1Кор.15:54–55 ). Тогда наступит для Израиля полное блаженство. ( Ис.25:9 ). Время это близко. «Ибо близок день Господень на все народы» ( Авд.1:15 ). «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей: да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок» – взывает пророк Иоиль (2:1; ср. Иоиль.1:15, 3:14 ). «Близок великий день Господу, близок – и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня» – говорит пр. Софония ( Соф.1:14 ; ср. Соф.3:8 ; ср. Мал.3:1:2 ). «Рыдайте, ибо день Господень близок» – восклицает пр. Исаия ( Ис.13:6 и сл., Ис.13:9 ). «Ибо день мщения – в сердце Моём, и год Моих искупленных настал» ( Ис.63:4 ). У Даниила время явления Мессии определяется точным обозначением числа лет, которые должны пройти от Даниила до Христа ( Дан.9:24–27 ). Вопрос о времени и признаках пришествия Мессии был самым жгучим вопросом для иудейства в послепленный период. Насколько он интересовал иудеев, видно, например, из 3-й книги Ездры, написанный ещё до разрушения Иерусалима римлянами, где «все мысли и интересы её автора сосредоточены исключительно на вопросе о том, когда наступит конец бедствиям Израиля, и какие знамения будут предшествовать наступлению дня Господня» 24 . Сознавая невозможность ответить на этот вопрос с полной определённостью ( 3Ездр.4:33–35 ; ср. 3Ездр.13:52 : Еноха 18:16), иудеи со времени маккавейских войн были проникнуты тем общим убеждением, что «дни Мессии и непосредственно следующая за ними кончина настоящего века наступят в самом ближайшем будущем» 25 . Автор 3-й книги Ездры говорит: «Быстро спешит век сей к своему исходу... Скоро придёт Судия... Суд Божий ныне приближается» ( 3Ездр.4:26; 8:18, 61 ; ср. 3Ездр.5:41 и др.). Он надеется лично дожить до явления Мессии, что видно как из его вопроса, обращённого к ангелу: «думаешь ли ты, что я доживу до этих дней?» ( 3Ездр.4:51 ), так и из условного замечания ангела: «если Всевышний даст тебе дожить» до последних дней ( 3Ездр.5:4 ). Автор подробно перечисляет признаки и знамения последних дней (глл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

26–27. Не питай в себе долго гнева, но мирись с обидевшим тебя в тот же день, дабы диавол не вложил в тебя страсти мщения. 29. Слово наше да будет всегда со благодатию (с назиданием), приправлено солью (мудростью Кол. 4:6 ). Повесть благочестивого всегда премудрость: безумный же яко луна изменяется. Сир.27:11 . Человек безблагодатен – баснь безвременна: во устех ненаказанных (глупых) присно будет. Сир.20:19 . 30. День смерти Иисуса Христа есть день нашего искупления, но благодать Божию получаем только со дня обращения ( Еф.1:13 ). Гл. 5. Ст. 4. За всякое слово праздное (вредное), какое скажут человеки, отдадут ответ в день судный ( Мф.12:36 ). Не даждь устнам твоим еже во грех ввести плоть твою. Еккл.5:5 . 13. На суде Христовом все обнаружится и сделается явным, как от света; ибо суд Божий, делающий все явным, свет есть. 14. Христос говорит: Я свет миру: кто последует Мне; тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни ( Ин.8:12 ). Это сказано, как бы так: встань спящий, воскресни из мертвых ( Еф.2:1 ), и осветит тебя Христос. 15–17. Делая добро, должно пользоваться временем, и не упускать ни одного случая (к добру), если знаем, что то или другое, предлежащее нам добро есть воля Божия. 16–18. Ночь (неведения, неверия – Деян.17:30 ) прошла, а день (спасения) приблизился. И так отвергнем дела тьмы (порочные), и облечемся во всеоружие света (во все добродетели). Как днем, станем ходить чинно, не предаваясь верованиям и пьянству, сладострастию и распутству, распрям и зависти ( Рим.13:12–14 ). Не упивайтесь вином, но беседуйте к человеком праведным. Не буди винопийца, ниже прилагайся к сложениям и купованиям мяс: всяк бо пияница и блудник обнищает, и облечется в раздранная, и в рубища всяк сонливый. Притч. 23:20–21, 30 . 25–26. Церковь омывается от грехов крещением, и освящается Словом Божиим: посему кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие ( Ин.3:5 – 6:63 ). 