Глава II Лжепророки и лжеучители (1–3). Неотвратимость кары Божией на них – на основании прежних примеров наказания Божия (4–9). Подробная характеристика лжеучителей (10–15). Грех Валаама (15–16). Нечестие лжеучителей и ожидающая их гибель (17–22). 2Пет.2:1 .  Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. Имея в виду изобразить, для предостережения читателей, нравственный облик лжеучителей, частью уже появившихся ко времени написанного послания, частью же имевших с особою силою выступить впоследствии, Апостол ставит этих лжеучителей в параллель с ветхозаветными ложными пророками, Ψευδοπροφται, имя которых он усвояет и лжеучителям христианских времен. «Под лжеучителями Апостол разумеет единомышленников Николая и Керинфа, а именем пророчества, общепридаваемого и пророкам, и лжеучителям, предостерегает верующих, чтобы не внимали лжепророкам» (блаж. Феофил.). Признаками древних лжепророков были: самозванное принятие ими на себя пророческого служения, хотя они и настаивали на своем Божественном призвании ( Иер 23:21, 27:12 ); возвещение предсказаний по видам корысти и человекоугодничества ( 3Цар 22:10–13, 19–23 ), лживость предвещаний, ничтожество чудес ( Иез.13:3 и сл. и др.), главная же черта: проповедь не во Имя Тайного Истинного Бога и чистого служения Ему, а во имя богов иных ( Втор.13:1–5, 18:20 и др). Подобно этому, и лжеучители апостольского и послеапостольского времени, по словам Апостола, «введут пагубные ереси, и отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель». 2Пет.2:2 .  И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. 2Пет.2:3 .  И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. Свое пагубное учение лжеучители имеют распространять в народе, руководясь побуждениями корыстолюбия, и будут иметь успех, грозящий гибелью и им, и обольщенным их последователям. «Чтобы показать, что они совершенно чужды божественного учения, говорит, что они употребляют льстивые слова» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

прот. Иоанн Козлов Антихрист § 1. Кто именуется антихристом а) 1 посл. Иоанна 2, 22 (зач. 71) ( 1Ин.2:22 ): «Кто есть лживый, точию отметайяся, яко Иисус несть Христос; сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына». б) Киприан Карфагенский ч. I, п. 62, стр. 311–312 (a по 2 изд. 361). «Блаженный апостол Иоанн... всех отступивших от церкви и действующих против церкви, называл антихристами». в) Кириллова кн. л. 22 и об.: «Святии апостолы тогда, онех отступников и сводителей людей Божиих с собою антихристами нарицали, такоже и ныне всех еретиков и сводителей, антихристами, оному последнему служащимя разумей, иже от единыя святыя кафолическия соборныя апост. церкве греческия отступили». г) Иероним ч. 13, стр. 287, на прор. Наума гл. II. ст. 11–12 ( Наум2:11–12 ): «Петр говорил: супостат ваш диавол, аки лев рыкая ходит иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ), и львенок, то есть антихрист и все противныя учения, слово, враждебное Богу? Слышасте, говорит Иоанн, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози ( 1Ин.2:18 ), потому что столько есть антихристов, сколько есть ложных учений». д) Толковый Апостол, зач. 71, л. 196 и об.: «Дети последняя година есть, и яко же слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози Быша и от сего разумеваем, яко последний час есть. Толков.: Научив убо на дела благая волею Божиею и укрепив, учит и от времени, яко при дверех уже мира сего конец и се есть знамение, еже злоба умножитися. Приидет бо рече при кончине миру антихрист. Но сей уже явился есть в мире. предъидоша бо егο ереси его еже суть ему любовны и дружебны. Подобно убо и обои хулят на Христа еретицы и сын погибели». е) Златоуст сл. 95, л. 272 (a по Виленск. 