Огненным испытанием на прочность является для милостынеподателя вера во всесовершенный, благой и любвеобильный Промысл Отца Небесного. Вот почему и сказал Господь: блаженнее давать, нежели принимать ( Деян. 20, 35 ). Но цена этого блаженства очень высока. Многие строки дневника открывают нам суть этой духовной борьбы. Приведем лишь одно высказывание на эту тему самого отца Иоанна: «Не радости и утешений жди от Господа за дела милости к ближним, а огненных бичей и крепкой борьбы от дьявола, ненавидящего всякое добро, и не малодушествуй, а терпи мужественно нападения злобы от дьявола, или скупости, зависти невольной, уныния, нечистоты и прочего, и отнюдь не ропщи на Бога и не обвиняй Господа в своем искушении. Да помни, что искушения огненные для тебя необходимы». Ныне много говорят о праве человека на личную тайну, что нельзя касаться того, что человек писал в личном дневнике. Говоря так, люди забывают, что на Страшном Суде не будет личных тайн, сокровенных чувств и мыслей. Таким чтителям личной тайны ответим словами самого святого праведного отца Иоанна, которые он написал, имея в виду дневник: «Не истреблять этой книги и по смерти моей: может быть, кто-нибудь найдется подобный мне по мыслям и по чувству и покажет свое глубокое сочувствие написанному в этой книге, если не всему, чего я и не смею надеяться (потому что могут найтись здесь, при строгой критике, и ошибки), то по крайней мере некоторым местам ее. Всё хорошее и справедливое в этой книге почитаю не своим, а Божиим, так как мы не способны ... помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога ( 2Кор. 3, 5 ). Мои только ошибки и недостатки». Публикацией дневников исполняется завещание отца Иоанна, тем более непреложное, что завещателем в данном случае является один из великих святых Русской Православной Церкви последнего времени. Игумен Дамаскин (Орловский) ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ Десятая тетрадь дневников отца Иоанна Кронштадтского хронологически охватывает период с января 1866 года до начала февраля 1867 года. Однако часть записей в это время была сделана отцом Иоанном в отдельных тетрадях. Таким образом, том 10 настоящего издания начинается записями, датированными январем 1866 года (прерываются 23 января), и вновь дневниковые записи возобновляются 6 апреля 1866 года и заканчиваются 6 февраля 1867 года. Том 11 настоящего издания содержит записи, сделанные с конца января по 5 апреля 1866 года; записи 12 тома начинаются с 5 февраля 1867 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

17 дек. 1857 г. Д. был направлен в Архангельскую ДС преподавателем физики и математики. С 10 янв. по 12 февр. 1858 г. временно преподавал древнеевр. и греч. языки. 12 февр. того же года назначен на должность инспектора семинарии с переводом на преподавание нравственного, пастырского, обличительного и собеседовательного богословия и учения о рус. старообрядчестве. С 1 апр. по 3 июня 1858 г., а затем с 16 мая по 18 июля 1861 г. временно исполнял должность ректора и по должности преподавал догматическое богословие. С 24 сент. 1864 по 26 февр. 1866 г. преподавал каноническое право, а с 1 мая по 18 нояб. 1866 г.- педагогику. С 21 марта 1863 по 18 марта 1864 г. был членом комитета по преобразованию ДС. С 1858 г. являлся цензором проповедей городского духовенства. С целью подготовки учителей для народных уч-щ Архангельской епархии учредил практические занятия для семинаристов в приюте св. Петра, к-рые в 1863-1869 гг. проходили под его наблюдением. С 15 янв. 1864 по 1 июля 1870 г. наблюдатель за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях Архангельска и сел. Соломбала. В 1866-1870 гг. цензор проповедей наставников Архангельских ДС и ДУ. 12 авг. 1866 г. стал ректором Архангельской ДС, профессором богословских наук и настоятелем архангельского во имя арх. Михаила мон-ря . В период ректорства с 18 нояб. 1866 г. преподавал педагогику, с 1 сент. 1869 г. переведен в класс богословия, с 5 апр. 1871 по 15 июля 1875 г. преподавал догматическое богословие, а с 19 янв. 1878 г. одновременно читал курсы догматического и нравственного богословия и истории рус. раскола. Записки Д. по основному и сравнительному богословию, по истории раскола долгое время служили учебниками для ДС. Впервые ввел в семинарии преподавание местных языков - карельского и зырянского. За время инспекторства и ректорства Д. из ДС за плохую успеваемость или поведение не был уволен ни один семинарист. По его инициативе 21 окт. 1863 г. было открыто Архангельское жен. епархиальное уч-ще, с 15 апр. 1865 по 1 июля 1870 г. являлся старшим членом совета этого уч-ща. В 1865 г. содействовал открытию Ломоносовской приходской школы в Архангельске, приуроченному к 100-летию со дня смерти М. В. Ломоносова .

