Во временно оккупированных немцами областях Украины произошло горестное для Русской Православной Церкви событие: викарий волынской епархии, епископ Владимиро-Волынский Поликарп Сикорский, порвав с Матерью-Церковью Русской, объявил себя главой автокефальной Церкви в этих областях Украины и стал на путь сотрудничества с немецкими захватчиками. Это событие вызвало немедленный горячий отклик со стороны главы Русской Православной Церкви, патриаршего местоблюстителя, два послания которого и судебное определение по делу епископа Поликарпа приводятся нами . Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к православной пастве Украины. 5 февраля 1942 года, г. Ульяновск Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к православным людям временно оккупированной немцами территории. 28 марта 1942 года Определение 12 от 28 марта 1942 года Патриаршего местоблюстителя с Собором русских архиереев С первого же дня Отечественной войны укрепляя в сердцах своей паствы пламенную веру в конечную победу русского оружия, горячо призывая верующих людей к самоотверженным трудам на оборону нашей Родины, блаженнейший митрополит Сергий обнародовал перед праздником Святой Пасхи 1942 года новое послание к Русской Православной Церкви, также разосланное по всем приходам. Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель Послание к Русской Православной Церкви. 2 апреля 1942 года В годовщину Великой Отечественной войны, 22 июня 1942 года, митрополит Сергий вновь беседует со своей паствой в форме посланий: для паствы московской и особо — для всей Церкви. Патриарший местоблюститель, митрополит Московский и Коломенский Сергий. Послание православной московской пастве. 12 июня 1942 года Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание чадам Православной Русской Церкви. 22 июня 1942 года На скорбные вести, доносящиеся из Прибалтики об изменнической деятельности митрополита Сергия Воскресенского, митрополит Сергий тотчас же отозвался своим посланием. По делу митрополита Сергия Воскресенского состоялось и определение патриаршего местоблюстителя с Собором архиереев.

