Благовременно (писатель) повествует о ревности Павла, чтобы показать, что он именно увлекался ревностью. Еще не насытив­шись убиением Стефана и не удовольствовавшись гонением и рассеянием Церкви, он приходит к архиерею. Здесь исполняются слова Христовы, сказанные к ученикам: «всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» ( Ин. 16:2 ). Так он поступал, но не так, как иудеи, – да не бу­дет! Он поступал по ревности, как видно из того, что от­правлялся и в чужие города; а они не заботились и о том, что происходило в Иерусалиме, но домогались одного только – на­сладиться честью. Зачем он отправлялся в Дамаск? Это был город большой, столичный; он боялся, чтобы и туда не про­никли (верующие). И посмотри на его усердие и ревность, как он действовал по закону. Он не приходит к правителю, но к архиерею. «Пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению». «Последующих» называет (писатель) верующих, которых тогда все так называли, может быть, потому, что они шли по пути, ведущему на небо. Почему же он не полу­чил власти наказать их там, но ведет в Иерусалим? Чтобы здесь с большею властью совершить наказание. И смотри, под­вергая себя такой опасности, он, однако, боится, чтобы не потер­петь чего-нибудь худого; потому он берет с собою и других, может быть, из страха, или потому, что шел против многих, он и берет многих, чтобы смелее, «кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим». С другой стороны, этим путешествием он хотел показать всем им, что все это – его (дело); а те не заботились об этом. И заметь, он и прежде ввергал (в темницу). Так, чего те не могли, то он мог по ревности. «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян.9:3, 4 ). 3. Почему это случилось не в Иерусалиме? Почему не в Дамаске? Чтобы другие не могли иначе рассказать об этом, но чтобы сам, шедший с такою целью, рассказал и был достоин вероятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но постараемся соединить их все и возможно приблизимся к истине. Начнем с того, что Иуда был единственным апостолом, призванным из Иудеи, все остальные были галилеянами. Мы мало знаем о нем. Он сын некоего Симона, и родом из пригорода Иерусалима, то есть он – столичный человек. Иуда сам напросился в апостолы и вместе с Симоном Зелотом, стали 11 и 12 апостолами соответственно. Он презрительно относился к остальным апостолам, и они отвечали ему тем же. Один лишь апостол Иоанн попытался наладить с ним отношения, но вскоре заметил его тайную страсть. Иуда был избран габбаем – то есть распорядителем денег, пожертвованных на нужды религиозной общины. В обязанности этого человека входило ношение специального ящика для пожертвований. Так вот, Иуда периодически оттуда подворовывал. И если Иоанна он еще мог обмануть, то вот Христа никак. Господь видел его сердце и сострадал ему. Он до последнего называл его другом и личным примером показывал ему Свою благорасположенность. Но грех – это страшная сила. Захватив человека, она с головой уносит его прочь от света и истины. «И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, едущий со Мною, предаст Меня» (Мк. 14, 18). Ученики «весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?» (Мф. 26, 22). Господь же продолжил: «Впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается лучше было бы тому человеку не родиться» (Мк. 14, 21). По обычаям восточных народов, все присутствовавшие на Тайной вечере возлежали вокруг стола, опершись одной рукой на специальную подушку, второй принимали пищу. Так каждый возлежащий по диагонали был в непосредственной близости от соседа, у его груди: «Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса» (Ин. 13, 23). В этом отрывке, апостол Иоанн не называет себя прямо, но это был он. «Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/02/no...