http://pravenc.ru/text/178919.html

Точных статистических данных о болгарском униатстве мы не имеем ни за настоящее, ни за прошедшее время. Из городов Турецкой империи, по уверению болгарских газет, униатские общины находятся только в Константинополе и Адрианополе (см. Время года 1-го, 1866 до августа, 26 нач.), из коих первая состоит человек из десяти-пятнадцати (Union chretienne 1866 г. 19, стр. 150, прим. 2; община имеет, как мы замечали выше, свою особую церковь ), а вторая человек из десяти, и образовалась не из местных жителей, а из разного пришлого сброда, желавшего приютиться от тех или других невзгод под кровом здешних латинских миссионеров (болгарск. Время года 2-го, 1866-го с половины августа, и, л. 2 об. нач.; в Адрианополе также была у униатов своя церковь еще до посвящения Рафаила, Дня 1862 г. 17, стр. 14 fin.). Что касается до сел я деревень болгарских, то есть некоторое, кажется – довольно значительное, число униатов в епархии адрианопольской, именно в большом селе Тернове (находящемся верстах во 100 на северо-восток от Адрианополя) и в малых селах соседних (в Тернове в 1866 г. было 96 униатских домов, и Рафаил устроил для них свою церковь; другое село – Мегалово, неизвестно как большое, было все почти униатское; в остальных селах было униатов по нескольку отдельных домов); причиной здешней унии, ведущей начало от 1861 года, были поборы, притеснения, нерадение и эллинская мания адрианопольского митрополита, фанариота Кирилла (одно село, названное выше, Мегалово, отпало в унию, потому что митрополит, несмотря на все мольбы жителей, не хотел просить у правительства позволения построить церковь; другое село – потому, что митрополит слишком дорого просил за поставление священника болгарина, а униаты посвятили его в Константинополе даром, см. болгарские газеты: Съветник 1864 г., 37, л. 2, Время 1-го года, 1866 по август, 60, л. 1 об., col. 4). Потом есть несколько униатов (или по крайней мере было в 1862 году) в Деревнях епархии димотикской, в округе города Узюн-Кёпри (недалеко на юго-восток от Димотики, смот.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ладожин Владимир,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1858–1866 гг.). Отец: Иван Егоров († до 1866 г.), диакон; Москва, Ивановский сорок, Петропавловская в Лефортове церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 270; Оп. 3. Д. 20. л. 9 об., 10). Лапенский Иван,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Иоанн Григорьев, († до 1867 г.), священник; Москва, Ивановский сорок, Спасо-чигасская за Яузою церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 8 об., 9). Лебеданцев Михаил,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Ефрем Патапьев, заштатный дьячок; Московская губерния, Бронницкий уезд, погост Дорки, Дмитриевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 5 об., 6). Лебедев Александр,родился около 1839 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Павел Иоаннов, диакон; Московская губерния, Коломенский уезд, село Спасское, Карходиново тож, Спасо-Преображенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 3 об.). Лебедев Александр,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Василий Исааков (Иоаннов?), диакон; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Рогачево, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 8). Лебедев Александр,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Алексей Иоаннов († до 1864 г.), священник; Москва, Придворный Верхоспасский собор (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 13). Лебедев Алексей,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Михаил Григорьев († до 1866 г.), дьячок; Москва, Спасская, что при Московской глазной больнице, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 238; Оп. 3. Д. 20. Л. 5 об., 6). Лебедев Алексей,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Петр Мефодиев, бывой священник, ныне исключенный из духовного звания, Московская губерния, Серпуховский уезд, село Шматово, Успенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 3 об., 4).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