http://sedmitza.ru/lib/text/439888/

865 Корнилов A.A. Жизнь и служение протоиерея о. Евгения Лызлова. Нижний Новгород, 1998. С. 22–23; Якунин В. Указ. соч. С. 9. 870 По другим сведениям Каминский был расстрелян немцами в ходе Варшавского восстания, по обвинению в допущении излишних зверств по отношению к полякам. Полагают, немцы приписали Каминскому собственные зверства, чтобы перенаправить ненависть поляков на русских. – Примеч. ред. 871 Кудряшов С. Предатели, «освободители» или жертвы войны? Советский коллаборационизм (1941–1942)/Свободная мысль. 1993. и. с. 90. 877 А. Верт был коммунистом и его сочинения полны искажений, поэтому использование его текстов возможно только при условии исторической критики. Книга «Россия в войне…» из ряда подобных сочинений, не стоит забывать, что она выпущена в Москве в 1967 г. – Примеч. ред. 881 Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917–1945. М., 1996. С. 511512; Алексеев В., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории/Русское Возрождение. 1981. 16. С. 91–92. 891 Кривонос Ф. Миссионеры военных лет. Год 1944; Белоруссия/Православная Русь. 1998. 8. С. 8–9. 893 Церкви и приходы Минска. История и современность. Минск, 1996. С. 24–25, 33, 40, 56; Алексеев В., Ставру Ф. Указ. соч. С. 86–89; ВА, R6/179. Bl. 94. 894 Шейкин Г. Указ. соч. С. 75; Горбун С. Указ. соч. С. 45; CP, январь 1944. С. 4; ВА R58/218. Bl. 84. 896 CP, сентябрь 1942. С. 9; январь 1943, С. 5; Церковная жизнь. 1942. 8. С. 125: Белорусская газета. Минск, 1942. 25 октября; ВА, 62DJ/85. Bl. 44. 897 ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 2, л. 29; ВА, К6/281. Bl. 136; CP, август 1944. С. 3; Алексеев В., Ставру Ф. Указ. соч. С. 97–98. 908 CP, июнь 1942. С. 5; август 1942. С. 5; сентябрь 1942. С. 5–6; август 1943. С. 9; АГЕ, д. Указы Архиерейского Синода РПЦЗ. Распоряжения Патриархии. 1923–1951 гг., л. 22. 912 Документы обличают. Реакционная роль религии и церкви на территории Белоруссии. Минск, 1964. С. 81. 913 Суглобов Г.А. Союз креста и меча. М., 1969. С. 77; Васильева О.Ю. Советское государство и деятельность Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны. С. 110; CP, сентябрь 1942. С. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для принятия решения об оказании помощи приходам городскому руководству понадобилось почти два месяца. И все-таки в самый разгар страшной голодной зимы с 29 декабря 1941 г. по 3 января 1942 г. семи православным общинам города были впервые выделены в общей сложности 85 кг муки и 100 бутылок (75 литров) вина. Продукты были выданы не бесплатно, прихожане оплачивали их по государственным расценкам. Так, община церкви св. Иова заплатила за 10 кг муки и 7,5 литров вина 296 рублей . Следующая выдача семи общинам состоялась через полтора месяца — 17–23 февраля 1942 г. Теперь им передали 160 кг муки и 150 бутылок вина. За несколько дней до этого, 26 февраля А. Татаринцевой поступила письменная благодарность от верующих, в которой говорилось: «Князь-Владимирский собор сообщает о получении 23 февраля с. г. по разверстке Ленгоротдела вина и муки для культовых надобностей и приносит Вам глубокую благодарность за оказанное Вами содействие в деле получения этих крайне необходимых продуктов». Странно, вероятно, было читать эти слова человеку, лишь недавно рьяно искоренявшему православие в Ленинграде и собственноручно сжегшему в 1940 г. иконы из часовни Ксении Блаженной. Конечно, выделяемых продуктов хватало лишь для удовлетворения минимальных богослужебных потребностей. Так, согласно свидетельству прихожан, в мае 1942 г. в Никольской Большеохтинской церкви просфоры были размером с пятикопеечную монету, а вина выделялось не более двух столовых ложек на службу, и председатель «двадцатки» К.И. Андреев, ссылаясь на данное Татаринцевой указание, «принуждал совершать причастие с предельно разбавленным водой вином». Из-за нехватки дров крещение младенцев происходило в нетопленой церкви и т. п. . Начиная с февраля 1942 г. выдача продуктов для богослужений стала ежемесячной. Размер ее на протяжении двух лет почти не менялся. В марте-мае 1942 г. семь общин получали по 135 кг муки и 85 литров вина ежемесячно, во второй половине 1942 г. — восемь общин (в их число вошел приход закрытой несколько месяцев из-за хранения в ней трупов Серафимовской церкви) — по 145 кг и 82–94 литра. Помимо предоставления продуктов для богослужений городские власти сделали и ряд других уступок верующим. Общинам Никольского и Спасо-Преображенского соборов был предоставлен воск для изготовления свечей. Известный ученый-музыковед Н.Д. Успенский, ставший в феврале 1942 г. регентом в Никольском соборе и создавший новый хор, сумел добиться выдачи певчим не только хлебных, но и других продуктовых карточек. На Охте для отопления собора в начале 1942 г. выделили деревянный дом.