Здесь псалмопевец обличает ефремлян и всех вообще вероломных израильтян в том, что они забыли все благодеяния, которые Господь Бог явил отцам их в то время, когда выводил их из Египта, избавляя от рабства египетского, – что забыли все чудеса, какие сотворил Бог, пред глазами отцов их, в наказание египтян, поражая последних страшными казнями: превращением рек и потоков их в кровь, чтобы нечего было им пить, насланием на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их, – и прочих, о которых говорит ниже (ст. 44–49). Он называет и местность, на которой совершены были все эти чудеса, говоря, что все это совершено на поли Танеосе (в пер. с евр. «Цоан»). По свидетельству словаря П. Гильтербрандта, Танеос (с коптского значит «низменное место») был город в Нижнем Египте, в котором воспитывался пророк Моисей. Об этом городе упоминается в книге Чисел ( Числ.13:23 ) и Иудифь ( Иудиф.1:10 ), и у пророков Исайи ( Ис.19:13, 30:4 ) и Иезекииля ( Иез.30:14 ), где он называется Танис и Тан. При Моисее Танис был столичным городом фараонов, а ныне там одни развалины, под именем Сан, или Дшани. Посему выражение на поли Танеосе значит: в окрестностях города Таниса. Здесь же далее напоминает пророк о тех чудесах, какие были совершены Богом при самом выходе евреев из Египта, когда фараон сначала долго не отпускал их, а потом, принужденный отпустить, хотел назад воротить их. Пророк говорит о том, как Бог открыл дно глубокого Чермного моря (разверзе море) и по сему дну, как посуху, безопасно провел их, причем поставил воды по обеим сторонам пути, наподобие меха, крепко удерживающего воду, чтобы не разлилась. Словом, пророк кратко говорит здесь о том же, о чем ясно и подробно изложено Моисеем в книге Исход ( Исх.14 ). Изводя евреев из Египта, Господь шел пред ними днем в столпе облачном, показывая (настави я) им путь, а ночью в столпе огненном, освещая этот путь и предохраняя от холода и ночной сырости. Св. апостол Павел в этом переходе евреев чрез море, под покровом облака, видит прообраз христианского крещения в воде ( 1Кор.10:1–2,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Рим. 16:16 .  Приветствуйте друг друга с целованием святым. Этим миром он удаляет от них всякий помысел, могущий смутить их, и всякий повод к малодушию, чтобы высший не презирал низшего, а низший не завидовал высшему, но удалены были презрение и зависть, а святое лобзание все умиротворило и уравняло. Поэтому не только повелевает им приветствовать друг друга, но и посылает им приветствие всех церквей, – говорит: «Приветствуют вас», не того или другого в частности, но всех вообще, «церкви Христовы». Замечаешь ли, какую немалую пользу мы получили от этих приветствий? Скольких сокровищ мы прошли бы мимо, если бы этой части послания не исследовали с тщательностью, разумею – такой, какая была для нас возможна? А если бы отыскался мудрый и духовный муж, то он проник бы глубже и увидел бы больше жемчужин. Но так как иные неоднократно спрашивали, почему (апостол) в этом послании многих приветствует, чего он не делал в других посланиях, то можно бы сказать на это, что (апостол) поступает таким образом потому, что еще никогда не видел римлян. Но на это скажут, что он не видел и колоссян, однако же, не делает этого. Но римляне были знаменитее прочих, и в Риме, как в более безопасном и столичном городе, жили переселившиеся туда из других городов. И так как они жили на чужой стороне и имели нужду в большем покровительстве, некоторые же из них были лично знакомы Павлу, а другие, находясь в Риме, весьма много служили ради него, то и естественно было (апостолу) похвалить их в послании. Ведь и тогда слава Павла была не мала, но настолько велика, что удостоившиеся его послания в самом этом писании находили для себя большую защиту. Павла не только уважали, но и боялись. Иначе он не стал бы говорить так: «она была помощницей многим и мне самому»; и еще: «я желал бы сам быть отлученным» ( Рим. 9:3 ). Он и в послании к Филимону сказал: «Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа» ( Флм. 1:9 ), а в Послании к галатам: «я, Павел, говорю вам» ( Гал. 5:2 ), и: «приняли меня... как Христа Иисуса» ( Гал. 4:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Прими Петров голос, Павлово учение: «Христос по плоти, сущий над всем Бог , благословенный во веки, аминь» ( Рим. 9:5 ). Святой Дух да будет