1877 г. 2333 Степан (Etienne de Djunkovskoy), кандидат СПб. Университета, в католичестве «апостолический наместник арктических стран (premier et ancien préfet apostolique des régions arctiques)». 2334 На французском языке в 1866 г. в СПб. под заглавием: «Lettre pastorale d " adieu Apologia pro vita mea». В Москве в 1867 г. напечатан его русский перевод под заглавием: «Пастырское прощальное послание» и пр. 2337 Историческое описание Московского Знаменского монастыря, что на Старом Государевом Городище. З.А. Сергий. Москва. 1866. 2341 В Городке учрежден был в 1858 г. Ораториум в доме помещика Ульяновского (см. Пам. кн. витеб. губ. на 1866 г., стр. 184). 2356 Это было в октябре. Когда пронеслась грустная весть, что преосв. Савва будто бы опасно болен, по распоряжению о. ректора, в трапезной церкви академия приносила публичное моление об исцелении его от болезни. 2357 Так, 30-го октября, во время совершения брака в Витебской Заручевско-Воскресенской церкви, уволенный из Семинарии ученик А. Высоцкий, вошедши в приалтарную ризничную комнату, начал было закуривать папироску, но был остановлен церковным старостою. По донесении об этом свящ. Пигулевским, Высоцкий подвергнут был мною церковной епитимии. 2367 Архиеп. Антония (Павлинского), Владимирского с 17 июня 1866 г., преемника еп. Феофана, увол. на покой. 2368 Архим. Алексия Новоселова, не раз выше упоминаемого; 17 января 1867 г. он и назначен был еп. Томским. 2376 Ростиславов, Дм. Ив. † 18 фев. 1877 г., см. о нем т. I Хроники, стр. 169 и выше, стр. 129–130. Указываемая книга вышла в Лейпциге в 1866 г., в двух томах. 2377 Начала выходить с 1 января 1867 года; запрещена в октябре 1868 г. после 9 предостережений и 3 приостановок. 2379 Ивана Сергеевича, см. о нем т. II Хроники по указателю. Жена его Анна Феодоровна, урожд. Тютчева, † 2 августа 1889 г. 2389 Пясковским, ныне епископ Рязанский в 1867 г. он был назначена настоятелем Витебского Маркова монастыря. 2390 Полиевкт был уволен из ректоров Вологодской семинарии в 1867 г., при епископе Вологодском не раз выше упомянутом, Павле (Доброхотове).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К осени 1866 г. дворец, с газовым освещением, водопроводами, изящною парадною лестницею, подъемною (водою) машиною, телеграфом, множеством картин в комнатах и на лестницах, на потолках, с превосходным убранством является готовым для наследника цесаревича с его супругою Мариею Феодоровною, урожденною принцессою датскою Мариею-Дагмарою. В день свадьбы, 27-го октября 1866 г., благословенная чета переселяется во дворец на постоянное жительство, в зимнее время. Этот дворец остается местом пребывания августейшего семейства Государя наследника цесаревича до восшествия его на прародительский престол 1-го марта 1881 г. Ныне благополучно царствующий Государь Император изъявляет свою волю иметь жительство в том же своем любимом дворце, – а не в зимнем, – и в будущем времени. По этому обстоятельству, в последние годы, отделываются комнаты для дежурных генерал-адъютантов, фрейлин и т. д.; упраздняется Толмазов переулок; дома, в нем находящиеся покупаются для служащих при Высочайшем дворе; строится, для них же, новый дом, в конце увеличенного сада, огражденного каменною стеною. Так впервые со времени существования дворца (130 лет), в нем жительствует, зимою, Государь Император с августейшим семейством – Собственник этого древнейшего украшения столицы. Но обратимся к ближайшей своей цели – к описанию дворцовой церкви 1866 г. Существовавшая с 1817 г., церковь , вместе с дворцом, к 1866 г. перестраивается, отделывается с полным изяществом; святыни прежнего храма – замечательные вещи переходят в новую церковь и пополняются многими другими святынями и имуществом; вещи устарелые, прежний иконостас, бюсты ангелов сдаются на хранение в Таврический дворец. (В 1871 г. старый иконостас, по Высочайшему повелению, передан в Тверской дворец). Вот те святыни и вещи, которые поступили из прежней в новоустроенную в 1866 г. церковь: 1) Двадцать одна частица мощей св. угодников Божиих и, кроме того, три части от вещей, принадлежавших другим трем святым. – Все 24 частицы расположены рядами, на доске, и прикреплены к ней чрез наложение серебряного вызолоченного оклада; доска эта вставлена в деревянную раму.