милосердия немцы привлекают теперь электротехников. 30 человек должны ехать в Одессу на восстановление электрической сети. Пока это – добровольцы или работающие у немцев. Четверг 8/21 мая 1942. Прислуживал и читал один с молодым Бобринским, который старателен до последней степени, но в такой же степени бестолков. Суббота 10/23 мая 1942. Офицеры, поехавшие из Парижа в Россию, попали в очень трудное положение. Их одели в Варшаве в немецкую форму и шлют на вылавливание уклоняющихся от работ в Германии крестьян. Воскресенье 11/24 мая 1942. День Св. Троицы. Марианна рассказывала о госпитале – приюте в Красном Селе под Петербургом, который опекается Красным Крестом и с которым вошли вполне в контакт русские сестры милосердия в Париже. Молодежь, поехавшая из Берлина и Парижа на работу в занятые места, ведет себя неосторожно, показывает слишком свое русское лицо и недовольство политикой немцев и рискует многим. Суббота 17/30 мая 1942. Дома узнал очень грустную весть. Жених Лили Кедровой 447 , очень милый, образованный, чрезвычайно культурный австриец, офицер, погиб на русском фронте. Воскресенье 18/31 мая 1942. В Париже все очень обеспокоены регистрацией, объявленной комитетом Жеребкова, которая должна быть проведена повсюду к 1 сентября. Увидел всех, кого хотел, и получил все сведения о регистрации, о которой «Matin» писал в пятницу. Она производится с завтрашнего дня на 4, rue Galliera, но там еще всё не налажено. Такая сложная работа, как перепись 20 000 русских в Париже, требовала бы специалистов, но комитет к нам не обратился (хотя бы к военным организациям). [...] Одновременно напечатан и распространяется лист с разъяснениями, написанными чрезвычайно грубо, и полный всевозможных угроз. Все, кто будут против Комитета, попадут в концентрационный лагерь. Все, кто не запишутся, будут сочтены советскими гражданами. Тут же говорится о «теплых местах» в эмиграции, с угрозой тем, кто заботится о себе, быть навсегда отрезанным от России. «Кто против Германии – тот против России!» – говорит Жеребков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 января 1942 г. ушел за штат по болезни протоиерей церкви св. Иова на Волковом кладбище Евгений Флоровский, прожил он после этого недолго. 6 сентября 1942 г. ушел за штат по болезни служивший в Никольской Большеохтинской церкви протоиерей Николай Решеткин, он также вскоре скончался. Умерли от голода приписанный к кафедральному Никольскому собору протоиерей Николай Измайлов, заштатные протоиереи Димитрий Георгиевский, Николай Селезнев и другие. В этом соборе прямо за богослужением умер регент, скончался звонарь А. А. Климанов, не пережил первую голодную зиму и келейник митрополита Алексия (Симанского) инок Евлогий. Из 34 певчих к февралю 1942 г. в хоре кафедрального собора осталось три человека. В конце 1941 г. скончался настоятель Серафимовской церкви протоиерей Гавриил Васильев. В Спасо-Преображенском соборе от голода умерли три из пяти штатных священнослужителя. В конце 1941 г. слег настоятель протопресвитер Алексий Абакумов. 12 декабря он писал приходскому совету: «Температура 38,8. Назначен постельный режим. К воскресенью мне не встать. Не можете ли мне отпустить и прислать бутылку деревянного масла, чтобы не сидеть в темноте?» Собор выделил о. Алексию и масло и 1000 руб. пособия. Но силы настоятеля таяли, и 19 декабря он скончался. В начале 1942 г. скончались протоиереи Петр Георгиевский и Иоанн Громов. Зиму 1941/42 г. из 100 соборных певчих пережили лишь 20. Первыми от голода погибали мужчины, в их числе и помощник регента И. В. Лебедев. 28 декабря он писал: «Я, можно сказать, понемногу умираю. Силы мои подорвались. Я сейчас лежу. Одни кожа и кости. Сидим несколько дней на одном хлебе. Конечно, все теперь так существуют, но хочется жить... Со мной вместе голодают жена, дочь и девятилетний внук, отец которого на фронте. Нет ни продуктов, ни денег. Спасите жизнь». Лебедеву было выдано 300 рублей, но спасти его не удалось. Певчий Е. Радеев писал администрации собора 18 января 1942 г.: «От всей души и сердца благодарю Вас за присланные с Лавровым 150 руб. и кусочек хлеба… Вы спасли меня от смерти. Самочувствие мое стало лучше. На Ваши деньги я купил дров на рынке». Несмотря на оказанную помощь, Е. Радеев скончался. К лету 1942 г. умерли председатель приходского совета Е. Д. Балашева и 10 церковнослужителей.

