Херс. Еп. Вед., 6, 30 – 62. – Воспоминание... (два случая во время бомбард. Одессы) Д. В. 1862, 4, 569 – 578; – Воспоминание... Протоиер. Флоринский. Душ. Чт. 1872, II, 6, 200 – 205. – Воспоминание об иерархе, привлекавшем простым и живым словом.... (1848 – 1857 г.). Л. Моск. 1873, 16, 152 – 154. – Из воспоминаний о Преосв. Иннокентии, Арх. Херсонском. – Ал-др Завадовский. Тавр. Нп. В. 1880, 2, 168 – 225 (прпч. Прав. Обозр. 1880. I, 1, 148 – 199, также в Харьк. Еп. В. 1883, 15, 241 – 243.). – Воспоминание о пребывании в Устюге Иннокентия Херсонского в 1841 г. Волог. Еп. Вед. 1884, 13. – Воспоминание архиерейского певчего об Иннокентии, бывшем Еп. Вологодском. Волог. Еп. Вед. 1885, 16, 346 – 350. – Воспоминание о преосвященном Иннокентии Еп. Вологодском. М. Попов. Истор. Вест. 1894, 5 – 6. – Дорожная заметка от Вологды до Устюга; поездка по епархии с Иннокентием – Савваитов. Москвит. 1842 г. кн. XI, 310 – 336; 1842, кн. VIII. – Мои воспоминания об Иннокентии Архиепископе Херсонском и Таврическом. – Палимпсестов. СПБ. 1888 г. Палимпсестов – К моим воспоминаниям об Иннокентии Архиепископе Херсонском и Таврическом. СПБ. 1888 г. Еп. Гермоген. – Таврическая епархия. стр. 158 – 159. Мурзакевич. – Воспоминания об Иннокентии. Рус. Стар. 1889 г. – Опровержение клеветы. Ответ на статью Мурзакевича об Иннокентии в Рус. Старине. Странн. 1889 г. Муравьев. – Филарет и Иннокентий. Рус. Стар. 49 т. стр. 593 – 596. – О музее при Иннокентии в Вологде. Прав. Обозр. 1872 г. 2, 262. – Преосвящ. Иеремия Еп. Нижегородский и его воспоминания о преосв. Иннокентии Херсонском . Свящ. Виноградов. Н.-Новгород 1886 г. Стрельбицкий. – О библиотеке Иннокентия, перешедшей в Одесскую Духовную Семинарию. Труды К. Д. Акад. 1889 г. 8. Логиновский. – О последней поездке в Крым и последних днях жизни Иннокентия, Архиепископа Херсонского. Херс. Еп. Вед. 1862 г. 2, 81 – 108. О кончине Иннокентия, Арх. Херсонского. Хр. Чт. 1857 г. II, 89 – 98. Преосвященный Иннокентий Арх. Херсонский как проповедник. Добротворский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

10 «Я после общежительных порядков тупо привыкаю к лаврским обычаям, но только мне здесь та выгода, что я успел официальным образом исходатайствовать желаемое мною – я подавал прошение о оставлении священства, на которое вышла резолюция, что в уважение представленных мною резонов могу совсем оставить священнослужение. И так я теперь уже по праву освобожден от всех действ иерейских, даже не надеваю и епитрахили, и не благословляю трапезы, и сообщаюсь у врат. Слава Богу! Теперь я в сем отношении успокоился… Здоровье мое все плохо. Рука весьма болит, особенно к погодам. Да еще от непомерного крику, по здешнему обыкновению, завелась грыжная болезнь» (ОР РГБ. Ф. 213. К. 58. Ед. 1. Л. 1–2 об.). Примечательно, что оставление священнослужения, упоминающееся во втором письме АТ, произошло после оставления в 1833 году череды священнослужения иеромонахом Иларионом (Ремезовым), который совершал только молебны при чудотворной иконе Божией Матери (Троепольский. 1863: 15). 13 в частях → в XV частях, часть → часть четвертая (Муз-9561. Л. 2), в частях → в XV частях, часть → часть пятая (Муз-10948. Л. II). 14 «Двойственность и нерегулярность статей произошла от того, что оные собирались в разные времена и вставлялись по соответственности одной – другой» (Муз-10948. Л. II об.). 16 Составление первого рассказа в ноябре 1859 г. подтверждает и карандашная запись на полях автобиографического «Откровенного послания»: «В ноябре писание Странн. и приглаш. в М. нескол. раз нрзб.» (Муз-10947. Л. 78). 