История Белокриницкой иерархии Т 1. Москва. 1874. Об актах большого московского Собора 1666–1667 г. (Годичн. акт в м. д. Академии 1-го окт. 1875. М. 1876. Братское слово. Журнал, посвященный изучению раскола, издаваемый под редакцией Н. Субботина – годы 1875 и 1876. Здесь принадлежат редактору: О причинах и последствиях первоначального отделения старообрядцев от православной церкви (Слово, произнесенное в братской церкви 5 октября 1874). Два примечательные свидетельства древности и перстосложении для крестного знамения. Протопоп Аввакум, как вероучитель и законодатель раскола. Так называемое Феодоритово слово в разных его редакциях. Заграничные раскольнические издания новейшего времени. Толки иностранца о русском расколе. Моим обвинителям и судиям. Отчеты по братству св. Петра митрополита за 1874, 1875 и 1876 годы. Летопись происходящих в расколе событий (1875, т. III, стр. 61, 149, 251, 333; 1876 года. т. III. стр. 71, 196, 231). Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. I. (1875) II. (1876) III. (1877) IV. (1878). Отчет по братству св. Петра митрополита за 1877 г. (Душ. Чт. 1878. кн. 2). А. Ф. (в монашестве Алексия) Лаврова-Платонова Жизнь св. Иоанна Дамаскина (Прибавл. 16). Архимандрит Порфирий, настоятель православной церкви при русс. посольстве в Риме (Душ. Чтен. 1866. Февр.) Памяти митрополита Филарета (Душ. Чт. 1868. Январь). Новый вопрос в православной русс. церкви (Приб. 24). Вторая апология по новому вопросу (Прибавл. 24). Третья апология по новому вопросу (Моск. Епарх. Ведом. 1872. Март). Вдовые священнослужители (Христ. Чт. 1870. Декабрь. 1871. Январь). Предполагаемая реформа церв. суда. Два вып. С.-пб. 1873. Печатное письмо к А. С. Павлову (Чтен. в общ. люб. д. просв. 1876. Август). Слово в день годичного поминовения ректора московской дух. Академии прот. А. В. Горского (Прав. Обозр. 1876. Дек.). Слово пред отпеванием профессора м. д. Академии П. С. Казанского (Прав. Обозр. 1878. Март). Слови в сороковой день по кончине м. Филарета. 28 дек. 1867 г. Филарета А. Сергиевского (Прав. Обозр. 1868. Январь).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Жак Натан. Болгарское возрождение. М., 1949. С. 290. Перевод с болгарского. 389 Стоянов Захарий. Записки о болгарских восстаниях. М., 1963. С. 173. Перевод с болгарского. 390 Воззвание Болгарского центрального благотворительного общества в Бухаресте к русскому народу//«Церковный Вестник». 1876. 32. С. 9–10. 391 Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Фонд 239. Н. П. 19/23. 392 Воззвание о помощи христианам в Болгарии/«Православное обозрение». М., 1876. Т. II. С. 400. См. также обращение женщин Северной Болгарии к русским женщинам в статье В. Д. Конобеева. Материалы об освободительном движении в Болгарии/Освобождение Болгарии от турецкого ига. Сборник статей. М.: Изд–во Академии наук СССР, 1953. С. 320. 393 Теплое В. Указ. соч. С. 165. 394 «Православное Обозрение». М., 1876. Т. II. С. 399. 395 «Церковный Вестник». 1876. 29. С. 1 — 2. 396 Напр., архиепископ Донской и Новочеркасский Платон, епископы: Екатеринославский и Таганрогский Феодосий, Саратовский Тихон, Орловский и Севский Макарий, Харьков ский Савва, Кишиневский Павел; священники: села Медуши (быв. Петергофский уезд) — Матфей Зрелов, г. Витебска — Петр Ляшкевич, г. Белозерска — Михаил Беляев; церковные учреждения: Брест–Литовское православное братство, Астраханская духовная консистория и многие другие. См. об этом в разных номерах журналов «Церковный Вестник» и «Православное Обозрение» за 1876 г. 397 Аксаков И. С. Полное собрание сочинений. М., 1886. Т. I. С. 221. 398 Летопись всероссийских пожертвований//«Церковный Вестник». 1876. 38, сентябрь. С. 16. См. также статьи: Можно ли нам не любить братьев славян? («Церковный Вестник». 1876. 34. С. 1–2); Единодушие России («Церковный Вестник». 1876. 36. С. 1–3) и др. 399 Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 239 Н. П. 19/23. 400 Аксаков И. С. Полное собрание сочинений. Цит. изд. Т. I. С. 217 — 218. 401 См. подробнее об этом в Сборнике, изданном Болгарской Православной Церковью к 100–летию со дня Апрельского восстания. «Априлското въстание и Българската Православна Църква». София, 1977. С. 584. 402