покланяем, воспеваем, славим. Из божественного Писания мы богословствуем, – желают ли враги, или нет; свидетельствует мне и Павел, говоря: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и кто обитатель? и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор. 3:16 ). Итак, иное храм, и иной обитающий. Не слышал ли ты Петра, который сказал: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому» и прибавил: «Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян. 5:3–4 ). Но еретики говорят: он не назвал Духа Богом, а (сказал лишь), что Дух был послан от Бога: оскорбляющей Духа, говорят, оскорбляет Бога, пославшего Духа. Но, о, неразумный и несмысленный! – а для безбожника нет никакого другого более подходящего названия, как неразумный: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» ( Пс. 13:1 ), – он не сказал так, как ты полагаешь. Если бы оскорбление Духа восходило к Богу, как пославшему, нужно было бы сказать: не Духу ты солгал, но Богу. Но этого доста­точно; должно уподобить апостольскому хору Святую Троицу, о Которой Отец возвещает. Троица апостолов – свидетель не­бесной Троицы. Итак, возвеселимся в чистоте и скажем: «у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» ( Ис. 54:1 ), или – ­нежели всякая ересь, имеющая учителем человека, а не Бога. Молитвами и ходатайством общего отца и учителя, да пребудем все мы вместе с апостолами и мучениками в православной вере, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и дер­жава со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. У Миня эта беседа относится к разряду «dubia» (сомнительных), так что с решительностью не усвояется даже еп. Севериану. Предполагается, что неизвестный оратор говорил в Константинополе, скоро по изгнании оттуда императором Федосием Великим «аномеев» (еретиков, учивших о неподобосущии Сына Отцу). Изгнание было в 380 году; оратор мог говорить в 381 году. В конце оратор намекает на некоего «отца,» невидимому, епископа. Думают, что здесь разумеется св. Григорий Назианзен (Богослов), отказавшийся тогда от столичной кафедры ради церковного мира. Он умер в 390 году. Абзацы в тексте расставлены нами. – Редакция «Азбуки Веры»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Потому что у Меня, говорит Он, много людей в этом городе. Замечательно, что когда Он говорил это о городе Коринфе, тогда в нем было только несколько душ верующих, остальные же все были язычники. Но Тот, всевидящее око Которого способно усматривать обильную жатву и там, где обыкновенный человеческий глаз ничего не видит, кроме напрасного труда и безуспешности. Он усмотрел и в Коринфе обильную жатву – великую христианскую общину еще прежде, чем она основана была Апостолом. У Меня много, сказал Он, людей в этом городе. Да послужит это слово и тебе, возлюбленный собрат, ободрением и основанием для той светлой надежды, что и твой пастырский голос не будет заглушен на нашем шумном базаре столичной житейской суеты, но привлечет к себе многих слушателей и что семя божественного слова, которое будешь ты сеять, найдет для себя восприимчивую почву, взойдет во время свое и принесет плод свой. Итак, прими этот пастырский жезл и води с ним вручаемое тебе словесное стадо на животворные нивы словес Божиих и к источникам благодатных вод, текущих в живот вечный. Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе ( Деян.18:9–10 ). Слово при вручении жезла Преосвященному Евдокиму (Мещерскому), епископу Волоколамскому 87 Преосвященный епископ Евдоким! 88 Сердечно приветствую тебя с принятием высокого епископского сана. Из выслушанной на днях воодушевленной речи твоей известно мне, с каким глубоким христианским настроением принимаешь ты это служение и как пламенно желаешь совершить его с возможно большей пользою и успехом. От всей души желаю этого успеха и я, ближайший твой сослужитель. Но при мысли об успехе пастырского дела естественно возникает вопрос о том, при каких условиях возможен он и чего главным образом требует Христос от пастырей Своего стада? Возлюбленный о Господе брат и сослужитель! В настоящую, единственную, как ты сам сказал, минуту в твоей жизни, когда ты во всеоружии выступаешь на поприще архиерейского служения, потщимся повнимательнее прислушаться к движению своего сердца, испытаем свою совесть и спросим себя: любим ли мы Господа? Да простит мне любовь твоя за то, что я ставлю вопрос этот после того, как ты торжественно поведал уже нам о своей любви и преданности Богу при твоем наречении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Если же ты не так расположен, то и не давай; если ты не считаешь этого более получением, нежели отдачей, то и не делай подаяния. Об этом свидетельствует Павел и в другом месте, где он говорит так: «Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил – я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым» исполнили они ( 2Кор.8:1–4 ). Видишь ли, как он удивляется им более за то, что они с благодарностью, прося и умоляя, щедро отдавали свое имущество? 