Назаревский Владимир,родился около 1848 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Владимир Григорьев, протоиерей; Москва, Сретенский сорок, Трифоновская в Напрудной слободе церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 1 об., 2). Назоревский Сергей,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1861–1866 гг.). Отец: Владимир Григорьев, протоиерей; Москва, Москва, Трифоновская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 10 об., 11). Нарский Иван,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Борис Иванов († до 1866 г.), пономарь; Московская губерния, Серпухов, Покровская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 221; Оп. 3. Д. 20. Л. 3 об., 4). Нарский Тимофей,родился около 1839 г.; Московская духовная семинария (1854–1862 гг.). Отец: Борис Иванов († до 1861 г.), протоиерей; Московская губерния, Серпухов, Покровская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 3). Наумов Василий,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Павел Петров, дьячок; Москва, Пречистенский сорок, Успенская на Остоженке церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 6 об., 7; Оп. 1. Д. 1492. Л. 240). Невский Александр,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Александр Симеонов († до 1864 г.), священник; Москва, Никитский сорок, Софийская на Миусском кладбище церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 6). Невский Петр,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Андрей Георгиев, священник; Московская губерния, Коломенский уезд, село Горы, Введенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 5 об., 6). Недумов Митрофан,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Георгий Иоаннов († до 1867 г.), священник; Москва, Пречистенский сорок, Ржевская близ Пречистенских ворот церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 2 об., 3). Недумов Николай,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Георгий Иоаннов († до 1866 г.), священник; Москва, Пречистенский сорок, Ржевская у Пречистенских ворот церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 223; Оп. 3. Д. 20. Л. 4 об., 5).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

Викарий Костромской епархии именуется епископом Кинешемским; местопребывание имеет в Ипатьевском кафедральном монастыре; в управление Викарию предоставлен Песоченский-Игрицкий монастырь; сверх настоятельских жалованья и части от братских доходов этого монастыря, предоставлено Викарию Костромскому получать в год по четыреста рублей из неокладных сумм того же монастыря и по восемьсот руб. из неокладных сумм Кривоезерской пустыни; на устройство ризницы и прочих принадлежностей служения для Викария Костромского употреблено до двух тысяч руб. из сумм Кривоезерской пустыни. (11 Мая 1866 г. П. С. 3. 43299. Указ. 28 Мая 1866 г.) Викарий Тверской епархии именуется епископом Старицким; местопребывание имеет в Тверском Отроче второклассном монастыре, который предоставлен в управление Викарию, вместо Тверского Успенского Желтикова монастыря, назначенного по ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 9 Ноября 1866 г. всеподданнейшему докладу Святейшего Синода. На содержание Викарию предоставлено сверх этого получать из сумм Троицкого Калязина первоклассного монастыря и Ниловой пустыни по триста пятьдесят руб. от каждой обители и из сумм Теребинской пустыни по триста руб. в год. Ризницею и прочими принадлежностями архиерейского служения предоставлено Викарию, в случае недостатка каких-либо вещей в монастыре, заимствовать их из ризницы Тверского кафедрального собора. (9 Ноября 1866 г. П. С. 3. 43835. Опред. 26 –28 Октября. 1883 г. 2138.) Нынешний Викарий Подольской епархии именуется епископом Балтским; местопребывание имеет в Каменец-Подольском Свято-Троицком первоклассном монастыре, который поручен управлению Викария, с предоставлением ему пользоваться от этого монастыря настоятельским жалованьем и частью братских доходов, экипажем, прислугой и столом; на усиление средств содержания викария обращено: а) четыреста руб. производившиеся до того благочинному монастырей Подольской епархии, с упразднением должности последнего; б) триста девяносто руб. тридцать четыре коп., составляющие проценты с оставшейся от содержания прежде бывших в Подольской епархии викариев 62 суммы, и, сверх того – в) в распоряжение викарного архиерея, на певчих и на вознаграждение, по его усмотрению, приглашаемых им для служения диаконов Каменец-Подольского кафедрального собора, предоставлено четыреста пятьдесят руб. из процентов принадлежащего Бершадскому заштатному монастырю капитала; архиерейскою ризницею и прочими принадлежностями архиерейского служения предоставлено епархиальному преосвященному снабдить Викария от Подольского архиерейского дома и кафедрального собора. (9 Ноября 1866 г. П. С. 3. 