17 Схимонах Павел был пострижеником старца Паисия (Величковского) , вернулся в Россию в начале царствования Александра I (т. е. вскоре после 1801 г.) и поступил в московский Симонов монастырь. За 9 лет до смерти впал в расслабление, скончался 3 февраля 1825 года в возрасте 96 лет, погребен по указанию митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) под алтарем Сергиевской церкви, в нижнем этаже (Пассек. 1843: 108–109). 18 «В 1822 году, мельком увидевши книгу, называемую Филокалия, или Добротолюбие, получил краткое объяснение о содержании ее от некоего старца Р. (Павла? – А. П.). Когда он говорил, что Филокалия содержит наставления об Иисусовой молитве, тогда Предопределенный спрашивал: “Какая же Иисусова молитва, Отче наш ?” “Нет, – отвечал он, – а Господи Иисусе Христе, помилуй мя!” Сие заняло Предопределенного и он, стяжавши Добротолюбие и молдавские предисловия, сделался Искателем. Читая оные, распалился ревностию ко внутренней молитве, которая представлялась приятнейшею всего в жизни» (Муз-9265. Л. 467 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

2 . На востоке в одном месте стали рыть землю для основания монастыря и нашли в земле двадцать тел, черных как уголь, но нимало не тронутых тлением. Святитель, иноки и народ, желая узнать, чьи это тела, стали со слезами молиться Богу, и по их молитве один из этих несчастных возстал и сказал, что тут был некогда монастырь, что он и девятнадцать его товарищей, несмотря ни на какие убеждения и угрозы настоятеля, жили нечестиво, и вслед за тем просил, чтобы двадцать иноков обещались пред Богом в течение двадцати лет, проведенных усопшими в иночестве, молиться за них Богу с приношением безкровной жертвы. Когда же святитель с иноками изъявил на то свое согласие, – усопший оградил себя крестным знамением и опять уснул сном смерти,– и сразу же тело его и тела его товарищей превратились в прах, так что святитель тогда же велел ссыпать по обычаю все кости их в общую усыпальницу («Письма Святогорца», ч. 2, стр. 185–186. – Подобное было в 1832 и 1834 годах; см. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и св. земле инока Парфения, 1855 г., ч. 3, стр. 140–142), сн. кн. «Утешение в смерти близких сердцу», еп. Гермогена стр. 74). 3 . Один из схимников Афонских разсказывал, что причиною поступления его в монашество было такое обстоятельство: «Однажды, – говорит он, – заболел я так тяжко, что пришел в совершенное изнеможение. В таком состоянии, вижу я, подходят ко мне два Ангела и говорят: «Следуй за нами». Я будто бы встал и пошел. Мне они показали все мучения грешных и, указывая на одно мучение, сказали: «Вот и ты здесь будешь мучиться, если не раскаешься»... При этом один Ангел вынул из пламени грешника, черного как уголь, и всего в оковах. Оковы эти они сняли с него, вымыли и, одев в светлую одежду, отвели в рай. – За что ему такая милость? – спросил я Ангелов. – Эта грешная душа, – ответили ангелы, – была отлучена от Бога за грехи и вечно страдала бы в пламени; но родственники этого грешника, в живых находящиеся, много служили литургий и панихид по нем, много раздали милостыни; вот ради их-то ходатайства Бог умилостивился над этою душою и повелел освободить ее из ада» («Странн.» 1882 г. май). (Прот. Г. Д-ко). 21. Замечательное сновидение, напоминающее о бытии загробного мира

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О римско-католическом богослужении в сравнении с православным (Душ. Чт. 1867, июль). Отношение римской церкви к греческим церквам со времени разделения церквей до падения Константинополя (Душ. Чт. 1868. ноябрь, декабрь). О чтении библии военно-учебных заведениях (Педагог. Вестн. 