295 об.): «Судяй бо чужия грехи, Христу противник есть, и антихрист наречется, яко суд Христов восхищает». § 2. Еретики или антихристы отличаются от последнего антихриста, который придет в конце мира а) Августин ч. 6, стр. 225–226: «Никто не сомневается, что апостол говорил это об антихристе ( 2Сол.2:1–12 ), и говорил, что день суда (ибо это его он называет днем Господним) не наступит прежде чем придет тот, кого он называет беглецом ( у Августина читаем : «яко аще не приидет беглец прежде» ч.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Глава 24 1–6. Опустошение земли и наказание ее обитателей за их нечестие. 7–13. Исчезновение с земли всякой радости. 14–18а. Праведные – спасены, виновные – наказаны. 18–20. Потрясение земли. 21–23. Наказание царей земных и воцарение Всевышнего Ис.24:1–6 . Пророк видит, как Господь опустошает землю и совершает Свой правый суд над всеми людьми без различия, потому что люди, населяющие землю, преступили вложенные в их сердца божественные повеления и осквернили себя всякими грехами. Ис.24:1 . Вот, Го­с­по­дь опустошает землю и делает ее бес­плодною; изменяет вид ее и рас­севает живущих на ней. Так как пророку будущее земли было открыто в видении, то ясно, что пророчество его не могло иметь строгой последовательности в изображении разных моментов будущего суда над землей, а равно также из него не видно, когда начнется этот суд, как и кем он будет произведен. Ясно только, что пророчество это имеет в виду последние времена мира и начинает собою ряд пророчеств об этих временах, которые (пророчества) заканчиваются 27 главой. «Делает ее бесплодною» – правильнее, опустошает, разоряет. «Вид», т. е. все существующие на ней города, укрепления и проч. Ис.24:2 . И что будет с народом, то и со священ­ником; что со слугою, то и с го­с­по­дином его; что со служанкою, то и с го­с­по­жею ее; что с по­купа­ю­щим, то и с про­да­ю­щим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с да­ю­щим в рост. Несмотря на различие в общественном положении, все люди будут подвергнуты наказанию от Бога. Ис.24:3 . Земля опустошена вконец и совершен­но раз­граблена, ибо Го­с­по­дь изрек слово сие. Ис.24:4 . Сетует, уныла земля; по­никла, уныла вселен­ная; по­никли воз­вышав­шиеся над народом земли. «Изрек слово сие» – т. е. так решил, повелел. «Возвышавшиеся над народом земли» – возможно правильнее, по Condamin " у, – небо вместе с землею погибнет! Ис.24:5 . И земля осквернена под живущими на ней, ибо они пре­ступили законы, изме­нили устав, нарушили вечный завет. «Преступили законы», т. е. данные всему человечеству предания ( Быт.9 и сл.) и голос своей совести ( Рим.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 16 1–9. Суд Божий над народом иудейским. 10–13. Разъяснение причины гнева Божия. 24–21. Будущее спасение и предшествующее наказание народа. Иер.16:1–9 . В знак печальной судьбы иудейского народа Иеремия не должен заводить себе семьи. Он должен разорвать и дружеские связи, какие у него были в народе, потому что Иегова отнимает у народа Свою дружбу. Иер.16:2 .  не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем. Семейная жизнь могла бы принести утешение пророку, ненавидимому в обществе израильском, но он, по определению Божию, должен отказаться и от этого утешения. Иер.16:6 .  И умрут великие и малые на земле сей; и не будут по­гребены, и не будут оплаки­вать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. «Великие и малые» – т. е. знатные и простолюдины. – «Стричься» – точнее, с евр.: делать нарезы на теле (ср. Иер.41:5, 47:5 ) и потом остригать наголо голову ( Иер 47.5 ; Ис 22.12 ). То и другое было воспрещено законом Моисеевым ( Лев. 19.27 и сл.; Лев. 21.5 ), но тем не менее практиковалось у евреев. – Пророку запрещается принимать участие в сетовании той или другой семьи по случаю смерти какого-либо члена этой семьи. Это будет символом того, что скоро не будут оплакивать умерших и даже погребать их за невозможностью это сделать: придется иудеям, оставшимся в живых, думать только о себе. Иер.16:7 .  