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Сборник церковных документов. Московская Патриархия, 1943. К русскому обществу за славян//ПО. 1876, сент. Кирилл (Христов), архим. Участие Русской Православной Церкви в церковно-патриотическом деле болгарского народа в XIX веке. (Курс. соч.). Загорск, 1984. Машинопись. Козьменко И. Русское общество и Апрельское болгарское восстание 1876 г.//Вопросы истории. 1947. 5. Колокольцев В. Устройство управления Румынской Православной Церкви (со времени ее автокефальности). Историко-каноническое исследование. Казань, 1897. Конобеев В. Д. Материалы об освободительном движении в Болгарии//Освобождение Болгарии от турецкого ига. Сборник статей. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. Константинопольская Патриархия и Восточный вопрос//ЦВ. 1877. 25, июнь. Константинопольская Патриархия, греки и славянская борьба//ЦВ. 1876. 32, авг. Корсунский И. , проф. Свтятитель Филарет, митрополит Московский. Его жизнь и деятельность на московской кафедре по его проповедям, в связи с событиями и обстоятельствами того времени (1821–1867). Харьков, 1894. Курганов Ф. Устройство управления в Церкви королевства Греческого. Казань, 1871. Лебедев А. П. История Греко-Восточной Церкви под властью турок. От падения Константинополя (в 1453 г.) до настоящего времени. СПб., 1903. Летопись всероссийских пожертвований//ЦВ. 1876. 32, авг.; 33, авг.; 35, сент.; 36, сент.; 38, сент.; 41, окт.; 42, окт. Летопись освобождения восточных христиан//ЦВ. 1877. 15,17–51; 1878. 1–5. Летопись. Из герцеговинской летописи//ЦВ. 1875. 39, окт.; 44, нояб.; 45, нояб.; 1876. 1, янв. Летопись. От славянского благотворительного комитета//ЦВ. 1876. 30, июль. Летопись. Положение славянских семейств, бежавших из Боснии и Герцеговины//ЦВ. 1876. 8, фев. Летопись. Последние известия по Восточному вопросу//ЦВ. 1878. 24, июнь. Летопись. Результаты Константинопольской конференции//ЦВ. 1877. 3, янв. Липранди И. П. Болгария. Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Кн. 1. М., 1837. Можно ли нам не любить братьев славян?//ЦВ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Воскресенье 22 июня/5 июля 1942. Приехал из Людвигсхафена о. Щербина, который с партией лионских русских работает там на заводе. Там собралось до 2 000 русских беженцев и до 44 000 рабочих, привезенных из Харьковщины и Полтавщины, с которыми завязались добрые отношения, хотя живут они отдельно в худших условиях, чем русские из Франции. Понедельник 23 июня/6 июля 1942. Вчера в пригородах на севере Парижа была произведена спешная регистрация всех русских, как говорят, в связи с посылкой массы рабочих в Германию. Несмотря на воскресенье, все участки работали, и русские, вызванные повесткой, должны были заполнять два листа, один – по- французски, другой – по-немецки, со сведениями о профессии и здоровье. Вторник 24 июня/7 июля 1942. Ужинал у иезуитов, так как pere Mailleux, новый директор интерната для русских детей, захотел со мной познакомиться. Он говорит очень хорошо по-русски и производит хорошее впечатление. Кроме него, в интернате живет о. Димитрий Кузьмин-Караваев 462 и старый князь