43,835. Указ. 14 Ноября 1866 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Руднев Николай,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Иоанн Григорьев († до 1866 г.), диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Летвиново, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 283; Оп. 3. Д. 20. Л. 11 об., 12). Руднев Петр,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Николай Матвеев († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Богородский уезд, село Загарье, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 286; Оп. 3. Д. 20. Л. 12 об., 13). Румянцев Василий,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Василий Стефанов, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Щитниково, Дмитриевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 5 об.). Румянцев Капитон,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Василий Васильев, пономарь; Москва, Большой Успенский собор, сторож (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 310; Оп. 3. Д. 20. Л. 14 об., 15). Румянцев Константин,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Василий Васильев, пономарь; Москва, Замоскворецкий сорок, Троицкая на Воробьевых горах церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 8 об.). Сарыевский Александр,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Николай Иосифов, священник; Московская губерния, Подольский уезд, село Былово, Михаило-Архангельская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 6 об.; Ф. 229. Оп. 5. Д. 587. Л. 3). Сарыевский Михаил, родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Николай Иосифов, священник; Московская губерния, Бронницкий уезд, село Кишкино, Успенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 7 об., 8; Оп. 1. Д. 1492. Л. 252). Сахаров Александр,родился около 1840 г.; Московская духовная семинария (1854–1862 гг.); Отец: Стефан Климентов, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Карачарово, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. л. 2 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

Коломна. Часовня Александра Невского в память о спасении Александра II при покушении 4 апреля 1866 года. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Коломенским историкам, архитекторам и сотрудникам Благотворительного фонда «Коломенский кремль» 4 ноября 2017 года удалось точно установить, что обнаруженные накануне две линии фундамента – это остатки часовни св. Александра Невского. С первых же минут исследований у специалистов не возникло ни малейшего сомнения, что обнаружено место именно этого памятника истории и культуры. В ноябре 2017 года при проведении работ в рамках благоустройства города на площади Двух революций в Коломне был обнаружен фундамент часовни св. Александра Невского, которая появилась здесь во второй половине XIX века, а исчезла в годы лихолетья века XX. Фундамент вновь обретенной святыни увидел свет в начале века XXI. Это событие поистине уникальное, значимое как с точки зрения как исторической, так и духовной. Некогда эта часовня украшала город, удачно вписавшись в его архитектурный облик и подружившись с суетливым характером главной торговой площади Коломны. Часовню было предложено заложить «стараниями всего земства» в память о событии, произошедшем в Петербурге 4 апреля 1866 года – в память чудесного спасения императора Александра II, прозванного Освободителем, «от руки злодея». В 1866 году произошло одно из покушений на жизнь императора, которое оказалось неудачным. Каменная часовня в Коломне освящена в честь небесного покровителя императора – святого князя Александра Невского. В различных источниках она именуется и как «часовня св. Александра Невского», и как «часовня, сооруженная в память 4 апреля 1866 года». В сентябре 1866 года коломенским уездным земством была сформирована специальная комиссии для постройки часовни. Однако на заседании 30 сентября 1867 года земство констатировало, что первая комиссия, которая должна была заниматься устройством часовни, работала неэффективно: «…усматривая, что часовня эта не выстроена, а средства, собранные прежней комиссией, не достаточны, постановило (земство – Прим.): избрать новую комиссию, которой установить (написано неразборчиво - Прим.) сумму, собранную на этот предмет, с тем, чтобы как этою суммою, так и всеми имеющимися пожертвованиями, денежными и всякого рода материалами она распоряжалась по своему усмотрению, без ограничения и отчета. Принимая во внимание, что не ограниченная в своих действиях комиссия может достигнуть благолепной постройки, - устройство фасада, внутренняя и внешняя отделка – также поручаются смотря по ея средствам и благоусмотрению».

