Но эта победа была, очевидно, лишь внешняя, материальная и временная. Дух истинных христиан не мог быть сломлен действием сатаны: «Поклонятся ему – говорит св. Тайнозритель, – все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца» (13:8). Дух зла не мог победить Церкви Христовой, как сказал Господь апостолу Петру: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). 5. Новое видение Агнца Божия (14 гл.) Как бы в одобрение верным христианам и в знак непобедимости Церкви Христовой, св. Иоанну вновь было знамение славы Господа Иисуса Христа. «И взглянул я – говорит св. Тайнозритель, – и вот Агнец стоит на горе Сионе (где совершалась Тайная Вечеря) и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (14:1). И слышна была музыка «играющих на гуслях», и было дивное пение пред престолом Божиим и пред четырьмя животными и старцами. «И никто не мог научиться сей песне – говорит св. Иоанн, – кроме сих сто сорока четырех тысяч, искупленных от земли», как «первенцев Богу и Агнцу» (14:3). Ангелы – возвестители суда Божия (14:6–12) Между тем борьба на земле продолжалась, и явились Ангелы, летящие по небу. Они возвещали суды Божии. Сначала пролетел один Ангел посреди неба. Он имел «вечное Евангелие» – символ неумолкающей проповеди о Царствии Божием. Затем пролетел другой Ангел, который взывал: «Пал, пал, Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего (т. е. заблуждений, безбожия, развращенности и идолослужения) напоил все народы...» (14:7). Здесь необходимо указать, что под именем «Вавилона» многие толкователи Апокалипсиса всегда разумели древний Рим, который в то время был олицетворением греховности. Но «Вавилон» может оказаться также символом всякого другого столичного города, живущего нечестивой жизнью. Наконец, пролетел третий Ангел, предсказавший ужасный конец тем, кто поклоняются зверю и образу его и принимают печать сатаны на главу свой. Они будут мучиться в адском огне. Предсказание жатвы мира (14 гл.) Господь Иисус Христос неоднократно предсказывал конец мира, как жатву, совершаемую Ангелами ( Мф. 13:41 ). И теперь св. Иоанн увидел на небе «подобного Сыну Человеческому; на главе Его золотой венец и в руке Его острый серп. И вышел некий Ангел из храма и воззвал к сидящему на облаке: пусти серп Твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела» (14:14–15).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Тогда Петр, пришедши в себя, понял, что на самом деле освобожден от рук Ирода. Ночью он разыскал дом Марии, матери Иоанна, называемого Марком, и постучал у дверей. В доме в это время были собраны и молились многие христиане. Услышав стук, вышла служанка Рода. Она узнала голос Петра, но от радости не сразу отворила дверь, а вбежав наверх объявила, что Петр стоит у ворот. «В своем ли ты уме?» – сказали ей. А между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели, что это действительно был Петр, и изумились. Но Петр, дав знак рукой, чтобы молчали, рассказал, как Ангел вывел его из темницы. Он просил уведомить о своем освобождении Иакова, брата Господня, и, не оставшись в доме Марии, ушел в другое, безопасное место (12:3–17). При наступлении дня, воинов охватила тревога: узник исчез. Ирод пришел в страшный гнев и приказал искать Петра. Петр найден не был, стражу осудили на смерть, а Ирод отправился из Иудеи в Кесарию. Смерть Ирода Агриппы Кесария была столичным городом римской провинции, Палестины и Сирии, их административным центром, и Ирод торопился туда на празднества в честь императора Клавдия, по случаю возвращения его из похода в Британию. В Кесарии должен был состояться царский выход, гладиаторские бои и всякие шумные развлечения. В назначенный день, Ирод, одевшись в парадную царскую одежду, сел в амфитеатре на возвышенное место. К нему явилась депутация от тирян и сидонян просить о мире и льготах для их городов, т. к. область их (Финикия) экономически зависела от владений царских. Ирод был раздражен на тирян и сидонян и говорил с ними высокомерно. Между тем, придворные льстецы кричали из толпы: «Это голос Бога, а не человека». Ирод, как иудейский царь, должен был бы с гневом отвергнуть это обожествление, но не сделал этого и не воздал славу Богу. Прием продолжался, ослепительное солнце сирийского дня играло на вытканной из серебра царской одежде, сам царь блистал мужественною красотой и силой, но вдруг совершилось что-то ужасное и непонятное. Ирод склонил голову и поник всем телом. Это «Ангел Господен поразил его за то, что он не воздал славу Богу». Ирода увели из амфитеатра совершенно больным и, как говорит апостол Лука: «он, будучи изъеден червями, умер». Это случилось в 44 году, вскоре после казни в Иерусалиме апостола Иакова. 10. Первое путешествие Апостола Павла