http://pravoslavie.ru/473.html

Потеря троих взрослых детей в блокадном Ленинграде побудила его согласиться на предложение митрополита и, получив 14 сентября 1942 г. новую телеграмму-молнию («По делам службы прошу немедленно прибыть в Патриархию – Ульяновск. Митрополит Сергий»), он направил митрополиту письмо о том, что отдает себя «в его полное распоряжение» . Однако он задержался с отъездом в Ульяновск, так как ожидал приезда архиепископа Андрея для организации открытия в Саратове «старого» собора (см. публикацию, 18 сентября 1942 г.). 7 октября 1942 г. протоиерей Николай писал: «Итак, совершился большой перелом в моей жизни – еду на пароходе “Микоян” из Саратова в Ульяновск по вызову митрополита Сергия Страгородского для посвящения во епископа. Никогда не думал об архиерействе для себя, и вот Господь приводит к этому!» 15 октября 1942 г. в Ульяновске после возведения в сан архиепископа Владыка писал: «Вчера за ужином в разговоре Владыка-митрополит между прочим сказал, что за время его управления Русской Церковью (с 1926 года) я являюсь 54-м епископом, им назначенным и рукоположенным» . Результатом многолетней политики истребления советскими властями духовенства и епископата явилось то, что в пределах СССР тогда находились только три митрополита в числе 15 архиереев, порядок которых 16 октября 1942 г. архиепископ записал в дневнике: Сергий (Страгородский), митрополит Московский и Коломенский; Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский; Николай (Ярушевич), митрополит Киевский и Галицкий; Андрей (Комаров), архиепископ Казанский; Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ бывший Ташкентский; Алексий (Палицын), архиепископ Куйбышевский; Сергий (Гришин), архиепископ Горьковский и Арзамасский; Иоанн (Соколов), архиепископ Ярославский и Ростовский; Алексий (Сергеев), архиепископ Рязанский; Варфоломей (Городцов), архиепископ Можайский; Стефан (Проценко), архиепископ Уфимский; Василий (Ратмиров), архиепископ Калининский; Григорий (Чуков), архиепископ Саратовский; Георгий (Анисимов), епископ Вологодский; Питирим (Свиридов), епископ Калужский . С 22 июня 1941 г. по 8 сентября 1943 г. число правящих архиереев увеличилось с 2 до 20, из них 7 были хиротонисаны , в том числе три старца старше 70 лет. Митрополит Сергий собирал «старую гвардию», и так же, как протоиерей Николай Чуков, в «одиннадцатый час» своей жизни, в 1942 г. получили благодать архиерейства и вышли на епископское служение вдовый протоиерей Сергий Городцов, в монашестве Варфоломей (1866–1956 гг.), и заслуженный вятский протоиерей Вениамин Тихоницкий, в монашестве Вениамин (1869–1957 гг.) .

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

После оккупации Донбасса нем. войсками началось возрождение церковной жизни, в первую очередь в западной части Донбасса, занятой немцами вместе с г. Юзовка (до 1943 Сталино, с 1961 Донецк) в окт. 1941 г. В июле 1942 г. был оккупирован вост. Донбасс с Ворошиловградом, к-рому вернули название Луганск. Процесс церковного возрождения осложнялся деятельностью УАПЦ, пользовавшейся поддержкой нем. военной администрации и гражданских властей. Кроме того, на конфессиональную ситуацию оказывала значительное влияние деятельность вышедших из подполья различных направлений истинно православных христиан . В связи с угрозой распространения в крае раскольнических течений представители духовенства Донбасса, желавшие сохранить верность Московскому Патриархату, создавали временные епархиальные управления и епархиальные советы, задачами к-рых были восстановление довоенных кафедральных соборов, координация деятельности районных благочинных, создание условий для прибытия в регион епископа. Оккупационные власти запрещали назначение епископов, поэтому церковными общинами временно управляли епархиальные и окружные благочиннические советы. В авг. 1942 г. в Луганске были открыты Петропавловский и Казанский храмы. Староста Казанской ц. получил от городской управы разрешение на восстановление в Луганске центра православной епархии и кафедрального собора. В связи с тем что довоенный собор разрушили в 1935 г., Николаевский кафедральный собор был освящен 1 нояб. 1942 г. в здании бывш. главной синагоги Луганска, использовавшемся до войны под клуб. 1 сент. 1942 г. начало работу Луганско-Донецкое ЕУ, к-рое возглавил настоятель луганского Николаевского собора прот. Константин Анпилогов. Его юрисдикция охватывала центральную и юж. части совр. Луганской обл. и часть совр. Донецкой обл. Украины. При Петропавловском приходе в Луганске сложилась жен. монашеская община. Жен. мон-рь из 5 монахинь был организован в 1942 г. при храме в пос. Новоэкономическое Сталинской обл. Делалась попытка возродить монашескую жизнь в Славяногорске (ныне Святогорск). Сев. часть Луганщины, составлявшая ранее территорию Старобельского викариатства Харьковской епархии, перешла под управление Харьковского ЕУ, созданного в мае 1942 г.; в авг. того же года Полтавско-Лубенским епископом Автономной УПЦ был назначен Вениамин (Новицкий) . Часть приходов на севере Луганщины признала над собой власть лжемитр. Харьковско-Полтавского УАПЦ Ф. Булдовского.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