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Страхов Алексей,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Сергей Феодоров († до 1869 г.), священник; Московская губерния, Серпухов, Владычний девичий монастырь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 5 об., 6). Страхов Димитрий,родился около 1845 г.; принят из Вифанской духовной семинарии; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Николай Феодоров († до 1866 г.), диакон; Московская губерния, Верейский уезд, село Литвиново, Успенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 12 об., 13; Оп. 1. Д. 1492. Л. 292). Страхов Иван,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Сергей Феодоров священник; Московская губерния, Серпухов, Владычний девичий монастырь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 12). Страхов Иван,родился около 1848 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Василий Страхов († до 1867 г.), священник; Москва, Китайский сорок, Максимовская на Варварке церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 2 об., 3). Страхов Николай,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1858–1866 гг.). Отец: Сергий Феодоров, священник; Московская губерния, Серпухов, Владычний девичий монастырь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 6 об., 7; Оп. 1. Д. 1492. Л. 245). Страхов Семен,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Илья Феодоров († до 1866 г.), пономарь; Московская губерния, Подольский уезд, село Остафьево, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 7 об., 8, 8 об., 9; Оп. 1. Д. 1492. Л. 256). Стрельцов Рафаил,родился около 1841 г.; Московская духовная семинария (1854–1862 гг.). Отец: Алексей Никифоров, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Марфино, Знаменская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 4 об.). Терновский Владимир,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Тимофей Алексеев († до 1864 г.), священник; Московская губерния, Московский уезд, село Бушково, Сергиевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 12).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

В области научно-литературной Филарет не оставил после себя крупных трудов. Кроме «Слов и речей», говоренных в разное время и по разным случаям, «Догматического Богословия» и «Толкования на книгу Пр. Исаии», мы не имеем от него других памятников литературного творчества. И не столько этим свойством освещалась его педагогическая деятельность в Академии, сколько светлой христианской, гуманной настроенностью, необыкновенно любвеобильным отношением к окружающим, придававшим значение и его подвижнической жизни. Эти свойства личности Филарета особенно были ценны в первые годы исторического бытия Академии, во время, когда складывалось общее направление ее жизни: они придавали Академии характер христиански просветительного учреждения, каковой характер она сохранила и в последующую эпоху. Д. Смирнов, 379       В некоторых журналах и книгах, как, напр.: а) в «Последних днях жизни Высок. Филарета», в некрологе («Воскр. Чт.» 1857 г. Киев); б) в заметках Высок. Антония арх. Каз. о Выс. Филар. (1879 г. Казань); в) «Калуж. Еп. Вед.» 1884 г. 6, стр. 140; г) в сочин. арх. Сергия «Высокопр. Антоний (Амфитеатров) , арх. Казанский» (1885 г. Казань); д) в месяцеслове на 1859 г. (СПБ., стр. 333), и др., годом его рождения считается 1778 г. Но это не согласно с другими опре­деленными данными. Такими данными являются для нас, во 1-х, собственноручное духовное завещание Филарета, перепечатанное в «Воскр. Чт»., ч. XXI, стр. 447, и, во-2-х, надпись, которая вырезана, согласно завещанию, на бронзовой доске и прикре­плена к стене над местом могилы усопшего святителя. На этой доске рельефно выделяются следующие слова; «Родился 17 апр. 1779 г.» и пр. 381 См. рассказ самого о. Георгия ibid., и еще прот. Остромысленского, «Воспоминание о Высок. Филарете, митр. Киевск. и Галицк.», «Странн.» 1862 г. т., 1, стр. 9 и 10; ср. Арх. Сергий «Высок. Антоний», 84. 382 Он, кроме Часослова и Псалтири равно как и некоторых других на­чатков наук, преподаваемых в 1-м классе, был знаком и с начатками латинского языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Записки м. Филарета», лист 1, стр. 1. 