Волконский 463 . Говорили о моих помощниках на Дарю, которые живут у него (Бобринский, Милорадович и Шкаликов) и о [летней] колонии, которая устраивается около Poitiers. Вторник 29 июля/11 августа 1942. Скончался епархиальный секретарь, Александр Федорович Макаров, который заболел две недели назад. Он был долгое время помощником Аметистова, попал вместе с ним в концентрационный лагерь в июне 1941 года и просидел там долгие месяцы. Человек он был работоспособный, услужливый, но не церковный. В России он был присяжным стряпчим и юридическим советником и не пользовался очень хорошей славой, но после кончины Т.А. Митрополит назначил его секретарем как ближайшего его помощника, который был в курсе епархиальных дел. Митрополит и о. Николай очень его ценили за услужливость и исполнительность. Он часто сидел за работой до поздней ночи. Ходили в последнее время слухи, что он продолжал традицию Тихона Александровича в отношении взяток. Среда 6/19 августа 1942. Преображение Господне. В церкви много народу, принесли массу фруктов. Мне предложено приступить к составлению полного инвентаря, будут платить по 10 франков в час.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священник Никольского собора Владимир Дубровицкий жил в Свечном переулке, и каждый день ходил в храм, не пропуская ни одной службы. Шел в любую погоду, седой как лунь, худой и страшный. Своих дочерей он растил один, жена умерла рано. Лариса была на фронте, Милица - солистка балета Кировского театра выступала на кораблях, в передовых частях. " Всю войну не было дня, чтобы отец не пошел на работу, - вспоминала дочь М.В. Дубровская о своем отце. Бывало, качается от голода, я плачу, умоляю его остаться дома, боюсь - упадет, замерзнет где-нибудь в сугробе, а он в ответ: " Не имею я права слабеть, доченька. Надо идти, дух в людях поднимать, утешать в горе, укрепить, ободрить " . Священнослужители испытывали на себе все тяготы блокады и понимали, как люди нуждались в поддержке и утешении. Старейший протоиерей Иоанн Горемыкин на восьмом десятке лет каждый день добирался на службу с Петроградской стороны в Коломяги. Бывало, что свой паек он отдавал голодающим. Отец Иоанн благословлял земляков идти на фронт, но и к своему сыну, работавшему главным инженером на заводе, относился требовательно. В одной из бесед он настоял, что бы сын наравне со всеми шел защищать Родину. Василий Горемыкин пошел в армию. Командующий фронтом Л.А. Говоров, узнав об этом, специально приезжал в Коломяжскую церковь благодарить отца-протоиерея. Деятельность Ленинградской церкви во время блокады нашла свое признание со стороны Советского государства 11 октября 1943 года - особая дата в истории Ленинградской епархии. В этот день, по поручению Президиума Верховного Совета СССР были вручены медали " За оборону Ленинграда " Высокопреосвященному митрополиту Алексию и одиннадцати священнослужителям церквей. После начала эвакуации в феврале 1942 года Ленинград заметно опустел, сократилось число прихожан. Были эвакуированы и священнослужители в основном заштатные. Николай Константинович Лебедев в дороге заболел воспалением легких и был оставлен на станции, не доезжая Вологды. После выздоровления определен в дом инвалидов, где и скончался 6 февраля 1942 года. Советов Александр Евгеньевич эвакуирован больным в г. Кострому, где скончался 14 августа 1942 года. Попов Илья Васильевич эвакуирован 24 июня 1942 года в Ульяновск в распоряжение Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, вернулся в Ленинград в сентябре 1945 года. Садофьев Владимир Григорьевич с 1938 года находился за штатом, неофициально служил в Коломягах, эвакуирован в 1942 году. Епископ Симеон (Бычков Сергей Иванович) с сентября 1941 года назначен к Спасо-Парголовской церкви, эвакуирован в 1942 году.