http://sobory.ru/article/?object=39894

2677 Братчик Иван Васильевич Розанов, московский купец 1-й гильдии, торговец мясом. См.: Годичный отчет. 1866. С. 36, паг. 1-я. 2678 Братчики С. П. и Г. П. Потаповы. См.: Там же. Они же и в последующие годы снабжали приют овощами. См., например: «…бр С. и П. Потаповы в течение осени и всей зимы присылали капусты и огурцов». См.: < Гиляров-Платонов Н. П.> . Годичный отчет по Братству Святителя Николая (12 окт. 1868 – 16 окт. 1869 г.). М.: В тип. «Совр. известий», на Москворец. ул., 8, 1869 (ц. р.: 16 окт. 1869 г.). С. 8. Далее ссылки даются сокращенно: Годичный отчет. 1869. 2679 Братчик Петр Петрович Боткин (1831–1907) – московский чаеторговец. Годичный отчет. 1866. С. 29, паг. 1-я. 2681 Настоятелем Новоспасского монастыря в этот период (1852–1877) был архимандрит Агапит (в миру Петр Иванович Введенский; 1799–1877). 2682 Здесь и ниже на ближайших строках слова, заключенные в угловые скобки, даны предположительно, поскольку тут вырваны клочки автографа, попавшие под штемпель. 2688 См. примеч. 9 на с. 854. В предыдущем письме, от 16 февраля 1866 г., Ключарев писал: «Вы спрашиваете, что сделано с Гастевым? – Ничего. Степан Ив Зернов нашел еще охотника принять к себе несколько стипендиатов, – диакона Мартыновской церкви Беляева, близ Андроньевского училища. Этот диакон мой ученик по семинарии и человек умный» (РГИА. Ф. 1574. Оп. 1. Д. 83. Л. 1 об.). 2689 О П. Н. Широкогорове см. примеч. 6 на с. 854. В том же предыдущем письме, от 16 февраля 1866 г., Ключарев сообщал: «Я рад, что ушел бестолковый Нарский. Вчера явился новый инспектор из перворазрядных воспитанников Моск семинарии – Широкогоров. Малый, кажется, неглупый. Но он не обещает оставаться у нас дальше вакации» (РГИА. Ф. 1574. Оп. 1. Д. 83. Л. 3). Ключарев ошибается: Широкогоров – выпускник не МДС, а Вифанской ДС. 2691 Ключарев, очевидно, имел в виду Александра Ключарева (ок. 1842–?), выпускника МДС, как раз в 1866 г. заканчивавшего МДА. Степень их родства не выяснена. В том же письме от 16 февраля 1866 г. он писал: «Мне все хочется взять инспектора из воспитанников Академии, моего ли родственника, о котором я говорил Вам, или другого, – мне все равно, лишь бы Бог послал порядочного человека» (РГИА. Ф. 1574. Оп. 1. Д. 83. Л. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Малеин Димитрий,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Михаил Митрофанов, протодиакон; Московский Благовещенский собор (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 13 об., 14). Малинин Афанасий,родился около 1839 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Николай Васильев, дьячок; Москва, Пречистенский сорок, Спасская на Арбате церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 7 об.). Малинин Михаил,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1866 гг.). Отец: Григорий Михайлов, священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Семеновское, Отрада тож, Князе-Владимирская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 258; Оп. 3. Д. 20. Л. 8 об., 9). Малинин Михаил,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Иоанн Петров († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Серпухов, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 219; Оп. 3. Д. 20. Л. 3 об., 4). Малинин Павел,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Григорий Михайлов, священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Семеновское, Отрада тож, Князе-Владимирская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 224; Оп. 3. Д. 20. Л. 4 об., 5). Малинин Сергей,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Павел Григорьев, дьячок; Московская губерния, Подольский уезд, село Богородское, Ватутинки тож, Тихвинская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 13 об., 14). Малиновский Алексей,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Гордий Степанов († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Воздвиженское, Крестовоздвиженская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 284; Оп. 3. Д. 20. Л. 11 об., 12, 12 об., 13). Мансветов Иван,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Данила Иванов, священник; Москва, Пречистенский сорок, Новодевичий монастырь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 5 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