29. Не истомляй себя голодом, и не умирай с холоду, но люби данную тебе на пользу жизнь ( Кол.2:18 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Об историческом авторитете этого отдела издавна высказывались сомнения в богословской литературе. Так, еще Юлий Африканск ий высказывал в этом сомнение Ориген давал ему ответ и защищал историчность отдела. Но усилия его не порешили спора, который и доселе продолжается. Не говоря о многочисленных западных, древних и современных, противниках историчности его, приведем соображения авторитетных для нас отечественных богословов митрополитов Филарета и Арсения. По мнению первого, история Сусанны подлежит сомнению, потому что в самом начале пленения приписывает иудеям собственное судилище с правом жизни и смерти; Иоакиму – великолепный дом и сады, чего в начале вавилонского плена очень трудно ожидать; и не подтверждается свидетельством самих иудеев. Митрополит Арсений, в подтверждение неисторичности повествования, ссылается на слишком «поспешный суд», как старцев над Сусанною, так и над самими старцами, «несогласный с образом восточного суда», и на то, что иудеи «не имели права жизни и смерти». В последнее время г. Песоцкий доказывает историчность повествования о Сусанне, но с довольно общими выводами, что «могло случиться нечто подобное». Не игнорируя этого вывода, а равно и новейших критических возражений, с одной стороны, а с другой имея в виду принятое в православной богослужебной письменности доверие к главному описываемому здесь событию: «спасению целомудренным Даниилом целомудренной Сусанны и посрамлению лютых старцев», православный богослов в этих размерах обязан придавать исторический характер повествованию о Сусанне, не касаясь его частностей. При этом не сосредоточивая всего внимания на историчности отдела, православный богослов должен остановиться, как и христианская древность останавливалась, на его учительном характере. Таковы следующие главные мысли его: строгое целомудрие Сусанны, непоколебимая ее вера в правду Бога, «ведующего сокровенное», и решимость даже умереть ради соблюдения своей невинности ( Дан.13:42–43 ); мудрость Даниила и промышление Божие о богобоязненных людях, охраняющее их (не позволяя искуситься паче сил: 1Кор.10:13 ) и наказывающее злодеев. Эти глубокие мысли, проникающие и освещающие все повествование о Сусанне, останутся навсегда влиятельными для читателей этой истории. На них обращали внимание отцы Церкви в частых цитатах или кратких изъяснениях этого отдела: Игнатий Богоносец (Посл. к Магнез.), Ириней Лионский (Adv. Haeres. IV, 26. 3), Ипполит (Com. in Daniel.), Климент Александрийский (Stromata. X), Ориген (Epist. ad Afric. Com. in Ioh. XX, 5), Афанасий Вел. (Com. Arian. 1, 13), Григорий Богослов (Сл. 36, 3), Кирилл Иерусалимский (Catech. 16, 31), Иероним (Толк. на Дан.), Иоанн Златоуст (Толк. на Дан.), Августин (Serm. 343, 359), Исидор Пелусиот (Твор. 2 ч., 432 стр.) и др. Древнее христианское искусство, руководясь теми же поучительными мыслями, уделяло много места в своих произведениях истории Сусанны и украшало ее изображениями еще стены катакомб, а впоследствии – храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Во всех этих ст. речь идет о событиях прошедших. Употребление будущего вр. в ст. 38, 39 и 43 в слав. гр.-лат. (=халд. и сирск.) можно понимать как выражение Давидом уверенности в совершении при помощи Божией тех же подвигов и в будущем; но переводчиками оно принято собственно в соответствие евр. 2-му аор., который в русск. точнее переведен – временем настоящим. Вм. скорблю ст. 39) в древне-слав. Псалтирях (см. у Амфилохия) читалось сокрш (ср. 2 Ц. 22:39 и Пс.67:22 евр.-слав. ср. пораж Втор.33:11 и Суд.5:26 евр.-слав.). мд. Избавиши м поставиши м во глав зыквъ: ихже не вдхъ, работаша м, 44. Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; 44 . Господь Своею помощью избавлял Давида и от внутренних несогласий в его собственное народе ( – какие напр. были в начале царствования Давида при продолжавшемся еще господстве дома Саулова и разделении народа между двумя династиями ( 2Цар.3:1, 6–4:1 и след.), и потом, к концу его царствования, во время восстании Авессалома ( – 15:10 и сл.) и Савея ( – XX, 1–22). При такой помощи Божией к усмирению внешних и внутренних врагов царства евр., Давид соделался главою не только всего Израиля, но и соседних с ним иноплеменных народов ( зыквъ). Ему покорились и сделались его данниками ( работаша м ср. 2Ц.8:6: стали рабами, платящими дань) даже такие народы, которые до того времени были неизвестны ему, каковы вероятно были, по своей отдаленности и редким сношениям с Иудеей, народы Сирии и Месопотамии ( 2Цар.8:3–8 ; Пс.59:2 ). Но господство Давида над иноплеменниками не было так обширно и полно, чтобы его можно было прямо без ограничения назвать главою иноплеменников. В полном своем смысле эти слова представляют пророчество об обетованном Христе Спасителе (ср. Ис.55:3–5 ), который в земной жизни своей быв предметом пререкания ( Лк.2:34 ) между иудеями ( Ориген у Кордерия; ср. бл. Феодор. и Августин), в своем воскресении силою Божественною ( Деян.2:24:33 ) избавившись от рук их (Зигабен), распространением Евангелия во вселенной ( Мф.28:18–20 ) соделался превыше всех, главою Церкви Своей ( Еф.1:21–22 ) и воцарился над всеми языками (Афанасий и бл. Феодорит), и наведавшими прежде Господа, бывшими от Него далеко ( Еф.2:13 ) и как бы неведомыми Ему (Зигабен). При этом и будущее вр. глаголов избавиши.. поставиши м пер. евр. 2-го аор., который последовательность требовала бы передать прошедшим вр. (=русск. пер.), может указывать на пророческий смысл изречения.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

—196— одни и те же существенные черты. Так Христос предрек или властительно определил, что в Иерусалиме не останется камень на камени, указывал на войны и военные слухи ( Мф.14:6 ), на мятежи (Мк.13:8), глады и пагубы ( Лк.21:11 ) и вообще на такую всегубительную скорбь, что, при большем продолжении ее дней, не спаслась бы всяка плоть ( Мф.24:22 ), ибо тогда имела отмститься всяка кровь праведна проливаемая на земли ( Мф.23:35 сл. Лк.21:22 ). Абие же по скорби дний тех, глаголет Господь, солнце померкнет, луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе (24:29). – То же самое было явлено в видении Иоанна. После указаний символами на военные вооружения и кровопролитные междоусобия ( Откр.6:2.4 ), на недостатки жизненных способов (6 ст.), на пагубы от меча, голода и проч., на всегубительство смерти и ада (8 ст.) и на вопль убиенных за слово Божие об отмщении за их кровь (9. 10), вот что следует по откровению: солнце мрачно бысть... луна бысть яко кровь; и звезды небесные падоша на землю (12 и 13). – Се дние грядут, так изрек Господь дщерям Иерусалимским, предрекая грозящие Иудейскому народу казни, – тогда начнут глаголати горам: падите на ны; и холмом: покрыйте ны ( Лк.23:29–30 ). – То же самое видел и в таких же словах выразил и Иоанн: и глаголаша горам и камению: падите на ны и покрыйте ны ( Откр.6:16 ). – Итак, настоящее апокалипсическое видение гнева Божия относится к Иудеям, – и именно к тем их казням, какие предречены или определены им были от Самого Господа Иисуса Христа. Такова общая мысль явлений гнева, виденных Тайнозрителем. Для окончательного и полного раскрытия и оправдания смысла настоящего видения, рассмотрим в этом видении каждое из пророчественных явлений в особенности и сличим с самими событиями. И видех, говорит Тайнозритель, егда отверзе Агнец едину от седми печатей и слышах единого от животных глаголюща яко глас громный: гряди и виждь. Тем, что Сам Агнец открывал или снимал печати с книги судеб, внушается вере рассматривать грозный суд Божий над Иудеями с благоговейной и вместе человеколюбивой осторожностью. С одной стороны вера должна с благоговением иметь