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Русская Православная Церковь Главным событием, безусловно, является состоявшееся воссоединение Русской Православной Церкви За границей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Позади остались 80 лет вынужденного разделения. Новые святые нашей Церкви Священный Синод Русской Православной Церкви в минувшем году причислил к лику святых 26 подвижников, прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Российских: – от Архангельской епархии: Антонины (Брянских; † 1938); – от Брянской епархии: священника Григория (Фаддеева; † 1937); – от Московской епархии: протоиерея Сергия (Кудрявцева; † 1937), протоиерея Василия (Мирожина; † 1941), протоиерея Александра (Орлова; † 1937), протоиерея Александра (Покровского; † 1937), протоиерея Иоанна (Хрусталева; † 1937), священника Сергия (Кочурова; † 1941), протодиакона Сергия (Станиславлева; † 1942), диакона Гавриила (Архангельского; † 1938), диакона Трифона (Родонежского; † 1938), диакона Феодора (Смирнова; † 1938), псаломщика Николая (Некрасова; † 1938), послушницы Матроны (Макандиной; † 1938), Димитрия (Волкова; † 1942), Никиты (Сухарева;1942), Гавриила (Фомина; † 1942); – от Оптиной пустыни: иеромонаха Гурия (Самойлова; † 1937), иеромонаха Игнатия (Даланова; † 1942), монаха Евтихия (Диденко; † 1937), монаха Викентия (Никольского; † 1937), монаха Авенира (Синицына; † 1937), монаха Саввы (Суслова; † 1937), монаха Марка (Махрова; † 1937) и Бориса (Козлова; † 1937). – от Чебоксаро-Чувашской епархии: игумении Тамары (Сатси; † 1942). Кроме того, наша Церковь по запросу Сурожской епархии установила празднование Собора святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, в третью неделю по Пятидесятнице. Монастыри В этом году по решению Священного Синода было благословлено открытие сразу 17 монастырей Русской Православной Церкви: – Николо-Пешношского мужского монастыря поселка Луговой Дмитровского района Московской области (основан в 1361 г. одним из учеников преподобного Сергия Радонежского – преподобным Мефодием Пешношским);

http://pravoslavie.ru/5066.html

Мы пришли всей семьей, с женой и дочерью, которая входила в церковь первый раз в жизни. Когда мы вошли, я вдруг увидел, как у дочери, у этого маленького человека, впервые вошедшего в храм, побежали по щекам слезы» 873 . К 15 апреля 1942 г. в городе было открыто 4 храма, а в Орловском районе 10, причем к освящению готовились храмы еще в 14 селах. Осенью же 1942 г. монахиня Антония (Чиненова) возродила в Волхове женский монастырь, собрав более 35 женщин, ищущих иноческой жизни. В это время при орловском кафедральном соборе проводились семинары с молодежью по Закону Божию, лекции о христианской религии читал заведующий городской библиотекой профессор Весновский, немного позднее открылись пастырские курсы на 40 человек и т. д. Священнослужители Орла, также как и смоляне, в сентябре 1942 г. обратились к митрополиту Серафиму (Ляде) с просьбой «прислать правящего епископа в уже много лет вдовствующую Орловскую епархию» 874 . Но поскольку это не могло осуществиться, они вплоть до восстановления в Орле советской власти в августе 1943 г. оставались без архиерея. В Курской епархии, которая в период оккупации входила в Украинскую Церковь , открылось особенно много храмов – 332. В сообщении из Курска, опубликованном в журнале «Православная Русь» от 24 мая 1942 г., говорится, что в связи с массовыми крещениями наблюдается большая нужда в крестиках и их даже «делают теперь из жести брошенных немцами консервных банок». В первый день Пасхи 1942 