И не будут пре­ломлять для них хлеб в печали, в утеше­ние об умершем; и не подадут им чаши утеше­ния, чтобы пить по отце их и матери их. В осиротевшую семью, после похорон отца семейства, друзья присылали хлеб и вино, для подкрепления сил хоронивших умершего и в это время, конечно, не вкушавших пищи ( Притч 31.6 ). Иер.16:10 .  Когда ты пере­скажешь народу сему все эти слова, и они скажут тебе: «за что изрек на нас Го­с­по­дь все это великое бедствие, и какая наша неправда, и какой наш грех , которым согрешили мы пред Го­с­по­дом Богом нашим?» – Иер.16:11 .  тогда скажи им: за то, что отцы ваши оставили Меня, говорит Го­с­по­дь, и по­шли вослед иных богов, и служили им, и по­кло­нялись им, а Меня оставили, и закона Моего не хранили.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРАИМ [евр.  ,   греч. Εφραμ], г. в сев. части Иудеи, куда Иисус Христос удалился вместе с учениками после воскрешения Лазаря, опасаясь мести первосвященников и фарисеев (Ин 11. 45-54). Обычно считается, что то же место упоминается в ВЗ в рассказе об убийстве Авессаломом своего единоутробного брата Амнона, происшедшем близ Ефрема (в МТ -  ), рядом с Ваал-Гацором на территории колена Ефрема (2 Цар 13. 23 сл.) (см., напр.: Reed W. L. Ephraim//IDB. Vol. 2. P. 121; Thompson. P. 556). Однако ряд исследователей различали их (см., напр.: Ewing W. Ephraim//ISBE. 1939. Vol. 2. P. 963), основываясь на свидетельстве Евсевия Кесарийского (IV в.), к-рый помещал упомянутый в Евангелии от Иоанна Е. в 20 рим. милях (ок. 30 км) к северу от Иерусалима ( Euseb. Onomast. 90), при этом приводя сведения о др. местах со схожим названием (Ibid. 28). Также Е. отождествляли с г. Офрой (  ), упомянутым в списках территории колена Вениамина (Нав 18. 23; ср. Суд 6. 11 и 1 Цар 13.17) ( Robinson. 1856. 444-447) и с Ефроном (    ), расположенным рядом с Вефилем (2 Пар 13. 19). Возможно, в эпоху Маккавеев Е. назывался Аферема (Αφαρεμα - 1 Макк 11. 34; ср.: Ios. Flav. Antiq. XIII 4. 9). Иосиф Флавий упоминает то же самое место как захваченное вместе с Вефилем имп. Веспасианом во время похода на Иерусалим ( Idem. De bell. IV 9. 9). Большинство ученых отождествляют Е. с совр. сел. Эт-Тайиба, расположенным в 6 км к северо-востоку от Вефиля и в 24 км от Иерусалима, на высоком холме, откуда хорошо просматриваются долина Иерихона и Мёртвое м. Схожесть названия Ефраим с араб.   (демон), вероятно, привело к замене его в качестве эвфемизма словом   (благо), от к-рого происходит название этого топонима. Тем не менее У. Ф. Олбрайт соотносил Е. с Айн-Самия - в 5 км к северо-востоку от Эт-Тайибы, вблизи Иорданской долины. По мнению Олбрайта, по климатическим условиям это место (ок. 427 м над уровнем моря), хорошо орошаемое водой, с многочисленными пещерами, больше подходило для длительного скрытого убежища, в к-ром нуждался Спаситель с учениками (Ин 11. 54). Лит.: Robinson E. Biblical Researches in Palestine and in the Adjacent Regions. Boston, 1856. Vol. 1; Albright W. F. Ophrah and Ephraim//AASOR. 1922. Vol. 4. P. 124-133; Thompson H. O. Ephraim//ABD. Vol. 2. P. 555-556. А. Е. Петров Рубрики: Ключевые слова: ДЕСЯТИГРАДИЕ встречающееся в Евангелиях и принятое в эллинистическо-рим. эпоху название группы городов, лежавших (кроме Скифополя) к востоку от р. Иордан и Галилейского м. КИННЕРЕТ название самого большого укрепленного города в уделе колена Неффалима на берегу Галилейского м. (Тивериадского оз.) АВРОН 1. Один из станов евреев во время путешествия их по пустыне из Египта в землю обетованную; 2. Река в Месопотамии (Иудифь 2. 24), точное местоположение к-рой неизвестно

http://pravenc.ru/text/182071.html