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Я сказал, что пророчество уже совершается, что день и час его уже наступил, и вот я считаю, что с того дня, когда мы тут приступили к обсуждению этой великой, громадной темы, действительно совершается дело, которого хватит на весь этот срок, на все эти 18 лет. И пророчество это совершится во всей его полноте. Ни одна черта, ни один знак из него не может быть изменен или вычеркнут, не может быть места никаким иносказаниям. Россия скажет миру новое слово, именно Россия, именно вся Россия до последнего человека несмотря на то, что в ней много религий, много племен, много всяческого разнообразия. Но, однако же, ведь говорим мы, а мы не Россия? Как же понять это? Вот я и думаю, что мысли о ближайших судьбах Русской Церкви, этот разговор, этот спор о ней, я думаю, что этот спор будет не только наш, я думаю, что пройдет короткое время и этот горячий спор, эти страстные искания станут уделом всего этого города, прежде всего этого города, ибо ведь мы из него. И еще почему верно, что этот город – город исключительный, как говорит тот же самый пророк Достоевский, «самый фантастический из всех городов на свете, самый отвлеченный» 147 , еще он говорил. Но я думаю, что это еще не все. Довольно представить на миг, что весь город горит одной мыслью, значит, одним страстным исканием. Неужели это искание, это горение останется только в городе, таком, как столичный город, который связан тысячами нитей, токов, путей со всеми городами и селами великой страны? После того, как город весь будет пылать этой мыслью, пройдет очень короткое время, когда и вся страна загорится тем же самым огнем, когда мысль о ближайшей судьбе Русской Церкви станет русской мыслью, единой русской мыслью, когда ни о чем другом говорить не будут. Я думаю, что этот духовный подвиг России будет настолько могуществен и силен, что ничто не помешает, не помешают никакие события. И эта война, в полном смысле апокалипсическая, она нисколько не помешает, а поможет и потому, что она чудесна... Это, может быть, верно, что огонь войны рождает огонь нашей мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Пс.77:42-48 И не помянуша руки Его в день, в оньже избави я из руки оскорбляющаго: якоже положи во Египте знамения Своя, и чудеса Своя на поли Танеосе: и преложи в кровь реки их и источники их, яко да не пиют. Посла на ня песня мухи, и поядоша я, и жавы, и растли я: и даде рже плоды их, и труды их пругом. Уби градом винограды их и черничие их сланою: и предаде граду скоты их, и имение их огню.    Выражение: не помянуша руки Его значит то, что израильтяне не помнили, или не сознавали вполне власти и силы Божией и своей всецелой зависимости от Бога. Из руки оскорбляющаго – значит: от власти фараона, царя Египетского. Знамения и чудеса — оба эти слова в Священном Писании означают одно и то же (см. Исх. 7:9), но можно усмотреть и некоторое логическое различие между ними: знамение (, signification или , signum) как знак или доказательство силы сверхъестественной, Божественной, а чудо (, miraculum opus, или – , ostentum, prodigium) как очевидное и дивное дело Божие и тоже – сверхъестественное предзнаменование. На поли Танеосе – в окрестностях столичного города Таниса (см. объяснение ст. 12). Пророк кратко перечисляет здесь те чудеса, которые Господь Бог совершил в египетской земле, близ города Таниса, пред исшествием евреев из Египта. Не признавая силы Божией, как бы так говорит он, израильтяне не помнили руки Его, забыли то время, или тот день, когда Бог избавил их от власти мучителя (оскорбляющего) фараона, когда Он сотворил знамения в Египте и чудеса Свои на земле Таниса, – когда Он превратил воду в реках и во всех потоках в кровь, чтобы они не могли пить, – когда послал на египтян песиих мух (насекомых в виде ядовитого комара), чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их, – когда земные произрастения, плоды египтян, Господь отдал гусеницам и все плоды полевых работ их истребил саранчою (даде... пругом), – когда виноград их побил градом и сикоморы (черничие – дикую смоковницу) их заморозил льдом, – когда избил градом весь скот у египтян и все имение их, заключавшееся в стадах, предал огню от молний (Исх. гл. 7—10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