3 . Поэтому мы удивляемся и Аврааму, – не только потому, что он заколол тельца и замесил муки, но и потому, что он с великим удовольствием и смиренномудрием принимал странников, выходя им на встречу, услуживая им, называя их господами, полагая, что он нашел сокровище бесчисленных благ, когда видел проходящим какого-нибудь странника. Таким образом, бывает двойная милостыня, когда мы даем, и притом даем с охотою: «Доброхотно дающего, – говорится в Писании, – любит Бог» ( 2Кор.9:7 ). Если же ты раздашь, хотя бы тысячи талантов, с гордостью, надменностью и тщеславием, то погубишь все, – подобно тому как фарисей, который отдавал десятую часть из своего имущества, но превозносился и надмевался этим, вышел из храма, погубив все. Не так было при апостолах, но с радостью, с весельем; и, считая величайшим для себя приобретением, верующие приносили деньги и считали вожделенным для себя, если апостолы удостаивали принять их. Как те, которым поручаются высокие должности и которые отправляются жить в столичные города, совершенно продают все свое имение и таким образом переселяются, так точно поступали и тогдашние люди, получив призвание на Небо, в высшую столицу и в тамошнее Царство. Они знали, что Небо – истинное их отечество; и потому, обращая в деньги свое имущество, препровождали его туда через руки апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В 28-й главе подробнейшим образом говорится об одеждах священнослужителей при Скинии: какие это должны быть одежды, как следует их сшить, и с тем же подробнейшим перечислением самых лучших тканей, драгоценных камней, «чистого золота» для украшения, и опять же с применением «искусной узорчатой работы». Сам Господь настаивает: все в храме должно быть самой искусной работы Господь назначил через Моисея определенных людей «и исполнил Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу; и способность учить других вложил в сердце… чтобы делать всякую работу (для святилища) резчика и искусного ткача, и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани, и ткачей, делающих всякую работу и составляющих искусные ткани» (Исх. 35: 30–35).      Подобные наставления Господь завершает, как и в случае постройки храма, строгими и торжественными словами: «Это устав вечный, для поколений их…» (Исх. 28: 43). «Строящий Мне Дом да возьмет все самое лучшее, что сможет найти», – примерно такая мысль проходит сквозной нитью через все эти описания. Следуя им, строил царь Соломон и первый Иерусалимский храм. Он даже вынужден был заключить «договор» с другим народом, не очень, кажется, дружественным, чтобы получить у них особо ценные породы дерева для постройки храма. Конечно, если храм строится, например, в небольшом селе, то строящий «да возьмет все лучшее», имеющееся в этой местности и по его возможностям, но если в большом городе, а тем более столичном, то он просто обязан взять все, что есть лучшего в его распоряжении. А относительно позолоты, которая, как пел Игорь Тальков, «кому-то глаз слепила», то ведь это указание Господа на красоту, которая ждет человека «там», «горе», стремление хоть ненадолго оторвать его помыслы от бренной жизни и возвысить их к небесам, к высоте духовной. Многие древние святые отцы высказывали предположение, что в Царствии Небесном дивно-золотистый цвет «разлит» повсеместно…

http://pravoslavie.ru/139519.html