http://bogoslov.ru/article/6171408

6 . Ф. 1470. Оп. 2. Д. 5. Л. 160. Письмо митр. Серафима (Ляде) в РКМ от 15.03.1941 г. 7 . Ф. 1470. оп. 2. Д. 5. Л. 161. Письмо чиновника РКМ В. Гаугга митр. Серафиму (Ляде) от 21.03.1941 г. 8 . Ф. 500. Оп. 3. Д. 450. Л. 104106. Письма офицеров лагеря Хамельбург архим. Иоанну (Шаховскому) и свящ. Александру Киселеву от 22 и 28. 02.1942 г. 9 . Ф 500. Оп. 3. Д. 453. Л. 37. Письмо еп. Сергия (Королева) Пражского митр. Серафиму (Ляде) от 31.08.1942 г. 10 . Ф. 500. Оп. 3. Д. 453. Л. 3839. Письмо еп. Сергия (Королева) Пражского митр. Серафиму (Ляде) от 29.08.1942 г. 11 . Ф. 500. Оп. 3. Д. 455. Л. 168170. Доклад П. Садовского митр. Серафиму (Ляде) от 27.09.1942 г. 12 . Ф. 500. Оп. 3. Д. 450. Л. 5657. Письмо свящ. Александра Киселева митр. Серафиму (Ляде) от 17.10.1942 г. 13 . Ф. 500. Оп. 3. Д. 455. Л. 212213. Письмо протодиакона Мельникова митр. Серафиму (Лядэ) от 25.11.1942 г. 14 . Ф. 500. Оп. 3. Д. 453. Л. 144. Обращение членов Миссионерского комитета Берлинско-Германской епархии к архим. Иоанну (Шаховскому) от 19.12.1942 г. Синодальный архив РПЦЗ в Нью-Йорке (СА) 1 . Д. 24/42. Протоколы заседаний Епархиального собрания Православной епархии в Германии 2931 января 1942 г. Отец Александр был избран одним из секретарей Собрания. 2 . Д. 76/46. Протоколы Архиерейского Собора РПЦЗ 79 мая 1946 г. 3 . Д. 51/44. Речь о. Александра Киселева, произнесенная от лица Церкви на обнародовании манифеста «Комитета Освобождения Народов России» в Europahaus. Берлин, 18.11.1944 г. 4 . Д. 53/44. Доклад митр. Анастасия (Грибановского) на заседании Архиерейского Синода 26.02.1945 г. IfZ (Institut fur Zeitgeschichte in München/Архив института современной истории) 1 . MA 541, folio 67. Директива полковнику Гребе (Graebe) (Немецкий трудовой фронт, Берлин) Гарри Хеннингсена (Henningsen, начальник партийного округа НСДАП) от 27.08.1943 г. 2 . MA 541, folio 73. Соглашение между митр. Серафимом (Лядэ) и шефом внешней службы уполномоченного по рабочей силе из оккупированных восточных областей Миллером от 18.09.1943 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При поддержке оккупационных властей в юрисдикцию Поликарпа перешли кафедральные соборы в Луцке и Ровно (нижний Михайловский храм собора в Ровно в сент. 1942 по требованию оккупационной власти был возвращен Автономной УПЦ). 12 янв. 1942 г. самопровозглашенный автокефалистский Дубенский церковный совет попытался сместить настоятеля Ильинского собора в Дубно прот. Владимира Ковальского и перевести храм под власть Поликарпа, но это не удалось. 24 янв. 1942 г. Поликарп был принят в столице рейхскомиссариата Украина Ровно заместителем рейхскомиссара. Администратор-автокефалист заверил нем. чиновников, что обязуется «за общую победу вместе со своими верными... возносить молитвы всемогущему Господу». Это событие вызвало появление ряда документов Волынской консистории Автономной УПЦ к духовенству Волынской епархии, в которых разъяснялась неканоничность статуса Поликарпа и необоснованность его обвинений в адрес Автономной УПЦ (Ровенский краеведческий музей. Ф. 836/4/VIII. Д. 1621). Очередной Почаевский Собор епископов Автономной Церкви 1 марта 1942 г. резко осудил «липковщину» и восстановленную Поликарпом УАПЦ, в которую липковское «священство» принималось в «сущем сане». На Соборе было сказано, что «восстановители «липковщины» сами становятся «липковцами»» (ГА Ровенской обл. Ф. Р-281. Оп. 2. Д. 1. Л. 3). После того как митр. Алексий под давлением нем. властей выступил 12 марта 1942 г. с заявлением об отмежевании от антифашистского воззвания митр. Сергия (Страгородского), Поликарп обвинил владыку Алексия в недостаточной лояльности к «богоспасаемой немецкой власти». В обращении к верующим от 15 апр. 1942 г. Поликарп в очередной раз назвал иерархов Автономной УПЦ «кучкой москвофилов», «ренегатами», «чужой украинскому народу иерархией». В 1942-1943 гг. происходили острые конфликты из-за храмов между автокефалистами и автономистами. Немецкие власти на начальном этапе были заинтересованы в том, чтобы снизить остроту противостояния. 4 мая 1942 г. в Ровно в присутствии немецких чиновников состоялась «конференция по церковным делам».