1867). Из поступивших на службу по министерству народного просвещения известны еще следующие воспитанники м. д. Академии: Флоренсов Яков Серг., кандидат IV курса, инспектор тверской гимназии. Александрович Никол. Григор, магистр XIV курса, директор третьей киевской гимназии. Солнцев Гавр. Степ., кандидат того же курса, директор златопольский (в киевском учебн. окр.) прогимназии. Хаьковский Григ. Илар., кандидат XV курса, учитель гродненской гимназии по классу латинского языка. Снитко Конст. Иван, магистр XVI курса. Был директором виленских народных училищ. Шимкович Сем. Кипр., кандидат того же курса, инспектор витебских народных училищ. Пономарев Дан. Степ., магистр XVII курса, директор седлецкой (в царстве Польск.) гимназии. Бакрадзе Дмитр. Захар., кандидат того же курса. Член кавказского цензурного комитета, автор сочинения: Кавказ в древних памятниках Христианства. Тифл. 1875. Малютин Ив. Дмитр, магистр XIX курса, инспектор брестской прогимназии. Малевинский Анемпод. Ион., магистр XX курса, директор народных училищ екатеринославской губернии. Квиетинский Гавр. Степ., магистр того же курса, инспектор первой московской прогимназии ( 1874). Смирнов Ив. Козм., кандидат XXI курса, директор томской гимназии. Ржаницын Руф. Павлин., кандидат того же курса, инспектор влоцлавского реального училища. Соболев Гавр. Ив., кандидат того же курса, учитель тифлисской гимназии. Петровский Викт. Александр., кандидат XXII курса, директор костромских народных училищ. Громачевский Александр Лук., магистр XXIII курса, инспектор оренбургской гимназии. Сочинения его: Преосвященный Антоний, митрополит новгородский (Странн. 1861, авг.); о религиозно-нравственном воспитании применительно к современным потребностям. Спб. 1869.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

173 Петр (Троицкий), магистр VII курса киевск. дух. академии; в 1853 г. инспек. той же акад.; в 1856 г. рект. киевск. дух. сем.; в 1858 г. наст. посольской церкви в Константинополе, а потом в Афинах; 29 мая, 1869 г., еписк. аккерманский, викарий кишиневской епархии; † 10 октяб., 1873 года. 175 Борэ, иезуит, папский викарий в Константинополе, автор сочинения: «Вопрос о святых местах»., напеч. в Константинополе в 1851 г., в коем доказывается, что греки со времени патриарха Фотия, как схизматики, потеряли право на св. места. На это бывш. констант. патр. Константий отвечал Борэ: «не потому ли, что греки не хотят признавать папу главою епископов всего мира? Друг! Фанатизм ввел тебя в заблуждение. Как! Едва в памяти людей исчезли времена суеверия, и ты снова их хочешь вызвать? Не прельщайся; они не возвратятся». См. Лет. церк. соб. 1880 г., стр. 819. 184 Кирилл 7 й, из митрополитов аммассийских, избран на патриарший престол 20 сент. 1855 г., а 4 июля 1860 г., отказался от престола. 185 Константий 1-й, из архиеп. синайских, избран на патриарший престол 6 июля, 1830 г., 14 августа. 1834 г., оклеветанный в приверженности к России, низложен; † 5 янв., 1859 г. Свед. о нем в журн. Странн. за 1860 год. 188 Разумеется секр. посольства Евг. Петр. Новиков, впослед. посол. в Константинополе и Вене. В 1859 г. он издал в Москве сочинение, в двух томах, под заглавием: «Гусс и Лютер. Критические исследования». 192 См. выше, Письмо митрополита Филарета к обер-прокурору Святейшего Синода графу А. П. Толстому, с мнением по поводу предприятия низложить вселенского патриарха, и об удалении геронтов из константинопольского синода. 193 С собственноручного чернового подлинника, хранящ. в архиве Св. Синода. Опись 95. Т. I; докум. 3. 196 3 апреля, 1860 г., в день Светлого Воскресенья, когда епископ макариупольский Иларион совершал торжественное богослужение, собравшиеся во множестве в церковь болгары с шумом и криком потребовали от Илариона, чтобы он не воспоминал имени патриарха константинопольского на литургии, и Иларион уступил, начав поминать «всякое епископство православных». Русск. Вестн., 1882 г., май, стр. 413.