6, 16–19). 2. В других обстоятельствах Господь обращается только к Своим ученикам, к Своей " высшей школе " , школе сокровенных тайн. Посылая их на проповедь, Он предрекает им все, что произойдет с ними. Он не обещает им никаких удобств и никакого веселья в этой земной жизни, как это делали лжеучителя, самозваные мессии и примитивные агитаторы, чтобы привлечь к себе последователей. Господь предсказывает своим ученикам, что мир будет их ненавидеть, гнать, мучить, осмеивать, четвертовать, резать и истреблять: Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков (Мф. 10, 16). После того как Господь перечисляет все муки, которые придется претерпеть им от людей, Он говорит: Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано (Io. 10, 26). Что за утешение? Что за поддержка? Посмотрим. Да, воистину, все, что предрекал Учитель, произошло с апостолами. В те времена не было средств массовой информации, которые сообщали бы о тех или иных событиях. А даже если бы они и были, сомнительно, что в них освещались бы страдания никому не известных рыбаков. Газеты писали бы о политических сплетнях, о борьбе за власть и самоубийствах в Риме, тогдашней столице мира. Писали бы о кровавых состязаниях гладиаторов, о баснословно богатых пирах столичных вельмож, о морских пиратах, о персидских и египетских прорицателях. О деяниях Христовых учеников они бы умолчали. Они и не посмотрели бы в сторону этих созидателей нового мира и нового святого народа Божиего, вестников величайшего откровения от сотворения мира,— на их муки и страдания газетчики не оглянулись бы. Или если бы и дали сообщение о них, то поместили бы его на последней странице в виде сообщения о казни через повешение или о распятии каких-то еврейских маргиналов. А вернее всего, и того бы не было. Страдания апостолов остались неслышны миру и незаметны Римской империи. Но посмотрите, вот торжество Божие! Посмотрите на красоту истины слов Спасителя: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано! Века нанизывались один на другой, а сокрытая тайна жизни и страданий святых апостолов раскрывалась все больше и больше и становилась все ясней и очевидней перед лицом всей вселенной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Флп. весьма автобиографично, но несколько в другом смысле, чем, например, Гал. Здесь речь идет не столько о фактах, сколько о внутренних переживаниях, упованиях, скорбях и волнениях. Ап. Павел открывает друзьям свое сердце. Он уверен в их взаимной и бескорыстной любви к нему. Он знает, что их нисколько не обременяет помощь, которую они ему оказывают. Наоборот, она им же доставляет радость: 14 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. 15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; 16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. 17 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. 18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу (Флп. 4, 14-18). При этом «личный характер, которым оно отличается, не остался без влияния и на плане послания. Обычное деление посланий Павла на часть догматическую и часть практическую к нему неприложимо. Вообще план Флп. стройностью не отличается» . 67. Филиппы и филиппийская община Напомним, что ап. Павел основал христианскую общину в Филиппах во время своего 2-го миссионерского путешествия около или после 50-го года. Свое название македонский город Филиппы получил от имени царя Филиппа II, отца Александра Македонского (IV век до Р. Х.). Во времена Павла это был крупнейший, хотя и не столичный город провинции Македонии, который как и Фессалоника находился на важной Эгнациевой дороге ( via Egnatia), связывавшей Адриатику с Эгейским бассейном и вообще Рим с Востоком. С 167-го года до Р. Х. город стал римским, а приобрел известность тем, что в 31-м году до Р. Х. стал местом победы Марка Антония и Октавиана Августа над Брутом и Кассием, убийцами Юлия Цезаря. С тех пор в Филиппах поселились ветераны римской армии-победительницы, отчего город стал еще более римским. Он получил высокий статус римской колонии (kolwni/a), т. е. поселения ветеранов, пользуясь ius italicum, — законами, которые действовали на территории Италии, — что и отмечается в Деян. 16, 12 и важно для понимания Флп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ап. Павел даже не скрывает, с каким трепетом и по-человечески понятным волнением он шел в Коринф проповедовать такие «примитивные» вещи, как Крест, публике, искушенной в гораздо более сложных и высоких «знаниях» о Боге. Очевидно, сказывался и совсем недавний опыт общения с еще более амбициозными и избалованными столичными снобами и интеллектуалами — афинянами (см. Деян. 17, 18. 