http://pravenc.ru/text/2458999.html

11(24)07.1942 24.05(06.06)1943 КРЕМЕНЕЦКАЯ 24.05(06.06)1943 01(14)02.1945 Леонтий Филиппович БЕРДИЧЕВСКАЯ 25.10(07.11)1941 09.1943 в/у ВИННИЦКАЯ 13(26)11.1941 09.1943 Мануил Тарнавский ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 09(22)07.1942 08.1943 Никодим Гонтаренко ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ 18(31)08.1942 Николай Амассийский РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ Панкратий Гладков БЕЛГОРОДСКАЯ 09(22)06.1942 Пантелеимон Рудык ЛЬВОВСКАЯ 04(17)03.1941 в/у ХАРЬКОВСКАЯ в/у КИЕВСКАЯ 09.1943 Серафим Кушнерук НИКОЛАЕВСКАЯ 08(21)07.1942 11.1943 Симон Ивановский ОСТРОЖСКАЯ, паки 02(15)04.1939 12.1941 ЧЕРНИГОВСКАЯ 12.1941 Феодор Рафальский РОВЕНСКАЯ 12(25)07.1942 в/у РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 12(25)07.1942 в/у ТАГАНРОГСКАЯ 12(25)07.1942 Иосиф Чернов ТАГАНРОГСКАЯ 1941 (?) 1981 Архиепископ с даты назначения на кафедру. Митрополит с 12(25)02.1968. За раскольническую деятельность смещен с кафедры за штат с запрещением в священнослужении Архиерейским Собором УПЦ в Харькове. Вторая дата – утверждение решения Собора Святейшим Патриархом Московским Алексием II через благословение. Реально под запрещением с апреля 1992 года. Извержен из сана. В феврале 1997 года отлучен от Церкви. 1983 Избран Архиерейским Собором УПЦ в Харькове 14(27)05.1992 (получил большинство в 16 голосов из 18); избрание благословлено Святейшим Патриархом Алексием II. До прибытия на кафедру обязанности Предстоятеля Украинской Православной Церкви были временно возложены на митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (Руснака) как старейшего по хиротонии (см. выше). 1987 «Митрополит» с двумя панагиями и предносным Крестом. Со второй даты по 1935 г. пребывал на покое. Великим постом 1935 г. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, митрополитом Сергием (Страгородским) принят по покаянии в общение с Церковью в сане епископа, с последующим отбыванием епитимии во Владимире, под смотрением местного архиепископа Сергия (Гришина). На период епитимии разрешено келейное богослужение один раз в месяц, по священническому чину: в фелони с омофором. Далее см. Брянская. 1988 «Митрополит Киевский и всея Украины». Вариант первой даты – 1929 г. Вторая дата – удаление за штат, поскольку вошел в конфликт с обновленцами. Вскоре, в 1935 г., по принесении покаяния принят в общение с Церковью и назначен на свою прежнюю кафедру (см. Каменец-Подольская).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нем. оккупационной зоне (Николаевский генерал-бецирк) в числе первых были возобновлены богослужения в церквах Николаева: Никольской, Касперовской иконы Богоматери, кладбищенской Всехсвятской, Симеоно-Агриппининской, Богоявленской и Свято-Духовской (в Корабельном р-не), а также в Покровской ц. в с. Покровка на Кинбурнской косе, Свято-Успенской в г. Баштанка, в храмах в г. Очакове, в селах Нечаянном, Варваровка, Казанка, Кривое Озеро, Арбузинка и во мн. др. По указу от 22 авг. 1941 г. управляющим епархией, созданной на этой территории в составе Автономной УПЦ, стал Антоний (Марценко) с титулом «епископ Херсонский и Николаевский», он жил в основном в Николаеве. 21 июля 1942 г. в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавре во епископа Николаевского был хиротонисан Серафим (Кушнерук), вероятно, он имел статус викария Херсонской епархии. В дек. того же года он был переведен на Мелитопольско-Таврическую кафедру. В дальнейшем единственным правосл. епископом на этой территории оставался Антоний (Марценко). Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Очакове. Не ранее 1794 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Очакове. Не ранее 1794 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. 1 февр. 1942 г. был освящен престол Николаевской ц. в с. Мешкове (ныне Мешково-Погорелово близ Николаева) (Украïнська думка. 1942. 3 (10 ciчhя); 11 (7 лютого)). В том же году власти дали разрешение на организацию в Николаеве епархиальных месячных пастырско-диаконских курсов для кандидатов не моложе 50 лет (в то же время было ограничено число церковных хористов - не более 20 чел.). В янв. 1942 г. городской комиссар Николаева разослал в храмы города требование совершать богослужение только на украинском языке. 28 марта 1942 г. требование об украинизации богослужения на территории генерал-бецирка с 1 июля 1942 г. получили старосты всех сел епархии. 19 мая 1942 г. в Кировоград прибыл епископ Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Михаил (Хороший), 12 мая назначенный епископом Кировоградским и Николаевским.