383 В перемены уроков он принужден был все время скрываться до при­хода в класс наставника. См. интересный рассказ бывшего его товарища, впо­следствии директора Симбирской гимназии, А. И. Гапонова. Этот расск. содержится в рукописи и перепечатан арх. Серг. 1 т., 40 стр. 385 Кроме богословия, он изучал поэзию, риторику, философию, историю, географию и языки латинский, греческий, немецкий и французский. Архив. Моск. Дух. Акад. Дело 37, 1816 г. и дело 39, 1817 г. 386 См. письмо митр. Филар. к своему родственнику Я. К. Амфитеатр. Аскоченский, «Я. К. Амфитеатров. Биограф. очерк». Киев. 1857 г., стр. 3 и 4. 388 Арх. Серг. «Высок. Антоний арх. Казан. и Свияжск.», т. 1, стр. 34, ср. «Киев. Еп. Вед.» 1907 г. 49, стр. 1170. 389 См. подробно об этом рассказ самого о. Георгия. Остромысленский, стр. 11–12. «Странн.» 1862, I. 391 Байбаков, из учеников славяно-греко-латинской академии (см. историю этой академии С. К. Смирнова, стр. 355), ум. в 1801 г. еписк. Архангельским. 399 Брошюра: «Пути промысла Божия в мой жизни», прот. Луки Ефремова. СПБ. 1862 г., 2 изд., стр. 7 и «Домашняя Беседа», 1863 г. Вып. 4, стр. 90–91. Автобиогра­фия Турчанинова. 400 Ibid., что Филарет человек дурной жизни, имеет упрямый характер, выскоч­ка (намек на блестяще сказанную речь м. Платону), скучает в Севске, бредит губернскими городами (намек на желание Филарета перевестись в семинарию в Орел по причине нездорового севск. климата). «Орлов. Еп. Вед.» 1908 г. 5, стр. 127; ср. «Правосл. Собес.» 1879 г. 89. 404 См. расск. об этом самого Филар. «Киев. Еп. Вед.» 1907 г. 49, стр. 173 и «Правосл. Собесед.» 1879 г., стр. 90. 405 Августин (Сахаров) из Александроневской семинарии, автор многих, боль­шей частью остающихся ненапечатанными, сочинений, касающихся, главным обра­зом, церковных законов; ум. в 1841 г.; как архиерей выдавался крайним формализмом. 407       Ibid. ср. 85 стр. (расск. об описи имущества Фил.). Арх. Серг. I т. Высок. Антоний. Стр. 17, ср. Лука Ефремов «Пути промысла Божия в моей жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Казань. 1894 г. 5 Подлинные выражения приводятся по «Истории Государства Российского» Карамзина и по «Истории России» Соловьева. 7 Напр. в летописях под 1151 годом рассказывается, как Изяслав на войне спасся от смерти благодаря своему шлему, на котором был изображен мученик Пантелеймон (Историч. каталог Спб. Артиллерийского музея. ч. I, стр. 177). В Московской оружейной палате хранится шлем, принадлежавший в начале XIII стол. Феодору Всеволодовичу, с надписью: «Великий Архистратиже Господень Михаиле, помози рабу своему Феодору!» В Спб. Артиллерийском музее хранятся воинские знамена царей Иоанна и Петра Алексеевичей, которые по обилию священных изображений на них представляют из себя как бы целые иконостасы в миниатюре. Во время великой отечественной войны 1812 года святая икона Смоленской Божией Матери (Одигитрии) сопутствовала во всех походах вождю русского воинства князю Кутузову. Все ратники отечественного ополчения в эту войну, от генерала до простого рядового, имели на головных уборах своих знак креста, и т. д. Да и можно ли исчислить все случаи и факты, удостоверяюшие, что и внешняя обстановка воинских подвигов на Руси всегда носила более или менее религиозный характер. 8 Замечательно, что несчастное время ига монгольского ознаменовалось на Руси усиленным подъемом религиозного духа. Угнетенный скорбию народ искал утешения в святых, христианских чувствах; видя единственную отраду жизни в Боге, он или смиренно и терпеливо нес свои страдания, или же всецело уходил «на спасенный путь»: уединенные и безлюдные места наполнились отшельниками, так что в то именно время, с половины XIII и по XV стол., основалось в России до 150 монастырей, в том числе и знаменитые впоследствии Троицко-Сергиевский, Соловецкий, Валаамский, Чудов, Кирилло-Белозерский, Ипатиевский и др. 14 В этом признавались, налр., Боннекемифер (протестант). (См. Странн. 1860 г. 8), Овербек («С востока свет»), Гетте, Делингер, Пальмар и мн. др. 16 См., напр.: Патерик Печерский. 1872 г. л. 115. Также: Грам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010