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К преимуществу последнего мнения, весьма ясно различаются посетители Авраама в следующих словах: два мужа обратились и пошли оттуда в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа (XVIII. 22). Под именем Господа в особенности познается Сын Божий, когда Авраам называет Его Судиею всея земли, но сим именем убеждает Его к милосердию (24), ибо таковой суд весь отдан Сыну Божию (Ин. V. 22). Два другие лица узнаются более из наименования Ангелов (XIX. 1) и сами себя открывают Лоту в качестве посланников Господа (XIX. 13). На вопрос о причине троичного числа, в котором Бог явился Аврааму, ответствуют иудеи, что один из явившихся был провозвестник рождения Исаака, другой — избавитель Лота, третий — совершитель суда над Содомом. Но сие разделение неосновательно, по крайней мере, в отношении к двум последним; потому что сии оба вместе приписывают себе истребление Содома (XIX. 13) и оба вместе спасают Лота с его семейством (15 и сл.). Обыкновение Церкви представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе сих Ангелов полагала символ Св. Троицы, ибо, впрочем, в лицах их нельзя искать сего символа, поелику Бога Отца и Бога Духа Святого никогда никто не представлял в образе Ангелов. Сие толкование мамврийского Богоявления должно быть весьма древнее, ибо и символические иконы в Церкви древнее исторических. Сидел у дверей шатра. Сими словами повествователь дает разуметь, по какому случаю Бог явился в образе странников. Авраам, по своему страннолюбию, несмотря на зной дня, сидит у шатра своего, желая увидеть путешественника, которому бы мог оказать гостеприимство. ОБРАЗ БОГОЯВЛЕНИЯ 2. Он возвел очи свои и посмотрел, и вот, три мужа стоят против него. Он увидел, и побежал им навстречу от дверей шатра, и поклонился до земли. 3. И сказал: Государь мой! если я обрел благоволение пред очами твоими, не пройди мимо раба твоего. 4. Позвольте принести немного воды и омыть ноги ваши; и отдохните под сим деревом. 5. А я принесу хлеба, чтобы подкрепить сердца ваши; потом пойдете: ибо для того и проходите вы близ раба вашего. Они отвечали: сделайтак, какговоришь. 6. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три меры крупчатой муки и сделай пресные хлебы. 7. Побежал также Авраам к стаду, и взял тельца молодого и тучного, и дал отроку, который и поспешил приготовить его. 8. И взяв масла и молока и тельца приготовленного, поставил пред ними; а сам стоял пред ними под деревом, и они ели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Поражение Пастыря, предрешенное приговором синедриона, заканчивается на Голгофе. Развитие событий, как оно приводит к Голгофе, воспроизведено в гл. 15. Выше было предложено разделить ее на две части: 1–26 и 27–47. Первый отрывок посвящен суду Пилата, римского прокуратора, к которому пересылает Иисуса синедрион. Поскольку в Мк.15:1 упоминается совещание, происходящее уже утром и, очевидно, отличное от того собрания, о котором речь была в гл. 14, естественно предположить, что ночное собрание официального значения не имело, и формально приговор был вынесен только утром (ср. Лк. Мк.22:66 ). Препровождение Иисуса на суд Пилата являлось необходимостью, потому что иудейские власти права смертной казни не имели. Смертный приговор должен был исходить от римлян (ср. Ин. Мк.18:31 ; Мк.19:10 ). Из вопроса Пилата: «Ты Царь Иудейский?» (ст. 2) ясно, что синедрион представил Иисуса как претендента на престол. Этот способ воздействия на римлян противники Иисуса считали убедительным уже тогда, когда фарисеи и иродиане предлагали ему вопрос о подати ( Мк.12:13 и сл.). Общее обвинение, очевидно, предполагало ряд обвинений в частности (ср. ст. 3–4). Но общее обвинение не подлежит сомнению. Пилат дважды повторяет свой вопрос (ст. 9, 12). Речь идет о выборе между Иисусом и Вараввой (ст. 6–15). Варавва был, несомненно, политический преступник (ст. 7). Когда Пилат уступает народу, подстрекаемому начальниками, воины подвергают Иисуса поношению как Царя. Царская порфира, корона, поклонение – налицо