Приложение IX. Указатель мест из Свящ. Писания Ветхого и Нового Завета, приводимых в письмах блаж. Феодорита ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . Быm. II , 7: 145 . III, 17–18: 41. III, 19: 14. VI, 2: 146. XII , 3: 211. XVIII, 20–21: 119. XXIÏ 223. XXII, 18: 151. XXX, 39. 40: 156. XXXI, 38: 78. XXXI, 39: 75. 78. 156. XXXI, 40: 78. 156. Исх. II, 15: 3. IV, 22: 146. XVII, 12: 128. XVIII, 24: 77. XIX, 21: 122. XXII, 28: 146. XXIII, 1: 82. 86. LXXXVI. 145. XXIII, 2: 102. XXXIII, 20: 146. 3 Цар. XI , 13: 252. XIX, 1–4: 8. XX, 42: 135. XXI, 1 сл.: 9. 125. 247. 4 Цар. V, 1 сл.: 135. Есо. V, l: 86. 245. 248. Uob. I, 21: 15. 136. 223 . XII, 10: 228. XII, 11. 12: 249. XL, 3: 12. Ncaл. I, 2: 146. 151 . II, 1–2. 6–8: 146. IV, 7: 156. IV, 9: 246. IX, 5: 166. IX, 7. 8: 133. IX. 9: 166. XIII, 3: 170. XV, 10: 145. 148. XVI, 17. 18: 133. XVIII, 5: 116. 119. XXI, V: 170. XXII, l: 229. XXII, 11: 151. XXIV, 2: 241. XXXI, 9: 173. 252. XXXVI, 5. 6: 108. XXXVI, 9: 241. XXXIX, 2: 241. XXXIX, 3: 77. 137. 252. Псал. CXLV. 4: 149. 180. CXLV, 9: 14. CXLVI, 2: 151. Притч. X, 12: 219. XIII, 8: 184. XXII, 24: 186. XXII, 28: 288. XXVII, l: 29. Екклез. III, 8: 257. Песнь Песн. II, 3: 146. Прем. Сол. IV, IÏ 136. VI, 8: 249. VII, 6: 14. 18. 1. c. Сырах. II, 5: 78. IV, 31: 102. Иса. I, 2: 146. I, 9: 117. 181. 229. II , 15: 252. III, 3: 1. III, 12: 219. V, 20: 246. VII, 14: 246. VIII, 10: 267. IX, 6: 151. XI, Ï 151. XI, 2. 3: 151. XI, 6: 186. XI, 10: 151. XIX, Ï 151. XXVII, 12–18: 151. XXIX, 24: 171. 242. Иезек. III, 17: 78. 122. III, 18: 78. 122. 168. XXXIII, 11: 78. XXXIV, 3: 78. 183. XXXIV, 4: 77. 78.183. XXXIV, 17: 78. Даниил. IIÏ 287. III, 18: 245. III, 50: 252. V, 4. 23: 146. VI, 16 сл: 252. XIX, 33–39: 145. Uouл. II, 17: 151 . Uoh. II , 9: 123 . Лeb. XIX, 8 сл.: 83. XIX, 18: 219. Числ. XXV, 7 сл.: 116. Второз. I, 16: 145. V, 32: 161. XVIII, 15: 146. XXXII, 43: 146. I. Нав. I, 5: 129. 148. 229. Суд. XV, 16: 16. 1 Цар. 1, 15: 223. XIV, 6–20: 252. XVII, 26: 180. XVII, 38–39: 16. XXX, 24. 25: 240. 2 Цар. I, 20: 151. VII, 12: 145.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Этот псалом составлен пророком Давидом, когда он каялся в великом грехе — в том, что убил благочестивого Урию Хеттеянина, чтобы завладеть его женой Вирсавией (2 Цар. 11?12). Псалом выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании и указывает всем людям спасительный путь покаяния Псалом 50, покаянный Пом и луй мя, Б о же, по вел и цей м и лости Тво е й, и по мн о жеству щедр о т1 Тво и х оч и сти беззак о ние мо е . Наип а че2 ом ы й мя от беззак о ния моег о , и от грех а моег о оч и сти мя, я ко3 беззак о ние мо е аз зн а ю, и грех мой предо мн о ю есть в ы ну4. Теб е Ед и ному согреш и х и лук а вое пред Тоб о ю сотвор и х; я ко да оправд и шися во словес е х Тво и х, и побед и ши внегд а суд и ти Ти5. С е бо6, в беззак о ниих зач а т есмь, и во грес е х род и мя м а ти мо я . С е бо, и стину возлюб и л ес и ; безв е стная и т а йная прем у дрости Твое я яв и л ми ес и 7. Окроп и ши мя исс о пом8, и оч и щуся; ом ы еши мя, и п а че сн е га убел ю ся. Сл у ху моем у д а си9 р а дость и вес е лие; возр а дуются к о сти смир е нныя10. Отврат и лиц е Тво е от грех мо и х и вся беззак о ния мо я оч и сти. С е рдце ч и сто соз и жди11 во мне, Б о же, и дух прав обнов и во утр о бе12 мо е й. Не отв е ржи мен е от лиц а Твоег о и Д у ха Твоег о Свят а го не отым и от мен е . Возд а ждь ми р а дость спас е ния Твоег о и Д у хом Влад ы чним утверд и мя. Науч у беззак о нныя пут е м Тво и м, и нечест и вии к Теб е обрат я тся. Изб а ви мя от кров е й, Б о же, Б о же спас е ния моег о ; возр а дуется яз ы к мой пр а вде Тво е й. Г о споди, устн е 13 мо и отв е рзеши, и уст а 13 мо я возвест я т хвал у Тво ю . Яко а ще бы14 восхот е л ес и ж е ртвы, дал бых у бо15: всесожж е ния16 не благовол и ши. Ж е ртва Богу дух сокруш е н; с е рдце сокруш е нно и смир е нно Бог не уничиж и т. Ублаж и , Г о споди, благовол е нием Тво и м Си о на17, и да соз и ждутся ст е ны Иерусал и мския. Тогд а благовол и ши ж е ртву пр а вды, вознош е ние и всесожег а емая; тогд а возлож а т на олт а рь Твой тельц ы .