г. состоялось торжественное открытие Курского Свято-Троицкого женского монастыря, в котором вскоре собралось 155 насельниц. Предполагалось возродить в городе и мужской монастырь, но был ли он восстановлен, автору пока не известно. Для управления Курской епархией архиереями Украинской автономной Церкви 9 июня 1942 г. был хиротонисан в Почаевской лавре во епископа Белгородского и Грайворонского Панкратий (Гладков), однако из-за запрета германской администрации он не смог покинуть пределы Украины и проживал в ближайшей к Курской – Черниговской епархии 875 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мюллер Генрих (1901–?), шеф гестапо. До 1933 г. сотрудник криминальной полиции Мюнхена. Фактически возглавлял гестапо с 1935 г., позднее заместитель шефа РСХА. Осенью 1942 г. создал систему концлагерей для уничтожения евреев. До начала 05.1945 г. находился в бункере фюрера, а затем исчез. В 1973 г. его имя включено в список разыскиваемых нацистских преступников. Нейгауз Карл , штурмбаннфюрер СС. Доктор теологии, в 1944–1945 гг. возглавлял ведавший религиозными делами реферат IVA4 Главного управления имперской безопасности. В 1945 г. взят в плен советскими войсками. До нач. 1950 г. содержался в лагерях СССР. Никанор ( Бурчак-Абрамович , 27.07.1883–21.03.1969), митрополит. Окончил Киевский университет. 23.10.1910 г. посвящен в сан священника. В 1919 г. эмигрировал в Польшу. 9.02.1942 г. хиротонисан во еп. Чигиринского автокефальной Украинской Церкви, с 13.03.1942 г. возглавлял Киевскую епархию, с 17.05.1942 г. в сане архиепископа. 25.11.1943 г. эвакуировался из Киева в Польшу. В 1944 г. через Словакию уехал в Германию и поселился в Карлсруэ. С 15.09.1952 г. митр. Германский, с 28.10.1953 г. до своей смерти возглавлял Украинскую Православную Церковь за границей. Пантелеймон ( Рожновский Павел Стефанович , 27.10.1867–30.12.1950), митрополит. Окончил миссионерские курсы при Казанской ДА. 2.06.1913 г. хиротонисан во еп. Двинского. В 1922–1939 гг. за непризнание автокефалии Польской Православной Церкви содержался в ссылке в различных монастырях. В 07.1941 г. назначен экзархом Белоруссии в сане архиеп. Минского и Белорусского. С 03.1942 г. в сане митрополита. В 05.1942–1943 гг. был отстранен нацистами от управления Белорусской Церковью и сослан в монастырь. В 1944 г. эвакуировался в Германию. В дальнейшем не служил, был близок к РПЦЗ. Скончался в Мюнхене. Пантелеймон ( Рудык Петр , 16.06.1898–2.10.1968), архиепископ. Окончил православный богословский факультет Варшавского университета. 16.03.1941 г. хиротонисан во еп. Львовского в Москве. С 12.1941 г. по 11.1943 г. управлял Киевской епархией автономной Украинской Церкви. Весной 1944 г. возведен в сан архиепископа и возглавил архиереев автономной Украинской Церкви, затем эвакуировался в Германию. С 1945 г. принадлежал к РПЦЗ. 5.03.1959 г. после принесения покаяния принят в общение с Московской Патриархией, с 8.08.1959 г. архиеп. Эдмонтон – ский и Канадский. Скончался в Эдмонтоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

09(22).11.1933–1934: Антоний Панкеев 1934–1942: 09(22).06.1942–1943: Панкратий Гладков Белгородская (григ.) Иероним Борецкий Алексий Белгородская (обн.) 05(18).06.1924–12(25).01.1925: Николай Рубцов 14(17).07.1925–29.08(11.09).1925: Адриан Компанийцев 1925–1930: 1930–06(19).03.1931: Алексий Щербаков 06(19).03.1931–04.1931: Димитрий Крылов 11(24).03.1931–21.06(04.07).1931: Иоанн Симонов 07 .1931–02.1932: Викентий Никипорчук 02 .1932–03.1933: Алексий Щербаков, паки Белебеевская 22 .07(04.08).1924–1924: Пётр Савельев Белевская 05(18).04.1920–02(15).01.1923: Игнатий Садковский 1923–1935: 09(22).05.1935–12.1937: Никита