все атрибуты царской власти (ст. 16–20). И надпись на кресте гласит: «Царь Иудейский» (ст. 26). Повествование заключает несколько подробностей, которые надо отметить, так как они имеют значение для истории страстей. В ст. 25 указан час распятия – третий, очевидно, по тогдашнему счету от восхода солнца, иными словами, по нашему примерно девятый утра. Симон Киринеянин, несущий крест Иисуса, назван отцом Александра и Руфа (ст. 21). Мы уже отмечали, что эту подробность дает только Мк., очевидно потому, что Александр и Руф известны были первым читателям Евангелия. Поскольку Руф был членом Римской Церкви (ср. Рим. Мк.16:13 ), мы могли на основании этого указания приурочить написание Евангелия к Риму. Перед распятием Иисусу дают вино со смирной (ст. 23). Это было наркотическое, болеутоляющее средство. Иисус его не принимает, очевидно, не желая затемнять Своего сознания. Эти подробности отвечают общему характеру Мк. Для историка они имеют ценность. Но ударение на них не лежит. Ударение на другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Теперь обратимся к самому объяснению пророчества. Ст. 1 ( Иер.23,1 ). Под именем пастырей и здесь, как и в 3 гл., некоторые толкователи хотят разуметь лжепророков и священников вместе с царями, или вообще всех представителей и руководителей теократического царства, неверных Богу и нечестивых. Но что под именем пастырей большей частью, даже исключительно почти, разумеются цари, это мы видели при объяснения подобного пророчества 3-й гл. Что касается, в частности, до настоящего пророчества: то связь его с предшествующей главой, в которой речь идет о царях, ясно показывает, что и здесь, под именем пастырей, разумеются те же самые цари. И ниже, в замену худых пастырей обещается Царь – великий потомок Давида, который будет действовать благоразумно и производить суд и правду; наконец, ниже – о пророках идет особая речь, при чем упоминается, хотя мимоходом, и о жрецах, в каком смысле говорится здесь о пастырях, что они погубляют и рассеивают овец стада Господня, т. е. Еврейского царства, это можно видеть из предшествующей главы ( Иер.22:3,13 ) и из слов самого рассматриваемого пророчества ( Иер.23,2 ). Эти места показывают, что под погублением овец разумеются насильственные поступки царей, угнетение ими народа и вообще неправедные отношение царской власти к народу (ср. Иез.34,3–4 ); а под рассеянием ими овец стада разумеется то, что своим поведением, своим нечестием, споспешествованием народной безнравственности и нечестию, вообще худым руководительством народа они довели его до того, что он стал, как овцы, не имеющие пастырей и блуждающие нравственно и имеющие быть выгнанными из своей земли и рассеянными в чужих народах. Иез.34,5–8 . Ст. 3 ( Иер.23,3 ). Параллельные места: Иер.29:14, 31:8,10 ; Иез.11,17 сл. Особенно Иез.34,12–13 . – Не справедливо, из слепой привязанности к букве, силятся доказать, что эти пророческие изречения вообще и в частности изречения Иеремии относится только к освобождению Евреев из плена Вавилонского или ко временам Маккавеев. Образ здесь, очевидно, шире этих предметов, черты его не укладываются в проишествия этих времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

В ответ на приветствие Елисаветы Богоматерь рекла: «вели–чит душа Моя Господа» (1, 46–сл). Эта дивная песнь Богоматери, которою никогда не перестает Ее возвеличивать св. Церковь, содержит в себе, как известно, не только приятие пророчества Елисаветы и прямое его к Себе применение (ст. 46–49), но и мессианский гимн, свидетельство о пришедшем спасении во Израиле и явлении силы Божией и Царствия Божия (ст. 50–55). Ветхозаветная Церковь устами Пречистой воздает здесь славу Богу, восприявшему Израиля, отрока Своего, как говорил Он отцам Аврааму и семени его (1,55). Подобное же свидетельство встретим мы и в песни Захарии. После рассказа об этой небесным светом озаренной встрече двух матерей евангелист повествует о рождестве Предтечи. Чудесное исцеление Захарии от немоты вызвало движение в стране: «и бысть на всех страх живущих окрест их, и во всей стране иудейской поведаеми бяху вси глаголи сии. И положиша вси слышавший в сердце своем глаголющи: что убо отроча сие будет?»