Апостолы называли их обманщиками, безводными источниками, облаками, блуждающими звездами, осенними деревьями, указывая этими сравнениями на то, что они способны были вызвать лишь минутное одушевление, а не действительно переродить человека. Пастырство есть служение церковное С точки зрения психологической также совершенно понятно, что, при постоянном господстве в обществе греха, насадитель нравственного добра в мире, видя себя одиноким, врагом почти всего мира, не мог бы устоять в своем подвиге, если бы не сознавал себя ратником великого воинства, одним из многих носителей и выразителей не своей, но Божией силы, победоносно исполняющей через «неодолимую адовыми вратами церковь » спасительные предначертания Промысла. Кому неизвестна тяжесть креста евангельского проповедника? Будете ненавидимы всеми языки имени Моего ради ( Mф. XXIV, 9 ); всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу ( Uoah. XVI, 2 ). Если и совершается дело служения сего, если даже и победа достигается, то ведь это идет путем чрезвычайно медленным, далеко не заканчиваемым сроком назначенной пастырю земной жизни. Мог ли бы, напр., св. Григорий Богослов находить смысл в своей борьбе с арианством или св. Златоуст в борьбе со столичным развращением, если бы они мыслили себя отдельными, личными борцами за истину? Сила пастырского влияния приобретается по большей части уже в старости, когда деятель готовится к отшествию в вечность: где возьмет он бодрость в борьбе своей, если не в уверенности, что и после его кончины не перестанет действовать та сила, одним из носителей которой он является, – сила Церкви? Св. Димитрий Ростовский в слове об истинном пастыре (кажется на св. Тихона Амафунтского), в числе свойств пастырских указывает на то, которое выражено словами Господа: никто не похитит их (овец) от руки Моей, Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех: и никто не может похитить их из руки Отца Моего ( Иоан. Х, 28, 29 ). Мысль у св. Димитрия та, что условием истинного пастырства должна быть убежденность, что стадо, пасомое пастырем и охраняемое им от врагов, есть стадо не его собственное, но то же стадо Христово, которое в Нем и в Отце его имеет свою охрану и через то дает и земному пастырю дерзновенную надежду на победоносный исход духовной борьбы. Лишь сознавая себя одним из членов вселенского тела Христова, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Eф. IV, 16 ), уполномоченный церковью, христианин может решиться на пастырский подвиг, не страшась видимого господства зла и неправды в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Подчеркну, что светлые, позитивные тенденции сегодня тоже заметны, особенно если сопоставить современную эпоху со злосчастным временем 90-х. Мне совершенно ясно: просвещение общества со стороны Православной Церкви, курс на обретение духовных корней, путь подлинного воцерковления людей – вот единственное, что может противодействовать растлению нравов, затормозить и сдержать этот процесс, развернув нашу историю вдоль вектора созидания. – В Евангелии сказано: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6, 22–23). По одному из толкований это относится к служителям Церкви. Батюшка, как Вы думаете, сейчас наши «очи» прозрели, видят значение Русского Царя для благосостояния Отечества и спасения душ человеческих? Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий в Царском Крестном ходе на Ганину Яму – Сегодня Царская Семья прославлена в лике святых, хотя мне кажется, не вполне еще проявляются последствия ее прославления… Сегодняшнее духовенство, плоть от плоти нашего народа, тоже нуждается в просвещении и укоренении историзма в своем сознании. Многие молодые батюшки, столкнувшись с либеральными тенденциями на учебной скамье, как я вижу, легко подхватывают чужую песню о «слабости Государя». Слышу, что иные из известных церковных полемистов не видит ничего предосудительного в «Матильде», говоря, что «Государь показан в фильме как человек, которому ничего не чуждо»... Таким образом, невежественные обыватели почитают гнусный пасквиль едва ли не биографической страницей из жизни последнего Российского Монарха. Сегодня трудно делать обобщение, хотя по моим наблюдениям – а я знаком и со столичным, и с провинциальным духовенством – среди представителей клира гораздо чаще, чем в иных сословиях общества, можно встретить искренних и разумных патриотов. Священники, возрождая нравственность в России, понимают, что почитание памяти святого Государя Николая Александровича является одновременно и внутренним нравственным долгом, и потребностью души православного христианина.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/04/tol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010