Прибытков Белевская (обн.) 1934–: Арсений Краснов Белокопытская 1926–: Макарий Звездов Белорусская см. Минская Белорусская (обн.) см. Минская (обн.) Белостокская 03(16).06.1907–1924: Владимир Тихоницкий 1924–1945: 1945–09(22).06.1948: Тимофей Штретер Белоцерковская 1921–1924: Димитрий Вербицкий Белоцерковская (обн.) 1924–03.1926: Павел Циприанович 1926–1926: Владимир Дубчук 1926–1928: Иов Сахновский 10 .1928–1934: Павел Циприанович, паки Белоцерковская (укр.) Владимир Бржосновский Георгий Тесленко – 1942: 11(24).05.1942–09(22).07.1942: Мануил Тарнавский Белыничская (белор.) 1923–1927: Николай Судзиловский Белыничская (обн.) 1925–1926: Гавриил Свидерский Бельская 03(16).04.1916–19.08(01.09).1917: Серафим Остроумов 1917–1921: 17(30).04.1921–1922: Сергий Королев Бельская (обн.) 31 .03(13.04).1924–1928: Николай Строганов 1928–1930: 16(29).01.1930–04(17).09.1935: Димитрий Селезнёв Бендерская см. Белгород-Днестровская Бердичевская (обн.) 1922–: Александр Чехановский 1924–1934: Александр Чекановский, паки 1925–1925: Андрей Одинцов –1935: 08 .1935–27.01(09.02).1938: Мелетий Фомин Бердичевская (укр., окк.) 26 .11(09–12).1941–1942: Леонтий Филиппович Бердянская (обн.) 10 .1924–02.1925: Михаил Митрофанов 03 .1925–06.1925: Михаил Митрофанов, паки Березовская 16(29).07.1917–1923: Иринарх Синеоков-Андреевский 01(14).08.1923–10(23).07.1924: Иоанн Братолюбов Берлинская и Германская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вторник 4/17 ноября 1942. На днях встретил главу скаутов Темномерова. Он не ведет юношеской работы, но заведует не то общежитием, не то столовой для молодежи 478 . Не успел его расспросить, так как бежал на урок. На знаменитое собрание представителей юношеских организаций, где всех заставили ждать час Жеребкова, а потом объявили, что они получат письменную инструкцию, он не получал приглашения. Суббота 8/21 ноября 1942. Умер бывший помощник епархиального секретаря, который в течение многих лет (10) заменял Аметистова, Сергей Алексеевич Клименко. Он был по своему довоенному роду занятий дипломатом и стал известен во время взятия Адрианополя, где он был генеральным консулом и проявил (1913) исключительную распорядительность и храбрость. Необыкновенно мягкий, культурный и исполнительный человек, он очень много сделал для Церкви и облагораживающе действовал на атмосферу канцелярии. К сожалению, он заболел, почти ослеп и последние годы был в «отставке», получая сперва 300, а под конец всего 100 франков пособия, которые были от него отняты в прошлом году, а заслужил он большего... Бедствовал он ужасно, но с этой осени его жена получила место, и они оправились. Понедельник 10/23 ноября 1942. На Galliera – столпотворение. Все записываются в последнюю минуту. Дал листы для Максима и Ирины. Бомба DCA 479 упала перед церковью на rue Pierre-le-Grand и повредила стекла магазина Сиальской и Ville-de-Pétrograd. Суббота 15/28 ноября 1942. Умер староста храма Преп. Сергия, С. Ефремов 480 , потомок славных атаманов Войска Донского. Он в последнее время занимался каллиграфией и изготовлял грамоты и листы, живя на Сергиевском подворье. Четверг 20 ноября/3 декабря 1942. Всенощная под Введение была очень торжественна. «Ныне отпущаеши» пел Григорий Гришин 481 , который дал с блестящим успехом на днях концерт. Ему спустили голос на баритона, и это сильно ему вредит. Вторник 25 ноября/8 декабря 1942. Часть Серафимовского прихода, которая умоляла взять от них о. Лелюхина, стала на его сторону и распространяет слухи, что его выбрасывают на улицу, тогда как Митрополит устроил его на полное содержание в Русский Дом, с отдельной даже комнатой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010