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Теперь 1723 год. «Издан странн. Указ о дряхл., малолетн. etc.» Заметим снова это «странный» и прочитаем сплошь место из 1718 года, когда в Москву привезена первая жена Петра Евдокия Лопухина, а идет розыск по делу сына, выкраденного из-под Неаполя тайной русской службой и провезенного через Европу в Россию мимо всех выставленных застав. Следственные дела спутались одно с другим. Царица уличена в ношении мирского платья и угрозах именем своего сына, в связи с Глебовым. 15 марта казнены еп. Досифей, генерал-майор Глебов, в которого влюбилась вдова при живом муже, Кикин казначей и Вяземский. Баклановский, камер-паж Кикина, и несколько монахинь высечены кнутом, царевна Мария заключена в Шлиссельбург, царица высечена и отвезена в Н.Ладогу. Приведем полностью два пушкинских абзаца. «Петр хвастался своей жестокостию: Когда огонь найдет солому, говорил он поздравлявшим его, то он ее пожирает, но как дойдет до камня, то сам собою угасает’. 31 генваря П строго подтвердил свои прежние указы о нерубке лесов. 1 февраля запретил чеканить мелкие серебряные деньги. 6 февраля подновил указ о монстрах, указав приносить рождающихся уродов к комендантам городов, назнача плату за человеческие — по 10 р., за скотский, по 5, за птичий, по 3 (за мертвые); за живых же: за челов. — по 100, за звер. — по 15, за птич. — по 7 руб. И проч.  Смотри указ. Сам он был странный монарх!» Сам монстр. Искал уродов и гляделся в них как в зеркало. 5. Петр раздваивается. «Достойна удивления: разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые  нередко жестоки, своенравны и кажется писаны кнутом. Первые были для вечности или по крайней мере для будущего — вторые вырвались у  нетерпеливого самовластного помещика. ПВ. (Это внести в историю Петра обдумав.)» «Обдумав» здесь относится не столько к тому, как провести расколотого Петра через цензуру, сколько к трудности примирения с ним. Мы начинаем понимать, почему Петр пушкинских поэм должен быть какой он есть, сияющий герой, и почему именно этот Петр настоящий. На месте бахчисарайского фонтана, о котором Пушкину рассказывали подхваченную им легенду, в реальности он увидел развалины и заржавую трубку. Отношение поэмы о фонтане к заржавой трубке такое же, как отношение героя Полтавы и медного всадника к человеку, родившемуся на московском троне в 1672 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

964 Преподобный Иов, оставив родительский дом в самых молодых летах, вступил в Угорницкий монастырь, в Галиции; отсюда перешел в Дубненский Крестовоздвиженский на Волыни, где был игуменом, и наконец в Почаевский. Житие его описано его учеником иеромонахом Досифеем. Изд. в Почаеве 1791 г. Хойнацк. Преп. Иов, игумен почаевский. 1871 г. Н. Петрова, Преп. Иов Железо, в Странн. 1882 г. кн. 9–11. 965 Вестн. Западн. России 1867 г., ч. II, отд. 2, стр. 148. В записях Почаевского монастыря значится, что Николай Потоцкий пожертвовал в 1761 г. 200000 злотых, в 1766 г. 100000 злотых, в 1782–84 гг. 92000 злотых. Он похоронен под соборной церковью, которую построил. Православные, по передаче им Почаевского монастыря в 30-х годах нынешнего столетия, заложили ход в склеп к его гробу (Дело арх. Св. Синода, 1831 г., 973 Присяжная грамота его в А. З. Р., т. IV, Отзыв Древинского у Бант.-Камен. в Истор. изв. об унии, стр. 72. 