http://pravenc.ru/text/2565622.html

Проводы из Сербии в Россию тела полковника Николая Раевского//ЦВ. 1876. 37, сент. Протоиерей и жена его – добровольцы//ЦВ. 1876. 36, сент. Путешествие греческого министра по европейским столицам//ЦВ. 1878. 34, сент. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. Т. 4. М., 1949. Рамушевский. Цели и стремления турков. Деревенские письма//ЦВ. 1877. 27, июль. Распоряжения епархиальных начальств о пожертвованиях на славян//ЦВ. 1876; 40, окт. Рассказ бессарабского священника о страданиях под турецким игом православных болгар//ЦВ. 1875. 46, нояб. Результаты войн России с Турцией//ЦВ. 1878. 28, июль. Религиозная сторона восточного вопроса//ЦВ. 1876. 44, нояб. Религиозность и крепкая вера – основание боевых доблестей нашего солдата//ЦВ. 1877. 48, дек. Религиозность русского воина//ЦВ. 1877. 37, сент. Речь Московского митрополита в Троицкой Лавре//ЦВ. 1877. 18, май. Речь полковника Е. В. Богдановича//ЦВ. 1876. 36, сент. Россия, Греция и Западная Европа во время Крымской войны//ЦВ. 1876. 45, нояб. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. Московская Патриархия, 1943. Русские и сербы//ЦВ. 1877. 4, янв. Русский солдат после боя//ЦВ. 1878. 2, янв. Савинский С., проф. Пятнадцать дней в Югославии//ЖМП. 1945. 6. Сергий, митрополит Московский и Коломенский, Патриарший Местоблюститель. Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви 22 июня 1941 г.//Правда о религии в России. Московская Патриархия, 1942. Скорбная летопись христианского востока//ЦВ. 1877. 15, апр. Слова генерала Гурко гвардейцам//ЦВ. 44, нояб. Слово архиеп. Донского Платона//ЦВ. 1875. 44, нояб. Слово митрополита Вениамина, Экзарха Московской Патриархии в Америке//Правда о религии в России. Московская Патриархия, 1942. Слово преосвященного Феодосия, еп. Екатерннославского и Таганрогского//ПО. 1876, сент. Советская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 1962. Стойкость русских солдат (из газеты «Морнинг Пост»)//ЦВ. 1877. 28, июль. Стоянов 3. Записки о болгарских восстаниях. Пер. с болгарского.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Ленинграда» намечалось арестовать 27 и выслать еще 38 «церковников, сектантов, католиков и клерикалов», что составляло примерно 3% от общего числа запланированных «к изъятию» 2248 человек . Уже через несколько дней начались репрессии. Возникло даже коллективное «церковное дело». 27–28 августа было арестовано несколько членов клира Никольской Большеохтинской церкви и священник Николай Ильяшенко. Однако осудить их не удалось, 4 сентября о. Николай был эвакуирован в тюрьму г. Новосибирска, а 15 июля 1942 г. освобожден, дело прекратили за недоказанностью обвинения. Также 28 августа оказался в заключении настоятель Никольской церкви в пос. Саблино Ленинградской области прот. Николай Близнецкий. Его эвакуировали в Новосибирскую область, где он и умер в тюремной больнице г. Мариинска 10 февраля 1942 г. . В первые месяцы войны был арестован и священник Спасо-Парголовской церкви о. Симеон. Он умер в ленинградской тюрьме к 1943 г. По свидетельству прихожан тело священника неизвестные люди привезли и положили на дороге у храма, заявив верующим: «Это ваш. Сами и хороните». Пастыря похоронили без гроба близ церкви на Шуваловском кладбище. Наконец, в начале 1942 г. был арестован из-за своего немецкого происхождения заштатный протоиерей Лев Муллер, работавший бухгалтером в Никольском соборе. Он был осужден как «немецкий шпион» и скончался в заключении 30 июня 1942 г. . Летом 1942 г. оказалась разгромлена тайная т. н. иосифлянская община архим. Клавдия (Савинского), а всего, согласно справке начальника Ленинградского Управления НКВД, к 1 октября 1942 г. в городе было ликвидировано семь церковно-сектантских контрреволюционных групп. В дальнейшем репрессии в блокадном Ленинграде проводились уже только в отношении членов тайных иосифлянских общин. С середины 1942 г. и в целом в стране аресты клириков Московской Патриархии почти прекратились. Более того, из лагерей освободили десятки священнослужителей, в том числе к сентябрю 1943 г. 6 архиепископов и 5 епископов. Постепенно начали возрождаться епископские кафедры.