32) Но Павел обращается все к тем же «знающим», «духовным», упорно говоря о таких «простых» вещах, как терпение и единство: 1 Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. 2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, 3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? 4 Ибо когда один говорит: я Павлов, а другой: я Аполлосов, то не плотские ли вы? (1 Кор. 3, 1-4) В древнегреческом языке, на котором Павел писал послания, не было кавычек, которые подразумевали бы ироничный смысл. Но термин «духовные» (pneumatikoi/) в контексте послания чаще всего как раз и имеет такой смысл. Это был гностический термин, и не Павел его придумал, хоть он нам и хорошо знаком, и даже несколько заезжен, и мы привыкли понимать его в устоявшемся, церковном смысле. Когда же Павел его употребляет (2, 13.15; 3, 1; 12, 1; 14, 1. 37; 15, 44. 46), он всякий раз имеет в виду тот смысл, который вкладывали в него гностики. Точнее, конечно, не сами гностики, а христиане, входившие в коринфскую церковь и находившиеся под влиянием этого стремительно распространявшегося религиозного мировоззрения. Апостол говорит на языке своих оппонентов — этих, так сказать, гностицизирующих братьев. «Духовными» они себя сами же и называли. По сути дела, это была форма превозношения, гордыни перед теми собратьями, кто, кажется, не обладает мудростью (sofi/a), тем таинственным знанием, которым обладают гностики: мы, мол, духовные, а они еще нет, они плотские. Они и к Павлу относились несколько свысока.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

И Илия, и Елисей, – получивший милоть Илии и заступивший его место, – были духовным войском Израиля. Они были вооружены и словом, исполненным силы, и чудесами, которые были им дарованы Духом Божиим для выполнения высших божественных целей; но из этого видения мы усматриваем, что они были еще окружены небесным воинством, которое охраняло их, как исполнителей великих судеб Божиих. Что около Илии пророка пребывали такие же небесные огненные силы – можно разуметь из попаления отрядов, посланных взять его (4 Ц. I, 9–12). Елисей по-видимому идет на встречу Сирийским войскам, которые хотят окружить город со всех сторон: он находится посреди их, когда он молится (ст. 17): «Господи, порази их слепотою». Господь поражает их слепотою: но тут необходимо разуметь, что под именем слепоты здесь разумеется не потеря зрения, так как никто из войска не жалуется на слепоту, или на окружающую его тьму, – а здесь надо разуметь потерю сознания, потемнее рассудка и вообще мыслительных способностей. «И сказал им Елисей: это не та дорога и не тот город. Идите за мною, я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете. И привел их в Самарию» (ст. 19). Здесь, посредине укрепленного и занятого войсками столичного города, открываются мысленные очи Сирийцев, вследствие молитвы о том Елисея, и они видят себя пленными, или истребленными без всякой надежды на спасение. И первою мыслью Иорама, царя Израильского, обрадованного неожиданным пленениием неприятельскаго отряда, приведенного Елисеем, – было избить этих воинов. К счастью еще, что, несмотря на свое дурное и испорченное языческою средою сердце, Иорам благоговел перед пророком, и потому спрашивает его совета, или приказания: «не избить ли их, отец мой?» «И сказал он (Елисей): не убивай. Разве мечем своим и луком своим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему» (21 – 22 ст.). Мы видим, что и это чудо, совершенное человеком Божиим, имело пред собою высшую цель, – прославление священного имени Бога завета, Иеговы, среди язычников. Елисей напоминает Иораму, что это пленные не его, а пленные, принадлежащие исключительно Господу, сотворившему чудо, и как таковые, имеют право на уважение, на безопасность и на гостеприимство. Так резко отделялась правда Божия и Его милосердие