Маячке Каховского р-на), Евдокия Зюзь (староста церкви в с. Любимовка Каховского р-на), Димитрий Карпушенко (псаломщик при церкви в с. Новодимитриевка Большелепетихского р-на), Гавриил Павлюченко (церковный староста в М. Александровке Большеалександровского р-на). В период оккупации Украинской ССР немецко-фашистскими войсками и их союзниками был создан гражданский рейхскомиссариат «Украина», подразделявшийся на 6 генерал-комиссариатов (генерал-бецирков), в т. ч. «Николаев» и «Крым». Граница между Николаевским и Крымским генерал-комиссариатами (в сент. 1942 последний был реорганизован в Таврический генеральный округ рейхскомиссариата с центром в Мелитополе, Крымский п-ов находился в ведении германской и румынской военных администраций) проходила по Днепру. В пределах вост. части Николаевского бецирка были созданы 2 округа) - Херсонский и Большеалександровский, переименованный в нач. 1942 г. в Александрштадтский. В состав Таврического окр. вошли большинство левобережных районов Херсонской обл. и юго-западные районы Запорожской обл. В западной части Таврического бецирка созданы 3 округа - Алешковский, Каховский и Генический. Северо-восточные районы Херсонщины: Большелепетихский (Великолепетихский), Верхнерогачикский и Нижнесерогозский - в сент. 1942 г. вошли в состав Днепропетровского генерал-бецирка. Автономная Украинская Церковь, к-рую до своей смерти в мае 1943 г. возглавлял митр. Алексий (Громадский), и УАПЦ архиеп. Поликарпа (Сикорского) поставили епископов в Николаеве и Мелитополе. Архиеп. Херсонский и Николаевский (Херсонский и Одесский) Автономной УПЦ Антоний (Марценко) возглавлял епархию с 22 авг. 1941 по март 1944 г., в 1943 г. проживал в г. Первомайске (Богоявленск). Мелитопольский и Таврический епископ Автономной Церкви Серафим (Кушнерук) с дек. 1942 по сент. 1943 г. управлял Крымской (Таврической) епархией с центром в Мелитополе. В состав епархии входили Таврический окр. и Крымский п-ов. От УАПЦ в Николаев 12 мая 1942 г. (первоначально управление находилось в Кировограде) был назначен «епископ» Михаил (Хороший), в Мелитополь - «епископ» Сергий (Охотенко). В Александрштадтском окр. к июлю 1942 г. были зарегистрированы священники УАПЦ: С. Забудзинский - в Архангельском, Д. Черевко - в Ново-Воронцовке, В. Слюзаревский - в Александрштадте, В. Маеровский - в Давыдовом Броде, П. Кулага - в Новопавловке, Т. Олиевский в Березнеговатом. Только эти священники имели право совершать богослужения и требы в своих приходах, службы должны были проводиться на укр. языке. В приказах нем. властей в деталях регламентировались время проведения богослужений, участие в них населения, доходы духовенства. Ремонт и строительство церквей категорически запрещались (ГА Херсонской обл. Ф. 1520. Оп. 1. Д. 1. Л. 68, 98, 108, 116 об., 122; Ф. 1501. Оп. 1. Д. 23. Л. 112).

http://pravenc.ru/text/2577833.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010