974 О прежней жизни его известно следующее. Из послушников Киево-печерской лавры он перешел в услужение к александрийскому патриарху Мелетию и находился при нем до самой кончины его. Приняв от преемника его посвящение в пресвитеры, он удалился потом в Святую гору. По возвращении в Южную Россию, Исаак, по приглашению кн. Острожского, был строителем Дерманского монастыря. (Материалы для истории Западно-русской церкви, С. Голубева. Труды Киев. Акад. 1878 г. Июль, стр. 228. Собр соч. Максимовича, т. 1, стр. 387). После того опять удалился на Св. гору. В писанном им в 1614 г. с Афона, от лица молдовлахского митрополита Мардария, послании к Львовскому братству, он называет себя уже бывшим проигуменом дерманским. (А. З. Р. IV, В грамоте Феофана 1620 года, о признании Луцкого братства ставропигиальным, он именуется чернчицким игуменом, протосинкеллом александрийским. Памят. Киев. Ком., т. I, IV. 975 Бант.-Камен. Изв. об унии, стр. 97. О смерти Почаповского от яда, будто бы поднесенного ему православным епископом Пузиной, униатские писатели рассказывают басню, сплетенную клеветой (Haras. Annales Eccl. Ruth. p. 317).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Читая эти строки Бабуры, я вполне порадовался за него и увидел в них решительный конец нашего спора 1271 . Но к моему удивлению в Странн. 1903 г. янв. Бабура вторично выступает против меня... Если спор принципиально окончен, то о чём же ещё толковать?.. А для Бабуры осталась ещё возможность бросить в меня несколько комков грязи. Делает он это при посредстве самых недобросовестных подтасовок. Это обстоятельство вынуждает меня энергично изобличить своего литературного противника и через то отнять у него охоту к подобным приёмам. Бабура выставляет меня бессердечным хулителем и строгим судьёй духовного образования и церкви, а себя видит в роли хулимого и гонимого. Впадая в тон плача Иеремии, он так заканчивает свою статью: „Мы не отказываемся от добрых советов и всё уместное принимаем с благодарностью. А незаслуженных обид довольно наслушались и из чужого лагеря... Хотите в чём помочь беде, снизойдите до положения дела, войдите в положение пастыря и взвесьте всё беспристрастно. Побольше сердечности, участливости, любви; а безосновательные укоризны – в одно ухо войдут, а в другое выйдут, хотя, впрочем, оставят осадок горечи в сердце. Мы держимся правила: „хулими – утешаемся; гоними – терпим“. Бабура хочет подействовать на чувство читателя. Известное дело, симпатия публики всегда на стороне гонимых... Но позвольте и хулителю защитить себя. При этом обращаюсь не к чувству читателей, а к разуму и логике. —180— Прежде всего отметим, как наш критик противоречив сам себе. По вопросу о семинариях он пишет: на стр. 59: на стр. 60: „Получающие образование в средней духовной школе являются не только правоспособными удовлетворять насущным потребностям своего служения и звания (в том случае, если они становятся пастырями), но и могущими по значительной широте получаемого ими богословского развития с полным правом входить в суть дела Христова, которому они обучаются служить. Ведь школа не фабрика, а человек не фабричное изделие, которое может быть сфабриковано по известному образцу и уже в совершенно готовой форме. Духовная школа может дать будущему пастырю запас готовых, нужных ему сведений, она может указать ему ряд его обязанностей, выяснить высоту и значение его пастырской деятельности, но она никогда не может сделать из него хорошего пастыря церкви; это дело самого пастыря и свыше сил и задачи школы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О римско-католической церкви. Самара. 1865. Беседы к причастникам святых Христовых тайн. Самара. 1865. Заметки на статью: «Письма священника к своему собрату» (Странн. 1869. Март). Православное нравственное богословие. Самара. 