(1, 65–66). Вступление Предтечи в мир уже потрясло сердца священным трепетом. Св. Церковь, торжественно празднующая рождество Предтечи (24 июня), так восхваляет его: «Пророков предел, и начало апостолов, земного ангела и небесного человека, глас Слова, воина и Предтечу Христова, от обещания предвзыгравшася, и проповедавша прежде рождества Солнце правды, днесь Елисавета рождает и радуется: и чудится Захария в старости, молчание обложенну отложив, и яко родитель гласа пророчествует явление: ты бо, отроча, пророк Вышнего наречешься, и предидеши пути готовити Ему. Тем же ангеле, пророче, апостоле, воине, предтече, крестителю и проповедниче покаяния и наставниче, яко глас Света Слова, непрестанно мо–лися о нас, верою творящих твою память». Евангелист прибавляет: «рука Господня бе с ним». Это выражение в Ветхом Завете иногда имеет значение гнева Божия (напр., Втор. 2,15; Суд. 2,15; Руфь, 1,13; 1 Цар. 5,6, 7, 13,12,15; 2 Цар. 24,17), но, конечно, это здесь не применимо. Другое же значение — в смысле пророческого осенения Духом Святым: 3 Цар. 18, 46; 4 Цар. 3, 15, и особенно употребительно у пророка Иезекииля (1, 3; 8, 1; 33, 22; 40,1): «и рука Господня была крепко на мне» (3, 14). В применении к Предтече это ветхозаветное выражение означает, конечно, то, что он уже родился пророком, и младенческий возраст тела не соответствовал зрелости его духа, способного уже нести руку Божию (что, разумеется, также нельзя понимать механически, но как духовное соответственное напряжение и человеческого естества).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Пер. с англ. Т.1, 224 сл. и Aron R. Les annees obscures de Jesus. Paris, 1960. 42 Флавий И. Иудейская война, III, 3,2; о зелотах см.: Флавий И. Арх. XIV, 9,2; XVIII, 1, 1; Иуд.война, I,10,5; II,8,1. 43 Лк 2,41-52 . Поясняя слова “преуспевал в премудрости и возрасте”, св.Иустин говорит, что Иисус “рос, как растут все люди, отдавая должное каждому возрасту” (св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88). 44 Мк 6,6 . 45 Уже одно то, что перед смертью Иисус поручил Свою Мать ученику ( Ин. 19:25-27 ), свидетельствует, что Он был Ее единственным сыном (см.: Hillarii, In Matt., IX, 92). Остается неясным, кто были Иаков, Иосия, Симон и Иуда, названные в Евангелии “братьями” Иисуса ( Мк. 6:3 ), — сыновьями ли сестры Девы Марии ( Ин. 19:25 ) или детьми Иосифа от первого брака, как утверждают апокрифы (например, Книга Иосифа Плотника, II). Быть может, и те и другие назывались “Его братьями”. В греческом и еврейском языках слово “брат” может означать разную степень родства. 46 Эти слова сохранились в апокрифических “Деяниях Петра” (гл. X). По мнение видного современного специалиста по Новому Завету И.Иеремиаса, они скорее всего подлинны. 47 Mauriac F. La vie de Jesus. Paris, 1962, p.33. 48 Штраус Д. Жизнь Иисуса. Т. I, с.195. О Штраусе см. в приложении “Миф или действительность?” 49 Ис 40,3 . 50 См.: Кумранский устав, VIII, 12–14. 51 Книга Тайн, 8–11. 52 Мф 3,4 ; Мк. 1:6 ; св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88; св.Епифаний. Панарион, 30. См. также славянскую версию “Иудейской войны” Иосифа Флавия, II,2. Назореями, или назиритами, назывались в древности лица, которые посвящали себя Богу и давали обет воздерживаться от вина и не стричь волос. (См. Числ. 6:1-21 ; Суд 13 .) С названием г. Назарета (евр. Ноцерат) слово “назорей” (назирит) не имеет ничего общего. 53 Флавий И. Иудейская война, II, 8. О связи Иоанна с ессеями см.: еп. Михаил (Чуб). Иоанн Креститель и община Кумрана. – ЖМП, 1958, N 8; Daniйlou J. Jean-Baptiste, mйmoin de l’Agneau. Paris, 1964, p.42. 54 Мишна, Песахим, VIII,8.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/3

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010