СПБ. 1762 г. 2 изд., стр. 7. 416 Автор исторической записки о Моск. Д. Ак. по случаю празднования ее пятидесятилетия (Москва, 1864, стр. 12), С. К. Смирнов, утверждая, что арх. Фи­ларет (Амфитеатров) получил степень доктора богословия в Моск. Ак. за кни­гу «Толкование на пр. Исаию», впадает в погрешность. В послужном списке Фи­ларета (Арх. Ак., дела 37, 1816 г. и 39, 1817 г.) прямо говорится, что он получил степень доктора в Петербургской Академии, 13 авг., 1814 г., а инспекто­ром Академии Московской он был назначен 19 августа того же года. Затем, книга «Толкование на пророка Исаию» вышла в свет позднее 1814 г., как это видно из «Истории Моск. Дух. Академии» самого же С. К. Смирнова (стр. 30). Следовательно, присуждение ученой степени Филарету за нее быть не могло. 431 В рескриптах подчеркиваются усердные и отличные труды в новообр. акад.; ср. «Воскр. чт.» XXI г. (1857–58), стр. 412. 432 В грамотах говорится, что «Филарет награждается как за труды в зва­нии ректора и профессора богословских наук, так наипаче за деятельное по­печение о духовном назидании воспитанников Академии». Арх. М. Д. а. Дело 68 – 1818 г. 436 Взгляд на собственную прошедшую жизнь Измайлова, бывшего восп. 2 курса Моск. Ак., Москва 1860 г., стр. 119–120.      Архив М. Д. А.,      дело 1814      г.; дело 43; дело 47, 4; дело 59;      дело 1816      г.; дело 32; дело 34, 1817 г., 33; дело 35, 1818 г.       дело дело 52; дело 56. 438 Ibid. подр. см. Странн., март 1866 г.: Архим, Гермоген – настоятель Спасо-Андроникова монастыря, стр. 135. 440 Измайлов, стр. 135; многие вещи для больницы были приняты от Лавр­ской семинарии; арх. М. Д. А., дело 1814 31; ibid дело 29; ibid дело ibid 21; 1815 г. ibid дело 39. 446 См. его слова и речи, гов. в разн. врем. 1–3 т. Киев, 1857 нов. изд. 1883 г. I т. I бес., стр. 5. Ill т. сл. VIII в нед. 4-ю св. поста, стр. 58. 450 В особенности хорошо Филарет был знаком с творениями св. отцов. О прекрасном таком его знакомстве говорят многочисленные его ссылки на них в его поучениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

376) Гаремы в Иерусалиме и брачные отношения мусульман, ст. Л.А. Франкля, Атеней 1858, ч. IV, стр. 35–42; перепеч. в извлечении в Журн. Общеп. сведений 1858, стр. 374. 377) О холерной эпидемии в Иерусалиме в 1865 г., соч. Георгия Саруфи. Отд. оттиски, 8 , из (?). 378) Статистические сведения о числе жителей в Иерусалиме, Прав. Обозр. 1867, т. XXIII, изв., стр. 143. Отдел VII. История Церкви Иерусалимской (в хронологическом порядке) 379) Церковь Иерусалимская, Христ. Чт. 1825, XIX, 63, 187, 300; XX, 110, 196 43 . 380) Апостольский собор в Иерусалиме. Опыт разбора отрицательных воззрения Баура на апостольскую историю, четыре статьи Н. П. Комарова, Прав. Обозр. 1872, 7, 8 и 9 (О других иерусалимских соборах 536 г., 1136, 1142–1443 и 1672 см. Историю соборов, священ. А. Поморцева, Орел, 1861). 381) Св. первомученик Стефан, Христ. Чтен. 1834, I, 57; Воскр. чт., II год, 382; Христ. Чт. 1862, стр. 731–784. NB. Полный перечень св. мужей Иерусалима и всех мест палестинских – Аримафеи, Вифании, Вифлеема, Еммауса, Иорданской пустыни и вообще Иудеи и Палестины см. в Месяцеслове протоиер. Д. Вершинского , Спб. 1856, стр. 336–372, «Топографический указатель». Мы упомянем здесь только о тех, о коих находятся особые исследования в нашей литературе. 382) Св. апостол Иаков, брат Господень, Велик. Минеи м. Макария, окт. 23, стр. 1533, 1561. При всех дальнейших указаниях на Минеи Макария, см. также Четьи Минеи святителя Димитрия Ростовского , под теми же числами.) 383) Св. ап. Иаков, брат Господень, первый епископ иерусалимский, Христ. Чт. 1838, II, 92; 1840, IV, 143; 1846, III, 78; Дух. Бес. 1859, Странн. 1866, октябрь, отд. 1, стр. 24–55, протоиер. В. Гречулевича. 384) Священномученик Симеон Иерусалимский, Велик. Минеи м. Макария, сент. 18, стр. 1146, 1149; тоже, апреля 27, стр. 811, 815; Воскр. Чт. XI, 50. 385) Св. Фотиния самаряныня и сын ее Иосия, Велик. Минеи м. Макария, марта 20, стр. 1084, 1094; 26 февраля. 386) Наркисс, еп. Иерусалимский (II века – из Евсевия), Воскр. Чт. XVI, 292.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