1873. Световидов Иппол. Иван., магистр того же курса. Был протоиереем ярмарочного собора, а в настоящее время кафедральный протоиерей в Нижнем Новгороде. Метаниев Александр Серг., кандидат того же курса. Кафедральный протоиерей в Варшаве и смотритель тамошних духовных училищ. Троицкий Павел Никит., Магистр XIV курса (1844). Был профессором подольской Семинарии, ключарем подольского собора и законоучителем гимназии. Ныне кафедральный протоиерей в Симферополе. Нечаев Вас. Петр., магистр XVI курса (1848). По окончании курса назначен профессором тульской Семинарии по классам – логики, психологии, патристики и латинского языка. В 1849 г. переведен в вифанскую Семинарию на кафедру церковкой истории. В 1852 перемещен в московскую Семинарию на класс св. Писания и греческого языка. В 1853 рукоположен во священника. В 1855 получил место настоятеля Николаевской церкви, в Толмачах, и в 1874 г. возведет, в сан протоиерея. С 1860 г. состоит редактором журнала: «Душеполезное чтение». Из сочинений его, печатавшихся в этом журнале, вышли отдельным изданием: Краткие богослужебные изречения. Сборник для назидательного чтения. Обозрение употребительнейших церковных молитв. Толкование на литургию. Публичные чтения о вечерне. Толкование на паремии из книг Моисеевых. Христианские уроки. Первухин Григор. Петр., магистр того же курса. Был профессором тверской Семинарии. Ныне кафедральный протоиерей тверского собора. Германов Мих. Антон., магистр того же курса. Назначен профессором воронежской Семинарии. В конце 50-хгодов был кафедральным протоиереем в Томске. Иванов Александр Никанор., магистр того же курса. Был профессором Семинарии в Туле, редактором тульских епархиальных ведомостей и потом законоучителем тамошней гимназии. С 1878 года кафедральный протоиерей в Туле. Кроме других его сочинений, в тульских епархиальных ведомостях (1868) напечатаны его уроки педогогики.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

238) Общие заключения о Сирии и Палестине, в отношении их к чуме, Журн. Мин. Внутр. Дел, 1848, стр. 167. См. там же, ч. XX, 145, 325, 508; ч. XXII, стр. 426; ч. XXIII, 532. 239) О проказе в Сирии и Палестине, соч. Георгия Саруфи, материалы для изучения проказы. Диссертация на степень доктора медицины. С фотографич. снимками трех прокаженных в Иерусалиме. Спб. 1869, 8 , 84 и 1 нен. стр. Компилятивные статьи о Палестине см. еще в разных словарях, напр. в Словаре Березина, Спб. 1876, вып. X, в Библейском Словаре А. Верховского, Спб. 1871–1876, и друг.; не называем словарей старых. Отдел VI. Иерусалим. Его история, святыни, обычаи Приведем сначала имена, под коими известен был Иерусалим. Думают, это был Салим Мелхиседека ( Быт. 14:18 ). Геродот называет его Кодитис, слово сходное с еврейским кадош – святой; у евусеев он назывался Иевус; Давид дал ему имя Иерушалаим, или Иерушелем – наследие мира, но чаще называл его Сионом, по горе укрепленной. Император римский Адриан переименовал было его – Элиа-Капитолина. Давидово название Иерусалим возникло потом опять, изменяясь в разных языках более или менее: у греков Ιεροσλυμα, у латинян Hierosolyma, у французов – Jérusalem, у немцев Jerusalem и Soliman, у англичан Solyma и Jerusalem, у итальянцев – Gerusalemme; у русских – Салим и Иерусалим; у арабов – Эль-Кодс – святой; у турок Мобарек – благословенный. 240) Библейский Иерусалим, Иллюстр. 1860, т. V, и 113, с рисунком. 241) Древний Иерусалим, Воскр. Чтение, 1869, т. I, стр. 386. 242) Древний Иерусалим, с рисунком, Всемирная Иллюстрация, 1872, т. VII, стр. 303–304. Подвалы дворца Соломона. 243) Пророчества относительно разрушения Иерусалима и исполнение их, см. в книге А. Кейта «Доказательства истины христианской веры», пер. О. Эльснер. Спб. 1870, стр. 48–68 и 254–260 (рец. в Странн. 1872, т. I, стр. 1–19). 244) Евангельское слово о судьбе Иерусалима, Воскр. Чтен. XI, 43; обозр. в Журн. Мин. Нар. Просв. 1847, ч. LV, отд. 6, стр. 190. 245) Пророчество Господа Иисуса Христа о разрушении Иерусалима, Воскр. Чт. XVIII, 494.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010