http://bogoslov.ru/article/6171408

Когда я, в хорошем смысле, возненавидел себя, то стал всех оправдывать. Для других я всегда находил оправдание и обвинял только себя, Если человек не следит за собой, то ему нечего будет сказать в своё оправдание. ( Нижеследующие строки Старец Паисий написал одной послушнице в виде телеграммы ) Нужно мужество, чтобы отсечь осуждение. Желаю положить хорошее начало. STOP . STOP помыслам осуждения. Аминь. Желаю очищения и освящения ума и сердца. Аминь. Старец Паисий Святогорец. Слова. Т.5. Страсти и добродетели. М., 2008. Читайте также: Борьба с осуждением Старец Паисий Святогорец Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ Поделитесь, это важно 602 Подпишитесь на Правмир Перейти в  Дзен Google Новости Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Помочь фонду Материалы по теме Старец Паисий Святогорец: Упростите вашу жизнь 12 июля, 2020 Как выбрать профессию ребенку и нужно ли любить свою работу – преподобный Паисий Святогорец 1 мая, 2018 Осудил блудницу? Получи плотскую брань! 11 ноября, 2017 Долететь до Бога на одном сухаре. Шутки старца Паисия 1 апреля, 2017 Воспоминания ученика старца Паисия Святогорца - афонского старца Анастасия 7 июня, 2016 Старец Паисий Святогорец: «Прав» и «виноват» в супружеской жизни 21 декабря, 2013 Старец Паисий Святогорец: Добрые дети не станут обвинять свою мать - Церковь 20 декабря, 2013 Старец Паисий Святогорец: Ставьте вопросительные знаки после помыслов подозрительности 19 декабря, 2013 Старец Паисий Святогорец: Добро должно делаться по-доброму 18 декабря, 2013 Помогите «Правмиру» Лучшие материалы статья Благовещение — педагогика света. Как чудо становится узнаваемым Монахиня Елизавета (Сеньчукова) нужна помощь Ильмире дважды устанавливали металлоконструкции в позвоночник, но операции закончились неудачно Помочь Нужно 425 425 статья Три вещи, которые убивают мотивацию детей.

http://pravmir.ru/ne-nado-speshit-delat-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010