801) Карта Палестины, с показанием разделения оной на четыре части во дни Иисуса Христа и с означением древних пределов 12 колен израилевых, сост. и гравир. А. Степанов. 1832, 1 р. 50 к. (Ольхин 2370). 802) Карта Палестины, или земли обетованной, и Финикии, с планами Иерусалима, храма Соломонова и Тира – в «Историч. Атласе для древней Истории», Зуева. Спб. 1851. 803) Карта древней Палестины, с означением пути израильтян из Египта и путешестий Иисуса Христа, сост. Зуевым, на 4 листах, Спб. 1852. 3 руб. (Глазунов-Ефремов 804) Стенная учебная карты Палестины, один хромолитографированный пяью красками лист, изд. А. Ильин. 50 к. и 1 р. Спб. 1866. (Глазунов-Ефремов, 1-е Приб. 308.) 805) Стенная карта Палестины, для изучения свящ. истории, составленная по Церковно-библейской истории, м. Филарета и протоиер. М. Богословского , в масштабе 1,400,000 дюйма, на листе большого формата, иллюминированная пятью красками. 50 к. Спб. 1868 (Базунов, 1-е Приб. 806) Карта Палестины, с планом древного Иерусалима, переведенная со 2-го исправленного издания карты Кипперта, 1860 г., издана при Военно-Топографич. Депо, в 1861 г., под руководством генерал-майора Чирикова. Масштаб в 1 / 400000 против натуральной меры. 3 р. С нее взята карта к «Толковому Евангелию», архим. Михаила. М. 1870. 807) Генеральная карта Палестины, изд. Главного Управления Генерального Штаба. 50 к. (Глазунов-Ефремов, 808) Карта Палестины, с планом древнего Иерусалима, 1860, 8 листов, 1:200000 (около 4 1 / 2 верст). 2 р. (Глазунов-Ефремов, 809) Карта Палестины, для изучения свящ. истории Ветхого и Нового Завета, изд. Товарищества Обществен. Польза. Спб. 1870. 50 к. (Странн. 1870, т. 2, стр. 207–220, рец. Е. Дылевского). 810) Карта Палестины, изд. А. Ильина, на 2 хромолитогр. листах. Спб. 1871. ц. 50 к. (Базунов-Межов, 3 и 4 приб., 811) Рельефная карта Палестины, издание А. Ильина, печатана у Кельнера в Веймаре, с русскими подписями. 2 р. 812) Карта окрестностей Иордана и Мертвого моря, при статье Хвольсона о Моавитском памятнике, Христ. Чт., 1870, июль, август.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

198 Замечательно то, что в одной статье журнала того времени автор ратует даже за уважение к старопечатным книгам, старается убедить в необходимости хотя бы только видимого уважения к ним, что представлялось нужным для снискания доверчивости и расположения старообрядцев к собеседованию. Очевидно, полемисты ратуя против раскола, не только не обращались к старопечатным книгам, но даже не уважали и игнорировали их; в этом сказалось прежнее мнение об этих книгах, когда считали их источником раскола, отбирали и сжигали их (Странн. 65 г. Июль, стр. 23). 203 В 1872 г. таких обществ и братств существовало на всю Россию всего только восемь, да несколько миссий; в 1866 и 67 г.г., какое время собственно (пред возвращением в православную Церковь о. Павла) мы имеем в виду, этих учреждений было еще меньше. 205 Из примечательных сочинений исторического характера можно отметить следующие труды: «История раскола» еп. Макария (1855 г.), доселе не потерявшая своего значения; «История о расколах в Церкви Российской», Игнатия, еп. Воронежского (Спб. 1848); затем: „Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках» прот. Андрея Иоаннова (Спб. 1768). Очерчивая общий контур раскола, сочинения эти не могли знакомить с содержанием его внутренней жизни. что конечно было необходимо для более целесообразного направления нашей противораскольничьей полемики. Других же сочинений, посвященных раскрытию этой стороны раскола, до конца шестидесятых годов почти не было, в чем можно убедиться, просматривая указатели литературы по расколу, изданные Сахаровым и Пругавиным. 209 Это можно видеть, как из специального его сочинения: «Краткие известия о существующих в расколе сектах»(ч. III, стр. 1–87), так и из того, что он никогда не затруднялся дать надлежащую историческую справку о расколе или же представить в истинном свете какое-либо историческое из жизни раскола событие. 219 С каким усердием и осторожностью, из-за боязни не оставить чего-либо нерассмотренным, производил о. Павел критику своего безпоповского вероучения, показывает тот факт, что он совершил, напр. поездку в Литву с нарочитой целью испытать, не скажут ли там чего-либо нового, чего о. Павел ещё не знал и что могло бы говорить в пользу безпоповства. Но такого открытия не последовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010