http://pravmir.ru/obyasnenie-pyatidesyat...

Сл. 38, 11, 24–25; SC 358, 126=1.527. 1261 Сл. 39, 20, 12–15; SC 358, 196=1.544. 1262 1 Кор. 13:12. 1263 Сл. 7, 17, 13–21; SC 405, 222=1.170. О созерцании света как цели существования души говорит Плотин в Энн.5,3,17. 1264 PG 37, 749=2.196. 1265 PG 37, 1511–1512=2.271. 1266 PG 37, 939=2.229. 1267 Ср. Суд. 13:22. 1268 Ср. Лк. 5:8. 1269 Мф. 8:8. 1270 Ср. Кол. 3:5. 1271 Ср. Фил. 3:21. 1272 Лк. 19:9. 1273 Сл. 20, 4, 8–25; SC 270, 62–64=1.299–300. В последней фразе можно услышать намек на возможность для христианина использовать материальное богатство и светскую ученость в добрых целях. 1274 О молитве 16, 1. 1275 Ср. Quasten. Patrology II,67. 1276 Ср. Meyendorff. Palamas and Spirituality, 23. Иисусова молитва получит распространение в египетском монашестве после V века. 1277 Текст см. в PG 36, 700–733. См. также Gerhards. Gregoriosanaphora. 1278 О Григории не сохранилось сведений как о реформаторе литургической практики или авторе литургических текстов. 1279 PG 37, 1349=2.80. 1280 PG 37, 1281–1282=2.112. 1281 PG 37, 1417=2.105. 1282 PG 37, 1407–1408=2.105–106. 1283 PG 37, 1408=2.111. 1284 PG 37, 1553=2.260. 1285 См. " молитва утренняя " " , " молитва вечерняя " " и " " молитва на следующее утро " " в PG 37, 1284–1286=2.106. 1286 См. PG 37, 1279–1280=2.107, и др. 1287 См. PG 37, 518–522=2.107–108. 1288 PG 37, 1325–1327=2.97. 1289 У Григория можно также встретить молитвенные обращения к умершим святым, родственникам и друзьям. Имеется упоминание и о молитве Деве Марии (см. Сл. 24, 11, 1–3; SC 284, 60=1.351), показывающее, что ко времени Григория Богослова молитва Пресвятой Богородице вошла в практику Восточной Церкви. 1290 Ориген считал, что Сын " " ниже " " Отца (см. Против Цельса 8, 15) и что Святой Дух ниже Сына (см. О началах, введение, 4). 1291 PG 37, 1016–1017=2.66. 1292 Против ересей 4, 20, 7. 1293 Ин. 1:18. 1294 Ириней Лионский. Против ересей 4, 6, 6. 1295 Ср. Феофил Антиохийский. К Автолику 1.2. 1296 Ср. Григорий Нисский. Толкование Блаженств 6 (ed. Callahan, 141). 1297

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

До сих пор бывшая совершенно неизвестной часть храма Иерусалимского – γνευτριον. Равным образом, очень интересны приводимые в отрывке, по-видимому, также раньше неизвестные подробности еврейского обряда очищения тех времен. 155 «Eine beredte und niederschmetternde Antwort-eine wortgewaltige hinreissende Rede», Resch, с 354. 157 См. в изданиях «Patrum Apostolicorum Opera», с. 46 и «Les Pères Apostoliques (Hemmer-Oger)», I. с. 32 сл. – Здесь нет, конечно, в собственном смысле, «изречения» Спасителя, но именно характерное резюме Его учения, притом с непосредственной ссылкой Ап. Варнавы на Самого Учителя. 158 В большой обличительной речи против книжников и фарисеев в 23-й главе Евангелия от Матфея Сам Господь прямо называет эту триаду, как «важнейшее в законе» (ст. 23). Κρσις, λεος κα πστις Чтобы вполне уяснить себе истинное значение этой формулы (в которой «суд», поставленный на первом месте, может несколько смутить нас по сравнению с Мф. 7:1 «Не судите»), надо помнить, – как это раскрывается текстом Ап. Варнавы, – что «суд», κρσις, означает, собственно, «рассуждение» (discernement), расследование по справедливости, следовательно, и «справедливость», «правду», затем милость или сострадание, ελεος есть милующая любовь, а вера есть не что иное, как надежда на жизнь вечную. В частности, это последнее раскрытие понятия веры, как «надежды жизни» (или по более новой формуле «вера и надежда воскресения»), точно совпадает с учением свв. Апостолов Петра и Павла ( 1Петр. 1:3–7 , Тит. 1:2, 3:7 ) и вместе с тем служит основанием уже для прямого перехода к знаменитой формуле Ап. Павла ( 1Кор 13:13 ) Эта последняя и выражена в том же послании Варнавы во вводных, приведенных выше, словах к его триаде. К ней же, наконец, сводится весь смысл 1-й главы 1-го Послания Ап. Петра – См. ст. 3 и сл., 7 и сл и особ 21–22. 160 Действительно, начало и конец «суда», о котором говорит ев Матфей, есть, по Ап Варнаве, «правда», и по ев. Иоанну (5:30). «Суд Мой праведен есть», Апостол же Павел, именно, эту «правду». (δικαιοσνη) вместе с «верою» противополагает древнему, данному Евреям «закону» См. Рим. 3:19 сл, особ. 21 и 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/agrafa-...

У Пророка Иеремии Иисус Христос называется также потомком Царя Давида и наследником престола Его; Царство Его представляется в таких же чертах, какими описывается оно у Исаии: ( Иер.23:5–6 .) «Се дние грядут, глаголет Господь, и возставлю Давиду восток (отрасль, – потомка) праведный (сл. Ис.4:2 ; Зах.3:8 ), и царствовати будет Царь, и премудр будет, и сотворит суд и правду на земли ( сл. ниж. 33:14). Во днех Его спасется Иуда, и Израиль пребудет в надежди (безопасен, Ис.11:9 ), и сие имя Ему, имже нарекут Его, Господь праведен наш (Иегова наша правда или оправдание)». Слич. Иер.30:9, 33:15–18 . У Пророка Иезекииля царственное достоинство Христа Спасителя раскрывается под образом единственного Пастыря и Князя: «И возставлю им Пастыря единаго, и упасет я, раба Моего Давида: Той упасет я (и Той упокоит я), и будет им Пастырь. Аз же Господь буду им в Бога, и раб Мой Давид Князь среде их» ( Иез.34:23–24 ). В видении Пророка Даниила царство Мессии изображается царством несокрушимым, но сокрушающим другие царства, царством вечным: «Во днех царей тех возставит Бог небесный царство, еже во веки не разсыплется, и царство Его людем инем не останется, истнит и развеет вся царства, тое же станет во веки» ( Дан.2:44 . слч. 7:13–14). Пророк Михей обетованного Спасителя называет Старейшиною и Князем Израиля: «И ты Вифлееме доме Ефрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили, исходи же Его из начала от дней века» ( Мих.5:2 ). Пророк Захария приписывает Мессии вместе звание Первосвященника и Царя ( Зах.6:12–13 ): «Сице глаголет Господь Вседержитель: се муж, Восток (Отрасль, Потомок) имя Ему, и под Ним возсияет, и созиждет храм Господень: и Той приимет добродетель (славу), и сядет, и возобладает на престоле Своем (сл. Пс. 109 .), и будет Иерей на престоле Своем» (сл. Зах.3:8–9 ). Тот же Пророк называет Его Царём – Спасителем, – кротким и мощным против врагов, Царём мирного и всемирного царства: «Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна. И потребит колесницы от Ефрема, и кони от Иерусалима, и потребит лук бранный, и ( с подлинника ) возглаголет мир языком, и обладает от моря до моря» ( Зах.9:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010