от взглядов человеческих и в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Однако, чудо – не единственный критерий. Второй – пророчества. Об истинности этого критерия ( Втор 18:17–22 ) и соответствия его здравому смыслу уже было сказано в предыдущей главе. Он очевиден, потому что будущего не знает никто, кроме Бога. И тех, кому Он открывает. В предыдущей главе мы уже приводили пример пророчества, сбывшегося спустя столетия после произнесения – слова Иисуса Христа о женщине с алавастровым сосудом. Это далеко не единственный пример. Можно привести и другие. На протяжении многих веков одним из крупнейших центров древнего мира являлся город Вавилон. В дни своего расцвета Вавилон мог похвастаться и древностью, и динамикой развития. По всем человеческим меркам он был несокрушимой твердыней. Но пророки сообщают решение Бога о Вавилоне: И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нём... Но будут обитать в нём звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены – в увеселительных домах ( Ис 13:19–22 ). И не возьмут из тебя камня для углов, и камня для основания. Но вечно будешь запустением, говорит Господь ( Иер 51:26 ). Согласитесь, весьма определённое пророчество. Оно касается конкретного города, и предсказывает ему не просто потерю столичного значения, но полное исчезновение, и не какой-то период запустения, но на веки вечные отсутствие здесь людских поселений, и даже конкретно указывает животных, которые будут обитать на развалинах. Во время произнесения пророчества в VIII веке до Рождества Христова эти слова казались невероятными – к тому времени Вавилон стоял уже полторы тысячи лет, и находился в расцвете. Но в VI веке до Р.Х. город был захвачен и частично разрушен войсками персидского царя Кира. В IV веке до Р.Х. Вавилоном овладел Александр Македонский, который решил возродить хиреющее поселение, восстановить главный языческий храм и сделать Вавилон столицей своего царства. Однако сразу после этого решения великий полководец заболел и умер – раньше, чем даже были разобраны развалины. Один из его преемников – Селевк, не только не продолжил замысла Александра, но и вовсе переселил большую часть жителей Вавилона в другой город.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Говорит же Он против осажденного Иерусалима, который или так опоясан вавилонским войском, как Тир великим морем, и спастись не может, или который, по твердости и величине стен, считает себя, подобно твердейшей скале, непреодолимым и крепким и говорит: кто может устрашить нас, и кто войдет в жилища наши? Тогда как напротив Бог говорит: Я посещу вас; вы не сможете убежать от ока Моего. Посещу же вас на погибель, и воздам вам плод лукавства вашего. И Я зажгу огонь в лесу вашем. Не Вавилонянин, как вы думаете, не царь Халдейский, но Мой гнев совершит все это. Лесом же Он называет Иерусалим и всю окрестную страну, так как он не имеет деревьев, приносящих плоды добрых дел, почему и приготовлен для сожжения. И прекрасно называет эту страну долиною ровною, потому что она удобопроходима для неприятелей, а не горою высокою, на которую с трудом можно взойти. Сообразно с этим и у Исаии говорится: видение в долине Сионской ( Исайи 22, 1 ). Все, что предсказывается царскому дому и столичному городу, мы можем применять к церковному чину и князьям церквей, к тем только, которые преданы гордости, богатству и роскоши. И затем, не избавится он от погибели потому, что он есть дом царский, так как и из потомков Давидовых нашлось очень немного таких, которые были угодны Господу, как сам Давид, Езекия и Иосия, а большая часть начальников и царской Фамилии навлекли на весь народ гнев Господень. Глава XXII. Ст. 1–5. Так говорит Господь: сойди в дом царя Иудина, и изреки там слово сие, и скажи: выслушай слово Господне, царь Иудин, сидящий на престоле Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой, входящие сими воротами. Так говорит Господь: производите суд и правду, и избавляйте силою угнетенного от руки клеветника, и пришельца, и сироты, и вдовы не огорчайте, и не утешайте несправедливо (или нечестиво), и крови невинной не проливайте на мести семь. Ибо если вы, исполняя исполните слово сие, то будут входить воротами дома сего цари из рода Давида, сидящие на престоле его, и восходящие на колесницы и коней, сами и слуги и народ их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010